«О страхе думать было некогда, надо было работать. Мгновения после теракта — машинист Александр Каверин рассказал о том, что происходило в первые минуты после взрыва в метро «Он принял единственно правильное решение»

По его словам, о том, что в вагоне произошел взрыв, сотрудники метро узнали только после остановки состава

Москва. 4 апреля. сайт - После взрыва в поезде петербургского метро пассажиры не создали панику, состав дошел до следующей станции без замедления, сообщил журналистам во вторник машинист поезда, в котором 3 апреля произошел взрыв, Александр Каверин.

"Произошел хлопок и запыление. Я связался с диспетчером и сообщил ему о ситуации. В этот момент стали поступать непонятные сообщения по связи "пассажир-машинист". Одновременно говорили все во всех вагонах, о чем я также сообщил диспетчеру и принял решение согласно инструкции по действиям в таких случаях, которая была специально разработана в метрополитене. Я принял решение о выводе состава на станцию, так как состав шел без замедления", - рассказал Каверин.

По его словам, о том, что в вагоне произошел взрыв, сотрудники метро узнали только после остановки состава.

"Удачно получилось в том смысле, что в этом месте (где произошел взрыв - ИФ) находится линейный пункт "Технологический институт", где находились в этот момент три машиниста-инструктора, которых я вызвал звуковым сигналом, они сразу же вышли. Резервные машинисты также вышли для оказания помощи. Естественно, в вагонах сразу же открыли двери, чтобы пассажиры могли выйти", - отметил машинист.

"Я действовал по инструкции согласно указаниями диспетчеров. В тот момент о страхе думать было некогда, надо было работать. Паники не было. Когда открылись двери первого вагона, все пассажиры стояли и хором объясняли, что произошло, даже не вышли из вагона. Они говорили, что произошел хлопок. В данной ситуации я обязан был вывести поезд на станцию, что я и сделал. После произошедшего состав продолжал движение", - сказал он.

50-летний Каверин также рассказал, что имеет большой стаж работы в метро. "Машинистом в метрополитене я работаю уже 15 год. Начинал с технической школы, был машинистом четвертого класса, потом третьего, потом второго класса. Сейчас я являюсь машинистом первого класса и старшим машинистом на составе", - пояснил он.

Ранее в Следственном комитете а, чьи действия помогли предотвратить большее число жертв. "Взрыв произошел на перегоне между станциями, но машинист принял абсолютно правильное решение не останавливать поезд, доехав до станции, что позволило незамедлительно приступить к эвакуации и помощи потерпевшим", - отметили в СКР.

В понедельник около 14:40 в вагоне поезда на перегоне станций метро "Технологический институт" и "Сенная площадь" в Санкт-Петербурге произошел взрыв неустановленного взрывного устройства мощностью 200-300 грамм в тротиловом эквиваленте. В результате взрыва (11 на месте и трое в больнице), пострадали 49 пассажиров.

Кроме этого, неразорвавшееся взрывное устройство было найдено на станции "Площадь Восстания". Оно было обезврежено специалистами.

Согласно последним данным, является уроженец города Ош (юг Киргизии), а ныне гражданин России Акбаржон Джалилов 1995 года рождения.

Сотрудники метрополитена точно выполнили должностные инструкции и спасли тем самым много жизней. Мы назовем их имена.

Инспектор Альберт Сибирский обнаружил на станции «Площадь Восстания» взрывное устройство. Эта бомба не взорвалась. Дежурная по станции «Технологический институт» Нина Шмелева первая пришла на помощь раненым. Машинист взорванного поезда Александр Каверин за доли секунды принял единственно правильное решение - вывести состав из тоннеля. Александр Каверин рассказал нашему корреспонденту то, что пока никому не говорил.

Жизнь в городе постепенно нормализуется. Метрополитен открылся сегодня вовремя. Все линии, без исключения. В течение дня из-за бесхозных предметов закрывались несколько станций. Но после того как специалисты убедились, что они безопасны, движение поездов быстро восстанавливали. И сейчас метро работает в обычном режиме. Наземный транспорт также курсирует по своему расписанию. Трафик - стандартный для этого времени суток.

Конечно, меры безопасности усилены: количество полицейских нарядов увеличено примерно в два раза. Но в целом сегодня был обычный рабочий день.

Съемочная группа нашла героев вчерашнего дня: Александр Каверин - машинист того самого состава, Нина Шмелева - дежурная по станции «Технологический институт». Это удивительно скромные люди. Рассказывают, что в метрополитен оба пришли 15 лет назад. Начинали с учеников, добились высоких квалификаций.

И тут же спрашивают – ну, какие мы герои. Но чтобы принять единственно верное решение, организовать эвакуацию и помощь раненым в той ситуации, в которой оказались они, наверное, все-таки нужно иметь особый характер, волю и смелость.

«"Вы понимаете, что Вы совершили героический поступок?" Я говорю: "Я совершил работу". Первое впечатление было, что что-то произошло с вагонным оборудованием, со сработкой какого-то огнетушителя порошкового, который у нас имеется. Потому что пошла запыленность, было непонятно - хлопок и запыленность. Пока я докладывал, начали поступать сообщения по связи "пассажир-машинист", но понять их было невозможно, потому что говорили все - в каждом вагоне по два прибора связи. При этом состав продолжает движение. В этот момент я обращаю внимание на то, что по зеркалам препятствий для движения нет, по движению состава чувствую, что он идет. Я доложил о том, что буду выезжать на станцию «Технологический институт», так как в этот момент станция уже была видна», - рассказал машинист.

Вопрос: «Если бы остановился состав, сдвинуть его было бы уже практически невозможно?»

«Вы представляете себе замкнутое пространство, грубо говоря, труба, в которой стоит состав. С одной стороны, контактный рельс - не пройти. Эвакуировать в этой ситуации только через одну сторону по банкетке. Шесть вагонов. Представляете, сколько это по времени? Произошел хлопок. Взрыв - значит, может быть возгорание, а кто будет тушить? Если состав остановился - один машинист. Решение только одно - по возможности вывести состав на станцию», - рассказал машинист.

«Поезд к нам уже приехал не то чтобы сильно раскореженный, но как пузырь. Когда я прибежала, там уже немножко дымилось. Машинисты тушили. Самого огня не было, просто дым. Люди многие не растерялись, помогали другим, потому что было много крови. Кто-то доставал людей с вагона, кто-то проверял, дышит или нет. Все слаженно. Когда мне дежурная звонила, она сразу и «скорую» вызывала. Она говорила, что нужно много «скорых», потому что взрыв. Если честно, я не плакала. Это сейчас у меня слезы на глазах, не очень хорошо себя чувствую, потому что, скажем так, до меня сегодня только дошло, что это глубочайшая трагедия для всех», - сказала дежурная по станции «Технологический институт» Нина Шмелева.

Есть и еще один герой - инспектор по станции «Площадь Восстания». Он нашел второе взрывное устройство. Благодаря его бдительности бомба так и не сработала, ее обезвредили взрывотехники. Имя инспектора - Альберт Сибирский. Вместе с Ниной Шмелевой и Александром Кавериным он ночью отправится в Москву, их представили к государственным наградам. А от имени петербуржцев мы еще говорим им спасибо!

Машинист петербургского метрополитена Александр Каверин, который управлял поездом, где 3 апреля , рассказал журналистам о происшествии. За решение не останавливать состав и довести его до станции Каверина представят к награде.

Как пассажиры хором сообщали о хлопке и почему возникла неразбериха, когда поезд приехал на станцию, - «Бумага» записала рассказ машиниста о теракте из трансляции на «Фонтанке».

Александр Каверин

Машинист

Я думаю, я ничего нового не сообщу, так как средства массовой информации говорили об этом. Произошел хлопок, запыление. Я связался с диспетчером, в этот момент стали поступать непонятные сообщения по связи «пассажир - машинист» - одновременно говорили все. Об этом я тоже сообщил диспетчеру.

Я принял решение по инструкции, как действуют в таких случаях, о выводе состава на станцию. Он шел без замедления.

Поняли, что произошло, после остановки состава буквально в течение минуты. В этом месте [на станции] находится линейный пункт «Технологический институт», где находились три машиниста-инструктора, которых я вызвал звуковым сигналом, они сразу же вышли. Резервные машинисты также вышли для оказания помощи.

Сначала пассажиры первого вагона нам немного внесли сумятицу. Когда открылись двери, чтобы пассажиры могли выйти, то сразу же от пассажиров первого вагона нам стало понятно, что произошел хлопок где-то в первом вагоне. Они все в один голос утверждали это. Поэтому в течение минуты была сумятица. Но потом инструктора пошли по составу и стало понятно, что произошел взрыв дальше (в третьем вагоне - прим. «Бумаги» ).

Я действовал по инструкции и согласно указаниям диспетчера. На тот момент о страхе думать было некогда - надо было работать. Паники не было. Поверьте, когда открывается первый вагон, пассажиры стояли и хором объясняли, что произошло, - они даже не вышли из вагона.

Это не первый террористический акт, и взрывы были уже, поэтому, думаю, умные головы разработали умные инструкции. Я обязан был вывести поезд на станцию, что я и сделал.

Машинистом в метрополитене я уже 15-й год работаю. Начинал с технической школы, раньше был машинистом 4-го, 3-го, потом 2-го класса. Сейчас я являюсь машинистом 1-го класса.

Я еще один момент хочу отметить: вчера у меня не получилось прийти домой - уважаемые журналисты уже дежурили на лестничной площадке. У меня семья, у меня дети малолетние. В 11 часов звонили жене и хотели что-то выяснить. Я не ночевал дома из-за этого.

Во вторник машинист взорванного в Петербурге поезда Александр Каверин встретился с журналистами и рассказал о том, что ему пришлось пережить в те страшные минуты. По его словам, «о страхе думать было некогда, надо было работать». Как ранее сообщили в пресс-службе Петербургского метрополитена, за спасение людей Александр Каверин будет представлен в государственной награде.

50-летний Александр Каверин, который работает машинистом уже 15 лет, стал вчера известен на всю страну. Благодаря его выдержке удалось спасти людей, находившихся во взорванном поезде. Еще в понедельник представители Следственного комитета сообщили, что машинист действовал правильно. Он решил не останавливаться после взрыва и довел искореженный вагон до «Техноложки», где раненым сразу же начали оказывать помощь.

Если бы он поступил по-другому, жертв могло бы быть значительно больше. Правда, сам Александр Каверин не видит героизма в своем поступке и говорит, что просто делал свою работу.

Я действовал исключительно по инструкции, умные головы разработали умные инструкции. И в тот момент о страхе думать было некогда, надо было работать. Паники не было, - сказал он журналистам. - Среди пассажиров я тоже не наблюдал паники. Все старались предложить свою помощь и хором объясняли работникам метрополитена, что произошло.

По правилам метрополитена аварийный состав в случае ЧП нужно доставить до ближайшей станции.

По словам сотрудника подземки, сразу после теракта было даже непонятно, где он произошел. Первоначально предполагалось, что взрыв прогремел в первом вагоне поезда.

Из этого вагона поступали противоречивые сигналы. Установить в точности, что произошло, удалось только примерно через минуту после того, как аварийный состав добрался до станции «Технологический институт», - пояснил Александр Каверин.

Сначала в вагоне услышали хлопок, после чего стали поступать «непонятные сообщения по связи «пассажир-машинист», когда одновременно говорили все во всех вагонах».

После столь трагичного окончания рабочего дня и тяжелейшего стресса машинисту так и не удалось попасть домой, потому что на лестничной клетке его уже ждали многочисленные журналисты.

У меня не получилось прийти домой. Уже дежурили (журналисты. - «Известия») на лестничной площадке. У меня семья, у меня дети маленькие, - посетовал Александр Каверин. - Около 11 часов вечера репортеры звонили в дверь и пытались что-то выяснить, чем сильно напугали супругу. Ну, это просто некрасиво в этой ситуации. Я не ночевал дома из-за этого. Не поехал к семье, не поехал к детям.

Во вторник у машиниста был выходной. Из метро после случившегося он увольняться не собирается и готов выйти на работу, как только поступит такая команда от руководства. Присутствовавший на встрече с журналистами начальник метрополитена Владимир Гарюгин уклонился от прямого ответа на вопрос, когда подчиненный выйдет на работу. Но дал понять, что в принципе этому ничто не мешает.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: