Основы психодиагностики: Учебно-методический комплекс. Практикум по психодиагностике

35. Романова Е.С. Психодиагностика: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005.

36. Руководство по использованию восьмицветового теста М. Люшера. Сост. О.Ф. Дубровская. – М., 2005.

37. Собчик Л.Н. Модификационный (модифицированный) восьмицветовой тест М. Люшера. Практическое руководство. – СПб., 2001.

38. Собчик Л.Н. Рисованный апперцептивный тест (РАТ). – СПб., 2002.

39. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов на Дону: Феникс, 2002.

40. Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2003.

41. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – 2е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 1998.

42. Шмелёв А.Г. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. – М., 1990.

43. Шмелёв А.Г. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов. – М.; Ростов-на-Дону, 1996.

44. Шмелёв А.Г. Психодиагностика личностных черт. – СПб.: Речь, 2002.

45. Энциклопедия психодиагностики. В 4-х томах. Том 1. Психодиагностика детей. Том 2. Психодиагностика взрослых. Том 3. Психодиагностика семьи. Том 4. Психодиагностика персонала. Редактор-составитель Райгородский Д.Я. – Самара: Издательский Дом "Бахрах-М", 2009.

Дополнительная литература по дисциплинам:

1. Айзенк Х., Эванс Д. Проверьте способности вашего ребёнка / Пер. с англ. Л.К. Клюкина. – М.: ООО "Фирма "Издательство АСТ"", 1998.

2. Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. – М.: Директ-Медиа, 2008.

3. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудность в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – М.: Издательство "Ось-89", 1999.

4. Батаршев А.В. Психодиагностика пограничных расстройств личности и поведения. – М.: Институт психотерапии, 2004.

5. Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. – М, 1986.

6. Венгер А.Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков. – М.; Рига: ПЦ Эксперимент, 2000.

7. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: учебник для вузов. 2-е изд. – СПб., 2006.

8. Донцов Д.А., Денисов А.А., Сенкевич Л.В. Социальная психология. Учебное методическое пособие. ФГБОУ ВПО ГКА имени Маймонида. – М.: Изд-во Человек, 2010.

9. Донцов Д.А., Сенкевич Л.В., Турчан О.В Общая психология. Учеб. – метод. пособие по дисциплине "Общая психология". Специальность 030301.65 "Психология". ФГБОУ ВПО ГКА имени Маймонида. – М.: Изд-во Человек, 2012.

10. Ежова Н.Н. Справочник практического психолога / Н.Н. Ежова. – Ростов на Дону: Феникс, 2009.

11. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб.: Питер, 2007.

12. Иванов Н.Я., Личко А.Е. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков. Методическое пособие. – М., 1994.

13. Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Изд. 7-е. – Ростов на Дону: Феникс, 2011.

14. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Изд. 7-е. – Ростов на Дону: Феникс, 2012.

15. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М., 1997.

16. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М.: Академия, 2007.

17. Кризисная психология. Справочник практического психолога. Составитель С.Л. Соловьёва. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2008.

18. Крылов А.А., Юрьев А.И. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие / Под ред. А.А. Крылова. СПб., 1997.

19. Методы психологической диагностики. Вып. 1. Под ред. В.Н. Дружинина и Т.В. Галкиной. – М.: ИП РАН, 1993.

20. Методы психологической диагностики. Вып. 2. Под ред. А.Н. Воронина. – М.: ИП РАН, 1994.

21. Настольная книга практического психолога / Сост. С.Т. Посохова, С.Л. Соловьёва. – М.: АСТ: ХРАНИТЕЛЬ; СПб.: Сова, 2008.

22. Пирьов Г.Д. Экспериментальная психология. – София, 1968.

23. Педагогическая психология: Методики и тесты / Авторы-сост.: М.В. Демиденко, А.И. Клюева. – Самара: Бахрах-М, 2004.

24. Психологическая коррекция умственного развития учащихся / Под ред. К.М. Гуревича, И.В.Дубровиной. – М, 1990.

25. Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях / Ред. – сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов на Дону: Феникс, 2005.

26. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие. / В.Д. Далин, В.К. Гайда, B. К. Гербачевский и др.; Под общей ред. А.А. Крылова, C. А. Маничева. – СПб.: Питер, 2000.

27. Практикум по возрастной психологии. Учебное пособие. Под редакцией Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2006.

28. Рабочая книга практического психолога / Н.Н. Ежова. – Ростов на Дону: Феникс, 2008.

29. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., 1999.

30. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1996.

31. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. – Мытищи: Талант, 1996.

32. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и професссиограммы. – СПб.: Питер, 2008.

33. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. Приложение. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.

34. Сильвер Р. Рисуночные тесты. Как узнать самое важное о вашем ребёнке / Роули Сильвер. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2009.

35. Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. Вып. 1. – М., 1990.

36. Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. Диагностика межличностных отношений. Вып. 3. – М., 1990.

37. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. – М., 1994.

38. Тарабрина И.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. – СПб.: Питер, 2001.

39. Фанталова Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. – Самара: Издательский дом "БАХРАХ-М", 2001.

40. Херсонский Б.Г. Метод пиктограмм в психодиагностике. – М.: Медицина, 2003.

41. Широкова Г.А. Практикум для детского психолога / Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько. – Изд. 7-е. – Ростов на Дону: Феникс, 2010.

42. Шапарь В.Б. Рабочая книга практического психолога / В. Шапарь, А. Тимченко, В. Швыдченко. – М.: АСТ; Харьков: Торсинг, 2007.

43. Шмелёв А.Г. Общая психодиагностика. Учебное пособие. – М., 1988.

44. Шмелёва И.А. Этические принципы работы психолога // Введение в профессию. Психология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2007.

45. Экспериментальная психология. Практикум. Под общ. ред. Е.С. Романовой. – СПб.: Питер, 2007.

Методика «Hand-test» Э.Вагнера для глубинного исследования лично- сти, выявления склонности к открытому агрессивному поведению и стиля социальных взаимоотношений. Опросник стиля преодоления конфликтов К. Томаса (в адаптации Н.В. Гришиной) для диагностики предрасположенности к пяти основным стилям поведения в конфликтной ситуации. Использования опросника для формирования работоспособной команды. Литература Гришина Н.В. К вопросу о предрасположенности к конфликтному по- ведению // Психические состояния (Экспериментальная и прикладная пси- хология). Вып. 10. Л.: Изд-во ЛГУ, 1981. С.91. Ениколопов С.Н. Опросник Басса-Дарки // Практикум по психодиаг- ностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М.: Изд-во МГУ, 1990. С. 6-11. Курбатова Т.Н., Муляр О.И. Проективная методика исследования личности «Hand-test». Методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2001. Практическое занятие № 19. Психодиагностика самосознания и ценностно-смысловой сферы личности Методика исследования самоотношения (МИС) С.Р. Пантелеева и В.В. Столина. Методика «Размещения себя на шкале» Т. Дембо – С. Рубинштейн и ее модификации для исследования особенностей самооценки и самоотно- шения. Шкала самоуважения М. Розенберга. Тест двадцати утверждений на самоотношение (Кто Я?) М. Куна и Т. Мак-Партланда для исследования самоотношения. Тест смысложизненных ориентаций Д.А.Леонтьева как адаптация тес- та «Цель в жизни» Дж. Крамбо и Л. Махолика, составленного на основе теории стремления к смыслу жизни и логотерапии В. Франкла. Методика предельных смыслов (МПС) Д.А. Леонтьева – диалоговая методика для определения смыслов жизни человека. Методика «Ценностных ориентаций» М. Рокича для выявления ие- рархии терминальных и инструментальных ценностей в жизни человека. 181 Литература Кун М., Макпартленд Т. Эмпирические исследования установок лич- ности на себя // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1984. С. 180-187. Леонтьев Д.А. Методика предельных смыслов (МПС): Методическое руководство. М.: Смысл, 1999. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М.: Смысл, 1992. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. М.: Смысл, 2000. Пантелеев С.Р. Методика исследования самоотношения. М.: Смысл, 1993. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. СПб.: Речь, 2002. Практическое занятие № 20. Измерение ответственности и регуляторной активности Опросник уровня субъективного контроля (УСК) Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной, А.М. Эткинда для диагностики базовых установок лич- ности приписывать причины своих успехов или неудач себе или внешним обстоятельствам. Оценка установок в области производственных, межлич- ностных, семейных отношений, здоровья и болезни. Опросник Волевого Самоконтроля (ВСК) А.Г. Зверкова и Е.В. Эйдма- на для оценки индивидуального уровня развития волевой регуляции, само- обладания в стрессовых ситуациях и настойчивости в достижении цели. Диагностика склонности к риску. Опросник склонности к риску А.Г. Шмелева для прогнозирования поведения личности в ситуации неоп- ределенности, побуждающей выбирать осторожные или рискованные стратегии. «Порог активности» Т.Л. Романовой для оценки стремления к актив- ности, решительности в действиях или пассивности. Литература Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Метод исследования уров- ня субъективного контроля // Психол. журнал. 1984. Т. 5. № 3. С. 152-162. Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Опросник уровня субъек- тивного контроля. М.: Смысл, 1993. – 16 с. (Также: Практикум по психо- 182 диагностике. Психодиагностические материалы. М.: Изд-во МГУ, 1988. С. 131-134.) Зверков А.Г., Эйдман Е.В. Диагностика волевого самоконтроля (оп- росник ВСК) // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика моти- вации и саморегуляции. М.: Изд-во МГУ, 1990. С. 116-124. Ксенофонтова Е.Г. Исследование локализации контроля личности – новая версия методики «Уровень субъективного контроля» // Психол. журнал. 1999. Т. 20. № 3. С. 103-114. Почебут Л.Г. Психологическая готовность к риску // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. С.Г. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб.: Речь, 2001. С. 209-216. Романова Т.Л. Методика «Порог активности» (ПА) // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М.: Изд-во МГУ, 1990. С. 139-143. Практическое занятие № 21. Методика «Выбор цвета» М. Люшера Методика «Выбор цвета» М. Люшера для оценки психоэмоциональ- ного состояния и уровня нервно-психической устойчивости; для выявле- ния актуальных внутри- и межличностных конфликтов, их источников, подавляемых и/или неудовлетворенных потребностей, особенностей вос- приятия и понимания жизненной ситуации. Литература Дубовская О.Ф. Восьмицветный тест Люшера. М.: Когито-центр, 2003. Собчик Л.Н. МЦВ – метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. СПб.: Речь, 2002. Тимофеев В., Филимоненко Ю. Цветовой тест М.Люшера (стандарти- зированный вариант). Методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2001. Интерпретационные таблицы. Тест М.Люшера. Методическое приложе- ние. СПб.: ИМАТОН, 2001. 183 Практическое занятие № 22. Диагностика тревожности и дезадаптации Шкала «Проявления тревожности» (MAS) Ж. Тейлор в адаптации Т.А. Немчина. Шкала реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера с со- трудниками в адаптации Ю.Л. Ханина. Методика «Уровень невротизации и психопатизации» (УНП). Опросник Джекинса для выявления типа поведенческой активности (поведенческого фактора риска ишемической болезни сердца). Литература Березовская Р.А. Профессиональное здоровье менеджера // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. С.Г. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб.: Речь, 2001. С. 267-275. (Опросник Джекинса) Дерманова И.Б. Методы диагностики эмоционально-нравственного развития личности развития // Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2002. С. 255-242. Березовская Р.А. Профессиональное здоровье менеджера // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. С.Г. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб.: Речь, 2001. С. 267-275. (Опросник Джекинса) Методика определения уровня невротизации и психопатизации. Ме- тодические рекомендации. М., 1985. Практическое занятие № 23. Диагностика функциональных состояний «Кольца Ландольта» для исследования работоспособности и ее со- ставляющих: продуктивность, скорость, точность (безошибочность), вы- носливость и надежность. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния «Самочувствие. Активность. Настроение» (САН). 184 Литература Доскин В.А., Лаврентьев Н.А., Мирошников М.П., Шарай В.Б. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния // Вопр. психологии. 1973. № 6. С. 141-146. Практикум по психологии состояний / Под ред. А.О. Прохорова. СПб: Речь, 2004. Сысоев В.Н. Тест Э.Ландольта. Диагностика работоспособности. Ме- тодическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2000. Практическое занятие № 24. Диагностика мотивации «Психосемантическая диагностика скрытой мотивации» И.Л. Со- ломина для получения информации о содержании и степени выраженности потребностей, мотивов и отношений человека. «Опросник для измерения аффилятивной тенденции и чувствительно- сти к отвержению» А. Мехрабиана для измерения двух мотивов: стремле- ние к принятию и страх быть отвергнутым. Шкала Д.П. Марлоу – Д.А. Крауна для оценки мотивации одобрения. Литература Магомед-Эминов М.Ш. Тест-опросник для измерения мотивации аф- филяции // Практикум по психодиагностике. Психодиагностические мате- риалы. М.: Изд-во МГУ, 1988. С. 94-98. Почебут Л.Г. Изучение аффиляции // Практикум по психологии ме- неджмента и профессиональной деятельности / Под ред. С.Г. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб.: Речь, 2001. С. 184-189. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике: Практ. руководство. М.: Апрель-пресс, 2004. Соломин И.Л. Психосемантическая диагностика скрытой мотивации. СПб.: ИМАТОН, 2001. Ханин Ю.Л. Шкала Марлоу-Крауна для исследования мотивации одобрения. Методическое письмо. Л.: НИИ физической культуры, 1976. 185 Практическое занятие № 25. Психологическая оценка работника в организации Ассессмент-центр как метод комплексной оценки персонала. Восемь диагностических шкал измерения карьерных ориентаций В.А. Чикер. Шкала измерения стиля руководства Ф.Е. Фидлера: самооценка, само- критичность, социальные установки, эффективность общения и управления. Опросник Блейка-Мутона для оценки стиля деятельности менеджера. Литература Маничев С.А. Технология оценки менеджерского персонала // Прак- тикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. С.Г. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб.: Речь, 2001. С. 219-245. (Ассессмент-центр) Чикер В.А. Профессиональная карьера // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. С.Г. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб.: Речь, 2001. С. 330-342. (Восемь диагностических шкал измерения карьерных ориентаций) Снетков В.М. Стиль и ролевая направленность деятельности менед- жера // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной дея- тельности / Под ред. С.Г. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб.: Речь, 2001. С. 372-379. (Опросник Блейка-Мутона для оценки стиля деятельности менеджера) Практическое занятие № 26. Социально-психологическая диагностика личности и группы Методика «Ценностно-ориентационное единство группы» (ЦОЕ) В.С. Ивашкина и В.В.Онуфриева, ее варианты. Методика «Q-сортировка» (Q-sort) В.Стефансона для оценки шести основных тенденций поведения человека в группе: зависимость – незави- симость, общительность – необщительность, принятие конкуренции – из- бегание конкуренции; степени расхождения между идеальным и реальным «Я» человека. Социометрия Дж. Морено и ее разновидности. Референтометрия. 186 Литература Паниотто В.И. Социометрический опрос // Методы сбора информации в социологических исследованиях. Книга 1. Социологический опрос // Отв. ред. В.Г. Андреенков, О.М. Маслова. М.: Наука, 1990. С. 207-222. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2002. Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики: В 3 ч. М.: ВЛАДОС, 2003. Ч.2. Фетискин Н.П., Козлов B.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологи- ческая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002. Практическое занятие № 27. Диагностика межличностных отношений и особенностей общения Тест Дж. Гилфорда и М. Салливена для измерения уровня развития социального интеллекта в целом и частные способности к познанию пове- дения людей (способность предвидеть последствия поведения, способ- ность адекватно отражать вербальную и невербальную экспрессию, спо- собность понимать внутренние мотивы поведения других людей и логику развития сложных ситуаций межличностного взаимодействия). Цветовой тест отношений (ЦТО) А.М. Эткинда для исследования эмоционального отношения личности к значимым лицам и ситуациям на невербальном уровне субъективного отражения. Литература Михайлова (Алешина) Е.С. Тест Дж. Гилфорда и М. Салливена. Диаг- ностика социального интеллекта. Методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2001. Эткинд А.М. Цветовой тест отношений // Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: Изд-во МГУ, 1987. С. 221-227. (Также: Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материа- лы. М.: Изд-во МГУ, 1988. С. 119-122.) Эткинд А.М., Бажин Е.Ф. Цветовой тест отношений. СПб.: ИМАТОН, 2000. 187 Практическое занятие № 28. Диагностика родительско-детских отношений «Родители глазами подростка» (ADOR). Измерение родительских установок и реакции (PARI) для выявления характера родительской опеки, демократичности в отношениях с ребен- ком, авторитарности контроля и особенности супружеских отношений. Тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга и В.В. Столина. Литература. Архиреева Т.В. Измерение родительских установок и реакции (опрос- ник PARI) // Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Голо- вей, Е.Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2002. С. 652-660. Варга А.Я., Столин В.В. Тест-опросник родительского отношения // Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы. М.: Изд-во МГУ, 1988. С. 107-113. Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической прак- тике. СПб.: Речь, 2004. Практическое занятие № 29. Диагностика готовности к школе Методика определения готовности к школе Л.А. Ясюковой для оценки скорости переработки информации, произвольного внимания, кратковре- менной слуховой и зрительной памяти, типа репрезентативной системы, речевого развития, визуального, понятийного и абстрактного мышления, энергетики и адаптационных возможностей, личностного потенциала обу- чения (самооценка, эмоциональные установки по отношению к школе, об- становка в семье и др.). Литература Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. СПб.: Питер, 2004. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Методическое руко- водство. СПб.: ИМАТОН, 1999. 188 Практическое занятие № 30. Диагностика познавательных процессов и уровня развития в младшем школьном возрасте Диагностические пробы Т.Ю. Андрущенко для выявления различных сторон социальной ситуации развития детей школьного возраста, особен- ностей вовлечения младших школьников в учебную деятельность, сфор- мированость личностных новообразований. Диагностика психологической готовности младших школьников к пе- реходу в среднюю школу с целью предотвращения трудностей в после- дующем обучении. «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясю- ковой для психологического сопровождения учащихся 3-6 классов и про- блема адаптации при переходе в пятый класс. Оценка развития всех ка- честв, необходимых для успешного обучения в средней школе (умения бы- стро читать и понимать прочитанное, самостоятельности мышления, по- нимания закономерностей и умения выделять категории, пространственно- го мышления, внимательности, произвольности запоминания, самоконтро- ля и других индивидуальных особенностей). Литература Андрущенко Т.Ю. Диагностические пробы в психологическом кон- сультировании. М.: Академия, 2004. Психологическое обследование детей дошкольного-младшего школь- ного возраста: Тесты и методические материалы / Ред.-сост. Г.В. Бур- менская. М.: УМК «Психология», 2003. Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 клас- сах. СПб.: ИМАТОН, 2001. Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 клас- сах. Методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2001. Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения старше- классников. Методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2005. 189 9. Тестовые задания проверки знаний по курсу «Психодиагностика» Выберите один ответ из предлагаемых вариантов в каждом вопросе и отметьте кружком в бланке ответов. 1. Психологический тест – это … а) инструмент; б) задача; в) условие; г) подход. 2. Назначение психологического теста: а) измерение различий между людьми или между реакциями одного и того же человека в разных условиях; б) выявление закономерностей человеческого поведения; в) сбор сведений о причинах существования данных особенностей че- ловека (анамнез); г) выявление специфических особенностей (слабостей) человека для целенаправленного коррекционного воздействия. 3. Основной целью теста является: а) предварительное ознакомление с личностью испытуемого; б) нахождение корреляции между определенными показателями; в) диагностика определенных психологических особенностей испы- туемого; г) формирование определенных качеств испытуемого. 4. В психодиагностическом обследовании реализуется принцип: а) специальное воздействие (стимул) → фиксируемая реакция (S→R); б) стимул → реакция → анализ-интерпретация (S→ R→ I) в) реакция → интерпретация → коррекция (R → I → K); г) реакция → интерпретация → стимул (R → I → S). 5. Основное преимущество метода психодиагностики: а) метод более простой в использовании, чем остальные; б) большая точность, чем у других методов; в) требует меньше затрат при проведении; г) сбор информации в более короткие сроки. 190

Методические указания к практическим занятиям

Структура практического занятия:

1. Проверка готовности к работе;

2. Выполнение практической работы (составление рубрикатора методики, ведение протокола);

3. Оформление отчета по практической работе.

Оформление отчета (протокол занятия) по выполнению практической работы проводится письменно (на бумаге размером А4) и включает:

1) Название практической работы и дату ее выполнения;

2) Цель работы;

3) Перечень использованных методик и условия проведения обследования;

4) Информация об обследуемом (фамилия, имя, отчество (или инициалы), возраст, пол, социальный статус);

Результаты наблюдения за поведением обследуемого во время беседы и психодиагностики (эмоциональное и соматическое состояние, уровень мотивации и заинтересованности в обследовании, в его результатах);

Описание результатов обследования:

Достижения обследуемого при выполнении тестовых заданий
(в контексте цели исследования!);

Показатели, по которым получены менее высокие результаты;

Показатели, по которым получены низкие значения и которые требуют коррекции.

6) Выводы:

Уровень сформированности изучаемых психических образований в соответствии с поставленной целью обследования.

Рекомендации могут быть адресованы либо самому обследуемому, либо заказчику обследования, либо психологу, который будет заниматься в дальнейшем психологическим сопровождением обследуемого, определяя для него способы и формы психологической помощи.

1) Название методики;

2) Сокращенное название методики;

4) Цель исследования;

5) Форма проведения (индивидуальная/групповая, наличие компьютерной версии теста);

6) Исследуемые (возраст);

7) Структура методики;

8) Время проведения;

9) Информация о стандартизации (издатель);

10) Год издания.

Отчет отдается преподавателю на проверку после занятия, либо перед началом следующего и хранится на кафедре до окончания всего курса, для чего каждым обучающимся заводится папка.

В зависимости от содержания занятия обучающиеся готовят стимульный материал к методикам, осваивают процедуру проведения психодиагностических методик, обрабатывают данные, составляют заключения по результатам исследования.



Практическое занятие № 1

Тема. Диагностика темперамента

Продолжительность – 4 часа

Цель занятия: знакомство с методами диагностики индивидуально-типологических особенностей личности; диагностика индивидуально-типологических особенностей студентов.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятия «темперамент»;

2. Дайте характеристику свойств нервной системы;

3. Назовите известные Вам методы диагностики индивидуально-типологических особенностей личности.

Задание № 1. Провести диагностику темперамента студента с помощью методики «Тест-опросник Я. Стреляу».

Оборудование:

Ход работы:

1) Знакомство с инструкцией к опроснику Я. Стреляу;

3) Обработка результатов:

Сравнение сырых баллов с диагностическими статистическими границами;

Интерпретация результатов.

Задание № 2. Провести диагностику структуры темперамента студента с помощью методики «Опросник структуры темперамента В.М. Русалова (ОСТ)».

Оборудование: текст опросника, бланк для ответов, ключи.

Ход работы:

1) Знакомство с инструкцией к опроснику структуры темперамента В.М. Русалова (ОСТ);

2) Самостоятельная работа с текстом опросника;

3) Обработка результатов:

Интерпретация результатов.

Задание № 3. Проведение диагностики формально-динамических свойств индивидуальности студента с помощью опросника В.М. Русалова (ОФДСИ).

Оборудование: текст опросника, бланк для ответов, ключи.

Ход работы:

1) Знакомство с инструкцией к опроснику формально-динамических свойств индивидуальности В.М. Русалова (ОФДСИ);



2) Самостоятельная работа с текстом опросника;

3) Обработка результатов:

Перекодирование ответов согласно ключу;

Подсчет количества сырых баллов с помощью ключа по каждой шкале и занесение их в лист ответов;

Интерпретация результатов.

Задание № 4. Провести диагностику темперамента студента с помощью теста-опросника Г. Айзенка EPI (форма А, адаптирован Г.И.Шмелевым).

Оборудование: текст опросника, бланк для ответов, ключи, графическое отображение полученных результатов.

Ход работы:

1) Знакомство с инструкцией к тесту-опроснику Г. Айзенка EPI (форма А, адаптирован Г. И. Шмелевым);

2) Самостоятельная работа с текстом опросника;

3) Обработка результатов:

Подсчет количества сырых баллов с помощью ключа по каждой шкале и занесение их в лист ответов;

Графическое отображение полученных результатов;

Интерпретация результатов.

1. Моисеева, О. Ю. Психодиагностика индивидуальных особенностей личности. Часть 1.Психодиагностика темперамента: Учеб. пособие / О. Ю. Моисеева. – Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2002. - 52 с.

2. Ракович, Н. К. Практикум по психодиагностике личности: Дидактические материалы / Отв. ред. Н.К. Ракович. – Мн.: БГПУ им. М.Танка, 2002. – 248 с.

3. Русалов, В. И. Опросник структуры темперамента / В. И. Русалов. – М., 1992.

4. Русалов, В. М. Опросник формально-динамичеких свойств индивидуальности человека (ОФДСИ) / В. М. Русалов. - М. : ИП РАН, 2004. – 136 с.

5. Стреляу, Я. Методика диагностики темперамента (формально-динамических характеристик поведения): Учебно-методическое пособие / Стреляу Я., Митина О., Завадский Б., Бабаева Ю., Менчук Т. - М. : Смысл, 2009. – 104 с.

6. Темперамент и характер: Психологическая диагностика. – М. : Изд-во ВЛАДОС ПРЕСС, 2001. – 336 с.

7. Шашок, В. Н. Общая психодиагностика: Диагностика характерологических и личностных особенностей: Практикум / Сост. В. Н. Шашок, Н. В. Смирнова. – Мн. : БГПУ им. М.Танка, 2003.-40с.

Практическое занятие № 2

Тема. Подходы к исследованию особенностей личности на основе выделения черт и типов

Продолжительность 4 часа

Цель занятия: знакомство с методами диагностики черт личности;диагностика черт личности студента.

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте основные подходы к понятию «свойства личности»;

2. Дайте представление об основных стратегиях составления личностных опросников;

3. Приведите примеры известных Вам методов диагностики черт и типов личности;

4. В чем основные недостатки личностных опросников?

5. Чем опросники личностных черт отличаются от типологических опросников?

Задание № 1. Провести диагностику черт личности студента с помощью методики 16 PF Кеттелла (форма С).

Оборудование: текст опросника 16 PF Кеттелла (форма С), лист ответов, ключи, таблицы перевода сырых баллов в стены, интерпретации полученных результатов, графическое отображение полученных результатов.

Ход работы:

1) Знакомство с инструкцией к опроснику 16 PF Кеттелла (форма С);

2) Самостоятельная работа с текстом опросника;

3) Обработка результатов:

Подсчет количества сырых баллов с помощью ключа и занесение их в лист ответов;

Определение достоверности полученных результатов по шкале Md;

Графическое изображение собственного профиля личности;

Интерпретация результатов; выявление первичных и вторичных факторов.

Задание № 2. Провести диагностику индивидуально-типологических свойств (ведущих тенденций) личности с помощью методики Л. Н. Собчик (ИТО).

Оборудование: текст опросника Л.Н. Собчик (ИТО), лист ответов, ключ для подсчета результатов, шкалы измерения индивидуально-типологических тенденций.

Ход работы:

1) Знакомство с инструкцией к методике Л.Н. Собчик (ИТО);

2) Самостоятельная работа с текстом опросника;

3) Обработка результатов:

Графическое изображение индивидуально-типологических тенденций личности;

Интерпретация результатов.

Задания по итогам практической работы:

3. Самостоятельно провести диагностику исследования личности с помощью стандартизированной методики исследования личности (СМИЛ) Л.Н. Собчик; составить рубрикатор и протокол к методике.

1. Бажин, Е. Ф. Опросник уровня субъективного контроля (УСК) / Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынина, А. М. Эткинд. – М., 1993.

2. Капустин, А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла / А. Н. Капустин. - СПб. : Речь, 2001. - 112 с.

3. Практикум по психодиагностике: Учебное пособие / Н. С. Глуханюк. – 3-е изд., испр. – Издательство МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «Модек», 2006. – 2008 с.

4. Рукавишников, А. А. Факторный личностный опросник Р. Кеттелла: Руководство по использованию / А. А. Рукавишников, М. В. Соколова. - СПб. : Издательство «Речь», 2005. – 624 с.

5. Собчик, Л. Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики / Л. Н. Собчик. – СПб. : Издательство «Речь», 2005. – 624 с.

6. Собчик, Л. Н. СМИЛ Стандартизированный многофакторный метод исследования личности [Текст] / А. Н. Собчак. – СПб. : Речь, 2007. – 224 с.

7. Шашок, В. Н. Общая психодиагностика: Диагностика характерологических и личностных особенностей: Практикум / Сост. В. Н. Шашок, Н. В. Смирнова. – Мн. : БГПУ им. М. Танка, 2003. – 40 с.

Практическое занятие № 3

Тема. Исследование особенностей личности путем диагностики рисунка

Продолжительность – 2 часа

Цель занятия: знакомство и практическая работа студентов с рисуночными проективными методиками.

Контрольные вопросы:

1. В чем главные достоинства и недостатки графических проективных методик?

2. Раскройте основные принципы интерпретации рисуночных проективных методик;

3. Назовите известные Вам рисуночные проективные методики.

Оборудование: белые листы бумаги размером А4, карандаш, ластик, схемы для обработки данных.

Ход работы:

1) Знакомство с графическими проективными методиками:

Тест «Свободный рисунок»;

Тест «Картина мира»;

Тест «Автопортрет»;

Тест «Дом-дерево-человек»;

Тест «Рисунок семьи»;

Тест «Несуществующее животное»;

Тест «Дерево» (К. Кох);

Тест «Человек под дождем»;

2) Выполнение двух (трех) графических проективных методик (на выбор);

3) Обработка и интерпретация результатов с помощью схем для обработки данных, используя рекомендуемые литературные источники (5).

Задания по итогам практической работы:

1. Составить протокол к проведенным на практическом занятии рисуночным методикам;

2. Самостоятельно провести диагностику личности с помощью 2 (3) графических проективных методик у членов Вашей семьи или знакомых;

3. Обработать и дать интерпретацию результатов проведенных самостоятельно рисуночных методик, используя схемы для обработки данных и рекомендуемые литературные источники; составить протокол к проведенным методикам.

1. Беллак, Л. Проективная психология / Л. Беллак. – Издательство Института Психотерапии, 2010.

2. Бук, Дж. Тест «Дом-Дерево-Человек» (ДДЧ) / Дж. Бук // Проективная психология. – М. : Апрель, ПРЕСС, ЭКСМО-Пресс, 2000. – С. 260-344.

3. Венгер, А. Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство / А. Л. Венгер. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.

4. Дукаревич, М. З. Рисунок несуществующего животного (РНЖ) / М. З. Дукаревич, П. В. Яньшин // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. – М. : Издательство МГУ, 1990. – С. 54-73.

5. Романова, Е. С. Графические методы в практической психологии: учебное пособие / Е. С. Романова. – М. : Аспект Пресс, 2011. – 400 с.

6. Семенова, З. Ф. Психологические рисуночные тесты. Методика «Дом-Дерево-Человек» / З. Ф. Семенова, С. В. Семенова. – М. : АСТ; СПб. : Сова, 2007. – 190 с.

Практическое занятие № 4

Тема. Проективные методы диагностики личности

Продолжительность – 8 часов

Цель занятия: знакомство и практическая работа студентов с проективными методами диагностики личности.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятия «проекция»;

2. Охарактеризуйте основные проблемы разработки проективных методик;

3. Раскройте проблему стимула в проективных методах;

4. Какая существует классификация проективных методов?

5. Какие проективные методики Вы знаете? Охарактеризуйте их.

Оборудование: стимульный материал к методике«Фрустрационный тест» С. Розенцвейга, стимульный материал к методике «Тематический апперцептивный тест» (ТАТ), стимульный материал к методике «Восьмицветовой тест М. Люшера», стимульный материал к методике «Тест Л. Сонди».

Ход работы:

1) Знакомство с проективными методами диагностики личности («Фрустрационный тест» С. Розенцвейга, «Тематический апперцептивный тест» (ТАТ), «Тест детской апперцепции» (САТ) Л.Беллака, «Восьмицветовой тест М. Люшера», «Методика чернильных пятен Г. Роршаха», «Тест Л. Сонди»);

2) Проведение диагностики личности с помощью проективной методики «Фрустрационный тест» С. Розенцвейга; обработка и интерпретация результатов;

3) Проведение диагностики с помощью проективной методики «Тематический апперцептивный тест» (ТАТ); обработка и интерпретация результатов;

4) Проведение диагностики с помощью проективной методики «Восьмицветовой тест М. Люшера»; обработка и интерпретация результатов;

5) Проведение диагностики с помощью проективной методики «Тест Л. Сонди»; обработка и интерпретация результатов.

Задания по итогам практической работы:

5. Самостоятельно ознакомиться с методикой «Тест детской апперцепции (САТ) Л. Беллака; составить рубрикатор к методике;

6. Самостоятельно ознакомиться с методикой «Фрустрационный тест С. Розенцвейга» (детский вариант); составить рубрикатор к методике.

1. Беллак, Л. Тест детской апперцепции (фигуры животных). Методическое руководство / Беллак Л., Беллак С.С. – СПб. : ИМАТОН, 2001.

2. Дубовская, О. Ф. Восьмицветовой тест Люшера / О. Ф. Дубовская. – М. : Когито-Центр, 2003.

3. Леонтьев, Д. А. Тематический апперцептивный тест / Д. А. Леонтьев. – М. : Смысл, 1998.

4. Собчик, Л. Н. МЦВ – метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера / Л.Н. Собчик. – СПб. : Речь, 2002.

5. Ясюкова, Л. А. Фрустрационный тест С. Розенцвейга. Методическое руководство / Л. А. Ясюкова. – СПб. : ИМАТОН, 2001.

Практическое занятие № 5

Тема. Диагностика сознания и самосознания

Продолжительность – 6 часов

Цель занятия: знакомство с методами диагностики сознания и самосознания; диагностика сознания и самосознания студента.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятиям «сознание», «самосознание», «самооценка»;

2. Охарактеризуйте уровневое строение самосознания;

3. Какие методики диагностики сознания и самосознания Вы знаете? Кратко охарактеризуйте их.

Задание № 1. Провести диагностику самоотношения как компонента самосознания у студентов с помощью теста-опросника В.В. Столина и С.Р. Пантелеева (МИС).

Оборудование: текст опросника В.В. Столина и С.Р. Пантелеева, лист ответов, ключи, таблица перевода сырых баллов в стандартные, графическое отображение результатов, интерпретация полученных данных.

Ход работы:

1) Знакомство с инструкцией к методике В.В. Столина и С.Р.Пантелеева (МИС);

2) Самостоятельная работа с текстом опросника;

3) Обработка результатов:

Подсчет количества баллов по каждой шкале с помощью ключа и занесение их в лист ответов;

Перевод сырых баллов в накопленные частоты;

Графическое изображение выраженности уровней самоотношения;

Интерпретация результатов.

Задание № 2. Провести диагностику особенностей самосознания личности с помощью методики «Техники репертуарных решеток Дж. Келли».

Оборудование: матрица репертуарной решетки

Ход работы:

1) Изучение особенностей процедуры, обработки и интерпретации результатов при использовании техники репертуарных решеток

2) Заполнение репертуарной решетки:

Формирование списка элементов;

Выявление конструктов;

Заполнение решетки;

Обработка и анализ полученной решетки.

Задание № 3. Провести диагностику особенностей самосознания личности с помощью методики «Личностный дифференциал».

Оборудование: бланк-анкета личностного дифференциала.

Ход работы:

1) Изучение особенностей процедуры, обработки и интерпретации результатов при использовании методики «Личностный дифференциал»;

2) Самостоятельная работа с бланком-анкетой личностного дифференциала;

3) Обработка и анализ полученных результатов.

Задания по итогам практической работы:

4. Самостоятельно провести диагностику уровня субъективного контроля личности с помощью теста-опросника Дж. Роттера (УСК); составить рубрикатор и протокол к методике.

5. Самостоятельно провести диагностику уровня самоактуализации личности с помощью методики «Диагностика самоактуализации личности (САМОАЛ)» (А.В. Лазукин, адаптация Н.Ф. Калина); составить рубрикатор и протокол к методике.

1. Диагностика самоактуализации личности (А. В. Лазукин в адаптации Н. Ф. Калина) / Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. – C. 426-433.

2. Пантилеев, Р. С. Практикум по психодиагностике личности: Руководство по интерпретации / Р. С. Пантилеев // Куб - электронная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.koob.ru/books/psychodiagnostic_systems/praktikum_po_psihodiagnostike_pantileev.zip. – Дата доступа: 10.02.2012.

3. Похилько, В. И. Психодиагностика индивидуального сознания / В. И. Похилько // Общая психодиагностика; под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. – М. : МГУ, 1987.

4. Ракович, Н. К. Практикум по психодиагностике личности: Дидактические материалы / Отв. ред. Н. К. Ракович. – Мн. : БГПУ им. М.Танка, 2002. – 248 с.

5. Соломин, И. Л. Практикум по психодиагностике. Психосемантические методы: учебно-методическое пособие / И. Л.Соломин. – СПб. : Санктпетербургский гос. Университет путей сообщения, 2013. – 96 с.

6. Франселла, Ф. Новый метод исследования личности: руководство по репертуарным личностным методикам / Ф. Франселла, Д. Баннистер. – М. : Прогресс, 1987. – 236 с.

7. Шашок, В. Н. Общая психодиагностика: Диагностика характерологических и личностных особенностей: Практикум / Сост. В. Н. Шашок, Н. В. Смирнова. – Мн. : БГПУ им. М.Танка, 2003. – 40 с.

Практическое занятие № 6

Тема. Психодиагностика мотивации и эмоциональных состояний

Продолжительность – 4 часа

Цель занятия: знакомство с основными методами диагностики мотивационной и эмоциональной сферы личности; диагностика мотивации достижений и эмоциональных состояний студентов.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятию «мотивация»;

2. Какие типы мотивов Вы знаете?

3. Перечислите известные Вам методики диагностики мотивационной сферы личности;

4. Дайте определение понятиям «эмоции», «эмоциональная направленность»;

5. Перечислите известные Вам методики диагностики эмоциональной сферы личности.

Задание № 1. Провести диагностику мотивации достижения и избегания неудач с помощью теста-опросника А. Мехрабиана.

Оборудование: текст опросника (форма А, Б), лист ответов, ключи, интерпретация полученных данных.

Ход работы:

1) Знакомство с инструкцией к тесту-опроснику А. Мехрабиана;

2) Самостоятельная работа с текстом опросника;

3) Обработка результатов:

Перевод данных по каждому из суждений опросника в баллы с помощью ключа;

Подсчет суммарных баллов;

Интерпретация результатов.

Задание № 2. Провести диагностику мотивационной сферы личности с помощью методики ценностных ориентаций М. Рокича.

Оборудование: стимульный материал (набор из 18 карточек), бланк для ответов.

Ход работы:

1) Знакомство с инструкцией к методике ценностных ориентаций М. Рокича;

2) Самостоятельная работа с методикой;

3) Заполнение бланка для ответов;

4) Обработка результатов;

5) Интерпретация результатов.

Задание № 3. Провести диагностику эмоциональной направленности личности с помощью методики «Эмоциональная направленность (Б. И. Додонов)».

Оборудование: текст опросника, лист ответов (ключ).

Ход работы:

1) Знакомство с инструкцией к методике Б. И. Додонова «Эмоциональная направленность»;

2) Самостоятельная работа с текстом анкеты и регистрация ответов;

3) Ранжирование перечня переживаний в порядке убывания;

4) Обработка и интерпретация результатов.

Задания по итогам практической работы:

3. Самостоятельно провести диагностику эмоциональной сферы личности с помощью двух методик на выбор; составить рубрикатор и протокол к методикам.

1. Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум / сост. О.В. Барканова [серия: Библиотека актуальной психологии]. – Вып. 2. – Красноярск: Литера-принт, 2009. – 237 с.

2. Практикум по психодиагностике: Учебное пособие / Н. С. Глуханюк. – 3-е изд., испр. – Издательство МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «Модек», 2006. – 2008 с.

3. Прохоров, А. О. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. проф. А. О. Прохорова. – СПб: Речь, 2004. – 480 с., илл.

Практическое занятие № 7

Тема. Диагностика общих интеллектуальных способностей

Продолжительность – 6 часов

Цель занятия: знакомство с основными методами диагностики общих интеллектуальных способностей; диагностика общих интеллектуальных способностей студента.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятию «интеллект». Кратко охарактеризуйте основные подходы к определению интеллекта;

2. Охарактеризуйте основные свойства интеллекта;

3. Назовите существующие методы диагностики интеллекта.

Задание № 1. провести диагностику общеинтеллектуальных способностей студента с помощью адаптированной версии теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра (ТУС).

Оборудование: экспериментальная серия заданий, лист ответов, ключи, таблица перевода сырых баллов в стандартные, графическое отображение результатов, интерпретация полученных данных.

Ход работы:

1) Знакомство с инструкцией к тесту структуры интеллекта Р.Амтхауэра (ТУС);

2) Самостоятельная работа с текстом теста;

3) Обработка результатов:

С помощью нормативных таблиц перевести сырые баллы в стандартные;

Графически представить индивидуальный профиль структуры интеллекта;

Проинтерпретировать полученные результаты.

Задание № 2. Провести диагностику интеллекта студента с помощью методики «Прогрессивные матрицы Равена (ПМР)».

Оборудование: стимульный материал (таблицы из 5 серий по 12 штук), бланк ответов, ключ.

Ход работы:

1) Знакомство с инструкцией к тесту Равена (ПМР);

3) Обработка результатов:

Подсчет количества баллов по всем таблицам и по отдельным сериям;

Сравнение показателей по отдельным сериям со среднестатистическими показателями;

Определение уровня развития интеллекта;

Интерпретация результатов, качественный анализ результатов теста.

Задание № 3. Провести диагностику интеллекта с помощью методики «Культурно-свободный тест интеллекта» Р. Кеттелла.

Оборудование: тестовая тетрадь, бланк для ответов, ключ, нормативные таблицы.

Ход работы:

1) Знакомство с инструкцией к культурно-свободному тесту интеллекта Р. Кеттелла;

2) Самостоятельная работа с тестом;

3) Обработка результатов:

Подсчет количества баллов с помощью специальных ключей;

Перевод «сырых» баллов в шкальные IQ-баллы с помощью нормативных таблиц;

Вычисление общего коэффициента интеллекта (IQ);

Интерпретация результатов.

Задания по итогам практической работы:

4. Самостоятельно провести диагностику интеллекта с помощью методики «Социальный интеллект» Дж. Гилфорда; составить рубрикатор и протокол к методике.

1. Акимова, М. К. Психологическая коррекция умственного развития школьников / М. К. Акимова, В. Т. Козлова. - М., 2000.

2. Денисов, А. Ф. Культурно свободный тест интеллекта Р. Кеттелла (Руководство по использованию) / А. Ф. Денисов, Е. Д. Дорофеев. – СПб. : ИМАТОН, 1996. – 17 с.

3. Носс, И. Н. Психодиагностика: учебник для бакалавров: (учебник для студ. вузов психол. спец.) / Носс И. Н. – М. : Юрайт, 2011.

4. Практикум по психодиагностике: Учебное пособие / Н. С. Глуханюк. – 3-е изд., испр. – Издательство МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «Модек», 2006. – 2008 с.

5. Прогрессивные матрицы Равенна: методические рекомендации / сост. и общая редакция О. Е. Мухордовой, Т. В. Шрейбер. – Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2011. – 70 с.

6. Тест умственных способностей: Руководство / Под ред. В. И.Чиркова. – Ярославль, 1993.

7. Шанина, Г. Е. Психологическая диагностика: учеб.-практ. пособие для студ. спец. «Психология» всех форм обучения / Шанина Г. Е. – М. : (б.и.), 2010.

8. Ясюкова, Л. А. Тест структуры интеллекта Амтхауэра / Л. А. Ясюкова. – СПб., 2002.

Практическое занятие № 8

Тема. Диагностика креативности

Продолжительность – 6 часов

Цель занятия: знакомство с основными методами диагностики креативности; диагностика креативности студента.

Контрольные вопросы:

1. Дайте общее представление о проблеме креативности и ее измерении в психологии;

2. Как соотносятся показатели тестов креативности и интеллекта?

3. В чем достоинства и недостатки тестов креативности?

4. Приведите примеры методик изучения креативности.

Оборудование: стимульный материал к методике «Тест измерения креативности Дж. Гилфорда», стимульный материал к методике «Тест креативности Е. П. Торранса», стимульный материал к методике «Тест Медника», карандаш, ластик.

Ход работы:

1) Знакомство с инструкциями к методикам («Тест измерения креативности Дж. Гилфорда», «Тест креативности Е. П. Торранса», «Тест Медника»);

2) Проведение диагностики креативности (студенты, работая в парах, выполняют роль испытуемого и экспериментатора);

3) Обработка и интерпретация результатов.

Задания по итогам практической работы:

1. Богоявленская, Д. Б. Проблемы диагностики креативности / Д. Б. Богоявленская // Психологическая диагностика. –2004.- № 3.- с.3-19.

2. Носс, И. Н. Психодиагностика: учебник для бакалавров: (учебник для студ. вузов психол. спец.) / Носс И. Н. – М. : Юрайт, 2011.

3. Туник, Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты / Е. Туник // Школьный психолог. - 2001.- № 45. (специальная вкладка).

4. Туник Е. Опросник креативности Джонсона / Е. Туник. - 2000.- № 47.- С. 8-9.

5. Шанина, Г. Е. Психологическая диагностика: учеб.-практ. пособие для студ. спец. «Психология» всех форм обучения / Шанина Г. Е. – М. : (б.и.), 2010.

Практическое занятие № 9

Тема. Диагностика стилевой сферы личности

Продолжительность – 4 часа

Цель занятия: знакомство с методиками диагностики стилевой сферы личности; диагностика стилевой сферы личности студента.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятию «стиль» в психологии;

2. Дайте определение понятию «когнитивный стиль»;

3. Охарактеризуйте понятие индивидуального стиля деятельности в психологии;

4. Какие Вы знаете методы диагностики стилевой сферы личности? Кратко охарактеризуйте их.

Ход работы:

1) Знакомство с методиками диагностики стилевой сферы личности («Тест сортировки объектов по Р. Гарднеру», Опросник «Стили мышления» (А. А. Алексеев), «Мельбурнский опросник принятия решений (Т. В. Корниловой)»);

2) Проведение диагностики когнитивного стиля с помощью методики «Тест сортировки объектов по Р. Гарднеру»; обработка и интерпретация результатов;

3) Проведение диагностики стиля мышления с помощью методики «Стили мышления» (А. А. Алексеев); обработка и интерпретация результатов;

4) Проведение диагностики стиля принятия решений с помощью методики «Мельбурнский опросник принятия решений» Т. В.Корниловой; обработка и интерпретация результатов теста;

Задания по итогам практической работы:

1. Алексеев, А. А. Поймите меня правильно или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми / А. А. Алексеев, Л. А. Громова. - СПб., Экономическая школа, 1993. - С. 29-41, 316-328.

2. Егоров, Е. И. Личность учителя: теория и практика / Е. И. Егоров. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - C. 159-170.

3. Корнилова, Т. В. Мельбурнский опросник принятия решений: русскоязычная адаптация / Т. В. Корнилова // Психологические исследования, 2013, 6(31), 4. http://psystudy.ru

4. Холодная, М. А. Когнитивные стили: о природе индивидуального ума / М. А. Холодная. – М. : ПЕР СЭ, 2002

Практическое занятие № 10

Тема. Психологическое тестирование в образовании

Продолжительность – 4 часа

Цель занятия: знакомство с основными методами диагностики, использующимися в сфере образования.

Ход работы:

1) Знакомство с методиками диагностики уровня развития и трудностей обучения в школе (тест умственного развития (ШТУР, АСТУР), методика оценки уровня социального развития дезадаптированных подростков С. А. Беличевой);

2) Знакомство с методиками диагностики интересов и склонностей школьников в различных сферах деятельности («Карта интересов» А. Е. Голомштока, опросник Дж. Холланда, дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е. А. Климова, опросник «Определение профессиональных склонностей» Л. Йовайши, опросник «Коммуникативные и организаторские способности» (КОС) Б. А. Федоршина).

Задания по итогам практической работы:

1. Самостоятельно провести на выбор две методики диагностики уровня развития и трудностей обучения в школе; составить рубрикатор и протокол к методикам;

2. Самостоятельно провести на выбор две методики диагностики интересов и склонностей школьников в различных сферах деятельности; составить рубрикатор и протокол к методикам.

1. Андрущенко Т. Ю. Диагностические пробы в психологическом консультировании / Т. Ю. Андрущенко. – М. : Академия, 2004.

2. Воробьев А. Н. Опросник профессиональных предпочтений: Адаптация теста Дж. Холланда «Самонаправленный поиск»: Руководство / Воробьев А. Н., Сенин И. Г., Чирков В. И. - Ярославль, 1993.

3. Гуревич, К. М. Тест АСТУР / Гуревич К. М. Аким М. К., Борисова Е. М., Логинова Г. П., Раевский А. М., Ференс Н. А // Психологическая наука и образование. 1996. № 1.

4. Психологическое обследование детей дошкольного-младшего школьного возраста: Тесты и методические материалы / Ред. сост. Г. В. Бурменская. – М. : УМК «Психология», 2003.

5 Ясюкова, Л. А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в нач. школе. Методическое руководство / Ясюкова Л. А. – СПб. : ИМАТОН, 1999.

Практическое занятие № 11

Тема. Диагностика межличностных отношений

Продолжительность – 4 часа

Цель занятия: знакомство с основными методами диагностики межличностных отношений в подростковом и юношеском возрасте; диагностика межличностных отношений студента.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятию «межличностных отношений». Охарактеризуйте главные компоненты межличностных отношений;

2. Назовите известные Вам методы диагностики межличностных отношений;

3. Назовите известные Вам проективные методы диагностики межличностных отношений.

Задание № 1. Провести диагностику типа межличностных отношений с помощью методики Т. Лири (ДМО).

Оборудование: текст опросника, лист ответов, ключи, графическое отображение полученных результатов, интерпретация полученных результатов.

Ход работы:

1) Знакомство с инструкцией к тесту Т. Лири (ДМО);

2) Проведение теста Т. Лири (ДМО);

3) Подсчет баллов с помощью ключа к опроснику;

4) Построение круговой психодиаграммы;

5) Интерпретация результатов.

Задание № 2. Провести диагностику эмоционального отношения личности к значимым лицам и ситуациям с помощью «Цветового теста отношений (ЦТО) А. М. Эткинда».

Оборудование: 8-цветовой стимульный материал из восьми цветового теста М. Люшера.

Ход работы:

1) Составление списка значимых лиц, представляющих непосредственное окружение, а также список понятий, имеющих с

    Атлас для экспериментального исследования отклонений в психической деятельности человека / Под ред. И.А. Полищука и А.Е. Видренко. 2-е изд. Здоров"я, 1980. С. 124.

    Бажин Е.Ф. Галынкина Е.А., Эткинд А.М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал. 1984. Т. 5. №3. С.152-161.

    Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний: Учеб. пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та. 1985. С.103.

    Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев: Наукова думка, 1989. С.200.

    Витт Н.В. Эмоциональный фактор в обучении иностранному языку // Психология и методика устной речи в языковом вузе. 1979. Вып. 142. С.16-24.

    Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии: Пер с англ. – М.: Прогресс, 1976. С.495.

    Головань Н.О. Ми готовi до школи? – Кiровоград: Держ. Центрально-Українське вид-во, 1994. С.72.

    Гончаров B.C. Зависимость стратегии поиска решения от типа мышления // Вопросы психологии. 1981. №4. С.132-136.

    Диагностика личности учащегося в коллективе: Методические рекомендации для учителей и студентов педагогических институтов / Сост. Т.И. Пашукова. Кировоград: КГПИ, 1989. С.20.

    Диагностика педагогических способностей учащихся: Методические рекомендации для студентов педагогических институтов и классных руководителей / Сост. Н.А. Головань. Кировоград: КГПИ, 1987. С.20.

    Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии 1980. №2. С.107-114.

    Жариков Е.С., Крушельницкий Е.Л. Для тебя и о тебе: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1991. С.223.

    Изучение психологии личности "трудного" младшего школьника: Методические рекомендации для студентов педагогических институтов и учителей 1-3-х классов общеобразовательной школы / Сост. И.А. Головань. Кировоград: КГПИ, 1988. С.48.

    Ильин Е.П. Методические указания к практикуму по психофизиологии. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та 1981. С.83.

    Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Введение в психометрическое проектирование: Пер. с англ. Киев: Малое научн. внедр. предприятия "ПАН ЛТД". 1994. С.283.

    Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: тесты, опросники, ролевые игры: Кн. для учителя. – М.: Просвещение. 1991. С. 143.

    Холодная М.А. Когнитивные стили как проявление своеобразия индивидуального интеллекта. Киев: УМК ВО, 1990. С.75.

    Колга В.А. Дифференциально-психологические исследования когнитивного стиля и обучаемости. Дис. ... канд. психол. наук. – Л., 1976.

    Лабораторные занятия по общей психологии: Методические рекомендации для студентов 1 курса / Сост. И.Ю. Шуранова. Кировоград: КГПИ, 1988. С.32.

    Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. -М.: Педагогика, 1988. С. 128.

    Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации: Описание и руководство к использованию / Отв. ред. А.Ф. Кудряшов. Петрозаводск: Петроком, 1992. С.318.

    Методики психодиагностики в спорте: Учеб. пособие: В.А. Марищук, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко, Л.К. Серова. 2-е изд. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1990. С.256.

    Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе / Сост. В.В. Гришин, П.В. Лушин. – М.: ИКА "Москва". 1990. С.64.

    Методические материалы к лабораторным занятиям по общей психологии: для студентов педагогических институтов: В 3 ч. / Сост. Т.Ф. Цыгульская. Кировоград: КГПИ, 1988. С.40.

    Методы исследования межличностного восприятия: Спецпрактикум по социальной психологии / Под ред. Г.М.Андреевой, В.С.Агеева. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. С.104.

    Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности, – М.: Педагогика, 1986. С.256.

    Морозов С.М. Методы психологического исследования личности учащегося. Киев: УМК ВО, 1992. С.88.

    Насиновская Е.Е. Методы изучения мотивации личности. Опыт исследования личностно-смыслового аспекта мотивации: Учеб.-методическое пособие. – М.: изд-во Моск. ун-та, 1988.С.80.

    Общая психодиагностика. Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. – М.: изд-во Моск. ун-та, 1987. С.304.

    Общий практикум по психологии. Психологический эксперимент: Метод. указания. Часть III / Под ред. М.Б.Михалевской, Т.В.Корниловой. – М.: изд-во Моск. ун-та, 1987. С.50.

    Окунь Ян. Факторный анализ: Пер. с польск. – М.: Статистика.1974. С.200.

    Органiзацiя психологiчного консультування у середнiй школi: Методичнi рекомендацiї для шкiльних психологiв и вихователiв / Укл.: П.В. Лушин, Н.О. Головань, Т.Ф. Цигульска. та iн. Кiровоград: КДПI, 1991. С.40.

    Павлютенков Е.М. Кем быть? – Киев: Изд-во ЦК ЛКСМУ "Молодь", 1988. С. 198.

    Пашукова Т.И. Исследование эгоцентризма с помощью эгоцентрического ассоциативного теста / Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. Педагогика, 1991. №2. С.45-48.

    Пашукова Т.И. О механизмах эмпатии и некоторых ее психических коррелятах // Вопросы психологии межличностного познания и общения: Сборник научных трудов. Краснодар: Изд-во Кубанского ун-та, 1983. С.86-92.

    Практикум по общей психологии / В.В. Богословский, Т.И. Бочкарева, А.И. Великородн. Под ред. А.И. Щербакова. – М.: Просвещение, 1979. С.302.

    Практикум по общей психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А. И. Абраменко, А.А. Алексеев, В.В. Богословский и др.; Под ред. А,И. Щербакова. 2-е изд. – М.: Просвещение, 1990. С.288.

    Практикум по общей и экспериментальной психологии: Учеб. пособие / В. Д. Балин, В.К. Гайда, В.А. Ганзен и др.; Под обшей ред. А.А. Крылова. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1987. С. 255.

    Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики / Ред. колл. А.И. Зеличенко, И.М. Карлинская, В.В. Столин, А.Г. Шмелев. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. С. 176.

    Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции / Ред.колл. А.И. Зеличенко, И.М. Карлинская, С.Р. Пантилеев и др. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. С.160.

    Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы / Под ред. А.А. Бодалева, И.М. Карпинской, С.Р. Пантилеева, В.В. Столина. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. С.141.

    Практикум по психологии / Под ред. А.Н. Леонтьева, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во Моск. ун-та. 1972. С.248.

    Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы / Под ред. А.А. Бодалева и др. – М.: Изд-во Моск. ун-та. 1988. С. 141.

    Практические занятия по психологии / Сост. Н.Б. Берхин и С.Ф. Спичак; Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1972. С. 167.

    Профконсультационная работа со старшеклассниками/ Под ред. Б.А. Федоришина. Киев.: Радянська школа. 1980. С.160.

    Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию: Учеб. пособие для ст. кл. сред. шк.– М.: Просвещение, 1991. С.144.

    Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов / Отв. ред. А.А. Бодалев. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976. С.248.

    Психологическая диагностика индивидуально-психологических свойств личности будущего педагога: Методические рекомендации для учителей, осуществляющих профессиональную ориентацию на педагогические профессии / Сост. Н.В. Ильчукова, Е.А. Ильчукова, Д.Т. Кропоткин. Сыктывкар: Коми гос. пед. ин-тут, 1992. С.41.

    Психологическая служба в педагогическом институте / П.В.Лушин, Н.А. Головань, Т.И. Пашукова, Т.Ф. Цы-гульская, Н.Н. Дроботун; Под ред. П.В. Лушина. Кировоград: КГПИ, 1993.С.155.

    Психология познавательных процессов: Учебно-методическое пособие для студентов факультета медицинской психологии / Сост.: В.А. Мадорский, Н.И. Мельченко, Р.Ф. Ихсанов, Л.И. Мостовая. Самара: СМИ, 1992. С.78.

    Розен И.М. Психология фантазии: Экспериментально-теоретическое исследование внутренних закономерностей продуктивной умственной деятельности. Минск: Изд-во ВГУ, 1977.С.312.

    Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика: Пер. с анг. / Общ. ред. и вступ. ст. Л.А. Петровской. – М.: Прогресс, 1990. С.368.

    Русалов В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека // Психологический журнал. 1989. Т. 10 №1. С.10-21.

    Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений. Модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири: Методическое руководство. – М.: ИКА "Москва", 1990. С.48.

    Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988. С.207.

    Grundlagen der Statistik fur Psuchologen, Padagogen und Soziologen. Berlin: Volk und Wissen Volkseigener Verlag, 1978. S.530.

    Kerr W.D., Speroff B.J. Validation and evaluation of Empathv test // Journal of genetic Psychologv. 1954. V.50. p.269-276.

    Luchins A.S., Luchins E.H. Rigidity of Behavior. – Oregon, 1959.

    Mehrabian A., Epstein N. A measure of emotional Empathy // 1972. V. 40 №4. p.525-544.

    Szustrowa Th. Test of Egocentric Associations (TES) // Polish Psychological Bulletin. 1976. V.7. №4. p.263-267.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: