Викторины для родителей в детском саду. Викторина для родителей и детей подготовительной группы детского сада

Викторины для детей в детском саду

(вопросы с ответами для ДОУ )

Детские вопросы по сказкам (с ответами)

1.Исполнила три желания,

Но старику в наказание
За старухины три ошибки
Все обратно взяла (Золотая рыбка)

Он из теста был состряпан,
Не боялся никого.
Но Лисе попался в лапы
Толстый круглый (Колобок)

В лес привез, и под елкой оставил.
Замерзают на холоде слезки,
Но у сказки конец небывалый –
Настю спас настоящий (Морозко)

Дружно звери в доме жили
Только было невдомек,
Мишку зря они пустили –
Развалился (Теремок)

Бабка старая, бабка древняя,
Черный кот, костяная нога,
В русских сказках злодейка первая.
Дети, это же (Баба Яга)

2. Раздать ребятам по пять карточек с изображениями сказочных героев. Например, если ребят 25, то будет 25 карточек, по пять одинаковых у нескольких ребят. На карточках:

Змей Горыныч
Кощей Бессмертный
Гуси-лебеди
Сестрица-Аленушка
Конек-Горбунок

Карточки лучше подписать.

Воспитатель задает вопросы, а ребята должны поднять вместо ответа карточку, соответствующую тому или иному персонажу. Вопросы:

1. У кого из сказочных персонажей три головы?
2. Кто умеет выдыхать огонь, если его очень разозлить?
3. Кто в детстве мало каши ел и остался худым и злобным на всю свою долгую-долгую жизнь?
4. Кого нельзя убить, если не отыскать иголку и не сломать ее?
5. Птицы, ворующие детей для Бабы Яги?
6. Кто из сказочных персонажей помогает злой старухе, летает по воздуху и покрыт перьями?
7. Какой персонаж очень любил своего брата, и предупреждал его не пить воды из лужи?
8. Смелая девочка не побоявшаяся отправиться за своим братом к Бабе Яге?
9. Кто из персонажей ест овес и может перепрыгнуть через высокую гору?
10. Кто спас Иванушку от гибели в котле с кипятком?

Лучше задавать вопросы вразнобой, чтобы немного «запутать» ребят.

Математическая викторина для подготовительной группы детского сада

«Приключения кошки Маши и ее котят»

1.Наша кошка Маша - отличная мамаша
У нее четыре дочки и еще один сыночек
Девочки и мальчики, загибаем пальчики
Сколько у нее котят? (пять)

А теперь еще одна задачка про кошку Машу и ее котят. У Маши пять котят. Три из них рыжие, как лисята, оставшиеся - серого цвета. Сколько котят у кошки Маши серого цвета? (два)

Два котенка пьют молоко, один играет. Сколько котят спят? (два)

3.Вот прибежал огромный пес,
Он больше кошки Маши,
И пусть он Машу перерос,
Она ему покажет!
Котята очень испугались:
Два под крылечком прячут нос,
А трое на траве остались.
Вопрос задам я детворе:
Животных сколько во дворе? (семь - пес, кошка Маша и пять котят)

4.Хозяйка кошке Маше
Задание дала -
Чтоб та ловила мышек,
Быстрее раза в два.

Маша поймала пять мышек. Три котенка тоже поймали по мышке, а двум не повезло - им не попалось ничего. Сколько всего было поймано мышек?

5.У кошки Маши пять котят. Дети придумали повесить им на шею бантики, но поспорили - какие ленточки красивее - синие или красные. Чтобы не поссориться, дети решили, что надо приготовить ленточки сразу двух цветов. Сколько всего ленточек, красных и синих, надо будет приготовить детям?

6.Игра на знание детьми основных геометрических фигур.

Ведущий:

Кошка Маша забралась на крышу, последить сверху за своими играющими котятами. Крыша была вот такой формы (показывает руками «домик»). На какую фигуру похожа крыша? (треугольник)

Котята играли в мячик. На какую фигуру похож мячик? (круг)

Вдруг мячик отскочил, подпрыгнул и попал прямо в окошко! На какую фигуру похоже окошко? (Прямоугольник или квадрат)

Из окошка выглянула бабушка и начала ругаться на котят: «Ах вы такие-сякие!». Но быстро простила их, и вынесла во двор блюдце молока. На какую фигуру похоже блюдце с молоком? (круг)

Пришел из магазина дедушка, и принес коробку с тортом (показывает руками прямоугольник, ведь торты могут быть и круглыми). На какую фигуру похожа коробка? (прямоугольник)

Работа с родителями в ДОУ

Автор: Володина Елена Александровна, воспитатель.
Место работы: МБДОУ ЦРР детский сад № 10 город Мценск Орловская область.

Назначение: материал будет интересен воспитателям, учителям, родителям.

Викторина для родителей "Развиваем нашу речь".

Предварительная работа: Консультация для родителей "Развитие речи детей посредством чтения художественной литературы"; в рамках проекта "Развиваем речь детей" родители подбирали пословицы и поговорки для оформления альбома; Круглый стол для родителей по теме "История возникновения пословиц и поговорок".
Цель: формирование коммуникативно - речевой активности родителей.
Задачи: - активизировать речь взрослых;
- развивать память и логическое мышление;
- формировать умение получать удовольствие от общения друг с другом;
- способствовать установлению партнерских отношений в коллективе родителей;
- развивать навыки культуры общения.

Ход викторины:

Воспитатель: Проблема формирования коммуникативно - речевой активности человека приобретает все большее значение в современной жизни. Речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием становления личности. Разные ситуации общения требуют развитых коммуникативных и диалогических умений, формировать которые важно, начиная с раннего возраста.
- Предлагаю вам принять участие в викторине "Развиваем нашу речь".

(Родители делятся на 2 команды: "Знатоки" , "Умники" . Викторина носит соревновательный характер. За каждый раунд команда получает фишку. Команда, набравшая больше фишек - победитель. Участники команд садятся за столы).

1 раунд: "На вопросы, не зевай, очень быстро отвечай!"

1 задание: Вспомнить понятия русского языка и назвать одним словом.
- Слова, употребляемые жителем той или иной местности.(Диалект).
- Слова, имеющие противоположные значения.(Антонимы).
2 задание: На мольберте выставлены 2 картины с изображением деревьев, в корне которых на карточках написаны слова: снег, зима.Написать на карточках однокоренные слова и прикрепить их на ветки. (На ветках приклеен двухсторонний скотч).
Снег - снежок, заснеженный, снеговик, снежинка, снегопад, снежный.
Зима - зимушка, зимний, зимовать, озимые,зимовье, зимующие.


3 задание: Объясните название растений: малина, смородина.
Малина - от слов "малый" , "маленький". Ягода малины состоит из маленьких частей, как бы сплетенных между собой.
Смородина - "смрад" - запах, листья и ягоды сильно пахнут.
4 задание: Отгадать слово - омоним.
Один в огороде на грядке растет,
Другой же по цели стрелой попадет. (Лук).
Первый на небе ночами сияет,
А во втором дней по 30 бывает. (Месяц).
5 задание: На карточках написаны слова, к которым надо подобрать синоним. Каждая команда выбирает по 2 карточки.
Друг - (приятель).
Бежать - (мчаться).
Бережно - (аккуратно).
Быстро - (мгновенно).
6 задание: Подобрать схожее по звучанию слово (в быстром темпе).
Спички - синички,
Значок - крючок,
Халат - салат,
Елка - иголка,
Белка - стрелка,
Дворец - певец,
Топор - забор,
Ворона - корона.

2 раунд: Пословицы и поговорки".

1 задание: Найти и исправить ошибку.
- Пришел, увидел, купил.(Победил).
- Землю красит солнце, а человека - парикмахер.(Труд).
- Мало хотеть - надо клянчить.(Уметь).
- Испокон века телевизор (Книга) растит человека.
2 задание: Составить предложение.
- Язык, голова, болтает, отвечает, а. (Язык болтает, а голова отвечает).
- Книга, не, манит, к, себе, а, пряник. (Книга не пряник, а к себе манит).
- Всегда, пустой, нос, кверху, колос, дерет. (Пустой колос всегда нос кверху дерет).
- Дурак, а, умный, любит, учить, учиться. (Умный любит учиться, а дурак - учить).
3 задание: Мы знаем много поговорок, но они стали поговорками в наше время, так как вторая часть забыта. Вам надо вспомнить или придумать их вторую часть.
"Молодо - зелено...(погулять велено)."
"Голод - не тетка...(пирожка не подсунет)."
"На чужой каравай рот не разевай...(а пораньше вставай и свой затевай)."
"По Сеньке шапка...(по Ереме колпак)."
4 задание: Перевести пословицу (поговорку) на русский язык.
- Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль едет быстрее.(Англ).(Баба с возу - кобыле легче).
- Бежал от дождя, попал под ливень.(Араб).(Из огня да в полымя).
- Тот не заблудится, кто спрашивает. (Фин).(Язык до Киева доведет).
- Где нет фруктов, свекла за апельсин сойдет. (Иран).(На безрыбье и рак рыба).

3 раунд: "Что за прелесть эти сказки!"

1 задание: Ответить на вопрос.
- В каких насекомых превращался царь Гвидон?(Муха, комар, шмель).
- Из трех девиц одна стала царицей, другая - ткачихой.А кем стала их сестра?(Поварихой).
2 задание: Назвать героя сказки, который мог бы разместить в газете такое объявление. Заодно вспомнить название произведения и его автора.
- Потерян ключ из драгоценного металла.(Буратино из сказки "Золотой ключик" А.Н. Толстого).
- Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света.(Доктор Айболит из одноименной сказки К.И.Чуковского).
- Туристическая фирма организует воздушное путешествие вдоль молочной реки с кисельными берегами.(Сказка "Гуси - лебеди).

4 раунд: "Сюрприз"

Команды встают друг напротив друга. Сказать друг другу комплимент и сделать шаг вперед.(Пока не окажутся рядом друг с другом для рукопожатия).
Ведущий подсчитывает фишки. Объявляет победителя. Награждение сувенирами.

Задачи

Образовательные:

Закрепление знаний о правилах безопасности дома и на улице.

Закрепление знаний о правах человека.

Закрепление знаний о правилах поведения в природе.

Развивающие:

Развитие умения вести простой диалог со взрослыми и сверстниками, договариваться.

Развитие умения слушать, т.е. следить за речью другого – и понимать, слышать речь.

Развитие умения излагать свои мысли и соображения.

Воспитательные:

Воспитание коммуникативной инициативы – способности будущего школьника осознанно организовывать своё взаимодействие со взрослым (воспитателем, учителем).

Оборудование

Материалы:

Ваза с шариками (с цифрами), салфетка, эмблемы команд, магнитофон, запись музыки, листы бумаги в клетку, простые карандаши, 3 листа картона А3, различные геометрические фигуры, клей, салфетки, влажные салфетки, шапочки для « водителей», « билеты на автобус».

Аппаратное обеспечение:

Мультимедийное оборудование, магнитофон;

Программное обеспечение:

Microsoft Office PowerPoint 2007, запись музыкального сопровождения занятия.

Образовательные ресурсы:

Комплексная система познавательного развития ребенка «Школа семи гномов»;

«Программа воспитания и обучения детей в детском саду » под редакцией М.А. Васильевой.

Интернет ресурсы:

E - mail: igra@i - deti. ru; http:www. Nachalka.com

Наглядно – слуховой, проблемного изложения, наглядно – зрительный, словесный, исследовательский, практический.

Приемы:

Погружение в игровую ситуацию, решение проблемных ситуаций, моделирование, групповая коллективная работа, беседа, художественное слово, психогимнастика.

Предварительная работа:

С детьми:

Чтение литературы: С.А. Шинкарчук «Правила безопасности дома и на улице»; А.Усачёв «Приключения маленького человечка»; книги о природе.

Беседы, игры и игровые ситуации по правилам безопасности, правам человека, правилам поведения в природе.

С родителями:

Подготовка визитных карточек команд.

Словарная работа:

Репортёр, интервью.

Индивидуальная работа:

Закреплять у Богдана умение отвечать на вопросы полным ответом.

Предварительная - заучивание стихотворения с Пищальниковой Дашей.

Тема: «Викторина для всезнаек».

Ход :

  1. 1. Организационный момент

Звучит спокойная музыка (приложение - 22 Свет любви (-) mp 3), дети входят в группу, встают в круг.

Художественное слово (ребёнок):

Ты видишь – настроение

Бывает самым разным:

Ужасным и весёлым,

И грустным, и прекрасным.

Психогимнастика «Приветствие» (минута вхождения в занятие)

Воспитатель:

Чтобы наше с вами настроение было прекрасным, посмотрите друг другу в глазки, улыбнитесь и поздороваетесь глазками. Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы, мы много знаем и умеем. Мы все здоровы. Глубоко вдохните, выдохните и забудьте вчерашние обиды, беспокойство. Вдохните и почувствуйте свежесть весеннего воздуха, ощутите тепло солнечных лучей. Я желаю вам прекрасного настроения и общения. Бережно относитесь друг к другу.

Беседа о правилах викторины

Сегодня мы с вами проведем викторину. Три команды будут выполнять различные задания. Чтобы задания выполнить более правильно, нам нужно слушать, что говорят все члены команды, командир, и договариваться между собой о том, кто будет отвечать за всю команду. Отвечающий должен давать полный ответ. За правильный ответ участник получает фишку для команды, которую жюри вносят в таблицу баллов на мультимедийном экране (приложение № 2).

Воспитатель предлагает детям сесть. Знакомит их с членами жюри, с капитанами команд (родители).

  1. 2. Основная часть

Команды представляют домашнее задание - визитные карточки.

«Глобус»

Мы едины, мы непобедимы,

Книжки мы читаем,

Много всего знаем!

С командами сразимся

И просто не сдадимся!

«Грамотеи»

Мы команда – «Грамотеи»,

Наш девиз: «Хотим всё знать!»

Сто вопросов нам задайте,

Мы готовы отвечать!

«Мудрая сова»

В садик ходим мы не зря:

Без наук никак нельзя.

В жизнь неграмотным войдёшь –

За минуту пропадёшь.

Ум свой надо развивать,

Победы нам не избежать!

Воспитатель:

И так команды представили свои визитные карточки. Жюри оценивают выступление команд (комментарии).

А впереди у нас следующее задание. Перед вами лототрон, с шарами. Каждый шарик имеет номер, который соответствует номеру вопроса (приложение №1), на который будет отвечать команда.

Вопросы по трём направлениям:

- «Правила безопасности дома и на улице»

- «Большие права маленького человека»

- « Правила поведения в природе»

Воспитатель:

Капитан команды «Глобус» выберите шарик.

Капитан команды «Грамотеи», прошу выбрать шарик.

Капитан команды «Мудрая сова», выберите шарик.

Капитаны вынимают по очереди по 1 шарику (всего 2). Дети обсуждают ответ на вопрос, совместно с капитаном, выбирают того ребенка, который будет отвечать, дают полные ответы. Капитан определяет, кто из игроков будет отвечать.

Воспитатель подходит к членам жюри и интересуется,

Ответы команд на 2 – е вопросы.

Беседа ведущего с жюри об ответах детей.

Решение жюри о правильности ответов детей и набранных баллах.

Воспитатель:

Команды прекрасно справились с предыдущими заданиями. Сейчас предлагаю всем немного покататься.

Игровое задание «Найди свой автобус» - физ. пауза

Получите билеты на автобус у капитанов команд. Водители наденьте свои шапочки.

Но будьте внимательны надо сесть в автобус согласно, номеру вашего билета.

Дети-водители надевают шапочки с номером автобуса, пассажиры получают билеты, звучит музыка (приложение - 14 Про варенье (-) mp 3 ). Когда музыка заканчивается, пассажиры находят свой автобус, контролёр проверяет правильность посадки пассажиров.

Воспитатель:

Предлагаю вам выполнить следующее задание.Получите листы бумаги и карандаши у капитанов команд.

Графический диктант.

3 клетки вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вниз, 3 клетки вправо, 1 клетка вниз, 2 клетки влево, 2 клетки вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 3 клетки влево, 2 клетки вверх, 1 клетка влево, 2 клетки вниз, 3 клетки влево, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 2 клетки вверх, 2 клетки влево, 1 клетка вверх, 3 клетки вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 1

клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх.

Жюри также выставляют баллы за это задание в таблицы команд, воспитатель комментирует.

Воспитатель:

Следующее задание для команд: смоделировать всем вместе корабль для путешествия.

Дидактическая игра «Построй корабль»

Командам предлагаются листы картона А3, разноцветные геометрические фигуры.

Жюри оценивают правильность выполнения задания и выставляют фишки в таблицы команд.

3. Заключительная часть

Сюжетно - ролевая игра «Репортёр»

Ребята, какие же вы молодцы. Какие стали большие, умные, смелые, со всеми заданиями справились. И репортёр возьмёт у некоторых из вас интервью. Вопросы для интервью:

Что понравилось сегодня на занятии?

О чем сегодня говорили?

Какие задания выполняли?

Звучит музыка (приложение - 12 Про дружбу (-) mp 3)

Жюри подводит итоги на мультимедийном экране, благодарит детей и взрослых (родителей) за участие в викторине.

Проводит награждение команд.

Воспитатель:

- «Викторина для всезнаек» закончена. Но мы с вами обязательно встретимся на другом занимательном занятии.

Приложение №1

«Правила безопасности дома и на улице»

  1. Какие предметы в доме можно назвать опасными и почему?
  2. Что нужно делать, если в доме возник пожар?
  3. Как вести себя, если ты потерялся в незнакомом месте?
  4. Как вести себя с собаками?
  5. Что вы должны сообщить, если вы звоните в полицию, пожарную охрану или скорую помощь?

«Большие права маленького человека»

  1. Как называется книга о правах человека?

(«Всеобщая Декларация Прав Человека»)

  1. Какое право нарушает человек, который бьет другого человека?

(«Никто не имеет права обижать другого человека, унижать его и жестоко наказывать»)

  1. Какие права нарушают, если у вас отбирают какую – то вещь?

(Каждый человек имеет право владеть имуществом, и никто не может отобрать е него принадлежащие ему вещи?)

  1. Если у тебя чёрный цвет кожи, какие у тебя права?

(Неважно, какой у тебя цвет кожи, какой ты национальности и на каком языке говоришь, неважно, какие у тебя политические взгляды, религия и из какой ты семьи, неважно, богат ты или беден, мужчина или женщина, и в какой стране ты живешь – все права и свободы, указанные в декларации принадлежат каждому человеку.)

  1. Если кто – то читает твоё письмо, какое право он нарушает?

(Никто не имеет права вмешиваться в личную жизнь других людей, входить без разрешения в чужой дом и читать чужие письма.)

  1. Ребенка не пускают в школу, какие права нарушают?

(Каждый человек имеет право ходить в школу и учиться бесплатно.)

«Правила поведения в природе»

  1. Как сохранить воздух чистым?.

(Берегите растения, ведь они - зеленые легкие планеты! Листья растений выделяют на свету кислород, необходимый для дыхания. Кроме того, они очищают воздух от пыли и копоти.

Помогайте взрослым сажать цветы, кустарники и деревья.

Не ломайте ветки, не вытаптывайте траву, не рвите цветы.

Не бросайте в костер куски резины или пластмассы. При их горении выделяются очень ядовитые вещества, которые загрязняют воздух.)

  1. Как сохранить воду чистой?

(Не загрязняйте воду и берега ручьев и рек, озер и прудов. Не бросайте в воду мусор, камни, ветки деревьев.

Берегите родники, не замусоривайте землю возле них, берегите деревья на берегах рек и озер.)

Цели:

  • создать условия, при которых дети и родители могли бы лучше узнать друг друга.
  • педагогам лучше узнать семьи своих воспитанников.

Оборудование: мультимедийная установка, карточки с цифрами от 1 до 4, магнитофон с диском песен из мультфильма «Маша и Медведь», 5 шарфов или платков, карточки со словами, грамоты, призы.

Викторина сопровождается подборкой слайдов и видеороликов;

Ход викторины:

Вступительное слово педагога:

Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые родители. Мы рады приветствовать вас на викторине «Это мой ребенок!», в которой принимают участие (представление семей - участниц).

Сегодня наши родители смогут окунуться в мир детства и может быть узнать, что - то новое о своем ребенке. Ну а их дети будут им в этом помогать.

А разобраться в том, кто же все-таки знает своего ребенка лучше, нам поможет наше компетентное, многоуважаемое жюри (представление членов жюри) .

А сейчас, давайте познакомимся с нашими семьями (идут видеоролики, на которых дети рассказывают о своей семье.

Правила: родители по очереди отвечают на вопросы по сюжетам детских сказок и мультфильмов.

За каждый правильный ответ - 1 балл.

Вопросы:

1. Какого царя в сказках Пушкина нет. Варианты ответов: Салтан, Додон, Гвидон.

Ответ: Гвидон, он был князем («Сказка о царе Салтане).
1. Кто из бременских музыкантов играл на скрипке?

Ответ: Кот.

3. В каком направлении плыли корабельщики в сказке А. С. Пушкина « мимо острова Буяна, в царство славного Салтана»?

Ответ: на восток.

4.Где жил Чебурашка (сказка Э. Н. Успенского «Крокодил Гена и его друзья») до встречи с людьми?

Ответ: в тропическом лесу.

5. Куда грозил окунуть Мойдадыр грязнулю.

Ответ: в мойку.

6. «Кто это? - Это была высокая, статная, величавая женщина в ослепительно белой шубе и шапке из чистого снега. Мальчик сразу узнал ее».

Ответ: «Снежная королева» Г. Х. Андерсен.

7. Упоминание о какой реке встречается в русской народной сказке «История о славном и храбром богатыре Илье Муромце и о Соловье-разбойнике»? Варианты ответов: речка Смородина, речка Калинка, река Малиновка.

Ответ: речка Смородина.

8. В кого превратились лошади из сказки «Золушка» после 12.

Ответ: в мышей.

9. Какой сказочный головной убор нельзя нарисовать?

Ответ: шапку - невидимку.

10. Душегрейка старухи из «Сказки о золотой рыбке» ставшая столбовою дворянкой, была сшита из: горностая, белки, соболя, чернобурки.

Ответ: соболя.

11. Что выращивали для продажи в столице братья из сказки Ершова "Конек-горбунок"?

Ответ: пшеницу.

12. В "Сказке о мертвой царевне и семи богатырях" пса звали: Соколко, Голубок, Воронок, Палкаша.

Ответ: Соколко.

13. Видеовопросы:

На слайде по очереди для каждой семьи представлены сюжеты из детских мультфильмов. Родители должны отгадать что (кто) скрывается за овалом или кругом.

После того как родители называют ответ, на следующем слайде ) появляетсякартинка с правильными ответами.

14. Музыкальный вопрос. По очереди для каждой семьи звучит песня из мультфильма «Маша и Медведь». В определённый момент запись останавливается. Родители должны продолжить фразу из песни.

«Песня про дружбу». Останавливаем после фразы: … ну а вместе нам не страшно даже…(ноги промочить).

«Три желанья» Останавливаем после фразы:…нос не вешай если…(не клюет).

«Зверя по следам любого…» Останавливаем после фразы: Зверя по следам любого узнавать умею я. И жирафа и корову …(и жука и воробья).

«Про варенье» Останавливаем после фразы: что на грядке уродится, что на…. (дереве растет)

Правила : каждой семье раздаются карточки со словами, родители за 1 мин. должны объяснить своему ребенку 10 слов, не называя это слово и не употребляя однокоренных.

За каждое отгаданное слово - 1 балл.

Карточки со словами:

Карточка № 1

Карточка №2

Карточка № 3

Карточка № 4

Мороженое

Новый год

День рождение

Карандаши

Телевизор

Парикмахер

Воспитатель

Кастрюля

Правила: Детям заранее предлагаются вопросы, на которые они дают ответ (на экране высвечивается слайд с вопросом и вариантами ответов.. Родителям нужно угадать ответ своего ребенка, показать карточку с номером варианта ответа. После высвечивается слайд с фотографией ребенка и его ответом.

Рангина Н. Г.
МОУ Старо - Бичурская НОШ,
с. Бичура, Республика Бурятия


ИГРАЕМ ВМЕСТЕ

Викторина для детей и родителей


Участники игры - дети и родители - делятся на две или три команды в зависимости от количества игроков, так чтобы в каждой команде были и дети, и взрослые.
Все вопросы и задания записаны на карточках разного цвета. Тот или иной цвет соотносится с определенной областью знаний (математика, русский язык, естествознание и т. п.). Каждая карточка включает в себя текст задания, правильный на него ответ и оценку в баллах (от 2 до 20 баллов).
В ходе игры члены команд поочередно бросают кубик, грани которого окрашены в цвета, взятые для изготовления карточек. Поскольку карточки пяти цветов, а граней у кубика шесть. одну грань не окрашивают.
Игра начинается с выбора командами названий. Затем по жребию определяется право первого хода. Итак, первый игрок выходит к столу ведущего (в этой роли выступает учитель). На столе разложены карточки с заданиями цветной стороной вверх. Игрок бросает кубик, после чего выбирает одну из карточек того же цвета, что и выпавшая грань кубика. Карточку. не переворачивая, игрок передает ведущему, который читает задание и сообщает его оценку в баллах.
Члены команды размышляют и дают ответ. Если ответ верный и полный, ведущий оценивает его и записывает результат на доске. Если ответ неверный или неполный. слово предоставляется членам других команд. Тогда очки либо отдают верно ответившей команде, либо делят между командами, которые верно ответили.
если на кубике выпадает белый цвет, это означает либо повторный ход, либо исполнение заранее приготовленного номера художественной самодеятельности.
Карточек каждого цвета должно быть не менее семи. Некоторые задания требуют зрительного восприятия, поэтому до начала игры часть таких заданий записывается на доске и закрывается, а другая часть воспроизводится на плакатах.
Игра продолжается около 40 минут

Примерные задания по каждой из областей (по восемь заданий в каждой)

РУССКИЙ ЯЗЫК


1. Даны слова, в каждом из которых спряталось еще одно слово. Найдите эти слова (10 баллов)
полк (пол) укол (кол)
уточка (точка) коса (оса)
хлев (лев) зубр (зуб)
удочка (дочка) мрак (рак)
столб (стол) щель (ель)

2. Составьте слова и впишите их в кроссворд.
(Мяч, мак, миг, мир, май, мой, мел, мал и т. п.. - 9 баллов)

М
м
м
м
м

3. Сочините стихотворение, используя следующие рифмы:
Солнце … оконце.
Привет … кабинет. (18 баллов)
4. Фонетические головоломки - (10 баллов)

Я - сборник карт, от ударения
Зависят два моих значения
Хочу, преображусь в название
Блестящей, шелковистой ткани. (Атлас - атлас.)

Скорей, сестра на рыб взгляни,
Попались на крючки они,
В ведерко руку окуни,
Не бойся, это … (окуни)

Сосульки, как носы у цапель,
И тают, словно карамель.
Я слышу звон апрельских капель.
Поет апрельская … (капель)

Я - травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету. (Ирис - ирис.)

Мы - для пильщиков подставка,
Мы - для кучера сиденье.
Но попробуй - кА, поставь - кА
Нам другое ударенье.
Осторожней будешь с нами:
Забодаем мы рогами! (Козлы - козлы)

5. Мы говорим: дети убежали, часы убежали. Что это значит? А что еще может убежать?
(Молоко, время, бежит зерно на элеваторе. - 10 баллов)

6. Назовите как можно больше «вежливых» слов. (Каждое слово - 2 балла)

7. Поиграем в игру, которую назовем так: «Один звук, марш!» - (10 баллов)

Из каждого слова «выньте» по одному звуку. Сделайте это так. чтобы из оставшихся звуков получилось новое слово с другим лексическим значением. Вот так: горсть - гость.
Власть. краска, склон, полк, тепло. беда. экран.
(Всласть, краска, склон, полк, тепло, беда. экран)

8. Слова пятачок, ключ, шишка, ножка, горлышко, ручка, кисть имеют несколько значений. Назовите эти значения. (14 баллов)

МАТЕМАТИКА


1. Прочитайте слова, записанные ребусами. (За разгадку ребуса - 4 балла)

По 100 вой

Ко 100 чка

2. Решите задачу в стихах (7 баллов)

ЖУКИ
Проплывают в синем небе
Золотые облака.
В старом садике зимуют
Тридцать два больших жука.
Пять пригрелось под корой
Старой яблони кривой.
Двое спят под валуном.
У троих на груше дом.
А четыре под землей
В теплой норке спят сухой.
В пне от срубленной ольхи
Остальные спят жуки.
Сколь - ко же, скажи - кА мне,
Их зимует в старом пне? (18)

3. Придумайте возможно большее число задач, имеющих решение:

2 13 + 35. (За каждую задачу - 8 баллов.)

4. Реши задачу (7 баллов)

ЖУКИ И ПАУКИ
Мальчик наловил жуков и пауков - всего 8 штук. Если пересчитать, сколько у них ног, то окажется 54. Сколько жуков и пауков поймал мальчик? (У пауков по 8 ног, а у жуков - по 6, значит, было 3 паука и 5 жуков)

5. Отгадайте задачу - загадку (6 баллов)

Вера и Зина имеют фамилии Орлова и Скворцова. Какую фамилию имеет каждая девочка, если известно, что Зина на два года моложе Скворцовой? (Зина Скворцова, Вера Орлова.)

6. Играем в игру «Концовки». Ведущий начинает математическое предложение, игроки заканчивают его (за одну концовку - 3 балла);

1) Если красный карандаш в три раза длиннее синего, то синий….(в три раза короче красного).
2) Если стол на 30 см выше табуретки, то табуретка…(на 30 см ниже стола.
3) Если сын в три раза младше папы, то папа …(в три раза старше сына).
4) Если книга дороже тетради, то тетрадь…(дешевле книги).

7. Решите задачу (7 баллов)

Лиса поймала 15 окуней и разложила их в 5 кучек так, что в каждой кучке было разное количество рыб. Попробуйте и вы так разложить. (1+2+3+4+5.)
8. Решите задачи - шутки (по 5 баллов за одну задачу):

1) Из города А в город Б самолет летит 80 минут, а обратно, из Б в А - 1 час 20 минут. Почему? (80 мин. =1 час 20 мин.).
2) Летела стая гусей: один гусь впереди и два позади; один позади и два впереди; один гусь между двумя, и три в ряд. Сколько было всех гусей? (Три гуся)
3) Пара лошадей пробежала 40 км. Сколько пробежала каждая лошадь? (40 км)

ЛИТЕРАТУРА


1. Расскажите наизусть стихотворение. (12 баллов)
2. Отгадайте, о какой сказке идет речь. (За каждый правильный ответ - 3 балла)
1) Кто - то за кого - то ухватился цепко,
Ох, никак не вытянуть, ох, засела крепко,
Но еще помощники скоро прибегут.
Победит упрямицу дружный общий труд! («Репка»)
2) Колотил да колотил
По тарелке носом,
Ничего не проглотил
И остался с носом. («Лиса и журавль»)
3) А дорога далека, а корзина нелегка,
Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок. («Маша и медведь».)
4) Ах ты, Петя - простота,
Оплошал немножко,
Не послушался кота,
Выглянул в окошко. («Петушок - золотой гребешок».
5) Нет ни речки, ни пруда,
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. («Аленушка и братец Иванушка».)
6) Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка. («Снегурочка».)
3. Прослушайте строки стихотворения и скажите: кто это говорит; как называется стихотворение; кто автор. (За каждый правильный ответ - 4 балла.)
В это утро
Очень рано
Соскочил щенок
с дивана,
Стал по комнате
ходить,
Прыгать. лаять,
Всех будить,
Он увидел одеяло -
Покрываться нечем стало,
Он в кладовку заглянул -
С медом жбан перевернул.
(С. Михалков «Мой щенок». Повествование ведется от имени девочки - школьницы.)
4. «Продолжите пословицу» (За каждую правильно досказанную пословицу - 3 балла)
1) При солнышке тепло - (при матери добро.)
2) Весна красна цветами - (а осень плодами.)
3) Корень ученья горек - (да плод его сладок.)
4) с книгой жить - (век не тужить.)
5) Хлеб - батюшка, (вода - матушка.)
6) Век живи, (век учись.)
7) Делу - время, (потехе - час.)
8) Не торопись отвечать, (торопись слушать.)
5. Объясните, как понимаете выражения: язык заплетается, яблоку негде упасть, висеть на телефоне, только пятки сверкают (4 балла за одно объяснение.)
6. Загадайте загадки другим командам. (За одну загадку - 4 балла.)
7. Вспомните и назовите сказки, где есть действующее лицо - медведь. (За одно название - 3 балла.)
8. Постарайтесь вспомнить как можно больше названий сказок Г. Х. Андерсена. (за каждое название - 3 балла.)

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ


1. Составьте из двух частей народные приметы для разных времен года.
Синица пищит - ожидай оттепели (5)
Дым столбом - к долгой весне (3)
Длинные сосульки - к грозе (6)
Ласточки низко летают - зиму вещает (1)
Шумит хвойный лес - к морозу (2)
Муравьи прячутся в гнезда - дождь предвещают (4)
(За одну примету - 3 балла.)
2. Каких зверей называют так: косой. сохатый, косолапый, серый, рыжая? И почему?
(8 баллов)
3. Назовите писателей. которые писали о природе (за одну фамилию - 4 балла); Пришвин, Сладков, Бианки, Паустовский, Шим, Чаплина, Дарелл.
4. Подумайте, как объясняются названия бабочек: капустница (ее гусеница ест листья капусты), крапивница (гусеница ест листья крапивы), лимонница (за красоту). (12 баллов)
5. Ответьте на вопросы:
1) какое животное обладает самым громким голосом? (Крокодил);
2) где у кузнечика ухо? (На ноге);
3) какая самая высокая трава на земле? (Бамбук);
4) какие ноги у жирафа длиннее - передние или задние?(одинаковой длины). (За один правильный ответ - 4 балла.)
6. Назовите признаки весны. (За один признак - 2 балла.)
7. Назовите правила поведения в лесу. (Одно правило - 3 балла.)
8. Прослушайте рассказ. Найдите в нем три ошибки. (За каждую ошибку - 5 баллов.)
Наступила осень.Животные готовятся к зиме. Некоторые птицы улетают на юг. Это ласточки, грачи, сороки, журавли. Лесные жители: заяц, еж, белка, лиса - меняют шубки на более теплые и густые. А на полях и в садах заканчиваются осенние работы. Убраны овощи и хлебные растения, заканчивается сенокос, в садах высаживают молодые деревья, сгребают опавшую листву. (Ошибки выделены.)


ИСКУССТВО


1. Назовите как можно больше детских песен. (За одно название - 2 балла.)
2. Команда получает воздушный шарик, клей, кисть, ножницы, фломастеры. За 5 минут надо сделать человечка. (14 баллов.)
3. Вспомните и спойте как можно больше частушек. (За одну частушку - 6 баллов.)
4. Все девочки и мамы команды исполняют под музыку вальса «Танец бабочек» (12 баллов)
5. Дана фигура круга. Нарисуйте за 3 минуты как можно больше предметов, имеющих в своих контурах эту фигуру. (За один рисунок - 4 балла.)
6. Инсценируйте сказку «Теремок». (16 баллов.)
7. Исполните колыбельную песню. (15 баллов.)
8. Станцуйте вальс. (Одна танцующая пара - 9 баллов.)

(В разработке использованы материалы из журнала «Начальная школа» №6, 1994 Г. Ю. Тесаковой и С. В. Рыжковой с изменениями)

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: