+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Перевозки товарно-материальных ценностей (ТМЦ)

Содержание

Товарно-материальные ценности (ТМЦ) в бухучёте – что это?

Перевозки товарно-материальных ценностей (ТМЦ)

Что это такое – ТМЦ – применительно к бухгалтерскому учёту? Зачем нужна эта часть бухучёта? Эти и некоторые другие связанные вопросы рассмотрим в статье.

Что говорит закон по теме ТМЦ?

Основы законодательства в сфере бухгалтерского учёта очень тесно связаны с налоговым правом и финансовым. В той же части, что касается правонарушений и применяемых санкций, приходится иметь дело с правом административным, а также уголовным.

Перечислим фундаментальные источники, определяющие теорию и практику бухучёта и учёта матценностей. В первую очередь это:

  1. Федеральный закон “О бухгалтерском учете” от 06 декабря 2011 года за номером 402-ФЗ. Акт вступил в действие в 2013 г. и стал заменой старому документу (№129). ФЗ полностью регламентирует все тонкости профильного вопроса – прочие законы дополняют свои содержанием проблематику.
  2. Указы, исходящие от главы государства – Президента Российской Федерации.
  3. Постановления, инициируемые и принимаемые Правительством России.
  4. Акты Минфина РФ. Наряду с упомянутым ФЗ это один из главнейших источников, который конкретизирует и разъясняет правомерные основы ведения бухучёта.
  5. Создаваемые и вводимые в действие Министерством финансов положения бухгалтерского учёта (ПБУ). Это стандарты, которые периодически претерпевают изменения. Делается это для максимального приближения к международным нормам бухучёта.
  6. Прочие нормативы, акты и т.д.

Нередко бывает так, что в хозяйственной и экономической деятельности учреждения пренебрегают имеющимися нормативными требованиями. Это всегда приводит только к одному – возникновению проблем: как внутренних, так и внешних (например в процессе взаимодействия с контролирующими органами вроде Федеральной налоговой службы).

Имеющиеся законы следует тщательно изучать – это основа здорового функционирования организации. Особенно в том, что касается бухгалтерии.

Матценности в бухучёте

Рассмотрим само явление ТМЦ в бухгалтерской деятельности. Определение, состав, группы – обо всём этом читайте ниже.

Определение явления и классификации

Материальные ценности – это активы, т.е. та часть имущества или обязательств субъекта, которая является доходной (иначе говоря – плюс). Данные активы постоянно находятся в обороте и обновляются (циклично). Какие разновидности есть:

  • представленные для реализации (продажи);
  • находящиеся на одной из стадий технологической процедуры, которая должна привести к созданию полноценного продукта (готового для реализации);
  • купленные сырьё, материалы, резервы, назначение которых – применение в производственных циклах.

На основании такого упрощённого описания бухучёт товарно-материальных ценностей можно условно разделить на учёт:

  • сырья;
  • назавершённого производственного процесса;
  • готовых продуктов.

Сырьё – это продукция, купленная для последующего преобразования.

Незавершённое производство – частично преобразованные объекты.

Готовые продукты – это объекты, которые уже полностью прошли все стадии производственного цикла и готовы к реализации. Иными словами, это уже товар.

Что относится к товарно-материальным ценностям организации? В России принята определённая система градации ТМЦ в рамках бухгалтерского учёта. Это необходимо для более простого усвоения сведений. В балансе учреждения отражаются следующие группы:

  • сырьё и некоторые составляющие;
  • запасные части;
  • полуфабрикаты собственного производства организации, хранимые на её складах;
  • продукты полноценной готовности;
  • строительные материалы;
  • топливо и смазочные материалы;
  • полезные производственные отходы, которые можно применять для каких-либо целей;
  • тара;
  • хозяйственный инвентарь

Примечание 1. Все составляющие ТМЦ имеют целью увеличить цену продукции к моменту её реализации. Они сами характеризуются малой ценностью и небольшим периодом эксплуатации (до одного года).

Как отображаются бухгалтерией?

Бухучёт, помимо прочего, позволяет проводить регистрацию отчётов по всем операциям, имуществу и обязательствам и при этом фиксировать их.

Даже когда речь идёт о, казалось бы, незначительных ТМЦ, они всё равно отражаются в категории оборотных активов (в виде остатков на начало и конец годового периода).

Если говорить в более общем смысле: вся бухгалтерия зиждется на двойном отражении как прихода, так и расходования средств по разным счетам.

Приход

Поступление матценностей всегда следует обозначать. Для этого используются такие операции:

  • поставка по соглашению купли-продажи с оплачиванием покупаемых активов;
  • заключение договора мены и поступление ТМЦ на основании бартера;
  • безвозмездная передача от своих же учредителей, начальников или сторонних учреждений и лиц;
  • получение отходов и остатков полезного использования при ремонтных работах, разборе на составные старых техники и оборудования;
  • создание на своём производстве.

Всё это требует обязательного документирования. Если речь о приобретении ТМЦ, то в качестве доказательства выступают накладные, счета-фактуры от стороны поставщика – на их основе формируются приходные ордеры (в форме бланков 4-М). Последние в свою очередь уходят в общий складской учёт уже в виде карты М-17.

Когда же поступление активов реализуется с игнорированием счетов-фактур, накладных и ордеров, правила гласят, что необходимо составлять минимум передаточный акт (форма М-7). Он создаётся после оформления поставки и сверки с данными документации. При выявлении товарного избытка, продукция записывается в учётный пассив. При нехватке же обращаются с вопросами к поставщику.

Популярная практика – приём приобретений экспедиторами и курьерами (другими аналогичными должностными лицами). Для них непременно составляется доверенность на представительство, которое ещё и нужно заверять. Используемые при этом формы: М-2 и М-2А. Если ТМЦ собственного производства поступает на склад, формируют накладную-требование М-11.

Иногда возникают обстоятельства, при которых после разбора техники и оборудования остаются полезные запасные части. Для них предусмотрен акт М-35: в нём отражаются сведения о самих матценностях и разобранном основном средстве.

Оценка

Когда предмет поставки поступил, оформленная документация уходит в бухгалтерию организации (рядовому или главному бухгалтерам).

Ещё на стартовом этапе деятельности учреждения для бухучёта создают и определяют политику учётного процесса: в ней содержится вся информация, касающаяся методик бухгалтерского учёта и налогового, утверждённых способах расчёта и оценивания.

Резервы учитываются или по фактическим, или по учётным расценкам:

  1. Реальные цены отражаются в бумагах и ранее. Это стоимость покупки, поставки, а также перечисляемая контрагенту сумма с вычтенными НДС (если партнёрское взаимодействие налажено по принципу возврата налога). Такая схема удобна для субъектов, которые работают по небольшим оборотам.
  2. Учётные цены подразумевают применение значений при упрощённой учётной процедуре. Они определяются субъектами хоздеятельности. Метод уместен в случае с предприятиями, которые работают с очень большим перечнем товарных наименований.

Пример 1. Компания “Х” заключила соглашение о приобретении офисных принадлежностей для своих сотрудников. Итоговая сумма сделки составила 25 000 руб. Какие тут есть проводки:

  • проведение платежа за доставку безналом – Дт 60 Кт 51;
  • получение товарных единиц – Дт 10 Кт 60;
  • НДС – 3 814 рублей (Дт 19 Кт 60);
  • выдача в пользование сотрудникам – 25 000 — 3 814 = 21 186 руб. (Дт 26 Кт 10).

В случае с учётной оценкой ведение записей происходит по счёту 15 (о покупке материалов), где фактические расходы идут в дебет, а учётные – в кредит.

Ценовая разница списывается на счёт 16 (тут фиксируются отклонения по цене материалов и имеющихся запасов). Когда период завершается, разницы суммируются и указываются на главных реквизитах.

Если удалось провести реализацию ТМЦ, разницы фиксируются на дебете других трат (91 или 92).

Склад для третьих лиц

После принятия-получения товары отправляются в помещения кладовых или складов, где и хранятся до момента дальнейшего применения.

Бывает, что компании предоставляют свои складские площади для хранения чужих товарно-материальных ценностей.

Данная операция не относится к собственному производству хозяйствующего субъекта, а потому её отражают на внебалансовом счёте 002 (на него записывают запасы под ответственное хранение).

Убытие

Суть ТМЦ состоит в том, что это, фактически, оборотные активы – они без перерыва циркулируют в рамках производственных циклов. Прибытие и убытие происходят из разных учётных секторов.

Какие есть варианты убытия:

  • запуск в процесс обработки;
  • передача или для собственного использования, или для реализации;
  • форс-мажор.

Для всех расходов оформляется документация:

  • отпуск в русле принятых нормативов требует карту лимитов М-8;
  • нелимитированные запасы подразумевают стандартную накладную М-11;
  • ТМЦ, отправляющиеся на перепродажу, сопровождаются формой М-15.

Эти моменты всегда должны строго соблюдаться, иначе не избежать проблем в организации хоздеятельности.

Корреспонденция

Убытие с целью:

  • перепродажи или передачи – Дт 91 Кт 10;
  • организации строительства хозяйственным способом – Дт 08 Кт 10;
  • переработки – Дт 20, 23, 29 Кт 10.

Работники складов обязательно должны записывать остатки (остаточную стоимость) по запасам в специальные складские карты, а также рассчитывать сальдо (в начале и в конце месяца). Карты затем уходят в бухгалтерию, чтобы их можно было сверить с прочими документами.

Учёт по упрощённой схеме

Российское законодательство предоставляет возможность малому бизнесу вести бухгалтерию учёта льготным образом – по более простой схеме. При этом следует ориентироваться на следующую специфику:

  1. Допускается оценивание полученных материалов и запасов по расценкам стороны поставщика. Другие расходы, обусловленные покупкой активов, фиксируются по факту начисления (в стандартных расходах).
  2. Учреждения, имеющие штат до 15 человек, имеют право вести учёт стоимости ТМЦ на обычных расходных счетах – в 100-процентном объёме с момента получения.
  3. Материалы, которые были куплены для реализации потребностей управления, тоже можно учитывать в фактической сумме основной расходной части.

То, как должен вестись упрощённый учёт, описано в Приказе Министерства финансов Российской Федерации от 21 декабря 1998 года за номером 64н – “О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства”.

Также вопрос регулирует Информация Минфина России №ПЗ-3/2015 “Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности”.

Порядок проведения инвентаризации

Инвентаризационный процесс очень подробно описан в Приказе Минфина РФ от 13 июня 1995 года №49 – “Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств”.

К основным правилам процедуры относятся следующие положения:

  1. Абсолютно все сведения должны быть внесены в описи.
  2. Очерёдность записей соответствует тому, как размещены активы на складе.
  3. Инвентаризационная комиссия сверяет фактическое состояние ТМЦ с состоянием, описанным в документах. При этом должны присутствовать работники помещений.
  4. Если во время инвентаризации поступают новые ценности, они проходят приём и оформление в присутствии членов комиссии. Допускается и убытие ТМЦ во время проверки – для этого необходимо разрешение управленцев учреждения.
  5. Если материалы находятся в пути (для поступления) или убывают, комиссия проверяет только соответствие документации сведениям, отражённым в бухгалтерии.

Разнообразных пунктов в связи с мероприятием в приказе много. Также там указано, например, как зафиксировать факт недостачи: если её объёмы находятся в пределах нормы, происходит списание с ответственного лица. Если нормативы превышены, возбуждается уголовное дело.

Заключение

Товарно-материальные ценности – это доходная часть имущества организации. Их учёт – основа стабильного функционирования хозяйства предприятия.

Источник: https://Fininru.com/chto-eto-takoe/tmts-v-buhgalterskom-uchete

Порядок закупки товарно-материальных ценностей — Студопедия

Перевозки товарно-материальных ценностей (ТМЦ)

Регламентация операций управления закупками ТМЦ касается в первую редь порядка и сроков получения, обработки и исполнения заявок на спечение.

Менеджер по закупкам должен иметь четкие инструкции, ка-заявки и от кого он должен получить, как он должен проверить их соответствие утвержденным нормам, в какие сроки он должен закупить мате-лы, чтобы они были доставлены в нужное время и в нужное место.

Гак, например, в зависимости от отправителя заявки, регламентирован-с сроков ее исполнения, заявленных ТМЦ менеджер по закупке определеные оптимальные сроки поставки закупленного ассортимента (табл. 77). для подтверждения объемов закупок менеджер определяет дату и место рузки товарно-материальных ценностей либо подразделению-заказчику, на временное хранение на склад.

Таблица 77 Регламентация сроков закупки и места отгрузки ТМЦ

правитель заявкиКатегория заявкиЗаявленные на закупку ТМЦРегламентирован­ные сроки закупки и поставкиМесто отгрузки ТМЦ
оджер по печениюПлановаяКанцелярские принадлеж­ности для аппарата управленияВ течение трех дней с начала очеред­ного кварталаСтруктурные подразделения компании
ВнеплановаяПодарки для V/P-клиентов в отдел маркетинга и продажВ течение трех рабочих днейАвтосалон
пджер по щскомуПлановаяРасходные материалы к компьютерной периферииВ течение 10 рабочих днейСклад 1
ениюВнеплановаяМоющие средства для мытья автомобилейВ течение двух дней с даты получения заявкиСклад 2 (автосервис)

Менеджер склада на основе данных о текущей и прогнозируемой величинe складских остатков в разрезе номенклатуры ТМЦ, видов запасов направляет заявку на плановую, дополнительную закупку материалов и оборудования либо на уменьшение или отказ от закупки в ранее оговоренные покупки.

Например, внеплановая заявка на пополнение страхового складского за-а смазочных веществ должна быть выполнена в кратчайшие сроки, no­un.ку снижение уровня такого запаса ниже допустимого связано с увеличением сроков проведения ремонта и снижением продуктивности автосерервиса.

После уточнения и согласования объемов и сроков закупки материалов и оборудования менеджер формирует заказ, который может быть структури­рован как по номенклатуре ТМЦ, так и по срокам и объемам поставки.

Следующее важное направление в деятельности менеджера по закупкам ТМЦ — управление непосредственно договорными отношениями с постав­щиками в процессе размещения и выполнения заказов на доставку ТМЦ (рис. 42). Чтобы построить систему своевременных поставок ТМЦ «точно в срок», регламентом прежде всего должно быть предусмотрено использова­ние следующих видов договорных отношений:

1) рамочные договоры поставок ТМЦ, заключаемые на определенный период и содержащие условие об автоматической пролонгации на указан­ный в нем срок. Закупка по таким договорам обычно производится в режиме оперативной заявки;

2) договоры, которые предусматривают разовую поставку ТМЦ.

Уточнение объемов и сроков поставки с менеджерами по складу

Рис. 42. Последовательность действий менеджера по закупке ТМЦ

Использование рамочных договоров в закупочной деятельности позволяет минимизировать сроки поставки и отгрузки ТМЦ поставщиком за счет от­сутствия необходимости поиска и отбора поставщика, оценки его надеж­ности, ПОДГОТОВКИ, согласования и заключения договора поставки. Следовательно  такие договоры позволяют оперативно заказать ТМЦ. Перед заключением та-их договоров следует тщательно провести отбор и оценку стоимости и качества предлагаемых потенциальным поставщиком материалов и оборудования.

Кроме того, на всем протяжении сотрудничества с поставщиком по амочному договору менеджер по закупке должен периодически оценивать адежность контрагента, проводить сравнительный анализ качества и цен риобретенных у рассматриваемого поставщика ТМЦ.

В случае если по данным мониторинга поставщик в сравнении с альтернативными контрагентами увеличил цены без соответствующих качественных изменений, нарушил сроки поставки и иные условия сотрудничества, это может служить основанием для расторжения договора.

Договоры на разовую поставку ТМЦ должны использоваться в основном пя закупки материалов и оборудования, спрос на которые у компании не-остоянен или по которым не нужна оперативная доставка.

Каждый раз перед заключением разового договора менеджер должен провести либо конкурентный анализ, либо конкурс.

Условия выполнения договора при этом олжны тщательно контролироваться менеджером вплоть до получения све-гний из подразделений о сроках, объемах и качестве поставляемых мате-иалов.

В случае если договорные условия выполнены полностью, то менеджер носит поставщика всписок надежных партнеров, если нет — то в список ежелательных контрагентов.

Соответственно впоследствии для закупок МЦ нежелательные контрагенты должны рассматриваться менеджером в оследнюю очередь.

С надежными же партнерами, выполняющими на постоянной основе все условия поставки, автоцентр в дальнейшем может за-лючить рамочные договоры и соглашения, упростить в отношениях с ними роцедуру отбора и рассмотрения заявок на поставку.

Таким образом, на основе постоянного регламентированного и структурнного по срокам и результату взаимодействия с поставщиками и менеджарами компании обеспечивается качественная поставка ТМЦ для фуктурных подразделений автодилерской компании.

Хранение и распределение товарно-материальных ценностей

Хранение товарно-материальных ценностей должно осуществляться по ринципу «что более и чаще востребовано, то должно быть более допустимо».

Поэтому, располагая различные ТМЦ на складских площадях, авто-плсру необходимо рационально планировать логистику движения материальных потоков внутри склада, а также размещение материалов в зависимости от частоты их использования.

В этом случае эффективно расположить ТМЦ помогут ранее рассмотренные методы ABC- и XYZ- анализа (см. не. 33 и табл. 59).

В управлении распределением ТМЦ можно выделить следующие основные мероприятия, которые должны быть четко регламентированы по порядку и срокам реализации:

1) получение и обработка требований, заявок на отпуск ТМ Ц со стороны фуктурных подразделений компании-автодилера;

2) проверка на складе наличия требуемых ТМЦ, подготовка па отпуск МЦ со склада;

3) подготовка, оформление и передача заявки на покупку ТМЦ менед­жеру по закупке в случае недостаточного количества требуемых материалов и оборудования на складе, а также их несоответствия условиям, указанным в заявке.

На рис. 43 представлены порядок, сроки и взаимосвязи основных меро­приятий и операций, которые закрепляются за работниками, ответствен­ными за материально-техническое обеспечение.

В соответствии со схемой менеджером по обеспечению (менеджером по снабжению) определяются параметры поставки на основе планов потребления и закупок и внеплано­вых заявок, которые необходимо проверить на соответствие утвержденным нормативам.

Определение даты приобретения и доставки ТМЦ с поставщиками, оформление необходимых документов

Рис. 43. Порядок взаимодействия менеджеров в процессе материально-технического обеспечения

В случае ожидаемого превышения утвержденных норм финансово-эко­номическими службами должно быть оперативно согласовано увеличение суммы непредвиденных расходов после уточнения характера закупок, их технической и экономической целесообразности.

После того как заявка согласована, менеджер по обеспечению связыва­ется со складом, чтобы проверить наличие требуемых материалов и оборудо­вания в нужном количестве. Специалист по складскому хранению по каж­дой заявленной позиции номенклатуры ТМЦ делает проверку на предмет ее наличия.

По результатам такой проверки менеджер по складу дает подтверж­дение о готовности отгрузить заявленные материалы и оборудование в пол­ном или частичном объеме либо сообщает о невозможности отпуска в случае отсутствия ТМЦ на складе.

Обработанную таким образом заявку он возвра щает менеджеру по обеспечению.

Снабженец подтверждает объемы и сроки отпуска товаров и материалов, которые есть в наличии на складе, после чего менеджер по складу осуществляет транспортное перемещение и подготовку ТМЦ к отгрузке. Объем материала и оборудования, который может быть отгружен со склада, менеджер по обеспечению готовит заявку на приобретение, которая незамедлительно направляется менеджеру по закупкам.

Менеджер по закупкам в соответствии с регламентированным порядком своих действий производит обработку заявки, согласовывает с поставщи­ками условия доставки, оформляет все необходимые документы. В процессе исполнения заявки менеджер по закупкам информирует менеджера по снаб­жению об ожидаемых сроках отгрузки ТМЦ поставщиком.

После поставки груза в указанное место он подлежит приемке, основным моментом которой является оформление документов об отсутствии претен­зий.

Рассмотренный порядок осуществления планирования, закупки, хране­ния и распределения товарно-материальных ценностей для внутреннего по­требления может быть реализован не только в автодилерских компаниях с большими масштабами деятельности и централизованной службой снабже­ния и логистики.

Успехом внедрения системы поставки требуемых матери­альных ресурсов для выполнения каждодневных операций «точно в срок» могут воспользоваться и небольшие компании, а также обособленные под­разделения автодилера.

При этом функции по складскому хранению, за­купке и отпуску ТМЦ могут быть возложены на одного специалиста.

Финансирование деятельности и проведение взаиморасчетов с контрагентами

Одна из частых проблем финансирования деятельности в атводилер-стве — достаточность финансовых ресурсов при одновременном обеспече­нии максимальной рентабельности их использования.

Мобилизуя значи­тельные объемы денежных средств в оборотном капитале — в необходимых запасах автомобилей и запчастей для продажи, автодилеру нужно оптимизи­ровать финансовые потоки таким образом, чтобы, с одной стороны, сохра­нить требуемую доходность и оборачиваемость оборотного капитала, а с другой — бесперебойно финансировать собственные операционные и капи­тальные затраты.

Чтобы добиться такого баланса, требуются адекватное планирование фи­нансовых средств компании и одновременный контроль за их поступлением и расходованием.

Вследствие этого в структуре единого бизнес-процесса управления фи­нансами можно выделить следующие основные участки, использование и регламентация которых позволит повысить эффективность управления фи­нансовыми ресурсами компании-автодилера:

– контроль исполнения условий договоров и проведения по ним расчетов, направленный на обеспечение полноты и достаточности поступления де­нежных средств за реализованные услуги и автомобили;

– упорядочивание финансовых потоков в соответствии с приоритетами ис­пользования денежных средств компании и задачами поддержания ее ликвидности.

С учетом указанных требований финансового менеджмента в управлении автодилерской компанией регламентация бизнес процесса финансирования должна быть направлена в том числе: на своевременность заключения договоров, необходимых для закупки и продажи, обслуживания и ремонта автомобилей; оперативный контроль выполнения работ, оказания услуг, приобретения товарно-материальных ценностей, используемых в процессе деятельности автодилерекою центра; проведение расчетов по заключенным договорам, выполненным работам, оказанным услугам, приобретенным ТМЦ.

Мониторинг исполнения условий заключенных договоров и проведения расчетов по ним является существенной составляющей всей системы конт­роля эффективности деятельности. В основу этого механизма положены принципы и инструменты казначейского управления — контроль поступ­ления и расходования денежных средств, которые запланированы в соответ­ствующих бюджетах.

Оперативный контроль исполнения бюджета движения денежных средств, как правило, осуществляет финансовый (бюджетный) контролер.

Он оценивает каждый поступающий документ (счет, заявку) на осуще­ствление расчетов и выясняет, не превышается ли лимит по соответству ющей статье бюджета.

Превышение лимитов в бюджетном периоде может допускаться только по специальному распоряжению уполномоченного должностного лица — распорядителя бюджетных средств. Обычно им явля­ется финансовый директор или высший руководитель автодилерской ком­пании.

Аналогично рассмотренному механизму контроля исполнения подготов­ленных планов, бюджетов, программ и показателей деятельности автоди­лерского центра (см.

главу 2) процедура контроля финансовых условий договоров, платежей и поступлений по ним может отличаться набором опе­раций — последовательностью, сроками, центрами ответственности и ре­зультатами.

Рассмотрим более подробно особенности механизмов бюджет­ного контроля доходов — выставления счетов и контроля поступлений, а также контроля расходов — обработки полученных компанией счетов и их оплаты.

В механизме контроля доходов на стадии выполнения условий договоров и поступлений по ним можно выделить два основных блока (рис. 44):

– выставление клиентам — покупателям автомобилей и услуг по их сервис ному обслуживанию счетов и нарядов;

– бюджетный и финансовый учет оплаты выставленных счетов клиеп тами — поступления денежных средств на расчетный счет или в кассу а в тодилера.

Например, для процесса оказания услуг по комплексному обслуживанию автомобилей корпоративного клиента алгоритм должен включать в себя ме­ханизмы контроля выставления счетов компании — владельцу автопарка, а также мониторинга поступления денежных средств по выставленным сче там (см. рис. 44).

Соответствующие операции закрепляются за структурны м 11 подразделениями автодилера — отделом маркетинга и продаж, финансово экономическим отделом, бухгалтерией.

Перечисленные центры ответствен пости в соответствии с их функциями осуществляют подготовку проекта счета, его проверку и оформление, выставление клиенту и контроль его оплаты.

Источник: https://studopedia.ru/12_191980_poryadok-zakupki-tovarno-materialnih-tsennostey.html

Документооборот и особенности учета: автомобильные грузоперевозки

Перевозки товарно-материальных ценностей (ТМЦ)

Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

Грузоперевозки и ведение учета

Основа бухгалтерского учета — документирование фактов хозяйственной жизни. Представить себе хозяйственную деятельность без автомобильных грузоперевозок невозможно. Поэтому практически не найдется бухгалтера, которого бы не интересовали проблемы оформления документов при транспортировке грузов.

Рекомендуем вебинар по этой теме в Школе бухгалтера «Как оформить первичные документы при транспортных перевозках»

Владелец транспорта

Чтобы разобраться в принципах учета, сначала следует определить, кто является владельцем транспорта, перевозящего груз. Таким лицом может быть грузоотправитель. Следовательно, плату за перевозку он не вносит.

Автотранспорт может принадлежать грузополучателю. При таких обстоятельствах он осуществляет самовывоз груза.

В перевозке могут участвовать три разных лица — грузоотправитель, грузополучатель и перевозчик, привлеченный для оказания услуги по транспортировке на возмездной основе.

При этом отношения с перевозчиком регламентирует гражданское законодательство. Если договор на перевозку заключает грузоотправитель, то применяется глава 40 «Перевозка» ГК РФ и Федеральный закон от 08.11.

2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Если же заказчиком перевозки выступает грузополучатель, то он заключает с перевозчиком договор транспортной экспедиции (п. 2 ст. 801 ГК РФ). В таком случае надлежит руководствоваться главой 41 «Транспортная экспедиция» и Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». К названным федеральным законам изданы подзаконные акты:

Наконец, грузоотправитель и грузополучатель могут совпадать в одном лице. В этом случае с владельцем транспорта заключается договор перевозки груза (ст. 785 ГК РФ). Такая перевозка не сопровождается изменением собственника перевозимых ТМЦ.

Переход права собственности

Следующий момент, который необходимо уяснить бухгалтеру для организации правильного документооборота, — о переходе права собственности на груз. Очевидно, у перевозчика или у экспедитора груз числится в забалансовом учете — на счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение».

Передача ТМЦ от грузоотправителя грузополучателю (через перевозчика) не обязательно сопровождается переходом права собственности на активы.

Например, к грузополучателю товары могут поступать для последующей реализации по договору комиссии, материалы — в качестве давальческого сырья для дальнейшей переработки. А объекты основных средств могут транспортироваться для передачи в аренду.

Иными словами, нужно уяснить характер отношений (вид сделки) между отправителем и получателем груза.

Если между отправителем и получателем заключен договор купли-продажи, то в результате ТМЦ сменит собственника. Однако момент перехода права собственности может быть определен по-разному. Статья 458 (п.

 2) ГК РФ гласит: в случаях, когда из договора не вытекает обязанность продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное.

С точки зрения учета это означает: если право собственности на товар перешло к покупателю-грузополучателю при передаче товара перевозчику, то соответствующие ТМЦ подлежат списанию с баланса продавца-грузоотправителя в этот же момент. Одновременно продавец может признать затраты на доставку, перевозку он не контролирует.

Если же право собственности на ТМЦ переходит к покупателю при их вручении (п. 1 ст. 223, п. 1 ст. 224 ГК РФ), то для списания активов с баланса продавцу необходимо документальное подтверждение такого вручения. Исходя из всех этих обстоятельств определяется надлежащий документооборот.

Учет грузоперевозок: признание расходов

Оформление первичных документов интересует бухгалтеров в первую очередь в целях налогообложения (абз. 2 п. 1 ст. 172, абз. 9 ст. 313 НК РФ).

Затраты производственной организации на перевозку грузов внутри организации и доставку готовой продукции покупателям в соответствии с условиями договоров относятся к материальным расходам (пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Они отражаются в налоговом учете на основании акта приемки-передачи услуг, подписанного налогоплательщиком (п. 2 ст. 272 НК РФ). А вот что это за акт — ни налоговое, ни гражданское законодательство не проясняют…

Торговые организации руководствуются другой нормой.

А именно: при реализации имущества продавец вправе уменьшить доходы от таких операций на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в частности на расходы по транспортировке реализуемого имущества (п. 1 ст. 268 НК РФ). Однако из письма МНС РФ от 17.

06.2004 № 22-1-14/1058@ следует, что затраты на транспортировку в торговле материальными расходами не считаются. Поэтому их правомерно классифицировать как прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Такие затраты принимаются в расходах на дату расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров перевозки или на дату предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Что касается расходов на реализацию ТМЦ, то они признаются на дату реализации, то есть перехода права собственности к покупателю (п. 1 ст. 39, пп. 1 и пп. 3 п. 1 ст. 268, п. 2 ст. 318 НК РФ). Разумеется, такой переход требует документального подтверждения (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Документы для грузоперевозок. Первичные учетные документы

Как видно, задача для организации учета вырисовывается непростая. Ее решение требует от бухгалтера тщательного анализа условий каждой перевозки или блока однотипных перевозок.

Универсальный рецепт выдать затруднительно. Ситуация усугубляется еще и тем, что в связи с изменением законодательства о бухгалтерском учете с 1 января 2013 г.

пришлось пересмотреть требования к оформлению «первички». Такой тезис может удивить читателя — ведь базовые требования к первичным документам федеральных законов «О бухгалтерском учете» — от 21.11.

1996 № 129-ФЗ и от 06.12.2011 № 402-ФЗ — сохранились в прежнем виде.

Причина кроется в формулировке другой нормы. Старый и новый подходы отражены в таблице.

Законодательство о бухгалтерском учете включает:

до 1 января 2013 г. – согласно Закону № 129-ФЗ (ст. 3):с 1 января 2013 г. – согласно Закону № 402-ФЗ (ст. 4):
все федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФвсе федеральные законы и принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты

Рекомендуем по теме документирования грузоперевозок:

лекция «Документооборот при перевозках грузов автомобильным транспортом» – относится к периоду применения Закона № 129-ФЗ.

лекция «Как оформить первичные документы при транспортных перевозках» – здесь разобраны особенности документирования грузоперевозок в условиях действия Закона № 402-ФЗ. 

В чем же именно проявляется разница?

Начиная с 1 января 2013 г. в целях бухучета признаются лишь те нормативные акты, которые были приняты в соответствии с федеральными законами. Законодатель прямо оговорил этот нюанс.

В противном случае не имело бы смысла специально акцентировать внимание на этих источниках правового регулирования.

Ведь подзаконные акты по сути являются неотъемлемой частью законов, конкретизируя их применение.

К данной категории не относятся Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные Минавтотрансом РСФСР 30 июля 1971 г., а также Инструкция Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ СССР № 354/7, Минавтотранса РСФСР № 10/998 от 30 ноября 1983 г.

«О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом». Дело в том, что они приняты не в соответствии с федеральными законами, а в период существования СССР.

 Вообще говоря, эти документы по-прежнему считаются действующими в части, не противоречащей современному законодательству (основание — ст. 4 Закона РСФСР от 24.10.1990 № 263-1 «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР» с учетом Закона РСФСР от 25.12.

1991 № 2094-1 «Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика»), но вне области бухгалтерского учета.

По этой причине товарно-транспортная накладная в качестве обязательного первичного документа активно обсуждалась до 1 января 2013 г., а вот после этой даты в официальных разъяснениях не упоминается.

Отметим, что в 2016 году выездные проверки 2012 года еще возможны. А уж «первичка», подтверждающая годовой убыток, попадает под налоговый контроль на протяжении 10 лет (п. 4 ст. 89, п. 2 и п. 4 ст. 283 НК РФ). Кстати, необходимость следования в бухучете до 1 января 2013 г. Инструкции № 156 поддержана определением ВАС РФ от 25.04.2012 № ВАС-4429/12.

Важно! В ноябре 2016 года появилось новое правило оформления документов для грузовых перевозок автотранспортом. Правительство РФ своим Постановлением от 24.11.2016 г. № 1233 упростило для грузоперевозчиков порядок оформления документов.

В соответствии с ним, с 8 декабря 2016 года отменено проставление печатей в заказе-наряде, сопроводительной ведомости и письменной претензии.

До вступления в силу этого документа грузоперевозчики обязаны были заверять печатью все эти документы.

Как вести учет грузоперевозок. Официальные разъяснения

В период действия Закона № 402-ФЗ разъяснения контролирующих органов немногочисленны. Среди из них – письмо Минфина России от 06.11.2014 № 03-03-06/1/55918 о документировании договора перевозки груза в целях налога на прибыль.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Но из этой формулировки не следует, что для признания расходов на перевозку необходим договор или документ, подтверждающий его заключение, в качестве которого выступает транспортная накладная. В силу прямого указания законодателя подтверждением данных налогового учета являются первичные учетные документы (ст. 313 НК РФ).

Как отмечено выше, на основании договора (с приложением документа, подтверждающим его заключение, в случае необходимости такого подтверждения) признаются прочие расходы, предусмотренные пунктом 1 статьи 264 Налогового кодекса. В иных аспектах транспортная накладная используется в учете как перевозочный документ.

Ведь груз, на который не оформлена транспортная накладная (за отдельными исключениями), перевозчиком для транспортировки не принимается (п. 2 ст. 2, п. 3 ст. 8 Закона № 259-ФЗ).

Транспортная накладная — первичный документ, в обязательном порядке подтверждающий оказание услуг по перевозке ТМЦ. Если накладной нет, при налоговой проверке ждите проблем не только с признанием расходов на перевозку, но и со списанием и оприходованием ТМЦ.

А вот само по себе отсутствие договора (или документа, подтверждающего его заключение) признанию материальных расходов и даже прочих расходов (в последний день отчетного или налогового периода!) не препятствует. Иное мнение является расширительным толкованием налогового законодательства, которое недопустимо (п. 6 и п. 7 ст. 3 НК РФ).

Отметим еще один принципиальный момент. В соответствии с Законом № 402-ФЗ (п. 8 ст.

3) фактом хозяйственной жизни признается операция, которая в будущем способна оказать влияние на финансовое положение компании, финансовый результат ее деятельности и (или) движение денежных средств.

Так вот одна лишь передача ТМЦ перевозчику в перспективе, при условии доставки ТМЦ, «способна оказать влияние» на экономические показатели участников сделки. Так что транспортная накладная — полноценный первичный учетный документ (п. 1 ст. 9 Закона № 402-ФЗ).

Бухгалтер — профессия творческая

В современном учете немало вопросов, которые напрямую властными предписаниями не регулируются. Вопрос оформления автомобильных грузоперевозок характеризует способность бухгалтера к профессиональному суждению. Рекомендуем видеосеминары по этой непростой теме, которые это суждение помогут сформировать:

Подчеркнем: формирование учетной политики в отношении транспортировок невозможно без оперирования нормами гражданского законодательства. Необходимость правовых знаний установлена профессиональным стандартом «Бухгалтер» (утв. приказом Минтруда России от 22.12.2014 № 1061н). 

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/405

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.