Налогообложение «экспортных» товаров. Восстановление НДС при использовании нулевой налоговой ставки

Фото Бориса Мальцева. Клерк.Ру

Глава 21 НК РФ предусматривает применение ставки НДС в размере 0%, что, безусловно, наиболее выгодно для налогоплательщика, поскольку не предполагает уплаты налога в бюджет, но при этом дает возможность воспользоваться налоговым вычетом. Уже более полутора лет налогоплательщики-экспортеры, которые приняли НДС к вычету по ресурсам, используемым в «нулевых» операциях, не обязаны восстанавливать НДС, но с учетом того, что выездной налоговой проверке может быть подвергнут период, не превышающий трех календарных лет, считаем, что рассмотрение вопроса о восстановлении НДС в случае применения нулевой ставки будет полезной.

Напомним, что исчерпывающий перечень операций, облагаемых налогом по ставке 0%, установлен в п. 1 ст. 164 НК РФ. К таким операциям относится в том числе и экспорт товаров. На основании ст. 147 НК РФ экспортные товары считаются реализованными в Российской Федерации, вследствие чего уплачиваемый при этом налог определяется в соответствии с нормами главы 21 НК РФ.

Следует иметь в виду, что если товары, отправляемые на экспорт, освобождены от налогообложения на основании ст. 149, то положения п. 1 ст. 164 НК РФ к ним не применяются (письма Минфина России от 1.02.13 г. № 03-07-13/01-2073, от 2.02.11 г. № 03-07-08/32). Такие товары независимо от факта их вывоза за рубеж будут реализованы в льготном порядке. Кто-то может задать вопрос, в чем, собственно, состоит разница, так как в случае использования льготного режима налогообложения, как и при экспорте, налог в бюджет фактически не уплачивается. Действительно, в части начисленного налога разницы нет, зато в части сумм «входного» налога она имеется. Дело в том, что в отличие от льготных операций при экспорте плательщик НДС имеет право на применение налоговых вычетов по НДС, которые традиционно называют экспортным налогом.

Отчетность в налоговую инспекцию

При реализации экспортных товаров обложение НДС производится по нулевой ставке, но при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ. При этом на подготовку указанных документов налогоплательщику отводится всего 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта (п. 9 ст. 165 НК РФ).

Итак, для подтверждения использования ставки налога в размере 0% и налоговых вычетов экспортер обязан представить в налоговый орган следующие документы (п. 1 ст.165 НК РФ):

1) контракт (копия контракта) с иностранным лицом на поставку товара за пределы единой таможенной территории Таможенного союза (далее — таможенная территория Таможенного союза); если контракт содержит сведения, составляющие государственную тайну, вместо копии полного текста контракта представляется выписка из него, в которой содержится информация, необходимая для проведения налогового контроля (в частности, сведения об условиях поставки, сроках, цене, виде продукции).

Для справки. На официальном сайте Евразийской экономической комиссии (www.eurasiancommission.org) размещен проект Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС). На сегодняшний день данный проект одобрен коллегией Евразийской экономической комиссии и направлен в государства-члены союза для проведения внутригосударственного согласования. До вступления в силу ТК ЕАЭС таможенное регулирование в Евразийском экономическом союзе осуществляется в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и иными международными договорами государств-членов, которые определяют таможенные правоотношения, заключенные в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и единого экономического пространства.

Обратите внимание! Речь идет именно о контракте, заключенном с «иностранцем». Как разъяснено в письмах Минфина России от 8.05.13 г. № 03-07-08/16131, от 1.10.13 г. № 03-07-15/40626, если товары вывозятся из страны по контракту, заключенному с российским налогоплательщиком, то реализация товаров облагается налогом по ставке, применяемой на внутреннем рынке. Единственное исключение касается вывоза товаров (припасов) для использования их в деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на морском месторождении такого сырья. В этом случае на нулевую ставку налога может рассчитывать и налогоплательщик, заключивший контракт с российской стороной, которая осуществляет деятельность по поиску, оценке, разведке и (или) разработке указанного месторождения. В этом случае наряду с контрактом понадобятся и копии транспортных, товаросопроводительных или иных документов, подтверждающих вывоз товаров (припасов) в пункт назначения, который находится на континентальном шельфе Российской Федерации и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации либо в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря;

2) таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией;

3) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками таможенных органов мест убытия, подтверждающих вывоз товаров за пределы Российской Федерации. Например, в отношении товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта автомобильным транспортом покупателя, организация-экспортер может представить в налоговый орган любой документ с отметками таможенного органа места убытия, подтверждающими убытие за пределы территории Российской Федерации экспортированных товаров указанным автомобильным транспортом (письмо Минфина России от 16.04.13 г. № 03-07-08/12729).

Конкретный перечень документов, представляемых в налоговую инспекцию, зависит от условий экспортного контракта, вида экспортируемых товаров, условий перевозки, вида транспорта и др.

Подтверждающие документы подаются в налоговую инспекцию одновременно с налоговой декларацией по НДС (форма декларации, действующей с налогового периода за I квартал 2015 г., утверждена «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме».

Если экспортер представил требуемые документы в налоговую инспекцию в течение 180 календарных дней, то он подтвердил свое право на использование ставки налога в размере 0%. В случае, если в указанный срок необходимые документы не были представлены, экспортеру придется заплатить налог, исчисленный по ставкам 10 или 18% (в зависимости от вида реализуемого товара). Такой НДС обычно именуют налогом с неподтвержденного экспорта.

О принятии к вычету сумм НДС при реализации «экспортных» товаров

Касаясь вопроса о принятии к вычету сумм НДС при реализации «экспортных» товаров, необходимо иметь в виду, что с 1 июля 2016 г. в соответствии с Федеральным законом от 30.05.16 г. № 150-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» изменен порядок принятия к вычету сумм «входного» НДС в отношении экспортных операций, облагаемых НДС по ставке 0%.

Согласно общему правилу вычеты сумм налога, которые предусмотрены пп. 1-8 ст. 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в п. 1 ст. 164 НК РФ, производятся в порядке, установленном ст. 172 НК РФ, на момент определения налоговой базы в соответствии со ст. 167 НК РФ (п. 3 ст. 172).

Вычеты сумм налога, указанных в п. 10 ст. 171 НК РФ, производятся на дату, соответствующую моменту последующего исчисления налога по ставке 0% в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных п. 1 ст. 164 НК РФ, при наличии на этот момент документов, определенных ст. 165 НК РФ.

Положения п. 3 ст. 172 НК РФ не распространяются на операции по реализации:

товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ (за исключением сырьевых товаров) (п.п. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ); драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ, Центральному банку Российской Федерации, банкам (п.п. 6 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Таким образом, вычеты сумм НДС в случае реализации «экспортных» товаров (за исключением сырьевых), принятых на учет с 1 июля 2016 г., производятся в порядке, установленном ст. 172 НК РФ, т. е. при принятии их на учет на основании выставленных поставщиками счетов-фактур. До указанной даты применить вычет по суммам «входного» налога, относящегося к экспортной реализации, экспортер мог в последний день квартала, в котором им собран комплект документов, подтверждающих нулевую ставку налога.

О восстановлении НДС при использовании ставки 0%

Относительно вопроса о восстановлении НДС необходимо отметить, что до 1 января 2015 г. в п.п. 5 п. 3 ст. 170 НК РФ была предусмотрена обязанность налогоплательщиков восстанавливать суммы «входного» НДС, если в дальнейшем оказывалось, что принятые к вычету суммы налога относятся к экспортной реализации. С 1 января 2015 г. согласно Федеральному закону от 24.11.14 г. № 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» п.п. 5 п. 3 ст. 170 НК РФ был признан утратившим силу, поэтому с указанной даты налогоплательщики-экспортеры, принявшие НДС к вычету по ресурсам, используемым в «нулевых» операциях, не обязаны восстанавливать НДС.

Если решение о назначении выездной проверки принято в 2016 г., то ею будут охвачены 2013, 2014 и 2015 гг., поэтому считаем, что в интересах экспортеров коснуться вопроса о восстановлении НДС при использовании ставки 0% в отношении сделок, осуществленных ими до 1 января 2015 г.

Итак, одним из случаев восстановления налога, предусмотренных п. 3 ст. 170 НК РФ, является дальнейшее использование товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов и имущественных прав в «нулевых» операциях. Причем в законодательстве было определено, что налог восстанавливается в размере, ранее принятом к вычету. Как было установлено в п.п. 5 п. 3 ст. 170 НК РФ, восстановление производится в том налоговом периоде, когда осуществляется отгрузка товаров (выполнение работ, оказание услуг), обложение налогом которых производится по ставке 0%. При этом восстановленные суммы налога подлежат вычету (за исключением сумм, восстановленных согласно п.п. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ) в соответствующем налоговом периоде, на который приходится момент определения налоговой базы по операциям по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных п. 1 ст. 164, с учетом особенностей, определенных ст. 167 НК РФ.

Таким образом, по купленным для перепродажи товарам вычет налога используется в том налоговом периоде, когда возникло право на его применение. Если же товары экспортированы, то на дату отгрузки НДС в размере, ранее принятом к вычету, необходимо восстановить и применить вычет по ним в том налоговом периоде, когда нулевая ставка будет подтверждена.

Вместе с тем в п.п. 5 п. 3 ст. 170 НК РФ говорилось не только о товарах (работах, услугах), но и об основных средствах, нематериальных активах и имущественных правах, используемых в «нулевых» операциях, однако при этом отсутствовали какие-либо разъяснения относительно механизма восстановления налога по указанным активам. Поэтому у налогоплательщика возникает много вопросов, особенно по основным средствам, которые начинают использоваться для осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных п. 1 ст. 164 НК РФ.

Обратите внимание! разъясняло, что норма п.п. 5 п. 3 ст. 170 НК РФ распространяется лишь на те товары (работы, услуги), в том числе основные средства, нематериальные активы и имущественные права, которые были приобретены для осуществления операций, облагаемых НДС по ставкам 18 (10)%, но в последующем стали использоваться для операций, подлежащих налогообложению по ставке налога 0%. Иными словами, если основное средство было приобретено налогоплательщиком для одновременного использования в операциях по реализации на внутреннем рынке и за рубежом, то налог восстанавливать не нужно.

Если исходить из буквального прочтения п.п. 5 п. 3 ст. 170 НК РФ, то каждый раз, когда основное средство начинает использоваться для экспортных поставок, по нему налогоплательщик обязан восстанавливать налог, и в таком случае не имеет значения ни величина начисленной амортизации, ни сам объем экспорта.

Отсутствие четкого регламента восстановления налога по основным средствам в НК РФ попытался восполнить Минфин России в письме от 1.06.12 г. № 03-07-15/56 (далее — Письмо № 03-07-15/56), в котором указано, что применительно к порядку восстановления НДС, установленному п.п. 5 п. 3 ст. 170 НК РФ, расчет этого налога, подлежащего восстановлению по основным средствам, производится исходя из суммы налога, принятой к вычету, в той доле, в которой основные средства используются при производстве и (или) реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по нулевой ставке налога, и пропорционально остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки (абзац 5 Письма № 03-07-15/56).

В соответствии с абзацем 4 п.п. 5 п. 3 ст. 170 НК РФ суммы НДС, восстановленные на основании данной нормы, подлежат вычету в налоговом периоде, на который приходится момент определения налоговой базы по операциям по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по нулевой ставке. В связи с этим при дальнейшем использовании основных средств в операциях, облагаемых по нулевой ставке, принятые к вычету согласно указанной норме суммы НДС повторному восстановлению не подлежат.

Иными словами, Минфин России предложил свой порядок восстановления налога по основным средствам, согласно которому:

НДС восстанавливается однократно (т. е. налог, восстановленный при первой экспортной реализации, при последующих отгрузках не восстанавливается); сумма НДС восстанавливается пропорционально остаточной (балансовой) стоимости основного средства без учета переоценки; восстанавливаемая сумма НДС определяется с учетом доли, в которой основное средство используется для экспортных операций (Минфин России распространил эту операцию также на те основные средства, которые применяются для производства экспортной продукции).

Между тем согласно Решению ВАС РФ от 26.02.13 г. № 16593/12 некоторые положения Письма № 03-07-15/56 признаны недействующими и вот почему: суд указал, что данное письмо является письменным разъяснением для налоговых органов по вопросам применения законодательства о налогах и сборах. Содержащееся в нем толкование п.п. 5 п. 3 ст. 170 НК РФ порождает право налоговых органов предъявлять требования к налогоплательщикам, которые могут повлечь нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе прав и законных интересов общества в осуществляемой им сфере предпринимательской деятельности, связанной с вывозом товаров с таможенной территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта.

В соответствии со ст. 38 НК РФ для целей налогообложения товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Характеристика основных средств содержится в приказе Минфина России от 30.03.01 г. № 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету „Учет основных средств“ ПБУ 6/01». Определение понятия «основное средство» также имеется в ст. 257 НК РФ. Следовательно, для целей налогообложения и бухгалтерского учета, показатели которого применяются при исчислении налогов, понятия «товар» и «основное средство» имеют различные правовые значения.

При использовании средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) такие орудия производства квалифицируются в качестве основных средств. В случае отчуждения основных средств они переходят в категорию товаров как предназначенные для реализации налогоплательщиком.

На основании п.п. 5 п. 3 ст. 170 НК РФ на налогоплательщиков налагается обязанность по восстановлению сумм НДС, принятых к вычету по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ, в случае дальнейшего использования товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов и имущественных прав для осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг), налогообложение которых определено в п. 1 ст. 164 НК РФ с применением налоговой ставки 0%.

Следовательно, применительно к основным средствам правила, установленные п.п. 5 п. 3 ст. 170 НК РФ, относятся только к средствам труда, применяемым в операциях по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по налоговой ставке 0%. На основные средства, используемые налогоплательщиком при производстве продукции (товаров), данные правила не распространяются, так как в указанном подпункте упоминание об основных средствах, используемых в производстве товаров (работ, услуг), отсутствует.

В соответствии с п.п. 5 п. 3 ст. 170 НК РФ налогоплательщики обязаны восстанавливать суммы НДС в размере, ранее принятом к вычету (в том числе в отношении основных средств), но в нем отсутствуют предписания, обязывающие налогоплательщиков производить расчет частей (долей), в которых основные средства используются в операциях, облагаемых по налоговой ставке, предусмотренной п. 1 ст. 164 НК РФ, определять пропорции НДС и вести необходимый в таких случаях раздельный учет сумм названного налога в порядке, аналогичном установленному в п. 4 ст. 170 НК РФ, для налогоплательщиков, которые осуществляют операции, как облагаемые НДС, так и освобождаемые от налогообложения.

Таким образом, содержащееся в абзаце 5 Письма № 03-07-15/56 разъяснение о необходимости расчета НДС, подлежащего восстановлению по основным средствам, исходя из сумм налога, принятых к вычету в той доле, в которой основные средства используются при производстве и (или) реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по налоговой ставке 0%, не основано на нормах НК РФ, регламентирующих вопросы восстановления принятых к вычету сумм НДС при использовании основных средств в операциях реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по налоговой ставке 0%.

Количество случаев восстановления сумм НДС в отношении одного и того же объекта основных средств в НК РФ не установлено.

Поэтому разъяснение, изложенное во втором предложении абзаца 6 Письма № 03-07-15/56, об отсутствии у налогоплательщика обязанности повторно восстанавливать суммы НДС также не основано на нормах НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 6 НК РФ нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим НК РФ, если такой акт изменяет определенное НК РФ содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, изменяет установленные НК РФ основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых названным законодательством.

С учетом изложенного в соответствии с признаны не соответствующими НК РФ и не действующими в указанных частях:

абзац 5 в части слов «в той доле, в которой основные средства используются при производстве и (или) реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по нулевой ставке налога, и»; второе предложение абзаца 6 Письма № 03-07-15/56.

С учетом данного решения суда и исходя из буквального прочтения нормы п.п. 5 п. 3 ст. 170 НК РФ с 26 февраля 2013 г. каждый раз, когда основное средство будет использоваться налогоплательщиком для осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных п. 1 ст. 164 НК РФ, придется восстанавливать налог в полной сумме. Принять его к вычету можно в том налоговом периоде, когда нулевая ставка налога будет подтверждена налогоплательщиком.

Следовательно, в сущности механизм восстановления налога по основным средствам, участвующим в экспортной реализации (по нашему мнению, прежде всего это касается транспортных средств), представляет собой своего рода беспроцентный кредит, который налогоплательщик дает бюджету до тех пор, пока его основное средство участвует в экспортных поставках.

В соответствии с Федеральным законом от 24.11.14 г. № 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ» (далее – Закон № 366-ФЗ) с 1 января 2015 г. п.п. 5 п. 3 ст. 170 НК РФ утратил силу. В этом подпункте шла речь о суммах НДС, принятых к вычету по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, которые впоследствии подлежали восстановлению в случаях дальнейшего их использования для осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных п. 1 ст. 164 НК РФ. Иными словами, норма, которая прямо обязывала восстанавливать «входной» НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), относящийся к экспортным поставкам, с 1 января 2015 г. не действует. Означает ли это прекращение обязанности восстановления экспортного НДС?

Общая и специальная норма

Отметим, что отсутствие с 1 января 2015 г. специальной нормы (п.п. 5 п. 3 ст. 170 НК РФ) не означает отсутствие обязанности восстановления «входного» НДС по товарам (работам, услугам), ранее принятого к вычету при их приобретении.

Согласно положениям п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории РФ товаров (работ, услуг), подлежат вычету в случае использования этих товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС, после их принятия на учет на основании счетов-фактур, выставленных продавцами. Общие принципы применения налоговых вычетов содержатся в п. 3 ст. 172 НК РФ. Так, вычеты сумм налога, предусмотренных пп. 1–8 ст. 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг) на экспорт, производятся на момент определения налоговой базы, установленный ст. 167 НК РФ. Таким моментом является последнее число квартала, в котором собран полный комплект документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки (п. 9 ст. 167 НК РФ).

В разъяснениях Минфин России (письма от 28.08.15 г. № 03-07-08/49710, от 13.02.15 г. № 03-07-08/6693) подчеркивает, что п. 3 ст. 172 НК РФ установлен особый порядок принятия к вычету этого налога в отношении операций, облагаемых НДС по нулевой ставке, согласно которому вычет налога по приобретенным товарам (работам, услугам) производится на момент определения налоговой базы, установленный ст. 167 НК РФ.

Аргументацию Минфина России подтверждает арбитражная практика. Так, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 4.03.15 г. № А56-3184/2014 также сделан вывод о том, что право на вычет НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для использования в операциях, облагаемых НДС по ставке 0% (т.е. на экспорт), возникает лишь на момент определения налоговой базы по таким операциям (п. 3 ст. 172 НК РФ).

Таким образом, суммы «входного» НДС, принятые к вычету при приобретении товаров (работ, услуг), в случае дальнейшего использования товаров (работ, услуг) для осуществления операций, облагаемых по нулевой ставке НДС, подлежат восстановлению. Указанные суммы НДС отражаются в графе 5 по строке 100 «Суммы налога, подлежащие восстановлению при совершении операций, облагаемых по налоговой ставке 0 процентов» раздела 3 налоговой декларации по НДС, форма и порядок заполнения которой утверждены приказом ФНС России от 29.10.14 г. № ММВ-7-3/558.

Вычет НДС по основным средствам, используемым при производстве и реализации экспортной продукции

Следующим проблемным вопросом является необходимость восстановления «входного» НДС в части основных средств, так или иначе связанных с экспортными поставками.

С одной стороны, в п. 2 ст. 171 НК РФ речь идет только о налоговых вычетах «входного» НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), используемых для осуществления операций, облагаемых по ставке 0%.

С другой стороны, имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные налоговые вычеты. Статьей 166 НК РФ определен порядок исчисления налога на добавленную стоимость как операций, облагаемых по «обычной» ставке, так и операций, облагаемых по ставке 0%. Порядок определения налоговых вычетов является общим, а дополнительные ограничения налоговым законодательством установлены лишь в части момента принятия «входного» НДС в состав налоговых вычетов (либо после сбора полного пакета документов в соответствии со ст. 165 НК РФ, либо на 181-й день, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта).

Начиная с 1.10.11 г. при использовании основных средств для реализации экспортной продукции «входной» НДС по основным средствам, ранее принятый к вычету, восстанавливается в том отчетном периоде, в котором происходит отгрузка товаров, облагаемых по нулевой ставке. Как мы уже отмечали, п.п. 5 п. 3 ст. 170 НК РФ, обязывающий восстанавливать суммы НДС в размере, ранее принятом к вычету (в том числе в отношении основных средств), уже не действует.

Таким образом, в настоящее время нет необходимости восстанавливать «входной» НДС в части основных средств, используемый при производстве и реализации экспортной продукции. Иное дело, если речь идет о реализации самого основного средства (например, оборудования) на экспорт. В этом случае действует особый порядок принятия НДС к вычету, установленный п. 3 ст. 172 НК РФ (письмо Минфина России от 27.02.15 г. № 03-07-08/10143).

Однако в отношении основных средств, приобретенных до 1.01.15 г., по-прежнему острым является вопрос о методике восстановления экспортного НДС в части основных средств, использованных для экспортных операций.

Представители финансового ведомства (письмо Минфина России от 1.06.12 г. № 03-07-15/56) разъясняли порядок применения данной нормы следующим образом:

1) восстановление НДС осуществляется пропорционально остаточной (балансовой) стоимости основного средства (без учета переоценки) с учетом доли использования основного средства для экспортных операций;

2) при дальнейшем использовании основного средства для операций, облагаемых по нулевой ставке, НДС повторно не восстанавливается.

На практике такая позиция финансового ведомства порождала все больше вопросов у налогоплательщиков. Однако решением ВАС РФ от 26.02.13 г. № 16593/12 разъяснения финансового ведомства ВАС РФ были признаны не соответствующими налоговому законодательству и соответственно не подлежащими применению. В таблице приведен алгоритм восстановления «входного» НДС по основным средствам, используемым для реализации экспортной продукции, высказанный судьями ВАС РФ.

Алгоритм восстановления «входного» НДС по основным средствам, действующий до 1.01.15 г.

Восстановлению подлежит «входной» НДС, ранее принятый к вычету по основным средствам, используемым для операций по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 0%

То есть по основным средствам, использованным для производства экспортных товаров (работ, услуг), «входной» НДС не восстанавливается (например, фрезеровальный станок для изготовления деталей, отгружаемых на экспорт), а по основным средствам, использованным для реализации экспортных товаров (работ, услуг), «входной» НДС должен быть восстановлен (например, погрузочно-разгрузочная машина, транспортировочная лента)

Восстановлению подлежит «входной» НДС, ранее принятый к вычету по основным средствам, в полном объеме. При этом не производится расчет никаких долей, в которых основное средство используется для экспортных операций

Единожды восстановленный НДС, который впоследствии принимается к вычету, восстанавливается вновь при использовании для экспортных операций. То есть процесс восстановления «входного» НДС может быть бесконечным до той поры, когда основное средство не перестанет использоваться для экспортных операций

Арбитражная практика

При разрешении спорных ситуаций, связанных с необходимостью восстановления «входного» НДС по основным средствам, следует принимать во внимание уже сложившуюся арбитражную практику.

По мнению судей, в п.п. 5 п. 3 ст. 170 НК РФ речь идет о расходах, связанных с реализацией продукции, а не с их производством и выпуском. Указанный подход по средствам труда (основным средствам), используемым в производстве, изложен в решении ВАС РФ от 26.02.13 г. № 16593/12. Применительно к основным средствам правила, установленные п.п. 5 п. 3 ст. 170 НК РФ, относятся только к средствам труда, используемым в операциях по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых в соответствии с п. 1 ст. 164 НК РФ по налоговой ставке 0%. Судебные коллегии разных округов приходили к выводу о том, что в п.п. 5 п. 3 ст. 170 НК РФ упоминается о товарах (работах, услугах) и имущественных правах, которые в дальнейшем используются для осуществления операций по реализации экспортных товаров, а не в их производстве (постановления ФАС Московского округа от 12.01.15 г. № А40-142318/2013, ФАС Северо-Кавказского округа от 19.05.15 г. № А32-6437/2014 и от 18.08.14 г. № А53-16177/2013, Пятого арбитражного апелляционного суда от 4.12.13 г. № А51-11475/2013).

Таким образом, с 1 января 2015 г. если (аналогичное требование относится и к нематериальным активам) участвуют в экспортных операциях, то по ним не нужно восстанавливать «входной» НДС, принятый ранее к вычету при их приобретении.

Но что делать тем налогоплательщикам, которые восстановили «входной» НДС по основным средствам в 2014 г. и не успели принять его к вычету после 1 января 2015 г.?

Подобную ситуацию озвучивали представители Минфина России на семинарах – восстановленная сумма НДС в части основных средств и нематериальных активов, использованных для осуществления операций по реализации экспортных товаров, подлежит вычету на дату подтверждения нулевой ставки НДС. Это означает, что как только налогоплательщик соберет полный пакет экспортных документов, восстановленный ранее «входной» НДС в части основных средств можно принять к вычету.

Период восстановления экспортного НДС по товарам (работам, услугам)

Ни ст. 171, ни ст. 172 НК РФ не дают ответа на вопрос: в каком периоде должно производиться восстановление экспортного НДС? А если изначально (т.е. в момент приобретения товаров, работ, услуг) налогоплательщик по объективным причинам может не знать, в каких операциях, облагаемых НДС, будут использованы данные товары (работы, услуги) – по ставкам 10 и 18% на внутреннем рынке или по ставке 0% при реализации товаров в таможенном режиме экспорта? Положения абзаца 1 п. 3 ст. 172 НК РФ устанавливают обязанность применения вычетов в налоговом периоде определения налоговой базы только в отношении операций, облагаемых по ставке 0%.

Предусмотренные главой 21 НК РФ положения не детализируют порядок восстановления сумм НДС в случае, когда до подтверждения нулевой ставки налогоплательщик заявил к возмещению соответствующие суммы НДС по внутреннему рынку. В отношении иных операций по общему правилу вычеты могут быть заявлены ранее – в момент получения документов, достаточных для применения вычетов, и до налогового периода, в котором возникает обязанность по исчислению налога с налоговой базы.

Порядок определения суммы налога, относящейся к товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых облагаются по налоговой ставке 0%, устанавливается принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.

В этом смысле показательным является арбитражный спор одного из налогоплательщиков, который касается правомерности использования методики восстановления экспортного НДС (организация реализует продукцию по ставкам 18% на внутренний рынок РФ и 0% на экспорт), закрепленной им в учетной политике (постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10.08.15 г. № А19-2281/2015).

Так, при невозможности отнесения затрат на определенный вид готовой продукции распределение НДС производится следующим образом:
- сумма «входного» НДС и налоговых вычетов по товарам (работам, услугам), используемым в производстве готовой продукции и реализуемым по разным ставкам НДС, определяется пропорционально стоимости готовой продукции, отгруженной за , без НДС;
- НДС остатков товаров (сырья), не использованных в производстве, подлежит возмещению в полном объеме, при этом налог, принятый к вычету, восстанавливается в налоговом периоде, в котором сырье было использовано в производстве готовой продукции, отгруженной в режиме экспорта;
- в периоде отсутствия отгрузки, в том числе и на экспорт, НДС по товарам (работам, услугам) возмещается в полном объеме в соответствии с НК РФ и в последующих периодах восстанавливается по мере списания затрат в производство и возмещается по мере подтверждения ставки 0%.

Таким образом, по товару, приобретенному и не использованному при производстве продукции (остаток на складе), направление реализации которого в отчетном периоде неизвестно, НДС возмещается по разделу 3 налоговой декларации, а по товару, приобретенному в прошлых отчетных периодах и не использованному при производстве продукции (остаток на складе), при его использовании для производства продукции, отгруженной в таможенном режиме экспорта, НДС восстанавливается по строке 100 налоговой декларации и возмещается пропорционально собранному пакету документов в соответствии со ст. 165 НК РФ в разделе 4 налоговой декларации.

Такая методика не противоречит положениям действующего законодательства о налогах и сборах и обусловлена налоговой политикой экспортера, особенностями приобретения и реализации им товаров, непрерывностью процесса их поставки.

В письме Минфина России от 28.08.15 г. № 03-07-08/49710 также отмечено, что данную обязанность по восстановлению экспортного НДС налогоплательщик должен исполнить не позднее налогового периода, в котором производится выпуск товаров в таможенной процедуре экспорта.

Напомним, что для целей обложения НДС товар считается экспортируемым с момента его помещения под таможенный режим экспорта. В соответствии с частью 3 ст. 157 ТК РФ днем помещения товаров под таможенный режим считается день выпуска товаров таможенным органом.

То есть восстановление «входного» НДС при экспорте товаров (работ, услуг) не влечет необходимость в подаче уточненной налоговой декларации за период, в котором ранее был заявлен вычет НДС по приобретенным товарам (работам, услугам).

Мы рассказывали в наших консультациях. В этом материале расскажем о порядке восстановления НДС по экспортным операциям.

Определяемся с экспортным товаром

Порядок принятия НДС к вычету или его восстановления зависит от вида экспортируемых товаров.

Для этих целей выделяют сырьевые и несырьевые товары.

  • минеральные продукты;
  • продукция химической промышленности и связанных с ней других отраслей промышленности;
  • древесина и изделия из нее;
  • древесный уголь;
  • жемчуг и изделия из него;
  • драгоценные и полудрагоценные камни и изделия из них;
  • драгоценные металлы, недрагоценные металлы и изделия из них.

Соответственно, иные товары являются несырьевыми.

Экспорт сырьевых товаров

В случае экспорта сырьевых товаров входной НДС по товарам (работам, услугам), использованным при экспорте, принимается к вычету в том квартале, в котором собран пакет документов, предусмотренный п. 1 ст. 165 НК РФ . Тем самым подтверждается обоснованность ставки НДС 0%.

Если же сырьевые товары планировались реализовывать на внутреннем рынке и НДС по товарам (работам, услугам), связанным с экспортом сырьевых товаров, был принят к вычету в общем порядке в момент принятия таких товаров (работ, услуг) на учет, на дату экспортной отгрузки НДС по ним придется восстановить (п. 3 ст. 172 НК РФ , Письмо Минфина от 28.08.2015 № 03-07-08/49710).

Восстановленный НДС можно будет принять к вычету в том квартале, в котором будут собраны документы, подтверждающие ставку 0%, или по истечении 180 календарных дней после отгрузки, если ставка 0% не была подтверждена в отведенное время, в зависимости от того, что произойдет раньше.

Экспорт несырьевых товаров

При экспорте несырьевых товаров вопрос восстановления НДС по товарам (работам, услугам), использованным в экспорте, решается в зависимости от того, когда такие товары (работы, услуги) были приняты на учет (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.05.2016 № 150-ФЗ).

Вариант 1. Товары (работы, услуги), связанные с экспортом несырьевых товаров, были приняты на учет до 01.07.2016, и НДС по ним был принят к вычету в момент принятия к учету, поскольку предполагалась продажа товаров на внутреннем рынке.

В этом случае при экспорте несырьевых товаров НДС нужно будет восстановить на дату экспортной отгрузки, как и в случае с сырьевыми товарами. И принять к вычету восстановленный НДС можно будет в порядке, описанном выше для сырьевых товаров.

Естественно, если НДС по таким товарам до момента экспорта к вычету не принимался, сделать это можно будет на момент подтверждения ставки 0% или по прошествии 180 календарных дней, если экспорт окажется неподтвержденным.

Вариант 2. Товары (работы, услуги), используемые в экспорте несырьевых товаров, были приняты на учет 01.07.2016 или позже.

Тогда НДС по ним принимается к вычету в общем порядке - на момент принятия к учету - и независимо от того, будут товары экспортироваться или реализовываться на внутреннем рынке. НДС в таком случае восстановлению не подлежит (

В данной статье мы разберем как осуществляется учет и восстановление НДС при экспорте товаров.

Учет НДС при экспорте товаров

Сделки при продаже товарно-материальных ценностей иностранным контрагентам облагаются НДС по «нулевой» процентной ставке. Такое право закреплено п.1 ст. 164 НК РФ.Нов течение полугода его нужно подтвердить. В случае просрочки, компания обязана рассчитать и уплатить НДС.Кроме того, налоговики насчитают пени весь за период просрочки.

Также организации необходимо сдать в инспекцию пакет бумаг для проверки:

  1. Контракт (договор-поставки) с иностранным контрагентом;
  2. Декларация, выданная таможенными органами, с отметкой «Выпуск разрешен» и датой выбытия;
  3. Вся сопроводительная документация: транспортные накладные, коносамент, грузовые накладные и проч.

Данный список представлен в общем. Для каждого вида продукции, а также условий доставки ст. 165 НК РФ предусмотрен более развернутый перечень документов.

При выполнении вышеперечисленных условий, все собранные бумаги следует подать в ФНС для проведения инспекторами камеральной проверки. К пакету необходимо приложить декларацию (п. 9 ст. 167 НК РФ).В 3 месячный срок налоговики должны решить, правомерно ли заявлена «нулевая» процентная ставка или нет.

Восстановление НДС при экспорте

Рассмотрим, как проходил процесс исчисления (восстановления) и расчета налога до 01.01.2015 г. НДС, который был представлен к вычету, при экспортной реализации необходимо было восстановить, то есть исчислить. Процедура включала в себя 3 шага:

  • При поступлении товаров от поставщика НДС заявлялся к вычету на основании входящих счетов-фактур;
  • При реализации данных ТМЦ иностранным контрагентамреализация облагалась по«0» ставке;
  • По факту реализации заявленный к вычету НДС необходимо было восстановить и перечислить в ФНС.

Такой порядок был регламентирован п.3пп.5 ст. 170 НК РФ.

Но данная норма была упразднена ФЗ от 24.11.2014 № 366-ФЗ.

Из этого следует, по мнению многих налогоплательщиков, что восстанавливать заявленный ранее к вычету НДС больше нет необходимости.

Однако позиция чиновников в данном случае весьма однозначна: фирма обязана рассчитать ивосстановить к уплате входной НДС. Причем данную процедуру следует провести в тот налоговый период (квартал), когдаТМЦ прошли таможенные процедуры. (Письмо Минфина от 28.08.2015 г. № 03-07-08/49710).

В разъяснениях Минфин опирается на нормы п.3 ст. 172 НК РФ: при продажах ТМЦ на экспорт,НДС, уплаченный поставщику, подлежит вычету на дату определения базы для налогообложения, а именнона дату выпуска товаров, указанную вдекларации, выданной таможенными органами (ст. 167 НК РФ).

Бухгалтерские проводки. Пример №1

Для удобства расчётов все примеры приведены в рублях.

Фирма ООО «Ромашка» 23.11.2015 г. приобрела товар стоимостной оценкой 1 950 000 руб. (в т.ч. НДС 297 457,63 руб.).14.12.2015г. был подписан контракт с итальянской компанией о продаже ТМЦ в размере2 450 000 руб.21.12.2015г. покупатель оплатил предоплату в размере 35% на сумму 857 500 руб. 13.01.2016г. фирма «Перевозка» доставила ТМЦ до морского порта. За свои услуги фирма предъявила счет-фактуру и акт выполненных работ стоимостной оценкой 380 000 руб. (в т.ч. НДС 57 966,10 руб.) Тогда же право владенияТМЦ переходит покупателю. 08.02.2016г.итальянский контрагент доплатил остаток долга в размере 1 592 500 руб.

К 25.03.2016г. все документы по поставке были собраны. 19.04.2016г. бухгалтер подал декларацию и собранный пакет документов на камеральную проверку в ФНС.

16.05.2016г. ФНС вынесла решение о правомерности экспортного НДС.

В бухучете необходимо провести следующие записи

Дата Дебет Кредит Сумма, руб. Содержание
19.11.2015 60 51 1 950 000 Перечислена оплата за ТМЦ
41 60 1 652 542,37 Товар оприходован
19 60 297 457,63 Учтен входящий НДС
21.12.2015 52 62 857 500 Получена предоплата от покупателя
62 76 АВ 130 805,08 Выделен авансовый НДС к оплате
76 АВ 51 130 805,08 Уплачен НДС с аванса
31.12.2015 68 19 297 457,63 Входящий НДС предъявлен к вычету
13.01.2016 76 51 380 000 Оплачены услуги
44 76 322 033,9 Отражены расходы по доставке
19 76 57 966,10 Учтен входящий НДС
62 90 2 450 000 ТМЦ прошли таможенный контроль
90 41 1 652 542,37 Списана себестоимость ТМЦ
08.02.2016 52 62 1 582 500 Покупатель оплатил последний транш
31.03.2016 19 68 297457,63
16.05.2016 76 АВ 62 130 805,08 НДС,уплаченный с аванса предъявлен к возмещению
68 76 АВ 130 805,08

Экспорт не подтвержден

Если плательщик НДС не сдалв инспекцию ФНС полный пакет бумаг, то на следующий после окончания срока день он обязан исчислить и перечислить в органы ФНС НДС в размере 10 или 18% (учитывая номенклатуру продаваемого товара). Помимо оплаты плательщик налогов должен подать «уточненку» с указанием расчетных сумм налога.

Так как налог оплачивается спустя полгода от указанной в уточняющей декларации даты, налоговики исчисляют пени в размере 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ (п. 4 ст. 75 НК РФ). Расчет пеней происходит с 21 числа, после отчетного месяца(письмо Минфинаот 28.07.2006 N 03-04-15/140).

Однако судьи считают, что исчислять пени необходимо начиная с 181 дняот даты таможенного оформления (Постановление Президиума ВАС от 16.05.2006 N 15326/05).

Помимо пеней на организацию могут быть наложены штрафы, предусмотренные ст. 122 НК РФ. Позиции судей по данному делу расходятся. Некоторые полагают, что наложение штрафа неправомерно, в связи с тем, что на сбор бумаг для подтверждение экспортного НДС у налогоплательщика есть 3 года. То есть на 181 день он оплачивает НДС, а после в течение 3 лет может предъявить его возмещению (Постановление Президиума Вас от 11.11.2008 N 6031/08).

Но есть примеры противоположных решений (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.02.2009 N А10-1614/08-Ф02-344/09).

Бухгалтерские проводки. Пример №2

Для упрощения примера данные приводятся в рублях.

12.01.2015г. компания ООО «Стелла» заключила контракт с иностранным контрагентом ценой 3 550 000 руб. ТМЦ были приобретены 10.12.2014 г. за 2 750 000 руб. (в т.ч. НДС 419 491,53 руб.). 26.01.2015г. ТМЦ прошлитаможенный контроль. 16.02.2015г. покупатель перечислил оплату.

В течение полугода документы собраны не были, и компания оплатила НДС 25.07.2015г. в размере 639 000 руб. (3 550 000 ×18%)

18.11.2015г. пакет бумаг, которые подтверждают экспорт, был собран и 19.01.2016г. передан вместе с декларацией в органы ФНС. 29.02.2016г. Инспекция приняла решение о правомерности применения заявленной «0» процентной ставки.

Дата Дебет Кредит Сумма, руб. Содержание
10.12.2014 60 51 2 750 000 Оплачен товар поставщику
41 60 2 330 508,47 Товар оприходован
19 60 419 491,53 Учтен входящий НДС
31.12.2014 68 19 419 491,53 НДС предъявлен к вычету
26.01.2015 62 90 3 550 000 Товары пересекли границу и право владения перешло к покупателю
90 41 2 330 508,47 Списана себестоимость ТМЦ
16.02.2015 52 62 3 550 000 Покупатель оплатил товар
31.03.2015 19 68 419 491,53 Восстановлен предъявленный к вычету НДС
25.07.2015 68начисл 51 639 000 Оплата просроченного НДС
29.02.2016 68возм 68 начисл 639 000 Начислен НДС к возмещению по неподтвержденному экспорту

Государство выражает свою заинтересованность в активизации внешнеэкономической деятельности путем снижения налоговых ставок. Однако процесс их применения имеет много тонкостей и нюансов и вызывает массу вопросов у налогоплательщиков.

Вопрос о необходимости восстановления именно в момент отгрузки НДС по товару, отгруженному в режиме экспорта, стал неожиданно актуальным в свете изменений в НК РФ.

Порядок принятия к вычету НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), использованным для экспортных поставок, определен абз. 1 п. 3 ст. 172 НК РФ, в соответствии с которым вычеты сумм налога, предусмотренных п., п. 1 - 8 ст. 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в п. 1 ст. 164 НК РФ, производятся на момент определения налоговой базы, установленный ст. 167 НК РФ. Вычеты сумм налога, указанных в п. 10 ст. 171 НК РФ, производятся на дату, соответствующую моменту последующего исчисления налога по налоговой ставке 0 процентов в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных п. 1 ст. 164 НК РФ, при наличии на этот момент документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.

В соответствии с п. 9 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы по экспортным операциям является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ и подтверждающих правомерность применения нулевой ставки налога. При этом документы, подтверждающие экспорт, представляются в налоговый орган в срок не позднее 180 календарных дней считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта (п. 9 ст. 165 НК РФ).

Если полный пакет документов, предусмотренных п. 1 ст. 165 НК РФ, не собран в установленный абз. 1 п. 9 ст. 165 НК РФ срок, на 181-й день организация обязана исчислить сумму НДС в отношении операции по реализации товара с применением соответствующей ставки НДС (абз. 2 п. 9 ст. 165, абз. 10 пп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ). В таком случае моментом определения налоговой базы по рассматриваемой операции реализации будет являться дата отгрузки товаров на экспорт (пп. 1 п. 1, абз. 2 п. 9 ст. 167 НК РФ).

Вычет НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), использованным для экспортных поставок, производится на момент определения налоговой базы на основании абз. 1 п. 3 ст. 172 НК РФ.

Таким образом, право на вычет суммы НДС возникает только в том налоговом периоде, на который приходится момент определения базы по НДС, а именно:

  • в котором собран полный комплект документов, подтверждающих экспортный характер операции и перечисленных в ст. 165 НК РФ (п. 9 ст. 167, п. 3 ст. 172 НК РФ) документов;
  • на который приходится дата отгрузки товаров, если в установленный срок правомерность применения «нулевой» ставки НДС не подтверждена.
В свою очередь срок на сбор подтверждающих документов составляет 180 календарных дней с даты помещения товаров под таможенные процедуры экспорта, свободной таможенной зоны, перемещения припасов (п. 9 ст. 165 НК РФ).

Следует отметить, что до 01.01.2015 г. в соответствии с пп. 5 п. 3 ст. 170 НК РФ суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), подлежали восстановлению налогоплательщиком при дальнейшем использовании товаров (работ, услуг) для осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных п. 1 ст. 164 НК РФ. Восстановление сумм НДС производилось в налоговом периоде, в котором осуществляется отгрузка товаров (выполнение работ, оказание услуг), предусмотренных п. 1 ст. 164 НК РФ.

Соответственно, до 01.01.2015 г. в случае если изначально Экспортер принимал предъявленный НДС к вычету в периоде приобретения товаров (работ, услуг) при дальнейшем использовании приобретенных товаров (работ, услуг) для осуществления экспортных операций, на дату совершения указанной операции (на дату отгрузки товара (выполнение работ, оказание услуг) на экспорт) НДС подлежал восстановлению к уплате.

С 01.01.2015 вступил в силу пп. «б» п. 5 ст. 1 Федерального закона от 24.11.2014 № 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым с указанной даты утрачивает силу пп. 5 п. 3 ст. 170 НК РФ. Таким образом, с указанной даты Гл. 21 НК РФ не только не содержит порядок восстановления предъявленного и принятого ранее к вычету НДС, но и в общем случае не определяет в качестве основания для восстановления сумм НДС, ранее принятых к вычету, отгрузку товаров на экспорт. Соответственно, в настоящее время в Гл.21 НК РФ имеет место неопределенность в установлении периода, в котором подлежит восстановлению принятый ранее к вычету НДС по товарам (работам, услугам). В тоже время, учитывая положения п.3 ст. 172 НК РФ в части условий принятия к вычету НДС по товарам (работам, услугам), используемых при осуществлении экспортных операций, представляется возможным сделать вывод, что необходимость восстановления НДС в периодах принятия его к вычету по приобретенным товарам (работ, услуг) отсутствует. В то же время, при ответе на вопрос о периоде восстановления НДС в настоящее время представляется возможным исходить из следующего.

Ранее, до вступления в силу п. 3 ст. 170 НК РФ, Минфин РФ разъяснял, что суммы НДС, уплаченные поставщикам товаров (работ, услуг) и ранее принятые к вычету, подлежат восстановлению при реализации данных товаров (работ, услуг) на экспорт не позднее налогового периода, в котором осуществлены отгрузка товара и оформление ГТД (т.е. в независимости от того факта, собран ли пакет документов, подтверждающий нулевую ставку НДС) (например, в Письме Минфина России от 28 апреля 2008 г. № 03-07-08/103, Письме Минфина России от 05.05.2011 № 03-07-13/01-15, Письме Минфина России от 25.10.2010 № 03-07-08/301). Аналогичная позиция изложена в Письме ФНС России от 9 августа 2006 г. № ШТ-6-03/786@, а также имела место и в арбитражной практике, в частности, в Постановлении ФАС Центрального округа от 6 сентября 2006 г. № А09-3148/06-12, ФАС Северо-Западного округа от 13 января 2006 г. № А56-20054/2005, от 5 апреля 2005 г. № А56-35984/04, от 17 октября 2005 г. № А56-35984/04).

В то же время, в ряде случаев судебные органы признавали правомерным восстановление налогоплательщиком НДС лишь в налоговом периоде, когда либо собраны все документы для подтверждения нулевой ставки НДС, либо истек 180-дневный срок сбора пакета документов (Определения ВАС РФ от 19 ноября 2008 г. № 12536/08, от 7 апреля 2009 г. N 4027/09, от 31 марта 2009 г. № 3654/09, от 27 февраля 2009 г. № 1333/09, Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 17 сентября 2007 г. по делу № А79-160/2007, ФАС Московского округа от 12 июля 2006 г. № КА-А41/6325-06, ФАС Западно-Сибирского округа от 23 октября 2006 г. № Ф04-6872/2006(27584-А70-14)). В данных решениях судебных органов основным аргументом в пользу указанной позиции являлся тот факт, что до вступления в силу положений пп. 5 п. 3 ст. 170 НК РФ действующим законодательством по налогам и сборам не были установлены правила восстановления НДС в рассматриваемой ситуации. Как было указано ранее, после 01.01.2015г. НК РФ также, в свою очередь, не содержит указанных правил, что увеличивает вероятность признания не противоречащим действующему законодательству восстановление НДС в периоде, в котором представлена декларация, т.е. в периоде, когда собран полный комплект документов, подтверждающих экспортный характер операции, либо в периоде, на который приходится дата отгрузки товаров на экспорт, если в установленный срок правомерность применения ставки НДС 0% не подтверждена.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: