+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Начало движения транспортного средства по ПДД

Начало движения транспортного средства по ПДД

Начало движения транспортного средства по ПДД

Управлять ТС могут лица, успешно прошедшие обучение в автомобильной школе и сдавшие квалификационные экзамены в ГИБДД в порядке, определенным в Постановлении Правительства № 1097 от 24 октября 2014 года “О допуске…”.

Однако одних водительских прав недостаточно – гражданину необходимо знать и выполнять требования ПДД (далее – Правила) при начале движения – они различаются в зависимости от того, откуда начинается езда – с обочины, светофора, парковки и др.

Что обязан сделать водитель перед тем, как тронуться с места

Раздел 2 Правил регламентирует, что перед выездом в дорогу автомобилисту необходимо:

  • проверить наличие документов, предъявляемых по требованию сотрудников дорожной полиции (ВУ, СРТС, страховой полис ОСАГО, при необходимости – путевой лист или документация на перевозимый груз);
  • обеспечить надлежащее техническое состояние ТС, в частности, проверить, чтобы не было недостатков, указанных в “Перечне неисправностей и условий…”;
  • проверить наличие необходимых инструментов и материалов – аптечка, огнетушитель, светоотражающий жилет, ключ с торцевой головкой для замены колеса, знак аварийной остановки и др.;
  • пристегнуться ремнем безопасности (если автомобиль оборудован им), а также позаботиться о пристегивании всех пассажиров.

Перед началом движения на светофоре

Как сказано в п. 6.1. Правил, сигналы (секции) светофоров могут быть:

  • круглыми (наиболее распространенный вариант);
  • в форме стрелок;
  • в форме силуэта пешехода или велосипеда;
  • Х-образные.

Цвета сигналов известны каждому с детства:

 красный запрещается движение
 зеленый можно ехать
 зеленый мигающий можно ехать, но с учетом того, что скоро (через пару секунд) включится желтый сигнал
 желтый сигнализирует о смене сигналов и воспрещает движение
 желтый мигающий сигнализирует о неработоспособности светофора и о необходимости руководствоваться знаками приоритета

Начало движения со светофора (если на нем производилась остановка) выполняется следующим образом:

  • проверяется, что перекресток регулируемый (то есть что желтый сигнал не мигает);
  • заранее занимается соответствующее крайнее положение (для поворота налево нужно занять крайнюю левую полосу, направо – правую, если иное не регламентировано знаками или разметкой);
  • включается поворотник или, если он не работает, подается сигнал рукой (п. 8.1. Правил) (кроме случаев, когда осуществляется движение прямо);
  • ожидается включение разрешающего сигнала;
  • начинается движение;
  • в случае поворота налево пропускаются встречные машины и те, которые поворачивают направо, а также пешеходы (п. 13.4. Правил);
  • при повороте направо пропускаются пешеходы, а также трамвай, если таковой осуществляет движение также на основной зеленый сигнал (п. 13.6. Правил).

При перестроении

Перестроение потребуется в случае необходимости занять какую-либо полосу для движения или последующего совершения маневра.

К примеру, водитель увидел знак 5.15.1., предписывающий осуществлять поворот направо только с крайней правой полосы. Если автомобилист находится в другом ряду, ему потребуется перестроиться.

Порядок следующий:

  • включение поворотника (или подача сигнала рукой, подробности далее);
  • использование зеркал заднего вида для пропуска ТС, движущихся попутно и не меняющих направление движения;
  • выключение поворотника и завершение маневра.

Если перестроение одновременно начали 2 ТС, преимущество будет иметь водитель, находящийся справа (п. 8.4. Правил).

При отъезде автобуса от остановки

В п. 18.3. Правил содержится главное требование – в пределах границ городов маршрутные ТС имеют приоритет при отъезде с обозначенного знаком 5.16. или 5.17. места остановки.

Соответственно, если впереди от остановочного павильона начинает движение троллейбус или автобус, необходимо снизить скорость и дать ему занять свою полосу. Только после этого можно начинать осуществлять маневр (обгон, опережение и др.).

Следует учитывать, что автолюбитель также обязан уступить дорогу и пешеходам, которые движутся к месту остановки маршрутного ТС (если посадка и высадка осуществляются со стороны проезжей части – п. 14.6. Правил).

Кто кому должен уступить при перестроении по полосам в ПДД, читайте здесь.

Основное требование перед началом движения задним ходом представлено в п. 8.12. Правил.

Перед включением задней передачи водителю необходимо:

  • убедиться в исправности задних зеркал и в безопасности совершаемого маневра;
  • если движение задом затруднительно из-за большого количества объектов или людей, следует прибегнуть к помощи иных лиц;
  • если есть возможность развернуться и двигаться передом, а не задом, ей (возможностью) всегда следует пользоваться;
  • также нужно проверить, не запрещено ли движение задом – в частности, данный маневр нельзя совершать на пешеходных переходах, в тоннелях, на ж/д переездах, в местах остановки маршрутных ТС и на перекрестках.

От обочины

В соответствии с п. 1.2. Правил, обочиной признается элемент автомобильной дороги, который непосредственно примыкает к проезжей части и находится на одном уровне с ней.

Определить обочину очень просто – она различается от основной проезжей части видом покрытия. Как правило, это грунт, а на основную проезжую часть кладут асфальт.

Останавливаться на правой обочине разрешается Правилами (см. п. 12.1.). Также можно останавливаться и на левой обочине, но и при условии, что остановка осуществляется:

  • в пределах населенного пункта;
  • на дороге, имеющей по 1-й полосе для каждого направления;
  • на дороге, не имеющей трамвайных линий посередине.

Обращаем внимание, что при совершении маневров с обочины автомобилисту следует быть внимательным. На основании п. 4.1. Правил, по данному элементу дороги могут двигаться пешеходы, инвалиды на колясках, а также граждане, транспортирующие громоздкие предметы.

Кроме этого, по обочинам разрешено двигаться группам детей (днем и только в сопровождении взрослых лиц – аб. 2 п. 4.2. Правил). Также на обочине пешеходы могут ожидать маршрутное транспортное средство (п. 4.8. Правил).

Главное правило при начале движения от обочины – пропуск (не создание помех) иных участников дорожного движения и подача соответствующего сигнала поворота.

Важно, что при начале движения от обочины по полосе, непосредственно примыкающей к ней, пропустить нужно только попутные ТС, а при необходимости выехать на полосу, примыкающую к противоположной обочине – и встречные, и попутные (см. картинку).

С парковки

На основании п. 1.2. Правил, под парковкой или парковочным местом рассматривается специально оборудованная зона, являющаяся частью дороги и непосредственно примыкающая к тротуару или обочине, служащая для стоянки автомобилей на платной или бесплатной основе (по решению собственника).

Здесь же, в п. 1.2. Правил, дано определение, что такое прилегающая территория – это зона, непосредственно прилегающая к дороге и не служащая для сквозного движения ТС.

Парковка обозначается информационным знаком 6.4., который может применяться совместно с информационными табличками, регламентирующими способ постановки ТС (8.6.1. – 8.6.9.).

При начале движения с парковки действует общее правило выезда с прилегающих территорий – то есть автомобилист должен уступить дорогу всем, кто находится на основной проезжей части – велосипедистам, гужевым повозкам, механическим ТС и др.

Требование, предусмотренное в п. 8.1. Правил, также действует – то есть необходимо подавать соответствующий сигнал о повороте.

С изменением направления пути

Под изменением направления движения понимается разворот. Выполнять данный маневр необходимо, убедившись в отсутствии помех для других участников движения и в его безопасности.

Главное требование перед осуществлением разворота – необходимость включения левого сигнала поворота. Если сигналы не работают, следует подавать жесты руками (см. ниже).

Если водитель движется по многополосной дороге, для данного маневра нужно занять соответствующее крайнее местоположение (левое) (п. 8.5. Правил). Исключение – если знаки 5.15.1., 5.15.2. или разметка 1.18. гласят о необходимости осуществлять разворот с какой-либо полосы.

Водителю также следует обратить внимание на наличие попутных трамвайных линий, расположенных на одном уровне с дорогой (не выше и не ниже). Если нет 5.15.1. и 5.15.2., то разворот нужно осуществлять именно с попутной трамвайной линии.

Дальнейший порядок действий зависит от того, где совершается маневр – вне перекрестка или в его пределах:

  • в 1-м случае уступить дорогу нужно попутному трамваю и встречным ТС (п. 8.8. Правил);
  • во 2-м случае все зависит от того, какой перекресток – регулируемый или нерегулируемый, поэтому уступать нужно всем тем, кому уступается дорога согласно правилам проезда регулируемых и нерегулируемых перекрестков при повороте налево (к примеру, при развороте на светофоре нужно уступать встречным машинам и трамваю, если для него горит основной зеленый сигнал).

При подъеме

Крутые подъемы и спуски обозначаются, соответственно, предупреждающими знаками 1.14. и 1.13.

Каких-либо особых предписаний относительно порядка движения на подъемах и спусках Правилами не установлено. Единственное, на что следует обратить внимание – ситуация, когда встречный разъезд на подъеме или спуске затруднен (например, при наличии узкой проезжей части).

В таком случае, на основании п. 11.7. Правил, уступать дорогу должен тот водитель, который движется на спуск. Тот, кто находится на подъеме, будет иметь приоритет.

Жесты руками

П. 8.1. Правил обязывает автолюбителей подавать сигналы поворотниками при выполнении соответствующих маневров (поворот налево, направо, разворот, съезд или начало движения от обочины и др.).

Однако поворотники могут отсутствовать или быть неисправными – например, по причине перегоревшей лампочки. В таком случае, следует открыть водительское или пассажирское окно и приготовиться к подаче жестов рукой.

Для сигнализирования рукой об осуществлении поворота влево следует:

  • либо полностью вытянуть из водительского окна левую руку, не согнутую ни под каким углом;
  • или же попросить пассажира вытянуть в пассажирское окно правую руку, согнутую в локте под 90-градусным углом вверх (см. картинку).

Сигнал об осуществлении правого поворота подается в аналогичном порядке:

  • вытянутая водителем в свое окно левая рука, согнутая в локте на 90 градусов;
  • или вытянутая пассажиром правая рука, не согнутая ни под каким-либо углом.

Если необходимо уведомить других участников езды о торможении, необходимо поднять левую или правую руку (неважно) вверх.

Что запрещено делать

При начале движения ТС запрещено выполнять следующие действия:

  • начинать движение, не убедившись в соответствии ТС Основным положениям по допуску транспортных средств…;
  • вводить других участников автомобильного движения в заблуждение сигналами поворота – например, поочередно включать то левый, то правый поворотник или включать левый поворотник, а поворачивать при этом направо;
  • выполнять разворот в местах, где это запрещено соответствующим знаком или п. 8.11. Правил – то есть на пешеходных переходах, в тоннелях, на мостах, эстакадах, в местах остановки городского транспорта и др.;
  • выполнять движение задним ходом на перекрестках и там, где запрещен разворот;
  • осуществлять поворот таким образом, при котором автомобиль окажется на полосе встречного движения (п. 8.6. Правил).

Штрафы и другие наказания

Приведем перечень штрафов и прочих наказаний, накладываемых на водителя в случае нарушения Правил при начале движения:

Суть нарушенияНормативная регламентация по КоАПВозможные санкции
Неисполнение требования п. 2.3.1. Правил, регламентирующего необходимость проверки соответствия ТС перед началом движения Основным положениям по допуску…Ст. 12.5.Как правило, предупреждение или штраф 500 рублей, однако может быть и лишение (в случае наличия ксенона, незаконных устройств для подачи звуковых сигналов и др.)
Неисполнение требования п. 2.1.2. ПравилСт. 12.6, ст. 12.29Штраф на водителя 1000 рублей, на каждого непристегнутого пассажира – предупреждение или 500 рублей
Неисполнение требования аб. 2 п. 2.7. ПравилЧ. 1 ст. 12.8Штраф 30000 + лишение прав на срок от 1,5 до 2 лет
Начало движения на красный сигнал светофораЧ. 1 ст. 12.12Штраф 1000 рублей
Нарушение правил маневрирования, например, выезд с обочины и не пропуск ТС, пользующихся преимуществомЧ. 3 ст. 12.14Предупреждение или штраф 500 рублей
Неподача сигнала поворотником в случаях, когда это необходимо согласно ПравиламЧ. 1 ст. 12.14.Предупреждение или штраф 500 рублей
Непропуск отъезжающего от места остановки маршрутного ТСЧ. 1 ст. 12.17Предупреждение или штраф 500 рублей

Итак, при начале движения автомобилист должен убедиться, что он предоставил приоритет тем транспортным средствам, которые его имеют согласно положениям Правил.

Уступать дорогу нужно практически всегда при начале движения – например, от обочины, с парковки или стоянки, на спуске, при перестроении и др.

Знак автобусная остановка в ПДД рассматривается на странице.

О знаке шипы в новых правилах ПДД с 1 июня 2020 года узнайте из этой информации.

Источник: http://avtopravozashita.ru/pdd/nachalo-dvizhenija-po-pdd.html

10 пунктов ПДД, которые водитель должен знать наизусть

Начало движения транспортного средства по ПДД

1 мая 2019 года Теоретически, водитель должен знать все пункты Правил дорожного движения, да так, чтобы от зубов отскакивали. Практически их держат в голове только на экзамене в ГИБДД — и то не все.

И почти нет уникумов, которые могут без запинки процитировать любой пункт действующих Правил — даже среди сотрудников ДПС, для которых это знание основное.

Однако несколько пунктов заучить все-таки следует каждому водителю — для более уверенного общения с теми же сотрудниками.

И цитировать точно, пусть даже многие формулировки кажутся чудовищно сложными.

Стоп, машина!

ПДД четко определяют список неисправностей автомобиля, с которыми нельзя ездить. Пункт 2.3.1:

«Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада».

Остальные неисправности — дымящий двигатель, поврежденное ветровое стекло, «секущая» выхлопная — не являются поводом запрещать вам дальнейшее движение.

«При возникновении в пути прочих неисправностей, с которыми приложением к Основным положениям запрещена эксплуатация транспортных средств, водитель должен устранить их, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности».

Тонировка не по ГОСТу, разные и «лысые» колеса, цветные фонарики и прочее — явное нарушение того же пункта 2.3.1:

«Водитель обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения».

Понятно, что тонировка к вашему автомобилю сама по себе прилипнуть не могла. Вы с ней выехали на дорогу в нарушение Правил.

Проезд на красный

Одно из самых распространенных нарушений — проезд на запрещающий (красный) сигнал светофора. Однако в ПДД есть пункт 13.7, оговаривающий такие случаи:

«Водитель, въехавший на перекресток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрестка».

Впрочем, это допустимо, только если перед светофором нет стоп-линии.

Запрещающие сигналы на светофоре не значат, что с перекрестка нельзя выехать под них. Можно и нужно!Запрещающие сигналы на светофоре не значат, что с перекрестка нельзя выехать под них.

Можно и нужно!

А что, если машина проехала перекресток на желтый сигнал светофора? Он тоже считается запрещающим, если не переведен в мигающий режим.

Нехорошо, конечно, но при встрече с сотрудником ДПС на выручку придет пункт 6.14:

«Водителям, которые при включении желтого сигнала или поднятии регулировщиком руки вверх не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению в местах, определяемых пунктом 6.13 Правил, разрешается дальнейшее движение». При возникновении спорной ситуации вы можете сослаться на то, что у вас не было возможности экстренно остановиться, не нарушая пункт 1.5:
«Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда».

Кстати, именно этот пункт стоит учить в первую очередь всем без исключения, и не только водителям, но и пешеходам (о них — дальше).

Пешеходный переход

Водители иногда превращаются в пешеходов. Один из пунктов Правил, который нужно помнить абсолютно всем, — 4.5: «На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.

При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств».

Конечно, это не отменяет обязанности водителя уступить дорогу пешеходу на переходе, как предписывает пункт 14.1:

«Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу*, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.* Понятия регулируемого и нерегулируемого пешеходного перехода аналогичны понятиям регулируемого и нерегулируемого перекрестка, установленным в пункте 13.3. Правил».

Разворот по стрелке

Обычная спорная ситуация на дороге — разворот под стрелку, разрешающую поворот. Если гаишник утверждает, что это нарушение, это ложь. Пункт 6.

3: «Сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного, желтого и зеленого цветов, имеют то же значение, что и круглые сигналы соответствующего цвета, но их действие распространяется только на направление (направления), указываемое стрелками.

При этом стрелка, разрешающая поворот налево, разрешает и разворот, если это не запрещено соответствующим дорожным знаком». При этом вы должны помнить о пункте 8.11: «Разворот запрещается:

  • на пешеходных переходах;
  • в тоннелях;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
  • на железнодорожных переездах;
  • в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;
  • в местах остановок маршрутных транспортных средств».

Разворот под стрелку, разрешающую левый поворот, разрешен. Все исключения перечислены в ПДД.Разворот под стрелку, разрешающую левый поворот, разрешен. Все исключения перечислены в ПДД.

Авария

Одна из самых любимых «страшилок» для малограмотных водителей — изменение положения транспортных средств на проезжей части после аварии или оставление места ДТП. Однако в ПДД есть пункт 6.1, не только не запрещающий, а — напротив — предписывающий такие действия, если пострадали только машины и они мешают движению:

«Если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав любыми возможными способами, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и повреждения транспортных средств». Госдума ужесточила наказание за оставление места ДТП — если авария привела к вреду для здоровья или смерти. Если помято только железо, можно оформиться и без ГИБДД.Госдума ужесточила наказание за оставление места ДТП — если авария привела к вреду для здоровья или смерти. Если помято только железо, можно оформиться и без ГИБДД. Понятно, что выучить такую формулировку крайне сложно. И все-таки стоит постараться, ведь от аварий никто не гарантирован (хотя большинство застрахованы на этот случай). Продолжаем цитировать тот же пункт Правил: «Водители, причастные к такому дорожно-транспортному происшествию, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место дорожно-транспортного происшествия, если в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств оформление документов о дорожно-транспортном происшествии может осуществляться без участия уполномоченных на то сотрудников полиции».

Что самое интересное, сотрудников полиции не нужно ждать на месте аварии часами, что, как мы все знаем, часто приходится делать. Все вопросы можно решить по телефону:

«Если в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств документы о дорожно-транспортном происшествии не могут быть оформлены без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, водитель, причастный к нему, обязан записать фамилии и адреса очевидцев и сообщить о случившемся в полицию для получения указаний сотрудника полиции о месте оформления дорожно-транспортного происшествия».

Водителю запрещается

Наверное, самый тяжелый для восприятия и запоминания пункт ПДД, который все-таки следует выучить каждому, но не для гаишников, а для себя — 2.7. Это перечень того, что запрещено водителю. Список внушительный:

«управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения;передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, в болезненном или утомленном состоянии, а также лицам, не имеющим при себе водительского удостоверения на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории, кроме случаев обучения вождению в соответствии с разделом 21 Правил;пересекать организованные (в том числе и пешие) колонны и занимать место в них;употреблять алкогольные напитки, наркотические, психотропные или иные одурманивающие вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения освидетельствования с целью установления состояния опьянения или до принятия решения об освобождении от проведения такого освидетельствования;В ПДД записано, что водителю запрещается управлять транспортным средством и в болезненном состоянии, и под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание.В ПДД записано, что водителю запрещается управлять транспортным средством и в болезненном состоянии, и под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание.управлять транспортным средством с нарушением режима труда и отдыха, установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а при осуществлении международных автомобильных перевозок — международными договорами Российской Федерации;пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук.опасное вождение, выражающееся в неоднократном совершении одного или совершении нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия, несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдении бокового интервала, резком торможении, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, препятствовании обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба».

Очевидно, этот пункт многим водителям просто не знаком либо стерся из памяти. Стоит освежить.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Источник: https://www.zr.ru/content/articles/917437-10-punktov-pdd-kotorye-vodite/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.