Почему бог не отвечает на наши молитвы. "почему учащаются неудачи, когда мы больше молимся?"

Мне приходилось слышать полные удивления высказывания христиан: "Не пойму, в чем дело, но в моей христианской жизни что-то не так. Когда я старался посвящать определенное время ежедневно общению с Иисусом, остальное время дня было ужасным! Я начал сталкиваться с большим количеством проблем, стал больше грешить, чем до своего обращения. Почему это средство мне не помогает? Неужели я до сих пор так и не обратился по-настоящему?"

Вам это знакомо? Не происходило ли что-либо подобное и в вашей жизни? Часто человек, посвящая себя Христу, думает, что все его проблемы разрешатся немедленно и навсегда. Возможно, такой человек слышал рассказы других об их успехах, и он отчаивается, когда его собственные неудачи увеличиваются.

Хотя утверждение о том, что мы часто живем хуже, когда мы молимся, чем когда мы пренебрегаем молитвой, звучит кощунственно, все же многие убедились в этом на собственном опыте. Загадка ухудшения образа жизни в смысле поведения в то время, когда человек молится, убила во многих стремление к жизни в более близких отношениях со Христом. Поскольку мне не раз задавали такие вопросы разочарованные христиане, я считаю необходимым выяснить правильное понимание того, почему положение вещей не всегда улучшается сразу после того, как мы приходим ко Христу.

Чтобы понять ответ на этот вопрос, необходимо обратить внимание на более обширную сцену - на великую борьбу между добром и злом; и, понимая все происходящее в этой борьбе и почему она допущена, мы, возможно, поймем, почему так происходит: когда мы молимся, нас постигают неудачи.

Один человек пережил это в своей жизни несколько тысяч лет тому назад, и целая книга в Библии посвящена этой истории. Это был Иов.

Был день, когда члены небесного правления собрались в присутствии Божьем. Среди них, как представитель нашей планеты, был и сатана. Когда Бог спросил его, где он был, сатана ответил: "Я ходил по земле и обошел ее. Ведь она подвластна мне. Там все подчиняются мне!"

Господь спросил его: "А ты уверен в том, что Все повинуются тебе? Ты, наверное, не заметил раба Моего Иова. Он - особый человек на земле, так как ведет безупречную и праведную жизнь, почитает Меня и не находит удовольствия во грехах".

Сатана возразил: "Конечно, у него есть на то причины, чтобы служить Тебе. В конце концов, Ты со всех сторон оградил его. Посмотри на его семью и на все его состояние! Ты благословляешь все, что бы он ни делал, и стада его быстро увеличиваются и распространяются по земле. Неудивительно поэтому, что он поклоняется Тебе! Но насколько глубока эта его верность на самом деле? Если Ты не пошлешь ему всех этих материальных благословений, останется ли он Твоим слугой? Если Ты прострешь руку Твою и отнимешь у него все, что он имеет, он проклянет Тебя".

Разговор продолжался в таком же духе, пока, наконец, сатана заявил: "Ты считаешь Себя честным и справедливым. Если Ты примешь мой вызов, я докажу Тебе, что его любовь к Тебе показная и не стоит ломаного гроша".

Богу, наверное, не стоило принимать вызов сатаны. Ему, фактически, не следовало вообще оставлять сатану в живых после того, как тот принес во вселенную грех. Но Бог принял вызов сатаны, потому что Его великий план предусматривает наш добровольный ВЫБОР того, на какую сторону стать.

И Он ответил: "Пусть будет так. Ты имеешь право поступить с его имуществом, как тебе заблагорассудится. Ставлю тебе единственное ограничение: только на Иова не налагай руки".

Дьявол согласился на Божьи условия и тут же отправился от лица Господня, чтобы приступить к выполнению своих злых планов. В быстрой последовательности одно за другим Иова постигали несчастья. Савеяне угнали его стадо в 1000 голов, убив пастухов; огонь пожрал 7000 овец и отроков, пасущих их; три отряда халдеев взяли 3000 верблюдов. Но самый страшный удар постиг его, когда все его десять детей погибли во время празднования дня рождения их старшего брата. Иов, фактически, потерял все, кроме жены. Но, как вы убедитесь из ее дальнейшего поведения, ей, пожалуй, следовало пропасть первой. Как бы там ни было, Иов все же не проклял Бога и не винил Его за бедствия, постигшие его.

И опять был день, когда сатана вместе с сынами Божьими вновь пришел предстать пред Господом. Они заняли свои места в небесном совете пред лицом Божьим, и Бог спросил сатану о его последних действиях. Сатана ответил: "Я ходил по земле и обошел ее, собрав еще больше людей на свою сторону!"

Бог возразил ему: "По крайней мере один человек не изменил в своей верности Мне. Раб Мой Иов - непорочный и праведный. Он удаляется от всякого рода зла, потому что любит Меня.

Ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно, но его непорочность непоколебима. Ты явно проиграл, бросил Мне вызов, а Иов по-прежнему служит Мне не из корыстных побуждений".

Но сатана не собирался так легко признать свое поражение. У него были заранее приготовлены новые условия, которыми он собирался испытать божественную справедливость: "Чего только не отдаст человек, чтобы спасти свою жизнь? - Кожа за кожу! Твои условия до сих пор были несправедливыми, так как Ты не позволил мне коснуться его самого. Если же ты прострешь руку Твою и коснешься его костей и плоти, он непременно проклянет Тебя!"

И Бог ответил: "Пусть будет так. Он в твоих руках. Можешь делать с ним все, что хочешь, только сохрани его жизнь".

Сатана заверил Бога: "Не беспокойся, он проклянет Тебя задолго до того, как мне придется подвергнуть опасности его жизнь".

Дьявол торопливо ушел от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его до темени головы. Иов был вынужден сесть в пепел и тщетно старался соскоблить с себя проказу. В этот момент на сцену выступила миссис Иова, т. е. его жена: "Ты все еще продолжаешь думать, что Бог защитит тебя? Разве не ясно, что Он оставил тебя? Стоит ли продолжать служить Ему? Почему бы тебе не проклясть Бога и не умереть? Это положит конец всем твоим несчастьям".

Когда она говорила эти страшные слова, сатана, очевидно, улыбался, ведь ему удалось заставить ее похулить Бога и обвинить Его во всех несчастьях и лишениях. И он отметил это перед своими сторонниками: "Ну, теперь его жена на нашей стороне! Время поможет завоевать также и Иова. Не может быть, чтобы мы не победили. Успех уже на пути к нам!"

Однако когда испытание Иова закончилось, он остался непоколебимым в своей непорочности. Он отказался похулить Бога, и за это Бог вознаградил его, вернув ему в два раза больше имущества, и больше не принимал вызовов со стороны сатаны.

Вас никогда не интересовал вопрос, почему Бог позволил сатане сделать вызов Своей справедливости? Зачем Бог позволил сатане искушать Себя таким образом? Все это выглядит чуть ли не так, что Бог не имел достаточно силы, чтобы позаботиться о Своих людях.

Конечно же, Бог достаточно велик, чтобы защитить Своих детей, и дьявол прекрасно знает это. Поэтому сатана постоянно осаждает всех последователей Христа, чтобы увидеть, истинные ли они, Его ученики, или нет: "Ты думаешь, что этот человек действительно любит Тебя? Как бы ни так! Он приходит к Тебе с тем, чтобы получить от Тебя благословения. Я докажу Тебе это, если Ты позволишь мне".

И Бог отвечает: "Действуй, попробуй доказать, если сможешь".

ПОЧЕМУ Бог соглашается на это?

Составляя великий план спасения, Бог обязался никогда не превышать Своих полномочий до тех пор, пока всей вселенной не будет предельно ясны все без исключения моменты великой борьбы. Бог добровольно ограничивает Свое могущество, давая при этом значительное преимущество дьяволу. В заключительных сценах истории этого мира будет казаться, что Бог полностью отдал весь мир под контроль сатаны, но Он все же будет изливать Свою силу, Свое могущество и Св. Дух в большей мере, чтобы сравнять силы добра с силами зла в их влиянии на мир греха.

Где-то в определенном месте этой великой борьбы добра со злом, борьбы между Христом и сатаною, вовлечены и мы, потому что князь зла старается отвоевать каждую пядь пути, который прошли Божьи дети, направляясь в небесный город.

Кто-то думает так: если эта борьба происходит между Христом и сатаною, какое место в этой сцене занимаю я? Хорошо известная книга "Воспитание" утверждает, что мы в значительной мере вовлечены в эту борьбу:

"Изучающий Библию должен ясно понять первоначальную Божью цель по отношению к нашему миру, зарождение великой борьбы и работу искупления. Он должен понять природу двух принципов, борющихся за господство... ОН ДОЛЖЕН ВИДЕТЬ, КАК ЭТА БОРЬБА ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В ЖИЗНИ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА; как он сам в каждый момент своей жизни позволяет проявиться то одному, то другому антагонистическому побуждению; и как независимо от того, хочет он этого или нет, даже сейчас он решает, на какую сторону великой борьбы ему стать" (190 стр.).

Иными словами, тот же конфликт, который разразился в жизни Иова, имеет место в жизни каждого человека. Однако он может быть не столь заметным в жизни лаодикийца, поскольку дьявол находит, что теплое состояние (т. е. когда человек в духовном отношении ни холоден, ни горяч), очень приемлемо для всей своей программы.

Если вы удовлетворены знанием того, что Иисус любит вас, и не ищите более близкого общения и личных встреч с Богом, то вы, возможно, и не были обеспокоены ухудшением вашего положения, когда вы молитесь. Возможно, этот вопрос совершенно не существенен для вас сейчас. Но если только вы начнете искать личного знакомства с Богом, которое выходит за рамки формальных отношений с Ним, которое означает нечто большее, чем просто посещать церковь и казаться набожным, тогда будьте готовы пережить этот опыт в вашей жизни. Если вы поймете общую картину великой борьбы, вам, возможно, будет легче сохранять мужество, когда в вашей жизни случится подобное переживание.

"Хорошо,- поинтересуетесь вы,- что же происходит, когда я подвизаюсь добрым подвигом веры, стараясь познать Бога как своего личного Друга?"

А происходит вот что.

У вас пробуждается сознание того, что спасение и настоящая христианская жизнь зависят не от поведения и показного благочестия. Они зависят только от ВЗАИМООТНОШЕНИЯ с Богом. Это достижение есть первый шаг к победе над состоянием теплого христианина, и для того, чтобы понять это, могут понадобиться годы. После своих многочисленных попыток довести этот важный пункт истины до сознания наших студентов, я пришел к выводу, что только Св. Дух может убедить человека в необходимости познать Бога лично.

Вся беда в том, что мы привыкли измерять наш христианский опыт и взвешивать шансы на спасение нашим поведением. И даже после того, как мы уже перешли к более глубокому образу христианской жизни, мы все еще остаемся привязанными к старым измерениям наших успехов - согласно нашего поведения.

Но не подумайте, пожалуйста, что я вообще отбрасываю мысль о хорошем поведении. Я отнюдь не говорю, что вы можете ходить, куда хотите, и поступать, как вам угодно, пренебрегая всеми правилами и предписаниями. Нет. Поведение в действительности ВАЖНО, но не как причина нашего спасения, а как РЕЗУЛЬТАТ нашего близкого знакомства с Богом.

Но мне могут возразить: "Погодите. Если мое поведение должно улучшиться, когда я ближе знакомлюсь с Богом через Его Слово и молитву, тогда отчего же оно становится хуже, чем когда-либо прежде, когда я прибегаю к этому методу? Тут что-то не так!"

Но ведь вы опять измеряете ваш христианский опыт и близость к Богу своим поведением и поступками.

ВАШ ХРИСТИАНСКИЙ УРОВЕНЬ ИЗМЕРЯЕТСЯ ТЕМ, КОГО ВЫ ЗНАЕТЕ, А НЕ ТЕМ, ЧТО ВЫ ДЕЛАЕТЕ, когда стараетесь с Ним лучше познакомиться. Ваша роль в великом плане Божьем заключается в том, чтобы познать Его, а о вашем поведении Он позаботится Сам.

Поняв, что мне необходимо лично познакомиться с Богом, я начинаю искать более глубоких отношений с Ним. Мне кажется, что все благочестивые люди знают Его как своего личного Друга; поэтому я также начинаю искать Его.

Но в это время все складывается не так, как хотелось бы.

Часто в дни, когда я знаю, что Он слышит меня, когда я уверен, что мои молитвы вознеслись выше потолка, в те дни, когда я, казалось, уже вступил в полное значения общение с Ним и понял весь смысл Его присутствия, вдруг обваливается крыша.

В такой момент, если только я не понимаю сущности великой борьбы между добром и злом, если я не вижу ничего, кроме своего личного кризиса, я не понимаю, почему меня постигают неудачи, когда я молюсь, тогда в конце такого дня я делаю неизбежный вывод: кажется, эта система не сработала. Поиски Бога сегодня мне явно ничего не принесли. Наоборот, мне не везло больше, чем когда-либо в моей жизни. Стало быть, посвящение времени на поиски Бога отнюдь не являются ключом к решению моих проблем. Это средство неэффективно; так что я буду спокойно спать завтра утром.

На следующее утро я забываю о своем посвящении, и, конечно же, у меня выдается вполне удачливый день. Я веду безупречный образ жизни: не выхожу из себя, не кричу на детей, не теряю терпения на работе. Никаких грехов, никаких проблем. Хороший день!

Непременно заключение будет следующим: "Я, кажется, понял, наконец. Более глубокий христианский опыт, о котором столько говорят, не так уж и важен; ведь у меня был значительно лучший день, когда я не проводил времени с Богом!"

И я могу прийти к выводу: чтобы разрешить свои проблемы, мне необходимо вести борьбу со грехом, а не подвизаться добрым подвигом веры; и я спешу поздравить себя с каждым очевидным успехом, не подозревая, что сатана, который был ответственен за оба дня, также радуется моему "успеху".

Такое положение, при котором меня постигает больше неудач, когда я перестаю бороться со своими грехами и вместо этого ищу Бога, такое положение может длиться БЕСКОНЕЧНО для бедного христианина, который не понимает великой борьбы в целом. Он сможет понять это только тогда, когда осознает, что история Иова повторяется в его жизни.

Теперь давайте посмотрим на эту ситуацию с другой точки зрения. Дьявол видит, что я неудовлетворен своей формальной религиозностью, и что Дух Святой действует на меня, так что я понимаю необходимость познать Бога лично. И когда сатана видит, как я склоняюсь на колени перед открытым Словом Божьим, стремясь к более близким отношениям с Богом (врагом сатаны), он немедленно созывает армию подвластных ему слуг преисподней, и они изо всех сил стараются помешать мне продолжать этот опыт.

Когда все его коварные планы уже готовы, он, обвиняя Бога, бросает Ему вызов: "Ты думаешь, что он любит Тебя? Как Ты можешь так сильно обманываться? Ведь совсем не из-за любви он ищет Тебя. Он только надеется получить от Тебя больше благословений, решение всех своих проблем и обещание непреходящих богатств. Конечно, сейчас он благодарит Тебя за все блага, но отними их - и он перестанет искать Тебя".

Это - вызов сатаны (нечто подобное имело место в жизни Иова), и теперь борьба происходит между Богом и сатаною. Бог, конечно же, мог бы легко отделаться от сатаны, точно так же, как Он мог уничтожить его в самом начале. Но Он этого не делает, хотя имеет достаточно для этого силы. Каждый раз, когда сатана обвиняет Бога в несправедливости, Бог говорит: "Хорошо. Докажи, что ты прав".

Дьявол отвечает: "Я не могу доказать этого, если Ты не допустишь меня к нему".

И тогда Бог допускает к человеку сатану.

Так что на следующий день, когда сатана видит, что я опять провожу время в поисках Бога, он вместе со всем арсеналом преисподней атакует меня. Все идет прахом. Я веду себя хуже, чем когда-либо прежде. И в конце дня я стою перед необходимостью принять решение, какую из двух противоборствующих во вселенной сил я буду поддерживать. Прав ли Бог, утверждая, что я люблю общаться с Ним? Или прав дьявол, заявляющий, что я использую Бога с тем, чтобы получить от Него все блага?

И если я не понимаю того, что лежит в основе данного конфликта, я скажу: "Забудь обо всем этом, Боже. Ведь Ты совершенно не помогал мне сегодня. Посмотри Сам, что случилось, когда я старался начать более близкую жизнь с Тобою. Я больше этого делать не буду".

Как вы думаете, что обсуждает сатана со своими ангелами на следующей встрече с ними? Об этом нетрудно догадаться. Они видят, что, причиняя мне неприятности, они добились того, что я перестал проводить время в общении с Богом. Что бы вы на месте дьявола делали на следующий день? Весь сатанинский совет обсуждает сложившуюся ситуацию и приходит к заключению: "Мы достигли явных успехов. Сегодня он не ищет Бога. Давайте не будем досаждать ему сегодня. Пусть этот день у него будет без неприятностей".

Таким образом, на следующий день все складывается как нельзя лучше, и я говорю: "Ты смотри: оказывается, я живу лучше, когда не провожу времени в общении с Богом".

А дьявол имеет основание идти к Богу, торжествуя победу и заявляя: "Все, Твои притязания беспочвенны. Он хотел лишь получить от Тебя все блага, а когда увидел, что я могу сделать для него больше, он обратился ко мне. Он, конечно же, может оставаться в Твоей церкви; он даже может пытаться исполнять Твои законы своими силами, но и Ты и я знаем, что теперь он в действительности на моей стороне. Так что победил я!"

Разве не с этими силами мы вступаем в единоборство в этом мире? Таинственные силы? Да. Действенные? Да. Как ни странно, но человек может переживать этот опыт на протяжении многих недель и даже лет. Не переживали ли вы чего-либо подобного в своей жизни? Я это пережил. В своей духовной жизни я тоже практиковал периодическое общение с Богом, не понимая, что в действительности происходило. Но зато я убедился, что во вселенной-таки существует дьявол, так как я имел довольно много личных столкновений с ним. Долгое время я злился на Бога за то, что Он допускал дьявола ко мне, несмотря на то, что я старался проводить время в общении с Ним. Но чем внимательней я всматривался в общую картину борьбы, тем больше я понимал великую божью любовь, которую Он проявлял во всем этом.

Когда я, наконец, смог понять, что в моей жизни повторяется история Иова, тогда в сущности происходит нечто следующее: меня начинает интересовать все это. Я задумываюсь: "А ЗАЧЕМ я в самом деле ищу Бога? Если общение с Ним доставляет мне подлинное удовольствие, то не стану ли я искать Его, даже если меня и часто будут постигать неудачи? Даже если все пойдет прахом, это не существенно. Я все же буду искать Его, так как люблю быть с Ним".

Если я дойду до сознания всего этого, дьявол подойдет ко мне на этот раз с другим нашептыванием: "Ты не можешь предстать пред Богом сегодня утром, ведь вчера ты столько нагрешил! Бог не станет общаться с тобою до тех пор, пока ты не освободишься от всех своих грехов.

Иногда ему удается убедить меня в необходимости стать более праведным до того, как я смогу возвратиться к Богу, т. е. что я должен совершить покаяние и тем самым представить Богу серьезную причину, чтобы Он слышал меня снова.

Разве Бог так поступает с нами? Позвольте задать вам один вопрос: каким образом могу я избавиться от своих грехов? Как могу я по-настоящему покаяться?

Хотя это может звучать для приверженца безупречного поведения кощунственно, я бы хотел напомнить вам, что я не могу покаяться и получить божественную силу для преодоления своих грехов, если буду вдалеке от Него. Даже если я много нагрешил сегодня, я все же должен немедленно вернуться к Нему. Человек, ратующий за безупречное поведение, скажет: "Я подожду хотя бы 14 дней, я буду вести себя хорошо, чтобы умиротворить Его и показать, что я каюсь. ТОГДА я приду к Нему, и Он примет меня".

Нет, это - тупик! Этот путь всегда вел в тупик. Я никогда ничего не добьюсь, если продолжу оставаться вдали от Бога, так как моя единственная надежда на победу сокрыта в Нем. Даже если после того, как я утром имел общение с Богом, а затем в течение дня я успел поругаться с женой, накричать на детей, вышел из себя при разговоре с начальником (в результате чего потерял место), и наделал еще множество всяких неприятностей, я все же НЕМЕДЛЕННО должен возобновить общение с Ним.

Тогда я говорю Богу: "Отче, я сознаю, что у меня все было не так. Но я вновь прихожу к Тебе, так как я нуждаюсь в том, чтобы знать Тебя лучше. Я хочу знать Тебя лучше. Я хочу научиться любить Тебя, исходя из правильных побуждений. Научи меня быть в общении с Тобою независимо от того, что произойдет".

Когда я переключаю свое внимание с поведения на отношение общения с Богом, тогда и только тогда становится для меня возможным постоянное общение с Ним. Только тогда и не раньше. Бог сможет послать мне победу и сделать для меня все то, чего он не смог сделать раньше.

Я решил: "Буду искать Бога ради Него Самого, не потому, что Он может сделать для меня нечто сейчас или в будущем, а из-за того, что Он совершил для меня на кресте. Я буду искать Его не с тем, чтобы попасть на небо или получить от Него победу над грехами, но потому, что я благодарен Ему за Его дар, явленный в Его Сыне".

Не так легко руководствоваться правильными побуждениями в поисках Бога; фактически, мы должны молиться об этом. Нам нужна божественная помощь даже в этом, так как наши первоначальные побуждения всегда эгоистичны. В этом нет сомнения; это действительно так.

Но если я усердно продолжаю искать Бога, не допуская периодических срывов в этом отношении, тогда Бог в состоянии помочь мне.

Если я твердо намерен следовать за Ним, независимо от того, что со мной случится, сцена меняется, когда Бог и сатана встречаются опять.

Бог спрашивает: "Где ты был?"

"О, я ходил по земле и обошел ее всю с конца в конец. Я преуспел в завоевании людей на свою сторону. Они доказали, что Ты не прав".

"Минуточку! Ведь есть же у Меня последователи на земле. Ты заметил Моего раба?.. Ведь он остался верен Мне!"

Сатана отвечает: "Да, я применил к нему все, что мог".

Бог соглашается: "Я знаю. Ведь Я наблюдал за ним. И все же, несмотря на все, что ты сделал, чтобы отвратить его от Меня, он продолжает искать общения с Небом, не правда ли?"

Здесь сатана не выдерживает и начинает явным образом злиться на Бога. Но Бог спокойно продолжает: "Может быть, он все же любит Меня. Возможно, он достойно ценит то, что Мой Сын Иисус уже сделал для него. Может быть, он ищет Меня из-за любви, а не с тем, чтобы получить от Меня что-либо. Ведь такое возможно?"

К этому времени сатана уже собрался уходить, потому что у него нет ответа: он понимает, что ему будет спокойней подальше от Бога.

Что же произошло? Я подал свой голос за Бога. Бог, оказывается, прав, а сатана уходит со сцены как пораженный враг. Это, однако, не значит, что я с ним больше не встречаюсь. Всякий, подвизающийся в битве веры, знает, что сатана отказывается полностью сдаться. Он вернется и будет осаждать меня снова. Но до тех пор, пока я буду в общении с Богом из-за Него Самого, Он будет заботиться обо мне.

Хотя пример, который я собираюсь привести, упростит весь этот конфликт, я все же проиллюстрирую его сценой, происходившей между моим сыном-подростком и мной.

Однажды я готовился в путешествие, и он подошел ко мне, говоря: "Похоже, что ты собираешься куда-то".

Я ответил: "Да, сынок".

"Я бы хотел поехать с тобой. Можно?"

Я преисполнен радостью.

В последнее время я был внутренне обеспокоен, так как не мог не заметить все увеличивающегося разрыва в наших с ним отношениях. Я сказал себе: "Очень хорошо! Надо обратить на это внимание! Мой сын желает поехать со мной в путешествие. Он, должно быть, любит меня!"

И я отвечаю ему: "Конечно, поедем. Я бы очень хотел, чтобы ты был рядом".

Мы садимся в машину и отправляемся в путь. После нескольких миль приятного общения друг с другом он говорит: "Папа!"

"Мне кое-что нужно".

"В самом деле? Что же?"

"Мне нужен новый мотоцикл "Хонда".

Вдруг все вокруг мрачнеет. Я не ошибаюсь - тут все ясно.

Он попросился в путешествие только для того, чтоб... ох!.. ясно. И я отвечаю: "К сожалению, сынок, мы не можем сейчас купить тебе новую "Хонду". Мы не можем сейчас этого позволить".

"Почему же?!"

"Потому что у нас нет денег".

"Но мне нужен мотоцикл!"

И мы некоторое время пререкаемся, а затем водворяется тишина. Молчание становится невыносимым и длится весь день. Путешествие кажется длинным и напряженным. Наши взгляды боятся встретиться: я смотрю перед собой, а он - прямо перед собой. Наконец, после длинных, мучительных часов путешествия мы опять дома.

Сын ложится спать, не пожелав мне даже доброй ночи.

Я ложусь в постель и не могу уснуть; уставив глаза в потолок, размышляю, что же случится в моих отношениях с сыном...

А теперь давайте представим себе эту сцену в другом, идеальном свете.

Мой сын подходит ко мне и говорит: "Папа, как я понимаю, ты отправляешься в путешествие. Я бы хотел поехать с тобой, можно?"

"Прекрасно! (Мой сын любит меня!)"

Мы отправляемся в путь. Все чудесно вокруг. Нам всю дорогу сопутствует дружеская атмосфера. Он не просит меня ни о чем. Он рядом со мной только потому, что любит своего отца и рад возможности пообщаться со мной. Наше общение великолепно. Мы говорим обо всем, что встречается ему в жизни. Я в свою очередь делюсь с ним своими проблемами, и, таким образом, мы весь день проводим в приятном общении. Время проходит незаметно, день очень скоро кончается.

Вернувшись домой, он говорит мне:

"Спасибо, отец, что взял меня с собой. Было чудесно! Я прекрасно провел время".

Он ложится спать, а я иду на кухню и говорю жене: "Дорогая, я не могу этому поверить. Было великолепно! Мы прекрасно провели время сегодня: мы все время говорили, наслаждаясь общением друг с другом. Интересно... как ты думаешь, нашему сыну не нужен новый мотоцикл?" И вдруг у меня появляются откуда-то деньги.

Я не претендую на то, что приведенная иллюстрация считалась идеальной, потому что здесь скрыта опасность антропоморфизма - сведения Бога до нашего уровня и представления Его в качестве Бога с легко уязвимыми чувствами. Но если Бог любви, сотворивший нас, радуется, когда человек приходит к Нему просто ради самого общения с Ним, а не с тем, чтобы получить от Него что-либо (будь то небо или решение своих проблем), тогда нам становится ясно, почему до тех пор, пока мы не начнем руководствоваться правильными мотивами в наших поисках Бога, нам сопутствуют участившиеся неудачи, когда мы молимся. Правильное побуждение пошлет нам Бог, когда мы придем к Нему.

Мне нужен правильный мотив для поисков Бога, и я хочу просить Его об этом правильном побуждении, чтобы, независимо от того, что произойдет в будущем, я продолжал бы искать Его за великое проявление Его божественной любви на кресте. Присоединитесь ко мне и вы, и давайте вместе искать Бога, исходя из чувства благодарности за Его дар, явленный в Иисусе Христе.

Дорогой Небесный Отец! Благодарность Тебе за Твое великое любящее сердце, за то, что Ты послал Иисуса, чтобы Он проявил Твою любовь к нам. Просим Тебя: очисти и преобразуй наши порочные побуждения. Мы так часто измеряли шансы на спасение своим поведением и окружающей нас средой. Избавь нас от этой ловушки, умоляем Тебя. Прости нам нерегулярное общение с Тобой и помоги нам познать Тебя как личного Друга, чтобы мы приходили к Тебе каждый день независимо от того, что случится, и могли бы лично познакомиться с Иисусом. Во имя Христа просим. Аминь!"

ЗОЛОТЫЕ РОССЫПИ ИЗ ЭТОЙ ТЕМЫ:

1. Многие истинные христиане спрашивают: "Когда я стараюсь быть человеком Божьим, и вдруг над моей головой проваливается крыша, значит ли это, что я никогда так и не был поистине обращен?

2. Когда Бог принял вызов сатаны относительно искренности человеческой любви к Нему, Он этим самым поставил на карту Свое имя, положившись на нас и доверив нам оправдание Его характера и всей силы Его любви к нам.

3. Иов показал нам путь к настоящей духовной победе; он ДОВЕРЯЛ Богу; несмотря на все его страдания, он никогда не мыслил о том, чтобы отдаться в какие-либо другие руки, кроме Божьих.

4. Твердо решив продолжать освящающее общение с Богом даже в том случае, когда в нашем поведении бывают ошибки, мы демонстрируем динамическую жизнь веры.

5. Кто прав: сатана, утверждающий, что мы ищем Бога, чтобы получить от Него благословения, или Иисус, считающий, что мы ищем Его из-за любви к Нему? Наша жизнь посвящения, когда неудачи сгущаются, является ответом на этот вопрос.

6. Когда мы посвящаем время созерцанию Иисуса, Бог открывает наши сердца, и мы ищем Бога ради Него Самого, поднимаясь выше эгоистичных побуждений, которыми мы руководствовались в нашем раннем опыте.

Количество записей: 775

Здравствуйте! После поездки к иконе "Неупиваемая Чаша" в Серпуховский монастырь я стала читать акафист этой иконе. Узнала, что читать нужно 40 дней. В молитве упоминала несколько имен страдающих недугом пьянства, в том числе и имя мужа моей подруги. Сейчас он стал еще больше пить, обстановка в семье накаленная. Что делать, продолжать читать акафист? Можно ли заочно получить благословение священника на чтение данного акафиста?

Ирина

Ирина, на чтение акафиста Вам нужно было взять благословение сразу, в храме. В этом случае Вы бы молились не надеясь только на свои силы, а с помощью Божией. Священник является проводником благодати Божией. Поэтому когда берут благословение, прикладываются не к руке священника, а к Руке Господа. Допустим, нам хочется получить Божие благословение, а как мы узнаем, благословил Он или нет? Для этого Господь оставил на земле священника, дал ему особую власть, и благодать Божия нисходит на верующих через священника. Кроме того при личном общении Вы сможете задать батюшке все Ваши вопросы по поводу того, на что берете благословение. И священник посоветует, что будет полезно именно Вам. Через интернет можно дать только общий совет, но получить благодать, а также услышать от батюшки что-то конкретное можно только в храме.

иерей Владимир Шлыков

Извините, в молитвослове очень много молитв, утренних и вечерних. Скажите, пожалуйста, нельзя ли их как-нибудь сокращать? Очень грешна, по лености не хочу прочитывать все, или всё же надо все читать и каждый день? И голову обязательно ли покрывать? Спасибо!

Лия, у нас детишки в 9-10 лет читают полностью молитвы и стоят в косыночках – в этом нет ничего сверхсложного. Просто надо выбрать время, когда и силы еще есть, и ум еще ясный и не отягощен сном, и молиться.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Меня интересует следующий вопрос: просить у Бога можно все, что нам угодно? И второй вопрос: если вера человека, который молится, скажем так, "не сильна", Господь даст ему то, о чем он просит?

Вадим

Вадим, конечно, чтобы просить что-то у Бога, надо верить, что Он силен это дать, и с этой верой припадать к Нему и в вере не колебаться. Представьте себе ситуацию, когда у Вас какой-то человек попросит нечто, а сам при этом будет так лукаво шарить глазками по сторонам, может быть, где-то еще кроме Вас он сможет достать нужную ему вещь попроще и поскорее – как Вы к такому поведению отнесетесь? Это будет оскорбительно для Вас. Почему? Просто Вы поймете, что тот человек просто хочет воспользоваться Вами, а вообще-то он с Вами не собирается иметь ничего общего и Вы ему, что называется, «сто лет не нужны». Вот также мы ведем себя по отношению к Богу, когда просим что-то, а сами думаем лукаво: «даст – не даст». Так что, просить у Бога надо, и просить надо с верой, только не каких-то земных благ и утех, а, прежде всего – самого главного, то есть духовного совершенства и очищения от грехов. Будем идти по духовному пути, земное, как Господь сказал, приложится.

игумен Никон (Головко)

Добрый день! С мужем хотим ребеночка, посоветовали молится св. Анне, но меня насторожили слова в молитве, что мы принесем ребенка в дар Богу. Меня это немного пугает. Объясните, что это значит.

Юлия

Здравствуйте, Юлия! Святые богоотцы Иоаким и Анна, которым многие молятся о даровании чада, сами долго не имели детей. Когда же у них родилась Дочь, то они посвятили Ее Богу, то есть отдали Пресвятую Деву в трехлетнем возрасте в Иерусалимский храм, где Она жила, пребывая в молитве и упражняясь в добродетели. Этот обычай был очень распространен в то время в Израиле. В наше время эти слова означали бы воспитание ребенка в вере и благочестии. Вы можете молиться, не смущаясь, или же читать другую молитву святым Иоакиму и Анне, например, эту: «О, приснославнии Христовы праведницы, святии богоотцы Иоакиме и Анно, предстоящии Небесному Престолу Великого Царя и велие дерзновение к Нему имущии, яко от Преблагословенныя Дщере вашея, Пречистыя Богородицы и Приснодевы Марии, воплотитися изволившему! К вам, яко многомощным предстателем и усердным о нас молитвенником, прибегаем мы, грешнии и недостойнии. Молите благость Его, яко да отвратит от нас гнев Свой, по делом нашим праведно на ны движимый, и да безчисленная прегрешения наша презрев, обратит нас на путь покаяния, и на стези заповедей Своих да утвердит нас. Также молитвами вашими в мире жизнь нашу сохраните, и во всех благих благое поспешение испросите, вся к животу и благочестию потребная нам от Бога дарующи, от всяких напастей и бед и внезапные смерти предстательством вашим нас избавляюще, и от всех враг видимых и невидимых защищающе, яко да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте, и такое в мире временное сие житие прешедше, в вечный достигнем покой, идеже вашим святым умолением да сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже, со Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь».

иерей Владимир Шлыков

Мужу 38 лет, ушёл к 24-летней женщине, оставив меня с двумя детьми без средств. Брак наш венчанный. Кольцо не носит. Как мне быть? Молиться о возвращении мужа, или наш брак по церковным правилам уже распался? СПАСИБО.

Екатерина

Если распался гражданский брак, значит нет уже церковного, если не произойдет покаяния. А зачем Вам нужен "блудный попугай"? Я бы еще подумал, стоит ли его принимать назад, когда 24-летняя "женщина" отправит его в утиль. Почитайте о "неравных браках" в рубрике "Моя крепость" , а в моем ЖЖ - о разводе: http://clerical-x.livejournal.com/. Оставьте комментарий. Надеюсь, это Вам поможет во всем разобраться. Молитесь, станьте сильной! Кстати, подайте на алименты!

протоиерей Максим Хижий

Скажите, пожалуйста, можно ли менять крест на шее на икону Пресвятой Богородицы, или нужно носить только крест? Еще есть украшения православные "Акимов", они благословлены батюшкой. Я купила браслет с молитвой "Живый в помощи..." нормально ли носить на руке?

Марина

Марина, православный человек должен носить нательный крестик. Крестик нельзя менять ни на что. Можно носить иконку Матери Божией, но вместе с крестом. Лично я не приветствую ювелирных изделий и бижутерии "с молитвой" или с христианской символикой. Молитва должна исходить от нас самих, а не служить украшением на теле.

иеромонах Викторин (Асеев)

Добрый день. Умерла бабушка - моя теща (жену похоронил два месяца назад), она вырезала из православной газеты образы святых, Господа Бога, Богоматери, ставила рядом с иконами и молилась.Что можно с этими вырезками сделать? Иконостас у меня маленький - ничего не войдет. Куда положить ее нательный крестик? И еще вопрос: если немного выпил, 1-2 бутылки пива, можно ли помолиться за усопших (жену,родителей)? Дойдет ли эта молитва до Господа Бога? В храм идти не могу, молюсь дома, как умею - после ДТП не заросли переломы костей ног, пока на коляске.

Валерий

Здравствуйте, Валерий. Священные изображения, даже если они просто вырезаны из газеты, выбрасывать нельзя, надо их сжечь, а пепел закопать в непопираемом ногами месте или в реку пустить. Нательный крестик надо было оставить на шее у покойной. Но, раз этого не сделали, можете пожертвовать его нуждающемуся. Молитва - это обращение к Богу, перед которым все согрешили, и которым все движется и существует. Наверное, к светскому начальнику Вы не пойдете просить о чем-нибудь, выпив пива? Воздайте же Царю Небесному, по крайней мере, не меньшее уважение, чем земному начальнику. Послушайте вот эту аудиокнигу: http://predanie.ru/audio/jitija_i_tvorenija_svjatih/prepodobnii-isaak-sirin/ . Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Добрый день. Подскажите, пожалуйста, если есть один ребенок, можно ли молиться о даровании второго Молитвой супругов о даровании детей ("Услышь нас милосердный и всемогущий Боже"... и т.д.)? Или эта молитва только для супругов, совсем не имеющих детей?

Татьяна

Таня, конечно, можно! И второй, и третий ребенок – тоже чудо, тоже дар Божий. Не смущайтесь формальностями. Главное, молитесь и в храме в воскресные дни.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте, батюшка! Подскажите, кому молиться, чтобы продать квартиру?

Любовь

Любовь, молитва - это не "заговор на удачу". В молитве мы должны просить Господа о духовных благах: "Ищите прежде Царства Небесного и все остальное приложиться вам" - сказано в Евангелии. Регулярно ходите в церковь, исповедуйтесь и причащайтесь, и по вере Вашей Господь Сам все устроит.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка! Я молюсь каждый день и по три раза в день, но всё становится только хуже, появляется больше проблем. Почему, так батюшка?

Думитрица

Знаете, следовать за Христом вообще дело трудное, нам никто на этом пути – пути духовного совершенствования – не обещал ни покоя, ни почета, ни денег, ни понимания общества. Если мы хотим быть с Богом, то сразу автоматически становимся врагами для мира. А мир, или лучше сказать, "рогатые твоарищи", которые в нем привыкли господствовать, начинают мстить, не хотят отпускать человека из своих лап, потому что понимают: если человек пошел к Богу и не сойдет с этого пути, то очень скоро при помощи Божией будет побеждать их. Вот из-за них-то и начинаются у нас проблемы.

игумен Никон (Головко)

Добрый вечер, батюшки! Скажите, пожалуйста, когда прочитываешь одну кафизму в день, какие молитвы надо читать после нее? Сзади псалтири есть молитвы, читаемые после прочтения одной кафизмы, но я так понимаю, это для тех, кто больше одной кафизмы читает, и после каждой произносит эти молитвы, потом после каждой третьей, сзади еще есть молитвы соответствующие. В общем, как заканчивать чтение Псалтири, если читаю только по одной кафизме в день?

Елена

Елена, Псалтирь можно читать как по усопшим, так и по живым, или просто для себя. Молитвы в конце кафизмы читаются, только когда мы читаем за упокой чей то души, в других случаях эти молитвы не читаются. После кафизмы молитесь своими словами как сможете.

иеромонах Викторин (Асеев)

Добрый день, батюшка. У меня возникло несколько вопросов. Скажите, если молишься рассеянно, и в голову, как назло, лезут разные мысли, не лучше ли совсем не молиться? И ещё, скажите, насколько грешно разговаривать в храме? Я прихожу в храм, но не так уж часто. Я стараюсь молчать вне службы и мысленно обращаться к Господу Богу, тем более во время службы, но в храме очень часто стоит такой шум, подчеркну ещё раз, когда служба ещё не началась - от бабулек, которые пришли порассуждать о житейском -что не возможно даже сосредоточиться. Заранее благодарю вас за ответ.

Надежда

Надежда, даже если Вы совсем отвлечетесь на молитве, молитву лучше не оставлять. В противном случае, Вы никогда не научитесь молиться Богу. Что касается разговоров в храме, то преподобный Амвросий Оптинский говорил: «За разговоры в храме попускаются скорби». Впрочем, не будем судить старушек – они зачастую весьма духовно немощные. Господь с нас за старушек не спросит, а вот за то, как мы каялись, как исповедовались, с каким сердцем причащались и сделались ли настоящими последователями Христа - спросит.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка! Прошу Вашего совета. 9 ноября умерла моя мама. Всеми силами я хочу помочь ей в её новой жизни, поэтому сама молюсь при любой возможности и поминаю в церкви. В одной церкви я заказала чтение Псалтири об упокоении, а потом прочитала, что Неусыпаемую Псалтирь читают только в монастырях. Я что-то сделала неправильно, или это две разных формы поминовения - просто чтение Псалтири и Неусыпаемая Псалтирь по усопшему? Храни Вас Господь.

Ольга

Ольга, любая молитва хороша для усопших. Если у вас взяли зазаказ на чтение Псалтири – значит, не нужно сомневаться, что ее прочитают. Вы сделали все правильно. Только, пожалуйста, и сами молитесь, и участвуйте в церковных таинствах – исповедуйтесь и причащайтесь. Ведите церковный образ жизни, и тогда по Вашей молитве Вашей маме будет лучше.

иеромонах Викторин (Асеев)

Как и когда надо делать крестное знамение? Что говорить при этом? Всегда ли надо говорить аминь после молитвы?

Максим

Максим, после молитвы нужно всегда говорить "Аминь". Аминь – это потверждение того, что мы прочитали, и что мы это принимаем и соглашаемся с этим. В церкви нужно стараться креститься вместе со всеми, дома - как придется, как Вам захочется. Что-то при этом говорить не обязательно.

иеромонах Викторин (Асеев)

Батюшка, благословите! Ответьте пожалуйста: 1) Литургия делится на основную службу и молебен. Может ли прихожанин не оставаться на молебен, если он не подал записочку? 2) Можно ли молиться в храме о своем во время, когда нет службы, или лучше дома (келейно), или нет разницы, т. к. нет службы?

Алексей

Дорогой Алексей, молебен - не часть литургии, а отдельная служба. Поэтому, если Вам нужно, можно уйти. Когда в храме нет службы, можно молиться самому, а разница, конечно, есть. Как хорошо побыть в храме побольше, зайти, если есть возможность! Помоги Господи!

иерей Сергий Осипов

Здраствуйте, батюшка. В интернете есть Акафист святой блаженной Ксении Петербургской в исполнении церковного хора. Как правильно его надо слушать, что перед ним надо делать? Прочитала ниже переписку: "Здравствуйте, Сергей! Если Вы совершили положенное христианину молитвенное правило на сон грядущим, то почему бы и не послушать перед сном церковный хор". Что значит "совершили положенное христианину молитвенное правило на сон грядущим"? Благодарю Вас.

Светлана

Светлана, в переписке имеются в виду «Молитвы на сон грядущим» , которые можно найти в любом православном Молитвослове . Утренние молитвы и Молитвы на сон грядущим являются обязательными для каждого христианина. Что касается церковных песнопений, то их можно слушать в благочестивой обстановке, с благоговейным вниманием. Хотя, лучше всего, конечно, прочесть Акафист св. блж. Ксении самостоятельно.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка! Скажите, пожалуйста, можно разделить каноны к причастию на всю неделю, читать понемногу с понедельника? Если нет, то как правильно читать каноны, в какие дни? Прошу Ваших молитв на смирение и терпение, ушел муж из семьи, никак не могу его простить, хотя очень хочу, но не получается. В храм хожу, молитвы читаю, требы заказываю, исповедуюсь, а прощение не приходит. Спасибо Вам за ответы. Храни Вас Господь!

р.б.Людмила

Людмила, каноны можно читать на протяжении всей недели начиная с понедельника – это допускается. Некоторые поступки и дела наших ближних порой бывает очень трудно простить. Ведь прощение и милосердие - это тоже дар Божий. Первое условие, при котором Бог нас прощает - наше прощение обид, совершенных против нас. Мы должны простить всех, и тогда Бог и нас простит. Нужно начать с того, чтобы хотя бы не желать зла своим обидчикам, и постепенно мы научимся прощать.

иеромонах Викторин (Асеев)

Добрый день. Батюшка, подскажите, как правильно просить Бога об исполнении какой-либо просьбы, направленной к Нему? У меня есть мечта относительно учебы, я прошу Бога об её исполнении, но она не исполняется, может, просто Бог меня не слышит, потому что я неправильно это делаю? Может, мне нужно читать определенные молитвы святым, помогающим в учёбе, чтобы эта мечта исполнилась, какие?! Подскажите, как правильно обратиться к Богу с моей просьбой! И правильно ли я понимаю, что если Богу угодно, то он исполнит любую просьбу, даже если исполнение её кажется человеку чудом? Заранее спасибо!

? Благословите батюшка! Подскажите, почему когда молишься за человека, то у него обязательно случается какая-то неприятность, а когда не молишься за него, то у него все вроде бы и нормально? И вот какое-то смущение из-за этого приходит... И еще один вопрос, моя мама болеет р.Б. Татьяна, хотела бы причащаться каждую неделю, но ее смущает то, что сказать на исповеди, т.к. новые грехи Господь не дает видение, можно ли повторять один и тот же грех на исповеди (например маловерие), ведь за неделю нельзя измениться и настоящая вера иногда стяжается годами? И вот у нее смущение, что исповедует одни и те же грехи и батюшка скажет что же ты не исправляешься, а ведь эти грехи так быстро и не исправить хоть и очень хотеть, как маловерие, нет любви к ближнему (это же все люди). многогрешная р.Б. Ольга.

Это Ваше наблюдение, р.б. Ольга: «когда молишься за человека, то у него обязательно случается какая-то неприятность...» на чём основано? На каком-то Вашем личном опыте или «люди говорят»? Необычное, если не сказать, странное наблюдение, хотя и в чём-то характерное! Здесь можно выделить три момента. Во-первых, есть такие слова «всякому доброму делу предшествует или последует искушение». Это говорит о том, что дьявол во все времена строит свои козни против рода человеческого. Во-вторых, «результат», так сказать, от молитвы зависит от нашей: а) веры, б) чистоты души, в) характера нашего прошения (что мы просим у Бога), г) духовного состояния человека, за кот.мы просим (полезно ли ему, то, что мы для него просим)..В- третьих, ведь надо молиться не раз и не два, а молиться (непрестанно)- «..толцыте и отверзится вам..» И в-четвёртых, откуда Вы знаете, что то, что «случается какая-то неприятность» не есть для этого человека (его души) во сто крат полезнее нежели, когда «у него все вроде бы и нормально»? Един суд человеческий и един суд Божий!! Эти суды не есть одно и тоже! Мысль эта Ваша – есть следствие какого-то колебания в Вас Вашей веры. Молитва-это же наш духовный воздух. И если мы заболеваем воспалением лёгких –это же не означает, что надо перестать дышать. Теперь о вашей маме. Грехи наши, Вы правильно говорите, бывает сложно изменить за какой-то короткий отрезок времени. Но Господь взирает на наше произволение! Т.е. на наше желание, бороться с грехом. Конечно, трудно любить всех, но пытаться наладить добрые отношения с каким-то одним человеком, вполне возможно для верующего сердца. Я не говорю, что эти отношения сразу наладятся и станут идеальными, но изменить их на один миллиметр к лучшему мы однозначно можем. «Да не зайдёт солнце в гневе вашем» – говорит апостол Павел. Поэтому мы всегда находимся в двух состояниях: либо нас несёт по течению, либо мы ему сопротивляемся. И грех – здесь как некая тяжёлая рана. Её мы сразу моментально вылечить не можем, но лечить можем, и даже должны!! И на исповеди Вам нужно говорить не о том, что Ваша греховная рана до сих пор не зажила и не известно, когда заживёт, а о том, лечили Вы её или нет.

Одна женщина рассказала мне, что молилась о том, чтобы разрешить свои проблемы юридического характера, но от молитв дела становились еще хуже. Все объясняется тем, что она ставила в центр внимания свою озабоченность и досаду, и ее беспокойство в ходе молитвы все больше возрастало. Я сказал ей, что подсознание умножает все то, чему она уделяет повышенное внимание.

После нашей беседы женщина поменяла свой образ мыслей и пришла к следующему утверждению:

«Я не одна. Бог живет во мне и решает все мои проблемы неведомыми для меня путями. Я отдаю себя его воле и прошу Высший разум найти для меня решение».

Она начала использовать эту медитацию, и, когда в ее мозг закрадывались страх или отрицательные мысли, она тут же говорила себе: «Все в руках Бога. Решение принадлежит Высшему разуму».

Спустя несколько дней все тревожные мысли покинули ее, и она обрела в душе покой. Ее родственница, которая оспаривала завещание в суде и давала заведомо ложные показания, внезапно отказалась от продолжения рассмотрения дела и через несколько дней умерла во сне.

Ваш логический разум не в состоянии предугадать те способы, которыми дается ответ на ваши молитвы. Работа подсознания превосходит мыслительные возможности вашего интеллекта и находит свой путь решения проблемы.

В издательстве «Никея» вышла книга игумена Нектария (Морозова) «Что нам мешает быть с Богом». Она сложилась из приходских бесед, которые священник, будучи настоятелем саратовского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», вел на протяжении нескольких лет. Представляем вашему вниманию главу из книги.

Мы все так или иначе чего-то просим у Бога. Просим по-разному и в разных случаях. Просим, когда оказываемся в каких-то сложных жизненных ситуациях и обстоятельствах, когда нам помощь Божия особенно нужна; иногда просим у Бога что-то, оказавшись в таком положении, когда, кроме Него, нам и помочь-то никто не может; порой просим Его о чем-то, когда должны были бы что-то сделать сами, но делать этого не хочется.

И конечно, каждый день, если мы читаем утренние и вечерние молитвы, если мы ходим в храм, мы просим о самом важном – просим о том, чтобы Господь нас помиловал, спас, просим о том, чтобы дал нам все потребное для нашей земной жизни и для нашего вечного благобытия.

Когда человек чего-то ждет от Бога, то, во-первых, исполнение этого прошения бывает очень важным само по себе, а во-вторых, это очень значимо для нас, как отклик на наши молитвы, как свидетельство о том, что Бог действительно есть, что Он слышит нас, что Он милосерд и по Своему милосердию и любви наши прошения исполняет. И вместе с тем практически постоянно приходится слышать вопрос: почему я молюсь, но Господь не исполняет моих просьб? Почему я молюсь, и Господь как бы не слышит меня? Вот об этом я и хотел бы немного поговорить.

Во-первых, наверное, прежде чем судить о том, слышит ли нас Господь или же не слышит и милосерд Он или же немилосерд из-за того, что не исполняет наших просьб, нужно бывает разобраться: а действительно ли мы просим то, что нам полезно, что нам необходимо, что послужит ко благу и не причинит вреда? Часто бывает так, что мы «вымаливаем» у Бога что-либо по страсти, по неразумию – и при этом хотим, чтобы Господь исполнил нашу молитву во что бы то ни стало.

Конечно, человек церковный, имеющий определенный опыт христианской жизни, скорее всего, не будет просить о том, что напрямую греховно и вредно. Не будет требовать, чтобы Господь кому-то за него отомстил, не будет искать того, чтобы Господь помог ему удовлетворить какую-то постыдную страсть; не будет молиться о том, что является проявлением корыстолюбия, сребролюбия, тщеславия. И тем не менее даже если порой мы просим у Бога о вещах каких-то, на первый взгляд, богоугодных, то нужно всегда поразмыслить: а точно ли это в настоящий момент полезно нам?

Порой мы просим о том, чтобы Господь дал нам возможность жить спокойно, бесскорбно и предаваться подвигам христианского благочестия без помех – чтобы нам не мешали в этом ни наши близкие, ни наши ближние, ни какие-то обстоятельства нашей жизни, ни работа. И Господь нам этого не дает, а если мы попытаемся уразуметь почему, то поймем, что как раз все то, что является помехой, и выявляет некое намерение, стремление нашего сердца: действительно ли мы так хотим того, чему оно «мешает»? И если хотим, то все эти помехи удастся преодолеть.

А кроме того свойство помех таково, что посредством преодоления мы стяжеваем опыт, приобретаем христианское мужество и становимся искусными в духовной жизни.

Если бы Господь Сам устранял те помехи, которые есть на нашем пути, то что бы тогда оставалось делать нам? Получать «готовое спасение»? Но оно таковым не бывает, потому что надо всей своей жизнью доказать, что мы его действительно ищем, жаждем. Это спасение должно стать для нас как бы «родным», «нашим». И для кого-то оно действительно становится родным, а для кого-то так и остается чем-то чужим.

Ну и конечно, то, что мы порой воспринимаем как помехи, нередко является тем, мимо чего Господь не хотел бы, чтобы мы проходили. Так например, «помехами» мы очень часто считаем людей ― людей, которые о чем-то просят, людей, которые о чем-то говорят, людей, которые требуют внимания к себе, но на самом деле наше спасение через этих людей и совершается. Вот лишь один из распространенных примеров того, из-за чего Господь может не откликаться на наши молитвы.

И таких вещей на самом деле очень много, вещей, которых мы ждем от Бога и которые нам в данный момент на самом деле не нужны или даже противопоказаны. И поэтому просить-то, может быть, и надо, но вместе с тем надо Богу доверять и надеяться на то, что Его мудрость и любовь помогут избрать то, что нам действительно полезно, и не дать нам того, что вредно.

Бывает и по-другому. Бывает так, что мы просим о том, что нам действительно необходимо – о том насущном, без чего не обойтись. И опять-таки Господь почему-то нас «не слышит» и почему-то нам этого не дает. В таком случае всегда бывает необходимо проверить расположение сердца, с которым мы молитву Богу возносим.

Вот, например, говорит преподобный Исаак Сирин о том, что молитва злопамятного подобна сеянию на камне. И действительно, если человек злопамятен, если держит на кого-то обиду, не говоря уж о том, что желает кому-то зла, то сколько бы он ни молился – даже если он молиться будет часами, днями, ночами, сутками напролет,– никакой пользы эта молитва приносить не будет, и человек только лишь, как говорят, преуспеет на горшее: пребывая в такой молитве и не понимая, что между ним и Богом стоит его желание зла другому человеку, он будет ожесточаться и приходить в еще худшее состояние.

Но не только злопамятность, а и всякая другая страсть, с которой христианин не хочет бороться, которую он любит, которую он принимает, которую он не отвергает и не отторгает от сердца, тоже встает между ним и Богом, как стена, когда он приступает к молитве. Одно дело, когда мы молимся с осознанием своего страстного состояния, когда кто-то из нас говорит: «Господи, я понимаю, что грешен и в этом, и в том, и прошу Тебя, чтобы Ты мне помог с этими грехами справиться, но, помимо этого, прошу еще и о том, чего требует в этот момент мое сердце».

Другое дело, когда мы оставляем все, что Сам Бог считает первостепенным, то есть борьбу со страстями, и просим о чем-то, что беспокоит нас, забывая о том, что в нашей жизни, скажем так, беспокоит Бога. В таком случае молитва наша тоже очень часто остается без ответа.

Есть и еще одна причина, почему Господь не исполняет наших прошений. Но здесь, наверное, нужно говорить именно о тех случаях, когда мы молимся о чем-то, хотя и нужном, но тем не менее житейском. Просим о том, чтобы Господь исцелил болезнь, помог нам в каких-то семейных или рабочих обстоятельствах.

Порой бывает так, что одни верующие люди об этом просят как о чем-то само собой разумеющемся, а другие люди, также церковной жизнью живущие, говорят: а надо ли у Бога об этом просить? Ведь это же не что-то необходимое для нашего спасения и, наверное, нужно просто стараться приобрести то, в чем мы нуждаемся, справиться с тем, с чем нужно справиться, избавиться от того, от чего нужно избавиться, если речь идет о каких-то житейских вопросах. И не беспокоить по этому поводу Бога. Как правильно здесь рассудить?

Преподобный Исаак Сирин говорит, что наша молитва должна быть сообразна с нашей жизнью. Если нас что-то беспокоит, то это что-то, нас беспокоящее, обязательно должно обращаться в повод для молитвы. Если мы можем о чем-то не беспокоиться – например, если мы болеем и совершенно по этому поводу не переживаем,– наверное, можно об этом не молиться, а просто поблагодарить Бога за то, что Он нам эту болезнь послал. Если мы живем в нищете и тоже совершенно по этому поводу не переживаем,– наверное, можно не молиться о том, чтобы Господь послал нам работу или кого-то, кто бы нам помог. Но чаще бывает иначе. Мы сталкиваемся с каким-то житейским испытанием и приходим и в смятение, и в состояние скорби, печали. А раз так, то, значит, обязательно Богу помолиться надо.

И вот бывает так, что человек усердно молится, а помощь не приходит и ничего в жизни не меняется. И опять-таки задает он вопрос: «Господи, где Ты и почему Ты не отвечаешь на мою молитву? Или хуже я всех людей?». От такой мысли христианин приходит порой в состояние не смирения, а уныния. А порой и еще какие-то, худшие мысли закрадываются в сердце человека.

А причина неисполнения прошения здесь часто бывает одна и та же: Господь не дает просимого, чтобы не уподобились мы тем самым прокаженным, которые, будучи очищенными, тотчас же радостно удалились по своим делам и не возвратились, чтобы поблагодарить. Господь заранее знает нашу неблагодарность, нашу легкомысленность и ведает, что мы, получив просимое, тотчас же от Него отойдем в сторону или, по крайней мере, уже не будем молиться столь же усердно.

И вот за эту нашу потенциальную неблагодарность Господь оставляет нас пребывать в состоянии прошения, потому что сама эта молитва – молитва прошения – уже нашей душе определенную пользу приносит. И вместе с тем страшный вред нам могло бы причинить неблагодарное оставление молитвы после исполнения просимого.

Тот же преподобный Исаак Сирин говорит о том, что нет такого дара, который Господь бы дал человеку и который остался бы потом не умноженным, кроме того дара, за который человек бывает неблагодарен. Господь готов не только давать, но и давать гораздо больше, чем дал однажды, но если мы Его не благодарим за то, что Он дал, то рука Божия как бы закрывается и мы уже ничего не получаем, чтобы это полученное нам не обратилось в осуждение.

И поэтому, когда мы о чем-то просим, в чем испытываем потребность по-житейски, надо обязательно испытать свое сердце и спросить себя: а буду ли я Богу благодарен, когда Он мне даст то, в чем я сейчас так нуждаюсь? И если мы не можем себе дать однозначный ответ, то, наверное, можно проверить себя еще так: а бываю ли я благодарен в таких случаях людям?

Ведь человек, который умеет быть благодарным людям, скорее всего будет благодарен и Богу. И наоборот, человек, который бывает неблагодарным по отношению к тем людям, которые для него делают что-то благое, и Богу будет точно так же неблагодарен.

Если говорить о тех утренних и вечерних молитвах, которые мы читаем каждый день, и о тех прошениях, с которыми мы в них обращаемся к Богу, то на самом деле, наверное, нужно удивиться вот чему. Мы просим, читая ежедневное правило, о вещах самых важных, самых великих – о том, о чем просили Бога святитель Иоанн Златоуст, святитель Василий Великий, преподобный Макарий Египетский и другие великие святые, потому что молимся их словами. Понятно, что о чем-то пустом, суетном они просить не могли и молились о спасении и о тех добродетелях, которые для спасения человеку потребны.

И возникает вопрос: почему мы каждый день об этом просим, но у нас никак то, о чем мы просим, не появляется? Ведь совершенно очевидно, что святые, которым эти молитвы принадлежат, просимое от Бога в конце концов получили – стяжали эти добродетели не только своими трудами, но и по благодати и по милости Божией.

Очень хорошо говорил об этом в своих поучениях святой праведный Иоанн Кронштадтский. Он спрашивал: если ты молишься Богу, но при этом самого себя не слышишь, то имеешь ли ты право надеяться на то, что тебя услышит Господь? По-другому можно было бы сказать, что наша «неуслышанность» в молитве имеет свои причины в том, что мы сами не понимаем и не берем на себя труд понять, насколько действительно нуждаемся в тех духовных дарах, которые у Бога в утренних и вечерних молитвах испрашиваем.

Ну и, наверное, очень важно сказать о том главном правиле, которое нужно иметь в виду, когда мы вообще к молитве Богу приступаем. Преподобный Миос Киликийский говорил, что послушание дается за послушание: Бог слушает тех, кто слушается Его. Вот, в сущности, самый главный ответ. Наша жизнь, далекая не только от духа евангельского, но даже от стремления следовать на деле евангельским заповедям, бывает самым великим препятствием к тому, чтобы Бог наши молитвы исполнил.

И наоборот, если жизнь человека всецело посвящена тому, чтобы заповеди Божии здесь, на земле, исполнить, то Господь всю жизнь такого человека просто превращает в чудо, потому что осуществляет все, что только он ни попросит. Вот знаете, родители, которые видят, что их ребенок все делает, чтобы им угодить,– и учится замечательно, и убирается дома, и следит за собой,– как правило, на своего ребенка не нарадуются и готовы бывают ему сделать любой подарок, о котором он попросит, а может быть, даже и не попросит, а они сами догадаются, что ему это нужно. Почему? Потому что они не боятся его испортить и хотят хоть чем-то вознаградить его усердие. Так бывает и с нами: Господь не вознаграждает либо потому, что нечего вознаграждать, либо потому, что это послужит к нашему вреду, а не к нашей пользе.

Ну и еще, наверное, нужно раз за разом самим себе и другим напоминать такую простую истину. Когда мы что-то у Бога просим, никогда не надо усиливаться что-то выпросить. Кроме, пожалуй, одной ситуации: когда мы просим о прощении и спасении нас и наших ближних. В этой молитве можно и колени стереть, и сердце сокрушить, и ничего не будет лишним.

Во всех остальных случаях, когда мы просим о чем-либо, обязательно нужно добавлять те слова, которые добавлял в своей молитве Сам Господь: впрочем не как Я хочу, но как Ты. Это настолько должно соединиться с духом нашей молитвы, чтобы мы могли порой эти слова и не произносить, но они как бы сами собой подразумевались. И, как ни странно, именно это оставление исполнения нашей молитвы на усмотрение Божие – наш отказ от того, чтобы настаивать на том, что мы хотели бы для себя попросить, является зачастую залогом того, что Господь нашу молитву исполнит. Впрочем, исполнит, возможно, совсем не так, как мы того ожидали.

Мы просим, если перефразировать евангельские слова, не рыбу, а змею – Господь же дает нам рыбу, просим мы камень – Он дает нам хлеб. А на самом деле мы постоянно просим и змею, и камней, и еще что-то более вредное для себя, но если говорим при этом: «Господи, не как я хочу, но как Ты хочешь», то Господь дает нам то, в чем мы на самом деле нуждаемся.

Вопросы после беседы

– Уже в двух духовных книгах я встретила такой совет: когда молишься сам, нужно дать возможность Богу сказать что-то тебе, то есть, как я понимаю, не только говорить в одну сторону, а как-то слышать и ответ от Него. Как практически этого достичь? Медленнее молиться или что делать?

– Я думаю, что здесь, скорее всего, идет речь о том совете, который дал митрополит Антоний Сурожский одной старой монахине и который затем цитировался многими авторами. Но дело в том, что этот совет, неправильно понимаемый, многим людям приносит существенный духовный вред, потому что человек, следуя ему, подчас не просто старается дать в своей душе действовать и говорить Богу, а начинает нетерпеливо ждать некоего ответа. А когда человек что-то подобное сильно ждет, то, как правило, приходит враг и дает ему то, что он ждет, а вернее, то, что человек принимает за ожидаемое. И таким образом нетрудно обмануться.

Этого ответа ждать не надо, просто в молитве должно быть как можно меньше человеческого «я». Господь наполняет Собою все, кроме того места, которое занимает человек: ничто в мире – ни растения, ни животные, ни неживая природа – не может «выталкивать» из себя Бога, а человек может. Только в человеке Господь постоянно встречает сопротивление. За каждым всенощным бдением мы слышим возглас: «Яко свят еси, Боже наш, и во святых почиваеши». Что значат эти слова: «во святых почиваеши»? То, что Господь может как бы отдохнуть в сердцах святых, потому что святые с Ним не борются. А мы постоянно с Богом боремся. И когда гордый и страстный человек встает на молитву и о чем-то просит Бога, то он во всем этом имеет настолько много самого себя, что эта масса требований и условий не оставляет Богу места в его жизни и в его молитве. Если же мы оставляем Богу место в нас действовать, если действительно хотим поступить так, как желает того Господь, то ответ последует – не в этот момент что-то будет сказано или открыто, а вся последующая жизнь будет ответом на эту молитву.

Если же говорить о совете митрополита Антония, то он давал этот совет пожилой монахине, которая старалась не молиться постоянно Иисусовой молитвой, а именно твердить ее. И он понял, что она настолько надеялась на частоту повторения этой молитвы, на свое усердие в ней и прилагала столько сил, чтобы твердить ее безостановочно, что, судя по всему, молитва как таковая совершенно от этого ушла. Она уже не была тем покаянным деланием, которым по существу должна являться. И он сказал что-то вроде: остановись и дай Богу как-то действовать, а не только сама все время что-то делай. И когда она из этого круга, в котором, как белка в колесе, крутилась, на мгновение вышла, то ее усердие и ревность, которые, безусловно, имели место, и стали основанием того, чтобы Господь действительно ее сердце успокоил. А если взять сейчас «человека с улицы», который о Боге даже не думает, и дать ему совет, который дал митрополит Антоний этой женщине – вот ты сядь в кресло, ни о чем не думай, и ты услышишь ответ от Бога в своем сердце,– я не знаю, что услышит человек. Она потому и услышала, что она все время Его искала, но не знала, что для этого нужно упраздниться от самой себя хотя бы на мгновение.

– Если молишься и вдруг зазвонил телефон, то что делать?

– Лучше всего, как показывает опыт, в большинстве случаев выключать телефон, начиная молиться, то есть сделать так, чтобы этот выбор просто перед нами не стоял. Бывают исключения: допустим, если мы знаем, что у нас есть кто-то из наших родных и близких, кто тяжело болен и в любой момент может нам позвонить и попросить о помощи. Да, наверное, тогда можно телефон не отключать.

Если мы заняты каким-то делом – по церковному послушанию, на работе, по долгу – и у нас выдалось время помолиться, но мы знаем, что нас в любой момент могут потребовать вернуться к делу, то да, тоже надо быть готовым прервать молитву и подойти к телефону, потому что мы молимся, воспользовавшись этим свободным временем. Если же мы дома и ничто нас не связывает, то надо отключать телефон и молиться без оглядки на него.

– А если не телефон звонит, а кто-то из близких зовет в этот момент?

– Что касается близких… Если что-то с близким человеком случилось в этой квартире, то, конечно, надо оставить молитву и идти ему помогать. Но надо своих близких научить, что в это время просто не нужно вас беспокоить без действительной нужды, что нужно отнестись с уважением к тому, что вашей душе необходимо, тем более что время молитвы не такое уж продолжительное: не три, не четыре и не пять часов она, к сожалению, у нас занимает, а гораздо меньше.

– А если во время молитвы начинаешь вспоминать свои грехи, то как быть?

– Продолжать молитву, молясь, в том числе, и о прощении этих грехов. Бросаться и тотчас записывать их, чтобы затем исповедовать, не надо. Ничего страшного: если нам напоминает об этих грехах Господь, то Он напомнит и после молитвы, то есть не даст о них забыть.

– Можно ли слушать молитвы в аудиозаписи? Сейчас есть разнообразные диски с утренним и вечерним правилом, последованием ко Причащению…

– Для кого, в первую очередь, предназначены эти аудиозаписи? В первую очередь, для людей слепых и слабовидящих; еще для людей неграмотных (таких, правда, мало, но им тоже подходит такой вариант); для человека, который лежит в состоянии тяжелой болезни и не в силах подняться и помолиться; ну и, наверное, для тех людей, которые настолько расслаблены, что для них молитва – это что-то невозможное, и слушание молитв в потенциале может постепенно привести их к молитве на практике, в реальности.

Мне приходилось неоднократно видеть людей, которые первый раз приходили в храм на службу после того, как посмотрели пасхальное богослужение по телевизору – и такое, конечно, бывает. Но в принципе, если мы не слепые, не больные и не совсем расслабленные, то, конечно, надо молиться самим. И слушание молитв в этом случае не заменяет собственной молитвы. Наверное, человек, желающий лучше узнать псалмы, может слушать запись псалмов – это вполне будет уместно. Но именно с целью ознакомительной, а не вместо чтения Псалтири. Поэтому лучше для себя традиционный способ молитвы избирать.

– Скажите, пожалуйста, если человека не знаешь, а просят за него молиться, как это правильно делать? Трудно, когда почти не имеешь представления, о ком молишься…

– Преподобный Варсонофий Великий, когда ему подобные вопросы задавали, говорил, что не надо брать на себя именно некий подвиг молитвы о незнакомом, неизвестном нам человеке, а достаточно хотя бы однажды обратиться к Богу с прошением о том, чтобы Господь этого человека помиловал. Если же наша жизнь такова, что мы часто молимся о разных людях – и о знакомых, и о незнакомых, и это уже какое-то сроднившееся с нашей жизнью занятие, то, наверное, можно молиться и более постоянно, но тогда и вопрос такой не возникнет. По существу же Вы исполните просьбу о молитве, если помолитесь хотя бы однажды.

– Вот у меня тоже возникает этот вопрос: как молиться? Просит кто-то помолиться об общем знакомом, а знаешь, что знакомый этот, допустим, алкоголик, наркоман, экстрасенс. Нужно ли брать благословение для того, чтобы молиться о таком человеке или же можно не спрашивать?

– Я прошу прощения, это совершенно разные вещи – алкоголик, наркоман и экстрасенс. Что касается наркомана или алкоголика, то если есть возможность задать вопрос об этом священнику, которому исповедуешься, и взять благословение на такой молитвенный подвиг, ради этого человека подъемлемый, лучше это сделать.

Единственное, что нужно всегда иметь в виду, – это когда мы о человеке, в такой бездне пребывающем, молимся, Господь может каким-то образом потребовать, чтобы мы за эту молитву в своей жизни ответили, потому что когда мы просто молимся, это имеет одну силу, а когда мы готовы молиться за этого человека, невзирая на те или иные скорби, на нас обрушивающиеся, тогда, конечно, совершенно другую силу наша молитва имеет.

А что касается молитвы за экстрасенсов, я думаю, не стоит на себя такое брать, и в том числе даже не стоит на это спрашивать благословения священника, потому что, как правило, ничего хорошего из этого не получается. Можно просто сказать: «Господи, спаси этого человека и отведи его от этого заблуждения, а меня, грешного, помилуй». Но брать на себя регулярную молитву о нем не стоит.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: