Великая еврейская революция в россии, роль масонов. Масоны и революция в россии

Отречение царя Николая II. 1917 г.

Февральская революция 1917 г., положившая конец монархии, правлению династии Романов и послужившая началом Гражданской войны в России.
Роль в дворцовом перевороте, смене системе и институтов власти много авторов приписывают масонству.

До этого сила масонских образований(лож) проявила себя во время неудачного

Масонская февральская революция нанесла серьёзный ущерб государству и послужила предвестником

Масонские ложи. Организация переворота

Подготовкой и организацией Февральского переворота 1917 года руководили две группы или два кружка русских масонов.

Во главе одного из них - военного стоял А.И.Гучков. Другой - гражданский возглавлял А.Ф.Керенский.

Еще одним центром зревшего заговора (скорее потенциального) против царя часто называют часто кружок князя Г.Е.Львова - А.И.Хатисова со ставкою на великого князя Николая Николаевича Младшего.

Переворот мыслился руководящими кругами в форме дворцового переворота; говорили о необходимости отречения Николая II и замены его.

Как бы то ни было, в результате ряда организованных единым масонским центром совещаний оппозиционных деятелей был разработан общий план захвата царского поезда во время одной из поездок Николая II из Петербурга в Ставку или обратно. Арестовав царя предполагалось тут же принудить его к отречению от престола в пользу царевича Алексея при регентстве Михаила Александровича и введения в стране конституционного строя .

Роль первой скрипки, как уже отмечалось, играл на этих переговорах лидер октябристов А.И.Гучков. Принадлежность к масонству абсолютно верны, А.И.Гучков был принят в масонскую ложу еще 1913 году.

Англия была вместе с заговорщиками. Английский посол сэр Бьюкенен принимал участие в этом движении, многие совещания проходили у него».

Однако главную ставку масонские заговорщики делали все же на армию. Была нащупана группа оппозиционных царскому правительству генералов и офицеров, сплотившихся вокруг А.И.Гучкова (Крымов, Маниковский и ряд других) - и с нею завязалась организационная связь. Готовилась и специальная группа в селе Медведь, где стояли запасные воинские части. Она то, судя по всему, должна была сыграть решающую роль в аресте царя.

Что касается нащупанной масонами группы оппозиционных царскому правительству генералов и офицеров то не приходится сомневаться что речь здесь идет о вовлечении их в уже упоминавшуюся нами Военную ложу. «Есть упоминания о создании в Петрограде Военной ложи с участием А.И.Гучкова, В.И.Гурко, А.А.Половцева и еще человек десяти высокопоставленных военных чинов», - отмечает историк О.Ф.Соловьев. Среди этих «человек десяти» высокопоставленных чинов, тайно посвященных через А.И.Гучкова в масонство, можно отметить уже упоминавшихся нами ранее М.В.Алексеева, Н.В.Рузского, А.М.Крымова, В.В.Теплова.

9 февраля 1917 года в кабинете председателя IV Государственной думы М.В.Родзянко состоялось совещание лидеров оппозиционных думских фракций.

Присутствовали также приглашенные на него генерал Н.В.Рузский и полковник А.М.Крымов. Переворот согласно сделанным здесь наметкам, должен был произойти в апреле 1917 года. Схема его была проста: во время очередной поездки государя в Ставку в Могилев постараться задержать царский поезд (эта задача возлагалась на главнокомандующего Северным фронтом Н.В.Рузского), а арестовав царя заставить его отречься от престола

Организация народных волнений, митингов и протестов

В начале 1917 года в Петрограде начался хлебный голод. В булочных выстраивались длинные очереди. К середине февраля из-за нехватки хлеба бастовало 90 тыс. рабочих. 18 февраля к ним присоединились рабочие крупнейшего Путиловского завода, после чего в городе начались массовые выступления. 23 февраля (8 марта по новому стилю) на улицы вышли 900 тыс. человек с лозунгами: «Хлеба!», «Долой войну!», «Долой самодержавие!». 25 февраля забастовка стала всеобщей.

Николай II не представлял реального положения в Петрограде. Он полагал, что войска легко справятся со смутьянами. Хабалов арестовал около 100 активистов. Но столкновения уже начались.

В этих столкновениях погибло 169 человек, около тысячи получили ранения. Ситуация все больше ухудшалась. Теперь брожение охватило и солдат. Отказываясь выполнять приказы командования, они захватили Главный арсенал, Петропавловскую крепость, главные тюрьмы. Начались аресты крупных чиновников. Боясь народной расправы, многие из них сдавались сами. 28 февраля Петроград полностью перешел в руки восставших.

Отречение царя. Создание Временного Правительства

Волнения 23 февраля 1917 года в Петрограде, как это всегда и случается в таких случаях, начались неожиданно, практически сразу же после отъезда Николая II в Ставку. 25 февраля царь телеграфировал командующему Петроградским военным округом генералу Хабалову о немедленном прекращении беспорядков.

Днем 26 февраля войска начали стрелять по демонстрантам. Но сам переворот начался с выступления в ночь на 27 февраля 1917 года солдат одной из рот Волынского полка. Утром к ним присоединились солдаты запасного батальона гвардии Преображенского полка. К середине дня восставших солдат было уже около 20 тысяч. Соединившись с рабочими они разгромили здание Окружного суда и дом Предварительного заключения, заняли Финляндский вокзал, другие стратегически важные объекты.

Толпа рабочих и солдат заполонила Таврический дворец, где в Полуциркульном зале собрались не желавшие подчиниться царскому указу о временной приостановке работы Государственной думы народные избранники, тут же образовавшие из своей среды Временный комитет Государственной думы. В то же время в другом помещении дворца группа меньшевиков-думцев, а также несколько большевиков и левых эсеров учреждают в спешном порядке временный Исполком Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов. Председателем Исполкома в тот же день был избран масон, член Верховного совета Великого Востока народов России меньшевик Н.С.Чхеидзе. Членами Исполкома и его заместителями стали такие же масоны: Н.Д.Соколов, М.И.Скобелев, Н.Н.Суханов, А.Ф.Керенский.

Масонское влияние в Петросовете было таким образом обеспечено. Такая же примерно картина сложилась и с масонским представительством во Временном комитете Государственной думы куда вошли следующие «братья»: Н.В.Некрасов, А.Ф.Керенский, Н.С.Чхеидзе, А.И.Коновалов, В.А.Караулов.

Получив 27 февраля 1917 г. первые сведения о фактическом перевороте в Петрограде, царь распорядился о немедленной отправки туда батальона Георгиевских кавалеров в 700 человек во главе с генералом Н.И.Ивановым. По дороге к ним должны были присоединиться надежные части Северного фронта.

А в 5 часов утра отправился из Могилева на Петроград и царский поезд. Маршрут его был следующим Смоленск - Лихославль - Тосно - Царское Село.
Главным виновником задержки царского поезда был масонский комиссар А.А.Бубликов. Командированный своими «братьями»-думцами в Министерство путей сообщения, он буквально засыпал местное железнодорожное начальство на пути следования царского поезда своими «революционными» приказами о его немедленном блокировании. Однако коронным и, пожалуй, наиболее действенным номером А.А.Бубликова стала дезинформация о занятии тех или иных железнодорожных станций революционными солдатами и матросами.

Но сам А.А.Бубликов в масонской иерархии был сравнительно мелкая сошка. Подлинным организатором погони или, правильнее, блокирования царского поезда и предательского направления его в Псков - прямо в руки заговорщика Н.В.Рузского был член Верховного совета Великого Востока народов России Н.В.Некрасов.
Сам Н.В.Некрасов о смысле своего управления погоней за царским поездом умалчивает хотя он и очевиден. Нетрудно уяснить и то, что делалось это скорее всего не по личной инициативе Н.В.Некрасова, а уж тем более А.А.Бубликова, а по прямому поручению Верховного совета Великого востока народов России, который собственно и являлся фактическим штабом революции в эти дни.

Самое поразительное в этой истории - так это удивительная синхронность действий А.А.Бубликова и ближайшего окружения царя, которое сумело таки убедить его изменить первоначально намеченный курс его поезда и повернуть на запад - на Псков, где якобы под командованием генерала Н.В.Рузского еще оставались надежные части Северного фронта. Это, как скоро выяснилось, была ловко подстроенная заговорщиками западня, так как именно Рузский как раз и являлся одним из наиболее деятельных участников готовившегося на апрель 1917 года государственного переворота. Ничего этого царь, разумеется, не знал и вечером 1 марта 1917 года его поезд благополучно прибыл в Псков.

О том, что Псков оказался ловко расставленной ловушкой для Николая II, стало ясно уже из первых реплик, которыми встретил царскую свиту хозяин положения - главнокомандующий Северным фронтом Н.В.Рузский. «На Вас только и надежда», - говорили они ему. И что же Н.В.Рузский? «Вовек не забуду, - с горечью вспоминал позже об этом эпизоде генерал Д.Н.Дубенский, - ответа генерал-адъютанта Н.В.Рузского на этот крик души всех нас… - «Теперь надо сдаться на милость победителя», - сказал он. - После разговора с Рузским мы стояли потрясенные и как в воду опущенные… С цинизмом сказанная Рузским фраза: «Надо сдаваться на милость победителя» - все уясняла и с несомненностью указывала, что не только Дума, Петроградский совет, но и лица высшего командования на фронте действуют в полном согласии и решили произвести переворот»

Последняя телеграмма от командующих фронтами поступила во Псков 2 марта около 15 часов дня. А уже через 5 минут, пока еще только для себя, никому ничего не говоря, царь принимает принципиальное решение о своем отречении.

Литература: В.С. Брачев "Масоны в России: от Петра 1 до наших дней".

Александр Федорович Керенский родился 22 апреля (4 мая) 1881 года в Симбирске. Парадоксальный факт: Александр и Владимир Ульянов (Ленин) — земляки, которые, возможно, даже встречались в детстве (Ленин старше Керенского на 11 лет), хотя конкретных упоминаний об этом нет ни у одного, ни у другого.

Гимназист Саша Керенский, 1893. (wikipedia.org)

Как человек с безупречной репутацией, пламенным красноречием и эрудицией, наш герой очень рано вступил в масонские ложи: сначала в Витебске в одну из лож «Великого Востока народов России», а потом в Самаре в ложу Кутушева. В масонстве Керенский нашел практически все, что искал. «Братья» очень ценили пламенные, зажигательные речи Александра Федоровича, его адвокатскую деятельность. Удивляться здесь нечему — наш герой был блестящим оратором, настоящим трибуном. Слово было его стихией, чего, к сожалению, не скажешь о деле. Однажды Морис Палеолог, посол Франции в России, человек очень большого ума и исторических знаний, сказал ему: «Вы отлично воспламеняете, но Вы не умеете руководить». И эта фраза в каком-то смысле стала приговором для Керенского. То есть он был человеком митингов, публицистической стихии, великолепным адвокатом, умело воздействующим на судей и присяжных, но, к сожалению, говоря современным языком, очень плохим практическим администратором и совсем никаким кризисным менеджером.

Очень многому у Керенского научились Ленин и Троцкий. Это касается не только методов воздействия на толпу, но и имиджа. В 1917 году Керенский, никогда не служивший в армии, человек глубоко штатский, стал поддерживать аскетический имидж «народного вождя», нося полувоенный френч и короткую стрижку. «При чем здесь Ленин?» — возникает вопрос. Ответ очевиден: вспомните его пролетарскую кепку…

Взлет нашего героя к власти начался в Февральскую революцию, во время которой он вступил в партию эсеров и принял участие в работе Временного комитета Госдумы. Александр Керенский был человеком радикальных взглядов, человеком убеждений, большим поклонником политических свобод. Он совсем не был политиком, не умел нарушать данное слово, не умел лавировать, искать компромисс, врать на голубом глазу. Александр Федорович, в полном соответствии с масонскими правилами, полагал, что всем должны быть дарованы равные права. Например, он настаивал, чтобы сразу после Февральской революции был распущен корпус жандармов и полиции. Это было самоубийственное решение. Также по его приказу были возвращены все политические ссыльные. Конечно, это хороший шаг, однако он привел к тому, что страна наводнилась преступниками. Целая куча уголовной шушеры высыпала на улицы крупных российских городов. Начался настоящий уголовный террор. Это, кстати, подорвало престиж правительства гораздо больше, чем многие внешнеполитические неудачи. Это касалось каждого. В иных местах люди просто боялись выйти на улицу. А полицейские были отстранены… Новая так называемая милиция — были сплошь непрофессионалы, взяточники, люди, которые охраняли только свой район, а до остального им не было дела. Как можно было распускать жандармов, практически контрразведку, и одновременно выпускать уголовников в воюющей стране? Это был безумный шаг.


«Бегство Керенского из Гатчины». Г. Шегаль, 1937−1938. (wikipedia.org)

Но Керенского нужно понять. Нет, он не был безумцем или фразером. Александр Федорович полагал, что если он обещал, то должен непременно свои обязательства исполнить, свое слово соблюсти. Восьмичасовой рабочий день в условиях воюющей страны с катастрофически низким уровнем производительности труда… Как это возможно? И наш герой столкнулся с ситуацией, когда обязательства, взятые им на себя, вошли в непримиримое противоречие с жизненными условиями.

В 1917 году преодолеть кризис в Российской империи можно было только решив два основополагающих вопроса — о мире и о земле. И с чем же столкнулось Временное правительство? Английские, французские братья-масоны, которые принадлежали в основном к французским ложам (Керенский, кстати, не был исключением), просили и требовали от него продолжения войны и выполнения союзнических обязательств. Слово «обязательства» для членов Временного правительства, среди которых было немало вольных каменщиков, являлось культовым и святым. Россия обещала воевать — значит, война до победного конца.

Однако военные действия истощили терпение крестьян, которые сидели в окопах и мечтали о доме, хотели сеять хлеб. Когда им разрешили избирать свои солдатские комитеты, когда обязали офицеров говорить им «вы», когда сказали, что оружие выдается офицерам только с разрешения солдатских комитетов, это означало одно — полный крах армии. То есть Временное правительство, и, увы, Керенский, оказались перед неразрешимой дилеммой: с одной стороны, продолжать войну, выполнять союзнические обязательства, с другой стороны, а кем воевать-то? Армия воевать не хотела и отказывалась, солдаты массами бежали с фронта. По самым либеральным подсчетам выявили 2,5 миллиона дезертиров: озверелых, обовшивевших мужиков с оружием, которые пробивались к себе домой, к человеческой жизни. И чем прикажете их останавливать? Потому потом родились мысли очень далекие от первых либеральных установлений: заградотряды, смертная казнь за дезертирство, военная диктатура и все прочее. То есть правительство очень быстро поняло, что прекрасные лозунги, слова вступают в полное противоречие с реальной жизнью.


Эмигрант Александр Керенский, 1938. (wikipedia.org)

Существует версия, что накануне 25 октября 1917 года Александр Керенский выехал под Псков в дипломатической машине с американским флагом и в женской одежде. На самом деле это было не так. Наш герой отправился на фронт за воинскими частями, которые присягнули ему, и должен был провести их в Петроград. Но они отказались идти за ним. В итоге Керенскому пришлось бежать за рубеж под видом сербского офицера.

Сделаем лирическое отступление и скажем несколько слов о масонах-большевиках. Например, Ленин и Троцкий таковыми не являлись, а вот Микоян, Петровский, Молотов очень даже были связаны с масонством. Последний, как известно, занимал наиболее выдающийся пост. И фамилия его — Молотов — непростая, и презрительная, уничижительная кличка, которую он носил, — «чугунная задница» — это вовсе не прозвище, а некий масонский титул, железное седалище, присваивающееся вольному каменщику от 25-й ступени и выше (из 33-х возможных).

Керенский в последние годы жизни. Фото Генриха Боровика. (wikipedia.org)

Что же касается героя нашего рассказа, Александра Керенского, то он оказался неспособен восстановить государственность в России, остановить сползание страны в пучину хаоса, поэтому был вынужден бежать. Сначала он отправился на северо-запад страны, где ему отказали в поддержке военные, потом пробрался на Дон к коллеге, но и там пришелся не к месту. Он поехал в Крым, затем в Париж. Его нигде не принимали, везде он был изгнанником и парией. Керенский воспринимался всеми как ходячий символ несбывшихся надежд, как воплощение поражения. Ну, а лузеров, неудачников и проигравших, как известно, никто не любит. В этом плане личная судьба нашего героя была очень горестной. Он не был во всем виноват лично, но все-таки слишком много брал на себя. И, по-видимому, оказавшись последним руководителем правительства, он упустил последний шанс восстановить в России хоть какой-то порядок (имеется в виду попытка Корниловского мятежа). Но и здесь Керенский все провалил, к сожалению, из-за нелюбви и недоверия к военным. Корнилов казался ему солдафоном, человеком одиозным, сапогом, от него пахло гуталином и казармой, и Керенский побоялся, что наступит настоящая диктатура, и ему самому отведут место на фонаре. И он пресек переговоры с Корниловым. А велись они, конечно, совершенно гласно, и Корнилов, разумеется, действовал с санкции правительства.

Керенский делал ставку на другого военного, на Колчака (кстати, тоже масона), который был ему приятен и симпатичен. И адмирала послали в Америку в этот момент, возможно, не только укреплять связи с американским истеблишментом, но и с некими масонскими поручениями. В Штатах Колчак был принят благосклонно. И тут уже американское масонство сделало ставку на будущего военного диктатора. Но никто не мог предположить, что события будут развиваться так стремительно. Когда Колчак задумал вернуться в Россию, там уже была новая власть. И он был вынужден ехать не с Запада, из Петербурга, а с Востока. Ну, и дальнейшая судьба адмирала, к великому сожалению, очень трагична: он геройски сражался и закончил жизнь как солдат и мученик, расстрелянный в иркутской ЧК. То есть осуществить его миссию тоже не удалось.

Александр Керенский умер в Нью-Йорке 11 июня 1970 года. Местные русская и сербская православные церкви отказались отпевать его, сочтя виновником падения России. Тело было переправлено в Лондон, где проживал его сын, и похоронено на кладбище Putney Vale Cemetery, не принадлежащем какой-либо конфессии.

Подводя итог жизни Александра Керенского, еще раз отметим, что он был трагической фигурой, жертвой собственного идеализма, политического прекраснодушия и слепой веры в обязательства. Такому человеку, как он, не следовало идти в политику, ибо реальная политика — это вещь, связанная и с беспринципностью, и с сменой тактики, и с нарушением прежде данных слов. Керенский не был таким, и стихия политического бунта смела его не только со сцены политики, но и практически сделала его парвеню и персоной нон грата среди всех тех людей, с которыми он дружил.

Источники

  1. Эхо Москвы, «Братья»: Масоны и февральская революция
о плане масонов по свержению самодержавия в России напомнил мне о том, что как раз когда ночью в очередной раз обрушился ЖЖ я собиралась сделать пост о роли масонов в Февральской, а потом и т.н. "украинской революции 1917-1922-го гг.". Восполняю это упущение:

"Самым ярким масонским лидером в Российской империи тех лет был Александр Керенский, который осуществлял связь украинских масонов с их русскими <братьями>. Будущий гетман Украины, генерал П.Скоропадский состоял и в мартинистской ложе <Нарцисс>, что патронировала ложи мистического масонства: <Иордан> (Феодосия), <Северное сияние> (Киев), <Кирилл и Мефодий> (Полтава).

До 1917 г. масонские ложи образовались в Бердичеве, Виннице, Екатеринославе (Днепропетровске), Одессе, Ровно, Херсоне, Ялте. В одном только Киеве перед 1917 г. было около двадцати лож и около тысячи масонов.

Большинство украинских масонов принадлежало к партии кадетов и к <Товариществу украинских поступовцив> (<Товариство українських поступовц_в>), к украинским социал-демократам и деятелям земств. Их политически объединяло стремление избавиться от монархии, национального гнета, добиться демократической республики и конституции. К началу 1917 г. масонские ложи России были, в большинстве своем, крайне политизированы и находились под руководством лож <Великого Востока>. Большое количество <партийцев>: октябристов, кадетов, эсеров, народных социалистов, прогрессистов, составивших костяк русских масонских лож, толкали движение к решению сложных социальных, политических, морально-этических проблем с помощью насильственной смены власти в стране. От имени центрального масонского Конвента А.Керенский контролировал ложи Украины, часто приезжал в Киев по делам масонерии (в 1913, 1915, 1916 гг.). Украинские ложи считались наиболее сильными, многочисленными и играли важную роль в выработке масонской стратегии и тактики для всей империи. В 1914 г. в Киеве был создан Областной Совет масонских организаций (для украинских территорий).

Масонами перед 1917 г. были ряд командующих фронтами, начальник штаба всей российской армии, начальник канцелярии министерства царского двора, многие видные администраторы. Интересно, что при всей разветвленности и опыте царской полиции, масонская сеть так и не была выявлена. И это не только благодаря известной масонской конспирации... Влиятельные силы в полиции и в Министерстве внутренних дел <закрывали глаза> любопытствующих по причине своей причастности к братству.

Большинство политизированных российских лож принадлежало <Великому Востоку>, но были и ложи регулярной <Великой ложи>, ложи мартинистов и тамплиеров. В 1912 г. состоялся первый Конвент масонских лож Российской империи. По требованию М.Грушевского, который занимал одно из ведущих мест среди украинской масонерии, созданную Конвентом организацию назвали <Великий Восток народов России>, а не как предложили русские депутаты <Великий Восток России>. Уже в 1916 г. украинские масоны собрали значительные денежные средства на будущую революцию.

Февральская революция 17-го года оправдала надежды масонов. Власть была <перехвачена> практически бескровно, хаос, казалось, был преодолен, масонская власть, в лице Временного правительства, установлена. Уже в марте 1917 г. масоны Украины мирно отобрали власть у царских администраторов. Начала действовать грандиозная масонская система взаимопомощи и протекции. М. Грушевский стал главой Центральной Рады, масоны: А.Никовский - товарищем главы Центральной Рады, барон Штейнгель - членом Национального конгресса. По линии государственной общероссийской власти масонами были: комиссар Киева К.Василенко, начальник Киевского военного округа К.Оберучев, глава Киевской и Правобережно-украинской судебной палаты Д.Григорович-Барский. Масоны - украинцы М.Терещенко и Н.Василенко стали соответственно министром финансов и товарищем министра просвещения во Временном правительстве.

Однако летом 1917 г. между русскими и украинскими масонами начался конфликт, связанный с нежеланием Временного правительства предоставить <самостийнисть> Украине. Национальный вопрос разрушил единство масонерии. Борьба некоторых масонов за украинскую независимость вызвала серьезные противоречия, которые привели к развалу связей между масонами Киева и Петрограда. М.Грушевский и его единомышленники пошли на конфликт с А.Керенским в вопросе создания национального государства. Барон Ф. Штейнгель и К.Василенко, пытаясь отвлечь украинских масонов от влияния М.Грушевского, выступили против намерения Центральной Рады захватить всю полноту власти на Украине.

В начале октября 1917 г. масонский Верховный Совет осудил <сепаратизм> группы Грушевского. Но сам М.Грушевский тогда еще не представлял радикальную линию в Центральной Раде. Он, скорее, даже сдерживал наиболее нетерпеливых из лагеря <самостийныкив>. Второй Универсал Центральной Рады был компромиссом между группой Грушевского и российским масонским центром. После провозглашения Украинской Народной Республики в ноябре 1917 г., М.Грушевский, постепенно отходит от масонства и полностью сосредотачивается на политике.



Во второй половине 1917 г. масонов Украины пытаются объединить два новых лидера: адвокат Сергей Моркотун (масон с 90-х гг. Х_Х в.) и глава киевской ложи <Святого Владимира>, глава военного секретариата (военный министр УНР) Симон Петлюра. С.Моркотун, занимая скромную должность начальника железнодорожной милиции Украины, имел огромное влияние на масонство, был <серым кардиналом> масонерии. Он объединил многих масонов в ложе <Объединенные славяне> и в тайной франкофильской ложе <Молодая Украина>. О Моркотуне имеются совершенно противоположные данные. Примерно с 1910 г. он становится главой киевских мартинистов, а в 1912 г., благодаря рекомендации самого Папюса, был принят в ложу шотландского обряда, и возведен ею в 18-й градус и 6-й градус философского масонства, вскоре став кавалером масонского ордена <Розового креста>. В следующем году он открывает мартинистские ложи в Харькове, Полтаве, Житомире. В то же время в Киеве существовали ложи мистического масонства: <Астрея> (под руководством Д.Одинца и Н.Василенко), <Нарцисс>, <Андрея Первозванного>.

В сентябре 1917 г. началось создание новой, независимой от <Великого Востока народов России> национальной масонской системы - <Великой ложи Украины>, которую возглавил Великий мастер С.Петлюра. Фактически это было возрождением непризнанной <Великой ложи Украины> (была провозглашена приблизительно в 1900-1901 гг. но так и не приступила к работам). Помимо С.Петлюры в ложе находились Я.Котляревский, Н.Шумницкий, В.Море, В.Прокопович, А.Ливицкий и др. В конце 1917 г., в связи с захватом Москвы и Петрограда большевиками, центр деятельности масонства был перенесен в Киев. Название <Великий Восток народов России> было заменено новым: <Масонство народов Востока Европы>. Деятельность киевских масонов была направлена на <примирение острых национальных противоречий между русскими и украинцами>.

В начале 1918 г. права Верховного Совета масонства перешли киевскому <Областному совету масонских организаций>, однако связи между русскими и украинскими масонами были почти разорваны. В январе 1918 г. влияние масонов в Украине падает в связи с четырьмя событиями:

1. приходом к власти в Украине эсеровского кабинета министров, который занял пронемецкую позицию;

2. отпадением от масонства М.Грушевского (в январе 1918 г. он отходит от масонской деятельности, а вскоре исчезает с политической арены);

3. отставкой с поста военного министра С.Петлюры;

4. (главное) оккупацией, к тому времени, значительной части Украины большевиками.

В 1918 г. восходит звезда генерала Павла Скоропадского, потомка гетьмана Украины XVIII в. Он становится гетманом (диктатором с 29 апреля по 14 декабря 1918 г.) Украинской державы, лавируя между украинским национализмом и российским шовинизмом, между Германией и сражающейся с ней Антантой. Тайной окутана участие П.Скоропадского в ложах <Молодая Украина> и <Нарцисс>. Немецкие покровители гетмана и не подозревали о его пребывании во франкофильской ложе, и о скрытых переговорах с французами через <братские связи>.

Генерал П.Скоропадский был масоном с 1916 г., а с 1917-го стал членом ложи <Молодая Украина>, которой руководил С.Моркотун - чиновник одного из министерств гетмана, назначенный гетманом своим личным секретарем (членами этой ложи были С.Петлюра, А.Галип, Н.Шумницкий и др.). С.Моркотун привлек к масонской работе на Украине Максимилиана Волошина и Ю.Терапиано. Некоторые министры Гетьманщины были членами масонских лож, и даже посол в Германии барон Ф.Штейнгель был <видным> масоном.

С переходом власти к Директории УНР масоны еще более укрепились в руководстве страны. Премьер-министром стал масон В.Чеховской, командующим войсками и вторым лицом в Директории - масон С.Петлюра. Но единства между масонами Украины не было, нарастал конфликт за первенство в масонстве между Моркотуном и Петлюрой, между <самостийниками> и федералистами. В результате Моркотун был вынужден в сентябре 1919 г. уехать во Францию, не сойдясь с Петлюрой в вопросе о конфедерации Украины и России. Вскоре он обратился с письмом к французским масонам, в котором обвинил Петлюру в диктаторстве и сепаратизме, в узурпации чина Великого мастера.

Приход к власти в Украине С.Петлюры (с февраля 1919 г. он становится главой Украинской республики) был связан с надеждами на поддержку независимой Украинской республики масонами Франции и Англии, которые имели значительное влияние на правительства этих стран. Петлюра обратился к мировой масонерии с просьбой поддержать Украину в борьбе против <красных>. Петлюра выступал как глава <Великой ложи Украины>, объединившей около 800 масонов.

В то же время, Петлюра формировал кабинеты министров, в которых премьерами были масоны В.Прокопович и А.Ливицкий. Масон А.Шульгин занимал пост министра. Поражение украинских войск на фронтах привело к краху всех начинаний С.Петлюры. Масонство перекочевало в эмиграцию. В СССР тайные кружки продолжали существовать до начала 30-х годов, пока члены их не оказались в сталинских лагерях.

С 1920 г. во Франции, Польше, Швейцарии, в городах, где проживали украинцы- эмигранты стали создаваться масонские ложи. Очевидно, в Париже в 1920 г. масоны собирались вокруг двух лидеров - С.Моркотуна и Н.Шумницкого, представителя Петлюры, главы <Союза украинских эмигрантов во Франции>. В Париже было основано <Объединение славянских масонов> (глава - фон Мекк, секретарь - С.Моркотун). В 1920 г. <Великую ложу Украины> признала <Великая ложа Швейцарии>, и до 1932 г. в Женеве была расположена штаб-квартира украинской ложи. Во Франции <Великую ложу Украины> так и не признали из-за интриг С.Моркотуна. Но после приезда в Париж С.Петлюры и В.Прокоповича, был учрежден масонский <Верховный Совет Украины>, который объединил украинских масонов - эмигрантов из Франции, Швейцарии, Румынии, Австрии, Польши. Убийство Петлюры в 1926 г. нанесло серьезный удар по украинской масонерии.



<Красный террор> 1918-1920 гг. привел к уничтожению всех политических оппонентов большевиков, в числе которых было много масонов. Но удивительно, что в СССР, в атмосфере тайны и секретности, масоны продолжали собираться. Масонские ложи <Свет правды> и <Рассвет> действовали в Киеве до 1929 г. О существовании в Киеве мартинистской мистической ложи говорит факт переписки местных масонов с крупным ленинградским оккультистом Г.Мебесом.

В 1929-1933 гг. в Украине начались массовые репрессии интеллигенции. Причем, в числе репрессированных в те годы можно обнаружить многих масонов <призыва> 1900-1917 гг. Последние данные о масонах в Украине первой трети ХХ в. относятся к 1933 г."

Оригинал взят у ss69100 в Запад, масоны и Февральская революция

Русское масонство начала XX-го столетия все больше и больше приобретало политический характер перед “Февралем” и стало, в конце концов, весьма похожим на иллюминатское масонство эпохи Великой Французской революции и освободительной революции 60—70-х годов XIX в. в Италии.

Характернейшей его чертой стала связь с французской масонской ложей “Великий Восток Франции”, и по аналогии с ней, из 20 первых масонских лож начала XX века постепенно образовалась мощная ложа вольных каменщиков “Великий Восток народов России”, стоявшая над партиями и даже над обществом.

Эта ложа и повела людей на борьбу за власть, а именно: за буржуазно-демократическую республику против самодержавия, православия и народности.

Не забудем, что именно еврейское масонство США приговорило нашего Государя Императора Николая II к смерти незадолго до революции 1905 года. Вот что пишут об этом современные публицисты, издатели и комментаторы трудов С.А. Нилуса Роман Багдасаров и Сергей Фомин: “Уничтожение России было предрешено незадолго до 1905 года пятью американскими евреями-миллиардерами, членами американской ложи (“Бнай-Брит” - Ю.Б.).

Эта ложа состоит исключительно из евреев и является центром управления мировым масонством. Здесь был выработан план разрушения России и прежде всего уничтожение Династии Романовых. Протокол этого постановления был похищен и передан в Российское Императорское Посольство в Вашингтоне, которое с нарочным переслало его в Петербург.

Премьер-министром России был тогда князь Святополк-Мирский П.Д. (на самом деле он был министром внутренних дел с 26 августа 1904 г. по 18 января 1905 г. - Ю.Б.), который, считая эти откровения ерундой, конечно, оставил их без последствий. Князь был либералом, пытавшимся создать “весну” освободительного движения в России.

Решение, принятое пятью еврейскими главами Америки, было следующее: истратить миллиард долларов и пожертвовать миллионом евреев, чтобы вызвать революцию в России. Деньги были даны евреями Исааком Мортимером, Шустером, Руном, Леви и Яковом Шиффом. Эти средства должны были служить для пропаганды, а миллионы еврейских тел - возбудить мировую прессу против царизма.

До русского Двора дошли сведения об этом деле. Царь спросил у министра документы, присланные из Вашингтона. Они исчезли. Нарочный был послан в Вашингтон, чтобы привезти копии, но его уже больше никогда не видели. Через некоторое время вспыхнула революция 1905 года. Она была исключительно еврейская, как и последующая 1917 года”. (Неизвестный Нилус. Т. 2. Составители: Роман Багдасаров и Сергей Фомин. М., 1995. С.545 - 546)

Все началось после неудачной революции 1905 года. В начале в Москве в 1906 г. возникла ложа “Астрея” во главе с врачом-психиатором Н. Н. Баженовым, а в Петербурге— “Северная звезда”, “оратором” которой стал еврей-предприниматель и адвокат М. С. Маргулиес, а “секретарем”— князь Д. О. Бебутов.

Под покровительством “Великого Востока Франции” образовалась одна из главных лож—“Космос” или “Истинные друзья” под руководством профессора истории М. М. Ковалевского. В состав последней вошли эсеры (например, сын еврейки Геси Гельфман присяжный поверенный А. Ф. Керенский), октябристы (например, сын предпринимателя Гучкова и еврейки Вакье А. И. Гучков), кадеты (Н. В. Некрасов, В. А. Маклаков, М. И. Терещенко), аристократы (граф А. А. Орлов-Давыдов), социал-демораты (адвокат А Я. Гальперин), адвокаты-сионисты (Е. С Калманович, Г. В. Слиозберг), сотрудники департамента полиции (А. А. Лопухин) и мн. др. представители интеллигенции.

“Историк С. П. Мельгунов,—пишет Г. Я. Аронсон,—считает, что в основную головку политического масонства входила “тройка”, состоявшая из следующих лиц: Некрасов, Керенский, Терещенко. Эта тройка в 1916г, по его данным, превращается в пятерку: к указанным лицам примкнули А. И. Коновалов и И. Н. Ефремов. На основании “Воспоминаний” Керенского, вышедших на французском языке, Мельгунов рассказывает еще об одном кружке масонов—“левом центре” в Государственной Думе в составе “четверки”: Керенский и Чхеидзе—от трудовиков и социал-демократов — меньшевиков и Некрасов — от левых кадетов.

Но ни думская “четверка”, ни центральная “пятерка”, по-видимому, не играли той руководящей роли, какую играло основное ядро, первая “тройка”: Некрасов, Керенский, Терещенко. Насколько можно судить, функции между членами этой “тройки” распределялись таким образом: в то время, как Некрасов держал связь с либеральными кругами, земцами, членами Государственной Думы, Керенский обрабатывал и втягивал в сферу масонского влияния радикалов и социалистов разных мастей, Терещенко вел работу среди военных.

Во всяком случае, к кружку А. И. Гучкова, о котором было рассеяно столько слухов и с котором молва, в первую очередь, связывала всякие планы о дворцовом перевороте, “пронунциаменто”, Терещенко имел непосредственное отношение.

Если прибавить к этой “тройке” А. И. Коновалова и уже значительно менее известного “прогрессиста” из Государственной Думы И. Н. Ефремова, влиятельных в торгово-промышленных кругах, то мы получим, что все нити возможных перемен в политическом режиме России, во всяком случае, по масонской линии, были сосредоточены в руках “пятерки”¹.

Кроме Санкт-Петербурга и Москвы, масонские ложи действовали во многих городах России: Варшаве, Двинске, Киеве, Кутаиси, Нижнем Новгороде, Самаре, Саратове, Тифлисе и др. Если в 1908 г., по свидетельству В. Д. Бонч-Бруевича, в России было около 40 масонов, то к февралю 1917 г. их стало более 4002.

Летом 1912 г. все ложи объединились под руководством комитета во главе с секретарем Некрасовым, передавшим власть кадету Колюбакину (1914—1915), а затем получившим ее обратно (1915—1916). С лета 1916 по осень 1917 г. секретарем был Керенский. Накануне переворота масонство представляло собою сплоченную и влиятельную политическую силу, объединявшую многие партии, но больше всего кадетов. Миллионеры П.А Морозов и А. И. Коновалов снабжали их деньгами.

Тактически русское политическое масонство, как и иллюминаты, как и французские революционеры, и как итальянские карбонарии, было устремлено на дворцовый nepeворот и чуралось народной революции. Стратегически же оно было нацелено на захват власти и установление в стране либерально-демократической парламентской республики, в полном соответствии с сионистским документом 1902 г. “Тайны политики” (см. главу 8). Председатель ложи “Великий Восток Франции” Десмон так определил понятие республики:

“Для меня республика означает антиклерикализм, антимилитаризм, социализм”, и мы бы добавили: “космополитизм”, так как права человека в этой республике доминируют над правами нации, т. е. французской нации во Франции и русской нации в России. В феврале 1917 г. незримая власть сомкнулась с реальной: во Временном правительстве из 12 членов 10 были масонами, открытыми или скрытыми.

Такую свою республику и попытались построить вольные каменщики в России, а именно: глава кадетской партии П. Н. Милюков, скрытый масон, и “первый любовник русской революции” А. Ф. Керенский, открытый масон. Однако им помешали большевики и непопулярные меры либералов: курс на войну до победы, отказ от решения земельного вопроса и социальных проблем рабочих и трудящегося крестьянства.

Противостояние двух властей в 1917 г.—Советов и Временного правительства — оказалось не в пользу последнего, так как народ в 1917 г. не пошел за либералами, а поддержал марксистско-ленинское интернациональное братство, обманувшее народ прекраснодушными лозунгами и обещаниями скорейшего мира, земли и власти в интересах народа в новом социалистическом раю. Так утопия пришла к власти в Октябре, чтобы завершить полный цикл своего развития в 1991 г. История же масонства Октябрем не кончается. О нем особый разговор. (См. главы 22 и 24).

Если же исследователю придется заняться в архивах поисками масонских документов, скажем, по истории подготовки и проведения Февральской революции или переворота, то его ожидают огромные трудности. Хорошо известно, что вольные каменщики давали строгий обет молчания.

Вот текст этой клятвы:

“Клянусь, во имя Верховного Строителя всех миров, никогда и никому не открывать, без приказания от ордена, тайн, знаков, прикосновений, слов, доктрины и обычаев франкмасонства и хранить о них вечное молчание. Обещаю и клянусь ни в чем не изменять ему ни пером, ни знаком, ни словом, ни телодвижением, а также никому не передавать о нем, ни для рассказа, ни для письма, ни для печати, или всякого другого изображения, и никогда не разглашать того, что мне теперь уже известно и что может быть вверено впоследствии.

Если я не сдержу этой клятвы, то обязываюсь подвергнуться следующему наказанию: да сожгут и испепелят мне уста раскаленным железом, да отсекут мне руку; да вырвут у меня изо рта язык, да будет повешен мой труп посреди ложи при посвящении нового брата, как предмет проклятия и ужаса, да сожгут его потом и да рассеют пепел по ветру, чтобы на земле не осталось ни следа, ни памяти изменника”3.

Масоны скрывали и уничтожали свою документацию, поручения и приказы передавали устно. Поэтому нет ничего удивительного в том, что история небольшого дворцового переворота 23—28 февраля оставила мало следов в масонской документации, но все же они имеются, собраны и изучены (см. главу 10, прим. 1).

Среди отмеченных нами книг мы выделяем книги Г. Я. Аронсона “Россия накануне революции” (1962; 2-е изд., 1986) и Б. И. Николаевского “Русские масоны и революция” (1990). В первой из них опубликованы отрывки из переписки Екатерины Дмитриевны Кусковой (1869—1958), вышедшей из народников активистки либерального и масонского движения, жены и сподвижницы экономиста и политика С. Н. Прокоповича. В письмах к Николаю Владиславовичу Вольскому-Валентинову от 15 ноября 1955 г. она прямо и полностью признает решающую роль вольных каменщиков в организации переворота.

Мы переиздаем интересующий нас текст по упомянутой книге Аронсона (с. 138—140) под № 1. Переиздаем мы также под № 2 отрывок из письма Кусковой к Лидии Осиповне Дан от 12 февраля 1957 г. (с. 141—142), в котором Кускова красочно описывает надпартийную роль масонства, сплотившего людей в борьбе против царизма. Особенно ценны признания масонки в том, что ее собратья проводили огромную пропагандистскую работу в целях создания своей армии социальной революции, и весьма преуспели в этом.

Масоны всех степеней (градусов), рвавшиеся к установлению в России автократии, были последовательными противниками большевиков. Антибольшевистская, антикоммунистическая платформа объединяла все российские масонские ложи независимо от того, входили они в организацию, возглавлявшуюся Некрасовым и другими или нет. (ЯКОВЛЕВ Н. Н. 1 августа 1914. Издание третье. Дополненное. М.: Москвитянин, 1993. С. 273—275).

Такая работа, естественно, не могла быть успешной без материальной помощи Запада. Напомним и эту историю. В самом начале 1917 года центром внутриполитической борьбы стали на несколько недель совещания союзников в Петрограде.

Они вскрыли неспособность административного аппарата царя (А. Д. Протопопов — министр внутренних дел) справиться с колоссальными трудностями войны, изыскать дополнительные ресурсы и организовать весеннее наступление на Восточном фронте. Не удалось уговорить государя провести конституционную реформу, реорганизацию и модернизацию армии с помощью “Союза земств и городов”. (Конфиденциальный меморандум одного из руководителей мондиалистского центра лорда Милнера-Ротшильда Николаю II).

Перед отъездом лорд Альфред Милнер ассигновал через посла Джорджа Бьюкенена 21 миллион золотых рублей на нужды либеральной оппозиции. Так “Великая ложа Англии” явила свой весомый вклад в осуществление плана “Сон Кайзера” (см. главу 4).

Вторая из отмеченных книг принадлежит перу историка Б. И. Николаевского (1887—1966), члена ЦК партии меньшевиков, находившегося в эмиграции с 1922 года. За рубежом он собрал ценную коллекцию по истории русских вольных каменщиков, насчитывающую свыше 800 коробок и хранящуюся ныне в Стэнфорде (США), в Гуверовском институте.

Эти материалы, частично обнародованные историком Ю. Фельштинским в книге Николаевского, полностью подтверждают выводы Мельгунова, Аронсона, Каткова, Яковлева и др. о существовании в 1915—1917 гг. заговора Гучкова, который и был, с опозданием из-за убийства Распутина, осуществлен в конце февраля 1917 г. Кабинет будущего правительства был расписан еще на тайных заседаниях вольных каменщиков в 1915—1916 гг. и сформирован в ночь на 3 марта 1917 г. Чего масоны не сумели ни предусмотреть, ни предотвратить, так это образования одновременно с Временным правительством Советов солдатских, рабочих и крестьянских депутатов.

План-документ заговора Гучкова был найден историком Б. И. Кругляковым среди бумаг Гучкова в Российском Государственном историческом Архиве в Ленинграде. Мы переиздаем этот документ под № 3 по публикации Б. И. Круглякова4 . Гучков не делал из своего заговора секрета. 7 сентября 1915 г. он выступил, с речью на Съезде “Земского и Городского Союза”.

Днем позже появилась на свет его “Диспозиция”. А месяцем раньше в газете П. П. Рябушинского “Утро России” от 13.08.1915, в № 222, был опубликован призыв: “общественным элементам встать на путь полного захвата исполнительной и законодательной власти”; здесь же были опубликованы и списки кандидатов в Кабинет обороны (Гучков, Некрасов, Милюков, Шингарев и др.) и в Правительство во главе с М. В. Родзянко.

Либеральная буржуазия уже не скрывала своих намерений, так как царь Николай II не шел на уступки и не хотел конституционного строя; арестовать же заговорщиков у царя уже не было сил. И переворот совершился в обстановке всеобщего развала, обмана и предательства, когда никто, даже ближайшие родственники и генералы, уже не поддерживали царя и настраивали его на отречение от престола за весь дом Романовых.

Так мировое масонство и его передовой отряд русское масонство добилось своей заветной цели, поставленной еще Пайком в 1871 г. (см. главу 3). Через год пали монархии в Германии и Австро-Венгрии, (см. главу 4).

Под № 4 мы переиздаем записку о роли масонства перед февралем 1917 года, принадлежащую Н.В. Некрасову и датированную 13 июля 1939 года. Она найдена в архиве НКВД и впервые опубликована Н.Н. Яковлевым5Записка эта читается как точное и официальное определение существа политического масонства того времени и значительно дополняет документы Кусковой и Гучкова.

Франция - родина политического масонства - имела решающее влияние на вольных каменщиков из Временного правительства. Так в апреле 1917 года было заключено соглашение Тома - Керенский, имевшее значение для укрепления позиций коалиционного правительства и внешней политики на продолжение войны до победного конца.

Опыт же политического устройства и управления парламентской республикой не был передан французскими вольными каменщиками своим русским собратьям. Последние не были готовы к восприятию европейского опыта, страна не созрела для либерального парламентаризма, интеллигенция по старинке была еще связана с православием и со всем русским в культуре, о народном социализме она имела смутные представления и знала многолетний неудачный опыт его внедрения по-народнически, уговорами и террором. Не создав собственной политической идеологии, вольные каменщики того времени, как и нашего времени, обречены на неуспех.

Либеральная демократия как тогда, так и теперь, откладывала “на потом”, до созыва Учредительного собрания в январе 1918 года, решение всех неотложных дел государства. Масонскую же либеральную демократию, и без того политически слабую, почти не поддержал международный сионизм. Надо сказать, и мы четко проводим это положение на страницах нашей книги, что политическое масонство и политический сионизм это не одно и то же.

Сионизм рассматривал вольных каменщиков как своих временных союзников. В “Протоколах Сионских Мудрецов” говорится: “Пока же, до нашего воцарения, мы напротив создадим и размножим франк-масонские ложи во всех странах мира, втянем в них всех могущих быть и существующих выдающихся деятелей, потому что в этих ложах будет главное справочное место и влияющее средство. Все эти ложи мы централизуем под одно, одним нам известное, всем же остальным неведомое управление, которое состоит из наших мудрецов…

Смерть есть неизбежный конец для всякого. Лучше этот конец приблизить к тем, кто мешает нашему делу, чем к нашим, к нам, создателям этого дела. Мы казним масонов так, что никто, кроме братий, об этом заподозрить не может, даже сами жертвы казни: все они умирают, когда это нужно, как бы от нормального заболевания… Зная это, даже братия в свою очередь не смеет протестовать.

Такими мерами мы вырвали из среды масонства самый корень протеста против наших распоряжений. Проповедуя гоям либерализм, мы в то же время держим свой народ и наших агентов в неукоснительном послушании”. (Протокол № 15).

Сионизм в России, по мере возможности, действовал в России через масона 31-й степени “принц Кадош” Керенского-Кирбиза. На страницах журнала “Красные скрижали” (Шклов, 1917) была даже помещена карикатура, изображающая Керенского в одежде первосвященника со скрижалями Моисея, который выводит свой еврейский народ в Землю Обетованную.

Союз с военщиной после созыва Предпарламента у Керенского явно не получился, а чтобы подавить мятеж генерала Корнилова, ему пришлось прибегнуть к помощи большевиков. Либеральная же демократия явно ослабела.

В 1917 году сионисты на своих конференциях и съездах больше были заняты проблемой выживания разнородного еврейского населения на территории Российской империи (ок. 6 миллионов человек) и его возможного перемещения с Украины и Белоруссии на север и на восток, в центральные районы России, в Москву и Петроград. Сионисты были, разумеется, озабочены организацией контроля над политическими партиями и масонскими ложами в полном соответствии с документами - ПСМ и “Тайны политики”. Примером может служить воззвание некоей “Универсальной лиги”, распространявшееся в марте 1917 года в Петрограде:

“Русские граждане! Вы блестяще начали дело свободы. Остается с такой же решительностью довести начатое до конца. Вы должны теперь понять, что христианскому рабству, которому уже давно подпали европейские государства, приходит конец.

Это рабство должно быть уничтожено согласно миропониманию провидевших его и некогда казнивших позорной смертью того, кто создал это рабство. Вся сила теперь у нас: промышленность и торговля у нас; банки и биржи - у нас; общественное мнение и печать с нами и за нас; железные дороги - наши. Мы проникли всюду и перенесли свою деятельность в войска. Результаты у вас на глазах. Вскоре армия будет тоже нашей. Наконец, в наших руках золото всего мира.

Мы держим в своих руках весы Европы, и, когда наступит время, сотрем силу Вильгельма II способом, еще неведомым миру, так как среди нас ОБЛАДАТЕЛЬ могущественных воли и разума, в полном расцвете духовных сил. В целях безопасности, имя его не подлежит еще оглашению. Идите к нам, мы вас избавим от духовного рабства, в которое ввергло вас христианство. Знаком сочувствия целям лиги служит треугольник всякого цвета, обращенный вершиной вниз”.6

Хотя некоторые видные евреи, полностью разделявшие положения Талмуда,—Браудо, Винавер, Гальперн, Калманович, Керенский, Маргулиес, Слиозберг и полуеврей Гучков—вошли в масонские ложи, они не сумели овладеть всей полнотой политической власти в стране по изложенным выше причинам: либерализм еще не соединился с сионизмом, как в наши дни.

Важное резюме: так политический сионизм и политическое масонство, сосуществуя то вместе, то раздельно, каждое по своему делает свое сатанинское дело по разрушению национальных государств и цивилизаций, в том числе и России.

В приложении к настоящей главе мы публикуем четыре выше названных масонских документа с кратким комментарием.

ПРИМЕЧАНИЯ

1.АРОНСОН Г. Я. Россия накануне революции. Исторические этюды. Монархисты. Либералы. Масоны. Социалисты. Нью-Йорк, 1962. 2-е изд. Мадрид, 1986. С. 122—128. Ср.: МЕЛЬГУНОВ С. П. На путях к дворцовому перевороту. / Заговор перед революцией. Париж, 1931. 2-е изд. 1989. ГЕССЕН И. В. В двух веках. Воспоминания. М.—Л., 1937 и др.

2. Полный список на 431 масона. См.: Иванова С. Ф. Что скрывается за масонской проблемой // Из глубины времен. СПб., 1992. № 1. С. 180—187.

3. Текст впервые найден Л. Д. Философовым и записан в его рукописи “Разоблачение великой тайны франкмасонов” (1863). Опубликован А. О. Пржецлавским (М.: Русская печатня, 1909. С. 39—40). Цит. нами по: БОСТУНИЧ Г. Масонство и русская революция. М.: Витязь, 1995. С. 58—59.

4. Диспозиция “Комитета народного спасения”. Сообщил Б. И. Кругляков // Красный архив. Исторический журнал. М.—Л., 1928. Т. 1(26). С. 210—218.

5. ЯКОВЛЕВ Н. Н. 1 августа 1914. Издание третье. Дополненное. М.: Москвитянин. С. 273—274. Кроме переиздаваемых четырех документов, важное значение имеют материалы, собранные Ю. Фельштинским в книге Б. И. Николаевского 1990 г. Кроме того, существуют воспоминания активных масонов — князя В. А. Оболенского и Л. К. Чермака (изд. записки последнего см.: БЕГУН В. Я. Рассказы о детях вдовы. Минск, 1983. С. 77—90).

6. НИЛУС С. А. Послесловие к 5-му изданию “Близ есть, при дверехъ” // К свъту. М., 1994. № 3—4. С. 46.

7. ПАСМАНИК Д. С. Русская революция и еврейство. (Большевизм и иудаизм). Париж, 1923.

ТЕКСТЫ

1.

Самый трудный вопрос о масонстве. Наше молчание было абсолютным. Из-за этого вышла крупная ссора с Мельгуновым. Он требовал от нас раскрытия всего этого дела. А узнал он об этом от тяжко заболевшего члена его партии (хоть убей не помню его фамилию: на Л., народник, очень известный). Мельгунов доходил до истерик, вымотал из меня (еще в России!) данных и заверял, что ему “все” известно. Я хорошо знала, что ему ничего почти неизвестно, как и Бурышкину. Потом он в одной из своих книжек, сделал намек, что такое существовало. Скажу Вам кратко, что было.

1) Началось после гибели революции 1905 г. Во время диких репрессий. Вы их знаете.

2) Ничего общего это масонство с заграничным масонством не имеет. Никогда ни в какой связи с ним не состояло на том простом основании, что это русское масонство отменило весь ритуал, всю мистику и прибавило новые параграфы.

3) Цель масонства: политическая. Восстановить в этой форме “Союз Освобождения” и работать в подполье на освобождение России.

4) Почему выбрана такая форма? Чтобы захватить высшие и даже придворные круги. На простое название политическое они бы не пошли.

5) Изменение параграфов: а) прием женщин впервые. В масонские ложи заграничные женщины не допускаются; в) отменить все эти фартуки, всю амуницию, весь ритуал; с) посвящение состояло лишь в клятве — молчание, абсолютное. Качество — мораль, доверие. Форма — ложи по 5 человек и затем конгрессы. Ложи не должны были знать о существовании других лож.

Но по встречам на конгрессах можно было судить о размахе движения и его составе; d) выход опять с клятвой: никогда и никому, просто “заснуть”. Таких выходов не помню: интерес к движению был огромен, и наша “пробковая комната” действовала вовсю. Характерная особенность: я знаю двух виднейших большевиков, принадлежавших к движению. Когда произошла Октябрьская революция, мы с С. Н. были уверены, что все будет вскрыто.

Партия ведь не терпела тайн членов. Ничего подобного! Уверена, что эти виднейшие большевики тайну соблюли, быть может, из боязни репрессий и по отношению к себе. Людей высшего общества (князьев и графьев, как тогда говорили) было много. Вели они себя изумительно: на конгрессах некоторых из них я видела. Были и военные — высокого ранга.

Почему нельзя вскрыть это движение? Потому, что в России не все члены его умерли. А как отнесутся к живым — кто это знает? Движение это было огромное. Везде были “свои люди”. Такие общества как “Вольно-Экономическое”, “Техническое” были захвачены целиком. Это — рецепт “Союза Освобождения”. Ведь еще во время его действия в “Вольно-Экономическом обществе” прочно уселись его члены: Богучарский, Хи-жняков — секретари, С. Н. — председатель Экономической секции. То же и в “Техническом обществе”: Лутугин, Бауман — в центре. В земствах то же самое. Масонство тайное лишь продолжило эту тактику.

П. Н. Милюков, осведомленный об этом движении, в него не вошел:“Я ненавижу всякую мистику!” Но много членов кадетской партии к нему принадлежали. Но так как Милюков был в центре политики, его осведомляли о постановлениях конгрессов. Иногда и сам он прибегал к этому аппарату: надо, дескать, провести через него то-то и то-то.

Одно из правил: не обращаться за членством к людям, казавшимся непрочными в их моральном или политическом естестве. Многие кандидатуры, строго обсуждавшиеся, отвергались. Изумительно: не было там провокаторов, á 1а Марков, которого покойный В. А. Розенберг ненавидел и звал “косоглазым лгуном”, и осуждал Сергея Николаевича за то, что тот привлек его к своему кабинету. Ведь и до сих пор тайна Движения, тайна этой организации не вскрыта, а она была огромна.

К Февральской революции ложами была покрыта вся Россия. Здесь, за рубежом, есть очень много членов этой организации. Но — все молчат. И будут молчать — из-за России еще не вымершей. Один только В[ельмин] как-то случайно и уже под конец туда попавший, как будто пробалтывается. Но слышала об этом мельком, и с ним в контакт по этому поводу не вступила.

После смерти С. Н. получила несколько телеграмм, кратких: “Fratеrnellement aves vous. Такой-то”. Какое-то “братство”, было очень ясно выражено в отношениях, хотя после Октября и разошлись во мнениях. Но личный контакт из-за этого прошлого всегда поддерживался. Писать об этом не могу и не буду. Без имен это мало интересно. А вскрывать имена — не могу. Мистики не было, но клятва была. А она действительна и сейчас по причинам Вам понятным.

Много разговоров о “заговоре” Гучкова. Этот заговор был. Но он резко осуждался членами масонства. Гучков вообще подвергался угрозе исключения. А после дела Конради, в котором он вел себя совершенно непонятно и вызвал скверные подозрения, с ним вообще старались в интимные отношения не вступать < ... >

2.

Из письма Е. Д. Кусковой к Л. О. Дан от 12 февраля 1957г.

...Вы забываете, что 9/10 русских людей были не только беспартийны, но они ненавидели партии и партийность... Эту голую в смысле политическом среду надо было прежде всего вычистить. Этой работой мы и занимались. Она была очень трудна... Заметили, вероятно, наши широкие отношения с “князьями и графьями”? Это—земская среда. Ее надо было привлечь на сторону революции. Это было сделано. Причем, поистине дружеские отношения остались между нами и этой средой потом, после революции.

Надо было завоевать военщину. Лозунг—демократическая Россия и не стрелять в манифестирующий народ. Объяснять приходилось много и долго, — среда косная. Успех там был довольно большой.

Надо было “взять в наши руки” “Императорское Вольно-Экономическое общество”, “Техническое общество”, Горный институт и др. Это было проделано блестяще: всюду были там “наши люди”... Пропаганде было где развернуться. Особенно большую роль сыграл Горный институт (Лутугин, Бауман и другие профессора). Без всех этих подсобных учреждений мы не смогли бы так широко провести “Освобождение”, банкеты, заявления земцев и т. д.

Учительская среда. Весьма косная. Проведение съездов, местных и всероссийских.

Кооперация... Все это было сплошь беспартийно, и в некоторых угла x— темно и антиобщественно. Работы было столько, что мы никогда не могли отдохнуть... Политически революционализировалась абсолютно беспартийная среда...

Что касается “поцелуя” и проч., то при одном из обысков у С. П. Мельгунова нашли целый ящик фартуков, крестов и т. д.—от деда его, масона. Все это из новой организации было выкинуто. Осталось одно: моральная связь и требование действий без партийных склок и всех этих болезненных явлений русской партийности. Так это и было. Ссор совершенно не помню, а взаимоподдержку - всякую! помню очень хорошо.

3.

Диспозиция № 1 .

1) Признать, что война ведется на два фронта: против упорного и искусного врага во вне и против не менее упорного и искусного врага внутри.

2) Отделить определенно и открыто людей, понимающих и признающих наличность внутренней войны, столь же важной, как и внешняя от людей, не понимающих или не желающих признать наличность двух войн.

3) Признать, что достигнуть полной победы над внешним врагом немыслимо без предварительной победы над врагом внутренним.

4) Признать, что полная победа внутри означает публичное и окончательное связующее преклонение всех без исключения лиц в империи перед утверждением: “Русский народ есть единственный державный хозяин земли русской”, в соответственными из сего практическими выводами, а именно: право хозяина иметь свое мнение, открыто высказывать и требовать беспрекословного подчинения его организационной воле.

5) Для успешности борьбы по внутреннему фронту отстаивать идеи всяких блоков и объединений с элементами зыбкими и сомнительными, немедленно назначить штаб верховного командования из десяти лиц, предоставив сие основной ячейке: князь Львов, А.И. Гучков и А.Ф. Керенский и, отказавшись при выборе кандидата от назначения по признаку личного уважения и прошлых заслуг, а назначить исключительно по признакам: а) ясности мышления, б) честности слова и в) твердости воли.

6) Признать, что организация борьбы за народные права должна вестись по установленным правилам военной централизации и дисциплины, совместно с широкой инициативой отдельных частных начальников. Лозунг объединения и борьбы: возвращение в руки хозяина — Русского народа в лице его организованного представительства — прав, узурпированных за время его несовершеннолетнего приказчика.

7) Верховное командование организованным народом в борьбе за свои права принять на себя А. И. Гучкову, как объединяющему в себе доверие армии и Москвы, отныне не только сердца, но и волевого центра России.

8) Методы борьбы за права народа должны быть мирными, но твердыми и искусными. Памятуя, что лиц с именами, на которые с упованием взирают армия и народ, никто тронуть не посмеет, эти лица должны дерзать произносить своевременно слова и действия, другим недоступные. Коронованные народным доверием и надеждой, они должны принять на себя не только лавры венков, но и их тернии.

9) Мирная борьба разумеет, прежде всего, открытое и всенародное отделение козлищ от овец. Кто за народ, должен быть отделен и соорганизован, дабы тверды и дисциплинированы были его кадры. Кто против народа, тот должен быть занесен в особый список с занесением его поступков к ответственности за задержку дела обновления России.

10) Сия работа, не касающаяся обыкновенных граждан, а исключительно лиц, участвовавших в государственной машине и общественной деятельности, дает возможность определить силы обоих лагерей, и в зависимости от этого укажет и способы мирной борьбы.

11) Мирная борьба должна оперировать не методами забастовок, вредных для войны внешней и для интересов населения и государства, а методом отказа войск, борцов за народное дело от какого бы то ни было общения с лицом, удаление которого от государственных и общественных функций декретировано Верховным Командованием. В связи с этим все отрицательные поступки лиц у власти должны быть открыто и всенародно “записаны на книжечку”, с предупреждением, что по окончании войны будет отдан приказ “К расчету стройся!”, и никакие торжества по случаю мира и естественные утомления не смогут сломать решимости расчет этот произвести по заслугам перед народом и армией. Должно быть твердо установлено, что врагам народа в эту поворотную минуту амнистии не будет в течение 10 лет после заключения мира.

12) Признать, что внешним фактором успеха или проигрыша внутренней войны представляется пресса и ее повышающее — правдиво патриотическое — или понижающее — лживо пошлое — воздействие на массы. Посему:

а) перестать сентиментальничать с прессой, руководители которой цинично набивают себе карманы, покупая свои доходы прислуживанием к врагам народа;

б) подчинить прессу Верховному Командованию и требовать ее согласованных действий, несогласных же заставить молчать путем снятия с работы рабочего персонала и объявления бойкота неподчинившихся органов печати.

Пока не представляется желательным развивать далее сии основные решения. Сочувствующие приглашаются заявлять о том вышеуказанным лицам. Из числа этих заявлений будет видно, созрели ли обыватели до сознания неотложной необходимости по-военному организованной, не боящейся света армии для открытой мирной, но неослабной борьбы за победу и права народа. В зависимости от развития событий на внутреннем фронте диспозиция подлежит переменам и дополнениям, о которых будет сообщено.

Комитет Народного спасения

Дана в Москве


Революция 1917 года в России началась в начале года - в феврале - народными волнениями в столице (Петрограде) и через несколько дней привела к крушению монархии. А в конце года - в октябре - власть в Петрограде захватили большевики. Эти два этапа революции во многих отношениях очень различны.

Вновь организованное масонство начинает свою деятельность с 1912 года. Некоторые авторы (в том числе и некоторые масоны) склонны преувеличивать его размеры. В одном масонском свидетельстве говорится, что «сетью лож была покрыта вся Россия». Но более правдоподобны другие свидетельства, согласно которым в России было 40-50 лож. В столице к масонству принадлежало 95 человек, во всей России – 350-400. Предпочитали, чтобы в ложу не входило более семи человек (тогда их встречи труднее было установить полиции), но в случае необходимости создавались и большие ложи.

При такой малочисленности масонство было элитарным. В него в основном входили влиятельные лица - или такие, которые смогут стать влиятельными (что вполне оправдалось после революции). Особенно много масонов было в парламенте (Думе) – «Думская ложа», или «ложа Розы». Существовала «военная ложа» из числа влиятельных военных, «литературная ложа» - из влиятельных писателей и журналистов, большое число масонов было в адвокатуре, общественных организациях, философских и религиозных кружках, стремившихся к «независимому» или «современному» пониманию христианства, в профессуре.

Организация масонства была окончательно утверждена на конвенте 1912 года. Впервые было заявлено, что теперь русское масонство не является ответвлением французского. Был создан «Великий Восток народов России». (Название было принято после долгих дебатов: первоначально предлагавшееся «Великий Совет России» не удовлетворяло тем, что «Россия» занимала в нем слишком видное место.) Реальным главой всего масонства был секретарь Верховного совета (состав его был известен лишь трем счетчикам) - он сносился с отдельными ложами.

Цели масонства формулировались так: «зашита прав человека и гражданина», «борьба за политическое освобождение России», «принципы французской революции 1789 года в их наиболее первобытном - неискаженном – виде», «объединение всех прогрессивных элементов», «создание братской общности и моральное усовершенствование».

Масонство - это тайная организация для изменения существовавшего тогда строя в либерально-демократическом духе. Причем ее характер давал возможность объединить представителей разных слоев общества (аристократов, политических деятелей, журналистов, миллионеров, даже террористов) и членов разных левых партий, которые иначе не могли бы вступить в контакт.

Вся деятельность лож была тщательно засекречена. Не велось протоколов заседаний, вообще не осталось почти никаких документов, отражающих их существование. В результате несколько десятилетий не появлялось никаких сообщений о деятельности масонства. Эта секретность имела важный смысл. Некоторая группа (фракция в парламенте, философское общество и т. д.) могла иметь в своей среде сплоченную маснскую группу и не догадываться об этом. В результате иногда принимались решения, казавшиеся непосвященным членам группы непонятными и только много лет спустя разъяснявшиеся как результат влияния масонского ядра.

Ядром масонства был Верховный совет. Он являлся идеологическим центром движения. Нет, однако, никаких убедительных оснований считать его «штабом» всего существовавшего тогда леволиберального направления, враждебного тогдашнему строю. Но существование такого центра, сплоченного и располагающего большими возможностями для влияния на общественное мнение, нельзя недооценивать.

Лишь учитывая этот фактор, можно объяснить то загадочное явление, что «общественное мнение» тогда оказывалось подчиненным четким концепциям, лозунгам, «мифам» - и это без радио и телевидения. Например, господствовало убеждение, что тогда (во время начавшейся уже войны) правительство и двор ведут тайные переговоры с врагом, готовят сепаратный мир. Особую роль играло здесь немецкое происхождение царицы. После революции была создана особая комиссия для расследования действий дореволюционной власти - и никаких следов таких тенденций не нашли (а начисто выдумывать еще не научились). Второй миф - о всевластии Распутина, приближенного к царице крестьянина, претендовавшего на особые духовные данные, и особенно о его эротических связях с царицей. Первое утверждение оказалось чудовищно преувеличенным, второе - не имеющим вообще никаких оснований. В этом вопросе удалось даже конкретно проследить масонское влияние. Противники Распутина (в частности, тогдашний премьер Столыпин) пытались настроить царя против него, уверяя, что он принадлежит к одной распространенной секте (хлыстов). Тогда через масонские связи удалось привлечь одного большевика, знавшего сектантов, так как он вел среди них революционную работу. Он убедительно доказал, что Распутин к этой секте не принадлежит, эту статью напечатали в распространенной газете и довели до сведения царя.

Наконец, третий миф заключался в том, что недостаток земли, на который жаловались крестьяне, может быть компенсирован разделом крупных поместий. На деле помещикам принадлежало немного более 10% пригодной к обработке земли, и когда крестьяне после революции поделили всю землю, то через десять лет размер пашни на одно хозяйство стал меньше, чем до революции. А требование «отчуждения помещичьих земель» стояло в программах всех левых партий.

В масонском Верховном совете существовало два взгляда на пути изменения существовавшего тогда строя. Одна группа исходила из метода политической агитации и эволюционного изменения. Так были ориентированы и постановления Верховного совета. Но была влиятельная группа, пропагандировавшая насильственный путь смены власти. Ее влияние росло с неудачами России в войне. (Сейчас видно, что неудачи эти были очень преувеличены антиправительственной агитацией: немцам удалось захватить только некоторые западные провинции России. Например, положение Франции было гораздо более угрожающим, во французской армии происходили крупные бунты.) Но оба течения сходились на том, что категорически были против революции типа народного восстания. Они называли ее «неуправляемым хаосом» и считали, что именно их действия могут ее предупредить.

Поэтому и сторонники насильственной смены власти планировали «революцию сверху», то есть заговор, который должен был обеспечить смену монарха и либеральную конституцию английского типа. В последний год перед революцией (1916-й) сложилось даже два таких заговорщицких центра. Один складывался вокруг руководителя Союза организаций местного самоуправления князя Г. Е. Львова - этот союз играл во время войны значительную экономическую роль и имел вполне определенную леволиберальную политическую ориентацию. Предполагался арест царя, замена его другим членом царской семьи, провозглашение либеральной конституции и формирование правительства с главой заговора в качестве премьер-министра. Другой заговор был более детально продуман. Его составляли видные военные и лица, близкие к военной среде. Возглавлял его будущий военный министр Временного правительства А. И. Гучков. Предполагалось, что царский поезд будет остановлен на пути из столицы в Ставку (куда царь часто ездил как Верховный главнокомандующий), его заставят отречься в пользу сына с приемлемым для заговорщиков регентом и опять с изменением конституции. Оба заговора зрели медленно, участников выбирали осторожно. В обоих случаях сам переворот планировался на конец 1917 года. Что касается руководителей обоих заговоров, то по поводу их принадлежности к масонству есть свидетельства и мнения противоположного характера - и «за», и «против». Но окружение их, судя по имеющимся теперь сведениям, было полностью масонским. Так что в литературе их часто оправданно называют «масонскими заговорами».

Оба заговора формировались очень медленно, и за развитием событий не поспели. Революция произошла в начале 1917 года (в конце февраля). Переворот был совершен массовым выступлением рабочих петроградских заводов и воинских частей, расположенных в Петрограде. Это был отнюдь не «бунт бедноты». Речь шла о рабочих крупных военных заводов. Они были освобождены от мобилизации и получали оплату значительно выше средней. Присоединившиеся к ним войска не были воевавшими частями. Их только готовили к отправке на фронт, и многие из них этого не хотели. Как стало возможным это массовое выступление, которое смело власть, фактически неизвестно. Лучший историк этого периода Г. Катков пишет: «Когда мы говорим, что Февральская революция произошла стихийно, мы фактически говорим, что не знаем, как она произошла». Перед этим массовым выступлением власть капитулировала без борьбы. Царь отрекся в пользу брата, который сразу же тоже отрекся. Министры были арестованы какими-то энергичными людьми из толпы. На улицах стали убивать полицейских, избивать офицеров.

Здесь совершился перелом в истории России, во многом предопределивший ее дальнейшее течение. И по поводу этого события имеется множество свидетельств, указывающих на масонское влияние, а в некоторых случаях - на решающую роль масонства.

Само центральное событие - выступление в Петербурге больших масс рабочих и солдат - было совершенно противоположно масонской идеологии. Но то, что это массовое выступление не встретило практически никакого сопротивления, что власть мгновенно рассыпалась, является результатом подготовительной работы, в которой роль масонства была очень велика. Многие руководящие военные и политики были вовлечены в упомянутые выше «масонские заговоры» или знали о них и сочувствовали им. Поэтому вести о произошедшем в Петербурге воспринимались как осуществление неизвестной дотоле детали заговора и не вызывали никакой попытки сопротивления. Даже отречение царя произошло в точности по сценарию одного из заговоров, и принял его как раз руководитель этого заговора.

После распада власти образовались одновременно два органа, претендовавшие на власть в России, в какой-то мере взаимодействовавшие; эта эпоха и называется иногда двоевластием. Одним центром было правительство, сформированное влиятельными членами парламента (Думы). Оно называлось Временным правительством. Другим - Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и его Исполнительный комитет, претендовавший на то, чтобы представлять «народ». В обоих случаях масонское влияние сейчас может быть отчетливо выявлено.

В период между Февральской и Октябрьской революциями состав Временного правительства несколько раз менялся. Но всегда в нем сохранялось большое и влиятельное масонское ядро. Например, первый состав Временного правительства - 11 человек - содержал 5 очень влиятельных и активных масонов. Но весьма вероятно, что масонами были и некоторые другие члены. Большинство исследователей считают, в частности, что видным масоном был премьер-министр князь Львов. Он возглавлял правительство до июля 1917 года. Премьер-министр Временного правительства следующих составов А. Ф. Керенский был не только масоном, но одно время – секретарем масонского Верховного совета, то есть главой русского масонства. Формирование Временного правительства происходило под явным масонским влиянием. Впоследствии некоторые политики рассказывали, как они были поражены тем, что видные посты занимали до того совершенно неизвестные люди - например, министр финансов Терещенко. Теперь известно, что он был влиятельным масоном и входил в «масонский центр» в ряде составов Временного правительства.

Из воспоминаний известно, например, что в 1916 году дома у одного политического деятеля (масона) собрались те, что потом назывались «представители разных партий», и составили список будущего правительства России. В этот список вошли почти все имена, составившие год спустя Временное правительство. Трудно представить себе, как могли собраться вместе члены столь разных партий иначе, как на масонской основе. С другой стороны, в советском журнале «Красный архив» был опубликован загадочный документ, датированный 1915 годом. Он называется «Диспозиция № 1» и подписан:

«Комитет народного спасения». В нем излагается довольно точно программа леволиберальной оппозиции (соответствовавшая идеологии масонского Верховного совета). Но, что наиболее интересно, сообщается, что для выполнения программы будет создан «штаб». Создание его поручается «основной ячейке» из трех лиц. Вот объединение этих трех лиц вместе казалось бы просто нелепым в 1915 году, но в 1917-м они оказались министрами и даже ядром Временного правительства (включая премьера). Некоторые исследователи приписывают этому документу масонское происхождение.

Второй центр власти - Совет рабочих депутатов - создавался в основном самоназначением и кооптацией. Первый шаг был сделан, как только стало известно о волнениях и крушении власти. На квартире социал-демократа по фамилии Гиммер собралось несколько политиков разных партий социалистического направления. Они-то и создали первый состав Исполнительного комитета Петроградского Совета. Но как они собрались? В своих воспоминаниях Гиммер (Суханов) рассказывает, будто некоторые зашли узнать новости, другим позвонили по телефону. Но современные издатели этих воспоминаний утверждают, что собрание было созвано по масонской инициативе. Первый председатель Петроградского Совета был масон. Среди его заместителей - еще два масона. Другой видный масон, поддерживавший связь масонского Верховного совета с Петроградским Советом рабочих депутатов, вспоминает, что разговаривать с его председателем было весьма просто. В случае необходимости он говорил ему: «Чего ты кочевряжишься, ведь все наши так решили, надо исправить ваше решение и сделать по-нашему». Правительство в согласии с Петроградским Советом создавало новую администрацию, которой могло доверять: комиссаров в армии или в других областях. Эти назначения в значительной мере происходили по линии «братских связей».

Ни Временное правительство, ни Петроградский Совет рабочих депутатов почти никакой реальной властью не обладали - все больше господствовала анархия. Но эти два центра видимой власти больше всего опасались «реакции» и главную опасность видели в армии. Поэтому первые месяцы после Февральской революции значительные усилия были направлены на ослабление армии, создание и там того же уровня анархии, который господствовал в столице. Первым (и имевшим громадные последствия) действием был так называемый «Приказ № I». В нем предписывалось каждой воинской части подчиняться выбранному ею комитету. Оружие предписывалось отдать под контроль этих комитетов и не выдавать его офицерам «даже по их требованию». «Приказ» означал конец всякой дисциплины. Он был санкционирован Временным правительством и Петроградским Советом, где руководящую роль играли масоны. Но и непосредственно текст его был написан видным масоном Соколовым. Разрушение армии происходило все время: например, верховному командованию было предписано произвести чистку генералитета и уволить несколько сот генералов «консервативных взглядов». В результате ряда подобных действий армия стала небоеспособной. К тому же ухудшилось продовольственное положение, из-за забастовок падало производство.

Во второй половине 1917 года стало очевидным, что страна воевать не способна. Выход ее из войны был очень нежелателен западным союзникам России. В Россию была направлена французская делегация во главе с Альбером Тома, министром вооружений и масоном. В нее входил и Марсель Кашен, также масон, в будущем один из основателей французской компартии. Поскольку глава Временного правительства также был масоном, на него могло быть оказано влияние по «братской» линии. Многие исследователи видят в этом одну из причин того, что Россия не прекратила «на разумных условиях» безнадежную войну. В эмиграции, однако, русские масоны горячо доказывали, что русское масонство не было подчинено французскому.

В результате правительство утратило практически контроль над страной, и в октябре 1917 года большевики захватили власть с ничтожными силами, не встретив никакого сопротивления.

Таким образом, эпоху между Февральской и Октябрьской революцией можно считать периодом наибольшего влияния масонства в России. За это время произошло полное уничтожение государственной власти. С самых первых дней толпа убивала полицейских, жгла полицейские участки, горели дела преступников. Потом рядом целенаправленных мер разрушалась армия. Приходил в упадок транспорт. Либеральная агитация, которая велась и до того, точно так же разрушала духовные связи, соединявшие народ, - монархические и религиозные чувства. Все эти действия можно сравнить с введением в организм яда, который его парализует. Народ и оказался парализованным, люди перестали чувствовать себя единым народом. В гаком парализованном состоянии власть могло захватить любое решительное меньшинство. Больше шансов было у тех, кто был готов идти на более радикальные меры.

Строй, установленный большевиками, они назвали «диктатурой пролетариата».


Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: