+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Перевозка опасных радиоактивных грузов

Содержание

Логистика радиоактивных материалов: оптимизация нормативно-правовой базы

Перевозка опасных радиоактивных грузов

Согласно Положению о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии (Постановление Правительства РФ от 14.07.1997 № 865), лицензии должны иметь не только эксплуатирующие организации, но и компании, выполняющие для них работы и предоставляющие услуги.

Это противоречит статье 37 ФЗ «Об использовании атомной энергии», международной практике и документам МАГАТЭ, согласно которым всю полноту ответственности за безопасность несут эксплуатирующие организации. Это не только ограничивает выбор поставщиков, но и требует неоправданных затрат на контроль качества их деятельности из средств федерального бюджета.

Кроме того, процедура лицензирования целиком дублирует процесс получения санитарно-эпидемиологических заключений на виды деятельности.

В требованиях отечественных норм и правил отсутствует дифференцированный подход к транспортированию различных РМ. К перевозкам всех опасных грузов (ОГ) класса 7 (ядерных материалов, ОЯТ, мощных источников, радиофармпрепаратов (РФП), активность которых может различаться на 10 порядков) устанавливаются единые требования.

ГОСТ 19433-88 («Грузы опасные. Классификация и маркировка»), разработанный НИИ автотранспорта в 1988 году, относит все РМ к особо ОГ без учета их особенностей, конструкций упаковок и т.д. – в том числе радиофармпрепараты, предназначенные для внутреннего приема пациентами. Это приводит к неоправданно жестким требованиям к перевозке РМ всеми видами транспорта.

Кроме того, в стране отсутствует компетентный орган по перевозкам ОГ, как это предусмотрено Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ), кроме ГК «Росатом», которая отвечает за транспортирование ОГ класса 7. Между тем, на такой орган ссылается ФЗ «Об автомобильных перевозках и автодорожной деятельности».

Перевозки ИИИ автотранспортом

Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом (Минтрас, 1995 год) разработаны 13 лет назад и не соответствуют как международным, так и российским требованиям.

Разделы правил, посвященные опасным грузам класса 7, основаны на ГОСТ 19433-88 и не учитывают рекомендаций и стандартов МАГАТЭ.

Кроме того, ФЗ «Об автомобильных дорогах и автодорожной деятельности» предусматривает согласование маршрута перевозки с владельцем автодороги.

В результате диагностические наборы для радиоиммунологического анализа более 120 болезней, разрешенные за рубежом к почтовым отправкам, необходимо перевозить при наличии лицензии Ростехнадзора на их транспортирование как ОГ на специально оборудованном спецтранспорте. При этом Санитарные правила по радиационной безопасности персонала и населения при транспортировании радиоактивных веществ (материалов) устанавливают требования оборудовать грузоподъемными механизмами любую спецавтомашину, в том числе легковую.

Разрешение на перевозку ОГ должно быть согласовано в МВД, однако милицейский контроль транспортирования ОГ не проводится и не отражен в нормативных документах.

Транспортирование должно осуществляться по маршрутам, согласованным с ГИБДД. Такое согласование является длительной и трудоемкой процедурой и вынуждает использовать машину сопровождения ГИБДД ($2 за 1 км), что значительно повышает стоимость доставки и в результате делает продукцию недоступной для многих медицинских учреждений.

Местные органы исполнительной власти нередко увязывают выдачу разрешений на перевозку ОГ и утверждение маршрутов в ГИБДД со своими проблемами (ремонтом школ, детских садов, дорог и т.д.). В российской столице, кроме того, в соответствии с постановлением Мэра Москвы от 19.10.

2000 №1106-рм маршрут перевозки ОГ должен утверждаться в ГУ ГОЧС города.

Правила не разрешают перевозку ОГ автомобильным транспортом в ночное время. В Московской области такая перевозка запрещена также в праздничные и выходные дни в соответствии с постановлением губернатора и ГИБДД. А Правительство Москвы, со своей стороны, не разрешает перевозку опасных грузов по Садовому кольцу и внутри него с 7.00 до 22.00 часов.

В таких условиях весьма проблематично вовремя доставить радиофармпрепараты, которые выпускаются из производства в субботу и направляются из города Обнинска в клиники Москвы, а также на аэродромы и вокзалы для переправки в другие регионы.

Правила не только запрещают проезд мимо мест скопления людей (больниц, школ и т.д.), но также въезд спецавтотранспорта с грузом ОГ на АЗС общего пользования, что создает сложности с заправкой спецмашин во время длительных поездок.

Более того, правила разрешают ночлег только в специально оборудованных для автомобилей с ОГ местах, которых нет ни в одном субъекте РФ; между тем, экипаж спецавтомашины должен постоянно наблюдать за грузом в соответствии с Правилами физической защиты радиоактивных веществ и радиационных источников при их транспортировании (НП-073-06).

Авиа- и железнодорожное транспортирование

Законодательная и нормативная база авиаперевозок базируется на правилах Международной  организация гражданской авиации (ICAO), основанных на Стандарте безопасности МАГАТЭ ST-1 (Правила транспортирования радиоактивных материалов).

Для перевозки опасных грузов авиакомпании должны получить лицензию Федеральной службы воздушного транспорта, в которой разрешается перевозка любых ОГ, кроме делящихся материалов.

Ростехнадзор требует от компаний, которые уже имеют лицензии на перевозку ОГ, также оформления лицензий на транспортирование всех РМ без учета их активности (между тем, санитарные правила разрешают даже почтовые отправки ряда РМ с активностью, в десятки раз превышающую минимально значимую активность). Не принимается во внимание и тот факт, что все работы по обращению с РМ производит персонал терминалов (аэропортов), а не авиакомпаний.

Аэропортам также нужна лицензия Ростехнадзора на обращение с РМ при их хранении, независимо от вида радиоактивных материалов.

Формально к складам транзитного хранения грузов предъявляются точно такие же требования, как и к пунктам хранения РВ и РАО.

Многие аэропорты отказываются от лицензирования, так как затраты на получение и поддержание лицензии экономически не оправдываются, а срок ее получения достигает шести месяцев.

В труднодоступные районы страны (Якутия, Сахалин) в настоящее время радиофармпрепараты вообще не поставляются. 37 субьектов Российской Федерации принципиально не могут получать радиофармпрепараты из-за отсутствия лицензий Ростехнадзора у 20-ти аэропортов, а поставка РФП из Москвы в Абакан производится через Владивосток.

Перечень городов и медицинских учреждений, лишенных возможности получать радиофармпрепараты по авиаперевозкам

№ Город Наименования учреждений Причина срыва поставок РФП по госконтрактам
1.      ВолгоградОблнкодиспансер, ОКБ, кардиоцентрЕсть рейсы, нет лицензии аэропорта
2.      Ростов-на-ДонуНИИ онкологии, гос.мед.университет, ОКБ, госпиталь СКВОЕсть рейсы, нет лицензии аэропорта
3.      ТомскНИИ кардиологии, НИИ онкологии, ОКБЕсть рейсы, нет лицензии аэропорта
4.      ИркутскОКБ, НЦ РВХЕсть рейсы, нет лицензии аэропорта
5.      ЧелябинскОКБ, ГКБ №1, ГКБ №6, ДКБЕсть рейсы, нет лицензии аэропорта
6.      Южно-СахалинскОблонкодиспансерНет прямых лицензированных рейсов
7.      Н. НовгородОКБ, Городская больница №13, облонкодиспансер, мед.диагностический центрЕсть рейсы, нет лицензии аэропорта
8.      НовосибирскВоенный клинический госпиталь №333, ГКБ №25Есть рейсы, нет лицензии аэропорта
9.      БлаговещенскОблонкодиспансерНет лицензии аэропорта, нет лицензированных рейсов.
10. МагаданОблонкодиспансерНет прямых лицензированных рейсов
11. БарнаулАлтайский онкоцентр, кардиодиспансерЕсть рейсы, нет лицензии аэропорта
12. АрхангельскОблонкодиспансерЕсть рейсы, нет лицензии аэропорта
13. Ставрополь (а\п Мин-Воды)Ставропольский край.онкодиспансерЕсть рейсы, нет лицензии аэропорта
14. Петропавловск-КамчатскийОблонкодиспансерНет авиакомпании с правом перевозки ОГ
15. ОмскОКБЕсть рейсы, нет лицензии аэропорта
16. МагнитогорскГородская больница №1Нет лицензии аэропорта отправления (Внуково)
17. ТюменьОКБ, кардиоцентрЕсть рейсы, нет лицензии аэропорта
18. ЯкутскРКБЕсть рейсы, нет лицензии аэропорта
19. КраснодарККБ, диагностический центрЕсть рейсы, нет лицензии аэропорта
20. АбаканРКБНет лицензии аэропорта отправления (Внуково)
ИТОГО: 38 медучреждений, обслуживающих 37 субъектов Федерации, в которых проживает 21,22 млн. человек

Примечание. КБ – клиническая больница, ГКБ –городская КБ, ККБ – краевая КБ, ОКБ – областная КБ, РКБ –республиканская КБ.

В отличие от авиатранспортных компаний, Ростехнадзор не требует у предприятий ОАО «РЖД» лицензий на обращение с РМ при их транспортировании и хранении. Тем не менее, перевозка радиофармпрепаратов по железной дороге также может быть затруднена.

Осложнены отправки РМ по железной дороге грузовым багажом в некоторые районы России до станций, которые работают только с частными лицами, но не с организациями. Эта проблема существует даже в крупных городах, таких как Екатеринбург, Ростов и другие.

Вышеуказанная логистика является одной из главной причин того, что в России на душу населения приходится в среднем в пять раз меньше процедур лечения и диагностики с использованием РФП, чем в развитых станах, а объем продаж радиофармпрепаратов в 20 раз меньше, чем в США.

Международные перевозки

Во всем мире процедура получения разрешения на международные перевозки осуществляется только для тех грузов, которые не имеют кодов ООН. Никакой контроль перевозок не производится. В России, к сожалению, на международные перевозки требуется специальное разрешение транспортных органов.

Кроме того, до сих пор не принято соглашение о транзитных перевозках РМ между странами ЕврАзЭС. В результате сохраняется следующая ситуация:

  • через территорию Узбекистана запрещен транзит любых РМ, из-за чего невозможна их поставка по железной дороге в Таджикистан, Киргизию и Туркменистан;
  • правительство Казахстана приравняла РМ к оружию, а разрешение на транзит должно быть оформлено распоряжением кабинета министров (срок оформления – до девяти месяцев);
  • взнос при страховании гражданской ответственности при транзите любых РМ, независимо от их стоимости, через территорию Казахстана составляет до $4 тыс., что часто во много раз превышает стоимость продукции.

Рекомендации

Для оптимизации разрешительной деятельности в области транспортирования РМ следует кардинально переработать Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, санитарные правила, ГОСТ «Грузы опасные»,  многочисленные федеральные нормы и правила типа НП, выпущенные в последние годы Ростехнадзором (в них также нужно внедрить категорирование источников).

Необходимы также пересмотр и взаимоувязка различных санитарных правил по радиационной безопасности.

Часть радиоизотопной продукции (наименее опасные радиофармпрепараты, источники ионизирующего  излучения категорий I-III и т.д.) целесообразно вывести из разряда особо опасных грузов, отнести к просто опасным грузам и освободить от лицензирования.

Должен быть решен вопрос с руководством РЖД о разрешении отправок РМ до тех станций, где есть багажные отделения.

Авиакомпаниям и аэропортам нужно разрешить обращение с РМ категорий I-III без получения специальных лицензий Ростехнадзора при соблюдении санитарных правил.

Для исключения дублирования лицензирования необходима совместная деятельность Минтранса и Ростехнадзора для лицензирования обращения с РМ при перевозке воздушным транспортом.

Кроме того, следует рассмотреть возможность замены лицензирования такой деятельности авиакомпаний и аэропортов на страхование.

Необходима разработка Соглашения о транзитных перевозках РМ между странами СНГ (ЕврАзЭС). Разрешения на международные перевозки целесообразно заменить страхованием – в этом случае при любых нарушениях последуют экономические санкции.

Авторы

Акакиев Борис ВикторовичМакаревич Игорь Михайлович, к.т.н.Нестеров Валерий Павлович, к.т.н.

Источник: https://www.atomic-energy.ru/articles/2012/02/13/30835

Как осуществляются авиаперевозки опасных грузов

Перевозка опасных радиоактивных грузов

Авиационный транспорт является составной частью транспортной и логистической инфраструктуры России, занимая по объему перевозок 4 место. Только за 7 месяцев 2019 года совокупный объем грузовых перевозок  воздушным транспортом составил более 500 тысяч тонн.

Авиаперевозки опасных грузов составляют до 10-15% от общего объема.

Порядок перевозки опасных грузов (ОГ) на воздушных судах (ВС) регулируется как международной конвенцией по воздушному праву – ИКАО, так и российским национальным транспортным законодательством – Воздушным Кодексом РФ, его 84 главой.

В этой статье будет рассказано об основных нормативных положениях,  регулирующих перевозку опасных грузов на авиационном транспорте, о том, что попадает в категорию ОГ, какие необходимы документы для оформления подобных типов перевозок на ВС.

Понятие и определение опасного груза  при перевозке на воздушных судах

Под ОГ в воздушном Кодексе РФ понимаются твердые и сыпучие вещества, жидкости, товары, промышленные изделия и оборудование, из-за которых при перевозке на  ВС может возникнуть опасная ситуация, а также может быть нанесен значительный ущерб самолету, другим грузам, пассажирам и экипажу.

Насколько актуален вопрос, связанный с перевозкой грузов авиатранспортом, в том числе относящихся к категории опасных грузов, показывают недавние новости.

Они касаются того, что известный автотранспортный перевозчик в Сибирском регионе страны ТК «Байкал-Сервис» в августе 2019 года запустил сквозной комбинированный сервис по доставке опасных грузов.

При этом скорость доставки комбинированных маршрутов, куда входит доставка автофургоном ОГ до аэропорта, погрузка на борт ВС и доставка по месту назначения, в 4-5 раз быстрее, чем использование традиционных схем логистики фурами или ж/д транспортом. Стоимость перевозки всего на 230 руб. больше за каждый кг груза.


Существует четыре основных типа ОГ, используемых для классификации при авиационных перевозках:

  • легковоспламеняющиеся материалы, способные при определенных условиях привести к самовозгоранию, взрыву, выделению значительной тепловой энергии. Сюда относятся классы веществ 1 категории, куда входят взрывчатые вещества, порох, спиртосодержащие вещества, эфиры и другие.  В частности, к этой группе относятся такие типы изделий и товаров, как духи, алкогольные напитки, аэрозольные жидкости, которые могут самовоспламениться при нагреве, гравитационных перегрузках, при изменении давления;
  • материалы, оборудование, содержащие радиоактивные элементы, которые могут привести к значительному радиоактивному заражению, облучению грузов, пассажиров и экипажа;
  • химические вещества, при определенных условиях воздушной перевозки выделяющие ядовитые, отравляющие и вредные вещества;
  • вещества и жидкости, способные при различных условиях, например, разгерметизации упаковки, приводить к образованию коррозии, к негативному воздействию на другие грузы, а также конструктивные элементы самолета.

Классификация  ОГ подробно отражена в Приложении № 18 к Протоколу Чикагской конвенции ИКАО. В этом документе предусмотрена классификация всех ОГ для перевозки на 9 основных классов. Также здесь указан список веществ и материалов, полностью запрещенных к перевозке на ВС каким-либо способом.

Полностью запрещенные к перевозке авиационным транспортом опасные грузы

Список веществ и материалов, которые полностью запрещены к авиаперевозке не только в виде грузов, но при любых обстоятельствах, содержит такие группы:

  • взрывчатые вещества, способные самовоспламеняться при температуре  выше 75°C при периоде воздействия не более 48 часов;
  • фосфорсодержащие взрывчатые смеси;
  • вещества, в состав которых входят компоненты аммония, хлората и их производных;
  • химические и взрывчатые вещества, сверхчувствительные к механическим ударам и вибрации;
  • жидкие материалы, способные при  незначительном тепловом или механическом воздействии производить сильную химическую реакцию, приводящую к резкому повышению давления в таре, упаковке и тепловому выбросу;
  • газообразные вещества, способные даже при незначительном изменении (перепаде) атмосферного давления вызвать нагревание поверхностей баллонов.

Здесь следует особо отметить, что список опасных грузов для авиаперевозок  не является закрытым или окончательным. Периодически следует проверять его на предмет обновления и появления в числе запрещенных новых веществ, материалов и оборудования.

Документы, необходимые для оформления перевозки ОГ  авиационным транспортом

Чтобы правильно оформить к перевозке груз, подпадающий под определение «опасный груз», когда используется авиаперевозка опасных грузов (включая мультимодальные типы перевозок), необходим ряд документов.

Эти документы являются основными, без них невозможен допуск груза не только на борт ВС, но и на грузовой терминал аэропорта.

Общий список документов, а также порядок их заполнения и предоставления, указан в следующих нормативных и правовых документах:

  • Приказе ФАС России № 372 от 29.12.98 г.;
  • Воздушном кодексе РФ;
  • международном стандарте качества – ISO 9000.

В этот список входят следующие обязательные документы:

  1. «Декларация о перевозке опасного груза». Этот документ имеет вид бланка на листах формата А4.

    В этой декларации  грузоотправитель или его агент (экспедиторская компания) указывает все точные сведения о грузе – полное наименование, включая химическое или техническое, количество грузовых мест, вес, упаковку, класс опасности.

    Также прилагаются технические паспорта на сам груз, его упаковку или тару. Декларация заполняется в трех экземплярах.

    При отправке одной партии груза, состоящей из нескольких типов ОГ, на каждый из них заполняется отдельная декларация.

  2. Вторым по значимости документом для перевозки ОГ на ВС любого типа является «Паспорт безопасности груза»  или MATERIAL SAFETY DATA SHEET (MSDS). Этот документ составляется заводом-изготовителем и должен быть у грузоотправителя в оригинальном исполнении.

    Т.е. не копия, а оригинальный документ, с соответствующей печатью и подписью ответственного лица (руководителя лаборатории или отдела качества предприятия). В этом документе подробно указывается тип и состав вещества, материала, параметры его безопасной перевозки, меры предосторожности. Также к паспорту безопасности прикладывается аварийная карточка, где содержатся инструкции по нейтрализации негативных последствий – например, как тушить воспламенившееся вещество, какими типами огнетушителей, каковы меры защиты, антидоты.

  3. Сертификат соответствия на транспортируемое вещество или материал, на его упаковку.
  4. Фитосанитарный или гигиенический сертификат, если предполагаются к перевозке вещества, содержащие активные растительные, химические или биологические компоненты.

  5. Сертификат происхождения или Certificate of Origin. В этом документе прописываются все сведения об изготовителе вещества, оборудования, которое перевозится как ОГ.

  6. Упаковочный лист или документ об упаковке, креплении ОГ.

  7. Копия контракта поставки, купли-продажи, инвойсы и другие документы, по которым осуществляется  коммерческая перевозка груза .

Кроме этих основных документов, для перевозки ОГ авиакомпания или ее линейный агент может потребовать от грузоотправителя другие дополнительные документы, подтверждающие безопасность перевозки ОГ на конкретном ВС или для принятия на хранение в грузовые терминалы аэропорта, включая таможенную зону.

Упаковка и маркировка ОГ при  перевозке воздушным транспортом

Перевозка опасных грузов авиатранспортом, хранение и перевалка должны соответствовать международным стандартам, предъявляемым к упаковке и маркировке.

В общем виде существует три основные группы упаковки, в зависимости от степени опасности того или иного груза:

  1. Первая группа – для грузов с классами опасности от 1 до 4.

  2. Вторая группа  упаковки – это класс веществ от 5-7.

  3. Третья группа – для  веществ и материалов, входящих в классы опасности от 7 до 9.

Кроме этого, упаковка грузов имеет классификацию по типам А, В и С, в соответствии с нормами, содержащимися в специальном приложении Конвенции ИКАО. Эта группа требований определяет степень прочности, изоляционные свойства, габариты упаковки и тары, в которых перевозится опасный груз.

Что касается маркировки ОГ, когда используется  только авиадоставка опасных грузов, то все технические стандарты и условия ее применения содержатся в ч. 2 «Технических инструкций по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху» ИКАО.

Согласно этим требованиям, грузу каждого класса опасности присваивается своя собственная цветовая маркировка и отличительные символы, позволяющие однозначно трактовать степень опасности перевозимого груза.

Основные характеристики маркировки ОГ, применяемые в авиационной логистике, приведены в соответствующей таблице.

Объем перевозок опасных грузов в ближайшем будущем может возрасти, что связано в частности с анонсированием переоборудования объекта по уничтожению химоружия в Камбарке в комплекс по утилизации и обезвреживанию отходов I–II классов опасности, а также планами на перезапуск по меньшей мере четырех аналогичных объектов.

По мере того, как авиационные перевозки будут все полнее интегрироваться в общую модель логистики, например, в мультимодальные типы  перевозок, будут унифицироваться и требования к перевозке опасных грузов.

Требования к перевозке  ОГ, документационному сопровождению, маркировке, упаковке будут одинаковы для перевозки морем, ж/д транспортом, авиацией или грузовыми автофургонами. Это намного упростит систему управления рисками при доставке ОГ в любую точку страны или мира.

Ввиду возможных осложнений при оформлении опасных грузов, рекомендуется обратиться к специалистам в этой сфере. Компания СБ Карго возьмет на себя решение всех проблем и поможет сэкономить силы, время и денежные средства.

Источник: https://sbcargo.ru/poleznaya-informatsiya/kak-osushchestvlyayutsya-aviaperevozki-opasnykh-gruzov/

Допог перевозка опасных грузов класса 7 радиоактивные материалы

Перевозка опасных радиоактивных грузов

К перевозке седьмого класса опасных грузов допускаются водители со стажем не менее трех лет, прошедшие специальное обучение. Программа курса ДОПОГ включает подготовку водителя по следующим направлениям:

  • нормативная база, регулирующая перевозку радиоактивных грузов;
  • основные виды опасности, методы их минимизации и контроля;
  • применимая тара, упаковка и обработка грузов, порядок проведения погрузочно-разгрузочных работ, способы укладки груза;
  • требования к транспорту и дополнительному оборудованию;
  • действия при возникновении происшествий и аварийных ситуаций.

Повторное обучение водителей проводится не реже одного раза в пять лет.

Срок обучения:

При первичном обучении – 12 часов;
При повторном обучении – 6 часов.

Форма обучения:

  • Очная форма в классах «ЦОПО» или с выездом на территорию вашего предприятия.
  • Электронное обучение.

Итоговые документы:

По окончании обучения и прохождении экзаменационных испытаний выдается свидетельство о повышении квалификации установленного образца.

ОТЗЫВЫ НАШИХ СЛУШАТЕЛЕЙ

Николай Васильевич С., предприниматель / ДОПОГ

У нас небольшой бизнес, продаем лакокрасочные материалы. Возим тоже сами на своей машине. Когда только начинали, даже не догадывались, что груз у нас опасный, и водителя нужно как-то специально обучать. Думали, права есть, и этого достаточно.

Хорошо, что коллеги вовремя подсказали, и даже дали наводку, где учат.  Иначе, любая проверка, и штрафа не избежать. Обучили у вас водителя по ДОПОГ, теперь оформляем все разрешения. Пришлось посуетиться, конечно. Зато можем спокойно работать.

Сергей Владимирович И., зам. руководителя департамента организации автоперевозок / ДОПОГ

Наша компания специализируется на перевозках. Необходимо было в короткий срок организовать обучение для группы водителей по базовому и специализированным курсам ДОПОГ. Обратились в ваш учебный центр, сначала опасались, потому что мы в Люберцах, а вы в Подольске.

В итоге остались полностью довольны: подготовка проходила прямо у нас на предприятии, отрыв от производства минимальный. Процесс обучения хорошо организован, занятия все прошли по заранее оговоренному графику, все выполнено быстро и оперативно.

Планируем сотрудничать с вами и дальше.

Елена Васильевна К., специалист по охране труда

Мы с ЦОПО давно сотрудничаем и по охране труда, и по БДД. Знаем, что лучше в Подольске не найти. Всегда все грамотно, и в соответствии с законом. Если нужна помощь, всегда проконсультируйте по делу.

Когда у нас возникла потребность ввести в штатку консультанта по ДОПОГ, решили обучить своего сотрудника, не искать на стороне. Это область достаточно новая, можно на такого специалиста нарваться, что потом себе будет дороже.

  Отправили на обучение в ЦОПО. Скоро должен получить диплом.  

Общая длительность курса  – 12 учебных часов.

Разделы (темы) специализированного курса по перевозке радиоактивных материалов класса 7 (первичное обучение):

  1. Нормативные правовые акты при перевозках радиоактивных материалов автомобильным транспортом, 1 час;
  2. Виды опасности, характерные для радиоактивного излучения, включая ионизирующее излучение, 2 часа;
  3. Специальные требования, предъявляемые к упаковке, обработке, совместной погрузке, укладке и перевозке радиоактивных материалов, 3 часа (в т.ч. 1 час практика);
  4. Требования к транспортным средствам, контейнерам и дополнительному оборудованию при перевозке радиоактивных материалов, 2 часа (в т.ч. 1 час практика);
  5. Специальные меры, принимаемые в случае аварии при перевозке радиоактивных материалов, 2 (в т.ч. 1 час практика).

Квалификационный экзамен 2 часа.

Аннотация

Программа повышения квалификации водителей, осуществляющих перевозки опасных грузов в соответствии с Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (специализированный курс по перевозке радиоактивных материалов класса 7)

1.

Целью реализации программы профессионального обучения водителей, осуществляющих перевозки опасных грузов в соответствии с Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов класса 7, является получение слушателями профессиональных компетенций, необходимых для обеспечения современного профессионального уровня водителей автотранспортных средств, осуществляющих дорожные перевозки опасных грузов класса 7 автомобильным транспортом.

2. Характеристика квалификации. Область профессиональной деятельности слушателей:

  • перевозка опасных грузов класса 7 автомобильным транспортом.

3. Виды профессиональной деятельности:

  • управление транспортными средствами для осуществления  перевозок опасных грузов класса 7;
  • использовать дополнительное оборудование транспортных средств, перевозящих опасные грузы.

4. Объекты профессиональной деятельности;

  • опасные грузы класса 7;
  • оборудование,    используемое  для перевозки опасных грузов класса 7;
  • объекты и субъекты дорожного движения.

5.  Планируемые результаты обучения:

  • проверка пригодности транспортных средств к перевозке опасных грузов класса 7.
  • проверка  наличия   на  транспортных  средствах  транспортно-сопроводительных документов и соответствие их установленным требованиям и груза.
  • заполнение Товарно-транспортный документ на опасные грузы класса 7.
  • использовать письменные инструкции.
  • использовать дополнительное оборудование (цистерны)  транспортных средств, перевозящих опасные грузы и средства индивидуальной защиты.
  • использовать   меры   пожаротушения,   которыми  комплектуется транспортное средство (цистерны), которое перевозит опасные грузы класса 7.
  • оказывать медицинскую помощь пострадавшим при ДТП или аварии при перевозке опасных грузов.
  • обезвредить последствия ДТП или аварии при перевозке опасных грузов.

6. Профессиональные компетенции:

  • Управлять транспортными средствами, перевозящими опасные грузы класса 7;
  • Использовать дополнительное оборудование транспортных средств, перевозящих опасные грузы;
  • Заполнять Товарно-транспортный документ на опасные грузы

7. Категория слушателей:

  • водители автотранспортных средств(цистерны),осуществляющих дорожные перевозки опасных грузов класса 7 автомобильным транспортом

8. Нормативный срок обучения по программе составляет  12часов. Формы обучения:- очная с применением дистанционных образовательных технологий;

9.

Профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена, включающего в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в форме письменного задания, которое может дополняться устными вопросами. Каждому обучающемуся должно быть задано не менее 15 письменных вопросов по специальному курсу подготовки водителей по перевозке радиоактивных материалов класса 7 с охватом, в том числе, следующих тем:

  • нормативно-правовые акты при перевозках радиоактивных материалов  транспортом;
  • виды опасности, характерные для радиоактивного, включая ионизирующее, излучения;
  • специальные требования, предъявляемые к упаковке, обработке, совместной погрузке, укладке и перевозке радиоактивных материалов;
  • требования к транспортным средствам, контейнерам и дополнительному оборудованию при перевозке радиоактивных материалов;
  • специальные меры, принимаемые в случае аварии при перевозке радиоактивных материалов.

10. Практическая квалификационная работа и проверка теоретических знаний при проведении квалификационного экзамена проводятся с использованием материалов, утверждаемых руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность. Результаты квалификационного экзамена оформляются протоколом.

Источник: https://www.copo.ru/dorozhnaja-perevozka-opasnyh-gruzov/u73.html

Перевозка опасных радиоактивных грузов

Перевозка опасных радиоактивных грузов

Перевозка радиоактивных грузов строго регламентируется правилами. Есть нормы, принятые в международных соглашениях и нормативных законодательных актах. Основная задача обеспечить безопасность людей и окружающей среды во время транспортировки.

В зависимости от класса опасности определяется порядок подготовки, а также обязанности перевозчика и отправителя. Необходимо наличие специальных меток, чтобы определять опасные грузы, пример представлен на рисунке:

Вид классификации

В зависимости от данной классификации присутствует определенная маркировка. Все радиоактивные вещества относятся к 7 классу. Сюда входит любой материал, который содержит радионуклиды. Обязательно концентрация активности превышает значение нормы, прописанное в законодательстве.

На рисунке ниже представлен 7 класс опасных грузов:

Внутри 7 класса в зависимости от материалов имеется внутренняя классификация. По нормам для каждой категории имеется своя маркировка:

  1. 7А – белый фон с черным трилистником и надписями «содержимое, активность, радиоактивно». Присутствует красная вертикальная полоса после слова «радиоактивно», добавлена цифра 7.
  2. 7В – оформление аналогично, за исключением выкрашивания верхней части ромба в желтый цвет. Добавляется прямоугольник с надписью «Транспортный индекс», вместо одной вертикальной красной полосы, имеется 2.
  3. 7С – Добавляется третья вертикальная полоса, это единственное изменение, в остальном маркировка похожа на предыдущую.
  4. 7Е – на белом фоне обязательно присутствует надпись «Делящийся», а в нижней части «Индекс безопасности по критичности».

Необходимо понимать, что маршрут перевозки опасного груза не может проходить по некоторым дорогам:

  1. Сложности заключаются в том, что вещества легковоспламеняющиеся, а также могут быть коррозийными.
  2. Любой контакт провоцирует появление ожогов, нарушений в иммунной системе, а также онкологических заболеваний и генетических проблем.
  3. При определенной дозировке возможен смертельный исход для любого живого существа. Именно поэтому нормы транспортировки соблюдаются в обязательном порядке.

При работе с подобными веществами важно четко соблюдать закон. Транспортировка ни в коем случае не должна навредить природе или населенным пунктам, по которым проходит дорога.

Регулирующие законы

В законодательстве прописаны правила, необходимые для предотвращения излучения, возгорания и других неприятностей во время транспортировки случае с опасными грузами:

  1. № 190-ФЗ от 11.07.2011 «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  2. ПБТРВ-73 – Правила безопасности при транспортировке радиоактивных веществ.
  3. 170-ФЗ от 21 ноября 1995 г. «Об использовании атомной энергии». В статье описывается транспортирование ядерных материалов и радиоактивных веществ.

В правилах детально прописаны:

  1. Права и обязанности отправителя, перевозчика и получателя контейнеров и баллонов.
  2. Подробно описаны знаки для перевозки опасных грузов, а также требования к упаковке и транспорту.

Законодательство необходимо соблюдать, чтобы:

  • избежать аварий;
  • предупредить случаи появления излучения или возгорания;
  • осуществить меры безопасности, физической защиты, необходимые для проведения транспортировки без негативных последствий.

Правила транспортировки

Единые правила предусмотрены для транспортировки радиоактивных грузов в любом направлении. Они распространяются на воздушный, морской и автомобильный транспорт.

Ответственными за соблюдение правил считаются администрации организаций, учреждений и ведомств, которые осуществляют перевозку. Из-за радиационной опасности любой транспорт должен быть обозначен специальными знаками и иметь все необходимые меры защиты, примером может быть автомобиль на рисунке:

Цена на транспортировку значительно выше, чем на обычные грузоперевозки, но это оправдано обеспечением безопасности на высоком уровне.

Для воздушного транспорта

В законодательстве, в частности в статье 113 Воздушного кодекса РФ устанавливается необходимость контроля за перевозкой опасных грузов воздушным транспортом.

Провоз необходимо проводить с особыми мерами предосторожностями, а в случае незаконной попытки перевозки нужно предотвратить возможность транспортировки на этапе погрузки или оформления.

Есть несколько основных особенностей, которые необходимо учитывать:

  • изменения атмосферного давления на 68 кПа на больших высотах;
  • наличие вибрации в процессе полета;
  • невозможность обеспечить удаленность груза в случае проявления признаков опасности;
  • изменение температуры при перевозке самолетами гражданской авиации;
  • перегрузки, опасные для веществ 7 класса.

В случае транспортировки авиатранспортом необходимо учитывать, что есть грузы, которые запрещены к провозу, в частности некоторые взрывчатые вещества. Также присутствуют те, которые допускаются лишь при соблюдении некоторых условий, в некоторых случаях допустимо государственное освобождение от действующих правил.

Для железнодорожного

Согласно правилам перевозок опасных грузов по железным дорогам в первую очередь необходимо подобрать нужный способ транспортировки. Это могут быть закрытые и открытые вагоны, а также универсальные специализированные контейнеры.

При необходимости в одном поезде комбинируются радиоактивные грузы и другие. Обязательно нужно проверять показатели транспортных индексов, чтобы обеспечить безопасность.

Есть несколько основных правил:

  1. Погрузка осуществляется на станциях, где имеется отдельный склад для хранения радиоактивных веществ.
  2. Погрузка происходит быстро, дополнительно устанавливаются экраны, чтобы избавится от лишнего излучения.
  3. Тщательно контролируется не только сам груз, но и радиационная упаковка.
  4. После прибытия измеряется уровень излучения.
  5. Вагоны с опасным грузом не должны находится рядом с пассажирскими.

Транспортировка регулируется с помощью Правил перевозки опасных грузов по железным дорогам» от 05.04.1996, а также Уставом железнодорожного транспорта в РФ.

Перевозка радиоактивных грузов автомобильным транспортом

Большую часть опасных грузов перевозят именно автомобильным транспортом, это около 65 процентов от общей массы. Для международных путей необходимо производить лицензирование транспортировки на основе международных правил.

Основным действием становится получение разрешения, для этого составляется пакет документов:

  • заявление;
  • аварийная карточка;
  • маршрут перевозки;
  • свидетельство о транспортном средстве, что оно допущено к подобной транспортировке.

Разрешение выдается на ограниченный период, обычно это одна или несколько одинаковых перевозок. Срок же не может быть более 12 месяцев. До получения разрешения необходимо правильно подготовить персонал.

Проинструктировать его по безопасности, а также по правилам поведения в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Обязательно выбирается максимально безопасный маршрут, который согласовывается с заказчиком транспортировки.

Важно помнить, что дорога разрабатывается с определенными условиями:

  • маршрут не проходит через крупные промышленные объекты;
  • провоз не осуществляется через зоны отдыха и заповедники;
  • заранее предусматривают места заправок и остановок.

Необходимо понимать ответственность в оформлении и соблюдении правил для каждой перевозки.

Для морского

Перевозка опасных грузов морским транспортом является наиболее выгодной. Это не уменьшает опасность, исходящую от радиоактивных веществ, но снижает стоимость. Основой регламентирования являются правила МОПОГ, они согласованы с Международной конвенцией «Охрана человеческой жизни на море».

Для осуществления транспортировки обязательно нужна лицензия и пакет сопроводительных документов:

  1. Свидетельство о загрузке материалами контейнеров, емкости обязательно должны быть приспособлены под подобную перевозку.
  2. Декларация о загрузке морского судна.
  3. Специальное разрешение для перевозки определенных радиоактивных материалов. Оно необходимо для разных видов транспорта.

Каждый работник на судне обязан пройти курс подготовки, в котором рассматривается законодательство, а также основные требования и права и обязанности.

После подготовки работники сдают экзамен и после этого могут принимать участие в данной транспортировке, в противном случае человек не должен находиться на судне в этом маршруте.

Стоимость

Стоимость может значительно меняться в зависимости от компании и определенных условий. Для примера стоит рассмотреть цены на авиаперевозки и на транспортировку автомобильным транспортом в виде таблицы:

ТранспортЖ/ДМорскойАвиатранспортАвтомобильный
СтоимостьОт 4500От 5500 рублейОт 4280 рублей за тоннуОт 6000 рублей
МаршрутМосква — АрхангельскСанкт-Петербург — АрхангельскМосква — АрхангельскМосква — Архангельск
ВесДо 68 тонн в 1 вагонеДо 15 тысяч тоннДо 30 тонн10 тонн

В случае с автомобильным транспортом стоимость обычно фиксированная и в нее уже включены практически все расходы. На авиатранспорт дополнительно необходимо заложить расходы в виде страховки, терминального сбора и сбора за тяжеловесный груз при необходимости.

При выборе компании для транспортировки радиоактивных грузов необходимо учитывать конкретные правила логистики в данной сфере. Безопасность является основным критерием при выборе.

Для обеспечения максимальной безопасности необходимо:

  1. Получить все нужные документы в зависимости от транспорта и маршрута.
  2. Иметь высококвалифицированный персонал, обученный на перевозку опасных грузов.
  3. Иметь необходимый транспорт и емкости для транспортировки.

Дополнительно понадобиться иметь специальные приборы для измерения уровня излучения и постоянного контроля вибрации, температуры и других показателей в транспорте.

Подобная подготовка заставляет компанию, которая работает в сфере логистики, нести внушительные материальные расходы. Соответственно цены выставляются значительно выше, нежели на обычную транспортировку.

Не стоит экономить на безопасности, ведь от правильной транспортировки зависит здоровье и жизнь людей, а также состояние окружающей среды.

Заниматься подобной серьезной задачей способны только лишь лучшие компании с внушительным опытом и наличием всех необходимых разрешений и лицензий на подобную деятельность в рамках законодательства. Таким образом стоимость оправдывается полностью.

: Специальный груз. Перевозка ядерного топлива. Специальный репортаж Антона Подковенко.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: http://avtopravozashita.ru/perevozki/opasnye-gruzy/perevozka-radioaktivnyh-gruzov.html

Особенности транспортировки радиоактивных веществ

Перевозка опасных радиоактивных грузов

Важное значение в обеспечении защиты радиационного характера имеет безопасная перевозка радиоактивных веществ.

Акты международной направленности достаточно подробно определяют условия безопасной транспортировки веществ радиоактивного характера, обязанности грузоотправителя, грузополучателя, а также перевозчика, порядок документации и ее оформление, упаковку маркировочных комплектов и средств транспортного передвижения, мер и контроля ответственности.

Безопасная транспортировка

В данной сфере осуществляют свою работу международные нормы конвенций и других документов, которые занимаются регламентацией транспортировки как радиоактивных веществ, так и ядерного оружия, используемых в мирных целях:

  • соглашения между правительствами Франции и России о сотрудничестве в области мониторинга и безопасности радиационной обстановки при транспортировке, уничтожении, и складировании оружия имеющего ядерный характера в России, между правительствами России, и зарубежных стран Венгрии, и Украины о сотрудничестве в области транспортирования топлива ядерной направленности между Россией и Венгрией (1992 год), о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС);
  • о железнодорожном сообщении международного характера COTIF (приложение — правила перевозки опасных грузов RID);
  • Европейское соглашение о дорожной перевозке международных опасных грузов (ДОПОГ);
  • Кодекс Международной направленности о морских перевозках опасных грузов Международной морской организации;
  • Воздушная перевозка и ее правила опасных грузов Международной ассоциации транспорта воздушной направленности.
  • Все вышеперечисленные нормы определяются правила: классификации грузов (в зависимости от степени и видов излучения опасности);
  • по предотвращению утечки сыпучих, а также жидких грузов;
  • по ограничению излучения на поверхности с указанием максимально допустимых расстояний для людей;
  •  по радиоактивному ограничению загрязнений;
  • по ограничению активности изотопа в упаковках;
  • по ограничению количества упаковок в определенном транспортном средстве;
  • по маркировке транспортных средств, и, конечно, самих упаковок;
  • по составлению комплектов упаковки.

Правила безопасной перевозки

Правила имеющие отношение к безопасной перевозки материалов с радиоактивным характером часто пересматриваются МАГАТЭ.

Тем не менее во время практики, в данной области имеются свои проблемы, которые к сожалению, осложняют перевозки международного характера.

Получается так, что одни государства пользуются различными редакциями Правил МАГАТЭ, в других странах принятыми требованиями дополнительной направленности по отношению к перевозке радиационных грузов.

Замечание 1

Также стоить отметить, что не до конца унифицированы правила имеющие национальную компетенцию по оформлению сертификатов соответствия нормам безопасности упаковочных комплектов и упаковок.

В ряде стран требуется, чтобы полисы страховой направленности по радиационным грузам были подписаны также и национальными страховыми компаниями, в результате чего на одну партию груза приходится оформлять сразу несколько полисов страхования, что в свое время ведет к задержкам в пути следования. Все это создает трудности, которые проявляются в применении правил международного характера перевозки радиоактивных веществ и не способствует повышению радиационной безопасности.

Радиоактивные грузовые перевозки воздушным транспортом

Определение 1

Перевозки радиоактивных грузов воздушным транспортом называются таковыми, поскольку имеют определенные особенности, которыми и отличаются от прочих видов перевозок.

Во время воздушных перевозок радиоактивных веществ используются документы ИКАО и Конвенции о международной гражданской авиации 1944 года ( о чем говорится в 18 Приложении «Безопасная перевозка опасных грузов по воздуху»).

Нормы в состав которых входят данные приложения, отсылают к техническим инструкциям ИКАО по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху.

Очень тщательно регулируются обязанности сторон договора по транспортировке радиоактивных веществ законодательством национальной направленности отдельных государств.

Вывод

Достаточно большой проблемой во время перевозок ядерных материалов является потребность в принятии мер по их физическое защите, а именно охране груза от какого-либо несанкционированного перемещения или хищения.

Опиши задание Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/mezhdunarodnoe-pravo/transportirovka-radioaktivnyh-veschestv/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.