Самые древние монастыри мира. Средневековый монастырь Европы - центр формирования мировоззрения христианского мира Средневековый монастырь европы план и название

Мы не раз уже ссылались на сохранившийся в Сен-Галленском монастыре план, который передает в мельчайших подробностях внутреннее устройство монастыря IX в. На чертеже - самые разнообразные службы монастыря; ценность этого документа увеличивается тем обстоятельством, что он, по-видимому, является не планом того или иного определенного монастыря, а типовым планом, по которому должны были строиться все монастыри.

Интересно отметить, как черту наивности, свойственную той эпохе, что все объяснения к плану, имеющие более общий характер, изложены стихами. В прозе же дано только описание, непосредственно относящееся к Сен-Галленскому монастырю, например имя святого, которому будет посвящен главный престол, размеры длины и ширины церкви, одним словом - местные детали. Очевидно, эти рифмованные надписи были составлены не ради единичного случая, но представляют собою пункты общего устава, инструкцию, адресованную всем аббатствам в равной степени.

Рис. 340

Мы воспроизводим на левой стороне рис. 340 этот типовой план в общих чертах. Свободным расположением служб он напоминает план римской виллы. Как и в античной вилле, здесь совсем не соблюдены законы симметрии: строения размещены на обширных площадях, сообразно условиям местности и удобного пользования.

Примечание : План Сен-Галленского аббатства относится к 820 г. То, что этот план является, так сказать, образцовым планом, которым должны были руководствоваться при построении и другие монастыри, говорит за преобладание в раннем средневековье стремления к типологическому и стилистическому единообразию форм и в гражданских и в культовых сооружениях, причем как в отдельных сооружениях (базилика, донжон), так и в архитектурных комплексах (монастырь, замок, город); см. ниже. О плане Сен-Галленского аббатства см. Otte, Geschichte der Roman. Baukunst in Deutschland, 1874, стр. 92; Last eyrie, L"architecture religieuse en France a l"epoque romane, Paris 1912, стр. 141.

На плане аббатства, так же как и на плане римской виллы, различаются две главные части: villa rustika и villa urbana (вилла сельская и вилла городская). Последняя, собственно, и сделалась монастырем; как и в античном доме, здесь залы окружают двор с портиками, а атриум преобразовался в крытую галерею (клуатр). План Сен-Галленского монастыря можно кратко охарактеризовать следующим образом: в центре - церковь; на южной стороне - помещения для монахов и помещение для паломников; на северной стороне - помещение аббата, школы, гостиницы; позади - больница, значительно удаленная от монастыря; в окрестности - ферма и жилище для работников-мирян.

Следующий перечень уточняет этот общий план:

К - спальни, расположенные вдоль крытой галереи и сообщающиеся с хором;

R - трапезная, с кухней (S) и кладовой (С);

А -помещение аббата;

В - мастерская копиистов и библиотека;

Н - помещение для гостей;

Р - помещение для паломников, нищих и, несомненно, также для ищущих убежища;

М - больница со специальной капеллой; налево от капеллы - больница для духовных лиц, направо - для посторонних;

F - ферма и мастерские, принадлежащие аббатству.

В качестве подробности план указывает на расположенный под спальней калорифер, или подпольное отопление, которое в то же время служит для обогревания бани, находящейся во дворе L, а также на кафедру для чтения молитв - в трапезной.

Для сравнения с планом Сен-Галленского монастыря мы помещаем план аббатства Клэрво XII в. (рис. 340, справа). Сходство между этими планами так велико, что было бы излишним давать каждому из них специальное пояснение; поэтому мы обозначили на обоих планах одинаковые службы одними и теми же буквами.

Просмотрите описание Сен-Галленского монастыря, - оно отвечает аббатству в Клэрво; план Клэрво кажется осуществлением на деле типового плана, применительно к требованиям местности и к некоторым специальным условиям устава. Вот наиболее значительные различия: в Сен-Галленском монастыре была только одна крытая галерея - в Клэрво их две, причем вторая предназначена для научных занятий; вместо спальни над калорифером (hypocauste) здесь спальня без камина, расположенная во втором этаже, а под нею размещены зал капитула, приемная, небольшая комната, отведенная для бесед с посетителями, изредка разрешаемых монахам, и каморка, где монахи согревались после ночного богослужения.

В общем, во всех аббатствах и в течение всего средневековья помещения распределялись в том же духе, каким были продиктованы в IX в. графические указания плана Сен-Галленского монастыря. Только орден св. Бруно вносит в этот план изменения, выражающиеся в том, что каждому монаху отводится отдельная небольшая келья в углу дворика (картезианский монастырь, ныне разрушенный, в Клермоне; частью сохранившийся картезианский монастырь в Нюрнберге).

Помимо сельскохозяйственных зданий, прилегавших к монастырю, большие аббатства владели отдельными фермами, архитектура которых, сохраняя характер простоты, продик­тованной их назначением, иногда столь совершенна в художественном отношении, что постройки эти могут считаться первоклассными произведениями искусства. Такова ферма в Меслэ около Тура, сохранившиеся части которой изображены на рис. 341 .

Настоящими архитектурными памятниками являются и некоторые монастырские мельницы.

Упомянем, наконец, о монастырях-крепостях, как, например, Мон Сен-Мишель, многоэтажные постройки которого возвышаются на склонах скалы, поднимающейся среди моря. Такие монастыри-крепости представляют исключение; обычно же довольствуются зубчатой стеной с башенками по углам, полагаясь на уважение к священному месту.

Глава «Монастырские сооружения» раздела «Монастырская и гражданская архитектура Средневековья» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L"Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.

Елизавета ЗОТОВА

Монастырские комплексы
Инициал Грегор и Моралия за работой. XII в. Баварская Государственная библиотека, Мюнхен

В Средние века монастыри являлись важнейшими центрами духовной и культурной жизни. В романское время на территории Европы возникает множество монастырей, оформляются монашеские ордена, строятся новые монастырские комплексы и перестраиваются старые.

Возникновение монашества

Первые монашеские общины возникают еще в III веке в Сирии, Палестине и Египте. Но это были пока еще не монастыри в средневековом понимании этого слова, а скорее объединения монахов-отшельников (еремитов). Отшельничество - самая ранняя форма монашества. Само слово “монах” происходит от греческого “отшельник”. В Европе монашество появилось во второй половине IV в. Возникновение первых западных монастырей связано с именем св. Мартина Турского. Но до VI в. не существовало какого-либо единого свода правил, призванного регламентировать жизнь монашеской общины. Авторство первого устава принадлежит св. Бенедикту Нурсийскому.

В 530 г. св. Бенедикт основал монастырь на горе Кассино близ Неаполя. В Монте-Кассино он и создал свой знаменитый “Устав”, пользовавшийся непререкаемым авторитетом на протяжении последующих веков, вплоть до появления других монашеских орденов. (Впрочем, бенедиктинские монастыри продолжали довольно успешно существовать на протяжении всей эпохи Средневековья и существуют по сей день.)

Главным средством достижения святости жизни, согласно св. Бенедикту, был принцип монашеского общежития, основанный на добродетелях смирения и послушания. Устав закрепляет принцип единоначалия настоятеля монастыря (аббата). Аббат несет ответственность за свои решения только перед Богом, хотя и предусмотрено смещение дурных аббатов властью местного епископа. Установлен строгий распорядок дня монаха, расписан суточный круг богослужений, порядок чтения молитв, отводится время для занятий и для физического труда.

Основная особенность монашеской жизни состоит в том, что у монаха нет ни одной свободной минуты, которую он мог бы посвятить вредной для души праздности или греховным мыслям. Распорядок дня монаха подчиняется ходу литургии часов (в строго определенное время осуществляется строго определенное богослужение). Устав также содержит предписания относительно пищи, одежды, обуви и прочих вещей, причем особо подчеркивается необходимость общего владения имуществом. Вступая в монашескую общину, монах приносил обет послушания, оседлости (он не имел права без специального разрешения аббата покидать стены монастыря) и конечно безбрачия, таким образом, отрекаясь от всего мирского.

Идеальный план монастыря

В Средние века предпринимались не только попытки регламентировать жизнь монашеской общины, но и создавать сами монастырские комплексы согласно единым правилам. Для этих целей в эпоху правления Карла Великого был разработан план “идеального монастыря”, утвержденный церковным собором (ок. 820), он хранился в библиотеке монастыря Санкт-Галлен (Швейцария). Предполагалось, что при строительстве данного монастырского комплекса будут четко следовать этому плану.

Этот план, рассчитанный на территорию размерами 500 на 700 футов (154,2 на 213, 4 м), включал в себя более пятидесяти построек различного назначения. Несомненно, центром монастырского комплекса был собор - трехнефная базилика с трансептом. В восточной части располагались хоры для монахов. Главный неф традиционно завершался алтарем. Несколько небольших алтарей располагались в боковых нефах и в западной части, однако они не образовывали единое пространство с главным нефом. Собор был спланирован с учетом хода именно монастырского богослужения, отличавшегося от месс, служившихся для мирян. Западный фасад церкви обрамляли две круглые башни, посвященные архангелам Гавриилу и Михаилу. Как архангелы являлись стражами Града Небесного, так и эти башни были каменными стражами аббатства. Первое, что представало перед взором вошедшего на территорию монастыря, был именно этот фасад собора с башнями.

Аббатство Фонтевро. Схема

К собору примыкают здания библиотеки и ризницы (сокровищницы). Справа от собора располагался закрытый дворик для прогулок монахов (в более поздние времена именно такой дворик - клуатр станет центром композиции монастырского комплекса). На плане указаны монашеские кельи, дом настоятеля, госпиталь, кухни, гостиницы для паломников и множество хозяйственных построек: пекарня, пивоварня, амбары, хлева и т.д. Предусмотрено также кладбище, совмещенное с фруктовым садом (такое решение должно было находить философское истолкование у обитателей монастыря).

Сомнительно, что существовали монастырские комплексы, построенные точно по данному плану. Даже Санкт-Галлен, в библиотеке которого хранился план, лишь приблизительно соответствовал первоначальному замыслу (до наших дней каролингские постройки этого аббатства, к сожалению, не сохранились). Но примерно по такому принципу строились монастыри на протяжении всей эпохи Средневековья.

Монастыри-крепости

Многие средневековые монастыри на первый взгляд больше напоминают хорошо укрепленные замки воинственных феодалов, чем обитель смиренных монахов. Это объяснялось многими причинами, в том числе и тем, что такие монастыри действительно могли играть роль крепости. Во время вражеских нападений в стенах монастыря скрывались жители города или окрестных деревень. Так или иначе, местом для строительства монастыря часто выбирались труднодоступные участки. Вероятно, первоначальная идея заключалась в том, чтобы по возможности сократить доступ мирян в обитель.

На горе было построено и знаменитое аббатство, основанное св. Бенедиктом, - Монте-Кассино. Настоящей крепостью является аббатство Монт-Сан-Мишель. Основанное еще в VIII в., аббатство посвящено архангелу Михаилу и построено на скалистом острове, что делало его неприступным.

Клюнийцы и цистерцианцы

В XI–XII веках монастырская культура достигает небывалого расцвета. Строится множество новых монастырей, благосостояние которых иногда позволяет возводить такие архитектурные шедевры, как, например, знаменитый собор в аббатстве Клюни. Основанное в начале X в. бенедиктинские аббатство Клюни занимало особое положение, формально подчиняясь непосредственно папе. Клюни оказывало огромное влияние на духовную и политическую жизнь средневековой Европы. Его главный собор до появления готических соборов был самой большой церковной постройкой христианского мира. Это выдающееся произведение архитектуры было украшено поистине потрясающей каменной резьбой (портал, капители колонн). Роскошные интерьеры церкви Клюни III были призваны поражать воображение.

Полной противоположностью клюнийцам были аббатства новой монашеской конгрегации - цистерцианцев (от названия первого монастыря ордена - Цистерциум). Цистерцианцы резко отвергали даже всякий намек на роскошь, их устав отличался особой строгостью. Физический труд они считали основой монашеского служения, поэтому в цистерцианских рукописях мы часто встречаем изображения монахов за работой. Архитектура цистерцианских монастырей также отличалась лаконичностью. Резной каменный декор, например, был практически запрещен. Но строгость монастырской жизни вовсе не мешала цистерцианским монастырям наряду с бенедиктинскими активно участвовать в духовной и политической жизни Европы. Монастыри обоих орденов были настоящими очагами культуры: здесь писались научные трактаты, переводились и копировались античные и нередко арабские авторы, в их скрипториях создавались настоящие шедевры книжного искусства. При монастырях также существовали и школы для мирян.

План идеального монастыря. Ок. 820 г.

1. дом для свиты знатных гостей
2. хозяйственная постройка
3. дом для знатных гостей
4. внешняя школа
5. дом аббата
6. хозяйственная постройка
7. помещение для кровопускания
8. дом врача и аптека
9. травник
10. колокольня
11. привратник
12. наставник школы
13. скрипторий, библиотека
14. купальня и кухня
15. госпиталь
16. крытая галерея
17. вход в монастырь
18. помещение для приемов
19. хор
20. собор
21. дом для прислуги
22. овчарня
23. свинарник
24. хлев для коз
25. конюшня для кобыл
26. коровник
27. кухня
28. покои для паломников
29. погреб, кладовая
30. сад для прогулок монахов, крытая галерея
31. помещения для отопления, спальня (дормиторий)
32. сакристия
33. помещение для приготовления гостии и елея
34. крытая галерея
35. кухня
36. школа для послушников
37. конюшня
38. хлев для быков
39. бочарня
40. токарня
41. амбар
42. солодосушилка
43. кухня
44. трапезная
45. купальня
46. кладбище, фруктовый сад
47. пивоварня
48. пекарня
49. молотильня
50. мельница
51. различные мастерские
52. гумно
53. зернохранилище
54. дом садовника
55. огород
56. курятник, гусятник


Монастыри Овчарско-Кабларского ущелья на Западной Мораве называют «сербским Афоном» - так писал о них святитель Николай Сербский. Но своему названию они обязаны не только великому богослову. В XIV веке афонские монахи основали здесь настоящую монашескую республику


27 августа церковь вспоминает одного из основателей Киево-Печерского монастыря – преподобного Феодосия Печерского. Его житие и летописные источники дают нам возможность проследить за первыми шагами русского монашества и посмотреть, как был устроен иноческий быт.


Предки мои по отцовской линии были священники в Kурской епархии. Приход передавался старшему сыну, а остальные мальчики в роду шли офицерами в армию. Отец и три его брата кончили семинарию. Но в революционное время все они решили не становиться ни священниками, ни военными. Отец стал врачом. И вот что удивительно - после этого в роду стали рождаться в основном девочки, а мальчики умирали во младенчестве! Так что я в нашем роду последняя. И так вот на мне круг замкнулся -- мне выпала честь и Родину защищать, и Церкви послужить


Еще до середины XX века в Бельгии о Православии почти никто не слышал, а если и слышал, считал сектой. Сегодня единственный мужской православный монастырь страны во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Московского Патриархата) - один из главных паломнических центров для всех бельгийских христиан


Столетиями на суровые Соловецкие острова ссылали, в ХХ веке вся земля пропиталась кровью и слезами заключенных. Так почему люди сегодня едут сюда, чтобы почувствовать особую свободу и умиротворенность? Почему возвращаются из года в года и говорят об особом "соловецком синдроме"? Ответы в репортаже "НС" о сегодняшнем дне Соловков. ФОТОГАЛЕРЕЯ


23 января и 29 июня празднуется перенесение мощей святителя Феофана Затворника. Более десяти лет прошло с того дня, когда его мощи вернули в Казанский храм Вышенской обители, в которой он прожил последние 23 года своей жизни, не выходя из кельи


Наш корреспондент побывал в монастыре, где святитель Феофан Затворник провел последние 23 года своей жизни и написал самые свои значительные произведения. Как выглядит это место? В дополнение к предыдущей статье мы публикуем фоторепортаж из Выши и знаменитого Успенского монастыря под Рязанью


Наверное, нет такого русского человека, который ничего не слышал о преподобном Сергии Радонежском. Ученики преподобного и насельники основанной им обители, ставшей впоследствии Свято-Троицкой Сергиевой лаврой, основали сотни монастырей по всей России, так что Лавру можно считать монастырем-миссионером


Псково-Печерский монастырь - единственный на территории России, который никогда не закрывался. Мало кто знает, что во время последней угрозы его закрытия в хрущевские времена монахи-фронтовики были готовы отстаивать монастырь от безбожников, как Сталинград от фашистов. Их решимость не была посрамлена. Случилось чудо.


Вечером в воскресенье 5 августа двое валаамских монахов -- Георгий и Ефрем ехали на мотороллере в Монастырскую бухту встречать очередную паломническую группу из Москвы. От пристани их отделяло всего 200 метров, когда из-за поворота выскочила «Газель». У сидящего за рулем Георгия на размышления оставались доли секунды: справа -- гора, слева -- обрыв. Вильнув рулем влево-вправо, он сбросил друга, но сам уклониться от удара не успел. Георгий умер в больнице, так и не придя в сознание


Западное монашество началось в IV в. там, где в наши дни протекает сладкая жизнь, – в Марселе и Каннах. Смотрите репортаж из аббатства Сен-Виктор, основанного прп. Иоанном Кассианом Римлянином, ровесника лавр Палестины. ФОТОГАЛЕРЕЯ


"Здесь никогда не угасал огонь монашеского служения" - сказал о Пюхтицком монастыре Святейший Патриарх Кирилл во время визита в Эстонию. В советское время это была одна из немногих женских обителей, которая никогда не закрывалась. Смотрите наш фоторепортаж о современной жизни Пюхтиц


В подмосковной Коломне есть музей, экспонаты которого нужно пробовать на вкус - это музей коломенской пастилы. Он состоит всего из одной комнаты во флигеле купеческого дома, где гостей усаживают за столы, сервированные к чаю, рассказывают байки о провинциальном быте Коломенского посада середины XIX века и потчуют пастилой, собственного производства


20 октября отмечается 200 лет с того дня, как армия Наполеона оставила Москву. Представляем галерею икон с выставки ««В воспоминание избавления от нашествия галлов…». Русская икона в канун Отечественной войны 1812 года», проходящей в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.


К юбилею победы в Отечественной войне 1812 года в Москве отреставрировали полотно Франца Рубо «Бородинская битва», подготовили экспозицию «Честь Бородинского дня» и интерактивные программы, воссоздали обстановку и атмосферу совета в Филях


Участники международного музейного проекта «Исчезающие шедевры» составили рекомендации по сохранению памятников деревянного зодчества, для того чтобы передать их в Комиссию по культуре и сохранению историко-культурного наследия Общественной палаты РФ. Ученые считают, что это последняя возможность обратить внимание государства на проблему


В этом году мы отмечаем 200-летие Отечественной войны 1812 года, странной войны России с Наполеоном, в которой непобедимый полководец в сопровождении 200 тысяч человек впустую проехал от берегов Немана до Москвы-реки, так и не сумев по-настоящему реализовать свои полководческие дарования. Мы начинаем публикацию серии эссе об Отечественной войне 1812 года. Первое из них, разумеется, посвящено началу войны
7 (20) апреля - день кончины преподобного игумена Даниила, основателя Троицкого монастыря в Переславле-Залесском. Игумен Даниил выбрал для себя необычное послушание, которое нес тайно ото всех, - упокоение непогребенных умерших, находимых им в окрестностях города


19 октября 1745 года в Дублине происходили очень странные вещи – тысячи людей хоронили декана собора святого Патрика, который подолгу не служил, находясь в Лондоне, имел очень запутанную личную жизнь, предлагал матерям откармливать младенцев для продажи и со всей страстью занимавшийся политикой. Этого необычного священника сегодня знает каждый человек в России. Его звали Джонатан Свифт.

Слайд 9

История

Настоятель монастыря Святого Галла был еще и политиком: он отказался подчиняться Швейцарскому союзу и, несмотря на то, что здание входило официально в его состав, поддерживал тесные связи и выполнял все требования Римской Империи. Однако такое положение вещей продлилось совсем недолго: Реформация приняла в 1525 году закон, предусматривающий роспуск монастыря. Чуть более тридцати лет монастырь Святого Галла переживал нелегкие времена, но уже в конце 16-го века, здание, некогда построенное на месте монашеской кельи, становится…центром княжества! С 16-го по 18-й век монастырь Святого Галла пользуясь своим влиянием, постоянно обогащается. В середине восемнадцатого века настоятель принимает решение о перестройке монастыря. Он должен был иметь фасад и внутреннее убранство, полностью отвечающей моде той эпохи. Разработать проект монастыря в популярном стиле барокко, было доверено двум архитекторам: Иоганну Бееру и Питеру Тумба. Это были последние годы расцвета монастыря Святого Галла: во Франции в 1789-м году произошла революция, всколыхнувшая всю Европу. Умонастырязабирают все принадлежащие ему земли и полностью лишают власти.Послевозникновения швейцарского кантона Санкт Галлен с одноименной столицей, монастырь распускают, его былое великолепие, величие и влияние остаются в прошлом.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: