Что навигационная система в автомобиле. Штатные головные устройства с GPS

Дорогие читатели! В этой статье в двух словах расскажу Вам о штатной автомобильной навигационной системе, входящей в комплектацию практически любой марки современных автомобилей. Бортовой компьютер, которым оснащаются транспортные средства, позволяет инсталлировать требуемое программное обеспечение. Поэтому штатная автомобильная навигация в наше время не считается чем-то из ряда вон выходящим и исключительным, вернее, это специальная опция, позволяющая рационально использовать возможности стандартного бортового компьютера.

Несомненно, автомобильная навигация – крайне полезная функция, в особенности при дальних путешествиях, ведь нередко бывает трудно ориентироваться в неизвестном населенном пункте, найти оптимальный путь даже при условии наличия карты дорог и наблюдать за движением с одновременным прокладыванием маршрута по карте – задача не из легких. В этом смысле штатный автомобильный навигатор, который в основном всегда в зоне доступа, гораздо надежнее, поскольку с помощью него автолюбитель может оперативно, в режиме реального времени получить информацию о своем местонахождении, а также о том, как быстрее попасть в ту или иную заданную точку.


Однако может возникнуть ситуация, связанная с тем, что стандартная штатная система, предустановленная заводом-изготовителем на большинстве импортных автомобилей, либо не имеет российских карт, либо содержит уже устаревшие навигационные карты. А в случае отсутствия карт штатный GPS навигатор, к сожалению, превращается в бесполезный аксессуар, украшающий салон автомашины. Очевидно, решением данной проблемы являются спроектированные отечественными программистами российские карты для стандартных навигационных GPS систем.
Спасибо за внимание!

С уважением,
Global-Trace.

Навигатор - вещь полезная. И, по идее, очень удобная, особенно когда это штатное оборудование автомобиля . Но так ли уж безупречны встроенные навигационные системы? Например, они заведомо дороже портативных навигаторов , хотя не факт, что лучше по характеристикам. И как правило, чем дороже машина и чем престижнее марка, тем больше кровных нужно выложить за родную навигацию. Неужели навигатор народного автомобиля в несколько раз хуже, чем у премиумного? Это я и решил выяснить, испытав все машины по единой методике, проверяющей не только умение систем находить объект и прокладывать до него маршрут.

КУДА ВЕДЕТ?

В мире два поставщика картографических данных: компания «Навтек», США, и голландская «Теле Атлас». Судя по официальным ответам от производителей, все участники теста опираются на данные американского разработчика. Однако это не означает, что покрытие у них одинаковое.

Для начала - тест на знание родной страны, состоящий из 16 произвольно выбранных населенных пунктов, от областных центров до дальних деревень. Все назначенные точки покорились лишь навигатору «Акуры-MDX». «Рено-Логан» и «Субару-XV» нашли в памяти на одну меньше. Хуже всех выступил «Рейндж- Ровер» (при цене 8 миллионов): его навигация знает лишь восемь пунктов из списка. На один больше у «Кадиллака-SRX» (тоже недешевого, кстати). Ну да, негоже шокировать владельцев таких машин информацией о том, что на задворках Рязанской области есть поселок Свинчус, а в Тамбовской люди живут в некоей Сарымовке.

Нашлись интересные задачки и среди московских улиц. Адрес в одной из промзон не осилил ни один навигатор: самые прилежные лишь доводили до нужной улицы, а дальше предлагали искать объект самому. Путь до жилого дома через дворовые проезды крупного квартала смогли проложить пять подопытных. Вторая половина «сусаниных» схитрила, подсунув вместо искомой многоэтажки другую, расположенную на улице, а не во дворах. Им бы добавить функцию автоматического набора справочной службы: от предложенной точки финиша до нужного дома почти километр строго по прямой и больше 2,5 км на машине! А больше остальных удивили «Ниссан» и «Кадиллак». В их памяти не значилось здание редакции «За рулем» - дом № 10 в Селиверстовом переулке. Приезжайте в гости, покажем, что оно существует, причем в центре города, в зоне старой застройки. Неужели карты в этих автомобилях старше, чем наш журнал?

КАК ВЕДЕТ?

О картографии. Скачивая навигацию на смартфон, вы с легкостью найдете самую современную версию. Обновление раз в квартал - в порядке вещей. В картах для штатных автомобильных систем тоже зачастую указан год и квартал, но на деле корректировка происходит лишь раз в году. У производителей очень популярна расплывчатая формулировка «не реже раза в год», которая фактически означает единственное обновление за 12 месяцев. А ведь еще нужно время на адаптацию карт к конкретной марке или модели...

Вот и выходит, что в машинах 2014 года выпуска нет развязки, открытой в декабре 2012-го. А «Террано», «Логан» и SRX не ведают и об одной из перемычек в Москве, запущенной еще в декабре 2011 года. В час пик отсутствующий в программе 250-метровый отрезок экономит до получаса. Конечно, в Москве за темпами реорганизации движения успевают лишь собирающие штрафы структуры, а в городах поменьше проблема «протухшей» картографии столь остро не стоит. И все же сроки обновлений не радуют.

Стоимость новых карт не всегда напрямую зависит от статуса бренда. К примеру, у «Вольво» и «Фольксвагена» обновления бесплатны, а у «Рейндж-Ровера» и «Ниссана» весьма недешевы.

И еще. Функция исключения платных дорог при построении маршрута, которая заложена во все навигаторы, у нас пока что бесполезна: участки, за проезд по которым нужно раскошелиться, плодятся на зависть кроликам, а скорость обновления карт за ними не поспевает.

О ЧЕМ ГОВОРИТ?

После плотного общения с десятком электронных проводников уверенно заявляю: не родился еще человек, способный составить и воспроизвести на русском языке грамотные подсказки для навигаторов. И пока все ждут его пришествия, я первым делом лишил бы голоса систему «Логана». Ее «въедьте» и «съедьте» - вне конкуренции в номинации «Это сказано не по-русски». На этом фоне оборот «используя второй съезд» уже не удивляет. «Киа-Соул» предложил «повернуть во вторую улицу». «Субару» с загадочным акцентом произносит «прибудéте». Из динамиков «икс-пятого» вместо «принять» четко слышится «перенять», а после слов «сразу еще слегка поверните налево» я и вовсе впал в ступор.

Есть претензии и к сути подсказок. К примеру, голос в «Субару-XV» сначала интригует: «Через 800 метров готовьтесь…». И выдержав театральную паузу, добавляет: «...ехать прямо». Особая пикантность в том, что сказано это было на восьмиполосном Кутузовском проспекте, съехать с которого по невнимательности невозможно в принципе. Кстати, в «Субару» есть оригинальная функция выбора «уровня многословия». Правда, в режиме «лаконично» слов меньше не становится, зато граница подсказок зачем-то смещается с 100/300 м на 30/80 м, что делает их совершенно бесполезными.

А вот другая крайность. В целом удачная система «Акуры» оказалась излишне немногословной. Она позволяла себе не озвучивать некоторые маневры, иногда забывала повторить подсказки непосредственно перед перекрестком. А один раз вовсе удивила странной фразой: «На третьей улице поверните направо», после чего надолго замолчала, посчитав дальнейшие инструкции излишними.

Очень многие машины общаются не слитными фразами, а нарезками из отдельных слов. Поначалу звучит жутковато, но к таким гибридным выражениям можно привыкнуть. Некоторые модели умеют проговаривать не только маневры, но и названия улиц. «Субару» и БМВ справляются с задачей неплохо, а вот у «Киа» выходит непонятный набор звуков.

ЧТО НАЖИМАТЬ?

Подавать системе команды можно двумя способами: нажимая на сенсорный дисплей или орудуя джойстиком и клавишами на панели. Продвинутый «баварец» вдобавок понимает «на слух» названия улиц и населенных пунктов и даже имеет тачпад для написания вручную вводимых символов. Всё это отлично работает, хотя с отдельными символами то и дело возникает путаница: букву В он воспринимает то как Е, то как З, а цифру 4 почему-то норовит заменить девяткой.

У всех навигаторов понятное и логично построенное меню, необходимый (а местами даже чрезмерный) перечень настроек, стандартная схема ввода адресов, русскоязычная клавиатура. Но без нескольких ложек дегтя не обойдется. У «Субару» почему-то нет русскоязычной клавиатуры, система «Фольксвагена» безбожно зависает при первом запуске и при задании пункта назначения (этот недостаток «немца» уже исправлен на свежих машинах).

Еще два камня летят в огороды премиум-марок. Ввод пункта назначения у «Кадиллака» не разбит на уровни (страна, город, улица), а реализован одной строкой. В результате не работает предикативный ввод, когда система по первым введенным буквам сразу предлагает возможные варианты. (Это отлично реализовано у всех остальных участников теста.) Неудобно? Не то слово! В комплекте с тормозящим сенсорным экраном, который еще и прекрасно снимает отпечатки пальцев, картина удручающая.

«Рейндж-Ровер» поразил посредственной графикой, воскресив в памяти школьные годы, когда я разрисовывал цветными карандашами контурные карты. Руки еще помнят - может, предложить разработчикам свои услуги? Физические размеры экрана играют не главную роль. Часть его площади все равно занимает различная дополнительная информация, ограничивающая размер карты. А низко расположенный монитор «Ниссана» можно было сделать хоть 10-дюймовым: удобства это не прибавит.

ЧТО ЕЩЕ?

Самый скромный по функционалу - навигатор «Террано» (такой же стоит и в «Алмере»). Единственная его «фишка» не описана в инструкции: в файле с координатами камер фото- и видеофиксации присутствуют радары, расположенные за пределами зоны покрытия, и потому он может быть полезен в Европе.

Навигатор «Логана» держит в памяти информацию об ограничении скорости и полосе движения. Отличный набор для бюджетной системы! В более дорогих моделях появляются подсказки на дисплее комбинации приборов, а верх совершенства - проекция навигационных подсказок на стекло (БМВ). Встречаются и оригинальные решения вроде предупреждения о малом запасе топлива («Фольксваген» и «Рейндж-Ровер»): основываясь на данных маршрутного компьютера, навигация автоматически предложит на выбор несколько ближайших АЗС. Трехмерные здания прорисованы на картах «Кадиллака», «Киа» и «Вольво». Правда, первый заметно тормозит в режиме максимального разрешения.

Функция ТМС (прием по радиоканалу информации о пробках) зашита во все навигаторы, но работает она лишь на «Акуре», «Вольво» и «Рейндж-Ровере». Поездки по городу показали: цветные «пробочные» полоски на экране весьма точно отображают ситуацию, но проанализировать информацию и проработать маршрут объезда лучше самому. «Англичанин» норовит увильнуть даже от коротких очередей перед светофором. «Японец» почему-то некорректно показывает длину заторов: даже небольшой в реальности хвост тянется на карте до предыдущего перекрестка. С лета показывать ситуацию на дорогах будет и БМВ, но баварцы реализовали сервис через Интернет.

Итоги не очень-то приятные для производителей и владельцев, зато показательные. Хорошее покрытие территории России - только у трех навигаторов: «Акуры», «Рено» и «Субару». Что касается Москвы, пробелы есть у всех; если системы не знают назубок старых районов, то когда они выучат дороги к новостройкам? По скорости обновлений мобильные навигаторы не оставляют шансов встроенным.

Учитывая функционал, привлекательной можно назвать цену только логановской системы. Сообщай она о пробках на дорогах, стала бы безоговорочным лидером. Но - только в данной конкретной компании. Ведь съемная коробочка «Гармин» с «Яндекс. Пробками» еще дешевле. А по совокупности параметров я предпочел бы навигатор «Акуры». Кстати, в родственных «хондах» стоит такая же система.

ЕСЛИ Б Я БЫЛ СУЛТАН

…то собрал бы идеальную систему, позаимствовав компоненты у нескольких машин. Картографию - у «Акуры», голосовые подсказки - у «Ниссана». И дополнил бы их субаровской «озвучкой» улиц. Меню сойдет практически от любой модели, а вот графика самая красивая у «Киа». По части управления однозначный лидер - БМВ: на выбор предлагаются удобнейший джойстик, тачпад и голосовой ввод. Остается добавить пробочный сервис в реализации «Вольво» и цену как у «Рено».

«Ниссан-Террано»

ЦЕНА МАШИНЫ С НАВИГАЦИЕЙ: от 872 700 руб.

ЗАЯВЛЕННЫЕ СТРАНЫ: Россия, Украина, Прибалтика

СТОИМОСТЬ ОБНОВЛЕНИЯ: около 14 000 руб.

+ Четкие голосовые подсказки
- Дорогое обновление, скромный функционал, низко расположенный экран

«Рено-Логан»

ЦЕНА МАШИНЫ С НАВИГАЦИЕЙ: от 422 000 руб.
ТИП УПРАВЛЕНИЯ: сенсорный экран ЗАЯВЛЕННЫЕ СТРАНЫ: Россия, Украина, Белоруссия ИЗ 16 НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ ЗНАЕТ: 15 СТОИМОСТЬ ОБНОВЛЕНИЯ: от 4500 руб.

Бюджетный вариант, не проигрывающий куда более дорогим штатным системам

+ Приятная графика, обилие дополнительной информации, приемлемая цена, хорошее покрытие
- Неграмотная речь, нет русской клавиатуры с раскладкой букв по алфавиту (только «компьютерная»)

«Киа-Соул»

ЦЕНА МАШИНЫ С НАВИГАЦИЕЙ: от 989 900 руб.

ТИП УПРАВЛЕНИЯ: сенсорный экран

ИЗ 16 НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ ЗНАЕТ: 11

СТОИМОСТЬ ОБНОВЛЕНИЯ: от 450 руб.*

*Обновления с сайта компании «Навител».

+ Отличная графика, обилие дополнительной информации, недорогое обновление
- Произносимые названия улиц понять невозможно

«Субару-XV»

ЦЕНА МАШИНЫ С НАВИГАЦИЕЙ: от 1 274 000 руб.

ТИП УПРАВЛЕНИЯ: сенсорный экран

ЗАЯВЛЕННЫЕ СТРАНЫ: Россия, Украина, Молдавия, Европа

ИЗ 16 НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ ЗНАЕТ: 15

СТОИМОСТЬ ОБНОВЛЕНИЯ: от 10 000 руб.

+ Много дополнительной информации и настроек, проговаривает улицы, хорошее покрытие
- Подтормаживает при ручной прокрутке карты, только английская клавиатура, навигатор кажется не родным, а установленным отдельно

«Фольксваген-Гольф»

ЦЕНА МАШИНЫ С НАВИГАЦИЕЙ: от 915 570 руб.

ТИП УПРАВЛЕНИЯ: сенсорный экран

ЗАЯВЛЕННЫЕ СТРАНЫ: Россия, Европа

ИЗ 16 НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ ЗНАЕТ: 10

СТОИМОСТЬ ОБНОВЛЕНИЯ: бесплатно

+ Хорошее голосовое сопровождение, есть функция предупреждения о низком уровне топлива, бесплатные обновления
- Зависание системы победили только в этом году

«Кадиллак-SRX»

ЦЕНА МАШИНЫ С НАВИГАЦИЕЙ: от 2 189 000 руб.

ТИП УПРАВЛЕНИЯ: сенсорный экран

ЗАЯВЛЕННЫЕ СТРАНЫ: Россия, Европа

ИЗ 16 НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ ЗНАЕТ: 9

СТОИМОСТЬ ОБНОВЛЕНИЯ: около 10 000 руб.

+ Показывает пробки, наглядные подсказки о маневрах
- Слабые для машины такого класса функционал, графика и покрытие

«Вольво-ХС60»

ЦЕНА МАШИНЫ С НАВИГАЦИЕЙ: от 1 678 700 руб.

ТИП УПРАВЛЕНИЯ: вращающаяся рукоятка и клавиши

ЗАЯВЛЕННЫЕ СТРАНЫ: Россия, Украина, Белоруссия, Молдавия, Прибалтика, Финляндия

Мое первое знакомство с автомобильными навигационными системами произошло несколько лет назад, когда я училась на предпоследнем курсе политехнического института. В те времена рядом со мной за партой сидел студент-отличник, в дальнейшем получивший красный диплом, а в настоящее время работающий программистом в компании Sony в Нью-Йорке. Этот студент во время лекций по истории мировой культуры рассказывал мне про свое техническое изобретение, которое состояло из компьютера с электронной картой улиц, датчиков, регистрирующих повороты и подсчитывающих пройденное автомобилем расстояние, и еще пары-тройки мелких измерительных приборов, призванных обеспечивать входные данные для хитроумной программки, вычисляющей координаты автомобиля и наносящей его местоположение на карту в виде большой белой точки. Мой сосед по парте даже предлагал мне объединить наши усилия и смастерить опытный образец системы, чтобы затем продать ее Запорожскому автомобильному заводу (надо полагать, для оснащения “запорожцев” этими самыми приспособлениями). “Вот хочешь ты доехать из Харькова до Зеленограда, - говорил он, - а карта тебе покажет, куда ехать и где поворачивать”. Я отказалась и сейчас об этом сожалею, потому что современные автомобильные навигационные системы (АНС) представляют собой именно то, что в свое время предлагал делать мой сокурсник, за исключением такого компонента, как GPS (Global Positioning System), о котором он в ту пору еще не знал. Символично, что в самом первом номере журнала “ГИС-Обозрение”, вышедшем в 1994 г., автомобильным навигационным системам посвящено целых две новости. Первая из них гласила: “Sony Electronics начала распространение бортовой автомобильной навигационной системы GPX-1. Она включает GPS-приемник, пятидюймовый экран и цифровую дорожную картографическую систему фирмы Etak на CD-ROM. Может использоваться при определении местонахождения (навигации) и планировании маршрута”. Вторая была посвящена подписанию соглашения между Etak, Tele-Atlas Int. и Robert Bosch GmbH о совместной разработке цифровых карт автодорожной и уличной сети для Западной Европы. Другими словами, автомобильные навигационные системы известны довольно давно: идеи о них начали витать в воздухе, как только появились компьютеры, размеры которых позволяли перемещать их на транспортных средствах, конкретные же очертания подобные системы приняли с момента возникновения глобальной навигационной системы NAVSTAR, позволившей с помощью DGPS определять координаты любого объекта на земной поверхности с точностью до 2 - 3 метров.

Европа, Япония, Америка...

Японцы признают, что концепция автомобильной навигационной системы зародилась в Европе, от которой Япония, несмотря на очевидный прогресс в этой области, отставала вплоть до 1996 г. В то же время США отставали и от Европы, и от Японии: в то время как европейские и японские производители автомобилей наперебой оснащали свои продукты автомобильными навигационными системами и конкуренция на обоих рынках была весьма жесткой, американцы занимали осторожно-наблюдательную позицию, и Oldsmobile была чуть ли не единственной американской компанией, ставившей на модель 88 LSS автомобильную навигационную систему Zexel Guide-Star AVL. Объясняется это тем, что в Америке очень много хороших дорог и сравнительно небольшая плотность автомобилей, на скорость и безопасность перемещения влияют почти исключительно трафик и погодные условия - как следствие, всплеск интереса к автомобильным навигационным системам в Америке наметился только в середине прошлого года, когда появилась возможность получать карты трафика и погоды для любого региона США в режиме реального времени для планирования маршрута.

К середине 90-х годов определились основные игроки рынка АНС - ими стали европейские компании Bosch, Philips, Blaupunkt и японские Etak, Sony, Alpine и Pioneer. Как видно из списка, среди них не было фирм, разрабатывающих программное обеспечение, ГИС-компаний и гигантов автомобилестроения, а первые места заняли традиционные производители автомагнитол (причем это положение сохраняется и по сей день). Таким образом, автомобильные навигационные системы были приравнены к приемникам, магнитофонам, пылесосам и стиральным машинам. Другими словами, АНС - это бытовой прибор, а вовсе не продукт индустрии ИТ, как ни удивительно подобное звучит. Кстати, в англоязычной литературе автомобильные навигационные системы называют либо Auto-Pilot System (APS), либо Automatic Vehicle Locator (AVL), либо Car Navigation System. Сокращать последнее словосочетание почему-то не принято, хотя на сегодняшний день, по моим наблюдениям, оно наиболее употребительно. Потребности в картах, представляющих собой ключевой компонент каждой автомобильной навигационной системы, в Европе обеспечивались двумя группами компаний - консорциумом European Geographic Technologies (EGT), который возглавляла американская корпорация Navigation Technology, и альянсом, образованным компаниями Tele-Atlas и Robert Bosch (позже к ним присоединилась американская фирма японского происхождения Etak, о чем и сообщала новость номер два, процитированная выше). Первая группа выпускала навигационные карты Philips, вторая - Bosch. Обе работали сверхурочно, изо всех сил пытаясь покрыть картами как можно большее географическое пространство Европы. В те годы BMW устанавливала на свои автомобили навигационную систему Philips Carin, а Mercedes - Bosch Auto-Pilot System (на машины S-класса). Было подсчитано, что использование АНС в Европе экономит 50% времени, необходимого на то, чтобы добраться из точки A в точку B, особенно если эти точки находятся в разных странах.

Известная производством автомагнитол и кофемолок Япония в то время тоже активно рвалась вперед. Особенность развития автомобильных навигационных систем в Стране восходящего солнца заключалась в том, что эти разработки не были целиком сосредоточены в руках частных компаний, но поддерживались государством. Первой ласточкой интеллектуальных транспортных систем (к которым относится и АНС) в Японии стал проект “Полнофункциональная система управления автомобилем” (Comprehensive Automobile Control System - CACS), разрабатывавшийся Министерством международной торговли и промышленности Японии в период с 1973 по 1978 год, оценивался в 73 млн. долл. и заложил основы дальнейшего развития подобных продуктов. По его окончании некоторые наработки были использованы Министерством строительства Японии в проекте “Система автомобильной коммуникации на дорогах” (Road Automobile Communication System - RACS) и полицией страны для управления трафиком и обеспечения связи между полицейскими машинами. Позднее результаты проведенной работы были интегрированы в рамках “Системы автомобильной информации и связи” (Vehicle Information and Communication System - VICS), обеспечивающей водителя информацией о трафике на дорогах и планирующей оптимальный маршрут. Система стала доступной для потребителей в апреле 1996 г. К тому времени Япония имела на дорогах 67 млн. автомобилей, и эта поистине безграничная толпа потенциальных потребителей провоцировала яростную конкуренцию за место под солнцем. Как и любая конкурентная борьба, она приводила к снижению цен и появлению технических и технологических инноваций.

Автомобильная навигационная система Bosh Blaupunkt Travel pilot

Одной из причин бурного развития автомобильных навигационных систем в Японии и внимания государства к этой отрасли является то, что проблемы дорожного движения в этой стране не могут быть решены лишь путем улучшения автодорог и увеличения их числа, поскольку земля здесь очень дорога, а строительство требует значительного времени. По мнению японцев, оптимизация маршрута каждого автомобиля будет способствовать снижению усталости водителей и в конечном итоге - уменьшению количества аварий и дорожно-транспортных происшествий. Дополнительным преимуществом может быть более эффективное использование топлива (а это также больная тема в бедной ресурсами Японии) и улучшение экологической ситуации. Осознав, что АНС могут сыграть значительную роль в решении всех этих проблем, Япония начала их активное, всячески поддерживаемое государством внедрение, и к 1997 г. в стране было продано более 1 млн. автомобильных навигационных систем. По данным компании Matsushita Electric, годовая емкость рынка АНС составила 460 тыс. систем в 1997 - 1998 гг. и 500 тыс. в 1998 - 1999-м (прогноз на 1999 - 2000 гг. - 600 тыс. систем).

Типичная автомобильная навигационная система состоит из компьютера с CD-ROM или DVD, цветного жидкокристаллического дисплея, GPS-приемника, датчика пройденного расстояния и гироскопа. Многие АНС могут также принимать телевизионные сигналы и проигрывать музыкальные компакт-диски.

Основные функции этих продуктов заключаются в определении положения автомашины и руководстве водителем на маршруте. Последнее включает обеспечение водителя картой, вычисление расстояния и пути к месту назначения, определение и отражение на карте оптимальных маршрутов, голосовые указания и показ на дисплее поворотов и перекрестков.

На базе классификации известного японского специалиста доктора Д. К. Каханера (D. K. Kahaner), автора труда “ATIP96.049: Car Navigation System Activities in Japan”, выделяют пять поколений АНС.

Нулевое - еще не автомобильные навигационные системы в современном понимании, а лишь воплощение первых идей и зачатков технологий. Нулевое поколение АНС использовало носители на магнитных лентах для записи карт. Сами карты были очень приблизительными и покрывали небольшие территории.

Первое (1987 г.) - “традиционная” навигация. Отличается от предыдущего поколения тем, что в качестве носителя картографической информации в нем стали использовать CD-ROM; положение автомобиля на карте, которое в нулевом поколении навигационных систем нужно было определять путем внимательного изучения пейзажа за окном, теперь определялось с помощью датчиков - геомагнитного сенсорного устройства, датчика скорости и гироскопа; качество карт также улучшилось.

Второе (1988 г.) - “традиционная” навигация с обратной связью. В навигационных системах этого поколения появилась возможность поиска пункта назначения (Map Matching), выдачи голосовых инструкций водителю и дополнительной информации о гостиницах и заправках.

Третье (1990 г.) - “гибридная навигация”. В качестве инструмента определения местоположения автомобиля помимо датчиков стали использовать GPS. К информации, учитываемой при планировании маршрута, добавилась информация о трафике и о погодных условиях, включая прогноз погоды.

Четвертое (1998 - 1999 гг.) - навигация “new age” (“новое поколение”). В последнее время появилось множество новинок, выводящих автомобильные навигационные системы на более высокий технологический уровень: это подкачка дополнительных карт через Интернет; возможность управлять автомобилем с помощью голоса; использование DVD в качестве носителя картографической информации.

Существует два типа автомобильных навигационных систем для руководства водителем на маршруте: с демонстрацией карты и без оной. Исследования по некартографическим, “слепым” системам более активно проводятся в Европе и Америке, где разглядывание карты во время движения автомобиля считается опасным. В Японии же полагают, что если выбор маршрута осуществляется системой качественно, то для того, чтобы привести машину к месту назначения, обычно не требуется частой демонстрации простых карт. Несколько лет назад я слышала про автомобиль, в котором карта с маршрутом проецировалась прямо на лобовое стекло подобно системе наведения в истребителях, но мне не удалось пока найти документальных подтверждений существования таких систем. “Слепые” АНС с голосовым управлением более распространены в Европе и Америке, чем в Японии.

Автомобильная навигационная система AVTC-505

Второй тип (ведение водителя по маршруту с показом детальных навигационных карт) требует наличия качественного дисплея, который показывает текущее положение автомобиля, место назначения, маршрут, направление к месту назначения и т. д. Вся эта информация накладывается на базовую карту местности с нанесенными на нее автодорогами и помогает водителю выбирать правильные повороты при движении. АНС этого типа широко распространены в Японии.

Проблемы позиционирования

По методу позиционирования автомобиля современные автомобильные навигационные системы можно классифицировать следующим образом:

Навигация спутникового типа;

Навигация с помощью датчиков;

Гибридная навигация, использующая оба типа.

Спутниковая навигационная система, используя электронные карты, хранящиеся на CD-ROM или DVD, определяет местоположение на базе сигналов глобальной системы позиционирования NAVSTAR, которая была создана Министерством обороны США в 1970-х годах и представляет собой систему из 24 спутников, находящихся на шести круговых околоземных орбитах с периодом обращения 12 часов, и GPS-приемников. Орбиты спутников рассчитаны таким образом, чтобы с любой точки Земли в любое время суток было видно не менее четырех спутников. Каждый GPS-приемник, получая специальный навигационный сигнал, вычисляет расстояние до каждого из видимых спутников, измеряя время прохождения радиосигнала от спутника до приемника. После этого он путем триангуляции определяет свои пространственные координаты (широту, долготу и высоту над уровнем моря).

Так как система NAVSTAR изначально создавалась для военных целей, Министерством обороны США было разработано два кода (режима): военный и гражданский. GPS-приемник, использующий гражданский код, определяет координаты с точностью 100 метров. Более точному определению мешают многочисленные факторы, искажающие принимаемые данные: задержка радиосигналов при распространении в ионосфере и атмосфере, неточное измерение времени, переотражение радиосигналов от различных поверхностей. Кроме того, часть информации, получаемой гражданскими GPS-приемниками, искажается преднамеренно с целью предотвращения их использования в военных целях другими странами.

Возможность повышения точности определения координат связана с применением дифференциальных GPS (DGPS). Очевидно, что многие ошибки одинаковы для GPS-приемников, расположенных в пределах нескольких сотен километров друг от друга. Один из таких приемников, называемый опорной станцией, располагается в месте, координаты которого определены точно. Сравнивая известные координаты с измеренными, GPS-приемник вырабатывает поправки, и затем передает их по радиоканалу потребителям для уточнения своих координат.

Казалось бы, кому и зачем могут понадобиться датчики измерения пройденного автомобилем расстояния и гироскопы, если определить географические координаты любого объекта (а также его скорость, направление движения и многие другие параметры) не составляет особого труда. Проблема, однако, заключается в том, что для того, чтобы система работала, нужно иметь в зоне прямой видимости не менее трех спутников NAVSTAR одновременно - а в городах, застроенных высокими зданиями, это практически невозможно. Кроме того, сигнал, многократно отражаясь от стен и крыш домов, искажается. А в туннелях GPS вообще не работает. Но у спутниковой навигации есть свои преимущества: GPS легко установить на автомобиле, ошибки при ее использовании не накапливаются, DGPS обеспечивают высокую точность позиционирования и цена на GPS сейчас более чем приемлема.

Система определения местоположения автомобиля, основанная на применении датчиков, находит географические координаты по показаниям гироскопа, определяющего направление движения автомобиля и датчика расстояний, поэтому ошибки накапливаются. Таким образом, чем более длительный путь проделал автомобиль, тем больше вероятность значительной ошибки в определении координат и, следовательно, в руководстве водителем на маршруте. Гибридные системы используют оба типа позиционирования, что позволяет избежать большинства проблем.

Поставщики АНС: двухполюсный мир

Двумя крупнейшими поставщиками АНС в Японии являются Sony и Pioneer. В Европе, как уже было отмечено, разработкой, внедрением и продажей занимаются свои, европейские производители бытовой электроники. В США автомобильные навигационные системы в основном представлены американскими отделениями компаний Pioneer, Alpine и Etak, которая является подразделением Sony. Американцы интересуются главным образом трафиком, а Etak практически полностью монополизировала такую рыночную нишу, как обеспечение картами трафика в реальном времени всех штатов без исключения. Что не заняла Etak, поделили между собой Pioneer и Sony. Таким образом, рынок автомобильных навигационных систем поделен европейскими и японскими компаниями.

Как ни предрекали прорицатели середины 90-х годов скорое и резкое падение цен на АНС в мире, этого, конечно, не произошло, как не ожидается резкого падения цен, например, на холодильники и прочие бытовые приборы. Да, приборы-то улучшаются, но цена при этом меняется незначительно. Так и здесь. В 1996 г. АНС стоили от $2000 до $4000. В 2000 г. их стоимость колеблется около отметки $1990 и тенденций к значительному снижению не проявляет.

Все больше и больше автомобилей поставляются в Россию уже оснащенные штатной навигационной системой. Давайте оценим возможности систем Audi, BMW, Infiniti, Land Rover, Lexus, Mercedes-Benz, Porsche и Skoda. Есть еще «подсказчики» от Mitsubishi и Volvo, но к нам на тест они попасть не успели.

Как известно, пионером в области российской навигации является BMW. Именно на седанах 7 Series четыре года назад появилась первая электронная карта Москвы, разработанная фирмой TeleAtlas. Тогда навигация работала весьма посредственно: карта была устаревшей, а за пределами МКАД штурман оказывался и вовсе бессилен.

Впрочем, прогресс на месте не стоит. Сейчас все навигаторы оснащены картами не только Москвы, но и Подмосковья, Санкт-Петербурга и основных федеральных магистралей. А кое-где имеются и карты крупных областных центров. В BMW есть и карты Европы. Но сейчас нас в первую очередь интересуют столица и область.

Европейские автопроизводители используют карты TeleAtlas, а азиатские -- NavTeq. И хотя изготовителей карт только два, все карты абсолютно разные.

Штатные навигационные системы для России подразделяются на три группы. В первую входят полностью русифицированные навигаторы, у которых все надписи на карте и в меню управления отображены на русском языке, да и голосовые подсказки также даются на великом и могучем (такими оснащены, к примеру, Mercedes-Benz, Audi и Infiniti). Во второй группе находятся частично русифицированные системы. Здесь подсказки также русские, но надписи на карте и в меню отображаются латиницей (BMW, Land Rover и Lexus). И наконец, третья группа, объединившая системы, совершенно не знающие русского языка (Porsche и Skoda). Интересно, что в меню автомобилей двух последних групп любезно предусмотрена возможность выбора языка, и там есть почти все европейские языки... кроме русского. Не до конца, видно, уважают нашего покупателя.

Все навигаторы являются неотъемлемой частью мультимедийной системы, и от нее в первую очередь зависит удобство управления. По этому критерию безусловными лидерами мы считаем автомобили, оснащенные сенсорными экранами (Infiniti, Land Rover, Lexus и Skoda). Почему? Все просто: вводить адрес, крутя в разные стороны и нажимая селекторы управления, слишком неудобно, запросто можно промахнуться. Гораздо проще пользоваться виртуальной клавиатурой, тыкая пальцем в необходимый символ. Забавная деталь: только Lexus не позволяет вводить адрес в движении, и только он предупреждает о необходимости соблюдения правил дорожного движения во время маршрута. Приятная забота о безопасности.

Предикативным вводом слов (автоподстановка в процессе набора) оснащены навигационные системы всех автомобилей, но наиболее удобными являются полностью русифицированные системы, ведь набрать латиницей, например, улицу Красина нетрудно, а Шарикоподшипниковскую или Кржижановского? Хотя надо признать, что все названия отображаются в строгом соответствии с российским стандартом транслитерации. То есть Химки на карте будут не Himki, а Khimki, а Можайское шоссе - не Mojaiskoe, а Mozhaiskoe. Немного соригинальничал лишь Land Rover. Для него Теплый Стан - это Teplyy Stan, а не Teplyi, как положено. Само собой это касается и других названий, оканчивающихся на «ый».

Однако мы застоялись на месте. Проложим маршрут по городу. Например, от дома до работы, то есть с юго-запада на северо-восток столицы. Казалось бы, чего проще? Но скажем сразу: ни один из штатных навигаторов точно к цели вас не приведет. Парадокс? Нет, просто ни на одной карте нет домов, только улицы. Номер дома, конечно же, можно ввести, но без корпусов, дробей или номеров строений, то есть вас приведут примерно туда, где должен быть ваш объект. Однако примерно - понятие растяжимое.

Хорошо, если нужный вам дом выходит прямо на улицу, а если нет? Здание нашей редакции, расположенное по адресу: улица Руставели, дом 12а, строение 2, находится во дворах. Даже пешком нас найти непросто, а уж на машине и подавно. И что же делают наши навигаторы? Всего лишь доводят до места, где, по их мнению, должен быть дом 12 по Руставели и сообщают, что место назначения находится справа или слева от нас. Меж тем в обозримом глазами пространстве ни одного дома с номером 12 нет и в помине. Дальше нужно либо бросать машину и идти искать пешком, либо спрашивать у прохожих.

При этом любое Personal Navigation Device (PND), которых сейчас на рынке пруд пруди, без труда приведет вас прямо к двери. Пару лет назад мы тестировали устройство Carmani CX-210 с картой GPS Pocket Pro Moscow. И оно прекрасно завело нас во дворик редакции через арку на улице Добролюбова. Да что там PND! Элементарный мобильный телефон с Интернетом и загруженными, к примеру, картами на «Яндексе» поможет сориентироваться во дворах лучше фирменного автомобильного навигатора.

Ладно, мы отвлеклись собственно от маршрута. Все штатные навигационные системы предложили нам несколько путей проезда. Обычно можно выбрать самый короткий или самый быстрый маршрут. Первый, это, как правило, через центр, а второй - через Третье транспортное кольцо. Слишком просто? Но ведь функции загрузки пробок в штатных навигаторах пока нет, поэтому компьютер и выбирает такие элементарные пути. Любой из нас, само собой, проедет по-другому, объехав наиболее сложные с точки зрения загруженности участки.

И все-таки у каждой навигационной системы есть свои тонкости. На наш взгляд, оптимальный маршрут проложил Porsche. Этот автомобиль ведет по городу примерно так же, как ехали бы мы сами. Но, возможно, с каким-то другим маршрутом справился бы лучше другой штурман. Кстати, навигатор спортивных машин из Штутгарта оказался большим оригиналом. На его карте Москвы есть и улица Горького, и Колхозная площадь. Конечно, они отображаются и как Тверская и Сухаревская, но все же зачем? Для ностальгирующих?

Меньше всего нам понравились маршруты Lexus. Мало того, что прокладка пути самая незамысловатая, так еще и штурман периодически старается затянуть водителя в несуществующие повороты. Впрочем, с простыми поворотами справляются все штатные навигаторы, а как со сложными развязками, например, на Третьем кольце? При подъезде к развязкам на экране всех автомобилей либо возникает схема необходимого маневра, либо просто увеличивается масштаб карты, для того чтобы водитель мог понять, какой именно поворот ему нужен. Проблем со сложными перекрестками и развязками ни у кого не возникает.

Однако возникают они вроде бы на пустом месте. Каждый, кто хоть когда-либо поворачивал с Университетского проспекта на Ленинский при движении в сторону области, знает, что сначала нужно свернуть направо на маленькую дорожку-дублер, а затем метров через триста выехать уже непосредственно на Ленинский. Казалось бы, чего проще? Но про такой маневр знают только Audi, BMW и Infiniti. Остальные требуют повернуть налево в центр, а затем развернуться. Можно себе представить, сколько времени займут такие манипуляции в час пик.

Перенесемся в другую часть Университетского проспекта. Поворот направо в сторону метромоста. Здесь опять же нужно выехать на маленькую дорожку, а затем уже влиться в поток на Вернадского. Поворот просто направо - нарушение правил. И что же? Lexus рекомендует поворачивать именно так, хотя заранее предупреждает, что указание навигационной системы может противоречить ПДД.

Есть и еще казусы. Поворот с улицы Обручева на улицу Волгина. Ничего особенного, просто Т-образный перекресток, регулируемый светофором. Но есть небольшой нюанс: на углу расположена АЗС. Многие, чтобы не стоять на стрелку, просто проезжают через заправку насквозь. Это не противоречит правилам дорожного движения, однако мешает клиентам, так как «нетерпеливые» часто создают пробку прямо на территории АЗС. Так вот, Infiniti и Skoda почему-то требуют поворачивать именно так.

Ну, в столице мы худо-бедно разберемся, как проехать. Посмотрим, на что способны наши подопечные в Подмосковье, ведь далеко не каждый хорошо знает, например, Долгопрудный, Балашиху или Подольск. Увы, более-менее не теряются в областных городах только немецкие автомобили и Land Rover. Остальные знают улицы, но вообще не знают домов. Обидно.

Да, с планами области лады не у всех. Например, Land Rover в Долгопрудном завел нас в тупик, а Mercedes при выезде из Москвы по Горьковскому шоссе показывал по сторонам лес, а на самом деле там несколько автодилеров (правда, непрофильных) и торговые центры.

Еще хуже дела обстоят с мелкими населенными пунктами - поселками городского типа и деревнями. Какие-то из них есть в навигаторах, а каких-то нет и в помине, хотя они существуют не одну сотню лет. Странно.

База данных объектов (или Points of interest) -- один из козырей навигационных систем. Чего здесь только нет: рестораны, больницы, АЗС, автосервисы, развлекательные и торговые центры, достопримечательности и так далее. Но почему-то все данные старые. Ну, допустим, навигатор может не знать, что недавно все «Рамсторы» превратились в «Ашаны». Но почему же до сих пор все поголовно показывают давно несуществующую розничную сеть «Меркадо»? Или заправки «РуссНефть», которые скуплены «Лукойлом»? В представительствах автомобильных компаний нас уверяли, что карты и данные обновляются примерно раз в три месяца, но на деле это оказалось совсем не так.

Отдельно коснемся голосовых подсказок. Ясное дело, что по-английски все идеально, но не всегда понятно. А по-русски? По опыту мы знаем, что с русификацией автомобильных мультимедийных систем бывают проблемы. Увы, то же самое случилось и с голосовым гидом. Подсказки порой вносят сумятицу. Например, там, где нужно развернуться, Mercedes произносит: «Держитесь левее», хотя на экране показывает именно разворот. Ну, это еще ладно. Некоторые навигаторы страдают косноязычием. Вот Audi сообщает: «Через 300 м ехать прямо». Или Lexus: «Через 200 м диагональный поворот направо». Сразу и не сообразишь, о чем это они. Но больше всего поразил Land Rover, сказавший: «Через 500 м заедьте на круговое движение».

Есть у навигаторов и недочеты, связанные с погрешностью самой системы глобального позиционирования GPS. Из-за этого возникают забавные казусы. Допустим, вы едете по внутренней стороне Садового кольца от Новинского бульвара в сторону Цветного. Навигация предлагает вам перестроиться правее и выехать на площадь Маяковского. Вы решаете не следовать подсказкам и въезжаете в тоннель под Тверской. А навигатор этого не видит и, считая, что вы наверху, просит повернуть налево...

Так что со знанием Москвы не все так гладко у наших подопечных. Давайте поставим всем зачет условно, ведь все восемь навигационных систем могут без труда провести вас по городу и приведут примерно в то место, куда вы хотите. К тому же стоит сделать скидку на то, что штатная навигация для России штука новая, а значит, сыроватая. Но когда все детские болезни пройдут, можно будет полноценно пользоваться навигацией в любом месте.

А пока мы можем выделить три марки, навигационные системы которых нам понравились больше всего: Audi, Mercedes-Benz и Infiniti. Во-первых, они полностью русифицированы, во-вторых, меньше других путаются в хитросплетениях московских улиц и, в-третьих, имеют немало полезных функций.

Антон Тебенихин

Безусловный и главный плюс штатных навигационных систем – их безопасность для водителя. Заводская навигация протестирована производителем на совместимость с другими узлами автомобиля, она не вызовет наводок на другие электронные компоненты вашего «железного коня», не вызовет замыканий в проводке. Работа штатных устройств гарантирована производителем автомобиля, в отличие от безымянных китайских поделок, работа которых оставляет желать лучшего.

Как правило, такая система имеет дополнительные органы управления на рулевом колесе или рядом с ним (подрулевой джойстик), которые позволяют частично контролировать систему навигации, не убирая рук от органов управления во время движения.

Второй ощутимый плюс – в отличие от отдельно продаваемых навигаторов и планшетов, заводская навигационная система встроена в приборную панель так, чтобы не перекрывать водителю обзор. А ведь полноценный обзор дороги впереди себя – также важный фактор безопасности. Интеграция штатной системы с приборной панелью создает эргономику в использовании, комфорт в салоне автомобиля, свой оригинальный дизайн, присущий конкретной марке автомобиля.

Третий важный момент – интеграция со звуковой системой автомобиля, с которой навигация чаще всего составляет единый комплекс. Вы не пропустите голосовую подсказку или сигнал о неровной дороге из-за работающего радио или музыки на диске – умная навигационная система сама приглушит звук мультимедийного источника во время произнесения звуковой подсказки.

Четвертый момент, к сожалению, весьма актуальный на неохраняемых парковках – штатная система, интегрированная в панель, вызывает у криминальных элементов куда меньше внимания, чем навигатор или планшет на держателе-присоске. Ведь чтобы снять штатную систему потребуется не менее 10-15 минут и специальные инструменты съемники, индивидуальные для каждого автомобиля, а отдельный GPS-навигатор можно похитить за 30 секунд.

Пятым полезным фактором является то, что на большинстве современных автомобилей экран заводской навигационной системы может использоваться для вывода изображения с камеры заднего вида, что обеспечивает дополнительную сохранность автомобиля при парковке.

Также могут быть реализованы дополнительные приятные опции, вроде подсветки кнопок системы вместе с подсветкой приборной панели авто, регулировка яркости по датчику света, вывод предупреждений о неисправностях на большой дисплей заводской навигации и многое другое.

Проблемы штатных навигационных систем

Почему же штатные навигационные системы давно стали обыденностью в странах Евросоюза и США, но все еще остаются малопопулярны у нас, и, как правило, это последняя опция, на которую обращают внимание потенциальные покупатели?

Ответ достаточно банален. К сожалению, в силу недостаточного внимания производителей картографических материалов для автомобильных систем к региону СНГ. Купив новый автомобиль с заводской навигационной системой, вы скорее всего столкнетесь с крайне низким качеством карт в таком устройстве.

Пара улиц в миллионных городах и отсутствие мелких населенных пунктов в принципе – горькая реальность большинства штатных навигационных систем в СНГ и в нашем регионе в частности. Например, в штатных автомобильных картах Беларуси город Минск представлен только кольцевой дорогой. При этом даже официальные дилеры данной марки ничем помочь не могут – производитель просто не повышает качество карт, считая наш рынок слишком мелким и, соответственно, малорентабельным.

Остается лишь два пути – менять штатную навигацию на сомнительного происхождения китайское устройство (в котором из преимуществ штатной системы практически ничего не останется), либо найти пути доработать альтернативной прошивкой заводскую (родную) систему, чтобы она могла работать не только с родными картами, но и с более распространенными в СНГ навигационными системами. А заодно можно и расширить функционал системы, научив ее, к примеру, воспроизводить видео – чего попусту пропадать большому экрану в 6.5-8 дюймов, или снабдив систему калькулятором.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: