Как должны выглядеть рабочие свечи. Диагностика инжекторного двигателя по свечам зажигания

Причины :

  1. Это часто является причиной сильно изношенных поршневых колец или стенок цилиндров.
  2. Масло также может быть втянуто в камеру из-за чрезмерного зазора в направляющих штока клапана, или сильно изношенных уплотнителей клапанов.
  3. Износ маслосъёмных колпачков.
  4. Слишком "холодная" свеча (несоответствующий двигателю температурный режим свечи).

Что делать :

  1. Проверить компрессию двигателя на предмет возможного капитального ремонта.
  2. Отрегулировать клапаны или заменить уплотнители клапанов.
  3. Заменить свечу на более "горячую".

Сожжённая свеча

Пузыри на юбке центрального наконечника, расплавленные электроды и иные следы воздействия высокой температуры. Сожжённая свеча означает, что искра между электродами протекает с более высокой температурой, и температура будет только расти по мере дальнейшего износа свечи, поэтому её нужно заменить как можно быстрее.

Сопровождается потерей тяговитости двигателя и повышенным расходом бензина. Двигатель может не глохнуть сразу после прекращения подачи искры (выключения зажигания ключом).

Причины :

  1. Неправильно отрегулированное зажигание (опережение зажигания).
  2. Слишком бедная ТВС.
  3. Несоответствующий двигателю температурный режим свечи (слишком "холодная")
  4. Езда с большой нагрузкой.

Что делать :

  1. Заменить сожжённые свечи зажигания (с подходящим режимом температуры).
  2. Отрегулировать зажигание.

Загрязнение (остекление) юбки

Этот симптом может вызвать пропуски зажигания на высоких оборотах двигателя. Глянцевые отложения, как правило, жёлтого цвета.

Причины :

Такой симптом показывает использование бензина с большим содержанием свинца.

Что делать :

Красноватая юбка

Юбка свечи зажигания покрывается красноватым оттенком - он токопроводящий.

Причины :

Повышенное содержание тяжёлых металлов в бензине и их оседание на юбке (и других частях) свечи.

Что делать :

Следует заменить привычную АЗС.

Механическое повреждение всей свечи

Боковой электрод обломился, или даже вся свеча имеет механические повреждения. Цилиндр при этом, скорее всего, не будет работать.

Причины :

Механическое повреждение обусловлено посторонним предметом в камере сгорания.

Что делать :

Проверить камеру сгорания на наличие посторонних предметов.

Механическое повреждение юбки

Юбка центрального электрода переломилась или имеет небольшие механические повреждения.

Причины :

Детонация, вследствие чего образовалось сверхдавление, которое разрушило юбку как саму слабую часть рабочей поверхности свечи. А причины такой детонации:

  1. Неправильно настроенный угол опережения зажигания.
  2. Неисправный клапан рециркуляции выхлопных газов .
  3. Недостаточно октановое число бензина.
  4. Резкое охлаждение свечи.
  5. Брак самой свечи зажигания.

Что делать :

  1. Настроить угол опережения зажигания.
  2. Проверить клапан рециркуляции выхлопных газов.
  3. Проверить соответствие октанового числа используемого бензина характеристикам авто.

Свеча расплавилась

Оба или один из электродов выглядят выжженными или расплавленными. В этом случае машина может также испытывать потерю мощности.

Причины :

  1. Неправильно отрегулированный угол опережения зажигания.
  2. Обеднённая воздушно-топливная смесь.
  3. Слишком "холодная" свеча по характеристикам.

Что делать :

  1. Подобрать подходящую свечу, если причина в несоответствии температурного режима.
  2. Проверить угол опережения зажигания.

Эрозия бокового электрода

Боковой электрод разъело, или же он выглядит расплавленным, став значительно короче, не доходя до центрального электрода по своей длине.

Причины :

Бензин с большим содержанием свинца. Свинец воздействует чаще только на боковой электрод, так как тот изготовлен из никелевого сплава и вступает в химическую реакцию со свинцом, становясь хрупким и слабым.

Что делать :

Сменить привычную АЗС.

Металлическая "молния" на внешнем изоляторе

На внешнем изоляторе (который находится снаружи двигателя, когда свеча вкручена в мотор) идёт, извиваясь, металлическая полоса.

Причины :

Это результат того, что искровой зазор между электродами свечи сильно расширился из-за износа электродов, и свече требуется гораздо более высокое напряжение. Такая молния на изоляторе возникает, когда требуемое напряжение между штырями электродов выше, чем может удержать изолятор, в результате чего искра появляется не между электродами, а между корпусом свечи и верхним контактом (куда вставляется штекер свечных проводов). Конечно, такое условие также появляется одновременно из-за изношенных изоляторов самого штекера, которые не могут удержать напряжение.

Так как более высокое напряжение требуется для двигателей с турбонаддувом , возникновение таких повреждений на них более вероятны. Важно признать, что штекер является расходным материалом, который должен быть периодически заменён.

Что делать :

Заменить свечные провода и сами свечи зажигания.

Рыжий цвет корпуса свечи

Не волнуйтесь, 99% вероятности, что это всего лишь ржавчина, которая появилась вследствие попадания воды в углубление со свечами на корпусе двигателя, например, после мойки двигателя или из-за плохой гидроизоляции подкапотного пространства (отсутствие подкрыльника, к примеру). Такую свечу, тем не менее, необходимо заменить , так как это потенциальная проблема.

Проведение полной диагностики двигателя – это мероприятие, которое займет много времени и способно опустошить ваш кошелек на внушительную сумму. Можно использовать современные электронные приборы для диагностики, а можно и вовсе разобрать двигатель до винтиков и, вооружившись микрометром, проверять все размеры и зазоры, влияющие на его работу. Но есть способ намного проще – один только цвет свечей зажигания расскажет вам многое о состоянии двигателя.

Осмотр свечей зажигания — один из самых простых способов диагностики мотора

Для начала стоит разобраться с тем, что такое свеча зажигания, для чего она необходима и какие ее характеристики наиболее важны. Ее роль в двигателе – это воспламенение смеси бензина и воздуха, поступающей в камеру сгорания. Заметьте, что полную картину вы можете получить только в случаях с бензиновыми моторами. Двигатели, работающие на дизтопливе, имеют в своей конструкции свечи, но их функции совершенно другие. Поломка такого, казалось бы, незначительного, элемента, способна нанести двигателю непоправимый ущерб. Обычно возникает цепная реакция, в результате чего неисправность всего одной свечи может дорого стоить автовладельцу. Нередко ломаются крышка трамблера или (или одна катушка, в зависимости от автомобиля). Даже лямбда-зонд или каталитический нейтрализатор могут выйти из строя, если барахлит какая-либо свеча в бензиновом моторе.

Обратите внимание: свечи бывают: дуговые, искровые, накаливания, каталитические. Для воспламенения топливной смеси из воздуха и бензина применяются искровые.

В то время, когда в цилиндре закрыты клапаны, а поршень находится в районе верхней мертвой точки, происходит электрический разряд между электродами. Сила тока невелика, но напряжение может достигать 20-35 кВ (зависит от типа системы зажигания – контактная, бесконтактная, с микропроцессорным управлением), в результате чего между электродами появляется искра, способная воспламенить бензин. Момент возникновения искры зависит от правильности регулировки зажигания. Для нормального функционирования необходимо, чтобы ремень ГРМ (или цепь) был установлен с необходимым натяжением и метки на коленчатом и распределительном валах совпадали с метками на блоке. Также важна правильная установка трамблера, который распределяет высокое напряжение на соответствующие свечи.

О чем говорит состояние свечей

Всегда обращайте внимание на цвет электрода

Ниже мы привели наиболее распространенные способы определить состояние двигателя по свечам зажигания, а также выявить неполадки некоторых других систем автомобиля.

Рисунок 1. Рабочая свеча, выкрученная из правильно работающего мотора. Цвет центрального электрода – светло-коричневый, практически нет нагара и иных отложений, а также следов масла.

Рисунок 2. Черный бархатистый нагар. Чаще это говорит о переобогащении смеси из-за неправильно настроенного карбюратора или инжектора, либо о том, что в автомобиле засорился воздушный фильтр.

Рисунок 3. Светло-серый или белый электрод. В этом случае смесь в мотор, скорее всего, подается обедненная. Если ничего не предпринимать, в результате можно получить перегрев свечи либо камеры сгорания, что нередко приводит к прогару клапанов.

Рисунок 4. Красноватый цвет электрода. Говорит о том, что мотор длительное время работает на топливе с большим количеством металлосодержащих присадок (в основном марганцевых). Такой налет проводит ток легче, чем электроды свечи. Это приводит к тому, что свеча перестает работать.

Рисунок 5. Хорошо заметные следы масла на резьбе. Это может быть следствием плохого состояния маслоотражательных колпачков. В таком моторе зачастую повышенный расход масла. Также сразу после пуска из выхлопной трубы валит синеватый дым, а двигатель подтраивает, но по мере прогрева мотора, «симптомы» исчезают.

Обращайте внимание также на наличие следов масла и бензина

Рисунок 6. Эта свеча была извлечена из нерабочего цилиндра. Юбка центрального электрода, собственно, как и он сам покрыта слоем масла с вкраплениями несгоревшего бензина, а также частичками разрушений, которые произошли в цилиндре. Причиной может быть разрушение клапана или перегородки между поршневыми кольцами. Такой двигатель будет «троить» постоянно, а расход топлива значительно возрастет. Решение однозначно – капитальный ремонт мотора.

Рисунок 7. Центральный электрод и керамическая юбка полностью разрушены. Причин может быть масса. Вот лишь наиболее вероятные из них: двигатель продолжительное время работал с детонацией, длительное использование низкооктанового бензина, ранее зажигание, или заводской брак свечи зажигания. Симптомы работы мотора приблизительно такие же, как и в предыдущем случае. Если частицы разрушенного центрального электрода не смогут проскочить в систему выхлопа, а застрянут под выпускным клапаном, то ремонт ГБЦ гарантирован.

Рисунок 8. Обрастание электрода свечи зольными отложениями, причем не имеет особого значения их цвет. Такие отложения возникают в результате поломки или залегания маслосъемных колец (внутри цилиндра сгорает много масла). В таком моторе будет повышенный расход масла, выхлоп будет напоминать мотоциклетный.

Рисунок 9 . Эрозия электродов. Чаще всего возникает из-за несвоевременной замены свечей либо использование топлива, содержащего большое количество свинца. В последнем случае благодаря интенсивным химическим процессам электроды из никелевого сплава стремительно разрушаются, особенно под воздействием высоких температур. Такой мотор работает неустойчиво, затруднен запуск, постоянно «троит», мощность его падает.

Внимательно осматривайте не только электроды, а и керамическую изоляцию

Рисунок 10. Свеча забрызгана бензином. Зачастую подобное явление возникает из-за неправильной работы системы зажигания либо инжектора (карбюратора). В зимнее время топливо может не успевать испариться, поэтому и оседает на стенках цилиндров и свечах. Можно попробовать выкрутить свечи и просушить их.

Послесловие

Чтобы мотор вашего автомобиля работал без проблем, о свечах зажигания стоит вспоминать регулярно. Хотя производители свечей и дают гарантию около 30 000 км на свои изделия, диагностику их лучше производить чаще (например, при каждой смене масла). Тем более что диагностика двигателя по свечам зажигания занимает мало времени и осуществляется без затрат с точки зрения финансов. И если менять свечи своевременно, вы избавитесь от многих проблем не только в системе зажигания, но и в системе смазки, выпуска отработавших газов, и немаловажно – сэкономите немало денег на бензине.

2017-11-29T12:54:35+00:00

Диагностика работы двигателя по состоянию свечей.

Все, что происходит в камере сгорания любого двигателя, будь то ДВС трактора, грузовика Камаз или автомобиля Порше Кайен, напрямую отражается на состоянии свечей зажигания. Можно игнорировать состояние свечей, просто их чаще менять, но гораздо полезнее и правильнее задуматься над тем, что же происходит в камере сгорания и что не так?

Приехав на техобслуживание, не спешите выкидывать свечи, отходившее 10 тысяч километров, попросите мастера приемщика Автотехцентра МЭИ положить вывернутые (старые) свечи с ДВС вашего автомобиля в багажник с целью их последующего изучения. Кстати говоря, с этим вопросом Вы можете обратиться и к мастеру-приемщику Автотехцентра МЭИ.

Что же могут показать старые свечи зажигания?

На фото № 1 Вы видите свечу зажигания, вывернутую из двигателя, работу которого можно считать абсолютно отличной. Юбка центрального электрода имеет светло-коричневый цвет, нагар и отложения минимальны, если не сказать, что их вообще нет. Полное отсутствие следов масла. Владельцу этого мотора можно только позавидовать, и есть чему! Это и экономичный расход топлива и отсутствие необходимости доливать масло от замены до замены. Процесс сгорания оптимален по своим физико-химическим свойствам.

На фото № 2 можно увидеть типичный пример свечи от двигателя внутреннего сгорания с повышенным расходом топлива. Центральный электрод покрыт бархатисто-черным нагаром. Причин тому бывает несколько: богатая воздушно-топливная смесь (неправильная регулировка карбюратора (да да, есть еще двигатели и с карбюратором, при том что карбюратор является более сложным с технической точки зрения устройством, нежели инжектор, или неисправность инжектора), засорение либо слабая пропускная способность воздушного фильтра.

На фото № 3 наоборот, пример чрезмерно бедной воздушно-топливной смеси. Цвет электрода от светло-серого до почти белого. Здесь уже есть повод для более серьезного беспокойства. Работа ДВС на слишком обедненной смеси при повышенных нагрузках может стать причиной значительного перегрева как самой свечи, так и стенок камеры сгорания ДВС, а перегрев камеры сгорания - это прямой путь к прогару выпускных клапанов.

На фото № 4 юбка центрального электрода свечи имеет характерный красноватый оттенок, который можно сравнить с цветом красного кирпича. Это покраснение вызвано работой ДВС на топливе, содержащем избыточное количество присадок, имеющих в своем составе различные металлы. Длительное использование такого топлива приведет к тому, что отложения металла образуют на поверхности изоляции токопроводящий налет, через который ток будет проходить минуя электроды свечи, соответственно, не вызывая искровой разряди не поджигая топливную смесь.

На фото № 5 свеча имеет ярко выраженные следы масла особенно в ее резьбовой части. ДВС с такими свечами, особенно после долгой стоянки, имеет обыкновение после запуска «троить» некоторое время, а по мере прогрева работа ДВС стабилизируется. Причиной этого неудовлетворительного состояния ДВС является неудовлетворительное состояние (износ, разрушение, потеря гибкости) маслоотражательных колпачков. Налицо повышенный расход масла. В первые минуты работы ДВС после старта, в момент прогрева, из выхлопной трубы наблюдается характерный бело-синий выхлоп.

На фото № 6 показана свеча, вывернутая из неработающего цилиндра. Центральный электрод, юбка свечи покрыты плотным слоем масла, смешанного с каплями несгоревшего топлива и мелкими частицами от разрушений, произошедших в этом цилиндре. Причина такой неисправности ДВС - разрушение одного из клапанов либо поломка перегородок между поршневыми кольцами, как правило отягченная попаданием металлических частиц между клапаном и его седлом. В таком случае ДВС «троит» уже не переставая, отмечается значительная потеря мощности, серьезно возрастает расход топлива (в полтора, два раза). Выход один - срочный ремонт двигателя.

На фото № 7 полное, тотальное разрушение центрального электрода и его керамической юбки. Причиной такого разрушения мог стать любой из перечисленных ниже факторов (в порядке убывания вероятности): длительная работа ДВС с детонацией, применение топлива с низким октановым числом либо избыточным количеством присадок, слишком раннее зажигание, ну и наконец, просто бракованная свеча. Симптомы неисправности ДВС такие же, как были описаны в предыдущем случае. Единственное, на что все еще можно надеяться, так это на то, что частицы центрального электрода свечи сумели проскочить в выхлопную систему, не застряв между седлом и выпускным клапаном. В противном случае просто не избежать ремонта головки блока цилиндров.

На фото № 8 электрод свечи ДВС оброс зольными отложениями (при этом цвет не играет решающей роли, он лишь свидетельствует о непраильной работе топливной системы). Причиной этого нароста является сгорание масла, возникающее по причине выработки или залегания маслосъемных поршневых колец. У ДВС отмечается повышенный расход масла, при перегазовках из выхлопной трубы наблюдается сильное синие дымление, запах выхлопа похож на мотоциклетный.

Если Вы желаете, чтобы с работой двигателя Вашего автомобиля было меньше проблем, стоит задумываться о замене свечей не только тогда, когда двигатель отказывается работать. Производитель любого автомобиля гарантирует безотказную работу свечи на исправном двигателе не более 30 тыс. километров пробега (исключение составляют только «платиновые», «иридиевые» и «прочие» свечи, драгоценное покрытие которых «не работает» в случае с российским топливом, поэтому мы их в расчет не берем.

Поэтому, стоит придерживаться установленной производителем периодичности замены свечей зажигания для бензиновых двигателей - 30 тысяч километров.

Но и в свою очередь не забывать с каждой заменой масла или в среднем каждые 10 тыс. километров пробега проверять состояние свечей. Прежде всего, это регулировка зазора до требуемой величины, удаление нагара (если Вы желаете продолжать использовать эти свечи). Нагар удалять лучше специальной металлической щеткой, поскольку пескоструйная обработка разрушает керамику центрального электрода, и появляется возможность попасть в ситуацию с фото № 7. Рекомендация менять свечи местами, встречающаяся на просторах интернета не актуальна ввиду изменившейся конструкции свечи, а именно появлением одноразовой сминаемой шайбы свечи.

Что касается конструкции свечи зажигания, то за прошедшие 60 лет существенных изменений в конструкции свечей не произошло. Как и ранее, свеча зажигания состоит из металлического ядра, которое покрыто керамическим изолятором. Керамический изолятор свечи, в свою очередь, покрыт металлической оболочкой с резьбой, которая вкручивается к головку цилиндра ДВС и, как правило, имеет шестигранную форму - в этом месте крепится наконечник свечи и с помощью свечного ключа осуществляется установка и демонтаж свечи зажигания.

Основное назначение конструкции свечи состоит в обеспечении замкнутости электрической цепи на свече посредством искры, которая возникает при прохождении через свечу зажигания высокого напряжения. Искра проскакивает от среднего электрода к боковому электроду и вызывает вспышку топливо-воздушной смеси.

Основной принцип работы свечи зажигания

Свеча зажигания играет важную роль в ДВС с принудительным зажиганием. Свеча зажигания осуществляет воспламенение смеси воздуха и топлива. На качество воспламенения влияют многие факторы, имеющие существенное значение для эксплуатации автомобиля и для состояния окружающей среды в городе. Важны такие потребительские показатели, как плавность хода машины, мощность и эффективность ДВС, а также выброс вредных веществ в атмосферу.

Если принять во внимание, что каждая свеча зажигания обеспечивает от 500 до 3500 вспышек в минуту, то становится ясно, насколько значимой является роль современной технологии в изготовлении и дизайне свечей зажигания, при необходимости соблюдения норм выбросов вредных веществ в атмосферу и в сокращении расхода топлива.

Возникновение искры

В ДВС воздух всасывается в цилиндр за счет движения поршня вниз и создающегося разряжения. В цилиндр также поступает топливо в виде впрыскиваемого под давлением бензина. В цилиндре создается горючая смесь, воспламеняемая искрой зажигания. Принцип действия двигателя с принудительным зажиганием 1. Всасывание: Поршень движется вниз. При открытии впускного клапана происходит всасывание окружающего воздуха, через насос форсунку вбрасывается топливо. 2. Сжатие: Поршень снова движется вверх. Топливная смесь в цилиндре сильно сжимается. В области ВМТ происходит воспламенение топливной смеси. 3. Работа: Температура сгорания в цилиндре резко повышается до 2600 °C, давление - до 120 бар. Поршень движется в направлении коленвала со скоростью более 20 метров в секунду! 4. Выталкивание: Продукты сгорания выбрасываются под давлением через выпускной клапан при повторном движении вверх поршня. .

Строение любой свечи зажигания (для бензиновых двигателей)

Свеча зажигания состоит из нескольких высокотехнологичных элементов.

Присоединение (часть свечи с резьбой) Присоединение выполнено SAE соединением, либо в виде резьбы. Тут присоединяется свеча зажигания или штифтовая катушка зажигания. В любом случае от точки присоединения высокое напряжение передаётся на другой конец свечи.

Изолятор Керамический изолятор выполняет 2 задачи. Он выполняет роль изолятора, препятствует пробою тока на массу автомобиля и отводит тепло, образующееся в результате сгорания топливной смеси на головку цилиндра.

Рёбра на керамическом изоляторе свечи зажигания На наружной стороне изолятора выполнены волнообразного вида рёбра, препятствующие утечке тока на массу автомобиля. Они удлиняют путь прохождения и, таким образом, повышают электрическое сопротивление проводника. Это обеспечивает прохождение тока через средний электрод, обладающий пониженным сопротивлением.

Помехоподавляющий резистор Для обеспечения полной электромагнитной совместимости (EMV) и корректной работы бортовой электроники авто, внутрь свечи зажигания в качестве помехоподавляющего резистора помещается стекломасса.

Средний электрод с медным сердечником Средний электрод стандартной свечи зажигания обычно состоит из сплава никеля Ni. С конца этого электрода искра проскакивает на боковой электрод свечи (при исправной свече зажигания). Средние электроды обычно имеют медный сердечник, улучшающий отведение тепла.

Металлический корпус с резьбой Металлический корпус играет важную роль при проведении тепла по свече зажигания. Резьба в хороших свечах зажигания всегда накатанная. По сравнению с нарезанной резьбой такая резьба имеет свои преимущества, т.к. кромки не острые, не повреждают резьбовое отверстие в головке цилиндра.

Уплотнительное кольцо Уплотнительное кольцо препятствует прохождению горючего газа на свече зажигания, даже при высоком давлении в камере сгорания. Кольцо предотвращает потерю давления. Кроме того, оно отводит тепло на головке цилиндра и компенсирует различные характеристики расширения головки цилиндра и корпуса свечи зажигания.

Внутренние уплотнения Внутренние уплотнения свечи зажигания создают герметичное соединение между изолятором свечи зажигания и металлическим корпусом. Между двумя уплотнительными кольцами помещается кольцо из Талька (Та), которое разрушается в процессе изготовления свечи зажигания и создаёт оптимальную герметизацию.

Боковой электрод Боковой электрод обычной свечи зажигания изготовлен из сплава никеля (Ni). Сплав никеля представляет собой противоположный полюс для среднего электрода.

Местоположение свечи зажигания

Свеча зажигания вкручивается в головку цилиндра ДВС.

Видимый снаружи оконечник свечи зажигания является соединительным элементом. В зависимости от применяемой технологии, сюда либо вставляется свечной наконечник, либо собственно штифтовая катушка зажигания.

Противоположный конец свечи зажигания выступает внутрь камеры сгорания. На нём находятся как минимум два электрода, между которыми во время эксплуатации проскакивает искра, вызывающая воспламенение топливо-воздушной смеси.

Порядок зажигания

В классическом варианте работы ДВС центральная катушка зажигания вырабатывает высокое напряжение, необходимое для поджигания смеси воздуха и топлива.

Механический распределитель зажигания обеспечивает своевременную и поочерёдную подачу напряжения к каждому цилиндру и свече зажигания.

При этом ток для зажигания направляется к месту присоединения свечи зажигания через распределительный клапан и кабель. Отсюда ток попадает к концу среднего электрода и в виде искры преодолевает воздушный зазор между электродами.

Если применяется современный вариант зажигания с штифтовой катушкой зажигания, располагаемой на каждой свече зажигания (так называемая система зажигания с электронным управлением (VEZ) со статическим распределением зажигания) то необходимость в механическом распределителе зажигания или в высоковольтном кабеле зажигания отпадают.



При неустойчивой работе двигателя нужно обязательно осмотреть свечи. Опытный водитель знает, что по внешнему виду свечи можно много рассказать о состоянии двигателя. Прежде чем выкручивать свечу тщательно очистите от грязи пространство вокруг свечи,чтобы грязь не попала в цилиндр.

Посмотрите на фотографии и запомните как выглядит свеча при различных состояниях двигателя.

На фото 1 нормальное состояние свечи. Серо-коричневый цвет и незначительный износ электродов. Калильное значение свечи соответствует типу двигателя и общему его состоянию.

На второй фотографии показана свеча с чёрным нагаром на юбке изолятора. Это говорит о переобогащённой смеси и повышенном расходе горючего. Неправильно отрегулирован карбюратор или неисправен инжектор. Возможно засорён воздушный фильтр.

На третьем фото показано состояние свечи при чрезмерно бедной воздушно-топливной смеси. Цвет электрода от светло-серого до белого. Это опасное состояние. При езде на очень обедненной смеси и повышенных нагрузках происходит значительный перегрев как самой свечи, так и камеры сгорания, что может привести к прогоранию выпускных клапанов.

На фото 4 юбка центрального электрода имеет красноватый оттенок, похожий на кирпич. Такой цвет юбки обусловлен наличием в топливе большого количества присадок содержащих металл. Длительная работа двигателя на таком топливе приведёт к отказу свечи так как толстый налёт от присадок проводит электрический ток.

Свеча на фото 5 замаслена, особенно это заметно на резьбовой части. Это говорит о том, что изношены маслоотражающие колпачки. Двигатель с такими свечами обычно троит после запуска и заметен бело-сизый выхлоп из глушителя, но по мере прогрева работа стабилизируется. Двигатель расходует масла больше нормы.

Эта свеча (фото 6) вывернута из неработающего цилиндра. Юбка и центральный электрод покрыты маслом, капельками не сгоревшего топлива и частицами металла. Такое может быть из-за разрушения клапана или повреждения поршня. При заведенном двигателе он троит всё время, мощность значительно падает, расход топлива возрастает в полтора раза.

На фото 7 мы видим полное разрушение центрального электрода вместе с керамической юбкой. Такое происходит из-за длительной детонации двигателя при использовании низкооктанового бензина. Причиной может быть также очень ранее зажигание. Возможен также брак свечи. Естественно, что при заведенном двигателе он троит.

На фото 8 электрод свечи оброс зольными отложениями. Они могут быть как белыми так и чёрными. Такое происходит при сильном износе или залегании маслосъёмных поршневых колец. В следствии этого отмечается повышенный расход масла. При перегазовке из выхлопной трубы идёт сильный дым похожий на мотоциклетный.

Тем более что делать это совсем несложно. Советуем вам ознакомиться с тем, как осуществляется диагностика по свечам зажигания.

По свечам зажигания можно провести диагностику двигателя

Оптимальные условия для диагностирования

Чтобы результаты проверки функционирования силового агрегата были достоверными, стоит придерживаться некоторых правил и создать правильные условия для будущей проверки.

Диагностика двигателя по свечам зажигания осуществляется на основании , который со временем образовывается на свечах. Для этого не требуется привлекать специалистов и обладать особыми умениями. Просто придерживайтесь наших советов и следуйте рекомендациям.

  1. На новых свечах требуется преодолеть некоторое расстояние, которое может колебаться от 100 км и доходить до 150 км.
  2. Заранее прогреваем автомобиль.

Чем раньше будет замечено ухудшившееся состояния двигателя по свечам зажигания, тем больше ваши шансы исправить неполадки быстро и без существенных затрат.

О чём говорит внешний вид свеч зажигания

В тот момент, когда топливная смесь воспламеняется от искры, на свече появляется нагар. Он может обгорать, но не вся его часть, некоторое количество нагара всё же остаётся, предоставляя автомобилисту возможность судить о работе и состоянии двигателя. Во внимание берётся всё: вид, цвет и количество нагара, состояние электродов.

Когда не о чем беспокоиться

Нормальная рабочая свеча может иметь нагар в небольшом количестве. Он может быть похож своим цветом на кофе или быть более светлого оттенка. Никакого намёка относительно наличия масла быть не должно. Электрод должен расходоваться равномерно, на нём и вокруг него повреждений быть не может. Если под капотом вашего авто находятся именно , можно только порадоваться за себя. Двигатель находится в прекрасном состоянии, автомобиль потребляет заявленное количество топлива, масло расходуется в нормальном режиме, машина заводится по первому требованию.

Чёрный нагар

На свечах могут образовываться сухие или немного влажные отложения чёрного цвета. В этом случае можно рассматривать несколько вариантов:

  • топливная смесь чрезмерно обогащённая;
  • тепловой диапазон свечки недостаточно тёплый;
  • снизился вакуум или компрессия;
  • зажигание происходит с опозданием;
  • искровой зазор больше, чем нужно.

Присутствие влаги в налёте чаще всего вызывается по причине повреждения прокладки на головке с цилиндрического блока. Также можно проверить маслосъёмное кольцо на предмет износа, а газораспределительный механизм - на наличие проблем в работе.

При такой ситуации водитель может ощутить сложности при запуске автомобиля. Чтобы исправить проблемы, о которых свидетельствует зольный нагар, можно выполнить следующие действия:

  • настроить работу карбюратора, а заодно и воздушной заслонки;
  • воздушный фильтр;
  • клапаны могут заедать в том случае, если нагар образовался только на одной или двух свечах.

Состояние двигателя по свечам, поверхность которых покрыта маслянистыми отложениями, определить несложно. Здесь вариантов немного: в камеру сгорания попадает много масла. Причиной такой ситуации может стать высокое содержание масла в картере, изношенное состояние поршневых колец, направляющих втулок на клапанах или гильз на блоке цилиндров. Все эти варианты не подходят для нового двигателя или агрегата, который проходит обкатку. В последних двух случаях замасленные свечи подвергаются соответствующему обслуживанию и становятся пригодными к использованию.

Если же проблемы с двигателем всё-таки присутствуют, то пора бить тревогу и отправлять его на капремонт. Смесь из топлива и масла обязательно должна быть отрегулирована, а свечи заменены на новые.

Свинцовый нагар

Когда свеча перегревается, отложения на её поверхности начинают расплавляться и принимают глянцевый вид с коричневым и даже желтоватым оттенком. Такое явление происходит из-за резкого повышения температурного режима внутри камеры сгорания. Причиной служит неправильный стиль вождения, который связан с резкими ускорениями. Ещё одной причиной служит наличие в топливе присадок с содержанием свинца.

Как следствие, в зажигании будут наблюдаться пропуски. Если причины появления свинцового нагара устранить невозможно, то рекомендуется выбирать свечи с увеличенным холодным диапазоном и сократить время их обслуживания.

Зольный налёт

На теле изолятора и электрода, который служит для заземления, могут образовываться в большом количестве порошкообразные отложения. Их цвет может меняться от белого до жёлтого. Можно предположить, что используемое масло не подходит двигателю или в топливе присутствуют недопустимые присадки.

Такие отложения легко удаляются, даже если они присутствуют в большом количестве. После очистки свечи могут использоваться повторно.

Износ свечи от времени

В среднем может работать до 30 тыс. км. Иногда этот показатель может увеличиваться в два раза, а может столь же стремительно сокращаться. Нужно периодически смотреть на свечи, проверять их состояние и рабочий потенциал, чтобы не допустить эксплуатации автомобиля при слишком изношенных свечах. Чем это может грозить:

  • чрезмерный расход топлива;
  • осложнение зажигания;

Лучше своевременно заменить свечи, чем подвергать свой автомобиль лишним нагрузкам.

О чём говорит внешний вид изолятора

Не только по нагару на свечах можно проводить диагностику состояния двигателя. На электродах могут появляться признаки эрозии при отсутствии отложений. По состоянию изолятора также можно судить о состоянии и особенностях работы двигателя.

Серый, вспученный изолятор

Это может свидетельствовать о следующих проблемах:

  • высокий тепловой диапазон на свечах;
  • зажигание с опережением;
  • неудовлетворительное охлаждение двигателя;
  • недостаточная обогащённость смеси топлива с воздухом;
  • заедание клапанов;
  • протечка на впускном коллекторе.

Для устранения проблемы необходимо проверить тепловой диапазон на свечах, установить момент зажигания, отрегулировать карбюратор, восстановить герметичность на впускном коллекторе и проверить работу клапанов. Свечи подлежат замене.

Сколотый или раскрошенный изолятор

У таких серьёзных нарушений может быть несколько причин:

  • тепловое расширение и удар;
  • резкий перепад температуры;
  • воздействие внешней механической силы;
  • длительная эксплуатация двигателя, в результате которой могут скапливаться отложения между изолятором и электродом.

В подобном случае необходимо не только заменить свечи, но и задуматься о профилактическом ремонте двигателя.

О чём говорит внешний вид электрода

Раз уж вы занялись изучением свечей зажигания, то обратите внимание на состояние электрода. Отсюда также можно почерпнуть важную для себя информацию.

На электродах может образовываться эрозия, что служит результатом окислительных процессов и химических реакций при участии свинца. В результате - увеличивается искровой зазор, автомобиль запускается сложнее, а в зажигании наблюдаются пропуски.

Эрозия может иметь свинцовый характер, при этом конец центрального электрода расщепляется и выглядит растрёпанным. По таким признакам можно судить о низком качестве топлива, в составе которого имеется свинец.

Наличие вогнутой эрозии на заземляющем электроде свидетельствует о неправильном подключении катушки зажигания (нарушение полярности). Это приводит к неравномерной работе силового агрегата на холостых оборотах. Исправить такую ситуацию несложно: меняем полярность и устанавливаем новые свечи.

Если электрод имеет слишком изношенный вид, что нехарактерно для свечи, можно говорить про наличие агрессивных примесей в технических жидкостях.

Электроды могут даже расплавляться, если при работе двигателя в камере сгорания присутствует большая температура. В этом случае можно рассматривать несколько причин, которые могли привести к таким последствиям:

  • топливная смесь самовоспламеняется при раннем зажигании;
  • в камере сгорания скопились отложения;
  • был повреждён распределитель зажигания;
  • истощение смазки;
  • неправильно подобранные свечи;
  • плохо охлаждается двигатель.

Хорошо ознакомившись с тем, как по свечам определить состояние двигателя, вы сможете на ранних стадиях выявлять наличие проблем и своевременно устранять их. В результате автомобиль будет безотказно запускаться, расход топлива не поднимется ниже заявленной отметки, а рабочий потенциал двигателя приумножится.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: