Храмы кхаджурахо. П.Олексенко

После посещения Тадж Махала и других достопримечательностей Агры, я вылетел в Кхаджурахо. Рейс был из Варанаси с подсадкой в Агре. Летело очень много европейцев, азиатов (не индусов).
1. Подлетаем к Кхаджурахо. Уже видны храмы.

2. Храмы здесь разбросаны по достаточно большой территории. Это Вишну Темпл (храм Господу Вишну). Вишну - вышний, всевышний Господь.

3. Деви Джагадамби Темпл, достаточно большой храм, посвящен жене Шивы - Парвати, кто-то говорит, что не совсем Парвати, а одной из эпостасей - Богине Кали.

4. Храм Кандарья Махадев (слева). Кандарья - пещера в переводе с санскрита. Махадев - это Шива. Самый крупный храм в Кхаджурахо, высотой с 9-ти этажный дом, символизирует гору Меру, на это горе находиться обитель Богов. Соответственно храм играет связующую роль между миром людей и Богов.

5. Прекрасными лужайками окружены храмы.

6. Эти храмы были построены 9 -12 веках нашей эры в период возрождения индуизма, связанное с правителем Чанделой, которому удалось остановить нашествие мусульманской армии.

7. Затем о храмах забыли и более 700 лет они были скрыты в непроходимых джунглях и только в 1838 г. были заново открыты англичанином, капитаном Бертом.
Слева реставрируется Матангешвар Темпл, справа Лакшмана Темпл. Название храма произошло от имени верного спутника Рамы — Лакшмана, считающегося одним из воплощений Вишну

8. Сама деревня очень маленькая, не более 5000-10000 жителей. Но место настолько популярное, что имеет международный аэропорт и сети отелей Radison и Hilton представлены здесь.
Множество туристов из Европы, Азии, да и сами индусы прилетают сюда познакомится с культурой храмовых комплектов.

9. Необычным среди храмов Кхаджурахо является храм Парвати, имеющий три купола: один в форме минарета мечети, другой - квадратная многоуровневая буддийская пагода, и третий - башня индуистского храма. Построенный позже всех, храм демонстрирует сущность единства всех религий.

10. Вишванатх Темпл.

11. Святилище Нанди Мандап. Или святилище посвященное вечному спутнику Шивы быку Нандину. Считается, что Нандин написал Кама-шастру. Что это такое? Согласно ведическим писаниям есть 4 цели жизни: Ардха (богатство, положение, друзья), Дхарма (следование закону, справедливости, обычаям, выполнение предписанных обязанностей), Кама (получение удовольствий, чувственных наслаждений), Мокша (освобождение от круговорота жизни и смерти). Кама-шастра содержит полные знания о процессе достижения Камы, о том как гармонично получать удовольствие от жизни. В оригинале сейчас утеряна. Сохранилось около 2000 шлок (предложений) из 640000. Кама-сутра же написана в 3-5 веке нашей эры мудрецом Ватьсьяяной, возможно написанную по мотивам кама-шастры.

12. Храм Кандарья Махадев. Его часто называют "застывшая в камне кама-сутра".

13. О происхождении храмов повествует древняя легенда. Согласно ей, давным-давно, очаровательная дочь местного священника, купалась вечером в речке Рати. Поразившись ее красоте, Бог Луны снизошел на землю и соблазнил красавицу. Ребенок, рожденный от союза смертной и Бога, был назван Чандраварманом. Для того времени, родить без мужа было великим грехом и девушка была отвергнута соплеменниками. После долгих скитаний она нашла прибежище в густых лесах Центральной Индии. Там она и воспитывала своего отпрыска. Мальчик получил от своего отца божественную силу и твердость характера, а от матери любовь к искусству и ремеслам. Когда мальчик вырос, он основал великую династию Чанделла. Когда он был признан правителем, то увидел во сне свою мать, которая умоляла его построить храм, обнажающий человеческие страсти и вызывающий понимание пустотности человеческих желаний.

14. Читрагупта Темпл. Храм Богу Солнца - Сурье. Одной из особенностью храмов в Кхаджурахо, является массивная платформа на которых стоит основное сооружение.

15. Читрагупта Темпл в профиле.

16. Деви Джагадамби Темпл.

17. Храмы гармонично вписаны в природу, являясь ее естественным продолжением.

18. Входы всех храмов выполнены с восточной стороны.

19. А это Восточный комплекс храмов, который включает в себя три брахманских храма: Брахмы, Ваманы и Джавари, три джайнистских храма: Гхантай, Адинатха и Паршванатха.

20. Вишну Темпл.

21. Турист впечатляется.

22. Джайнистские храмы.

23. В индуистские храмы заходят только босыми.

24. Мифический ласкающий лев - сандел.

25. Шива-лингам. Символ Шивы, мужского начала во вселенной. Покоится на йони (Парвати) или женском принципе вселенной. В Индии очень распространен культ Шивы и соответственно почитания шива-лингама. Есть история, что мудрецы прокляли Шиву, за то что он соблазнял их жен, сказав, что поклонятся будут не ему (Шиве), а его члену.

26. Это храм Вамана Дева. Воплощение Господа Вишну в виде карлика, который избавил вселенную от демонов.

27. Подобными горельефами заполнены все храмы и внутри, и снаружи. И только по атрибутам можно определить. что это за Богиня, Полубог. На этом фото изображенна Богиня процветания Лакшми, жена Вишну.

28. Шестирукий.

29. Ганеша.

30. Апсара.

31. Романтическая пара влюбленных - митхуна.

32. Слева апсара вытаскивает занозу из ноги. А справа изображен полубог Камадев (Купидон в древнегреческой мифологии), со стрелами любви.

33. Поз изображенных на стенах храма намного больше, чем описывает кама-сутра (64 позы).

34. Но все же самый основной мотив скульптур — прославление женщины, ее духовной и чувственной красоты.

35. Это сикхара (самая высокая часть храма, размещенная над святилищем).

36. В больших храмах расположены балконы, одна из функций которых - это вентиляция,а другая - свет через окна попадает в святилище.

37. Вообще горельефы изображают апсар, полубогов, правителей с семьями, животных.

38. Правитель Чандала построил 85 храмов, сейчас их осталось 22.

39. Апсар насчитывается множество, они способны угрожать людям, насылать на них любовное безумие. На небе апсары прислуживают богам, но соблазняют асур, небесных демонов, которые, однако, отказываются взять их в жены. Апсары соблазняют и людей-аскетов и выступают, таким образом, в роли куртизанок-танцовщиц. Они также ублажают на небе воинов, павших героями.

40. Эти храмовые комплексы являются всемирным наследием ЮНЕСКО.

41. Красивые орнаменты и резьба на храме Бога Солнца.

42. Есть несколько версий почему же эти храмы имеют такой ярко выраженный эротический оттенок. Согласно одной из них, в тот период секс был общедоступной темой.

43. По другой, скульптуры служили обучающим целям, молодежи прививалось естественное отношение к сексу, как к неотъемлемой части жизни.

44. Третья версия, говорит о том, что положение эротичных скульптур на нижних ярусах храмов, показывает реальное положение половых отношений в иерархии истинных ценностей человека.

45. Возможно, это храмы тантриков. Существуют и по сей день в Индии секты тантриков, которые практикуют ритуальный сексуальный акт с целью соединения духовного знания и физического удовольствия. Таким они видят альтернативный путь к достижению освобождения.

46. Пятая версия предполагает, что эти горельефы являются иллюстрациями к кама-сутре.

47. Версии интересные, но я думаю, что многие из них не выдерживают критики и навязаны в колониальный период. Сами индусы больше склоняются к пятой версии, все-таки Кама - это одна из целей, неотъемлемая часть нашей жизни.

48. Есть интересное изречение, которое написано на санскрите на одном из храмов Бога Солнца в Корнаке, где тоже есть элементы эротики в горельефах: "Стремление души - порождает дружбу, поклонение ума - вызывает уважение, а тело жаждет близости. Соединение этих трех, порождает любовь."

49. Глядя на лица статуй, кажется, они не получают никакого удовольствия от того, чем они заняты. Или может быть они просто вышли за пределы удовольствия.

50. Еще одна деталь, сцены изображающие любовные игры находятся только снаружи храма, внутри их нет. Возможно это глубоко символично, нужно пройти через страсти для обретения божественного видения.

51. У скульпторов Кхаджурахо были натурщицы, утверждают ученые, потому как такие позы придумать просто невозможно. Каждая из этих поз вполне реальна.

52. И, кроме всего прочего, в скульптурах Кхаджурахо великолепно соблюдены пропорции, утверждают местные исследователи.

53. Слева изображен Ямарадж, Бог смерти. С головой быка, он держит в руках мистические веревки и крюки, которыми он или его слуги цепляют душу во время смерти и затаскивает в ад.

53. Подборка. Обратите внимание на правый нижний угол, второе фото внизу от края. Как сказал местный смотритель: "Very difficult posture". Очень сложная поза. Прежде чем полноценно осваивать кама-сутру адепт должен пройти очищение тела и ума. Тело должно стать гибким, сильным благодаря занятиям хатха-йогой.

55. Джайнистский храм Шантинатх.

56. Джаинизм религия сродни буддизму, даже их святыни часто находятся вместе. Например, в Сарнатхе, в городе, где Будда дал свою первую проповедь. И мне сложно было отличить скульптуру Будды, сидячему в позе для медитации и скульптуру представителя джаинизма. Единственное отличие - это форма подбородка и скулы.

57. Многие элементы заимствованы из индуизма, поэтому когда буддизм около 1000 лет назад стал менее популярен в Индии и ушел в Тибет и на восток, его место занял джаинизм.

58. Этот храме был перестроен век назад, много компонентов было взято из старых святынь.

59. Все учителя джайнизма изображены голыми, это их традиция. Еще их можно увидеть с марлевой повязкой на рту, дабы насекомое не залетело. И есть такие ортодоксы, которые ходят с метлой и подметают себе дорогу, разгоняя возможных живых тварей на пути, чтобы не раздавить. Основной принцип ахимса - не причинение вреда всему живому.

60. Джайнистские храмы.

61. Напоследок мы заехали в магазин, где производят и тут же продают точные копии горельефов храмов Кхаджурахо.

62. Все очень натурально, и никакой самодеятельности, только то что есть на храмах.

63. Любовные пары.

64. Цены очень серьезные для Индии, маленькая статуэтка, высотой 10 см, стоит 80 $.

65. Такая Индия...

Тантризм был наиболее популярен среди почитателей Шивы и великой богини Деви (с которой часто отождествляется его творческая энергия Шакти). Кроме того, тантризм проник и в тибетский буддизм. В шактизме основополагающим и жизнеутверждающим считается женское начало, называемое шакти, оно рассматривается как созидающая энергия, благодаря которой бог-супруг Шива манифестирует свои потенциальные качества. Кроме того, превосходящая роль женского начала, да и сами изображения майтхуны в целом, говорят о благопожелательной и позитивной символике.

Шактистский тантризм, помимо медитации, йоги и чтения священных мантр, включает в себя и сексуальные мистерии. В центре такого ритуала находится женщина, получившая посвящение для того, чтобы стать олицетворением Шакти входе обряда. В акте божественной любви с ней соединяется жрец, который во время ритуала должен отождествлять себя с Шивой. В ходе священнодействия воспроизводится изначальное единство Шивы и Шакти как во Вселенной, так и в душе верующего. Таким образом, майтхуна превращается в ритуал духовного просветления. Тем самым достигается спасение (мукти) через наслаждение (бхукти). Сексуальное соединение символизирует полное слияние двух раздельных частей в единое целое. Соединение мужчины и женщины становится выражением глубокой религиозности, символом изначального единства и слияния понятий «Атман» (индивидуальная душа) и «Брахман» (мировая душа).

Прекрасные женщины Кхаджурахо

Итак, главный мотив скульптур храмов Кхаджурахо – женщина. Женщина - невинная, кокетливая, улыбающаяся, в экстазе от своей красоты и уникальности, бесконечно соблазнительная, бесконечно красивая, изображенная в богатстве деталей, созданных с огромным мастерством и любовью. Это - празднование женского начала во всех его бесчисленных проявлениях (интересная статья на тему женщины в скульптуре и изображениях Древней Индии размещена на сайте Юлии Рещиковой).
В средневековых храмах Индии жили дэвадаси (буквально - «рабыни бога»). В западной литературе дэвадаси фигурируют как «ритуальные проститутки» или «храмовые проститутки». Встречается и менее радикальное название «куртизанка», однако и оно не доносит до читателя самой сути явления дэвадаси. Дэвадаси демонстрировали искусство любви в сексуальных ритуалах с участием жрецов или даже царя с целью достичь процветания царства или милости богов.
Для самих приверженцев этой традиции дэвадаси были посредниками божества, на что указывают их имена. Их часто называли эпитетами «святая женщина», «священная женщина». Поскольку дэвадаси - земные женщины, были художницами, учёными, исполнительницами ритуальных танцев и богослужений, их часто отождествляли с апсарами , небесными девами неземной красоты.

В индийской мифологии апсары характеризуются как прекрасные небесные девы, искусные танцовщицы и любовницы, соблазняющие святых-аскетов и царей. Апсары изображены исполненными неги, лениво изгибающимися в различных позах, порой весьма сложных. Статуи изобилуют многочисленными деталями, они четко очерчены и «вылеплены» с совершенным мастерством, но лица их почти ничего не выражают. Кажется, они вышли за пределы мирских ощущений.
В индийской мифологии часто встречаются рассказы о том, как боги, напуганные целомудрием аскета, сделавшим его слишком могущественным, посылают к нему апсару (сурасундари) - искусную соблазнительницу, которая нередко достигает своей цели. Фигуры апсар также украшают буддистские памятники Индии, созданные ещё до нашей эры. Спутницы богов и символы райского блаженства, они одновременно были напоминанием о соблазнах на пути духовного самосовершенствования.

Смотрите фотографии барельефов апсар, сделанные мной в храмовом комплексе Ангкор (Камбоджа) (и ) (Прим. А.Колтыпина)

Из-за большого количества женских скульптур на храмах Кхаджурахо порой трудно найти принципиальное различие между земными женскими образами и образами женщин божественной категории. Даже в самом индийском эпосе неоднократно встречается поэтическая форма: «
Ты божество? Апсара ? Якшини ? повелительница змей нагини ? Или ты принадлежишь к роду человеческому? »

Смотрите также фотогалерею "Мисс древнее совершенство "

Какие изображения нужно относить к майтхуне, а какие просто к супружеским парам, кто апсара, а кто якшини, нагини или дочь человеческая? На этот счёт в историографии нет однозначного ответа. Определяющим фактором того или иного женского образа может служить его предметное окружение. Например, рядом с женщиной может быть изображено дерево или какое-либо животное, тогда такой образ следует отнести к одной из божественных созданий, окруженной символикой. Если рядом с ней сосуд с водой, опахало в её руках и т.п., то скульптура такого рода, скорее всего, изображает служанку. Если рядом с ней помещена сцена майтхуны, то такая женщина является храмовой служительницей.
Кроме того, часто в самих сценах майтхуны участвовали именно земные женщины. Есть и просто изображения супружеских пар, чьи нежные отношения показаны как символ любви. Такие изображения являются своего рода «портретами», запечатлевшими образы богатых дарителей храму. Есть также и сцены туалета богатых особ.
Довольно много изображений показывают женщину в танце и во время занятий музыкой. Известно, что танец и занятия музыкой были неотъемлемой составляющей досуга женщины. Во-первых, танец служил хорошим заменителем физических упражнений, необходимых для поддержания здоровья тела, что было основополагающим в понятии о женской красоте. А, во-вторых, искусства и науки были обязательными в воспитании добропорядочной девушки. Широко распространенными мотивами являются сцены, связанные с выражением чувств: женщина у окна или двери, любовное письмо, застенчивость, хотя все они по смысловой нагрузке стоят близко к майтхунным изображениям.
Итак, образы женщины в древнеиндийской скульптуре поражают своим многообразием. Тема женщины даёт художнику большую свободу, чем какая-либо другая тема религиозного или светского характера. Эта тема любима и в древнеиндийской литературе. Женщина в Индии, да и не только там, обладает особой магией. Воле женщины подвластно всё. Казалось бы, обделённая свободой, она умудряется править и устраивать судьбы целых государств. Именно с женщиной связаны самые решающие моменты в древней истории. Когда рушатся города и возводятся новые, когда эпоха сменяет другую, когда мир идёт кругом, принято говорить: «Ищите женщину».

Заключение


Итак, храмовый комплекс в Кхаджурахо представляет собой еще один великолепный образец художественной культуры, в котором, как и в монументальном искусстве Индии, воплощен принцип единства Вселенной. Скульпторы Кхаджурахо изобразили жизнь во всех ее аспектах и многообразии. Строительство храмов потребовало сотни отлично обученных скульпторов и архитекторов. Все это говорит о чрезвычайно зрелой цивилизации того времени.

Чужеземный образ жизни либо шокирует и раздражает, либо помогает взглянуть на мир шире и понять что-то простое, но очень важное. Храм Каджурахо в Индии – не исключение, он даёт возможность посмотреть на привычную жизнь под другим углом.

В Индии все выглядит ярче и немного по-другому. Вместо улиц с тротуарами и светофорами – узкие лабиринты, где, случайно свернув не туда, на полтора часа становишься участником квеста «найди выход». Вместо такси с шашечками – худой велорикша, заменяющий собой все лошадиные силы. Вместо номера с горячей водой ищешь номер с холодной.

Если в расписании указано, что поезд прибывает на 20 минут раньше, на самом деле он опаздывает на 23 часа 40 минут. Чудеса в Индии на каждом шагу. И если не искать то, чего и дома достаточно, она может приятно удивить. Путешествие по Индии помогает в это по-настоящему поверить.

Храм любви Кхаджурахо

Но чтобы разобраться, какая она на самом деле, – , стоит рискнуть и выбраться за пределы отеля, пляжа и туристической резервации в целом. Превратиться из homo turistas в настоящего искателя приключений, а они наверняка начнутся с первой же минуты.

Колорит Индии легче всего прочувствовать в тех местах, где ее нравы значительно отличаются от русских. Например, на родине Камасутры в храмовом комплексе Каджурахо в Раджастане или в вечном городе Варанаси.


Фото скульптур на стенах Кхаджурахо

Комплекс Кхаджурахо занесен в список мирового наследия ЮНЕСКО . Для мира его в 1838 году открыл один британский офицер. Он обнаружил в окрестных джунглях , украшенные скульптурами, которые могли бы смутить даже Казанову. Из 85 храмов до наших дней сохранились 22.

Они были построены почти тысячу лет назад правителем Чандраварманом и прославились на весь мир как храмы Камасутры. Одна версия связывает их с таинственными тантрическими практиками древних индийцев, а другая подчеркивает, что откровенные сцены изображены исключительно на внешних стенах храмов. И это могло указывать на то, что человеку стоит освободиться от страстей, прежде чем заходить внутрь.


Достопримечательности сегодня

Сегодня для того, чтобы войти в индуистский храм, нужно, как минимум, разуться и обойти религиозные сооружения – строго по часовой стрелке. Сохранившиеся храмы разделены на три группы: западную (вход платный), восточную и южную (посещение бесплатное).

Забавно, что иностранцы приезжают в Кхаджурахо, чтобы поразглядывать эротические картинки, а индийцы приходят сюда, чтобы понаблюдать за реакцией иностранцев. Забавно то, что для иностранцев билет стоит раз в 10 дороже, чем для самих индийцев.

Несмотря на популярность, храм Каджурахо не превратился из деревни в шумный туристический центр. Сюда можно добраться самолетом из Дели или Агры и остановиться в роскошном отеле (помня, что индийские и европейские «звездочки» сильно отличаются друг от друга). А можно спать прямо на крыше гест-хауса, просыпаться от криков сотен попугаев и вместе с поваром-индийцем готовить манговый ласси (йогурт) на завтрак.

Традиции и современность

Индийцы не только живут бок о бок с традициями, но и во многом их продолжают. Один из сакральных ритуалов – кремация на берегу Ганга – ежедневно совершается в городе Варанаси. Для индуиста быть сожженным в Варанаси – значит навсегда выйти из круга перерождений.

Для западного мира этот город Жизни и Смерти открыли музыканты группы Beatles. Теперь по их стопам часто следуют те, кто охотится за эффектными кадрами. Хотя сфотографировать костры кремации довольно сложно, индийцы тщательно следят за каждым шагом, если у вас в руках камера.


Обязательная программа в Варанаси включает предрассветную прогулку на лодке (150 Rs) вдоль гхатов – больших ступенчатых спусков к реке Ганг. Индуисты называют ее Ганга и почитают как богиню-мать. Здесь можно увидеть весь круговорот индийской жизни.

Целые семьи окунаются в реку, чтобы провести пуджу (приветствие богам), купаются, стирают одежду и сушат девятиметровые на каменных ступенях.

Поблизости проводят кремацию, в воду бросают пепел, тут же забрасывают рыбацкие сети. Вдоль гхатов бродят буйволы и обезьяны, дети играют в крикет и просят угостить их печеньем, продавцы цветов сидят рядом с обнаженными монахами и заклинателями змей – вечное мирно уживается с низменным.

Храмовый комплекс Каджурахо (Индия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Индию
  • Горящие туры в Индию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Храмы Каджурахо каждый год привлекают все более увеличивающийся поток туристов. Каджурахо - общепризнанный памятник архитектуры с таинственной историей создания, процветания, упадка, забвения и счастливого воскрешения из небытия. Сам факт существования Каджурахо окружен эротической аурой.

Немного истории

В соответствии с легендарной версией событий, храмы Каджурахо были построены потомками женщины, соблазненной богом Луны. Теоретически, в этом случае они должны быть назиданием для всех адептов внебрачных связей. По другой версии, строители храмов исповедовали тантризм, религии, где энергетический обмен во время сексуального акта является медитативной практикой.

Так или иначе, поверхности большинства из двадцати двух найденных на сегодняшний день храмов обильно покрыты барельефами эротических сцен с участием людей и животных. Зато внутри храмов фигур в пикантных позах вы не найдете. Так что возможно, эротическая оболочка представляет собой своеобразный тест: если человек не готов принять изображенное снаружи (или слишком увлечен соблазнительными картинами), у него нет шанса попасть внутрь храма.

Храмы Каджурахо открыты миру - их не окружают привычные для всех храмовых комплексов защитные стены. Постройки расположены на высоких платформах, углы которых венчают малые святилища. Вокруг платформ располагаются балюстрады, сплошь украшенные рельефами.

Памятники Каджурахо

Западная группа храмов

Географически весь храмовый комплекс делится на три части. В самой крупной Западной группе храмов находится храм Lakhmana - старейший и самый известный храм, названный в честь правителя, его построившего; храм Chitragupta, посвященный богу Солнца, обращенный навстречу восходящему солнцу; храм Matanageswara (Матангешвара), посвященный Шиве и украшенный двухметровым лингамом - это единственный функционирующий храм Каджурахо. Здесь находится самый приметный храм - Кандарья Махадева, высотой 80 метров, окруженный 84 башнями меньших размеров.

Самый эротичный храм комплекса - Деви Джагдамба, отличается особой натуралистичностью изображений. А храм Вишванатхи, украшенный скульптурными группами слонов и львов служит обрамлением для огромного изваяния трехликого Брахмы.

Восточная группа храмов

Восточная группа храмов более традиционна и состоит из четырех джайнистких и трех индуистских храмов. В Восточную группу храмов входят: храм Parsvanath, отличающийся утонченной изысканной резьбой, в которой прописаны мельчайшие детали; джайнистский храм Ghantai; старейший из храмов комплекса - храм Brahma, построенный из гранита и песчаника и посвященный Вишну.

Южная группа

В пяти километрах от центра Каджурахо находится наименьшая группа храмов - здесь их всего два. Это так называемая «Южная группа храмов», где находятся храм Dulhadev, прославляющий лингам Шивы и храм Chattarbhuj - единственный храм комплекса в котором нет эротических скульптур.

Посещение

Вход в храмы стоит 5 USD для иностранных туристов (кстати, если у вас случайно сохранился билет по которому вы входили в Тадж-Махал , вы можете использовать его здесь). Храмы открыты для посещений от восхода до заката. Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.

Около тысячи лет назад возле небольшой деревни Кхаджурахо цари из династии Чандела построили 85 храмов невероятной красоты и изящества. До наших дней дошли всего 25 из них, и они образуют один из самых великолепных храмовых ансамблей Индии.

Построенные в невероятном порыве творческой энергии, храмы Кхаджурахо, прославляющие радость жизнь во всех ее проявлениях, входят в число самых удивительных шедевров мирового искусства. С 1838 года, когда храмы были обнаружены европейцами, их посетили и продолжают посещать путешественники, художники и исследователи. Храмовый комплекс считается одним из семи чудес Индии, а в 1986 году он был внесен в список объектов мирового наследия ЮНЕСКО.

Прежде всего храмы Кхаджурахо рассказывают нам о религии, эротике и радости бытия. Эти древние шедевры архитектуры известны своими эротическими скульптурами, которые стали предметом для бесконечных споров и интерпретаций. Эротические горельефы Кхаджурахо составляют неотъемлемую часть художественного наследия этого грандиозного комплекса.

И хотя Кхаджурахо известно во многом благодаря эротической скульптуре, такие композиции составляют менее десятой части всех изображений. Фигуры, представленные в движении, живые, теплые, бесконечно изящные и чувственные, воплощают единение с природой и смысл человеческого существования.

Храмовый комплекс Кхаджурахо

Кхаджурахо было бы обычной деревней, каких не счесть в Центральной Индии, если бы не его исключительное культурное наследие в виде храмового комплекса, который выдвигает это местечко на передний план мировой культуры и архитектуры.

При правлении царей из династии Чандела, которые владели этой местностью с IX по XIV века нашей эры, здесь процветала исключительная архитектурная школа, чьи идеи и мастерство нашли свое воплощение в храмах Кхаджурахо.

Комплекс, окружающий деревню, занимает территорию около 21 квадратного километра и представляет собой один из красивейших и загадочных памятников Индии. Считается, что 85 храмов, из которых в той или иной степени сохранилось всего 25, были построены за два с небольшим столетия, примерно с 900 г. до 1125 г. нашей эры.

Храмы Кхаджурахо – это кульминация североиндийского стиля культовой архитектуры нагара. Они богато украшены великолепными горельефами тончайшей работы, которые считаются шедевром индийского искусства. Стены храмов сплошь покрыты изображениями богов, богинь, божественных существ, украшенны растительными и символическими орнаментами. Здесь и стражи сторон света дикпалы, и небесные танцовщицы апсары, и небесные нимфы сурасундари, и добрые духи видьядхары, и музыканты гандхарвы, ганы – помощники Ганешы и влюбленные пары в процессе майтхуны – тантрического секса.

Совершенство скульптуры подчеркивается сочетанием мягкого цвета песчаника всевозможных оттенков от светло-желтого до розового, и глубины фона, что создает особую игру света и тени.

Стены храмов внутри и снаружи украшены фризами, где как в калейдоскопе сменяют друг друга сцены из жизни богов и простых смертных – религиозные ритуалы, музыкальные представления, воинские сражения, процессии, церемонии, придворная жизнь, животные, влюбленные пары и простые бытовые сюжеты. Это настоящий гимн жизни, запечатлевший в камне всю палитру ее красоты и многообразия.

История Кхаджурахо

Название «Кхаджурахо» происходит от слова «каджур» — финиковая пальма, которые в изобилии произрастают в здешних местах. По легенде, древние ворота Кхаджурахо были украшены золотыми финиковыми пальмами. Этот регион известен с древних времен, и до 400 века до н.э. носил название Ватса, в Средние века – Джеджабхукти, а после XIV века стал называться Бунделкханд. В IX веке здесь возвысилась династия правителей Чандела, которые принадлежали к раджпутскому клану Луны.

В эпической поэме индийского поэта Чанд Бардая, жившего при дворе правителя Дели и Аджмера «Сказание о Притхвирадже» есть красивая легенда о легендарном прародителе династии Чандела. Она гласит, что бог луны Чандра как-то увидел Хемавати, юную дочь брахмана, купающуюся в бассейне. Очарованный красотой девушки, Чандра спустился на землю и соблазнил ее. Когда Хемавати забеременела, Чандра велел ей удалиться в глухую деревушку Кхаджурахо. Хемавати покинула отчий дом в Каши (ныне Варанаси), где родила божественного мальчика Чандравармана.

Чандраварман вырос настоящим героем. Так, в 16 лет он голыми руками победил льва, и с тех пор эмблемой Чандела стало изображение юноши, побеждающего льва. Этот сюжет довольно часто встречается среди скульптур Кхаджурахо. Со временем Чандраварман стал великим царем и основал королевскую династию Чандела.

Историки же считают, что Чандела происходят из местной народности гондов. Их родовые владения включали в себя Махобу, Аджайгарх, Каланджар и Кхаджурахо, который был культурной и религиозной столицей их госудаства с IX по XII века н.э.

Чандела были прозорливыми политиками, талантливыми воинами и покровителями искусства и архитектуры. Они многократно расширили свои владения, добились независимости своего государства и в свое время остановили нашествие мусульманской армии тюрков Махмуда Газневи. В принадлежащих им владениях Чандела построили множество прекрасных фортов, дворцов и храмов, но ни один из них не превзошел Кхаджурахо по красоте и величию.

По всей вероятности, строительство религиозного комплекса близ Кхаджурахо началось в период правления Харшадевы (900-925 г.г.), который построил первые храмы Чаусатх Йогини и Лалгуан Махадева. Его преемник и сын Ясоварман (годы правления 925-950) был могущественным правителем. По его приказанию был возведен храм, посвященный Вишну, известный сейчас как храм Лакшмана, который был невероятно сложным архитектурным творением для того времени.

Сын Ясовармана Дханга (правил в 950-1002 годах) во время своего правления объединил королевство Чандела, сделав его самым могущественным государством на севере Индии. Он был не только талантливым государем, но и большим поклонником искусств. Именно Дханге Кхаджурахо обязан самыми прекрасными из сохранившихся храмов — Вишнаватхой и Паршванатхой.

Надписи, сделанные в Каджурахо в период правления Дханги, являются бесценным источником исторических сведений об этой эпохе. Одна из надписей, найденных в Вишнаватхе, датирована 1002 годом – годом смерти Дахнги. В ней упоминается название «Кхаджур-вахака», что, очевидно, было исконным названием Кхаджурахо.

Во время мирного правления сына и наследника Дханги Ганды (1002-1017 г.г.) были построены храмы Вайшнава (ныне Джагадамби) и храм Чхитрагупта, посвященный богу Солнца.

В 1017 году Ганду сменил на троне его сын Видьядхара, 12 лет правления которого стали периодом максимального расцвета и могущества государства Чандела. За годы, которые он провел на троне, Видьядхра одержал множество славных побед, в том числе остановил натиск мусульманского войска под предводительством Махмуда Газневи. Именно Видьядхра построил самый большой храм Кхаджурахо Кандарья-Махадева, посвященный Шиве.

После его смерти политическое значение Кхаджурахо постепенно начало снижаться. Последние Чандела теряли завоёванные территории одну за одной, пока в 1202 году все их земли не оказались под властью Делийского султаната. Однако строительство храмов не прекращалось до середины XII века, а Кхаджурахо оставался религиозным центром региона вплоть до XIV столетия.

Арабский путешественник Ибн Батута посетил местность под названием Каджарра в 1335 году. В его хронике упоминается огромное озеро, окруженное храмами со статуями, поврежденными мусульманами. Это озеро существует поныне и называется Кхаджурасагар. Оно расположено в 800 метрах от западной группы храмов, которые, скорее всего, образовывали центр старого города.

К XVI веку Кхаджурахо очевидно утратил свое значение и превратился в неприметную деревушку, затерянную в джунглях. Когда британцы обследовали эту местность в 1818 году, деревня лежала в руинах. Мир ничего не знал об изумительных храмах, пока в 1838 году инженер британской армии капитан Берт случайно не обнаружил таинственные сооружения, продираясь через джунгли. Похоже, что удаленность Кхаджурахо от крупных городов и дорог сослужила добрую службу этому месту, защитив его от полного разрушения.

Храмы Кхаджурахо – микрокосмос человека

Первые индуистские храмы представляли собой простую платформу с крышей или даже без нее. Позже, в период Гупта (3-5 в.в. н. э.), архитектура храмов постепенно начала усложняться, и сформировались каноны, в соответствии с которыми велось строительство культовых сооружений. Тогда появились основные элементы – квадратное святилище и портик с колоннами. Позже добавился обход вокруг главного святилища и цоколь с колоннами, вход в который, как правило, предварялся портиком. Форма крыши, плоская изначально, изменялась, в ее конструкции появлялась многоярусная надстройка – шикхара, характерная для северных храмов.

В Средние века в Индии появились «Шилпашастры» — трактаты, посвященные индуистской храмовой архитектуре и иконографии. Храм стал микрокосмом, моделью мироздания, символом Абсолюта. Каждая часть здания имеет особое значение, но все вместе они составляют неделимое целое, символизирующее единство Вселенной.

Храм строится на массивном каменном основании – адистхане, поверх которого расположена еще одна платформа – джагати. Основание символизирует алтарь, на который как жертва богам возлагается само здание. Святая святых храма, куда допускались только священнослужители храма, называется «гарбагриха». Это небольшое темное помещение со скульптурой божества, которое находится под высокой башней пирамидальной формы, увенчанной шпилем, – шикхарой. Для молитвенных собраний верующих предназначается большой молельный зал – мандапа, соединенный с гарбагрихой небольшим вестибюлем – антаралой. Вход в мандапу предваряется портиком – ардха-мандапой. Элементы храмов могли различаться в зависимости от эпохи строительства и культурного влияния соседних регионов, но основополагающие принципы были едины и строго соблюдались архитекторами.

Храмы Кхаджурахо – типичные образцы северной школы Нагара, которая отличается высокой шикхарой округлой формы, сужающейся кверху. Планировка храмов включает в себя гарбагриху, мандапу, ардха-мандапу и антаралу, каждая из которых увенчана собственной пирамидальной крышей. Все вместе они образуют единое целое, постепенно увеличиваясь по высоте от самой низкой крыши над портиком до самой высокой – шикхары над святилищем. Центральная шикхара символизирует мифический пик Меру, небесное царство Брахмы, или священную гору Кайлас, обитель Шивы.

Все шикхары Кхаджурахо как бы наклонены внутрь. Такой эффект создается за счет небольших шикхар, примыкающих к основной башне и устремленных вверх, к небесам. Каждый уровень плавно переходит в следующий, что символизирует рост, обновление всего сущего, бесконечную смену миров. Этот эффект дополнительно подчеркивается амалаками – дисками в форме окружности с ребристыми краями, которые пересекают вертикальные линии башен. Шпили шикхар оканчиваются калашами – сосудами с нектаром бессмертия амритой.

Храмы Кхаджурахо построены на высоких цоколях и окружены открытыми галереями. В самых больших храмах Кхаджурахо – Кандарья Махадева, Лакшамана и Вишванатха – также есть прадакшина, обходная галерея вокруг святилища, а мандапа имеет четыре боковых выступа с окнами для вентиляции и освещения, благодаря которым храм имеет форму двойного креста.

Архитектура святилища полна сакрального смысла: шикхара включает в себя семь вертикальных выступов нага, символизирующих единый восходящий аспект всего сущего, – такой тип шикхар называется «саптаратха», а по горизонтали оно разделено на семь уровней-выступов сапта-баба, которые отражают многообразие нисходящих уровней сущего. Внутри и снаружи храмы богато декорированы орнаментами и многочисленными скульптурами, которые кажутся живыми и динамичными благодаря контрасту света и тени, придающему фигурам объем и пластичность.

Скульптура: эротика и религия

Своей всемирной славой храмы Кхаджурахо прежде всего обязаны изумительной скульптуре, которая гармонично дополняет архитектурный замысел своих создателей. Творение средневековых архитекторов, созданное в порыве невероятного вдохновения, вошло в список самых прекрасных шедевров Индии.

Строители Кхаджурахо не использовали раствор: все каменные блоки уложены друг на друга и соединены особой системой выступов-консолей, что требует большого мастерства и точного расчета. Каждую глыбу тщательно отбирали, освящали, обрабатывали и только потом устанавливали на место.

Песчаник, из которого построены почти все храмы Кхаджурахо, прекрасно подходит для обработки и позволяет скульптору создавать мельчайшие детали – капли воды, ногти, пряди волос, морщины на коже.

Индуистский идеал красоты строго формализован, все религиозные скульптуры подчиняются канонам, изложенным в Шилпашастрах. Лицо должно быть «круглым как куриное яйцо», глаза — миндалевидными, напоминающими по форме рыбу. Лоб сравнивали с согнутой дугой лука, брови — с листьями мелии, подбородок – с косточкой манго, а ступни и ладони — с цветком лотоса, талию же предписывалось изображать тонкой как у осы, тогда как грудь и бедра – пышными и округлыми.

Скульптурные изображения Кхаджурахо

Кхаджурахо часто называют «храмами любви» или даже «храмами Камасутры», но на самом деле стены Кхаджурахо повествуют о гораздо большем, чем плотская любовь и эротика. Темы скульптурных изображений можно условно разделить на пять групп.

  • Изображения богов и богинь

Каждый храм посвящен определенному божеству, чей образ установлен в главном святилище. В соответствии с канонами, образы этого божества встречаются на фризах, опоясывающих внешние стены. Обычно божество изображено в сопровождении супруга или супруги, полубогов, дикпал, видьядхар, гандхарв, кумар и прочих мифических существ.

  • Сцены из повседневной жизни

Здесь представлены изображения военных баталий, охоты, процессии и ритуалы, придворная жизнь и бытовые сцены.

  • Животные и мифические звери

На стенах храмов можно найти лошадей, обезьян, попугаев, верблюдов. С особой любовью выполнены фигуры слонов – главной опоры армии в средневековой Индии. Нередко встречается изображение воина, сражающегося со львом – герб династии Чандела. На нескольких барельефах можно увидеть шардулу – мифическое животное, символизирующее борьбу знания с невежеством, которое обычно изображалось с нижней половиной тела лошади, а верхней – льва, слона, кабана и даже попугая.

  • Геометрические и цветочные мотивы

Используются для украшения стен, колонн и потолков внутри зданий как обычные декоративные элементы либо имеют символическое значение.

  • Влюблённые пары и женские фигуры

Наполненные чувственностью и эротизмом, именно эти изображения придают Кхаджурахо его утонченную красоту и очарование. Пары, занимающиеся любовью, прекрасные апсары и сурасундари изображены с огромным изяществом и мастерством. Сцены плотской любви встречаются только на внешних стенах храма, тогда как апсар и сурасундари можно встретить повсюду – в мандапе, на стенах галереи и на фризах, опоясывающих храмы снаружи. Они отражают жизнь женщины во всех ее проявлениях и застают ее за повседневными делами, несущую кувшины с водой, расчёсывающую волосы, танцующую или играющую на музыкальных инструментах, подкрашивающую глаза.

Теоретическая трактовка изображений

С середины XIX века, когда о Кхаджурахо узнали европейцы, появилось немало теорий по поводу эротических скульптур, украшающих храмы, которые с точки зрения западного человека были абсолютно неуместны на стенах религиозного сооружения. Капитан Берт, первым обнаруживший Кхаджурахо, назвал эти скульптуры «в высшей степени непристойными и отвратительными», а Каннингэм, который составил первое подробное описание храмового комплекса, счел их «неприличными до отвращения». Немного позже, в начале XX века, историки попытались найти объяснение изобилию скульптурного декора и расшифровать смысл изображений.

В действительности, скульптурное изображение майтхуны – ритуального соития — появилось в Индии более 2000 лет назад, возможно, как отражение древних культов плодородия. Самые ранние изображения относятся к периоду Сунга (II-I в.в. до н.э.), а впоследствии они стали характерными для школ Амравати и Матхура.

Еще со времен Ригведы (XVI-XV веке до н.э.) мифы о сотворении мира проникнуты эротизмом. Согласно Упанишадам, конечная цель человека – мокша, освобождение от материального воплощения, единение атмана – человеческой души и Параматмана – высшей души, основой всего сущего. Древняя философская система Санкхья проповедует дуальность Вселенной, состоящей из двух начал — Пракрити (материи, изначальной первопричины всего сущего), и Пуруши (духа). Пуруша олицетворяет мужское начало, неподвижного созерцателя постоянных изменений Пракрити – женского начала. Воссоединение Пракрити и Пуруши, представленное как сексуальный союз мужчины и женщины, является символом мокши.

Позже эти идеи нашли свое отражение в Тантре – мощном религиозном движении, которое было широко распространено среди последователей буддизма и индуизма в VIII-XIV в.в. Тогда как ортодоксальный индуизм придавал особое значение сознательному отказу от физического и эмоционального наслаждения, тантризм пропагандировал контролируемое чувственное удовольствие, которое сравнивали с хождением по лезвию ножа. Сексу не только придавали сакральное значение, более того, он стал религиозным ритуалом.

Тантрический секс (майтхуна) в его изначальном понимании является завершением ритуала панчамакара, или «пять М», включающего в себя пять частей: мадья (алкоголь), мамся (мясо), матьса (рыба), мудра (поджареные зерна) и майтхуна (половой акт). Ритуал панчамакара был доступен немногим посвященным и проводился под строгим контролем. Его целью было не получение плотского наслаждения, а духовное совершенствование и достижение самадхи – особого состояния просветления.

Шакти почитается во всей Индии под разными именами, каждое из которых олицетворяет один из ее аспектов, как светлые, созидающие, так и темные, разрушительные. Шакти – источник вселенской энергии, активизирующий созидательную силу Шивы, его творческая часть. Этот аспект Шивы выражается физическим союзом мужчины и женщины как образом акта сотворения мира.

Индийская литература, как светская, так и религиозная, полна сексуальных аллюзий и эротических пассажей. Кама – желание и удовлетворение — провозглашалась одной из целей жизни в священных индуистских текстах Смрити, и ее получение считалось один из шагов на пути к освобождению от круговорота перерождений и смертей. Некоторые средневековые ответвления индуизма верили, что бхога (чувственное наслаждение), как и йога, является одним из способов достичь освобождения, поэтому сексу придавалось церемониальное значение.

По одной из версий, эротические сцены на стенах храмов являются иллюстрациями к Камасутре, трактатом философа и ученого Ватьсьяяны, жившего предположительно в IV веке. Согласно другой теории, фривольные барельефы служили для проверки, насколько чисты помыслы входящих в храм.

Однако сакральное искусство не призвано сосредотачиваться на преходящем; оно фокусируется на вечном. Храмы Кхаджурахо представляют собой бессмертное наследие, которое отражает широкий взгляд на бытие и радость мироздания. Жизнь, которая священна для индусов, запечатлена на древних стенах не просто как существование, а как один из аспектов Божественной Сущности.

Вряд ли мы когда-либо узнаем, какими были истинные причины, но несомненно одно — изображение духовного и чувственного блаженства посредством великой силы искусства, в символах, формах и изображениях, чья жизненная энергия, динамичность и выразительность граничит с совершенством, объединяет мирское и божественное.

Западная группа храмов

По расположению храмы Кхаджурахо принято делить на три группы – западную, восточную и южную.

Самой известной является западная группа, она наиболее посещаема туристами во многом благодаря храму Кандарья Махадева, который считается самым значимым объектом комплекса Кхаджурахо. Храмы этой группы находятся в прекрасном парке к северу от озера Шив Сагар. Сооружения расположены близко друг к другу и, возможно, такое компактное расположение объясняется тем, что в давние времена они стояли на берегу священного озера, описанного в XI веке арабским путешественником.

Самый древний из храмов Кхаджурахо Чаусат Йогини (вторая половина IX века) почти не сохранился. Руины храма расположены в 400 метрах к югу от Кандарьи Махадевы и представляют собой четырехугольник, образованный маленькими квадратными святилищами, каждое из которых увенчано пирамидальной крышей. Перед храмом находится сильно разрушенное святилище Ганеши. В отличие от более поздних храмов, сложенных из песчаника, при строительстве Чаусатх Йогини использовался гранит.

Вараха (около 900-925 г.г.) расположен напротив храма Лакшмана и представляет собой небольшой четырехугольный павильон с пирамидальной крышей, возведенный на платформе. Внутри святилища можно увидеть изображение Варахи, третьей инкарнации бога Вишну, в которой он принял образ вепря, чтобы спаси мир. Статуя вепря покрыта 674 затейливыми фигурами богов и богинь, а между его ногами на пьедестале изображен змей Шеша – олицетворение вечности. Потолок павильона в форме лотоса с тремя рядами лепестков, представляющий собой образчик искусной работы мастеров, один из лучших в Кхаджурахо.Лалгуан Махадева (около 900 года) также относится к раннему периоду, когда планировка храмов и их оформление были просты и сильно отличались от роскошных храмов поздней эпохи. Лалгуан Махадева сооружен уже из двух видов материала – он стоит на высоком гранитном основании, а для строительства шикхары использовали песчаник. Храм находится в 600 метрах к западу от Чаусат Йогини, где когда-то было озеро Лалгуан, по которому проходила западная граница города.

Матангешвара (около 900-925 г.г.) – единственный в Кхаджурахо действующий храм, о чем свидетельствует флаг на его крыше. Он находится за пределами огороженной территории комплекса неподалеку от храма Лакшмана. Храм стоит на высокой платформе, а попасть внутрь можно по крутым ступеням с восточной стороны. Три стороны храма украшены балконами с выступающими карнизами, а четвертая – красивым портиком над входом.

Главная особенность Матангешвары – огромный лингам около 2,5 метров высотой и почти 1 м в диаметре, символ животворящей силы Шивы.

Лакшмана (около 930-950 г.г.) расположен неподалеку от озера Шив Сагар, в самом сердце плотной группы храмов, которая включает в себя самые знаменитые объекты Кхаджурахо. Лакшмана – первый из числа храмов, построенных в период расцвета Чандела. Он построен королем Ясоварманом и посвящен богу Вишну.

Этот храм относится к типу панчаятана (храм с пятью святилищами). Дополнительные святилища, окружающие главный храм, меньше его по размеру и проще по планировке, но каждое из них также украшено панелями с искусной резьбой. Храм стоит на высокой платформе, его вход ориентирован на восток.

Барельефы, опоясывающие террасу, пожалуй, самые впечатляющие из всех скульптур Кхаджурахо. Прежде всего они известными своими откровенными сюжетами на эротические темы. Барельефы повествуют о военных кампаниях Чандела, о процессиях и ритуальных представлениях, о повседневной жизни того времени, изображают животных, прекрасных женщин, божественных существ, эротические сцены.

Вход в храм венчает великолепная резная арка макара-торана с головами морских чудовищ. К святилищу ведет мандапа с колоннами, каждая из которых покрыта изображениями, символизирующими восемь сект Тантры. По углам находятся консоли с великолепными фигурами апсар, одними из прекраснейших в Кхаджурахо. Вход в святилище оформлен искусной резьбой, изображающей многочисленные аватары Вишну в виде рыбы, черепахи, вепря, льва, и Наваграх – девять небесных планет-божественных существ. В центре святилища расположена статуя четырехрукого Вишну с тремя головами, человеческой, львиной и кабаньей.

Вишванатха (1002 г.) был построен на берегу когда-то существовавшего озера Дхугаван. Посвящен Шиве и носит одно из его имен: Вишнаватха – Господь Вселенной. Согласно надписи на входном портике, храм был возведен правителем Дхангадевой.

Фасады храма и его основание покрыто барельефами с процессиями людей и животных и любовными сценами. Ниши цоколя содержат изображения Саптаматрик (Семи Божественных матерей), Ганеши и Вирабхадры. Внутри храма можно полюбоваться изумительными образцами скульптуры Кхаджурахо – парами, занимающимися любовью, девушкой с фруктами и попугаем, матери с ребенком, сурасундари, играющей на флейте. Потолок прекрасной работы украшен цветами.

Напротив восточного фасада находится открытый павильон Нанди , посвященный священному быку Шивы, с его великолепной статуей.

Небольшой храм Парвати (около 950-1000 г.г.), что находится к юго-западу от Вишванатхи, сильно пострадал от времени. Портик не сохранился, а само святилище удалось восстановить. Храм лишен привычных скульптурных декораций за исключением нескольких оригинальных изображений, оформляющих дверной проем. Внутри павильона есть образ Гаури, одной из форм богини Парвати.

Построенный на отдельной платформе храм Читрагупта (начало XI века) единственный в Кхаджурахо и один из немногочисленных храмов в Северной Индии, посвященный богу Солнца Сурье. По своей архитектуре этот храм весьма похож на Деви Джагадамби, построенный несколькими годами ранее.

Внешние стены храма покрыты резьбой прекрасной работы. Здесь можно найти дикпал, сурасундари, любовные сцены из жизни богов и простых смертных, а на южном фасаде расположено великолепное изображение Вишну с одиннадцатью головами, символизирующими его десять воплощений. Храм опоясывают три яруса резных панелей, на которых запечатлены сцены охоты, битвы слонов, строители, переносящие камни. Планировка храма традиционна и состоит из входного портика, зала с двумя боковыми нефами, вестибюля и святилища с богато украшенным входом, в котором находится прекрасный образ Сурьи на колеснице, запряженной семью лошадями.

Деви Джагадамби (начало XI века) стоит на одной платформе с Кандарьей Махадева. Изначально храм был посвящен Вишну, но сейчас в нем находится образ Парвати, Властительницы мира. Образ не является оригинальным, но относится к тому же периоду, что и храм.

Деви Джагадамби построен по тому же плану, что и Читрагупта. Храм известен превосходной резьбой по камню, одной из лучших в Кхаджурахо. Среди изображений можно встретить всю индуистскую троицу в их различных воплощениях, очаровательных сурасундари и множество эротических сцен. Их сложные позы, полные изящества, чувственная красота тел, лица, выражающие глубокое сосредоточение, ставят скульптуру Деви Джагадамби в один ряд с лучшими творениями стиля Чандела.

На террасе между храмами Деви Джагамби и Кандарья Махадева находится полуразрушенный храм Шивы (XI век), от которого сохранилась только часть, которая служила входом в святилище, и предваряющий ее портик.

Кандарья Махадева (1025-1050 г.г.), посвященный Шиве, считается вершиной мастерства скульпторов и архитекторов стиля Чандела, непревзойденным шедевром по своему масштабу, планировке и декоративному оформлению. Это не только самый изысканный, но и самый большой храм в комплексе – высота его шикхары составляет 31 метр, и возвышается он на трехметровой платформе. Шикхару окружают 84 башенки, которые, сплетаясь в единое целое, образуют собой суперструктуру, которая выглядит невероятно сложной, но при этом полной гармонии. Очертания храма, с его постепенно увеличивающимися по высоте башнями, воспроизводят священную гору Кайлас, окруженную гималайскими горными хребтами.

Массивное здание храма с бесчисленными скульптурами могло бы показаться пестрым нагромождением камней, если бы не изумительные архитектурные решения, благодаря которым объем строения, разделенный внизу горизонтальными линиями, становится все более легким и устремленным вверх, что достигается вертикальными линиями башенок и выступов на шикхаре и куполах над мандапой и ардха-мандапой.

Планировка храма, классическая для стиля Нагара, включает в себя четыре части, каждая из которых увенчана отдельным куполом. Это портик с колоннами, зал-мандапа, «святая святых» храма гарбагриха и вестибюль, соединяющий гарбагриху с мандапой. Храм стоит на постаменте и имеет обходную галерею с выходами на балконы.

Из-за горельефов и орнаментов, которыми плотно покрыты стены храма, он кажется сказочной шкатулкой, обтянутой тончайшим кружевом. Резные потолки, изумительной красоты макара-торана, вырезанная из единого камня, украшающая портик, три ряда горельефных фризов на стенах храма поражают богатством деталей и выразительностью. Вход в святилище, где установлен мраморный лингам, декорирован великолепными резными изображениями мифических животных, апсар и речных богинь Гагни и Ямуны. В нишах стоят изображения Шивы.

Внутреннее убранство храма соперничает с внешним по роскоши и красоте. Стены Кандарья Махадевы внутри и снаружи украшены 800 скульптурами, изображающими богов и богинь, дикпал и сурасундари, охотников и воинов, артистов и акробатов, молящихся людей и божественных существ. Эротическая скульптура сосредоточена на южном и северном фасадах, а также в проходе между святилищем и мандапой.

Восточная группа

Восточная группа храмов включает в себя семь храмов – четыре джайнских и три брахманских. Также в этой группе можно увидеть сильно перестроенный джайнский храм Шантинатх , возведенный на древнем постаменте. Храмы расположены вокруг деревни Кхаджурахо и возле озера Нинора.

Брахмы (около 900 г.) представляет собой простое сооружение квадратной формы с портиком и святилищем. Храм ошибочно приписывается Брахме; на самом деле он посвящен Вишну, о чем свидетельствует его образ на обрамлении дверного проема. Как и другие ранние храмы, он построен из гранита и песчаника.Вамана (около 1050 – 1075 г.г.) посвящен пятому воплощению Вишну в образе карлика-брахмана. Храм представляет собой образец зрелого стиля Чандела. Храм имеет традиционную планировку, включающую в себя портик, мандапу с трансептами, вестибюль и святилище. Внешние стены украшены двумя фризами со скульптурными изображениями, в том числе чувственными сурасундари, однако эротическая скульптура здесь не представлена. В святилище находится образ четырехрукого Ваманы и главных индуистских богов – Брахмы, Вишну и Шивы.

Паршванатха (середина X века) – самый значительный из джайнских храмов Кхаджурахо по своему размеру и художественным достоинствам. По-видимому, изначально храм был посвящен Адинатхе – первому тиртханкаре, духовному учителю джайнов, достигшему просветления. Сейчас в святилище находится черная статуя Паршванатхи, которая была установлена только в 1860 году.

Храм имеет вытянутую форму с выступами на двух концах – входной портик на восточной стороне и дополнительное святилище на западной. Скульптурное обрамление храма великолепно, от трех рядов горельефов на внешних стенах до искусного декора дверного проема. Храм известен прекрасными женскими фигурами, изображениями танцоров и музыкантов и небесных существ. Хотя храм принадлежит джайнской религии, в его оформлении присутствуют многочисленные вайшнавистские сюжеты – эпизоды из легенды о Кришне, Рама, Сита и Хануман, другие индуистские боги в разных воплощениях и их супруги.

Адинатха (вторая половина XI века), расположенный рядом с Паршванатхой, относится к группе джайнских храмов. Он представляет собой оригинальную шикхару с вестибюлем; портик же был пристроен значительно позже. Стены храма опоясаны тремя рядами горельефов с изображениями сурасундари, летающих видьядхар, танцоров и музыкантов.

Небольшой храм Джавари (примерно 1075-1100 г.г.) примечателен своими гармоничными пропорциями, которые достигаются высокой, устремленной вверх шикхарой, и изящной макара-тораной, украшающей портик. Храм посвящен Вишну, чей поврежденный образ без головы находится в главном святилище.

Гхантай (конец X века) получил свое название от орнамента в виде колокольчиков, которым декорированы элегантные колонны. Храм почти полностью разрушен, сохранились лишь входной портик и мандапа с четырьмя колоннами, чьи потолок и соединяющий их дверной проход украшены утонченной резьбой.

Южная группа храмов

Южная группа представлена двумя индуистскими храмами, которые находятся на некотором отдалении от основных достопримечательностей. Это наиболее поздние строения в комплексе Каджурахо времен эпохи Чандела.

Чатурбхудж (около 1100 г.) был построен, когда расцвет династии Чандела остался позади, а искусство, как и само государство, уже начинало приходить в упадок. Хотя стены храма и украшены традиционными тремя рядами горельефов, фигуры стереотипны и лишены выразительности. Однако в святилище храма стоит замечательное скульптурное изображение Шивы высотой 2,7 метров, которое выступает предметом споров исследователей – некоторые из них предполагают, что статуя изображает бога Вишну.

Название храма Дуладео (около 1100-1150 г.г.) означает «священный жених». Храм посвящен Шиве, чьи многочисленные изображения и лингам украшают гарбагриху. Дуладео – последнее творение Чандела в Кхаджурахо, в котором чувствуется закат блестящей эпохи. Храм щедро декорирован, но ему недостает жизненной силы и глубины образов, которыми славится Кхаджурахо.

Для того чтобы насладиться архитектурными шедеврами Кхаджурахо, а не мучаться от жары или проливных дождей, то свой визит лучше планировать в период с ноября по март. Дорога от Дели прямым поездом займет около 11 часов.

Чтобы осмотреть все храмы потребуется не меньше двух дней. А чтобы наверняка все успеть рекомендуем воспользоваться услугами «авторикш».

Комплекс открыт с 9 утра и до 5 вечера. Вход в каждый храм необходимо оплачивать отдельно.

Каждый год в феврале здесь проходит Фестиваль танца, но даты меняются и необходимо заранее планировать посещение Кхаджурахо, чтобы получить дополнительные впечатления от фольклорных выступлений.

Инфраструктура деревни довольно хорошо развита и найти номер в гостинице не должно составить труда, но все же лучше забронировать номер заранее, так как в разгар туристического сезона сюда приезжают сотни туристов.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: