Окарина музыкальный. Флейта окарина

Окарина в древней истории.

По версии ученых, как уже упоминалось выше, первые окарины появились приблизительно 7 тысяч лет назад. Древние артефакты найдены на территории Китая и Японии. Как музыкальный инструмент, окарина независимо развивалась в разных уголках мира. География ее обширна - Южная Америка, Китай, Корея. Считается, что в Европе окарина появилась после того, как испанцы переняли этот инструмент у ацтеков. На территории России окарина была распространена на территории Алтая.

В древние времена в разных цивилизациях окарина была инструментом, жрецов и шаманов, ее использовали в ритуальных обрядах, для того, чтобы общаться с богами, вызывать дождь и отгонять злых духов.Например, на терриротии древних городов индейцев майя, находят глиняные окарины, передняя часть которых выполнена в виде устрашающих масок. Эти окарины современники называют свистками смерти, потому что они издают настолько жуткие звуки, описать которые невозможно - как будто тысячи грешников плачут в аду. Конечно, свистковое отверстие у таких окарин сильно отличается от классических окарин - но лучше и не знать как сделать подобный инструмент. Жрецы использовали свистки смерти во время обряда жертвоприношений богам.

На Руси до ХIХ века весной отмечали праздник Свистопляски. Гуляли на ярмарках всегда шумно и весело - с угощеньями, танцами, музыкой глиняных свистулек и окарин - так зазывали в родные края весну. С потерей традиций, в России окарина превратилась из магического музыкального инструмента в детскую забаву.

Окарина в Европе.

После того, как испанский конкистадор Эрнан Кортес в 1521году завоевал Мексику, королевскому двору были представлены богатства ацтеков и майя, а так же диковинные для европейцев вещи, среди которых были имузыкальные инструменты - флейта и окарина из обожженной глины.

Окарина приглянулась европейцам в первую очередь, как экзотическая вещица с необычной формой и росписью, долгое время она служила больше украшением, чем музыкальным инструментом.

В середине ХIХ века итальянский изобретатель и музыкант Джузеппе Донати из города Будрио создал на основе ацтекской свистковой флейты принципиально новый музыкальный инструмент, который и получил название окарина . Слово «оcarina» произошло от итальянского «ucarina», что на болонском диалекте означает «маленький гусь».

В 1853 году Донати разработал дизайн и наладил технологию производства музыкального инструмента с прекрасным строем и диапазоном чуть больше октавы. Через некоторое время, молодой музыкант создал оркестр из пяти, а позже - из семи окарин, которые по диапазону звучания не уступали оперной музыке! Это событие становится поворотным моментом в судьбе окарины - из забытой всеми детской забавы она становится полноценным музыкальным инструментом. Оркестр Донати, под названием «I Celebri Montanari degli Appennini» (знаменитые горцы Апеннин) успешно гастролировал по всей Европе, собирая огромные залы поклонников. Под вдохновением прекрасных инструментов, последователи Донати открывают мастерские в Париже, Лондоне и Милане и других крупных городах.

Оркестр Донати существует и в наши дни под названием «Gruppo Ocarinistico Budriese» (Группа окаринистов из Будрио). Ни смотря на то, что группа сменила уже ни одно поколение музыкантов, популярность коллектива окаринистов всегда высока, а их мелодии попадают в европейские хит-парады.

Классическая окарина Донати стала родоначальницей современных концертных окарин.

Окарина - современный инструмент с новыми возможностями...

Не будет преувеличением сказать, что авторитет окарины в современном музыкальном мире огромен. Особенно это ощутимо в Европе, странах Америки, Японии, Китае и Корее.

У окарины не только яркое прошлое - это современный инструмент с новыми возможностями и звучанием. Большой интерес к инструменту проявляют музыканты и композиторы разных стилевых направлений.

В 1998 году компания Nintendo выпустила видеоигру «The Legend of Zelda: Ocarina of Time» (Легенды Зельды. Окарина времени). Игра стала настолько популярной, что на основе нее в 2000 году японский мультипликатор Химекава Акира создал мультфильм-аниме.

К сожалению, в России пока еще жив стереотип, что окарина - это не больше, чем детская забава или инструмент для народного оркестра.

Лепка окарины из глины.

Какой мастер-керамист, обладающий духом исследователя не попробует хоть раз сделать окарину самостоятельно? Вот и мы в мастерской «Леонардо» не упустили такую возможность для экспериментов!

Слепить корпус окарины, обладая навыками художественной лепки не сложно. Придумать будущую форму, нарисовать эскиз музыкального инструмента - безграничный полет фантазии! Благо, от формы резонатора звучание не зависит. Лепи что пожелаешь - кошку, матрешку, картошку! Естественно, фигурка должна быть полая.

Так же можно для будущей формы слепить модель из пластилина, отлить по ней гипсовую матрицу и сделать окарину методом оттиска в гипс из двух половинок. Эту технику и многое другое, наши ученики изучают на курсах художественной керамики в гончарной мастерской «Леонардо».

Сложности появляются, когда начинаешь делать флиппл-мундштук (свистковое устройство). Лабиум - язычок, разделяющий поток воздуха, должен быть ровным, острым и находиться строго по центру входного канала (рисунок окарины в разрезе приведен выше). Если свистковое устройство сделано правильно, то окарина будет звучать еще сырая. Первые звуки окарины, которую ты сделал своими руками - всегда большая радость!

Далее, после того, как окарина высохнет, нужно подобрать звукоряд, проделав правильные отверстия в корпусе музыкального инструмента. Для этого понадобится камертон, настроенный музыкальный инструмент, компьютерная программа или друг с и дельным слухом. А так же острые стеки.

В ближайшем будущем ждите мастер-класс по изготовлению окарины !

(от итал. ocarina - гусёнок) - духовой муз. инструмент; род свистковой флейты (делалась из глины, дерева). Изобретена в 1860 Дж. Донати в г. Будрио (Италия). Имеет яйцевидную (сферическую) форму. Свистковое устройство помещается в спец. поперечном отводе. 10 игровых отверстий дают диатонич. звукоряд в диапазоне ноны. Полутона извлекают, частично прикрывая игровые отверстия. Нек-рые разновидности О. снабжены клапанами и поршневым устройством, позволяющим менять строй инструмента. Существовали семейства О. (от сопрано до баса), из к-рых составляли ансамбли и оркестры. О. была распространена во мн. странах, гл. обр. среди любителей музыки. К окариновидным относят древнейшие инструменты - глиняные свистульки в форме животных, птиц, рыб.

Н. А. Лисова.


Смотреть значение Окарина в других словарях

Окарина Ж. — 1. Итальянский народный музыкальный инструмент в виде глиняной или металлической дудки, напоминающей звуком флейту.
Толковый словарь Ефремовой

Окарина — окарины, ж. (ит. ocarina). Итальянский народный музыкальный инструмент - глиняная или металлическая дудка, звуком напоминающая флейту.
Толковый словарь Ушакова

Окарина — -ы; ж. [итал. ocarina] Итальянский духовой народный музыкальный инструмент (глиняная или фарфоровая дудочка), напоминающий звуком флейту.
Толковый словарь Кузнецова

Окарины славянской тематики уже давно представлены Вашему вниманию в каталоге «Славянской лавки». Но многие до сих пор не знают, что это за «зверь» и как он звучит.

Поэтому для таких людей мы поясним. Сама по себе окарина - это очень древний духовой музыкальный инструмент (по оценкам, около 12000 лет от роду), известный во многих культурах. По сути, это ближайший родственник свистковой флейты. Но строение окарины немного сложнее последней. Зато и звук более разнообразный. Играть на окарине может каждый, но научиться хорошо играть на ней уже сложнее, хотя тоже не является невыполнимой задачей. В неё нужно дуть определённым образом, закрывая специальные отверстия. То есть играющий на окарине дует в одно из отверстий и закрывает пальцами оставшиеся. Так, в зависимости от того, как располагаются руки, звук и получается разным. Конкретно языческие окарины имеют очень глухой звук, этим они схожи с алтайскими.

Окарины, как правило, изготавливаются из керамики (глины). Сейчас многим может показаться, что это очень простые изделия и сделать их может каждый, пусть и при некоторой сноровке. На самом деле это далеко не так. Каждый обрядовый инструмент должен выполняться по особому канону, или, говоря современным языком, технологии. Отклонения в изготовлении могут дать инструменту совершенно другой звук, что, в свою очередь, может привести к срыву соответствующего обряда. Поэтому правильно сделанный этнический музыкальный инструмент - это не просто вещь, которая издаёт определённые и для многих кажущиеся странными звуки, это магический предмет, который, по преданиям, соединяет с миром мёртвых.

Да, как и в случае с другими древними музыкальными инструментами, звук окарины служит не только и не столько для развлечения, он несёт в себе определённый смысл. Обрядовое значение данного этнического музыкального инструмента следующее. По преданиям, игра на окарине помогает отвадить от любого помещения или участка местности злых духов . А в доме даже просто лежащая на полке окарина несёт обережную функцию. Злые духи как бы наталкиваются на данный музыкальный инструмент и уходят сами. Тоже самое можно сказать и про наговоры, сглазы и прочий негатив. Но для «профилактики» всё же, время от времени, стоит использовать окарину по назначению, расхаживая при этом по дому, дабы она прозвучала в каждом уголке Вашего жилища.

Окарины также могут быть различной формы и отличаться количеством специальных отверстий для зажимания пальцев. Чаще всего последних четыре или шесть.

Приобрести этот редкий, особенный музыкальный инструмент и окунуться вместе в ним в мир славянской языческой музыки . Все окарины от артели «РадогастЪ» изготовлены в традиционном славянском стиле и украшены родноверческими мотивами. И, конечно же, сделаны вручную - никакой пластмассовой штамповки.

Окарина — древний духовой музыкальный инструмент, глиняная свистковая флейта. Представляет собой небольшую камеру в форме яйца с отверстиями для пальцев в количестве от четырёх до тринадцати. Многокамерные окарины могут иметь больше отверстий (в зависимости от количества камер). Обычно выполнена в керамике, но иногда изготовляется также из пластика, древесины, стекла или металла.

Устройство и звучание

Имеет яйцевидную (сферическую) форму. Свистковое устройство помещается в специальном поперчном отводе. 10 игровых отверстий дают диатонический звукоряд в диапазоне ноны. Полутона извлекают, частично прикрывая игровые отверстия.Некоторые разновидности окарины снабжены клапанами и поршневым устройством, позволяющим менять строй инструмента. Существуют семейства окарин (от сопрано до баса), из которых составляют ансамбли и оркестры. Окарина распространена во многих странах.
К окариновидным относят древнейшие инструменты глиняные свистульки в форме животных, птиц, рыб. Они имели разнообразную окраску, специальное свистковое устройство и 3—4 игровых отверстия, дающих различные звуковые комбинации.

Окарина бывает различных размеров. Основное отличие окарины от других свистковых инструментов состоит в том, что большинство флейт открыты с двух сторон, в то время как окарина представляет собой некий закрытый объем со свистком. Следует сказать что Окарина может быть из самых разных материалов: из древесины, кости, раковины, пластика,стекла или металла, однако классический (самый распространенный) вариант - глина.

История

В глубокой древности эти примитивные инструменты сопровождали языческие обряды и праздники.
По некоторым оценкам, инструменты, подобные окарине, появились примерно 12000 лет назад. Они играли важную роль в культуре Китая и доколумбовой Америки.
Окарина изначально, как народный (В Перу, в Китае, на африканском континенте, в России (например, знаменитые дымковские игрушки или филимоновские свистульки) инструмент выполняло сувенирно - декоративные функции и обладало достаточно ограниченным диапазоном.
В европейскую культуру окарина вошла в XIX веке, когда итальянец Джузеппе Донати изобрёл современную форму этого инструмента. Название взято из итальянского языка, где означает гусёнок.


Пояснение причин и обсуждение - на странице Википедия:К объединению/8 февраля 2016 .
Не удаляйте шаблон до подведения итога обсуждения.
Дата начала обсуждения - 8 февраля 2016.

К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

Окари́на - древний духовой музыкальный инструмент , глиняная свистковая флейта . Представляет собой небольшую камеру в форме яйца с отверстиями для пальцев в количестве от четырёх до тринадцати. Многокамерные окарины могут иметь больше отверстий (в зависимости от количества камер). Обычно выполнена в керамике , но иногда изготовляется также из пластика, древесины, стекла или металла.

По некоторым оценкам, инструменты, подобные окарине, появились примерно 12000 лет назад . Они играли важную роль в культуре Китая и доколумбовой Америки. В европейскую культуру окарина вошла в XIX веке, когда итальянец Джузеппе Донати изобрёл современную форму этого инструмента. Название взято из итальянского языка, где означает гусёнок .

В США и Европе сейчас популярны окарины, сделанные из пластика - ABS или поликарбоната . Использование полимеров и современных технологий обработки позволяет сделать окарины недорогими и при этом весьма качественными, очень хорошо держащими музыкальный строй.

См. также

Напишите отзыв о статье "Окарина"

Примечания

Отрывок, характеризующий Окарина

Когда он подошел к комнате сестры, княгиня уже проснулась, и ее веселый голосок, торопивший одно слово за другим, послышался из отворенной двери. Она говорила, как будто после долгого воздержания ей хотелось вознаградить потерянное время.
– Non, mais figurez vous, la vieille comtesse Zouboff avec de fausses boucles et la bouche pleine de fausses dents, comme si elle voulait defier les annees… [Нет, представьте себе, старая графиня Зубова, с фальшивыми локонами, с фальшивыми зубами, как будто издеваясь над годами…] Xa, xa, xa, Marieie!
Точно ту же фразу о графине Зубовой и тот же смех уже раз пять слышал при посторонних князь Андрей от своей жены.
Он тихо вошел в комнату. Княгиня, толстенькая, румяная, с работой в руках, сидела на кресле и без умолку говорила, перебирая петербургские воспоминания и даже фразы. Князь Андрей подошел, погладил ее по голове и спросил, отдохнула ли она от дороги. Она ответила и продолжала тот же разговор.
Коляска шестериком стояла у подъезда. На дворе была темная осенняя ночь. Кучер не видел дышла коляски. На крыльце суетились люди с фонарями. Огромный дом горел огнями сквозь свои большие окна. В передней толпились дворовые, желавшие проститься с молодым князем; в зале стояли все домашние: Михаил Иванович, m lle Bourienne, княжна Марья и княгиня.
Князь Андрей был позван в кабинет к отцу, который с глазу на глаз хотел проститься с ним. Все ждали их выхода.
Когда князь Андрей вошел в кабинет, старый князь в стариковских очках и в своем белом халате, в котором он никого не принимал, кроме сына, сидел за столом и писал. Он оглянулся.
Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: