Периодизация японии. Краткая история Японии

Период Хэйан (平安時代) - эпоха в истории Японии с 794-го по 1185 годы. Слово «Хэйан» в переводе означает мир, спокойствие. Хэйан начинается с переноса имперской столицы из Нары в город Хэйан (Киото). Была введена новая система, заимствованная у китайцев, в соответствии с которой земля и люди были единоличной собственностью императора. Были освобождены от уплаты налогов Буддийские институты, крупные землевладельцы, а также поселенцы, расширявшие границы страны. Клан Фудзивара набирал силу посредством регентства и заключения браков. Продолжалось распространение и укрепление влияния Буддизма. Некоторые крупные храмы стали создавать собственные армии, состоящие из воинов-монахов. Верхушка аристократии постоянно находилась в столице, где имперский двор приобрел невиданное прежде великолепие и стал средоточием утонченной культуры, превыше всего ставившей красоту. Заимствованная из Китая структура правительства стала почти декоративной, из всех правительственных функций столицу интересовал лишь сбор налогов. В провинции приобретали влияние самураи и военные вожди даймё. Влиятельные семейства заручались их поддержкой или заводили собственное войско. Этот период стал эпохой появления и расцвета национальных японских жанров, особенно в литературе. Изобретение слоговой азбуки - каны - позволило писать на японском языке вместо китайского. В этот период на смену простому подражанию и заимствованию приходит творческая адаптация, переосмысление и, наконец, ассимиляция. Традиция любования цветущей сакурой, как и многие другие современные японские праздники, возникла при императорском дворе именно в эпоху Хэйан – аристократия, изощрявшаяся в изяществе и изысканности манер, проводила часы под цветущими деревьями, наслаждаясь легкими напитками, салонными играми и складыванием стихов. В коротком, блистательном цветении сакуры аристократы видели глубокий смысл: размышляя о быстротечности жизни, они отождествляли опадающие цветы сакуры с храбростью и чистотой помыслов. В эпоху Хэйан японская культура продолжает испытывать сильное влияние конфуцианства и китайской культуры, однако именно в этот период на смену простому подражанию и заимствованию приходит творческая адаптация, переосмысление и, наконец ассимиляция. Показательным примером является появление буддийских сект Тэндай и Сингон, демонстрировавших самобытно японские черты, хотя и имевших китайский буддизм в качестве первоисточника. Архитектура храмов этих сект, имеющая в качестве первоисточника пагоду, также доставляет любопытные примеры творческой переработки китайских образцов. В XII веке особенно выделялись два влиятельных военных клана: кланы Минамото (или Гэндзи) и Тайра (или Хэйкэ). После восстания Хэйдзи в 1159 году, битвы за власть между двумя кланами, Тайра Киёмори возглавил страну и правил ею с 1168 по 1178 год, полностью подчинив себе императора. Основными противниками Тайра были клан Минамото и буддийские монастыри. После смерти Киёмори кланы Тайра и Минамото в ходе борьбы за власть развязали войну Гэмпэй (1180 - 1185), которая закончилась победой Минамото, обозначившей конец эпохи Хэйан. Резиденцией Минамото Ёритомо, главы победившего дома и основателя сёгуната, стал город Камакура, давший название следующему периоду японской истории.

А.Н. Мещеряков

Япония: летоисчисление и периодизация

Публикуется с любезного разрешения автора

См. История Японии. T.I. С древнейших времен до 1868 г. М., 1998. С. 14-19

Сетевая версия 5. 05. 2005

Летоисчисление

Н а протяжении своей истории японцы использовали несколько систем датировки тех или иных событий. Наиболее ранняя - заимствованный ими из Китая (и общий для всех стран Дальнего Востока) счет годов по 60-летнему циклу, окончательно сформировавшемуся там к началу династии Поздняя Хань (25-220 гг.).

Согласно этой системе для обозначения каждого года используется комбинация из двух иероглифов. Первый из них - один из десяти циклических знаков, второй - относится к ряду двенадцати знаков зодиака.

Циклические знаки называются «дзиккан » (十干 , букв. - «десять стволов»). Согласно древней китайской натурфилософской традиции к ним относятся 5 основных элементов, из которых и образуется все сущее: ки (木 , « дерево»), хи (火 , «огонь»), цути (土 , «земля»), ка (сокращение от канэ 金 , «металл»), мидзу (水 , « вода»). Каждый из «стволов», в вою очередь, подразделяется на два - «старший брат» (э ) и «младший брат» (то ). При произнесении вслух «ствол» и его «ответвление» соединяются между собой с помощью указателя притяжательности «но » (на письме не обозначается). Получается, то каждый элемент может выступать в двух сочетаниях. Например, киноэ («дерево»+«но »+«старший брат») и киното («дерево»+«но »+«младший брат»). Каждое из этих сочетаний записывается одним иероглифом.

киноэ

«старший брат дерева»

киното

«младший брат дерева»

хиноэ

«старший брат огня»

хиното

«младший брат огня»

цутиноэ

«старший брат земли»

цутиното

«младший брат земли»

каноэ

«старший брат металла»

каното

«младший брат металла»

мидзуноэ

«старший брат воды»

мидзуното

«младший брат воды»

Общее название знаков зодиака - «дзю:ниси » (十二支 , «двенадцать ветвей»). Это:

нэ

«крыса», «мышь»

уси

«бык»

тора

«тигр»

у

«заяц»

тацу

«дракон»

ми

«змея»

ума

«лошадь»

хицудзи

«овца»

сару

«обезьяна»

тори

«курица»

ину

«собака»

и

«свинья»

Год маркируется сочетанием двух иероглифов - «ствола» и «ветвей». Поскольку ветвей, естественно, больше, то при упоминании 11-го знака зодиака («собаки») счет «стволов» снова начинается с «киноэ ». Таким образом, новое совпадение первого «ствола» и первой «ветви» наступает через 60 лет. Это - полный 60-йетний цикл, согласно которому и шел отсчет годов в древности. В настоящее время часто употребляются малый, 12-летний цикл - только по названиям зодиакальных знаков. В самом общем виде данная концепция отражает идею нелинейного, повторяющегося, циклического времени и обладает определенными неудобствами, поскольку лишена абсолютной точки отсчета.

Месяцы обозначались (и обозначаются до сих пор) порядковым номером - от 1 до 12. «Вставные» (или «дополнительные») месяцы (閏 , дзюн или уруу ), образующиеся ввиду несоответствия лунного года солнечному, носят номер предыдущего месяца. Каждому времени года соответствовали три месяца. С наступлением 1-го дня 1-й луны начиналась весна.

Кроме того, знаки зодиака применялись для обозначения часов (или, как еще говорят, «страж») в сутках. Продолжительность китайско-японской «стражи» составляет два часа. Каждой из них приписывались определенные качества («достижение», «успех», «бееспорядок» и т.д.), которые соотносились с днями, счет которых велся, начиная с 1-го дня мыши 11-й луны, 1-го дня быка 12-й луны и т.д. - вплоть до 1-го дня кабана 10-й луны. Эта система, использовавшая также данные о времени рождения того или иного человека, широко применялись в гадании. «Стражи», расписанные по кругу («по циферблату»), служили также для обозначения направлений. Например, «мышь», соответствуя «страже» «полночь», была также указателем северного направления.

Другая принятая в Японии система летоисчисления - по годам правления того или иного императора. Для обозначения года указывается имя государя и порядковый номер со времени начала правления. При использовании этой системы нужно, естественно, знать последовательность наследования престола тем или государем.

Следует иметь в виду, что в ранних японских письменных источниках правители именовались не так, как сейчас. Тогда для их обозначения использовалось либо название дворца, из которого они правили (каждый новый император вплоть до конца VII в. менял местоположение своей резиденции), либо их японские посмертные имена (прижизненные имена были табуированы) - очень длинные, состоящие из многих компонентов. Ввиду неудобства пользования такими именами сейчас даже в научной литературе принято обозначать раннеяпонских правителей по их китайскому посмертному имени (Дзимму, Саймэй и т.п.), которое состоит всего из двух иероглифов, хотя эта система была принята только в период Хэйан (794-1185), когда эти имена были приписаны правителям древности задним числом.

Третья система летоисчисления - по девизам правления (年号 , нэнго: ) - также была заимствована из Китая. Первый девиз правления - Тайка (大化 , «Великие перемены») - был принят в 645 году, однако полностью эта система утвердилась, начиная с 701 г. Девиз правления был призван отметить какое-либо выдающееся событие или же счастливое предзнаменование, магическим путем обеспечить успешное правления, избавить от несчастий, и поэтому для его наименования использовались только «счастливые» сочетания ие роглифов (обычно двух). Если же случалось что-нибудь заслуживающее особого внимания (благоприятное или нет), то девиз правления мог меняться (иногда - по несколько раз) за одно и то же правление. Нынешняя практика строгого соответствия одного нэнго: одному императору установилась лишь с 1868 г.

В традиционной Японии была выработана и абсолютная хронологическая шкала (紀元 , кигэн ). Ее разработка связана с именем Миёси Киёюки (847-918), который подсчитал, что от начала правления первого легендарного императора Дзимму (660 г. до н.э.) до 9-го года правления Суйко (601 г.) прошло 1260 лет. Этот способ летоисчисления не нашел сколько-нибудь широкого применения вплоть до 1872 г, когда было введено понятие «эры императоров» (皇紀 ко:ки ) - главным образом для того, чтобы показать европейцам «древность» японской истории. 29 января (впоследствии - 11 февраля) было признано датой «основания страны». Эта система летоисчисления активно использовалась в целях националистической пропаганды. Так, в 1940 г. прошло широкомасштабное празднование 2600-летнего юбилея основания японского государства. В 1948 г. праздник был отменен, но в 1966 г. опять восстановлен.

1 января 1873 г. лунный календарь был официально заменен григорианским, и была принята европейская система летоисчисления. Однако наряду с ней сохранилась и система нэнго:. В 1979 парламент принял закон об обязательном употреблении нэнго: в официальных документах. Девиз правления ныне здравствующего императора - Хэйсэй (平成 «достижение мира»).

Традиционная датировка нэнго: (часто - с переводом на европейскую систему летоисчисления) широко используется в профессиональной исторической литературе. Следует, однако, иметь в виду, что наступление лунного нового года каждый раз выпадает на разные дни. Кроме того, указ о провозглашение нового девиза правления может приходиться на любой день года, и, таким образом, перевод летоисчисления из нэнго: в григорианский календарь не носит механического характера. Отсюда возникает довольно часто встречающийся разнобой в датировках того или иного события: для правильного перевода в европейскую систему летоисчисления следует абсолютно точно знать, в какой день был провозглашен соответствующий указ. Скажем, первый год Сё:ва 昭和 был провозглашен 25 декабря 1926 г. и поэтому длился всего неделю. Время же до этого дня относится к правлению предыдущего императора Тайсё: 大正 .

П ериодизация

С конца XIX в . под непосредственным влиянием европейской исторической мысли в Японии вошло в употребление оперирование крупными временными отрезками - периодами (時代 , дзидай ).

Далее приводится перечисление основных из с краткими историко-культурными характеристиками. Следует иметь в виду, наряду с ними существуют и более дробные и альтернативные классификации (для некоторых периодов).

40000 -13000 лет до н.э.

Палеолит, или древний каменный век

13000 лет до н.э. - III в. до н.э.

Период Дзё:мон

縄文

(приблизительно соответствует неолиту)

Назван так по типу керамики с веревочным орнаментом («дзё:мон »). Культура Дзё:мон распространена на всей территории архипелага (от Хоккайдо: до Рю:кю:).

III в. до н.э. - IV в. н.э.

Период Яёй

弥生

(бронзово-железный век).

Назван по специфическому типу керамики, впервые обнаруженному в Яёй (район Токио). Основной ареал распространения: север Кю:сю:, Западная и Центральная Япония. Время появления праяпонцев и праяпонской культуры.

IV - VI вв.

Период Кофун

古墳

(курганный)

Назван по многочисленным погребальным сооружениям курганного типа. В связи со становлением родоплеменного государства Ямато (倭 ) вторая половина этого периода может носить название «период Ямато». В этот период началось распространение буддизма, сыгравшего в дальнейшем роль общегосударственной идеологии.

592-710

Период Асука

飛鳥

Назван по местонахождению резиденций царей Ямато в районе Асука (поблизости от нынешних городов Нара и Киото). Окончательное становление японской государственности. В 646 г. начался длительный период «реформ Тайка», ставивших своей целью превращение Ямато в «цивилизованное» (на китайский манер) государство. Провозглашение государственной собственности на землю, становление надельной системы землепользования.

710-794

Период Нара

奈良

Назван по местонахождению первой постоянной столицы Японии в Нара. Название страны было изменено на «Японию» («Нихон»  日本 - «там, откуда восходит солнце»). Активное строительство государства централизованного типа в соответствии с законодательными сводами, в связи с чем этот период (и начало следующего) часто именуется «рицурё: кокка » 律令国家 (« государство, [основанное] на законах»). Появление письменных памятников - мифологическо-летописных сводов «Кодзики» и «Нихон сёки».

794-1185

Период Хэйан

平安

Назван по местонахождению новой столицы - Хэйан (букв. «столица мира и спокойствия», совр. Киото; формально оставался столицей, т. е. императорской резиденцией до 1868 г.). Отмечен тенденциями упадка государственной власти, связанной с утерей государственной монополии на землю, крахом надельной системы и образованием сё:эн - усадеб, находившихся в частном владении. Возникновение блестящей аристократической культуры, создание многочисленных прозаических и поэтических произведений. Политическое доминирование рода Фудзивара 藤原 (поэтому конец этого периода иногда называют «периодом Фудзивара»).

1185-1333

Период Камакура

鎌倉 ,

сёгунат Минамото

源 .

Назван по расположению ставки военного правителя (сёгуна), первым из которых был Минамото-но Ёритомо. Установление социального и политического господства сословия воинов-самураев. В самурайской среде - период классического феодализма с развитыми вассальными отношениями.

1392-1568

Период Муромати

室町 ,

сёгунат Асикага

足利

Назван по расположению ставки сёгунов из рода Асикага в Муромати (район Киото). Часто подразделяется на два подпериода: южной и северной династий(南北朝 , Намбокутё: , 1336-1392), когда существовало два параллельных и конкурировавших между собой императорских двора, и «период воюющих провинций» (戦国 , 1467-1568). Постоянные феодальные междоусобные войны (особенно во второй половине этого периода). В конце периода - рост городов, сопровождавшийся развитием городской светской культуры. Первые контакты с европейцами.

1603-1867

Период Эдо

江戸 ,

сёгунат Токугава

徳川

Назван по расположению ставки с ё гунов из рода Токугава в Эдо (совр. Токио). Основатель этого сёгуната - Токугава Иэясу - вывел страну из перманентного состояния гражданской войны и объединил ее под своим началом. Изгнание европейцев и запрещение христианства сопровождалось добровольным «закрытием» страны, когда все контакты с внешним миром были сведены к минимуму. Бурный рост городов, развитие городской культуры, экономики, резкое увеличение населения. Тотальная регламентация жизни всех слоев населения окончательно сформировала тип менталитета, который мы называем «японским».

1868-1911

ПериодМэйдзи 明治

Названтакподевизу правления императора Муцухито - «светлое правление». Не в силах противостоять нараставшему военно-политическому давлению западных держав, Япония была вынуждена провести широкомасштабные реформы, имевшие своей целью создание современного индустриального государства. Реформы, носившие революционный характер, были облечены в идеологическую оболочку возврата к традиционным ценностям, к правопорядку древности, т.е. «реставрации» власти императора, отодвинутого на второй план при сёгунах. Бурное промышленное развитие, широкое заимствование достижений западной цивилизации, при котором, однако, удалось сохранить национальную идентичность. Начало внешней экспансии.

Начиная с периода Нара, границы между историческими периодами (дзидай ) в традиционной японской историографии маркируются важными событиями, имеющими отношение к политической истории. В этом смысле принятая в Японии периодизация достаточно удобна с практической точки зрения (первоначальная «грубая» хронологическая атрибуция события). Если же говорить о внутреннем содержании того или иного периода, то процесс его осмысления будет, видимо, продолжаться до тех пор, пока существует историческая наука.

Система " гэнго" (летосчисление по девизам правления, устанавливавшееся императорами) была заимствована из Китая: первое употребление «гэнго» относится к периоду социального переустройства общества по китайскому образцу, когда был взят девиз правления «Тайка» («великие перемены», 645-- 650). В Китае система летосчисления «гэнго» имела большое политическое значение, она отражала представление о том, что «сын Неба» царствует не только над территорией (пространством), но и над временем. В Японии сформировалась своя особая система «гэнго». Прерогатива перемены «гэнго» принадлежала только императору, при этом считалось, что таким образом император магически воздействует на дела земные. В случае неурожая, эпидемии, землетрясения и т.д. перемена «гэнго» должна была повлечь за собой прекращение несчастья, а при радостных событиях служила способом передачи благодарности Небу. Кроме того, новое летосчисление вводилось с вступлением на престол очереднего императора. Эта прерогатива императора, как верили японцы, тесно связана с традиционными представлениями об особых сакральных связях «божественных» правителей с космическими силами Сила-Новицкая Т.Г. Культ императора в Японии: мифы, история, доктрины, политика. -- М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990, с. 10.

Специалисты ещё не пришли к единому мнению относительно точных дат периодизации, приведенной ниже. Сравним японский и российским подходы.

Указанная ниже японская хронология взята из Онуки (Ohnuki), 1987

ДРЕВНИЕ ВРЕМЕНА (Кодай)

Дзёмон (Неолит)

8000-300 до н.э.

Яёй (Земледелие)

300 до н.э. - 250 н.э.

Кофун (Формирование государства)

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (Тюсэй)

Камакура

Нанбокутё

Муромати

РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ (Кинсэй)

Эдо (сёгунат Токугава)

НОВОЕ ВРЕМЯ (Кин-Гэндай)

Ohnuki E. The Monkey as Mirror: Symbolic Trnasformations in Japanese History and Ritual. Princeton: Princeton University Press, 1987

Российские издания (в частности), приводят иную хронологию основных периодов истории Японии:

Подпериод

Форма правления

40 тыс. лет до н. э.--13 тыс. лет до н. э.

Палеолит

13 тыс. лет до н. э.--IIIвек до н. э.

Древняя Япония

III век до н. э.--III век

IV --VI века

Феодальная Япония

Камакура

Сёгунат Камакура

Муромати

Нанбоку-тё

Сёгунат Муромати

Сэнгоку Дзидай

Адзути-Момояма

Сёгунат Токугава

Современная Япония

Император Тайсё

Оккупация Японии

конституционная монархия император Хирохито

Послеоккупационный период

Япония от А до Я. Энциклопедия. М.: Япония сегодня, 2000

Данная работа хронологически ограничена периодами от Нара до второго периода Мейдзи, т.е. рамками VI - XVII веков. Выделим хронологию важнейших событий периодов.

Асука (538--710). Второй подпериод эпохи Ямато. Назван по местонахождению политического центра страны в то время в долине Асука (совр. префектура Нара). Особенности эпохи -- распространение буддизма, появление централизованного государства китайского образца, создание первого свода законов «рицурё» и расцвет японской культуры под влиянием материковых философских и культурных идей.

Нара (710-794). Началась с восстановления столицы государства в городе Хейдзё-кё (совр. город Нара). Особенности эпохи -- ускоренная китаизация японского общества, создание первых исторических хроник и расцвет культуры, в частности буддизма и поэзии; борьба между императором, аристократическими родами и буддистской церковью за власть. Хотя формальным головой страны остался император, его реальное политическое влияние уменьшалось вместе с ростом значения частного сектора, который контролировали аристократы и буддистские монастыри. В середине VIII века последние пытались организовать переворот и сместить правящую династию, однако вмешательство семьи Фудзивара спасло императорский дом. Попытки императора Камму возвратить ведущую роль японских монархов в политике потерпели неудачу.

Хэйан (794-1185). Перенос столицы в г. Хэйан (Киото). Фудзивара Митинага становится регентом. Война Тайра и Минамото. Появление первых буддийских сект. В 887 г. был создан институт «кампаку» (канцлера) при взрослом тэнно, также всецело находившийся в руках Фудзивара. Таким образом, к IX в. установилась система аристократического правления с политически пассивным тэнно, сохранявшим, однако, свой религиозный престиж верховного священнослужителя при отправлении синтоистских земледельческих обрядов. Император Сиракава в 1086 г. отрекся от престола и постригся в монахи, после чего, опираясь на выросший политический авторитет буддийской церкви и на представителей нового военного дворянства (Минамото, Тайра и др.), объявил о создании своего правительства. В результате в Киото находился бесправный императорский двор, где продолжали сохраняться регенты и канцлеры из дома Фудзивара, но фактически страной правили отрекшиеся от престола и принявшие буддийский сан экс-императоры.

Камакура (1185-1333). Минамото Ёритомо становится сёгуном. Появление «Свода законов». Попытки Монголии напасть на Японию. Божественный ветер - «Камикадзе».

Муромати (1333-1568). Восстановление власти императора. Разделение императорского двора на две части - Северный и Южный Двор. Появление португальских миссионеров, принесших огнестрельное оружие и христианство. Захват Ода Нобунагой власти.

Адзути-Момояма (1568-1600). Тоётоми Хидэёси становится сёгуном и начинает проводить новые реформы («Охота за мечами»). Окончательное объединение Японии. Неудачная интервенция в Корею.

Эдо (1600-1868). Начало сёгуната Токугава - Иэясу захватывает власть и переносит столицу в г. Эдо (Токио). Начало преследований христиан. Япония практически полностью отгораживается от внешнего мира. «Чёрные корабли» приходят к берегам Японии.

Древнейшая из эпох японской культуры известна под названием кофун дзидай . Кофун представляет собой курган, квадратный спереди и круглый сзади, окруженный наполненным водой рвом. Обнаружено более 10 тыс. таких курганов - погребений, древнейший из которых, Хасихака, близ священной горы Мива, датируется 300-310 гг. нашей эры. Его размеры достигают 278 м., что позволяет предположить в нем захоронение одного из первых японских царей,Ямато . (Ямато - означает путь гор).

На рубеже III-IVвв. в долине Ямато распространились представления, что царь (окими) является обителью божественного духа горы Мива. ВVIIв. из Китая пришел терминтэнно (кит. тянь хуань) -небесный правитель . Приравненный к богам окими, озирая край с вершины священной горы, мог наилучшим образом управлять страной. Существовал даже особый обряд воцарения, для выполнения которого царь должен был удалиться в специально построенное помещение и провести там в покое определенное время - чтобы божественный дух вселился в него.

Так сложилось, что культ императора, зародившийся в эпоху кофун, в последующем только нарастал. Главными составляющими японской религии являются культ предков и правителей (также пришедший из Китая, но здесь достигший еще большей степени) и обожествление духов. Религия, сложившаяся в Японии в ходе переплетения даосизма, конфуцианства, буддизма и местных традиций, получила название синтоизма (синто - путь богов). Пантеон раннего синтоизма состоял из божеств - предков наиболее важных родов, прародительницей царского клана считалась богиняАматэрасу . Утверждение синтоизма как государственной религии произошло вVIIв. при императореТэмму , создавшего государственный совет по делам религии. При нем была учреждена первая столицаФудзивара Ке , резиденция царя с 694 по 710 гг.

В 710 г. в местности Нара была построена уже постоянная столица - Хэйдзё Кё (столица цитадели мира). Этим открываетсяэпоха Нара (710-794 гг.). Первые столицы были построены по особому плану жрецов в долинах, омываемых реками и окруженных горами. Комплекс зданий дворца императора -микадо образовывал замкнутый прямоугольник, внутри которого находился декоративный парк. ВVIIIв. появилсялунный календарь , месяцы которого, начинаясь с января, носили порядковый номер, обладая еще и дополнительными названиями (напр., «месяц сокрывшихся богов»). Общие летоисчисление велось по годам царствования императоров, часто также с дополнительным названием (например, «Тайка» - «Великие реформы»). В 784 г. столица Японии была перенесена в г.Нагаока , а в 794 г. - вХэйан Кё (Киото), что означает «Мир и спокойствие ».

Начавшаяся в 794 и продолжавшаяся до 1185 г. эпоха Хэйан считается «Золотым веком» японской культуры. Именно в этот период произошло творческое переосмысление пришедших из Китая и Кореи влияний. Необыкновенной утонченности достигло свойственное японцам поэтическое восприятие мира, происходило становление национальных литературных жанров, «Хэйанская культурная традиция складывалась из обрядов, граничащих с шаманством и магией, мистического даосизма, конфуцианства и таинственного буддизма» (Культурология. История мировой культуры. / Под ред. А. Н. Марковой. М., 2001. С. 309.).

На исходе XIIв., когда Япония вступила в эпоху зрелого феодализма, к власти пришло военно-феодальное сословиесамураев , а государство стало возглавлятьсясёгуном , военным правительством, просуществовавшим вплоть доXIXв. Столица была перенесена в бывшую военную ставку главы сёгуната, Минамото - селение Камакура. В культурепериода Камакура (1192-1333) усиливается народная основа, возрастает интерес к истории и реальной жизни, упрощаются религиозные обряды.

Следующий период в эпохе сёгуната - Муромати (1333-1575), получил свое название по кварталу в старой столице, Киото, где располагалось военное правительство сёгунов из рода Асикага.XIVвек оказался веком феодальных междоусобиц и в этом смысле был переходным периодом к зрелому феодализму. Распри прекратились в промежутке времени между вторым и третьим сёгунатом (1575-1614). Период, завершающий феодализм и начинающий новую историю Японии, именуетсяЭдо (по названию новой столицы, ныне - Токио), он продлился с 1614 по 1868 г. В эту пору основными творцами и потребителями культуры, принимающей все более мирской характер, становится третье сословие горожан.

Ликвидация режима сёгуната и реставрация императорской власти произошли после революции Мэйдзи (1867-68 гг.), которая расчистила поле для капиталистического развития Японии. Эпоха Мэйдзи - эпоха японского Просвещения, выведшая страну из экономической и культурной изоляции. Вместе с тем, культурно-исторические традиции не были прерваны, и чрезвычайно сильны и по сей день. Согласно действующей с 1947 г. конституции император является «символом государства и единства нации», что определено «волей всего народа, которому принадлежит суверенная власть». День рождения императора отмечается как национальный праздник Японии.

История Японии отсчитывается не с какой-то конкретной даты. Заселение территорий началось около 40 тыс. лет назад, хотя, разумеется, ни о каком государстве речи тогда не шло. Древние японцы жили небольшими общинами по 20-30 человек, занимаясь охотой, рыбалкой и собирательством. Примерно за три столетия до нашей эры из Кореи и Китая на острова были завезены технологии рисоводства и кузнечного дела. Ведение сельского хозяйства подразумевало оседлый образ жизни, а культивирование риса, требовавшего постоянного полива, привело к тому, что общины стали переселяться в долины рек. Именно с появлением сельского хозяйства племенные союзы начали объединяться в подобия небольших государств.

Первые упоминания о государствах, расположенных на территории современной Японии появились в китайских хрониках I века нашей эры. Три десятка из ста, о которых упоминают исторические хроники тех лет, наладили контакты с Китаем, отправляя туда свои посольства и дань.

Под властью племени Ямато страна начала постепенно объединяться. Именно Ямато дали Японии императорскую династию, первым представителем которой был император Дзимму, взошедший на престол якобы в 660 году до нашей эры. Однако большинство историков склонны считать Дзимму мифологическим персонажем, да и само возникновение династии относить к периоду не ранее середины I века до нашей эры.

Период Кофун

К концу III века нашей эры практически завершилось объединение мелких государств в некое федеративное образование под властью императора, который жил вместе со своим двором в столице. Каждый новый император переезжал в новую столицу, поскольку обычай не разрешал ему жить в месте, где осталась могила предшественника. И только в 710 году была основана постоянная столица государства город Хэйдзё-кё (современная Нара), а всего за 9 лет до этого был составлен первый законодательный свод, который формально действовал до принятия Конституции в 1889 году.

Примерно в середине VI века началось распространение буддизма. Несмотря на противодействие синтоистских жрецов, которое привело к конфликтам и нескольким войнам, со временем учение обрело популярность в высших слоях аристократического общества и стало государственной религией. Однако низшие слои общества продолжали исповедовать синтоизм.

В 645 году к власти пришел аристократический клан Фудзивара, который сосредоточил фактическую власть в своих руках, в то время как императору оставалась лишь роль верховного жреца.

Период Нара и Хэйнан

Отсчет периода начинается с постройки столицы Хэйдзё на территории современного города Нара. В это время в подчинении столицы находится более 60 провинций, каждая из которых возглавлялась своим губернатором, назначенным из центра. Согласно принятому за несколько лет до этого своду законов, земля и проживающее на ней население считались собственностью государства. В период Нара, длившийся около 80 лет, в значительной степени возросло влияние буддизма. В столице были построены самые большие храмы и монастыри. Одному буддийскому монаху из захудалого провинциального рода удалось настолько подчинить себе жившую в то время императрицу Кокэн, получившую при повторном восшествии на трон имя Сётоку, что он даже возжелал стать императором. Однако смерть императрицы помешала его планам, а для того чтобы избежать влияния буддистов на членов императорской семьи, столица переносится в город Хэйан. В новой столице не было построено ни одного буддийского храма.

В течение последовавшего периода Хэйан фактическая власть была сосредоточена в руках клана Фудзивара. В течение нескольких столетий девушки этого клана выходили замуж за членов императорской династии, все больше укрепляя родственные связи. Это привело к тому, что на ключевых должностях зачастую оказывались люди неспособные к государственной деятельности.

В конце IX века Япония прекращает официальные отношения с Китаем, носившие и до того времени довольно ограниченный характер. Если до этого момента Китай считался неким эталоном, то в последующие века благодаря отсутствию китайского влияния Япония выработала уникальную и обособленную культуру, переработав на свой лад все прежние заимствования.

Взошедший на трон в середине XI века император Госандзё не имел родственных связей с родом Фудзивара и захотел править страной самостоятельно. Отрекшись от престола в 1086 году в пользу своего несовершеннолетнего сына, он фактически управлял государством из монастыря. Последующие правители поступали так же, и до 1156 страна управлялась императорами-иноками.

Период Камакура

Начиная с XII века, все большее влияние на политическую жизнь государства начинают оказывать провинциальные военные кланы. Главное соперничество разворачивается между кланами Тайра и Минамото. Более удачливые Тайра, установившие связи с императорской династией, вызывали недовольство и зависть своих соперников, что привело к затяжной войне, в которой побеждают последние. Представитель клана Минамото Ёритомо, последовательно устранивший всех конкурентов, получает от императора должность сэйи тайсёгуна и в Японии на долгие века устанавливается фактическое двоевластие. За императорским домом остается отправление внешних ритуалов, а вся реальная власть принадлежит военным правителям сёгунам. Новое правительство (сёгунат) было основано в родном городе Ёритомо – Камакуре.

В 1274 году монголы, завоевавшие Китай, отправляются покорять Японию. 30-тысячный флот, предварительно разграбив острова Ики и Цусима, направляется в залив Хаката. Японские войска, уступавшие монголам и в численности и в вооружении, были обречены на поражение, однако налетевший тайфун разметал флот противника, и до прямого столкновения дело не дошло. Повторная попытка, предпринятая монголами в 1281 году, закончилась с тем же результатом – налетевший шторм похоронил большую часть монгольских кораблей. Именно тогда, судя по всему, и зародилось понятие «камикадзе», что буквально переводится как «божественный ветер», уничтожающий врагов.

В 1333 году раскол между императором Годайго и его бывшим сподвижником Асикага Такаудзи выливается в открытое военное противостояние. Победа остается за Такаудзи, и императору приходится спасаться бегством. Он выбирает своей новой резиденцией Ёсино и основывает Южный двор. В то же время в Киото на трон восходит другой император, которого поддерживает клан Асикага. Район Муромати, где располагались правительственные здания, дал название этому периоду истории страны. До 1392 года в Японии параллельно существуют два императора, и два двора – Северный и Южный, каждый из которых назначал своих сёгунов.

Однако ни клан Асикага, ни предшествовавшая им династия сёгунов Минамото не обладали всей полнотой власти – провинциальные военные дома вели постоянное соперничество за должности и протекцию правящего дома. Естественно, кто-то оставался обделенным, что и вылилось со временем в вооруженное противостояние. В результате десятилетнего военного конфликта 1467-1477 была разрушена столица Киото, а сёгунат Асикага лишился власти. Потеря центрального управления привела к усилению провинциальных военных кланов, каждый из которых начал издавать собственные законы внутри своих владений. Япония вступила в период феодальной раздробленности, который продлился более 100 лет.

Именно в это время на территорию страны попадают первые европейцы, оказавшиеся купцами, которые помимо прочих товаров привезли с собой мушкеты. На основе купленных образцов японцы налаживают собственно изготовление огнестрельного оружия. Вслед за торговцами прибывают миссионеры, которые обращают в христианство некоторых японских феодалов. Веротерпимость японцев вполне допускала исповедование нескольких религий одновременно, принятие христианства не означало отказ от веры предков, зато способствовало налаживанию прочных контактов с европейцами.

Период Адзути-Момояма

Называется так благодаря замкам Адзути и Момояма, которыми владели Ода Нобунаги и Тоётоми Хидэёси.

Смутный период феодальной раздробленности закончился в 1573 году с изгнанием последнего сёгуна Асикага из Киото, за участие в заговоре против одного из будущих объединителей Японии Ода Нобунаги. Начиная с 1568 года, Ода планомерно и последовательно уничтожал своих врагов, воюя, в том числе, и с буддийскими школами, в подчинении которых целиком находились некоторые провинции. После смерти Нобунаги объединение страны продолжил его сподвижник Тоётоми Хидэёси, подчинивший своей власти северные провинции, а также острова Сикоку и Кюсю.

Хидэёси конфисковал оружие у монахов и крестьян, заставил самураев переселиться в города, провел ревизию государственных земель и перепись населения. Специальным указом из страны изгонялись все христианские миссионеры, для устрашения которых даже пришлось казнить несколько десятков католических монахов.

После объединения страны Хидэёси начал планировать экспансию на материк, мечтая покорить Китай и Корею. Однако его смерть положила конец безуспешной военной кампании на Корейском полуострове, после чего вплоть до конца XIX века Япония отказалась от попыток вторжения в другие страны.

Завершил объединение Японии Токугава Иэясу, управлявший своими землями из замка Эдо. В 1603 году он стал основателем последней династии сёгунов. В этот период была создана 5-классовая система: самураи, крестьяне, ремесленники, купцы и «эта» — парии японского общества, занимавшиеся самой грязной работой. Изменить статус было невозможно.

После того, как в 1615 году Токугава расправился со своими последними противниками, наступило время мирного затишья. Попытка крестьянского бунта в Симабаре, имевшего в основании христианские лозунги, привела к тому, что сёгунат издал указ, запрещающий европейцам находиться на территории страны, а японцам покидать ее пределы. С 1639 года и до середины XIX века Япония вступает в период добровольной самоизоляции.

Мирная жизнь привела к расцвету культуры, творчества и различных ремесел. Активно развивались литература и театр.

Однако ограничение контактов с внешним миром пришлось по вкусу не всем. Купечеству нужны были рынки сбыта, да и внешний мир не желал игнорировать существование Японии. В 1853-54 году американский офицер Пэрри силой заставил японское правительство открыть несколько морских торговых портов. Его действия, вкупе с комплексом накопившихся проблем, привели к недовольству в отношении сёгуната, который под давлением военных был вынужден передать власть императору. Закончилось 6-вековое правление военных домов.

После Реставрации император переселяется в новую столицу – Токио. Начинается период активных реформ: отменяются социальные классы, объявляется свобода вероисповедания, вводится обязательное начальное образование. Правительство выкупает земли у феодалов-землевладельцев и проводит административную реформу. Вводится всеобщая воинская повинность. Развивается транспортная система и связь. Множество студентов отправляются на Запад, а в Японию приглашаются иностранные преподаватели. В 1889 году принимается первая Конституция и создается парламент.

Конфликт интересов приводит к войне с Россией, в которой Япония побеждает и увеличивает свою территорию. В 1910 году она возрастает еще больше за счет аннексии Кореи.

Вторая Мировая война и послевоенный период

Политика агрессивного милитаризма приводит к оккупации Маньчжурии в 1931 году с последующими бомбежками Шанхая. В 1937 году началась Вторая японо-китайская война продолжавшаяся до 1945 года. Только поражение во Второй мировой войне и подписание императором безоговорочной капитуляции положило конец милитаристским устремлениям Японии.

Разоренная войной страна, пережившая две атомные бомбардировки и оккупированная американцами, к тому же лишилась части своей территории. Под руководством американского генерала Мак-Артура началось реформирование политического и экономического строя государства. В 1947 году была принята новая Конституция, запрещавшая Японии иметь свои вооруженные силы.

Подписанный в 1952 году Мирный договор положил конец американской оккупации. Постепенно страна начала налаживать контакты со своими бывшими противниками – СССР и Китаем. В 1972 году был возвращен остров Окинава, ранее так же оккупированный США.

Постепенно экономика страны стала восстанавливаться, и в 80-х годах XX века начался период процветания государства. Несмотря на последовавший за этим политический и экономический кризис, Япония до сегодняшнего дня является одним из сильнейших игроков на мировой арене.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: