Исследовательская работа почему мой брат левша. Исследовательская работа на тему "Я- левша!"

Эльмира Большебратская
Проект на тему леворукости «Я-ребенок из Зазеркалья!»

Дорогие коллеги все мы не только педагоги, но прежде всего мамы. Моему младшему сыну Вадиму предложили поучаствовать в конкурсе научных проектов , я его поддержала. Стали думать на какую тему выбрать проект и я предложила взять тему леворукости , т. к. Вадик-левша, сынок согласился со мной.

Вот такой проект у нас получился .

Я - Большебратский Вадим, ученик 5 класса «а» , разрешите представить Вашему вниманию исследовательскую работу, выполненной на тему : «Я- ребёнок из Зазеркалья »

Эпиграфом для моего исследования послужили слова Жюля Верна :

«в природе движение идет справа налево .

У человека правая рука развита лучше, нежели левая.

Завитки раковины, за редким исключением, завернуты справа налево . И если попадается раковина-левша, знатоки ценят ее на вес золота»- читать!

Цель моей работы : Выявить трудности леворуких людей , с которыми им приходится встречаться в мире праворуких

Определение цели исследования и изучение литературных источников позволили сформулировать следующие задачи :

1. Изучить литературу по проблеме леворукости .

2. Выявить, имеют ли леворукие люди свои особенности.

3. Выяснить трудности, с которыми встречаются леворукие

4. Выяснить, есть ли в начальном звене школы №17 леворукие дети , и если есть, каковы их способности.

Пять лет назад я пошёл в школу и стал замечать, что другие ученики пишут, рисуют правой рукой, а я всё делаю левой . А во время аппликации я столкнулся с трудностями - ножницы не режут в левой руке . Мне стало интересно, почему?

Моя работа актуальна. Леворуких людей становится все больше, а живут они в праворуком мире, поэтому имеют разные трудности. Чтобы помочь таким людям, надо знать их особенности.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой владение рукой зависит не от желания ребенка или его упрямства, а от особой организации деятельности мозг.

Методы исследования :

1. Изучение и анализ литературы.

2. Метод анализа.

3. Метод синтеза.

4. Экспериментальный метод.

5. Метод наблюдения.

Данная исследовательская работа представляет практическую ценность для многих родителей, учителей, учащихся, заинтересованных в том, чтобы каждый леворукий ребенок смог адаптироваться и не испытывал проблем в мире праворуких

Слайд №10 Особенности леворуких детей

“Левши” часто отличаются от своих сверстников затянувшимся периодом упрямства.

Обычно это художественно одаренные и очень эмоциональные дети. Уже с трех лет они намного лучше, чем другие малыши, рисуют, лепят из глины, воска или пластилина.

У них нередки хорошие музыкальные способности и абсолютный слух.

Часто они позже начинают говорить и иногда испытывают затруднения в произношении некоторых звуков.

Слайд №11 -

Бывает, что им с трудом даются чтение, письмо и математика.

Ребенок-левша доверчив, склонен к быстрой смене настроения. Отсюда - плаксивость, капризность, подверженность ярости и гневу, настойчивость в осуществлении желаний. Левши обычно склонны фантазировать, имеют хорошую память. Они чувствительны, оригинальны, отлично ориентируются в пространстве и образно мыслят.

Среди левшей много тугодумов, хотя результаты этих длительных размышлений часто бывают оригинальными

Слайд №12

По данным анкетирования, 76% родителей леворуких детей считают , что у их детей нет никаких трудностей, а педагоги на вопрос- имеются ли трудности у леворуких детей на уроках труда – 48 % ответили положительно.

Слайд №13

На данных фото мы можем увидеть, что леворукие дети испытывают трудности на уроках труда, рисования, на физкультуре, при письме

Слайд №14

Отношение к леворукости .

По данным анкетирования, можно отметить, что 92% опрошенных педагогов, а также 76% родителей детей младшего школьного возраста считают леворукость индивидуальной особенностью организма, а 8% педагогов и 18% родителей относятся к леворукости как уникальности и признаку гениальности.

Слайд №15

Начав исследование данной проблемы, я изучил семейный фотоархив и выяснил, что причина моего левшества - все таки генетическая, т. к. моя прабабушка – левша, а папа переученный левша.

Слайд №16

А вот старший брат Эрик – видимо скрытый левша, т. к. у него были сомнения по поводу ведущей руки

Слайд №17

Также я обнаружил массу подтверждений, что я уже в раннем детстве отдавал предпочтение левой руке

Слайд №18

С целью выявления левшества и ведущей руки в деятельности мною был проведен тест- опрос среди моих родственников

Обработав данные опросника, я получил следующие результаты : 20% моих родственников являются амбидекстрами, то есть в быту достаточно часто пользуются той и другой рукой в качестве ведущей, 20% - в качестве ведущей используют левую руку чаще правой. Тогда как среди испытуемых нет ни одного левши, кроме меня. Вероятно, здесь также имеет место скрытая леворукость .

Слайд №20

Один из авторов книги «Леворукий ребенок » Марьяна Михайловна Безруких утверждает, что : - читать! «Леворукий леворукий , а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим»

Слайд №21

Анализируя результаты анкетирования учителей начальной школы, выяснилось, что 90% педагогов замечают, что необходимы рекомендации и специальные методики по работе с леворукими детьми . Что касается родителей, то 76% родителей леворуких детей считают , что их детям не нужен особый подход.

Слайд №22

По результатам нашего исследования мы бы хотели дать следующие советы взрослым :

1. Никогда взрослые не должны показывать ребенку отрицательное отношение к леворукости .

2. Следует помнить, что леворукость - индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у леворуких детей , чаще всего не связаны с этим явлением. Такие же проблемы могут быть и у любого другого ребенка.

3. Не стоит даже пробовать обучать леворукого ребенка работать правой рукой, тем более, настаивать на этом. Переучивание может привести к серьезным нарушениям здоровья.

4. Определять ведущую руку необходимо в 4-4, 5 года.

Слайд №23

5. Леворукий ребенок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий , а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим.

6. При работе леворукого ребенка за столом свет должен падать с правой стороны. Располагая детей в классе, учителю желательно посадить левшу таким образом, чтобы доска находилась от него справа, это снизит вероятность ошибок. Посадка при письме стандартная, но выдвинуто немного вперед не правое, а левое плечо .

Слайд №24 -Правила посадки за партой

так, чтобы верхний правый угол лежал с наклоном вправо, а верхний левый угол располагался напротив груди.

Причем немного вперед должно быть выдвинуто не правое плечо, как у правши, а левое . Сначала правая рука поддерживает тетрадь снизу, а когда страница заполняется внизу – сверху.

Слайд №25

Вашему вниманию представлены специальные канцелярские товары, разработанные специально для левшей. Если ребенок с самого начала школьного обучения будет пользоваться специальными школьными принадлежностями, то, скорее всего, он не почувствует дискомфорта.

Только с 2004 года российским детям стали доступны специальные канцелярские принадлежности для левшей. И еще один огромный минус – дорогая цена.

Канцелярия для левшей появилась на прилавках нашего города вообще в 2011 году и вот такой набор из необходимых для учёбы предметов – ручка, карандаш, запасные стержни, ластик, точилка - стоит порядка 1800тг. А линейка для левшей стоит 280тг. Конечно, радует, что все эти предметы стали нам доступны, но огорчают цены на них, т. к. не каждый родитель сможет позволить себе такую покупку. А если бы эти товары производились в нашей стране, то их стоимость могла бы быть намного ниже.

Слайд №26

По результатам нашего исследования можно сделать следующие выводы :

Анализ данных анкетирования учителей учащихся 1-4 классов доказывает отсутствие прямой связи между ведущей рукой и проблемами в развитии ребенка.

Леворукость – индивидуальный вариант нормы. Склонность к действию той или иной рукой нельзя считать отклонением в развитии.

Предпочтение ведущей руки окончательно определяется к 4-5 годам.

Слайд №27

Фактор переучивания левши приводит к возникновению школьных неврозов.

Количество левшей с возрастом уменьшается, так как праворукая среда заставляет леворуких приспосабливаться (ненасильственное переучивание) .

Осуществление индивидуального подхода к особенностям восприятия мира леворукого ребенка снизит проблемы адаптации левши в преимущественно праворуком мире.

Слайд №28 –

В ходе исследования наша гипотеза нашла подтверждение :

Владение рукой зависит не от желания ребенка или его упрямства, а от особой организации деятельности мозга

Слайд №29 –

Изучать литературу и проводить исследовательскую работу мне было интересно

Ведь я узнал, в первую очередь, свои особенности. Ведь я- левша- ребёнок из Зазеркалья !

Мы заняли 1 место в конкурсе школьных проектов (04. 2012г, затем 1 место в городе(10. 2012, 1 место в Области(11.2012, а на Республиканском туре заняли 3 место(01.203г г. Щучинск!





МАОУ «Спасская СОШ»

Томского района

Тема: Я - левша.

Выполнил: Казин Павел

Ученик 3 «В» класса

Руководитель: Казина

Ольга Владимировна

Учитель начальных классов

Вершинино 2014 г.

Содержание

1.Введение………………………………………..3

2.Методика исследования……………………….4

3.Исследовательская часть………………………5

4.Результаты исследования……………………..10

5.Список используемой литературы…………...12

6.Приложения……………………………………13

Введение.

Мне все говорят, что я – левша! Я, действительно, всё делаю левой рукой. Мне стало интересно, почему же я не такой как большинство людей? Почему некоторым людям удобнее пользоваться левой рукой? Много ли нас – левшей? Может ли леворукость влиять на мои успехи в учебе и на мою жизнь в целом? Нужно ли переучивать леворуких? И я решил найти ответы на эти вопросы.

Цель: Выяснить, почему я – левша, и влияет ли это на успеваемость в школе.

Гипотезы:

1.Праворукость – результат тренировок и традиций.

2.Ведущую руку человека определяет его головной мозг.

3.Левшество влияет на успеваемость в школе.

Задачи:

1.Провести эксперимент для определения достоверности первой гипотезы.

2.Изучить научные источники.

3.Собрать необходимую информацию по данному вопросу.

4.Провести исследование с целью выявления левшей среди сверстников.

5.Провести анализ успеваемости в начальных классах.

Актуальность темы. В целом, тема мне показалась очень интересной и актуальной не только для меня самого, так как я – левша, но и для многих других людей. Ведь практически у каждого есть хотя бы один родственник или знакомый – левша! Не удивлюсь, если некоторые из вас сами являются левшами, хотя могут даже и не подозревать об этом. В своей работе я расскажу, почему такое возможно.

По оценкам экспертов, всего в мире более 20 % людей являются левшами. При этом интересны причины возникновения леворукости.

Кроме того, есть расхожее мнение, что в школе проблемы создают, в основном, леворукие дети. В данное время важность обозрения этой проблемы основана на постоянно растущем числе леворуких школьников.

Место и сроки проведения. « Спасская СОШ», 2013 - 2014 г.

Методика исследования.

Существуют специальные тесты для выявления левшей. См. (Приложение 1). Мною было проведено такое исследование среди своих родственников (мама, папа, бабушка) и сверстников. Данные фиксировались в таблице.

Таблица 1.

Данные тестирования.

Фамилия ученика

Ведущая рука

Ведущее ухо

Ведущий глаз

Ведущая нога

Результат

Таблица 2.

Русский язык.

Математика.

Чтение.

Окружающий мир.

Средний балл.

Абсолютные правши.

Абсолютные левши.

Частичные левши

Исследовательская часть.

А вы никогда не задумывались, почему некоторые люди предпочитают левую руку? Почему им это удобно? Пытаясь ответить на эти вопросы, я выдвинул несколько гипотез.

1 гипотеза: праворукость – это результат тренировок и традиций.

Возможно, маленькому ребенку все равно, какой рукой брать предметы, и поэтому его учат пользоваться правой рукой по традиции. Так может, меня попросту не научили работать нужной рукой?

Но мама говорит, что с раннего детства я норовил взять ложку в левую. Подрастая, я брал карандаш в левую руку. Мама пыталась переучить меня, но видя мои мучения при этом, и замечая, что левой рукой у меня всё получается гораздо лучше, она сдалась. И теперь я пишу левой!

Конечно, если бы мама продолжала упорствовать, то я бы научился и писать правой рукой. Так почему же изначально я хотел делать всё левой рукой?

А вот мой старший брат, к примеру, ему18 лет всё делает правой рукой с рождения. А ведь его никто не учил этому.

Вывод: Человек рождается уже левшой или правшой.

Значит, данная гипотеза не подтвердилась.

Очевидно, причина кроется в анатомии человека, а точнее в строении его головного мозга.

2 гипотеза: ведущую руку человека определяет его головной мозг.

Для подтверждения данной гипотезы, я обратился к научным источникам.

Одной из загадок человеческого мозга является его несимметричность: правое и левое полушария мозга при внешнем сходстве различаются по строению, и по функциям.

Ученые накопили огромное количество фактов и наблюдений, но вот уже на протяжении всего нескольких десятков лет в науке сменяют друг друга разные взгляды на то, какое из полушарий мозга «главное» - левое или правое.

Сегодня считается, что большинство людей праворукие, потому что мозг большинства людей функционирует в определённом направлении. Одна половина мозга доминирует над другой половиной. Левое полушарие мозга контролирует функции правой половины тела, а правое полушарие мозга контролирует функции левой половины тела. И у большинства людей левое полушарие господствует, поэтому правая половина их тела более искусна и лучше развита. У левшей мозг работает в противоположном направлении. Правое полушарие мозга доминирует, поэтому левая половина тела работает лучше.

Теперь, я понимаю, я – левша, так как у меня господствующим является правое полушарие головного мозга.

Каковы же причины этого? Почему мои полушария «поменялись ролями»?

Возможно, это результат родовой травмы.

Я обратился к специалисту и выяснил, что действительно, часто бывает, что левшество является способом преодоления мозгом ребёнка какой-либо родовой травмы. Например, если при рождении пострадало левое полушарие, то правое берёт на себя часть его функций, и ребёнок становится «вынужденным левшой».

Я изучил свою мед. карту. См. (Приложение 4). Оказалось, что никаких родовых травм у меня не было.

Значит, данное предположение ко мне не применимо.

Так может, левшество передается по наследству ?

Установлено, что не последнюю роль в выборе ведущей руки играет наследственность. Об этом говорит статистика.

C татистика.

Если оба родителя правши, вероятность рождения у них ребенка - левши составляет 2 %.

Если один из родителей левша, вероятность повышается до 17%.

Если же левши оба родителя, леворукий ребенок родится с вероятностью 46 %.

Проведем исследование на наличие в моей родне левшей. Мама говорит, что она и папа - правши.

Наблюдаю за мамой. Она действительно все делает правой рукой. Папа тоже, вроде, пишет правой. Для достоверности я провёл несколько несложных тестов на определение ведущей руки (об этих тестах я буду говорить чуть позже). Мама, действительно, - правша. Но, что удивительно, папа, который всегда считал себя правшой по результатам тестов, оказался – частичным левшой.

Мало того, пробабушка, тоже была левшой

Зная теперь свою наследственность, прихожу к выводу :

Я – левша, так как у меня господствующим является правое полушарие головного мозга. Это результат наследственности.

3 гипотеза: левшество влияет на успеваемость в школе. С целью выяснить достоверность данной гипотезы, было проведено исследование по выявлению левшей среди учащихся и изучена успеваемость учеников по основным предметам.

Из научной литературы, я выяснил, что у любого человека не только одна рука «ведущая», но и один глаз «ведущий», а другой - «подчиненный», одно ухо воспринимает больше и более активно, а другое, образно говоря, «на вторых ролях». То же самое и в двигательной сфере: одна нога сильнее, активнее, делает больший шаг и даже чуть длиннее своей «коллеги». Этим, к примеру, объясняется тот факт, что человек, заблудившись в лесу, кружит и возвращается на то же место, откуда начал идти.

Вообще, понятие левша не совсем правильное, вернее будет сказать «леворукий». И вот почему. Левша по руке может иметь ведущую правую ногу, правое ухо или глаз, к примеру. То есть левшество и правшество может быть абсолютным и частичным. Ещё есть амбидекстры – люди, у которых одинаково хорошо работают оба полушария, они одинаково хорошо владеют обеими руками, ушами, глазами, т.е. парными органами. Таких людей очень мало.

Абсолютных правшей в европейской популяции примерно 42 %.

Ученые проводившие исследования по выявлению «абсолютных» и «частичных» левшей, выяснили, что таких людей - примерно 62 %. То есть больше половины здоровых людей! И хоть у разных исследователей процентное соотношение левшей и правшей несколько отличается, все равно получается, что левши составляют около половины общего населения.

Существуют специальные тесты для выявления левшей. И я провёл такое исследование среди своих одноклассников. Вы тоже можете пройти тестирование. Возможно, результаты удивят вас! См. приложение 1.

Данные тестирования фиксировались в таблице 1. См. Приложение 2.

Результаты тестирования .

В начальной школе – 36 учеников.

Присутствующие на момент исследования – 25 учеников.

«Абсолютные правши» – 18 учеников.

«Частичные левши» – 5 учеников.

«Абсолютные левши» – 2 ученика.

Я – абсолютный левша. У меня ведущая левая рука, хотя многое я могу делать и правой рукой. Например, я расчесываюсь левой и правой рукой попеременно, так же обеими руками чищу зубы . То есть, у меня хорошо развиты обе руки, благодаря тренировке. Ведь в раннем детстве мама учила меня держать ложку в правой руке. Так же, я выяснил, что у меня ведущим является левый глаз, левое ухо и левая нога.

Теперь я знаю левшей и правшей нашей школы.

Интересно, зависят ли мои успехи в учебе, и успехи моих одноклассников от того левша человек или правша. Чтобы ответить на этот вопрос, мы с классным руководителем провели сравнительный анализ успеваемости учеников по основным предметам. Рассматривались четвертные оценки учащихся. При этом отмечалось, правша или левша данный ученик.

Обратим внимание на то, что по этому поводу говорят психологи.

Некоторые психологи отмечают:

Левши и правши отличаются друг от друга не только тем, какой рукой они пишут. У леворуких гораздо сильнее выражены конкретно - образные качества. Они более впечатлительны, возбудимы, подвержены эмоциональным всплескам. Именно поэтому среди людей искусства много леворуких. А вот точные науки, к которым склонны правши, левшам, как правило, даются с трудом.

Так же отмечают, что леворуким тяжело приходится в школе, они часто путают буквы, плохо читают, медленно пишут, у них плохой подчерк и вообще, считается, что леворукие дети часто плохо учатся.

А вот, что получилось у нас:

Изучив успеваемость «абсолютных» правшей, мы выяснили, что у всех учеников проявляются различные способности, у некоторых есть проблемы с математикой, с русским языком. Чуть больше половины из них - учатся на «4» и «5», у некоторых есть «3».

Среди «частичных» левшей похожая ситуация - дети, с разнообразными способностями, с различной успеваемостью в школе.

А что же «абсолютные» левши? Нас всего 3. У одного из нас успехи в учебе - хорошие, у другого – чуть ниже, а у третьего - отличные.

Из данного исследования получается, что умственные способности ученика не зависят от того левша он или правша. Думаю, на успеваемость оказывает влияние множество других факторов (помощь родителей, склад ума ребенка и т.д.)

Конечно, леворуким детям очень трудно освоится в праворуком мире, ведь все вещи - от дверных ручек, замков, автомобилей, музыкальных инструментов до пуговиц на нашей одежде - предназначены для праворуких людей. Но это абсолютно не означает, что левши обречены на провал. Мало того, видя свои ошибки, левша упорно пытается приспособиться к «правостороннему» миру. Это требует от него огромных усилий, ведь то, что у обычного ребенка формируется естественным путем, левше надо освоить при помощи обходного пути. Мудрая природа предусмотрительно наградила маленьких левшей огромной фантазией и колоссальным самоконтролем .

Например, у меня, действительно были некоторые проблемы при освоении письма и чтения. Я иногда переставлял буквы местами (написано: «он», я читаю: «но») . Но теперь я с этим справился и более того хочу поспорить с устоявшимся мнением о том, что у левшей плохой подчерк, и они плохо учатся.

Так я учусь (оценки за 3 класс).

Математика – 5

Русский язык – 4

Литературное чтение – 5

Окружающий мир – 5

Немецкий язык – 5

Физическая культура – 5

Трудовое обучение – 5

Музыка – 5

ИЗО - 5

Еще считается, что левши поздно начинают говорить. Я в 1,6 года уже рассказывал маленькие стишки. Моему брату - правше сейчас – 18 лет, но мама рассказывала, что он поздно заговорил . Мне кажется, что все это очень индивидуально для каждого человека. Это не зависит от того правша или левша человек.

Необходимо, конечно, отметить, что иногда леворукие дети, действительно, плохо учатся. Но причина этому не леворукость, а многие другие факторы.

Итак, леворукость – не порок и не дефект, а в каком-то смысле даже некоторое преимущество. Ведь большинство левшей одинаково хорошо пользуются обеими руками.

Более половины населения - левши и «частичные» левши, и они имеют одинаковые с правшами психические способности, социальные достижения.

Вывод: Леворукость не может быть причиной каких-то отклонений в развитии или снижении умственных способностей.

" Самые способные" среди леворуких детей, могут обнаружить высокие показатели психического развития, математические способности, особые достижения в архитектурной деятельности и проявить необычайные способности в оригинальном художественном и музыкальном творчестве.

Так стоит ли переучивать левшей?

Долгое время главной причиной давления на левшей была тревога за их социальную адаптацию в мире правшей. Многие родители переучивали детей, так как боялись, что «левизна» принесет детям много проблем. Доставалось левшам и от воспитателей и от школьных педагогов, которые строго следовали установке - всем писать только правой рукой, а левшей переучивать. До сих пор многие придерживаются такого мнения. Моей маме воспитатель в детском саду настоятельно рекомендовал переучивать меня. Были времена, что детям - левшам даже привязывали левую руку к туловищу, чтобы они научились пользоваться правой, так как делать все левой рукой считалось плохим тоном и чуть ли не уродством!

К счастью, в последние годы публикации в периодической печати о вредности переучивания левшей дали свои результаты. Отношение к леворуким людям существенно изменилось.

" Рукость" нельзя изменять по своему усмотрению! Ведь любое вмешательство в работу мозга, тем более в раннем возрасте, приводит к непредсказуемым последствиям, которые могут проявиться не сразу, а через несколько лет. Часто у детей-левшей, которых упорно переучивали, развиваются невротические реакции и неврозы.

Нередко взрослые левши, которых жестоко переучивали, не умеют ориентироваться на местности, танцевать и т.д.

Не переучивайте, пожалуйста, ребенка-левшу! Ведь человек, лишенный свободы, не может благополучно развиваться!

Возможно, левшество - не наказание, а дар!

Представляю вашему вниманию список гениальных левшей. (Приложение 5.) Многие из них писали и левой рукой, и зеркально, и достигли много... Кто знает, может это заслуга тех, кто был рядом с ними и не мешал им!

Обратите внимание так же на интересные факты и любопытные фаеты в (Приложении 6).

Например, пользуясь навыками сложного зеркального письма, Леонардо да Винчи зашифровал на несколько веков свои технические изобретения. Одновременно работая левой и правой рукой, он одной чертил, а другой писал поверх чертежа.

Выводы.

1. Я - левша, так как правое полушарие моего головного мозга преобладает над левым, а оно отвечает за левую сторону моего тела. Это результат наследственности.

2.Леворукость не может быть причиной снижения умственных способностей, если, только, левшу не переучивать.

К сожалению, на некоторые вопросы о леворукости пока нет четкого и однозначного ответа. Поэтому, я буду продолжать вести свою работу, буду следить за новыми открытиями в этой области.

В заключении, хочу добавить: Мир был бы не интересен, если бы все были бы одинаковыми. Например, все светловолосые и голубоглазые, все очень красивые и очень умные. Если было бы так, то не было бы ни самых умных, ни самых красивых, ни самых любимых, а все - просто одинаковые. Поэтому каждый человек имеет право на существование - и рыжеволосый, и черноглазый, и леворукий. Такими нас создала природа. Мы - разные и это здорово! И нам было о чем сегодня поговорить!

Каждый леворукий человек - особенный. Впрочем, как и любой праворукий.

Список используемой литературы:

1.Айрапетянц В.А. Леворукий ребенок //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2003 г. - № 3.

2. Вартанян Г. А., Клементьев Б.И. Химическая симметрия и асимметрия головного мозга. М: Медицина, 1991 г.

    «Википендия». Свободная энциклопедия. Vikipendia . га.

    Ефремов К. Левый - правый мозг // Знание - сила.- 2002 г. - № 8.

5. Маркина Н. Мозг правшей и левшей - В чем разница?«Наука и жизнь» - 2001 г. - №6.

    Не переучивайте левшу. № 8, 2002 г./ Журнал «Наука и жизнь».

    Сайт о проблемах левшей, w . w . w . left hand . ru .

8. Шохор - Троицкая М. Не переучивайте левшу! // Наука и жизнь. - 2002 г. - № 8.

9. Шохор - Троицкая М.Советы логопеда. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001 г.

Ю.Юдин Н. О феномене леворукости. /У Воспитание школьников. - 2002 г. - № 10

Список приложений.

1.Тесты для определения левшества.

2. Таблица 1. «Данные тестирования»

3.Таблица 2. «Успеваемость учащихся»

4.Медицинская карта.

5. Список гениальных левшей.

6. Интересные факты , любопытные факты.

Приложение 1.

Тесты для определения ведущей руки.

«Поза Наполеона» - скрещивание рук. У правшей правая кисть сверху на левом предплечье, а левая кисть - под правым предплечьем, у левшей - сверху кисть левой руки, а под левым предплечьем - правая.

Тест на аплодирование. При аплодировании более активна и более подвижна ведущая рука, совершающая ударные движения о ладонь не ведущей руки.

Необходимо понаблюдать какой рукой испытуемый чаще пользуется при письме, расчесывании, мытье посуды, в какой руке держит щетку и т.д.

Тесты для определения ведущего глаза.

Тест «карта с дыркой» »: в листе плотной бумаги вырезается в центре отверстие; держа эту карту на расстоянии 30-40 см. испытуемый фиксирует через отверстие предмет, находящийся в 2-3 м от него; при закрывании ведущего глаза предмет смещается.

Тест «рассматривание в подзорную трубу» осуществляется обычно ведущим глазом.

Тесты для определения ведущего уха.

Тест «шепот». Экспериментатор что-то говорит испытуемому шепотом. При равенстве остроты слуха испытуемый подставляет к говорящему ведущее ухо, т. е. то ухо, услышанное которым легче, быстрее осознается.

Тест «тиканье часов». Испытуемому предлагается оценить громкость тиканья часов. Отмечается при этом, к какому уху он подносит часы в первый раз к уху.

Прикладывание телефонной трубки к уху. Обычно прикладывают к ведущему уху.

Тесты для определения ведущей ноги.

Посмотреть, какой ногой испытуемый пинает мяч, с какой ноги начинает идти и т.д. Эта нога и будет ведущей.

Закидывание ноги на ногу - ведущая нога сверху.

Приложение 2.

Таблица 1.

Данные тестирования.

Фамилия ученика

Ведущая рука

Ведущее ухо

Ведущий глаз

Ведущая нога

Результат

Кузнецов

Левша

Аникина

Правша

Тихонравова

Частичн

Шушков

Правша

Гончарик

Л - П

Частичн.

Вершинин

Частичн.

Вершинина

Левша

Храпов

П

П

П

Правша

Носков

П

П

П

П

Правша

Еготинцев

П

П

П

П

Правша

Демченко

П

П

П

П

Правша

Кичигин

П

П

П

П

Правша

Болтовская

П

П

П

П

Правша

Кретов

П

П

П

П

Правша

Головарчук

П

П

П

П

Правша.

Чешуина

П

П

Л

П

Частичн.

Старожук

П

П

П

П

Правша

Новожилов

П

П

П

П

Правша

Ткаченко А

П

Л

П

П

Частичн.

Ткаченко

П

П

П

П

Правша

Мурзинцев

П

П

П

П

Правша

Носков П

П

П

П

П

Правша

Чернышева

П

П

П

П

Правша

Трунов

П

П

П

П

Правша

Казин

Л

Л

Л

Л

Левша

Никулина

П

П

П

П

Правша

Приложение 3.

Таблица 2.

Успеваемость учащихся по основным предметам.

Абсолютные правши.

Русский язык.

Математика.

Чтение.

Окружающий мир.

Средний балл.

Аникина

Храпов

Носков

Шушков

Еготинцев

Демченко

Кичигин

Болтовская

Кретов

Головарчук

Старожук

Новожилов

Ткаченко

Мурзинцев

Носков

Чернышева

Трунов

Никулина

4

5

3

3

4

5

4

4

4

5

4

3

3

4

4

4

4

3

3

5

3

4

4

5

4

3

4

5

4

3

3

5

5

4

5

4

5

5

4

4

4

5

5

5

5

5

5

3

3

5

5

4

3

3

4

5

4

4

4

5

5

4

5

5

5

3

3

5

4

4

4

4

4

5

3,5

4,5

4

5

4,5

4

4,5

5

4,5

3

3

4,5

4,5

4

4,5

3,5

Абсолютные левши.

Казин

Кузнецов

Вершинина

4

-

3

5

-

3

5

-

4

5

-

4

5

-

3,5

Частичные левши .

Чешуина

Ткаченко

Тихонравова

Гончарик

Вершинин

3

3

4

3

4

3

3

4

3

4

3

3

5

4

4

3

3

4

4

4

3

3

4,25

3,5

4

Приложение 5

Список гениальных левшей.

Художники: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Пабло Пикассо, Василий Кандинский.

Музыканты : Бах, Бетховен, Моцарт, Пол Макартни, Джимми Хендрикс, Курт Кобейн, Ноэл Галлахер, Фил Коллинз, Джордж Майкл, Роберт Плант, Ринго Стар, Рики Мартин, Девид Боуи.

Ученые : Иван Павлов, Исаак Ньютон, Альберт Энштейн, Жюль – Анри Пуанкаре, Жорес Алферов, Святослав Медведев.

Писатели : Марк Твен, Владимир Маяковский, Николай Лесков, Владимир Даль, Лев Толстой, Льюис Кэрролл.

Полководцы : Александр Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон, Жанна Д Арк, Карл Великий.

Президенты : Авраам Линкольн, Бенджамин Франклин, Рональд Рейган, Джордж Буш - старший, Билл Клинтон.

Актеры : Чарли Чаплин, Мэрлин Монро, Джулия Робертс, Виктор Сухоруков, Мила Йовович, Дэвид Духовный, Вуди Ален.

Шахматист – Гари Каспаров.

Приложение 6

Интересные факты.

Все полярные медведи – левши.

Свой знаменитый «маленький шаг одного человека – и огромный шаг всего человечества» на Луну астронавт Нейл Армстронг сделал левой ногой.

Все кандидаты на президентских выборах 1992 года в США были левшами: Билл Клинтон, Росс Пэрот и Джордж Буш.

Левши чаще рождаются во второй половине года.

4 из 5 разработчиков Macintosh а, были левшами.

Заикание чаще встречается у левшей.

Левши под водой видят лучше, чем правши.

В Москве левшей 3,5 %, в Центральной России – 7 %, а на Таймыре – 34 %.

Первый леворукий президент США Джеймс Гарфилд был еще и амбидекстром: он одной рукой мог писать по – латински, а другой – по-гречески.

Левша Леонардо да Винчи вел все свои записи справа налево, так что прочитать их можно было, только поднеся к зеркалу.

Благодаря древним орудиям труда ученые доказали, что левши существовали еще 1.4 млн. лет назад.

Любопытные факты.

Почти 90% людей на планете - правши, и только у 3-5% «ведущая рука» - левая. Остальные - амбидекстры.


Количество левшей все время сокращается. В каменном веке их было 50%, в бронзовом - 25%, а сейчас - всего 5%. Около 2500 левшей умирают ежегодно в результате несчастных случаев, связанных с использованием предметов, предназначенных только для правшей.


В разные времена леворукость рассматривалась то как вредная привычка или даже как знак дьявола, то как признак невроза или мятежного характера. Позже ее стали рассматривать как признак творческих и музыкальных способностей.


В Японии вплоть до ХХ века леворукость жены считалась достаточным основанием для развода.

Правши живут в среднем на 9 лет дольше, чем левши.


Левши пользуются правой рукой гораздо чаще, чем правши - левой.


Вероятность рождения леворукого ребенка, если оба родителя правши, всего 2%. Если один из родителей левша, вероятность повышается до 17%, у обоих леворуких родителей дети-левши появляются в 46% случаев.


Левши наиболее часто встречаются среди однояйцевых близнецов.


Дети-левши обычно намного упрямее своих сверстников-правшей, и период упрямства у них имеет затяжной характер.


У многих левшей хорошие музыкальные способности и абсолютный слух.


Зачастую дети-левши начинают говорить позже, чем их сверстники, и имеют трудности с произношением некоторых звуков.


Левши чаще выбирают профессии артистов, художников, писателей, они особенно ценятся в боксе, в фехтовании и плавании.


40% золотых медалей в боксе завоевали леворукие. Леворукий боксёр имеет преимущество при ударе в печень, но теряет преимущество, свойственное праворукому боксеру, при ударе в сердце.

Левшами чаще являются мужчины, чем женщины.



Ахунова Камилла Альмировна

Руководитель проекта:

Саубанова Альфия Ринатовна

Учреждение:

МОБУ "СОШ №1 имени М. Абдуллина", с. Киргиз-Мияки, Республика Башкортостан

Эта исследовательская работа (проект) в начальной школе "Левша или правша" касается и моей семьи – ведь мой брат делает все левой рукой, а я правой. В исследовании я планирую узнать сколько левшей учится в нашей школе, почему их так мало и как относятся к таким людям в обществе и какие они на самом деле.

При подготовке к исследовательскому проекту по начальной школе на тему "Левша или правша" мне захотелось узнать всё о леворуких и праворуких людях и я начала поиск необходимой информации в сети Интернет.


В процессе исследовательской работы по начальной школе на тему "Левша или правша" я проведу анкетирование в начальных классах, выявлю интересы леворуких и праворуких детей детей.

Введение
1. Основная часть.

1.1. Количество леворуких и праворуких детей.
1.2. Анкетирование в классах.
1.3. Интересы леворукого и праворукого ребенка.
1.4. Удобно ли жить леворукому ребенку.
Заключение
Дополнительный материал

Литература

Введение

Меня зовут Ахунова Камилла. Я ученица второго класса.

Я – отличница. Мне очень нравится учиться. Я посещаю художественную школу, люблю читать интересные книги. Посещаю кружок умники и умницы. У меня много друзей.

С Альфией Ринатовной мы выполняем различные исследования. Меня заинтересовал проект- исследование «Левша или правша? » и я решила его выполнить, потому что у меня брат левша.

Мне захотелось узнать всё о леворуких и праворуких людях. Этот проект – исследование касается и моей семьи – ведь мой брат делает все левой рукой, а я правой.

Мне интересно ответить на следующие вопросы:

  • сколько левшей в нашей школе?
  • почему их так мало?
  • как относятся в обществе к таким людям.
  • какие они?

С братом мы соревнуемся, кто быстрее сделает, он - левой рукой, я – правой рукой.

Мне очень интересно знать почему в нашей семье все правши, а мой брат – левша?

Цель исследования: сколько "правшей" и "левшей" среди учащихся младших классов нашей школы.

Задачи:

  1. Каковы интересы «правшей » и «левшей »?
  2. Склонности и успехи в учёбе «левшей » и «правшей ».

Объект исследования: учащиеся.

Предмет исследования: интересы, увлечения, успехи в учебе.

Мои гипотезы:

  1. Леворукость связана с более развитым левым, а праворукость – с развитым правым полушарием головного мозга. Эти признаки передаются по наследству.
  2. Большинство людей – правши, к правшам общество относится лучше, потому что их большинство.
  3. Леворукому человеку очень трудно в праворуком мире, потому что все орудия труда рассчитаны на правшей.
  4. Я предположила, что для "правшей" и "левшей" характерны различия в свойствах характера, предпочтениях в любимых видах деятельности, интересах.

Я выбрала следующие методы исследования:

  • Изучение теоретического материала.
  • Анкетирование.
  • Изучение тетрадей леворуких и праворуких детей.

Этапы исследования:

  1. Изучение теоретических данных.
  2. Выполнение заданий анкеты.
  3. Рассматривание письменных работ леворуких и праворуких детей.
  4. Анализ результатов исследования.
  5. Формулирование вывода.

1. Основная часть

1.1. Количество леворуких и праворуких детей.

Сначала я решила узнать, сколько в начальных классах нашей школы леворуких и праворуких детей.
- всего учащихся - 382;
- праворуких – 360 человек;
- леворуких - 22.

Галина Викторовна Волгина - психолог нашей школы сказала, что это следующее соотношение - 1 к 17, леворуких детей – 5,9 %.

1.2. Анкетирование в классах

Я провела анкетирование в 3-«Б» и в 3-«А» классах.

Анализ анкет показал, что из 40 детей 8 ребенка леворукие.
Свою леворукость – праворукость ребята определяют следующим образом:

  1. пишу, рисую этой рукой – 30
  2. делаю всё этой рукой – 5
  3. пишу, держу ложку этой рукой - 5

Я решила узнать, почему так мало леворуких детей. И чем эти люди отличаются от остальных?

Я узнала, что ещё не открыты загадки происхождения леворукости. Даже ученые не могут ответить на вопрос, почему один ребенок всё делает правой рукой, а другой левой.

1.3. Интересы леворукого и праворукого ребенка

Я сравнила интересы леворукого и праворукого ребенка.


Я узнала, что головной мозг состоит из 2 полушарий. Левое и правое полушария мозга отличаются друг от друга. Они нужны нам для противоположных действий.

Левое полушарие отвечает математические вычисления, речь, чтение и письмо, двигательные функции. Левое полушарие очень хорошо развито у праворуких людей.

Правое полушарие - за образную память, ритм, восприятие музыки, чувства. Данное полушарие хорошо развито у леворуких людей.

Если посмотреть на интересы леворуких и праворуких ребят, то мы видим подтверждение этого. Поэтому, зная, какое полушарие у нас главное, мы можем правильно выбрать профессию или объяснить, почему у нас что-то не получается в той или иной деятельности.

До недавнего времени левшей старались переучивать, но после выяснилось, что насильственное превращение правой руки в ведущую плохо отражается не только на учебном процессе, но и подавляет творческое развитие, ведёт к различным неврозам и даже может вызвать заикание.

Отношение к левшам в разные времена и у различных народов было неодинаковым.

В Средние века способность пользоваться левой рукой вместо правой считалась знаком дьявола. В более поздние времена людям, пользующимся левой рукой, стали приписывать одаренность и даже талант.

Немало талантливых левшей и среди наших современников: Барак Обама. И многие другие известные люди.

Но также не вызывает сомнения, что очень много известных и праворуких людей.
Это говорит о том, что люди равны между собой, и успехи, достижения зависят не только от природных задатков, но и от желания человека развивать себя, работать над собой.

Попробуйте и вы определить, где писал леворукий ребенок, а где праворукий?

Вот это работы ребят, которые учатся на «4 и 5». А вот это работы детей, которые учатся на «3 и 4».
Мне кажется, что качество выполнения работы одинаковое.

1.4. Удобно ли жить леворукому ребенку

Меня так же интересовал вопрос, а удобно ли жить леворукому ребенку в мире, где всё сделано для праворуких детей.

Леворукие ребята ответили так – не всегда.

Я узнала, что существуют на Западе специальные магазины для леворуких людей. Например, есть прописи для леворуких детей, учебные принадлежности, инструменты, швейные машины. У нас пока таких магазинов нет, но всё же можно найти товары для левшей, например, мой брат пользуется специальной ручкой для левшей!

Я сделала памятку для учителей , которые работают с леворукими детьми. Она следующая:

  • В классе леворуких детей рекомендуется сажать слева за партой. В таком положении ребенок не мешает соседу.
  • При работе леворукого ребенка за столом свет должен падать с правой стороны.

Заключение

Вывод:
1. Среди учащихся начальных классов 6 % левшей, 94% правшей.

2. Почти все люди на земле праворукие, и только часть из них - другие, не такие, как все. Они пишут и шьют, едят и работают левой рукой. Так им удобнее, легче.

3. Человеку свойственно настороженное отношение ко всему, что выпадает из общей картины. В наше время не настороженность, а интерес, желание понять леворуких и узнать о них больше, понимание естественности различий - это путь цивилизованного отношения к феномену леворукости.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Новосибирской области Новосибирского района

«Гусинобродская основная школа №18»

Исследовательская работа

на тему: «Причины развития леворукости. Стоит ли переучивать левшу?»

Выполнила: ученица 8 класса

Вартанян Валентина

Руководитель:

Макидонская Т.А.

Учитель биологии в.к.к.

Введение 3

1 Леворукость среди людей 5

      Определение леворукости 5

      Данные о причинах развития леворукости в науке 7

      Положительные и отрицательные стороны в жизни левши 9

1.4 Переучивание леворуких как это было, последствия 11

2 Практические исследования 14

2.1 Выявление левшей среди учеников школы №18 14

2.2 Сравнительный анализ выполнения однотипной работы между левшой и правшой 15

2.3 Генеалогическое древо семьи левши 16

3 Леворукость – не патология 17

3.1 Результаты исследования 17

Заключение 19

Список использованной литературы 20

Приложения 21

ВВЕДЕНИЕ

В мире живут разные люди.Люди – левши всегда вызывали особый интерес и некоторое настороженное отношение окружающих, возбуждали удивление и любопытство. В средние века людей, которые все делали левой рукой, сжигали на кострах. В современном мире их пытались насильно лечить. И, тем не менее, с каждым годом левшей становится все больше. Если верить статистическим данным, сегодня их рождается в два раза больше, чем 24 года назад. И по прогнозам ученых к 2020 году их количество на Земле перевалит за миллиард.

Актуальность темы - в обществе сложилось неоднозначное отношение к леворукости, одни считают это серьезным недостатком, другие – проявлением гениальности. Существование таких крайних точек зрения свидетельствуют о малой изученности этого явления . Количество новорожденных левшей стало увеличиваться, и что делать родителям леворукого ребенка, переучивать или нет, изучим в ходе работы.

Леворукость – это та особенность, которая хорошо видна окружающим.

13 августа отмечается Международный день левши. Откуда берется «леворукость»? Что делать: расстраиваться или радоваться, если вы или ваш ребенок - левша? В чем особенность людей, у которых доминирует левая рука? Леворукость - это «подарок судьбы» или «наказание»? Что необходимо сделать, чтобы максимально приспособиться к праворукому миру?

Цель работы - выявить причины развития леворукости, положительные и отрицательные стороны для левшей, найти ответ на вопрос: стоит ли переучивать левшу? Дать рекомендации родителям детей-левшей.

1. Дать определение леворукости, изучить данные о причинах развития леворукости в науке, проанализировать положительные и отрицательные стороны в жизни левши, изучить последствия переучивания леворуких.

2. Выявить левшей среди учеников школы № 18, выполнить сравнительный анализ, составить генеалогическое древо семьи левши.

3. Показать результаты исследования выполненной работы, ответить на вопрос: «Стоит ли переучивать левшу?», дать рекомендации родителям детей-левшей.

Объект исследования – человеческое население

Предмет исследования - леворукость среди людей.

Методы исследования:

Изучение теоретической части;

Сравнительный анализ;

Анкетирование;

Составление генеалогического древа

Практическая значимость: данная работа познакомит с особенностями леворуких людей, позволит узнать причины развития леворукости, а также, ответить на вопрос «Стоит ли переучивать левшу?», дать рекомендации родителям детей-левшей.

1 Леворукость среди людей

1.1 Определение леворукости

«В природе движение идет справа налево.

Все светила и их спутники описывают круговые пути с востока на запад.

У человека правая рука развита лучше, нежели левая...

Завитки раковины, за редким исключением, завернуты справа налево.

И если попадается раковина-левша, знатоки ценят ее на вес золота».

Жюль Верн

Рука - «самый полифункциональный орган двигательной активности» . Обозначений асимметрии рук много, наиболее распространены обозначения: правша, левша, амбидекстр .

Леворукость – это не патология и не недостаток развития. Леворукость – очень важная индивидуальная особенность человека . Учеными была выдвинута гипотеза, что в древности человечество в подавляющем большинстве было леворуким. Преобладание правой руки появилось позднее, в результате эволюции. Левая рука обладает большими потенциальными возможностями. Она выносливее к статическим нагрузкам, точнее определяет на ощупь форму предметов, быстрее достигает заданного усилия.

Левша - человек, предпочтительно пользующийся левой рукой вместо правой. Леворукость – врожденное или вынужденное пользование левой рукой. Зависят же такие индивидуальные особенности от доминирования того или иного полушария головного мозга.

И здесь уместно вспомнить имя французского врача Поля Брока, который обратил внимание на то, что параличи правой руки очень часто сопровождаются нарушением речи, а при параличе левой конечности речь обычно не страдает.

Каково же разделение функций между левым и правым полушариями головного мозга. Ответственность за разные виды деятельности поделена между ними. Более того, одно из полушарий является доминантным, а другое – субдоминантным, т.е. подчиненным. При этом происходит перекрестный процесс: правой половиной человеческого тела управляет левое полушарие головного мозга и наоборот. Таким образом, у правшей в организме главенствует левая часть мозга, а у левшей – правая.

Правое полушарие обрабатывает информацию одномоментно, оно воспринимает мир живо, красочно, образно, целостно, а не просчитывает его; оно отвечает за эмоции, интуитивные способности, умение синтезировать, понимать юмор, отвечает за пространственно-зрительные функции;

оно чутко относится к интонации (в то время как левое полушарие не способно отличать оттенки эмоций в голосе), к мимике, оно музыкально. Учитывая такую характеристику уместно вспомнить о гениальности левшей, то - есть те, у которых доминирует правое полушарие.

Процент одаренности среди леворуких людей необычайно высок: Александр Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон, Чарли Чаплин, Альберт Энштейн.

В музыке: Моцарт, Бетховен.

В живописи: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Рубенс.

Актеры: Роберт де Ниро, Джулия Роберт, Брюс Уиллис, Том Круз, Сильвестр Сталлоне.

Компьютерный гений – Билл Гейтс.

Определять ведущую руку целесообразно в 4-5 лет, потому что, начиная с 16-20 недель и до 2-х лет, у ребёнка происходит волнообразное изменения “рукости”. С 2-х до 4-х лет руки практически равноценно и одинаково активны, причём большая часть действий совершается обеими руками. И только в возрасте 4-5 лет ребёнок отдаёт предпочтение одной из рук.

Левши составляют 10-17 процентов населения нашей планеты. В России их порядка 15–18 миллионов человек. Причем отечественная армия леворуких увеличивается год от года – с тех пор как народное образование оставило, наконец, непохожих учеников в покое. Доподлинно известно следующее: среди детей праворуких родителей левши составляют примерно 2 процента, если один родитель праворук – 17 процентов, у двух левшей – 46 процентов. В мире насчитывается примерно 9–11 процентов леворуких детей, но в нашей стране – почти 25 процентов. Объясняется этот факт одним прискорбным обстоятельством: редкая российская мама рожает без проблем. Патология в родах достигает 70 процентов.

Повышенное количество леворуких отмечается среди близнецов. По-статистике, однояйцовый близнец человека-левши имеет 76%-ый шанс на то, чтобы быть левшой, причины этого идентифицируются как частично генетические и частично экологические

Среди населения Южной Азии, Восточной Европы, Юго-восточной Азии встречается намного больше левшей, чем в других этнических группах во всем мире, в то время как среди населения Западной и Северной Европы, Африки - левшей встречается намного меньше.

1.2 Данные о причинах развития леворукости в науке

Теории происхождения леворукости:

Асимметрия рук объясняется асимметрией других органов (Аристотель).

Зеркальная симметрия мозга левши (В. Огл, 1871г.)

Социальная теория леворукости. Леворукость – результат привычки (С. Джексон, 1905г.).

Леворукость – результат эмоционального негативизма (З.Фрейд).

Разделение функций между левым и правым полушариями головного мозга (А.В. Семенович, 1950гг.)

1. Человек может быть «компенсаторным» левшой из-за какого-либо повреждения головного мозга, чаще - его левого полушария. Деятельность правой руки в основном регулируется левым полушарием и поэтому в случае травмы (может быть родовой) или болезни, соответствующие функции может взять на себя правое полушарие. Таким образом, левая рука становится ведущей, то есть более активной при выполнении бытовых действий, а впоследствии, чаще всего при письме.

2. Тестостерон: Согласно теории невропатолога Нормана Гешвинда, подвергание плода высоким дозам тестостерона до рождения может привести к рождению ребёнка-левши. Как полагает Норман Гешвинд, тестостерон влияет на скорость пренатального роста полушарий развивающегося мозга и ответственен за возможные различия в строении мозга у мужчин и женщин. Высокое содержание тестостерона в период внутриутробного развития по мнению Гешвинда замедляет рост левого полушария у мужского плода по сравнению с женским и способствует относительно большему развитию правого полушария у лиц мужского пола. 3.Теория ультразвука: популярная теория, касающаяся того, что обследования с применением ультразвука могут затронуть мозг будущих детей. Считается, что это может вызывать развитие леворукости. Теория имеет весьма ограниченное применение (только у человека и только в развитых странах в последние несколько десятилетий) и не может ничего объяснить и предсказывать.

4.Эволюционная теория асимметрии В. А. Геодакяна: праворукость и леворукость не патология, а нормальные, адаптивные фенотипы для стабильной и изменчивой среды, регулирующие поведенческую пластичность общества. У эмбриона преобладает более древнее биологическое правое полушарие, управляющее левой рукой. В наилучших условиях интенсивное развитие левого полушария приводит к тому, что рано или поздно оно обгоняет правое полушарие и происходит полная транслокация доминантности полушарий и рук, то есть леворукость переходит в транс-праворукость (преобладание левого полушария правой руки). Экстремальные условия (экологический и психологический стресс матери) создают гипоксию, угнетающую более чувствительное левое полушарие эмбриона.

Археологические данные говорят в пользу того, что после первоначально одинакового использования обеих рук (симметрия), произошла асимметрия в сторону предпочтения использования правой.

5. В 2008 году британские учёные нашли «ген левшей». Ген LRRTM1 играет ключевую роль при формировании речи и эмоций.

6. В 2012 году канадский исследователь С.Корен установила, что отдающие предпочтение письму левой рукой чаще рождаются в поздних браках, нежели у молодых родителей. Физиологически нормальный для деторождения возраст с её точки зрения - 18-24 года. Ею сделаны определённые подсчёты, согласно которым у 30-35-летних родителей левшей рождается на 25 % больше, у 35-39-летних - уже на 69 %, а у 40-летних пап и мам вероятность появления на свет ребёнка-левши очень близка к 100 %.

Вывод: на сегодняшний день известно несколько теорий причин развития леворукости в науке, но ни одна не доказана с точностью.

1.3 Положительные и отрицательные стороны в жизни левши

Положительные стороны

Есть в "левости" и свои плюсы.

1. Вынужденные подстраиваться под "праворукий" мир, левши по необходимости развивают обе руки, в то время как правши действуют обычно одной. Именно поэтому многие левши имеют преимущество и добиваются серьезных успехов в некоторых видах спорта. Леворуких теннисистов, фехтовальщиков, боксеров, борцов очень не любят - с ними неудобно соревноваться.

2. Левши имеют больше шансов быть гениями – или имеющих высокий IQ.

3. Британский ученый Крис МакМанус, в книге "Правая Рука, Левая Рука" доказывает, что на протяжении всей человеческой истории левши добивались более высоких достижений, чем правши.

4. Леворукие мужчины зарабатывают больше денег, чем праворукие.

5. Левши лучше видят под водой.

6. Как правило, левши лучше играют в видеоигры, чем правши.

7. Левши, легче переносят и восстанавливаются после инсульта, чем правши. 8. Левши-водители более успешны при обучении вождению, чем правши. 9.Преуспевают в спорте.

В последнее время в мире стало появляться все больше специальных магазинов для леворуких или отделов в обычных магазинах, где можно приобрести все для левшей - от ножей и вилок до наборов для игры в гольф, музыкальных инструментов и компьютерных аксессуаров.

Отрицательные стороны

Конечно, определенные сложности всегда будут идти нога в ногу с левшой. Праворукий мир будет пытаться подставить подножку всякий раз, как только левша потянется к чему-то развитой, левой рукой. Придется привыкать, учиться, приспосабливаться. Или искать альтернативу – покупать специальные предметы для левшей.

1. Многие вещи - начиная от ножниц, фотоаппаратов и компьютеров и заканчивая швейными машинками, автоматами и турникетами в метро, - "заточено" под праворуких людей.

2. Левши чаще правшей получают производственные травмы.

3. У левшей намного чаще возникают заболевания опорно-двигательного аппарата, потому что инструменты и оборудование разрабатывают для тех, кто лучше владеет правой рукой.

4. Почерк может представить большие проблемы, так как по мере того как ребенок-левша учится писать, он часто задевает уже написанную строчку, тем самым размазывая чернила по странице.

Вывод: положительных сторон гораздо больше отрицательных.

1.4 Переучивание леворуких как это было, последствия

Меня незаслуженно обижали и оскорбляли именно потому, что у меня не та рука была главной,

И первый, кто меня обижал и оскорблял - это была мать. Сама, будучи левшой, она била меня за это...

Делится воспоминаниями актер Виктор Сухоруков.

Раньше считалось: леворукость - аномалия, от нее нужно избавляться. Многих, наделенных этим даром, родители и учителя пытались переучить еще в детстве. До 1986 года в СССР работала специальная программа по переучиванию левшей, начиная с детского сада. Никто не задумывался, что переучивание таких детей приводило к трагическим последствиям: у них рвались естественные связи между полушариями мозга, начинались неврозы и стрессы. «Я горевал, я страдал, я плакал, я не знал, что делать с этим», - признается в фильме Сухоруков.

В СССР считалось, что детей-левшей надо обязательно переучивать, чтобы при письме они использовали только правую руку. Лишь спустя годы стали заметны и были признаны негативные последствия насильственной трансформации, в результате чего в 1986 году на законодательном уровне отменили необходимость переучивания левшей.

Переучивание левши – это безуспешная попытка переделать биологическую природу ребенка. Его можно заставить писать и есть правой рукой, но невозможно изменить ведущее полушарие мозга.

Как показал советский опыт, переучивание приводит к существенному ухудшению психического и физического здоровья леворуких. Это состояние получило название « декстрастресс» по А. П. Чуприкову. Декстрастресс -болезненное психофизиологическое напряжение, испытываемое леворуким человеком в условиях давления праворукой среды.

В наиболее яркой форме «декстрастресс» проявляется при насильственном переучивании леворуких детей и запрете писать левой рукой. Следствием его является ухудшение здоровья ребёнка: появление различных невротических и неврозоподобных состояний (депрессия, страхи, ночной энурез, заикание и др.), обострение скрытых последствий перинатальной гипоксической энцефалопатии - вплоть до эпилепсии .

В процессе насильственного переучивания ребенок становится вспыльчивым, капризным, раздражительным, беспокойно спит, у него снижается аппетит. Позднее появляются более серьезные нарушения: частые головные боли, постоянная вялость. Согласно медицинской статистике, каждый третий ребенок с заиканием - это переученный левша.

Нарушения могут проявиться как поодиночке, так и в комплексе. Кроме того, переучивание чревато тем, что ребенок будет плохо учиться в школе, а позже и в институте.

Переученный леворукий человек, насильно приспособившийся к неудобному для него правому типу двигательного поведения, сохраняет все особенности в сенсорной сфере и нервно-психической деятельности.

На сегодняшний день, у учителей и родителей нет никаких разумный причин принуждать детей менять руку. Предлагаемые объяснения укладываются в диапазон от: «Неприятно смотреть, когда человек пишет левой рукой» до «Мир создан для правшей, и мой ребенок-левша окажется в проигрышной позиции». Все это неубедительно, и эти оправдания часто маскируют распространенное предубеждение против левшей- предубеждение, которое теперь быстро исчезает!

Вывод: переучивание причиняет непоправимый ущерб здоровью ребенка.

2 Практические исследования

2.1 Выявление левшей среди учеников школы №18

Проведено анкетирование среди учащихся школы №18.Анкета представлена в Приложении А. Данные результатов анкетирования представлены на рисунке 2.1

Рисунок 2.1 – Результаты анкетирования среди учащихся школы № 18

Вывод: путем проведения анкетирования среди учащихся школы № 18, выявлено 2 леворуких ребенка из 74.

Данные об отношении учеников и учителей к леворукости представлены на рисунке 2.2.

Рисунок 2.2 – Отношение учеников и учителей к леворукости

Вывод: 4 человека считают левшинство отклонением в развитии, 73 человека – обычной особенностью, 7 человек – гениальностью.

В Приложении Б, представлены фотографии на которых распознается левша с помощью определенных заданий: «Замок кистей», «Поза Наполеона».

2.2 Сравнительный анализ выполнения однотипной работы между левшой и правшой опытным путем

А) Вязание - правше легче справляться с заданием, а левше учитель так и не смог передать навыки вязания.

Б) Открытие двери – дверь устроена для правши, правше удобно открытие, левше – нет.

В) Использование ложки для сливок – носик ложки устроен справа, правше удобно, левша испытывает трудности в использовании.

Г) Левша и правша сидят за одной партой – мешают друг другу писать.

Д) Левша, пробуя писать правой рукой испытывает дискомфорт и неудобство, почерк искажается.

Фотографии представлены в Приложении В.

2.3 Генеалогическое древо семьи левши

В разделе «Данные о причинах развития леворукости в науке», существует теория о том что, в 2008 году британские учёные нашли «ген левшей». Ген LRRTM1 играет ключевую роль при формировании речи и эмоций.

На основе предложенной теории, составлено генеалогическое древо семьи левши, где прослеживается передача гена LRRTM1. Приложение Г

3 Леворукость – не патология

3.1 Результаты исследования

Проанализировав положительные и отрицательные стороны в жизни левшей с помощью теории и практики, было выяснено, что плюсов у левшинства гораздо больше, чем минусов. В современном мире открыты магазины для приобретения приспособлений специально для левшей, левши плавно перестраиваются на правую руку по мере необходимости, на сегодняшний день левшей не истребляют, по данным рисунка 2.2. относятся как к обычной особенности.

Изучив, как переучивали левшей в СССР и к каким психологическим и физическим последствиям это приводит можно сделать вывод: сложности, возникающие у левши в процессе проводимых опытов не оправдывают, насильственного переучивания детей-левшей.

Леворукость – это не патология и не недостаток развития. Леворукость – очень важная индивидуальная особенность человека.

Но вот почему так происходит, никто не знает. И если вы родились левшой, значит, вы автоматически попали в список загадок природы. И пусть на вашу долю будет выпадать немало испытаний, вы левша, а значит – справитесь. Вам доступны оригинальные грани мышления, вы смотрите с особенной точки зрения на все. Ваш подход к любым темам может быть настолько необычен, что правши будут в недоумении качать головой.

Как вести себя родителям ребенка-левши

Конечно, важно всегда помнить, что у ребенка ведущая рука - левая. Однако чего точно не стоит делать, так это:

Чрезмерно напомнить ему о леворукости, выделяя его несхожесть с большей частью людей - ни ребенок, ни окружающие не должны видеть в этом что-то аномальное. Такое отношение к леворукости – прямая дорога к пониженной самооценке и застенчивости.

Хвалить за леворукость - у ребенка может сформироваться мнение, что он выделяется только тем, что он левша.

Каждый раз уточнять, удобно ли ему держать предметы - лучше просто быть наблюдательнее, иногда предлагать решение или помощь, и всегда стараться ставить себя на место ребенка-левши.

И конечно, не стоит переучивать ребенка - это настоящее "насилие" над мозгом малыша.

Какие занятия подойдут ребенку-левше

Из-за того, что у маленького левши ведущее полушарие мозга - это правое, более креативное, творческое и образное, такие дети часто проявляют интерес к различным видам искусства: занятия рисованием, лепкой, танцами и музыкой могут очень понравиться вашему ребенку.

Некоторые отмечают, что всех левшей объединяет пытливость, желание познать устройство этого мира. Эта черта характера помогает в освоении естественных наук и тех дисциплин, где может быть применимо их великолепное чувство пространства: география, геометрия и так далее.

Ну и, не стоит забывать о гармоничном физическом развитии ребенка-левши. Такие виды спорта, как бег, бокс, теннис, спортивная гимнастика и игровые виды спорта прекрасно даются леворуким детям.

Заключение

В первой главе дано определение леворукости, изучены данные о причинах развития леворуксти в науке. На сегодняшний день известно несколько теорий причин развития леворукости в науке, но ни одна не доказана с точностью. Проанализированы положительные и отрицательные стороны в жизни левшей, положительных сторон гораздо больше отрицательных. Изучены последствия переучивания леворуких, переучивание причиняет непоправимый ущерб здоровью ребенка

Во второй главе выявлены левши среди учеников школы № 18, путем проведения анкетирования среди учащихся школы выявлено 2 леворуких ребенка из 74.

Выполнен сравнительный анализ, составлено генеалогическое древо семьи левши.

В третьей главе, показаны результаты исследования выполненной работы, дан ответ на вопрос «Стоит ли переучивать левшу?», даны рекомендации родителям левшей.

Достигнуты цели и задачи работы.

Список использованной литературы

1 Безруких М.М., Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Психофизиология ребенка. Психофизиологические основы детской валеологии: М.: ВЛАДОС, 2000 г. С 144.

2 Буренкова Е.В., Особенности межличностных отношений леворуких людей. 2014 г. С 170.

3 Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., Функциональные асимметрии человека. 1998 г. С 240.

4 Розе Н. Д., Функциональные асимметрии. Моторная асимметрия. 1970 г. С. 361.

5 Чуприков А.П., Выявление леворукости и психогигиена леворуких детей. // Методические рекомендации, 2011,С 191.

6 Интернет-ресурс: http:// www .gazeta.zn Право левой руки

7 Интернет-ресурс: http://www.labirint.ru Книги прописи и некоторые товары для левшей и о левшах

8 Интернет-ресурс: http:// www /leftorno.ru Магазин удобных для левшей товаров

9 Интернет-ресурс: http:// www .lefthandwriting.ru Канцелярская продукция для левшей, ручки, карандаши, линейки, ластики

Приложение А

Варианты ответа

Какая рука у Вас преобладает?

Отношение к леворукости

Отклонение в развитии

Обычная особенность

Гениальность

Приложение Б

Выявление левши

Приложение В

Выполнение однотипной работы правшой и левшой

Открытие двери

Использование ложки для сливок

Левша пишет левой рукой, правша правой

Левша пробует писать правой рукой

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Новогандичевская средняя школа»
Убинского района Новосибирской области

Левша – это Я?

Исследовательская работа

Выполнила: Беляева Даша, учащаяся 4 класса
Руководитель: Якубенко Елена Фёдоровна, учитель начальных классов

с. Новогандичево, 2017Оглавление

Введение..
3

1
Физиологические основы праворукости и леворукости...
4

2
Отношение к праворукости и леворукости в истории человечества и в моей семье...
5-6

3
Существует ли леволапость и праволапость у животных...........
7

4
Экспериментальная часть
8-11

Заключение..
12

Литература
13

Приложение..
14-18

Введение
Мне все говорят, что я – левша! Я, действительно, всё делаю левой рукой. В этом году в нашем классе вместе с нами занимаются ребята первого класса.
Как-то раз, понаблюдав за ними, я обратила внимание, что все они пишут, рисуют, вырезают правой рукой. Мне стало интересно, почему же я не такая как большинство людей? Почему некоторым людям удобнее пользоваться левой рукой? Много ли нас – левшей? Может ли леворукость влиять на мои успехи в учёбе, на творческие мои способности, и на мою жизнь в целом? Есть ли левши и правши среди животных? Эти вопросы меня так заинтересовали, что я решила исследовать эту тему.
Я считаю, эта тема очень интересна и актуальна не только для меня самой, так как я – левша, но и для многих других людей. Ведь практически у каждого есть хотя бы один родственник или знакомый – левша!
Цель моего исследования: выяснить, почему я – левша, влияет ли это на успеваемость в школе, и есть ли среди животных – левши?
Для этого я должна:
собрать материал для своей работы;
узнать, как относились к правшам и левшам в истории человечества;
провести исследование с целью выявления левшей среди учащихся, учителей нашей школы и жителей моего села;
провести анализ успеваемости среди учащихся;
узнать существует ли праволапость и леволапость у животных.

Физиологические основы праворукости и леворукости
Своё исследование я начала с характеристики физиологических основ праворукости и леворукости. Вот что я узнала.
Одной из загадок человеческого мозга является его несимметричность: правое и левое полушария мозга при внешнем сходстве различаются по строению, и по функциям.
Ученые накопили огромное количество фактов и наблюдений, но вот уже на протяжении всего нескольких десятков лет в науке сменяют друг друга разные взгляды на то, какое из полушарий мозга «главное» - левое или правое. Сегодня считается, что большинство людей праворукие, потому что мозг большинства людей функционирует в определённом направлении. Левшами являются около 10-15 % людей. Остальные 85-90% - правши. Отчего же зависит, является ли человек правшой или левшой? Это связано с особенностями работы полушарий головного мозга. У правшей, оказывается, больше развито не правое, как я предполагала, а ЛЕВОЕ полушарие, которое отвечает за переработку словесной информации. У левшей более развито ПРАВОЕ полушарие, которое отвечает за обработку образов, эмоций, чувств. Однако существуют люди с одинаково развитым правым и левым полушарием. Это так называемые амбидекстры. Они одинаково хорошо владеют правой и левой рукой, ногой и т.д. У них нет ведущих парных органов.
Из статьи в Интернете я узнала, что на выбор ведущей руки влияют несколько причин:
Наследственность – у леворукого родителя с большей вероятностью родятся леворукие дети.
Влияние среды, культуры. Чем выше уровень развития народа, тем меньше леворуких. (Например, среди эскимосов, папуасов и других близких к природе народов левшей 25-30%).
Травма или болезнь. Это так называемая вынужденная праворукость- или леворукость, связанная с заболеваниями мозга, руки, ноги и т.д..

Отношение к праворукости и леворукости в истории человечества и в моей семье
На протяжении истории человечества есть люди, отличающиеся от большинства какими-то особенностями, например, левши, вызывали интерес и удивление. Отношение к левшам было неодинаковым в разных странах и в разные времена. Во многих языках прослеживается отрицательное отношение ко всему левому, не исключая левшей. Например, в английском языке слово «леворукий» имеет дополнительное значение - неуклюжий, лицемерный, зловещий, незаконный. Подобные связи прослеживаются во французском, итальянском, испанском, немецком языках. Русский язык тоже предоставляет множество примеров подобного рода: «левый товар»- товар, проданный незаконным образом, поддельный, фальшивый. Так же можно рассматривать негативные значения словосочетаний «левый доход», «левым образом», «встал с левой ноги», «как левый глаз увидел» и т. д. Большинство всегда отрицательно относится к меньшинству. Отсюда и переучивание левшей, имеющее много отрицательных последствий на организм и психику. Долгое время главной причиной давления на левшей была тревога за их социальную адаптацию в мире правшей. Многие родители переучивали детей, так как боялись, что «левизна» принесет детям много проблем. Доставалось левшам и от воспитателей и от школьных педагогов, которые строго следовали установке - всем писать только правой рукой, а левшей переучивать.. Были времена, что детям - левшам даже привязывали левую руку к туловищу, чтобы они научились пользоваться правой, так как делать все левой рукой считалось плохим тоном и чуть ли не уродством! . Часто у детей-левшей, которых упорно переучивали, развиваются невротические реакции и неврозы. У меня есть папа, мама, сестра и брат. Но в нашей семье я единственная, кто пишет, рисует, держит ложку левой рукой. Но мама рассказывала, что когда она была маленькой, то тоже всё делала левой рукой. И это было для неё легко и удобно. Но бабушка моей мамы сказала, что это очень плохо. Она говорила:- Это не дело! Это будет очень сложно: держать ножницы в руках, крутить мясорубку, писать, резать ножом, ведь это всё неудобно. И она решила переучить мою маму. И у неё получилось. Сейчас мама всё делает правой рукой, но и левой у неё что-то получается. И по папиной линии у меня есть два брата и сестра, которые, как и я - леворукие. В наше время, когда уже исследованы причины леворукости, такого отношения к левшам нет. Леворукость не болезнь, не отклонение в развитии, это вариант нормы. Среди леворуких людей есть талантливые люди и гении:
Леонардо да Винчи (художник);
Джулия Робертс (актриса);
Лев Николаевич Толстой (писатель);
Александр Сергеевич Пушкин (поэт). Приложение 1
Вывод: возможно, левшество - не наказание, а дар!
Существует ли леволапость и праволапость у животных
Рядом с нами живут наши друзья – это животные. И мне захотелось узнать, а они могут быть леволапыми и праволапыми? За ответом на данный вопрос я обратилась к биологу нашей школы Сабаевой Марине Викторовне.
Изучив, вместе с ней, научную литературу, я узнала, что в 60-х г.г.20 века при тщательном изучении поведения животных обнаружилось много интересных фактов. Оказалось, что у животных существует устойчивая «лапость» - т.е. крыса, собака, кошка, обезьяна предпочитают манипулировать одной из передних лап. Термины «левша» и «правша» применимы не только к людям, но и к животным.
У разных живых существ процент правшей и левшей среди особей одного вида может сильно различаться. Так, среди кошек большинство правши, среди мышей 44 % правшей, 28 % левшей, а остальные амбидекстры, зато все белые медведи
· левши. Даже среди «родственников» человека, шимпанзе, отношение левшей и правшей отличается от существующего у людей. Например, в дикой природе больше половины шимпанзе являются левшами. В неволе большинство приматов правши; возможно, это объясняется вынужденным общением с людьми, которые в большинстве своём правши. Таким образом, если рассматривать животный мир в целом, то в отличие от людей, количество праволапых животных приблизительно равно количеству леволапых.

Вывод:. праволапость и леволапость у животных существует.
Экспериментальная часть
Изучив литературу по моей исследовательской работе, я поняла, что у меня господствующим является правое полушарие головного мозга. Но какова, же причина этого я хочу узнать? Почему мои полушария «поменялись ролями»? Для этого мне пришлось проанализировать причины, которые влияют на выбор ведущей руки.
1.Влияние среды, культуры. (Я не живу среди эскимосов, папуасов и других близких к природе народов). Эта причина ко мне не применима.
2.Травма или болезнь. (С этим вопросом мне помогла разобраться Марина Ивановна - это наш фельдшер. Мы с Мариной Ивановной изучили мою медицинскую карту. Оказалось, что никаких родовых травм и болезней у меня не было). Значит и эта причина ко мне не подходит.
3.Наследственность. (У меня мама - левша, но в детстве её переучили).
Вывод: Я – левша! Это результат наследственности.
После этого мне захотелось узнать, есть ли в нашей школе и жителей моего села левши? Для этого я провела следующие опыты:
Аплодирование. Какая рука сверху ударяет по другой?
Возьми у меня предмет.
Нарисуй солнышко в воздухе.
Вот что у меня получилось.

Таблица 1. Есть ли в нашей школе и среди жителей моего села левши?
Опрашиваемые
Количество
Результат

Правши
Левши

Учителя
12
12
0

Учащиеся
20
19
1

Жители моего села
10
8
2

Вывод: Левши есть, но их мало.
Следующим моим исследованием было узнать, зависят ли мои успехи в учёбе и в творческой деятельности от того, что я левша. Чтобы ответить на этот вопрос, мы с Еленой Фёдоровной провели сравнительный анализ успеваемости учащихся 3-5классов за первую и вторую четверть.
Приложение 2
Изучив успеваемость, мы выяснили, что у всех учеников проявляются различные способности, у некоторых есть проблемы с математикой, с русским языком. Больше половины - учатся на «4» и «5», у некоторых есть «3». Среди учащихся я одна левша.. У меня успехи в учебе –хорошие. Всего три «4», а остальные «5».
Вывод: из данного исследования получается, что умственные способности ученика не зависят от того левша он или правша. Думаю, на успеваемость оказывает влияние многое другое (помощь родителей, склад ума ребенка и т.д.)
Просмотрев и проанализировав в «портфеле» достижений за 1 -4 классы свои творческие работы и результаты участия в конкурсах я пришла к выводу, что я творческий ребёнок. Так как мне нравится рисовать, лепить, делать поделки.
Я часто участвую в творческих конкурсах и добиваюсь определённых результатов. Приложение 3 Приложение 4
Вывод: творческие способности ребёнка так же не зависят от того, что он левша или правша.
Следующим моим исследованием мне захотелось узнать, что мне легко, а что трудно делать левой рукой? Я испробовала различные виды действий, которые сама себе придумывала.
Таблица 2. Что у меня получается, а что не получается?
Легко
Трудно

заплетать
крутить мясорубку

рисовать
тереть на тёрке

писать
чистить картошку

вырезать
вязать крючком

Вывод: левше труднее выполнять некоторые действия, но всему можно научиться.
И заключительным моим экспериментом было определение ведущей лапы у моих кошек. Их у меня две. Это Красотка и Юлька. Прочитав соответствующую литературу и поразмыслив самостоятельно, я выбрала три способа определения ведущей лапы у кошки:
В банку с узким горлом помещаю вкусное лакомство. Какой лапой Юлька и Красотка будут пытаться достать пищу?
На верёвочку подвешиваю бантик. Какой лапой кошки будут больше играть с бантиком?
Тот же бантик на верёвочке буду возить по полу. Какой лапой кошки чаще будут охотиться за бантиком?
Вот какие результаты у меня получились.
Таблица 3.Определение ведущей лапы у моих кошек.
№опыта
1
2
3

Результат Красотки
п
л
п

Результат Юльки
л
л
л

Вывод: моя Красотка праволапая, а Юлька леволапая.
Заключение
В ходе исследования я узнала много новой информации. Кроме научных фактов, я составила список гениальных и известных левшей. Оказывается, что даже существует Всемирный день левшей, который празднуется с 1992 года ежегодно и отмечается 13 августа!
А для себя я сделала соответствующие выводы:
я – левша. Это результат наследственности:
леворукость не может быть причиной снижения умственных способностей, если, только, левшу не переучивать;
леворукость не влияет на творческие способности ребёнка:
существует праволапость и леволапость у животных.
Тема правшей и левшей изучена мной ещё не до конца. Мне хотелось бы продолжить исследование в этом направлении. Я хочу узнать, как влияет леворукость и праворукость на характер человека и на выбор профессии в будущем.
В заключении, хочу добавить: Мир был бы не интересен, если бы все были бы одинаковыми. Например, все светловолосые и голубоглазые, все очень красивые и очень умные. Если было бы так, то не было бы ни самых умных, ни самых красивых, ни самых любимых, а все - просто одинаковые. Поэтому каждый человек имеет право на существование - и рыжеволосый, и черноглазый, и леворукий. Такими нас создала природа. Мы - разные и это здорово! Каждый леворукий человек - особенный. Впрочем, как и любой праворукий.

Литература
1.Айрапетянц В.А. Леворукий ребенок //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2003 г. - № 3.
2..М. М. Безруких «Если ваш ребёнок левша».3. Брагина Н. Н. «Левши».4.. Дейч Г. «Левый мозг, правый мозг».5. Каппорт К. Д. «Определение ведущего парного органа у человека».6.Л. Жаворонкова «Правши и левши»7. Маркина Н. Мозг правшей и левшей - в чем разница?

Приложение 1
Список известных и гениальных людей- левшей

Личность
Род занятий

Аристотель

Древнегреческий ученый

Юлий Цезарь

Римский император

Александр Македонский

Полководец

Наполеон Бонапарт

Завоеватель

Леонардо да Винчи

Художник

Микеланджело

Художник

Николай Рахманинов

Композитор

Владимир Маяковский

Джулия Робертс

Пол Маккартни

Певец, композитор

Барак Обама

Президент США

Марк Твен

Писатель

Ганс Христиан Андерсен

Писатель

Лев Толстой

Писатель

А.С. Пушкин

Фридерик Шопен

Композитор

Приложение 2 Анализ успеваемости учащихся 3-5классов

Приложение 3 Мои результаты в конкурсах
Год
Название конкурса
Результат

2014
«Семья за детство без опасности»

2014
«Выборы глазами детей»

2015
«Мама- главное слово в каждой судьбе»
1место

2015
«Пасхальный звон»

2015
«Зелёная планета глазами детей»

2016
«Люблю тебя, мой край родной»

2016
«Выборы глазами детей»

2016
«Масленичные проделки»

Приложение 4 Мои награды

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: