Что же делает произведение искусства шедевром? Шедевр - это произведение, выдержавшее проверку временем По каким канонам определяются шедевры искусства.


Что же делает произведение искусства шедевром?..

    всё дело в одобрении общества

    творческая идея, которая воплотилась...

    Душа таланта--его любовь и радость,
    которую он передал людям.

    Мысль, идея и особое видение художника.

    Глубина и неповторимость изображаемого...

    Источник: как-то так

  • Непревзойдённый талант мастера и, самое главное, моё личное восприятие.)

    Я бы сказал Кто?, - люди. Один кричит, - ООооооо... это прекрасно, Ооооо. - это шедевр! ЧЁрный квадрат, -ООооооо... это гениально! и т. д. Остальные подхватывают, охают, ахают. А, тот который кричал про шедевр уже подумывает за сколько его продать глупцам? ! И потом этот шедевр становиться ВАЛЮТОЙ!

    в понятие композиция входит достаточно широйкий смысловой и художественно филосовский спектр.

    Часто об этом думала, глядя например на картины Млевича. Ну вот с Шишкиным, Айвазовским, Репиным все понятно.

    Изображение того, что хочет сегодня от людей Бог.
    Шедевром не в смысле цены.;)

    Востребованность.

    Способность воздействовать на Чувства человека...

    людское мнение и хорошая пиар компания

    Как правило это в основном определяют знатоки художники которые в этом разбираются....

    Время делает. Например, всемирно известная картина Леонардо да Винчи "Джоконда" стала шедевром благодаря не только мастерскому написанию, но и времени в пятьсот лет.

    Источник: Жизненный опыт и объём знаний

— Знаю, о. Алексий, что вы считаете свои стихи продолжением пастырской деятельности, потому спрошу: как в вас соединяется искусство и вера — без проблем? Ведь на протяжении многих веков творчество и религиозность противопоставляли друг другу, в XVI столетии даже была написана, кажется, первая, «Защита поэзии» — Д. Боккаччо защищал от нападок самого Данте. Почему творчество так часто «демонизируется» представителями культа?

— Сегодня мы имеем полное право утверждать, что противопоставление искусства и веры во многом надуманная проблема. Да, на католическом Западе взаимоотношения между искусством и верой, наукой и верой — нередко становились весьма напряженными. В то же время церковная культура православного Востока достигла своей высоты именно благодаря полноценному привлечению себе на службу светского искусства. Примеры этого мы видим не только в иконографии, церковной архитектуре, шедеврах богослужебной утвари, но и в литературе, особенно в поэзии. Вспомним, что именно на языке поэзии, а не прозы написаны многие книги Священного Писания, ряд святоотеческих творений, не говоря уже о богослужении, которое в своем оригинале на греческом языке всецело принадлежит к стихотворной форме. Шедевры церковной поэзии можно назвать и шедеврами поэтического искусства, если оценивать их чисто светскими мерками (точно так же иконы наших великих иконописцев признаются даже атеистами как шедевры мирового искусства, а не только церковного). Так и должно быть. Оказывается, что поэзия может быть одновременно и выдающейся по меркам светского искусства и на 100% православной. Одно другому нисколько не мешает.

Я вижу две основные причины того, что творчество иногда «демонизируется» представителями духовенства. С одной стороны, было и есть немало талантливых литераторов, которые свое творчество явно противопоставляют не только Церкви, Божественной Истине, но и общечеловеческим нравственным ценностям. Этим они существенно дискредитируют светскую литератору в целом. С другой стороны, нередко встречаются представители духовенства, которые берутся критиковать светскую литературу, не имея достаточно глубокого знания предмета. Плоды подобной некомпетентности весьма печальны: в запале критики смешиваются «виновные» литераторы с «невиновными», сгущаются краски, в произведениях искусственно выискиваются негативные смысловые контексты, о которых сам автор возможно и не подозревал.

Нужно всегда помнить: если священник берется критиковать какие-либо литературные произведения или научные теории, то для полноценной критики недостаточно священного сана и знания православного богословия, нужно быть еще и сведущим в той области, в которую направляется его укор. Некомпетентность отдельных священнослужителей в данном случае бросает тень на всю Церковь, подрывает доверие к ней со стороны общества.

— А может быть дело в глубинной свободе творческого человека, ведь он подчинен только вдохновению — то есть, небесам? Быть может это страх перед неконтролируемым людьми процессом творения?

— Мы должны понимать, что литератор, особенно поэт, в своих произведениях говорит о самом сокровенном, изливает читателю то, что происходит в тайниках его души. Если пытаться происходящее в душе искусно скрывать, то плоды творчества потеряют жизненную силу (хотя определенный духовно-нравственный фильтр у литератора обязательно должен быть). Нам известно, что литераторы не святые люди, а нередко даже не высокодуховные. Так, что всегда найдется к чему можно придраться. Стоит взять любого из нас, верующих людей, и открыть всё сокровенное, что есть на душе, то большинству будет стыдно. Поэтому, на мой взгляд, крайне неразумно придираться к мелочам в литературных произведениях. Полезнее научиться выносить из них то, что может оказаться полезным для нас. Другое дело, когда мы сталкивается с сознательным и открытым богоборчеством творческих людей, с открытой проповедью порока.

В позитивной критике светского искусства со стороны Церкви не может быть места страху перед «свободой творческого человека».

Лично вам что даёт творчество?

— Творчество учит меня более серьезно относится к своему пастырскому слову, а при написании поэтических произведений происходит поиск ответов на важные вопросы, которые возникают передо мной, и как перед человеком, и перед пастырем. Кроме того, творчество обогащает мою жизнь новыми переживаниями и встречами с интересными людьми.

А чему пастырь научается у поэта?

— Думаю, что важнейшие качества настоящего поэта: открытость перед слушателем, бескорыстное служение добру и истине посредством слова, бескомпромиссность в отношении ко злу, сильными мира сего и общественным порокам — изначально должны присутствовать в каждом пастыре Церкви. В моей жизни получается так, что православное мировоззрение и пастырство помогают поэту, а не наоборот.

На ваш взгляд, чего лишается проповедник, всецело отказываясь от искусства?

— Истинное искусство возвышает человеческую душу, воспитывает вкус к прекрасному. Если пастырь полностью игнорирует светское искусство, то на практике он оказывается неспособным адекватно оценить и церковное. Кроме того, он может не найти общего языка с рядом своих прихожан, для которых светское искусство и его достижения что-то значат в жизни. К сожалению, иногда случается такое: заходим в храм и видим полную безвкусицу в его убранстве, отделке, росписи — это прямое следствие отсутствия эстетического вкуса и пренебрежения законами светского искусства у тех, кто отвечает за благолепие дома Божьего.

— Мне кажется, есть и другая опасность. Встречаются, к примеру, такие любители творчества, которые культивируют его в себе неразумно, до потери здравости. Они словно поклоняются идолу творчества в себе. Как можно застраховаться от этой болезни?

— Оградить от этой опасности может только правильная духовная жизнь человека. Нам, православным людям, известно, что творческий дар дается Богом. В союзе с Господом необходимо и распоряжаться этим даром, и приумножать его. Ищущим Господь обязательно поможет понять, как направить Его дары на благо себе и ближним. А тех, кто стремится распорядиться Божьим даром без Бога, только по своему усмотрению, очень часто ожидает творческая или жизненная катастрофа.

— Выходит, что творчество может быть искушением, как богатство, власть, сила, красота? Как можно себя проверить, «не улетела ли голова с плеч» во время творческого полет, не «на метле» ли был осуществлен этот полёт?

— Творчество в полной мере захватывает и внешнюю, и внутреннюю сферу человеческой деятельности, а потому и искушений на этом пути ещё больше, чем, например, при стяжании богатства, обладании земной силой и властью. Если планка духовности человека невысока, очень легко оправдать любые неблаговидные поступки, содеянные ради плодов своего творчества. Наиболее пагубны для творческого человека страсти гордости и тщеславия, развитие которых приводит к завышенной оценке собственной личности и ее значения в судьбе человечества, к неадекватному восприятию критики и авторитетов. Христианское смирение, стремление исполнить волю Божию — вот залог того, чтобы в творческом полёте и голова и сердце оставались на месте.

— Каковы признаки поэзии и вообще произведений искусства демонического происхождения? Чем отличается их воздействие на душу человека?

— Искусство от Бога возвышает душу человека, помогает утвердиться в добре, найти ответы на важные жизненны вопросы. Искусство демонического происхождения напротив, разжигает в человеке страсти, сеет в его душе сомнения относительно Бога и высших нравственных ценностей, приводит в тупик печали и уныния. Святое Евангелие учит нас судить о древе по его плодам.

— Что бы вы сказали верующим, которые считают всю художественную литературу душевредной и готовы сжечь на костре даже классику?

— В IV и V веке от Рождества Христова святые отцы Церкви изучали языческую литературу и находили это наследие весьма полезным, научившись выносить из него лучшее и отвергать заблуждения. Поэтому человек, считающий душевредной даже русскую классику, которая одним из оснований имеет православное мировоззрение и общехристианские ценности, находит обличителями своего заблуждения святых отцов и многовековую историю Церкви.

Отец Алексий, теперь самый сложный вопрос: ваше самое-самое любимое стихотворение из своих?

— Думаю, что это стихотворение «Матери»:

Меня — из рук заботливых и чистых,
Забыв про сон, про ход привычный дней,
Вскормила ты с любовью бескорыстной
От колыбели крохотной моей.

Я резво рос. Во всём ли так как надо?
Крепилась ты, надежды свет храня...
Я на земле не знал другого взгляда,
Что столь желанно принимал меня.

Но, ставши взрослым, занят сам собою,
К тебе, мой ангел, духом остывал.
О самой близкой, посланной судьбою,
В кругу забот лишь мельком вспоминал.

Прости же мне, что в трудный день ненастный
Я был далёк и твой не ведал страх;
Что ты ждала так долго, так напрасно
Слова сыновней ласки на устах.

Прости, что жил, столь редко утешая,
Моих ошибок в сердце не храни.
Прости меня...
За всё прости, родная,
И пред Творцом в молитвах помяни.

Как счастлив я, что в мире сéм, мятежном,
Познал тебя от жизненных дверей
Той — самой доброй, искренней и нежной —
Любимой самой матерью моей.

— А из написанных другими? Есть ли такое «чужое» стихотворение, которое вам так же близко, как своё, а может даже ближе? Почему именно оно?

— Я начал писать стихи ещё в раннем детстве. Мое мировоззрение и отношение к поэзии несколько раз за это период кардинально менялось, а значит менялось и «самое любимое стихотворение». Сегодня таковым я могу назвать стихотворение Пушкина «Памятник», в котором есть такие строки:

Веленью Божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспóривай глупца.

В этих немногих словах заключен основной принцип творчества с позиций православного миросозерцания.

Что делает произведение шедевром?

— К этому понятию можно подойти с разных сторон. На мой взгляд, произведение можно считать шедевром, если оно стало родным и близким широкому кругу читателей, оказалось способным изменить людские души к лучшему, наполнив их высокими чувствами и переживаниями. Если есть вышеуказанное, мелкие погрешности и недочеты литературного произведения не могут лишить заслуженного им пьедестала. Хотя, бесспорно, возведение в ранг шедевра, предполагает достаточно высокую планку литературного мастерства его автора.

Беседовала Светлана Коппел-Ковтун

Шедевр (от французского chef-d"uvre - главное творение, высшая работа или венец труда; по-немецки «Hauptwerk " - "Главная работа " или «Meisterwerk " -"Мастерская работа ") - уникальное, непревзойденное творение, .

Позднее значение слова приобрело новый оттенок: шедевр - непревзойденное и неповторимое, уникальное , художественная ценность которого намного превышает его материальную стоимость (франц. De longue duree - "непреходящего значения "). Произведение, принесшее славу его создателю (франц. en vogue - "быть в почете "). Шедеврами чаще всего называют произведения искусства и архитектуры, реже - науки и техники. Шедевр в искусстве принято оценивать по эстетическим критериям. Многие стали знаменитыми, а их работы названы шедеврами лишь посмертно. Шедевр - прекрасный образец, "наивысший идеал " (франц. beau ideal ).

Шедевр в западноевропейском Средневековье

Шедевр , во многих городах средневековой Европы - образцовое изделие, изготовленное ремесленником (подмастерьем) на собственные средства. Чтобы получить звание мастера, подмастерье (согласно уставу ремесленного цеха) должен самостоятельно выполнить образец изделия. Только после того, как ремесленник изготовил шедевр, он мог вступить в цех, открыть свою собственную мастерскую и стать мастером. "Шедевры" вначале создавали сами мастера, стараясь задать своим ученикам задачу с "секретами". Такие образцовые изделия именовали по-немецки «Hauptwerk" ("Главная работа"), или «Meisterwerk" ("Мастерская работа"). Этот обычай стал обязательным правилом в XV в., но потомственные мастера освобождались от такого экзамена.

Система цехов с предъявлением шедевра («одобренного образца работы») просуществовала в России со времён Петра I и формально до 1900 г.

В Новое время шедевром стали называться произведения искусства (независимо от времени их создания или стадии обучения художника), служащие образцом художественного совершенства.

Профессиональная этика

Мастерство и ценности цеховой морали Средневековья

«Каждое ремесленное сословие молилось своему патрону: слесари – святому Алоизию, ткачи – святому Криспину, садовники – святому Антонию, парфюмеры – святому Иосифу»

П.Зюскинд. Парфюмер

Профессионализм в Средневековье получает новый импульс в связи с распространением Христианства. Строительство храмов, их обустройство востребовало зодчих и кузнецов, стекольщиков и живописцев, серебряных дел мастеров, ткачей и златошвей. В этой необходимости «трудиться для Бога» (а не для себя) - и корень высокого качества производимых изделий, и причина распространения профессиональных технологий в пространстве культуры. Строгое следование образцу «Божьего дома», «писания Лика» обусловило каноничность и других ремесел, всей культуры. Авторитет мастера в ремесленном сообществе (цехе) зиждется на параллели с авторитетом Создателя и является предпосылкой для формирования отношения к труду как к «творению», сопряженному с особым усердием и старанием. В этот период в недрах формирующихся цехов складывается профессиональная мораль. Расцвет цеховой организации ремесленного труда в Европе приходится на конец 15 – начало 16 века, когда ручной труд особенно искусен и цехи наиболее влиятельны в обществе.

Вера во всемогущего, всеведущего Бога придаёт целостность духовному миру личности, которой предпосылается постоянная религиозная рефлексия: грех или нет, угоден ли Господу поступок, деяние, намерение? В этой связи формируется представление о том, что «Плохой человек не может сделать хорошую вещь», поскольку все, что делается людьми, то делается с Божьей помощью, а Господь помогает только истинно верующим. «Гений и злодейство - две вещи несовместные...?» - вопрос, возникающий позднее, на пороге формирования морали Нового времени.

Для Средневековья подобного вопроса не могло быть, поскольку человек с его нравственной сущностью и все содеянное им еще мыслились в неразрывной связи, целостно.

Мастер - не только создатель вещи (продукта), но и гарант качества производимого, обладатель собственного клейма, он наделен ответственностью за сохранение технологии в неизменном виде, за передачу ее новым поколениям. Мастера обладают правом научения подмастерьев, которые прежде в течение 4-5 лет должны быть учениками, они способствуют сохранению и накоплению профессиональных знаний, . Мастер учит ответственному отношению к профессии.

Мастером мог стать лишь человек незапятнанной репутации, добросовестный прихожанин, законнорожденный, образованный в рамках профессии.

Каждый ремесленный цех тщательно сохраняет и передает от Мастера к Мастеру «Рецепты» - тексты, содержащие традиции ремесленных технологий, их историю. Они сохраняются в тайне, им присущ элемент сакральности, содержащий привязку к библейскому сюжету. В Италии, Нидерландах тайну составляло производство стекла в Венеции, шелка – в Лукке, Болонье, берегли секреты песочных часов и разных металлических изделий в Нюрнберге, технологии изготовления оружия и ножевого товара - в Золингене и других городах. Разглашение ремесленного секрета, вывоз инструментов или переселение мастеров в другие города запрещалось под угрозой смертной казни. Члены цехов – мастера и подмастерья - должны были давать клятву в выполнении этих предписаний. Сакральность рецепта, серьезность отношения к его сохранности и неизменности способствует формированию традиционности культуры в условиях ремесленных технологий, в результате чего в одной кузнице нет, и не может быть двух одинаковых подков, но четыре, сделанные в разных концах Европы, подойдут одной кобыле.

Поэтому сакральный характер носит и посвящение в Мастера, доверие цеха самостоятельно изготовить «шедевр», пройти экзамен на мастерство, на моральную зрелость, сообразительность и приверженность профессии, цеху, готовность пострадать, т.е. самозабвенно, терпеливо и неустанно создавать изделие, ни в чём не отступая от наставлений и указаний мастеров и строго следуя канону. Например, чтобы получить звание , монах должен был, получив предварительно благословение, выдержав пост и сотворив необходимые молитвы, от начала до конца самостоятельно написать икону. Прилюдно изготовить вещь или продукт, соткать полотно, показав и сноровку, и , и – означало выдержать экзамен на профессиональную зрелость, право передавать мастерство другим. При этом в каждом цехе были и свои особые требования к профессионалу.

Понимаемого как скромное и сосредоточенное воспроизводство вещей в полном и ненарушимом соответствии с технологией, способствовало укоренению традиций. И архитектор, и художник, и любой другой профессионал, которому удавалось создать нечто стоящее, прекрасное, гордились не своим вкладом, но достигнутым пониманием рецепта, целей профессии, своим цехом, учителем, благодарили Создателя, что Он избрал их и позволил довершить труд. Распространенной была анонимность творческого труда. Традиционализм средневекового понимания ремесла как усердной репродуктивной деятельности обусловил стандартизацию вещного мира в Новое время. Общинность существования цехов формировала общинные ценности, среди которых непременной была скромность.

Справедливости ради необходимо отметить, что у цеховой морали с ее замкнутостью и непререкаемостью авторитетов мастеров на определенном этапе проявляется и оборотная сторона. К новым изобретениям, как и ко всякого рода «новшествам» ремесленные цехи проявляли крайне враждебное отношение, решительно запрещая всякое отступление от раз установленных правил. Способ производства, ширина и длина его, материал – все это точно определялось цеховыми уставами, не допускалась замена ручного труда приспособлениями. В преддверии и в период Возрождения консерватизм технологий тормозит развитие производства. Например, в течение 4-х столетий (с XI по XV вв.) в Англии, Франции под запретом была валяльная мельница, якобы ухудшавшая качество сукна, валяемого ногами, и заменявшая сразу 24-х валяльщиков. Мастерские, применявшие ее, тщательно скрывали это от коллег в других городах.

Мастерство в Средневековье - оценка профессиональной и духовной зрелости человека, основанная на приоритете моральных качеств. Мастер - это не только лучший профессионал, но и Учитель, Наставник (воспитатель), Хранитель Рецепта, тот, чей авторитет бесспорен, кому доверены честь и судьба всего профессионального цеха. Ценность мастерства, формировавшаяся в Средневековье, подготовила значение, придаваемое профессионализму в культуре Нового времени.

Шедевр

[шэдэ́], -ы, м.

1) В средневековой Западной Европе: образцовое ремесленное изделие, которое согласно цеховым обычаям многих городов должен был изготовить подмастерье, чтобы доказать свое профессиональное мастерство и способность стать самостоятельным мастером.

2) Исключительное по своим достоинствам произведение искусства, литературы; образцовое создание мастера.

Шедевры художников Ренессанса.

Реставрация шедевра после акта вандализма.

Шедевр архитектуры.

Поэтический шедевр.

Шедевр кулинарного искусства.

Там [в церквах и монастырях] гибли... шедевры, кое-что удалось спасти. Особенно горжусь богоматерью из Суздаля (Проскурин ) .

Синонимы:

чу́до

3) перен. Уникальное создание природы.

Разве не шедевр морозные узоры на стекле?

4) разг. , шутл. или ирон. Маловыразительное, заурядное произведение, вид, неприглядное явление жизни и т. п.

Пишете очередной шедевр? Шедевр бесхозяйственности.

И чем ему самому больше нравился дежурный шедевр [собственный стих в "Газете" ], тем полнее и слаще ему удавалось прочесть его за других (Набоков ) .

Этимология:

От французского chef-d"ûuvre ‘труд , достойный мастера’ , ‘шедевр’ ( chef ‘голова’, ‘глава’, ‘мастер’ и ûuvre ‘труд’, ‘работа’). В русском языке - с середины XIX в. Однако в форме ше-д"эвр - в словаре 1806 г.


Популярный словарь русского языка. Толково-энциклопедический. - М.: Русский язык-Медиа . А.П. Гуськова, Б.В.Сотин . 2003 .

Синонимы :

Смотреть что такое "шедевр" в других словарях:

    шедевр - а, м. chef d oeuvre. 1. Ше д эвр. Сие обозначает пробную какую работу ремесленного человека, опыт мастерства, искусства. Ян. 1806. 2. Образцовое произведение. БАС 1. Лучшее и к совершенству наиболее достигающее произведение. Оное употребляют..… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    шедевр - См. лучший … Словарь синонимов

    ШЕДЕВР - лучшее в своем роде произведение искусства, вообще образцовое произведение. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. шедевр (фр. chef doeuvre) 1) в средневековых цехах образцовое изделие, которое… … Словарь иностранных слов русского языка

    ШЕДЕВР - (франц. chef d oeuvre) ..1) образцовое изделие, которое во многих средневековых цехах необходимо было изготовить ремесленнику, стремящемуся стать мастером, для доказательства его профессионального мастерства2)] Образцовое произведение высшее… … Большой Энциклопедический словарь

    ШЕДЕВР - [дэ ], а, муж. (книжн.). Исключительное по своим достоинствам произведение искусства, образцовое создание мастера. Литературный ш. Шедевры архитектуры. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Шедевр - (фр. chef d oeuvre) 1) образцовое изделие, которое во многих средневековых цехах требовалось от ремесленника, стремящегося стать самостоятельным мастером для доказательства его профессионального мастерства; 2) образцовое произведение – высшее… … Энциклопедия культурологии

    шедевр - и устарелое шедёвр. Произносится [шедэвр]. Некоторые ученые русисты еще в середине ҫҫ века предпочитали произношение шедёвр, как более свойственное французскому языку, из которого это слово было заимствовано … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    Шедевр - Шедевр или шедёвр (фр. chef d œuvre, буквально «высшая работа», «венец труда») уникальное, непревзойденное творение, высшее достижение искусства, мастерства, или чего либо другого. Шедеврами чаще всего называют произведения… … Википедия

    шедевр - настоящий шедевр … Словарь русской идиоматики

    шедевр - в средневековой Франции, начиная с XIII века, это звукосочетание было не словом, а целым выражением, означавшим «изделие, сделанное учеником, и дающее ему право называться мастером». Вероятно, такие экзаменационные работы выполнялись в Средние… … Занимательный этимологический словарь

Книги

  • Шедевр Честера , Уатт М. , Шедевр Честера ISBN:978-5-905845-05-5… Категория: Для детей Издатель: Даймонд Медиа , Производитель: Даймонд Медиа , Купить за 157 грн (только Украина)
  • Шедевр , Миранда Гловер , Новый проект популярной художницы Эстер Гласе становится сенсацией в мире искусства. В качестве шедевра она представляет на аукцион "Сотбис" ... себя: в течение недели после продажи она… Категория:

Цель урока: научить учащихся речеведческому анализу текста, умению определять тему текста, его главную мысль, находить микротемы в тексте, средства связи между частями текста, определять тип и стиль текста, находить изобразительно-выразительные средства в тексте. Оборудование: тексты для анализа, раздаточный материал, иллюстрации с осенними пейзажами.

Ход урока:

Слово учителя: Ребята, сегодня на уроке нам предстоит многоаспектная

работа с текстом. Мы с вами проведём смысловой анализ текста, определим стиль и тип речи, укажем, какие средства связи между предложениями, какие средства выразительности используются в нем, и попытаемся высказаться по проблеме, затронутой автором текста.

замечательный писатель. Первое, что мы вами сделаем – это прочитаем текст. (Текст выразительно читает учитель).

Скажите, какие слова вам в этом тексте показались непонятными? (пажити, мга).

Эти слова являются уже устаревшими для нашего языка, поэтому не совсем понятны. Я попросила … поработать со словарём и объяснить нам значения этих слов.

Ученица по словарю прочитывает словарные статьи.

- А чтобы вы знали, о каком литературном шедевре Лермонтова идёт речь, стихотворение для нас прочитает ….

Ученица читает стихотворение Лермонтова «Завещание».

Слово учителя: Это стихотворение о грустном, но посмотрите, Лермонтов даже после смерти хочет полезным, пусть даже для одиноких путников, и желает быть похороненным среди дикой природы.

Начинаем теперь работу по анализу текста. Вам необходимо будет

выполнить самостоятельно задания к тексту по части А. Ответы записываем в тетрадь.

Учащиеся работают с тестом по части1 (4-5 минут).

Проверка заданий

- Закончили работу. Теперь вспомните, что мы называем темой?

(Это то, о чём идёт речь в произведении; круг событий и явлений, лежащих в основе произведения).

- Определите тему текста Паустовского. (Паустовский делится своими размышлениями с читателем, наблюдая за прощальным полётом журавлей.)

С главной мыслью этого текста вы должны были определиться, выполнив задание № 1:

В каком предложении содержится основная мысль текста?

((18)Сейчас на реке я подумал, что шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе. (19) Разве не шедевр этот крик журавлей и их величавый перелёт по неизменным в течение многих тысячелетии воздушным дорогам? (20)Птицы прощались со Средней Россией^с её болотами и чащами. (23) Каждый осенний лист был шедевром, тончайшим слитком из золота и бронзы , обрызганным киноварью и чернью. Ответ: 18)

Прочитайте его. Давайте теперь озаглавим текст. Как лучше озаглавить: по теме или по главной мысли? (Шедевры природы)

Вспомним, что мы называем микротемой. (Часть общей темы). В каком порядке расположили микротемы?

Задание 2

Журавли в небе. (3)

Необыкновенные звуки. (2)

Шедевры существуют и в природе. (5)

Осенние видения. (1)

Литературный шедевр. (4)

Каждый осенний лист – шедевр. (6)

Определившись с микротемами, мы составили с вами план текста. Умение делить текст на микротемы поможет вам при работе над сочинением-рассуждением. По микротемам можно проследить за движением авторской мысли.

Во второй части этого задания по микротемам вы уже можете определить, какое из двух вступительных частей сочинения вам подходит по теме и основной мысли.

Представьте, что вам предстоит написать сочинение-рассуждение по данному тексту. Перед вами две вступительных части к этому сочинению. Какое вам подходит для написания сочинения? Объясните, почему?

2. Что люди называют шедевром? Нечто «совершенное и безукоризненное». Это «Джоконда» Леонардо да Винчи и «Давид» Микеланджело, симфония № 5 Моцарта и стихи А. Пушкина...Эти произведения искусства великолепны. Но «шедевры существуют...ив природе» - утверждает К. Паустовский в своей статье. Лермонтовское «Завещание» и журавлиное курлыканье для него одинаково «совершенны и безукоризненны».

(Ответ: 2).

Обратимся к 3 заданию, оно проверяет ваше умение определять средства связи предложений в тексте.

Напомню, чтобы правильно выполнить это задание, вам следовал сопоставить указанное предложение с предыдущим.

Задание 3

(Ответ: Разве не шедевр этот крик журавлей и их величавый перелёт по неизменным в течение многих тысячелетий воздушным дорогам?)

-Каким у вас получился ответ в задании №4?

Задание 4

1 .художественный стиль; описание, повествование и рассуждение

2.публицистический стиль; описание

3.публицистический стиль; повествование и рассуждение

4.художественный стиль; повествование

(Ответ 1 – художественный стиль; описание, повествование и рассуждение)

Докажите правильность своего ответа.

(Образность, наглядность, эмоционально-эстетическое воздействие на читателя; описание осени; рассказ о том, как плыл в лодке и услышал журавлей; рассуждение о шедеврах.)

Итак, мы с вами уже разобрались с тем, что хотел сказать автор текста, осталось выяснить, какими средствами он этого добился?

Задание 5

Прочитай фрагмент рецензии, составленный на основе прочитанного вами текста, который вы анализировали, выполняя предыдущие задания. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Разве не шедевр этот крик журавлей и их величавый перелёт по неизменным в течение многих тысячелетий воздушным дорогам?» Этот ------- отражает авторскую точку зрения на поднятую им проблему – благоговение человека перед красотой природного мира. К. Паустовский создаёт яркие, впечатляющие образы (зрительные, слуховые, даже обонятельные) с помощью(«осенний воздух», «голубеющая дымка»),(предложения 7, 8, 9, 23), («как через матовое стекло»).

(Ответ:9 (вопрос-утверждение), 8 (эпитеты), 3 (развёрнутые метафоры), 1 (сравнения)).

Список терминов:

1)сравнение

2) фразеологизм

3) развёрнутые метафоры

5) 5)градация

6) ряды однородных членов

7) лексический повтор

8) эпитеты

9) вопрос-утверждение

10) антитеза

Выполнив это задание, мы увидели, что, используя развёрнутые метафоры, сравнения, эпитеты и другие изобразительно-выразительные средства, создал яркие и неповторимые образы окружающего нас природного мира. В самом деле, стоит только вслушаться в то, как автор описывает крик журавлей: «...В небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. Вода булькала, позванивала, журчала». Посмотрите, как ассонанс и аллитерация в последнем предложении помогают «озвучить» «крик журавлей», и здесь градация «булькала, позванивала, журчала», слышите, как нарастают звуки. Всё это вместе передаёт радость, восхищение писателя от услышанного.

Часть 2

А умеете ли вы видеть красоту вокруг себя. Напишите небольшое сочинение-рассуждение, в котором попробуйте развить мысль о том, «что шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе». Обратите внимание на картины и фотографии, на которых изображена природа осенью. Возможно, они вам помогут, создадут определённое настроение, навеют какие-то воспоминания.

Вы также можете воспользоваться началом сочинения, которое было дано в предыдущем задании.

(В природе всё совершенно, неповторимо, мир нечто живое, удивительное.) Пишем, затем зачитываем сочинения.

А сейчас мы ещё поработаем по данному тексту. Займёмся повторением. Задание 1 ученик выполняет возле доски, остальные в тетради задания 2,3,4. Затем проверка.

Часть 3 Задание 1

Задание 2

уверенно (предложение 13).

Задание 3 . Какой тип связи используется в словосочетании крик журавлей (предложение 19)?

Задание А

Выводы по уроку: что повторили? Чему научились?

Домашнее задание: упр. 231, написать по тексту сочинение –рассуждение

Приложение

(1)Осень в этом году стояла - вся напролёт - сухая и тёплая. (2)Березовые рощи долго не желтели. (З)Долго не увядала трава. (4)Только голубеющая дымка (её зовут в народе «мга»У затягивала плёсы на Оке и отдалённые леса. (5)«Мга» то сгущалась, то бледнела. (б)Тогда сквозь неё проступали, как через матовое стекло, туманные видения вековых ракит на берегах, увядшие пажити и полосы изумрудных озимей.

(7)Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, как в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. (8)Вода булькала, позванивала, журчала. (9)3вуки эти заполняли всё пространство между рекой и небосводом. (10)Это курлыкали журавли.

(11)Я поднял голову. (12)Большие косяки журавлей тянулись один за другим прямо к югу. (13)Они уверенно и мерно шли на юг, где солнце играло трепещущим золотом в затонах Оки, летели к тёплой стране с элегическим именем Таврида. (14)Я бросил вёсла и долго смотрел на журавлей.

(15)3а несколько дней до этой встречи с журавлями один московский журнал попросил меня написать статью о том, что такое «шедевр», и рассказать о каком-нибудь литературном шедевре. (16) Иначе говоря, о совершенном и безукоризненном произведении. (17)Я выбрал стихи Лермонтова «Завещание».

(18)Сейчас на реке я подумал, что шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе. (19) Разве не шедевр этот крик журавлей и их величавый перелёт по неизменным в течение многих тысячелетии воздушным дорогам? (20)Птицы прощались со Средней Россией, с её болотами и чащами. (21) Оттуда уже сочился осенний воздух, сильно отдающий вином.

(22) Да что говорить! (23) Каждый осенний лист был шедевром, тончайшим слитком из золота и бронзы, обрызганным киноварью и чернью.

(К. Паустовский)

Задания к тексту.

Часть 1

Задание 1

В каком предложении содержится основная мысль текста?

Задание 2

а) Расположите микротемы текста в нужном порядке.

1 .Журавли в небе.

2.Необыкновенные звуки.

3.Шедевры существуют и в природе.

4.Осенние видения.

5.Литературный шедевр.

6.Каждый осенний лист – шедевр.

б) Представьте, что вам предстоит написать сочинение-рассуждение по данному тексту. Перед вами две вступительных части к этому сочинению. Какое из них вам подходит для написания сочинения по этому тексту?

1. Константин Паустовский - один из тех писателей, о ком с полным правом можно сказать: это замечательный художник русской природы. Картины мира, созданные им, удивительно точны, эмоциональны, выразительны. Они заставляют нас задуматься о том, что отношение человека к природе должно быть бережным. К этой теме писатель обращается и в тексте, в котором описывает осень с её яркими и свежими красками, с завораживающим курлыканьем пролетающих журавлей.

2. Что люди называют шедевром? Нечто «совершенное и безукоризненное». Это «Джоконда» Леонардо да Винчи и «Давид» Микеланджело, симфония № 5 Моцарта и стихи А. Пушкина...Эти произведения искусства великолепны. Но «шедевры существуют...и в природе» – утверждает К. Паустовский в своей статье. Лермонтовское «Завещание» и журавлиное курлыканье для него одинаково «совершенны и безукоризненны».

Задание 3

1. Какое из предложений 18-23 связано с предыдущим при помощи частицы и лексического повтора? Напишите его

Задание 4

Определите стиль и тип речи данного текста.

1) художественный стиль; описание, повествование и рассуждение

2) публицистический стиль; описание

3) публицистический стиль; повествование и рассуждение

4) художественный стиль; повествование

5) Задание 5

Прочитай фрагмент рецензии, составленный на основе прочитанного вами текста, который вы анализировали, выполняя предыдущие задания. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Разве не шедевр этот крик журавлей и их величавый перелёт по неизменным в течение многих тысячелетий воздушным дорогам?» Этот-------отражает авторскую точку зрения на поднятую им проблему – благоговение человека перед красотой природного мира.

К. Паустовский создаёт яркие, впечатляющие образы (зрительные, слуховые, даже обонятельные) с помощью------(«осенний воздух», «голубеющая дымка»),(предложения 7, 8, 9, 23), («как через матовое стекло»).

Список терминов:

1) сравнение

2) фразеологизм

3) развёрнутые метафоры

4) синтаксический параллелизм

5) градация

6) ряды однородных членов

7) лексический повтор

8) эпитеты

9) вопрос-утверждение

10) антитеза

Часть 2 Задание 1

А умеете ли вы видеть красоту вокруг себя? Напишите небольшое сочинение-рассуждение, в котором попробуйте развить мысль о том, «что шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе».

Часть 3 Задание 1

Найдите и выпишите из третьего и четвёртого абзацев слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением, и с орфограммами в суффиксах прилагательных и наречий.

Задание 2

Назовите способ образования слова уверенно (предложение 13).

Задание 3

Какой тип связи используется в словосочетании крик журавлей (предложение 19)?

Задан ие.4

Среди предложений 11-17 найдите неполное предложение. Напишите его номер.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: