Математические физкультминутки для детей 3 4 лет. Физкультминутки на занятиях с младшими дошкольниками

Как часто бывает, маленькие дети быстро утомляются, и взрослые не знают, что с этим делать. Одним из средств профилактики перенапряжения и усталости в дошкольной педагогике являются физкультминутки. Эта форма двигательной активности благоприятно влияет на психику ребёнка, поднимает настроение и даёт заряд бодрости. Физкультминутки необходимы на занятиях в детском саду - они помогают сохранить здоровье детей.

Физкультминутки в младших группах ДОУ: значение, задачи, виды

Родители получают для ребёнка путёвку в детский садик - наступает первый этап социализации в жизни маленького человека. Он попадает в неизвестную и такую среду. Новые друзья, интересные предметы и игрушки, знакомство с педагогами и много-много информации. Ребёнок приобретает умения и знания, развивается физически и интеллектуально - образовательный процесс в ДОУ непрерывен и осуществляется в различных режимных моментах. Но помимо обучающей задачи перед педагогическим коллективом обязательной целью стоит созидание здоровья воспитанников. Научить необходимым навыкам и передать опыт нужно, не подвергая детей эмоциональному, умственному и физическому перенапряжению или истощению.

Согласно ФГОС (Федеральному государственному образовательному стандарту) воспитатель является гарантом охраны и укрепления здоровья детей - физического и психического.

Воспитатель заботится о том, чтобы у подопечных было хорошее настроение в детском саду

Специфика обучения дошкольников заключается в частой смене деятельности. Дети поступают в ДОУ в возрасте от 1,5 (первая младшая группа) до 3 лет (вторая младшая группа). В этом возрасте ребёнок не может длительно концентрировать внимание на одном предмете или заниматься одним видом деятельности. Образовательные формы имеют направленность - познавательную, творческую, спортивную, трудовую. При этом в каждом занятии сочетаются разные виды активности: двигательная, словесная, зрительное и слуховое восприятие, продуктивное творчество.

Занятие в детском саду сочетает в себе разнообразные формы обучения: наблюдение, обсуждение, практическую и словесную деятельность

Одним из простых и эффективных методов профилактики переутомления на занятии является проведение физкультминутки. Это комплекс физических упражнений малой и средней подвижности для отдельных групп мышц. Физкультминутка - обязательный элемент, который включается в середину занятия или ранее при возникновении признаков переутомления у детей. Длительность физкультминутки в младших группах составляет 1,5–2 минуты.

Физкультминутка состоит из упражнений для разных групп мышц

По поведению детей 1,5–4 лет сразу виден момент, когда они утомились и теряют интерес к выполняемому заданию. Они ёрзают, смотрят по сторонам, начинают громко разговаривать. Это должно послужить сигналом для воспитателя - требуется незамедлительно переключить внимание ребят. В противном случае работоспособность воспитанников продолжит снижаться, настроение ухудшаться. Физическое и эмоциональное утомление оказывает пагубное влияние на детский организм: кровообращение замедляется, меньше кислорода поступает в кровь и, соответственно, в головной мозг, - возникает стрессовая ситуация. Физкультминутка поможет переключить внимание детей на новые образы, они разомнутся, поиграют, появятся силы и желание продолжить занятие в позитивном ключе.

Интересный факт. Специалисты по дошкольной педагогике проводят исследования по степени устойчивости детского внимания. Так, у ребёнка 2 лет в среднем фиксируется 9 отвлечений за 10 минут занятия, у ребёнка 3–4 лет - 3 отвлечения.

Подвигаться во время занятия - естественная потребность младших дошкольников

На занятиях, требующих умственного напряжения (изучение наглядных материалов, участие в обсуждении), перерыв должен быть активным. Это не означает, что дети будут хаотично бегать или шуметь. Минутка двигательной активности организована воспитателем: он показывает малышам движения, сопровождает их словесными указаниями или чтением стихотворения, побуждает повторять за ним. Цель физкультминутки - в обеспечении кратковременного отдыха и стабилизации работоспособности воспитанников через расслабление мышц и органов восприятия.

Интересный факт. Физкультминутка является синтезом нескольких методов релаксации для детей:

  • физических упражнений,
  • прогрессирующей релаксации мышц,
  • глубокого дыхания,
  • прослушивания музыки,
  • смеха.

Смех - эффективный способ снятия стресса у детей и релаксации

Задачи физкультминуток в младших группах

  • Удовлетворение потребности детей в частой двигательной активности,
  • улучшение кровообращения, насыщения тканей и органов кислородом,
  • развитие внимания и памяти: слуховой, зрительной, сенсорной,
  • развитие крупной моторики и координации движений,
  • восстановление рабочей атмосферы и положительного эмоционального фона.

Проведение физкультминутки помогает в детям совершенствовать двигательные навыки и тренировать психические способности

Приёмы проведения

Поскольку внимание детей 1,5–4 лет непроизвольно, любой вид деятельности организуется воспитателем в яркой, привлекательной форме. Малыши будут заниматься тем, что им интересно. Поэтому для воспитанников первой и второй младшей группы не рекомендуется проводить физкультминутки под простой счёт с указанием движений. Проводя активную паузу с малышами, воспитатель использует следующие приёмы:

  • наглядность:
    • воспитатель является участником физкультминутки, позывает движения (может быть приглашён для показа воспитанник старшей группы или работник ДОУ в костюме),
    • использование картинок, презентаций, где изображён порядок действий (для малышей используются изображения мультипликационных и сказочных героев);
  • занимательность:
    • проведение физкультминутки в игровой форме,
    • использование весёлых стихотворений, потешек;
  • музыкальность: приветствуется проведение физкультминуток с музыкальным (аудиозапись) или песенным (исполняет воспитатель) сопровождением;
  • разнородные упражнения:
    • на развитие общей моторики (ходьба, прыжки, наклоны, махи),
    • на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры),
    • дыхательные упражнения,
    • элементы самомассажа.

Пальчиковые игры - частый элемент физкультминуток в младших группах

Виды и формы физкультминуток для детей 1,5–4 лет

Формы проведения физкультминутки с воспитанников младший групп делятся на два типа - за столом/сидя на стульчиках или стоя. Предпочтителен второй вариант - маленькие дети очень подвижны, для полноценного отдыха им необходимо размять все мышцы. Чтобы дети не потеряли интерес к физкультминуткам, время от времени проводятся динамические паузы с атрибутами: погремушками, флажками, платочками, массажными мячиками, искусственными цветами и веточками.

Большинство занятий проходят в положении сидя, поэтому для физкультминутки рекомендуется исходное положение стоя

  • Оздоровительно-гигиенические. Выполнение упражнений сопровождается стихотворениями или потешками, в которых содержатся указания о движениях. В качестве сопровождения используются также песенки (музыкальные физкультминутки Железновой).

    Зайчик серенький сидит - (Дети сидят на корточках.)
    И ушами шевелит,
    Вот так, вот так! - (Шевелят ладонями над головой, как ушками.)
    Зайке холодно сидеть,
    Надо лапочки погреть,
    Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп. - (Хлопают в ладоши.)Зайке холодно стоять,
    Надо зайке поскакать.
    Скок-скок, скок-скок. - (Подскоки на месте или хаотично по комнате.)

  • Подражательные. Дети имитируют движения живых и неживых объектов:
    • животных: мышка крадётся, котик выгибает спинку,
    • птиц: воробьишки скачут, цыплята клюют зёрнышки,
    • насекомых: бабочка летает, кузнечик прыгает,
    • человека: работа строительными инструментами, чистка зубов, приготовление пищи,
    • растений: деревья качают ветвями, бутон распускается,
    • транспорта: вращаются колёса поезда, самолёт выполняет вираж.

      Утром бабочка проснулась, - (Из положения сгруппировавшись на корточках сесть на колени, выпрямить спинку.)
      Улыбнулась, потянулась, - (Потянуть руки вверх и в стороны.)
      Раз - росой она умылась, - (Имитация умывания.)
      Два - изящно покружилась,
      Три - нагнулась и присела,
      На четыре - улетела. - (Имитация полёта бабочки.)

  • Танцевальные. Выполняются под русские народные или детские песенки. Воспитанники первой и второй младших групп импровизируют во время танцевальной физкультминутки - двигаются кто как умеет и хочет.

    Музыкальное сопровождения для физкультминуток подбирается мажорное, ритмичное. Для танцевальной паузы в младшей группе подойдут песенки «Вместе весело шагать», «В траве сидел кузнечик», «В каждом маленьком ребёнке», «Танец маленьких утят», «Калинка», «По малинку в сад пойдём», «Валенки», «Ой, вы, сени!», «Если дождик идёт не значит…», «Если утром дети умываются» и др.

Видео: музыкальная физминутка во второй младшей группе

Эта физкультминутка относится к оздоровительно-гигиеническому виду. Можно принять за танцевальную паузу: звучит ритмичная песенка, в движениях детей заметны танцевальные элементы. Но показанная на видеозаписи физическая деятельность не является импровизацией. Дети повторяют движения за воспитателем (он в кадр не попал, но взгляд детей направлен на него). Песенка содержит указания движений («Пяточка-носочек», «потопаем», «похлопаем», «попрыгаем» и др.) - это особенность музыки для оздоровительной физкультминутки.

Видео: физминутка «Машина»

На записи показана подражательная физкультминутка в младшей группе - детям предлагается сымитировать движения водителя машины: заводит машину, накачивает насосом шины, крутит руль. Двигательная активность обогащается логопедическим элементом: на каждое действие дети произносят соответствующий звук ([Ш-ш-ш], [Шшшш], [Жжжжж]), упражняются в речевом дыхании.

Видео: танцевальная физкультминутка в младшей группе

Как вы уже поняли, проще всего провести с младшими дошкольниками танцевальную минутку. Достаточно пригласить детей потанцевать, включить акустическую систему - малыши начинают активно двигаться. Воспитатель на видеозаписи использует креативный подход в организации физкультминуток: его подопечные танцуют под композицию «Livin’ la Vida Loca» Рики Мартина.

Методика проведения физкультминутки в первой младшей группе

В поведении воспитанников младших групп признаки утомления появляются, как правило, на 7–9 минуте занятия (при общей длительности в 15 минут). Это и есть условное время для динамической паузы.

  • Задание должно быть понятно детям («Под музыку мы будем бегать тихо, как мышки», «Сейчас мы громко похлопаем и бодро потопаем!»).
  • Желательно, чтобы содержание физкультминутки согласовывалось с темой занятия.

    На занятии по теме «Осень» проводится физкультминутка «Мы - листики осенние».

    Занятию по рисованию «Овощи» подходит физкультминутка - «Собираем урожай».

  • Незнакомый текст (песенку) для физкультминутки воспитатель предварительно разбирает с ребятами, показывает картинки по содержанию.
  • Дети 1,5–3 лет любят повторять - для них это способ обучения. Повторение время от времени знакомых физкультминуток на занятиях вызывает положительные эмоции: дети испытывают радость узнавания, пробуют подпевать, выполнять движения без постоянной оглядки на воспитателя.
  • Воспитатель демонстрирует увлечённость процессом: выразительно и задорно произносит стихотворный текст, поёт, танцует вместе с ребятами, при этом хвалит группу за инициативность и старание.
  • Физкультминутка - подвижный элемент в структуре занятия. Она может быть проведена чуть раньше условной седьмой минуты, если воспитатель наблюдает утрату интереса к выполняемой деятельности у детей. Если же они увлечённо чем-либо занимаются, им даётся завершить начатое, а физкультминутку провести во второй половине занятия.
  • Если ребёнок отказывается выполнять задания физкультминутки, его не принуждают. К выяснению причины этого отказа воспитателю рекомендуется вернуться сразу по окончании занятия (плохое настроение, неважное самочувствие, отсутствие мотивации).

Участие в физкультминутке - дело добровольное. Хочешь - стой, хочешь - сиди

Общая тема занятий Названия физкультминуток Комплекс упражнений
«Транспорт» «Поезд мчится и стучит»
  • Ходьба по кругу,
  • круговые движения согнутыми в локтях руками (крутятся колёса поезда),
  • шаги с притопом.
«Транспорт»
  • Ходьба на месте,
  • хлопки в ладоши,
  • имитация транспорта (крутят руль, летят, как самолёты, плывут, как корабль).
«Вы, колёсики, крутитесь»
  • Имитация вращения руля (крутят руками),
  • повторение в ускоряющемся темпе.
«Времена года» «Зимний день такой холодный»
  • Хлопки в ладоши,
  • приседания,
  • перекатывания по ковру,
  • имитация действий человека (ёжатся, греют руки, греют ноги, кормят птиц крошками).
«Мы листики осенние» (с веточками искусственных листьев)
  • Бег врассыпную,
  • плавные движения руками,
  • остановка с окончанием музыки.
«Бабочка весной проснулась»
  • Имитация действий бабочки по стихотворению (потянулись, умылись, полетали, покружились).
«Посуда» «Чайник»
  • Движения плечами вверх-вниз,
  • повороты головой,
  • прыжки на месте.
«Посуда» (пальчиковая гимнастика)
  • Хлопки ладонями, удары кулачками,
  • загибание пальчиков,
  • имитация мытья посуды.
«Игрушки» «Любимые игрушки»
  • Ходьба на месте,
  • имитация действий с игрушками (укачивают куклу, стучат мячом, молоточками, крутят руль машинки).
«Мы кидаем мяч друг дружке»
  • Прыжки на месте,
  • приседания.
«Погремушка» (с пластмассовыми погремушками)
  • Вращательные движения кистями рук,
  • разведение рук в стороны,
  • повороты головой.
«Сказки» «Буратино потянулся»
  • Наклоны туловищем,
  • движения руками вверх (с растяжкой).
«Вышла мышка как-то раз»
  • Имитация действий сказочной мышки (прядёт пряжу, бегает).
«Животные» «Котик лапкой умывается»
  • Имитация действий кота (как он умывается).
«Маленький бычок»
  • Наклоны и повороты туловищем,
  • приседания,
  • махи руками.
«Зайка шёл, капусту нашёл»
  • Ходьба,
  • приседания,
  • имитация движений зайчика (ест капусту).
«Рыбка плавает в водице»
  • Имитация движений рыбки (плавает),
  • вращательные движения и захваты кистями рук.

У каждого воспитателя в нашем саду есть картотека физкультминуток. На карточке записан текст динамической паузы и движения. На консультациях родителям демонстрируется проведение физкультминутки и предлагается ознакомиться с картотекой.

Фотогалерея: примеры карточек с динамическими паузами

Движения-имитации идеально подходят для самых маленьких воспитанников Физкультминутка «Транспорт» и «Колёсики» состоят из движений, имитирующих езду транспортных средств Во время физкультминутки «Мышка» малыши имитируют действия сказочного персонажа Физкультминутка «Чайник» развивает образное мышление малышей, они изображают кипящий чайник Физкультминутка «Посуда» построена на упражнениях пальчиковой гимнастики Физкультминутка «Мячики» может повторяться в младшей группе с ускорением темпа Физкультминутка «Погремушка» развивает чувство ритма у малышей, греметь игрушкой нужно стараться в такт

Временной план физкультминутки в первой младшей группе

Длительность активной паузы на занятии с детьми 1,5–3 лет мала - не более 2 минут. За это время воспитатель называет тему физкультминутки, описывает образы, объясняет задание и вместе с детьми выполняет движения. Короткое упражнение может быть повторено, если малыши к тому расположены, им понравились игровые движения.

Примерный временной план выглядит так:

  • оргмомент, построение (врассыпную, кругом, сидя на стульчиках) - не более 15 секунд,
  • объяснение содержания и задания - 30–40 секунд.
  • выполнение двигательных упражнений - 0,5–1 минута,
  • возможный повтор.

В структуре танцевальной физкультминутки отсутствует этап объяснения, детям во время построения даётся сигнал к импровизации под музыку. Таким образом, двигательная часть составит 1,5–2 минуты.

Танцевальная пауза в первой младшей группе длится столько, сколько звучит музыка или песенка, - примерно 2 минуты

Таблица: пример конспекта физкультминутки в первой младшей группе

Автор Борисова Л.
Тема «Воробушки»
Ход физкультминутки В.: Ребята, сегодня мы поиграем, вы будете маленькими воробышками, а я мама-воробьиха. (Воспитатель надевает маску воробья.)
Мама воробьиха зовёт своих детей:
Ко мне мои воробышки, летите поскорей!
Сегодня начинаем учиться мы летать!
Скорее вкруг вставайте и будем начинать!
Построение вкруг, ходьба с характерными движениями рук (помахивание крылышками). Мама-воробьиха показывает движение и отходит в сторону.
В.: Уснула мама воробьиха, а воробышкам этого и надо, расправили крылышки и разлетелись кто куда. (Бег врассыпную.)
Воробьиха просыпается:
Чик-чирик, чик-чирик!
Что за шум! Что за крик!
В круг скорее становитесь
И опять летать учитесь. (Игра повторяется.)
Задремала всего на минутку,
А воробушки расшумелись не на шутку,
Буду строго, я теперь следить за вами,
Чтоб послушными росли воробьями!
Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/fizkultminutka-vorobushki.html

Маленьким детям нравится играть в птичек

Методика проведения физкультминутки во второй младшей группе

Динамические паузы на занятиях с детьми 3–4 лет проводятся по тем же методическим рекомендациям, что и с детьми раннего возраста. Особыми указаниями к организации физкультминуток во второй младшей группе являются:

  • усложнение движений,
  • использование в упражнениях нескольких образов-имитаций,
  • предварительное проговаривание текстов для физминутки совместно с детьми.

Следует учитывать, что в некоторых детских садах первая младшая группа формируется одна и две вторых младших. Получается, что многие дети поступают на обучение в возрасте 3 лет. Если вторая младшая группа является для детей первым этапом пребывания в ДОУ, то первоначально с ними проводятся физкультминутки по рекомендациям для детей младшего возраста, с постепенным усложнением двигательных упражнений.

Во второй младшей группе дети учатся изображать стихотворение при помощи движений

Таблица: картотека тем для физкультминуток

Общая тема занятий Названия физкультминуток Комплекс упражнений
«Животный мир» «Зайчики на опушке»
  • Подражательные движения,
  • повороты туловищем,
  • приседания,
  • движение «пяточка-носочек».
«Цапля»
  • Ходьба на месте с высоко поднятыми ногами,
  • ходьба в умеренном темпе,
  • повороты головой,
  • приседания.
«Лягушки»
  • Прыжки на месте и врассыпную,
  • приседания в быстром темпе,
  • движение «пяточка-носочек».
«Профессии и занятия людей» «Музыканты»/«Театр»
  • Подражательные движения (топают, хлопают, «играют на гармошке», аплодируют),
  • ходьба на месте или по кругу.
«Если хочется тебе, то делай так…»
  • Подражательные движения по называемым профессиям: гитарист, шофёр, жонглёр и др.
«Сажаем репку»
  • Движения-имитации (сажаем репку, поливаем, вытягиваем из земли, варим кашу).
«Одежда и обувь» «Сапожки» («Я умею обуваться»)
  • Маршировка на месте или по кругу,
  • повороты головой,
  • приседания,
  • упражнение для ног.
«Идём на прогулку»
  • Подражательные движения: одевание на зимнюю прогулку.
«В понедельник я кроила»
  • Движения-имитация: режем ножницами, шьём иголкой, стираем.
«Природа» «Ветер»
  • Упражнения для рук и кистей,
  • приседания.
«Грибы»
  • Ходьба на месте,
  • наклоны и повороты туловищем,
  • приседания.

Фотогалерея: примеры карточек с динамическими паузами для детей 3–4 лет

Физкультминутка «Грибы» традиционно проводится в начале учебного года при изучении темы «Осень» Физкультминутка «Лягушка» проводится во второй половине года (в ней много движений) Физкультминутка «Ветер» помогает расслабить и потянуть мышцы Физкультминутку «Если хочется тебе, то делай так…» можно дополнять названиями различных профессий Физкультминутка «Репка» может быть проведения после изучения одноимённой народной сказки Физкультминутка «Идём на прогулку» проводится на занятиях в зимнее время

Таблица: примерный временной план физкультминутки «Долго, долго мы лепили» во второй младшей группе

Во второй младшей группе в структуре занятия могут присутствовать две физкультминутки. Это занятия, предполагающие интенсивную мыслительную деятельность или усидчивость в выполнении практического задания. Например, в течение занятия «Мостик через речку» проводится две физкультминутки: 1) «Вышли мыши как-то раз» - после изучения иллюстраций и познавательной беседы; 2) «Долго, долго мы лепили» - в середине процесса лепки пластилинового мостика.

Таблица: пример конспекта физкультминутки во второй младшей группе

Образование - высшее филологическое, степень магистра филологии. Специальность - учитель русского языка и литературы, учитель истории. Изучение современного литературного процесса - часть моей жизнь. Как педагог последние годы я чаще взаимодействую с детьми дошкольного возраста, поэтому активно исследую опыт воспитателей ДОУ, изучаю новейшие разработки обучения дошкольников.

С самого раннего детства с ребенком можно заниматься веселой зарядкой. Играя, малыш развивается и приобретает новые познания, навыки и умения, знакомится со своим телом, узнает красоту и ритм слова. Веселые физминутки для детей- это прекрасная возможность с пользой размяться между занятиями, которые требуют внимания и усидчивости. Все малыши очень любят физкультминутки, особенно если они в стихах.

Подвижные упражнения также можно чередовать с любыми другими занятиями. Они помогут выработать у детей быстроту реакции и устойчивое внимание, обеспечат хорошее настроение. Физкультминутки помогут малышу расти здоровым, развиваться правильно и гармонично. Главное — проводить занятия регулярно!

Приплыли тучки дождевые: - лей, дождик, лей!
Дождинки пляшут, как живые! - пей, земля, пей!
И деревце, склоняясь, пьёт, пьёт, пьёт!
А дождь неугомонный льёт, льёт, льёт.

Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой,
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаём.
И бегаем кругом,
И бегаем кругом.

Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста (сесть на корточки и изобразить сбор цветов)
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок (встать на носочки, выпрямив ноги, и «собрать цветы», наклоняясь, но, не сгибая колен) .

Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик видимо нашёл,
Чтобы ключик тот достать,
Надо на носочки встать.

Матросская шапка,
Верёвка в руке (маршировать на месте)
Тяну я кораблик
По быстрой реке (начать двигаться, будто тянем кораблик)
И скачут лягушки
За мной по пятам (присесть и подпрыгнуть)
И просят меня:
— Прокати, капитан! (помахать рукой) .

Раз, два, три, четыре, пять, топаем ногами.
Раз, два, три, четыре, пять, хлопаем руками.
Раз, два, три, четыре, пять, будем собираться.
Раз, два, три, четыре, пять, сядем заниматься.

Спать пора!
Уснул бычок (подставить ладошки под одну щёку, как будто спим)
Лёг в коробку на бочок.
Сонный мишка лёг в кровать (подставить ладошки под другую щёку)
Только слон не хочет спать (стать на четвереньки)
Головой качает слон (стоять на четвереньках и качать головой)
Он слонихе шлёт поклон (кланяться) .

У нас славная осанка,
Мы свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдём мягко, как лисята,
Ну, а если надоест.
То пойдём все косолапо,
Как медведи ходят в лес.

Неуклюжий шёл пингвин
Посреди холодных льдин.
И по ледяной дорожке
Прыгал он на правой ножке.
А теперь подскок на левой -
И присел, согнув колени.
Встал, присел -
И пять прыжков:
Очень климат уж суров!

Не под окном (руки в стороны) ,
А около (руки вперёд)
Катилось "О" и охало (круг руками) ,
Охало, охало, не под окном, а около (руки к щекам, перед собой, в стороны, вниз) .

Стала Маша гостей созывать: (Вращение кистей рук к себе.)
И Иван приди, и Степан приди,
И Матвей приди, и Сергей приди,
А Никитушка — ну, пожалуйста. (Поочерёдный массаж кончиков пальцев правой руки.)
Стала Маша гостей угощать:
И Ивану блин, и Степану блин,
И Матвею блин,
И Сергею блин,
А Никитушке — мятный пряничек. (Поочерёдный массаж кончиков пальцев левой руки.)

На берёзу галка села (присесть, руки к коленям ),
С дерева потом слетела (встать, помахать руками) .
На кровати спит Федот (присесть, руки под щёку)
И с кровати не встаёт (встать, развести руками в стороны) .

Две сестрички, две руки, (Встряхивание кистями рук.)
Рубят, строят, роют, (Изображаем в движении слова текста.)
Рвут на грядке сорняки
И друг дружку моют.
Месят тесто две руки —
Левая и правая,
Воду моря и реки
Загребают, плавая.

Все выходят по порядку - (ходьба на месте)
Раз-два-три-четыре!
Дружно делают зарядку -
Раз-два-три-четыре!
Руки выше, ноги шире!
Влево, вправо, поворот,
Наклон назад,
Наклон вперёд.

(прыжки на двух ногах) .
Мы сегодня обезьянки,
по-английски — просто манки.
Покривляемся немножко
И похлопаем в ладошки.
Головой кивнём друг другу
И опять бежим по кругу.

Мы сегодня рано встали (шаги на месте)
И зарядку делать стали.
Руки - вверх! Руки - вниз!
Влево-вправо повернись!

(наклоны туловища вправо и влево)
Тик да тик — часы стучат,
Целый день вперёд спешат.
Три часа на них сейчас,
А потом и шесть как раз.
Снова тикают часы —
Девять раз пробьют они.
У часов тяжёлый труд:
Всё они идут, идут…

Дети поглаживают подушечками пальцев поверхность стола и говорят:
Меж еловых мягких лап (стучат пальцами по столу)
Дождик кап-кап-кап (поочерёдно всеми пальцами раскрытых кистей)
Где сучёк давно засох,
Серый мох-мох-мох. (поднимают руки над столом, сжимают-разжимают кулаки)
Где листок к листку прилип,
Вырос гриб, гриб, гриб. (указательным пальцем правой руки касаются поочерёдно всех пальцев левой руки)
Кто нашёл его друзья? (сжав все пальцы левой руки, кроме мизинца, показывают его)
Это я, я, я!

(Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.)
— Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу. (Аист отвечает.)
— Топай правою ногою,
Топай левою ногою,
Снова — правою ногою,
Снова — левою ногою.
После — правою ногою,
После — левою ногою.
И тогда придешь домой.

Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу, проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали, наши ноженьки устали.
Сейчас сядем, отдохнём, а потом гулять пойдём.

А над морем — мы с тобою!
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)

Утром дети в лес пошли (шаги с высоким подниманием ног)
И в лесу грибы нашли (размеренное приседание) ,
Наклонялись, собирали (наклоны вперёд) ,
По дороге растеряли (ритмичное разведение рук в стороны) .

А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре —
Вот летит ракета ввысь! (1—2 — стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты»; 3—4 — основная стойка.)

Ветер дует нам в лицо
И качает деревцо.
Ветерок всё тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.

А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

Самолёты загудели (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками),
Самолёты полетели (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо),
На полянку тихо сели (присесть, руки к коленям) ,
Да и снова полетели.

Бегут, бегут со двора (Шагаем на месте.)
Гулять, гулять в луга: (Прыжки на месте.)
Курка-гарабурка-каки-таки, (Хлопаем в ладоши.)
Утка-поплавутка-бряки-кряки, (Топаем ногами.)
Гусь-водомусь-гаги-ваги, (Приседаем.)
Индюк-хрипиндюк-шулты-булды, (Хлопаем в ладоши.)
Свинка-топ стоспинка-чахи-ряхи, (Топаем ногами.)
Коза-дерибоза-мехе-беке, (Приседаем.)
Баран-крутороган-чики-брыки, (Хлопаем в ладоши.)
Корова-комол а-тпруки-муки, (Топаем ногами.)
Конь-брыконь-иги-виги. (Шагаем на месте.)

Девочки и мальчики: хлоп, хлоп, хлоп,
Прыгают, как мячики: прыг-скок, прыг-скок.
Ножками топчут: топ, топ, топ!
Весело хохочут: ха, ха, ха!
Глазками моргают (ритмичное зажмуривание глаз) ,
После отдыхают (приседают, руки свободные) .

Белки прыгают по веткам.
Прыг да скок, прыг да скок!
Забираются нередко
Высоко, высоко! (Прыжки на месте.)

А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело.

Будем прыгать, как лягушка,
Чемпионка-попрыгушка.
За прыжком — другой прыжок,
Выше прыгаем, дружок! (Прыжки.)

Мы подуем высоко: - с-с-с (подняться на носочки) .
Мы подуем низко: - с-с-с (присесть) .
Мы подуем близко: - с-с-с (руки ко рту).

Ванька-встанька, ванька-встанька,
Приседай-ка, приседай-ка.
Будь послушен, ишь какой!
Нам не справиться с тобой.

Раз, два — стоит ракета.
Три, четыре — самолёт.
Раз, два — хлопок в ладоши, (Прыжки на одной и двух ногах.)
А потом на каждый счёт.
Раз, два, три, четыре —
Руки выше, плечи шире.
Раз, два, три, четыре —
И на месте походили. (Ходьба на месте.)

Вышел зайчик погулять.
Начал ветер утихать. (Ходьба на месте.)
Вот он скачет вниз по склону,
Забегает в лес зелёный.
И несётся меж стволов,
Средь травы, цветов, кустов. (Прыжки на месте.)
Зайка маленький устал.
Хочет спрятаться в кустах. (Ходьба на месте.)
Замер зайчик средь травы
А теперь замрем и мы! (Дети садятся.)

Бегал по двору щенок,
Видит пирога кусок.
Под крыльцо залез и сел,
Завалился, засопел.

Вышли уточки на луг,
Кря-кря-кря! (Шагаем.)
Пролетел веселый жук,
Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)
Гуси шеи выгибают,
Га-га-га! (Круговые вращения шеей.)
Клювом перья расправляют.
Ветер ветки раскачал? (Качаем поднятыми вверх руками.)
Шарик тоже зарычал,
Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.)
Зашептал в воде камыш,
Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.)
И опять настала тишь,
Ш-ш-ш. (Присели.)

Мы проверили осанку
И свели лопатки,
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдём мягко, как лисята,
И как мишка косолапый,
И как заинька-трусишко,
И как серый волк-волчишко.
Вот свернулся ёж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик сладко потянулся.

Раз - подняться, потянуться, (Потянулись.)
Два - согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.)
Три - в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)
Головою три кивка. (Движения головой.)
На четыре - руки шире, (Руки в стороны.)
Пять - руками помахать, (Махи руками.)
Шесть — на место сесть опять. (Присели.)

Катились колёса, колёса, колёса (руки согнуты, толкающие движения)
Катились колёса всё в лево, всё косо (руки на поясе, вращательные движения туловищем)
Скатились колёса на луг под откос (вращательные движения в другую сторону)
И вот, что осталось от этих колёс (выпрямиться, развести руки в стороны).

Дети едут на машине, (Ходьба в парах, держась за плечи впередистоящего.)
Смотрят на дорогу —
Слева — постовой стоит, (Повороты туловища влево-вправо.)
Справа — светофор горит.

Ох, ох что за гром? (руки - к щекам, наклоны в сторону)
Муха строит новый дом (движения, имитирующие работу с молотком).
Молоток: тук-тук (хлопки руками) ,
Помогать идёт петух (шаги с наклонами в стороны) .

Дети, читая стихи вместе с воспитателем, показывают, как падает снежок, как улеглись снежинки, как ветер кружит их.
На поляну, на лужок тихо падает снежок.
Улеглись снежинки, белые пушинки.
Но подул вдруг ветерок, закружился снежок,
Пляшут все пушинки, белые снежинки.

Руки в стороны, в кулачок,
Разжимаем и на бочок.
Левую вверх!
Правую вверх!
В стороны, накрест,
В стороны, вниз.
Тук-тук, тук-тук-тук!
Сделаем большой круг.

Сперва я буду маленькой, к коленочкам прижмусь.
Потом я выросту большой, до лампы дотянусь.
Я по узкой доске, качаясь, иду.
По широкой доске я прямо пройду.

На двери висит замок. (Руки сцеплены в замок)
Кто его открыть бы мог? (Пытаются разъединить руки)
Повертели, покрутили,
Постучали и открыли.

Мы, листики осенние, на веточках сидели.
Дунул ветер - полетели.
Полетели, полетели и на землю сели.
Ветер снова набежал и листочки все поднял,
Повертел их, покрутил и на землю опустил.

На носочки поднимайся,
Приседай и выпрямляйся.
Ножки в стороны,
Ножки вкось,
Ножки вместе,
Ножки врозь.

Физзарядкой белочке не лень
Заниматься целый день.
С одной ветки, прыгнув в лево,
На сучке она присела.
Вправо прыгнула потом,
Покружилась над дуплом.
Влево-вправо целый день
Прыгать белочке не лень.

Захар змея запускает (руки вверх) .
Зоя с зайкой играет (прыжки) ,
Зина в лес пошла (шаги на месте) ,
Землянику нашла (наклоны в перёд и "складывание" ягод в корзинку).

А теперь всем детям встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Отдохнули все немножко
И отправились в дорожку.

Игра "Сова" В лесу темно, все спят давно.
Одна сова не спит, на суку сидит.
Во все стороны глядит,
Да как полетит! Дети ходят по кругу, приседают, изображая спящих птиц. "Сова" сидит на стуле в середине стула. Дети разбегаются, а "сова" их догоняет.

Наша ёлка велика (круговое движение руками) ,
Наша ёлка высока (встать на носочки),
Выше мамы, выше папы (присесть и встать на носочки) ,
Достаёт до потолка (потянуться) .
Будем весело плясать. Эх, эх, эх!
Будем песни распевать. Ля-ля-ля!
Чтобы ёлка захотела в гости к нам прийти опять!

Ольга Сидорова
Картотека физминуток.

Картотека физминуток .

1. Буратино.

Дети декламируют стихотворение, выполняя движения.

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся,

Два - нагнулся,

Руки в сторону развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на мысочки встать.

2. Бабочка.

Сидя за партой, опустить голову вниз, руки на коленях, спину расслабить. 1 - руки через стороны вверх - вдох; 2 - и. п. - выдох. 1 - плавное движение руки вверх, смотреть на пальцы; 2 - руки вниз 3 - присед; 4 - и. п. После слов : «Солнце утром…» маховые движения руками, кружение.

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

3. Ванька-встанька.

Ванька-встанька,

Приседай-ка.

Непослушный ты какой!

Нам не справиться с тобой.

Дети имитируют дуновение ветра, качаясь то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают, на «выше, выше» - выпрямляются.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо все выше, выше.

Декламируя стихотворение, дети имитируют движения грибника : идут, нагибаются и кладут грибы в кузовок. Движения должны быть неторопливыми, ритмичными.

Гриша шел-шел-шел,

Белый гриб нашел.

Раз – грибок,

Два – грибок,

Три – грибок,

Положил в кузовок.

Дети стоят вытянув руки вперед, ладонями вниз. После первой строки начинают свободно встряхивать кистями рук. Затем, продолжая встряхивания, поворачивают ладони вверх, потом снова поворачивают руки ладонями вниз.

Приплыли тучи дождевые :

Лей, дождь, лей!

Дождинки пляшут, как живые :

Пей, рожь, пей!

И рожь, склоняясь к земле зеленой,

Пьет, пьет, пьет.

А теплый дождик неугомонный

Льет, льет, льет.

7. Если нравится тебе.

Учитель поет песню и показывает движения. Дети подпевают и вслед делают все движения.

(2 щелчка пальцами над головой) .

Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка в ладоши) .

Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка коленками) .

Если нравится тебе, то делай так (2 притопа ногами) .

Если нравится тебе, то ты скажи : «Хорошо!»

Если нравится тебе,

То и другим ты покажи.

Если нравится тебе,

То делай все.

8. Карусели.

Еле, еле, еле, еле

Завертелись карусели,

А потом кругом, кру-гом,

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите!

Карусель остановите,

Раз-два, раз-два!

Вот и кончилась игра.

На лужайке, на ромашке

Жук летал в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь,

Низко-низко наклоняюсь.

Я нашла себе жука

На большой ромашке.

Не хочу держать в руках -

Пусть лежит в кармашке (дети показывают) .

Ой, упал, упал мой жук (нагибаются,

Нос испачкал пылью.

Улетел зеленый жук,

Улетел на крыльях (дети машут руками) .

10. Зарядка.

Текст стихотворения сопровождается движениями детей.

Каждый день по утрам

Делаем зарядку (ходьба на месте) .

Очень нравится нам

Делать по порядку :

Весело шагать (ходьба,

Руки поднимать (руки вверх,

Приседать и вставать (приседание 4-6 раз,

Прыгать и скакать (10 прыжков) .

11. Зарядка.

Дети садятся на корточки, наклонив голову и обхватив руками колени, потом постепенно выпрямляются, становятся на носки и тянутся, сколько возможно, вверх, поднимая руки.

Сначала буду маленьким,

К коленочкам прижмусь.

Потом я вырасту большим,

До лампы дотянусь.

12. Заинька.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начал заинька скакать.

Прыгать заинька горазд,

Он подпрыгнул десять раз.

13. Зарядка.

Дети делают те движения, о которых говорится в стихотворении, повторяя за учителем слова.

Солнце глянуло в кроватку,

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире,

Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться - три, четыре.

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку.

Все мы делаем зарядку.

14. Зайчики.

Дети пляшут, положив руки на пояс, имитируют игру в дудку.

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит (дети показывают) .

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть (дети показывают) .

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать (дети скачут) .

Кто-то зайку напугал -

Зайка - прыг - и убежал (дети садятся) .

Взялись зайцы за бока,

Заплясали гопака.

Прилетели утки,

Заиграли в дудки.

Ах, какая красота,

Заиграли в дудки.

15. Кузнечики.

Надо оттолкнуться одной ногой и мягко приземлиться на другую.

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики,

Прыг-скок, прыг-скок.

Сели, травушку покушаем,

Тишину послушаем.

Тише, тише, высоко,

Прыгай на носках легко.

Публикации по теме:

Картотека физминуток для подготовительной группы Комплекс физкультминутки 1. Упражнения для отработки рефлекса «Избегания». Задачи: Развивать тактильные, слуховые и вестибулярные анализаторы.

Картотека подвижных игр в ДОУ В данном сборнике разработки подвижных игр которыми успешно могут заниматься дети - дошкольники. Регулярное проведение подвижных игр под.

Картотека словесных игр Баба Яга По считалке выбирается Баба Яга. Затем рисуется круг. Баба Яга берёт в руки ветку- помело и становится в центр круга. Ребята бегают.

Картотека закличек Закличка – это небольшие по объему фольклорные произведения – обращения, которые помогут педагогу подвести детей к проведению подвижной.

Консультация «Значение физминуток для детей 3–4 лет» Консультация "Значение физминуток для детей 3-4 лет " Любая непосредственная образовательная деятельность, не связанная с движением, является.

1 младшая группа

  • «Загудел паровоз..»

Загудел паровоз и вагончики повез.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу далеко их укачу.

(Дети встают и читают первую строчку. Потом кладут руки на плечи (пояс) впереди стоящему. Произнося слова начинают движение по залу сначала медленно,а затем убыстряясь.)

  • «Прыгайте, кузнечики…»

Поднимайте плечики, (Поднимать плечи вверх.)

Прыгайте кузнечики, (Подпрыгивать на двух ногах.)

Прыг-скок, прыг-скок.

Сели, травушку покушали, (Присесть на корточки, имитируя движения.)

Тишину послушали. (Приставить руку к уху, как бы прислушиваясь.)

Выше, выше, высоко,

Прыгай на носках легко. (Дети выполняют движения согласно тексту.)

  • «Как у наших у зверят…»

Как у наших у зверят (Хлопки в ладоши.)

Ножки весело стучат:

Топ-топ-топ, топ-топ-топ. (Топают ногами.)

А устали ножки, хлопают ладошки:

Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп. (Хлопают в ладоши.)

А потом вприсядочку (Приседания.)

Пляшут звери рядышком.

А как пустятся бежать - (Бег на месте или по залу.)

Никому их не догнать.

  • «К бабушке Забавушке…»

Лады, лады, ладушки.

Едем в гости к бабушке.

К нашей милой бабушке,

Бабушке Забавушке.

Едут к ней ребятки,

Милые внучатки.

(Дети двигаются друг за другом или врассыпную дробным топающим шагом.)

Вот идет петушок.

Гордо поднял гребешок.

Красная бородка, важная походка.

(Идут высоко поднимая колени, с оттянутым носком вниз. Активно махать руками – «крылья» поднимать и опускать.)

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки – желтые цыплятки.

(Дети идут на носках, сложив руки за спиной. Легкий бег, руки отведены назад. Помахивать, как крыльями, кистями рук.)

Вот козленок озорной

Вдруг затряс бородой,

Головой качает, рожками пугает.

(Дети подпрыгивают, отталкиваясь ногами от пола, делают небольшие повороты головой вправо-влево, прижимают к голове указательные пальцы, имитируя рожки козленка.)

Кошка очень хороша,

Ходит мягко, не спеша,

Сядет, умывается.

Лапкой вытирается.

(Дети идут мягкими пружинистыми шагами, имитируя движение улыбающейся кошки.)

Вот щенок озорной.

Он с лохматой головой,

Бегает и лает, во дворе играет.

(Выполняют «пружинистый» бег; руки согнуты в локтях перед грудью (как лапки у щенка) ,кисти расслаблены; голова (мордочка щенка) приподнята.)

Уточка-голубушка по двору идет.

Уточка вразвалочку деточек несет.

(Дети идут шагом, слегка раскачиваясь, руки сложены за спиной, как крылышки.)

Вот веселые ребятки,

Розовые поросятки.

У них носик пятачком,

Хвостики торчат крючком.

(Дети стоят на месте, руки у них согнуты в локтях; с легкими приседаниями делают быстрые развороты бедрами вправо и влево.)

Цок, цок, цок, цок,

Вот лошадка – серый бок.

Начала она скакать,

Приглашает поиграть.

(Шаг с высоким подниманием ног. Согнув в локтях руки с «уздечкой», дети держат их перед грудью или вытягивают перед собой. Бег, колени поднять высоко, носок ноги оттянуть,корпус слегка отклонить назад. Дети идут друг за другом или двигаются врассыпную.)

Лады, лады, ладушки,

Где были?

У бабушки!

Нас бабушка привечала,

Всех ребяток угощала.

До свиданья, бабушка,

Бабушка Забавушка!

(Дети помахивают рукой, прощаясь с бабушкой.)

  • «Выпал беленький снежок…»

(Дети стоят в кругу, держась за руки.)

Выпал беленький снежок,

(дети топают ногами.)

Собираемся в кружок.

Мы потопаем, мы потопаем!

Будем весело плясать,

Будем ручки согревать.

Мы похлопаем, мы похлопаем!

(Хлопают в ладоши.)

  • «Льется чистая водица..»

(Слова текста сопровождаются действиями.)

Льется чистая водица

Мы умеем сами мыться.

Порошок зубной берем,

Крепко щеткой зубы трем.

Моем шею, моем уши,

После вытремся посуше.

Голову чуть-чуть налево,

Голову чуть-чуть направо.

Голову опустим вниз

И тихонечко садись.

  • «Колобок»

Замесила бабушка ни булку, ни оладушки,

(Руки сцеплены в замок, круговые движения влево-вправо.)

Доставала из печи

(Руки вверх, в стороны, вниз.)

Ни пирог, ни калачи,

(Повороты туловища влево-вправо, руки в стороны.)

Как поставила на стол,

(Приседания.)

Он от бабушки ушел.

(Прыжки.)

Кто же бегает без ног?

(Хлопки в ладоши.)

Это желтый колобок!

  • «Руки подняли и покачали…»

Руки подняли и покачали

(Качаем поднятыми вверх руками.)

Это деревья в лесу.

(Плавно опускаем руки вниз.)

Локти согнули, кисти встряхнули –

(Встряхивание кистей рук.)

Ветер сбивает росу.

(Машем руками перед собой.)

Плавно руками помашем

Это к нам птицы летят.

(Руки в сторону – помахать, имитируя взмах крыльев.)

Как они сядут, тоже покажем,

(Приседания.)

Крылья сложили назад.

(Присесть на корточки и сложить руки за спиной.)

  • «Солнце»

Солнце вышло из-за тучки,

Мы протянем к солнцу ручки.

(Потягивания – руки вверх.)

Руки в стороны потом

Мы пошире разведем.

(Потягивания – руки в стороны.)

Мы закончили разминку.

Отдыхайте, ручки, спинка.

  • «Ладушки»

Ладушки, ладушки,

Мы пекли оладушки.

Испекли мы целых

(Поочередно: поворот вправо, левой ладонью сделать хлопок по правой; поворот влево, правой ладонью сделать хлопок по левой.)

Пять,

(Показать 5 пальцев.)

Один кошке надо дать.

(Отвести правую руку в сторону, показывая один палец.)

Один коту

(Отвести руку левую в сторону, показывая один палец.)

С усами,

(Показать «усы».)

Три

(Показать три пальца.)

Съедим мы сами!

(Поглаживать живот.)

  • «Зайка серенький сидит…»

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

(Дети показывают «ушки» зайца руками.)

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть,

(Показывают: холодно, и трут ладонями рук друг о друга.)

Зайке холодно стоять,

(Встают, показывают, что холодно.)

Надо зайке поскакать.

(Скачут.)

Кто-то зайку напугал –

Зайка – прыг – и убежал.

(Разбегаются.)

  • «Жук»

На лужайке, по ромашкам

(Полуприседая, вставая, взмахи кистями рук, согнутых в стороны.)

Жук летал в цветной рубашке:

Жу-жу-жу, жу-жу-жу.

(Поворот переступанием на носках вправо, полуприсед, шевеля пальчиками.)

Я с ромашками дружу.

(То же в другую сторону.)

Тихо на ветру качаюсь,

(Наклоны туловища вправо-влево.)

Низко, низко наклоняюсь.

(Круговые движения туловища вправо, руки на пояс. Повторить еще раз все и выполнить круговое движение в другую сторону.)

  • «Гуси серые»

Гуси серые летели,

(Взмахи руками в стороны.)

На лужайку тихо сели,

(Приседания.)

Походили, поклевали,

(Ходьба, наклоны.)

Потом быстро побежали.

(Бег и ходьба.)

  • «Мой веселый, звонкий мяч…»

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Красный, желтый, голубой –

Не угнаться за тобой!

  • «Поехали…»

На лошадке, на лошадке

Покататься я хочу.

(Ходьба высоко поднимая колени.)

Сяду, сяду на лошадку,

На лошадке поскачу!

(Присесть и снова встать.)

Цок, цок, цок, цок.

(«Скачем» на лошадке.)

На лошадке ехали,

До угла доехали.

(Ходьба.)

Сели на машину,

Налили бензина,

(Встать и «взяться» за руль.)

Машина, машина

Едет, гудит,

В машине, в машине

Шофер сидит.

(«Едем» на машине и «сигналим».)

Приехали!

(Остановились.)

  • «Мишка косолапый…»

Мишка косолапый по лесу идет,

Шишки собирает, песенку поет.

Шишка отскочила – прямо мишке в лоб.

Мишка рассердился и ногою топ!

  • «Горошина»

По дороге Петя шел,

(Ходьба по залу.)

Он горошину нашел,

(Упор присев, встать.)

А горошина упала,

(Поворот туловища в сторону, руки в стороны.)

Покатилась и пропала.

(Продолжаем поворот в другую сторону.)

Ох, ох, ох, ох!

Где-то вырастет горох.

(Качаем головой вправо и влево, руки согнуты в локтях.)

  • «Сяду-встану»

Сяду-встану,

Сяду-встану

(Приседания.)

И как мячик подскочу,

(Прыжки на двух ногах.)

Приседать я не устану,

Я спортсменом стать хочу.

(Полуприседы с поворотом туловища, руки на поясе.)

  • «Зайка »

Ну-ка, зайка, поскачи, поскачи,

Лапкой, лапкой постучи, постучи. (прыжки на двух ногах, поджав руки к груди)

Ты на травку упади, упади,

Полежи и отдохни, отдохни. (присесть на корточки – отдохнуть)

Отдохнул, теперь вставай,

Прыгать снова начинай! (снова прыжки на двух ножках)

Воспитатель физической культуры Касаткина Т.А.

Бегут, бегут со двора.

Бегут, бегут со двора (Шагаем на месте.)
Гулять, гулять в луга: (Прыжки на месте.)
Курка-гарабурка-каки-таки, (Хлопаем в ладоши.)
Утка-поплавутка-бряки-кряки, (Топаем ногами.)
Гусь-водомусь-гаги-ваги, (Приседаем.)
Индюк-хрипиндюк-шулты-булды, (Хлопаем в ладоши.)
Свинка-топ стоспинка-чахи-ряхи, (Топаем ногами.)
Коза-дерибоза-мехе-беке, (Приседаем.)
Баран-крутороган-чики-брыки, (Хлопаем в ладоши.)
Корова-комол а-тпруки-муки, (Топаем ногами.)
Конь-брыконь-иги-виги. (Шагаем на месте.)

А часы идут, идут.

Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

Хлоп-хлоп.

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп (хлопки в ладоши)
Топ-топ, топ-топ-топ (топанье ногами)

Бабочка.

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

Под кроватью черный кот.

Он залез под кровать (поочередное движение руками вперед и к груди,имитирующее движение лап кота)
И мешает детям спать. (подъем с ритмичным помахиванием указательным пальцем правой руки)

Зайки.

Зайки, где вы пропадали?
Мы в капусте отдыхали (трясутся от страха)
А капусту вы не ели?
Только носиком задели.
Вас бы надо наказать.
Так попробуй нас догнать!

Самолёты.

Самолёты загудели (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками),
Самолёты полетели (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо),
На полянку тихо сели (присесть, руки к коленям),
Да и снова полетели.

Белки.

Белки прыгают по веткам.
Прыг да скок, прыг да скок!
Забираются нередко
Высоко, высоко! (прыжки на месте.)
Будем в классики играть
Будем в классики играть,
На одной ноге скакать.
А теперь ещё немножко
На другой поскачем ножке. (прыжки на одной ножке.)

Едем-едем мы домой.

Едем-едем мы домой (движения имитирующие поворот руля)
На машине легковой
Въехали на горку: хлоп, (руки вверх, хлопок над головой)
Колесо спустилось: стоп. (руки через стороны вниз, присесть)

Листики.

Мы листики осенние,
На ветках мы сидим. (присесть)
Дунул ветер - полетели,
Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (легкий бег по кругу)
Закружились, полетели
И на землю тихо сели. (присесть)

Бегал по двору щеночек.

Бегал по двору щеночек, (медленный бег на месте)
Видит пирога кусочек. (наклон вперед, руки в стороны)
Под крыльцо залез и съел, (присесть, руки ко рту)
Развалился, засопел. (руки в стороны, голову на бок)

Будем прыгать и скакать!

Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)

Будем прыгать, как лягушка

Будем прыгать, как лягушка,
Чемпионка-попрыгушка.
За прыжком - другой прыжок,
Выше прыгаем, дружок! (Прыжки.)

Ванька-встанька

Ванька-встанька, (Прыжки на месте)
Приседай-ка. (Приседания.)
Непослушный ты какой!
Нам не справиться с тобой! (Хлопки в ладоши.)

Вверх рука и вниз рука

Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз - хлопок и вверх - хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем - будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)

Девочки и мальчики.

Девочки и мальчики: хлоп, хлоп, хлоп,
Прыгают, как мячики: прыг-скок, прыг-скок.
Ножками топчут: топ, топ, топ!
Весело хохочут: ха, ха, ха!
Глазками моргают (ритмичное зажмуривание глаз),
После отдыхают (приседают, руки свободные)

Буратино.

Буратино потянулся, (руки поднять через стороны вверх, потянуться, поднявшись на носочки)
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся, (наклоны корпуса вперед)
Руки в сторону развел, (руки развести в стороны)
Ключик, видно, не нашел. (повороты вправо и влево)
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать. (руки на поясе, подняться на носочки)

Ой, летали птички, птички-невелички.
Все летали, все летали,
Крыльями махали. (махать руками, как крыльями)
На дорожку сели,
Зернышки поели.
Клю, клю, клю, клю,
Клю, Клю, клю, клю.
Как я зернышки люблю! (присесть на корточки, указательными пальцами постучать по дорожке)
Перышки почистим,
Чтобы были чище.
Вот так, вот так,
Вот так, вот так,
Чтобы были чище. (руками «почистить» предплечья, как бы обнимая себя)
Прыгаем по веткам,
Чтоб сильней стать деткам.
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыгаем по веткам. (прыжки на месте)
А собачка прибежала
И всех птичек распугала.
Кыш – полетели,
На головку сели,
Сели, посидели и опять полетели,
Полетели, полетели,
На животик сели,

Полетели, полетели,
На плечи сели,
Сели, посидели и опять полетели.
Полетели, полетели,
На колени сели…
Сели, посидели и совсем улетели. (Махи руками. Руки положить на голову. Махи руками. Руки положить на живот. Махи руками. Руки положить на колени. Махи руками)

А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко, (Дети должны стоять широко расставив ноги. На каждый счет руки поочередно: на пояс, на плечи, вверх, два хлопка, на плечи, на пояс, вниз-два хлопка. Темп постоянно ускоряется.)
– А теперь ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело. (Встали; руки вверх, в стороны, вперед, назад, повороты вправо, влево; сели.)

Быстро встаньте.

Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.

Грибок

Гриша шел-шел-шел,
(ходьба на месте)
Белый гриб нашел.
Раз - грибок,
Два - грибок,
Три - грибок,
(наклоны корпуса вперёд)
Положил их в кузовок

Весёлые гуси

(Музыкальная физкультминутка)
(Дети поют и выполняют разные движения за педагогом.)
Жили у бабуси
Два весёлых гуся:
Один серый,
Другой белый,
Два весёлых гуся.
Вытянули шеи -
У кого длиннее!
Один серый, другой белый,
У кого длиннее!
Мыли гуси лапки
В луже у канавки.
Один серый, другой белый,
Спрятались в канавке.
Вот кричит бабуся:
Ой, пропали гуси!
Один серый,
Другой белый -
Гуси мои, гуси!
Выходили гуси,
Кланялись бабусе -
Один серый, другой белый,
Кланялись бабусе.
Весёлые прыжки
Раз, два - стоит ракета.
Три, четыре - самолёт.
Раз, два - хлопок в ладоши, (Прыжки на одной и двух ногах.)
А потом на каждый счёт.
Раз, два, три, четыре -
Руки выше, плечи шире.
Раз, два, три, четыре -
И на месте походили. (Ходьба на месте.)

Самолёт

Руки в стороны - в полёт
Отправляем самолёт,
Правое крыло вперёд,
Левое крыло вперёд.
Раз, два, три, четыре -
Полетел наш самолёт. (Стойка ноги врозь, руки в стороны, поворот вправо; поворот влево.)

Мы сегодня рисовали

Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Пусть немножко отдохнут
Снова рисовать начнут.
Дружно локти отведем
Снова рисовать начнем. (Кисти рук погладили, встряхнули, размяли.)
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем,
Рисовать опять начнем.
Ноги вместе, ноги врозь,
Заколачиваем гвоздь. (Дети плавно поднимают руки перед собой, встряхивают кистями, притопывают.)
Мы старались, рисовали,
А теперь все дружно встали,
Ножками потопали, ручками похлопали,
Затем пальчики сожмем,
Снова рисовать начнем.
Мы старались, рисовали,
Наши пальчики устали,
А теперь мы отдохнем -
Снова рисовать начнем. (Декламируя стихотворение, дети выполняют движения, повторяя их за педагогом.)

Аист.

(Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.)
- Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу. (Аист отвечает.)
- Топай правою ногою,
Топай левою ногою,
Снова - правою ногою,
Снова - левою ногою.
После - правою ногою,
После - левою ногою.
И тогда придешь домой.

Вместе по лесу идём .

Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания - руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот - правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания - руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели

Ёлка.

Наша ёлка велика (круговое движение руками),
Наша ёлка высока (встать на носочки),
Выше мамы, выше папы (присесть и встать на носочки),
Достаёт до потолка (потянуться).
Будем весело плясать. Эх, эх, эх!
Будем песни распевать. Ля-ля-ля!
Чтобы ёлка захотела в гости к нам прийти опять!

Во дворе растёт подсолнух.

Во дворе растёт подсолнух,
Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)
Рядом с ним второй, похожий,
К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)
Вертим ручками по кругу.
Не задень случайно друга!
Несколько кругов вперёд,
А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)
Отдохнули мы чудесно,
И пора нам сесть на место. (Дети садятся.)

Вышел зайчик.

Вышел зайчик погулять.
Начал ветер утихать. (Ходьба на месте.)
Вот он скачет вниз по склону,
Забегает в лес зелёный.
И несётся меж стволов,
Средь травы, цветов, кустов. (Прыжки на месте.)
Зайка маленький устал.
Хочет спрятаться в кустах. (Ходьба на месте.)
Замер зайчик средь травы
А теперь замрем и мы! (Дети садятся.)

Улыбнись.

Вверх и вниз рывки руками,
Будто машем мы флажками.
Разминаем наши плечи.
Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)
Руки в боки. Улыбнись.
Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.)
Приседанья начинай.
Не спеши, не отставай. (Приседания.)
А в конце - ходьба на месте,
Это всем давно известно. (Ходьба на месте.)
Упражненье повтори
Мы руками бодро машем,
Разминаем плечи наши.
Раз-два, раз-два, раз-два-три,
Упражненье повтори. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Корпус влево мы вращаем,
Три-четыре, раз-два.
Упражненье повторяем:
Вправо плечи, голова. (Вращение корпусом влево и вправо.)
Мы размяться все успели,
И на место снова сели. (Дети садятся.)

Солнце.

Солнце вышло из-за тучки,
Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания - руки вверх.)
Руки в стороны потом
Мы пошире разведём. (Потягивания - руки в стороны.)
Мы закончили разминку.
Отдохнули ножки, спинки.

Зарядка.

Каждый день по утрам
делаем зарядку.
Очень нравится нам
делать по порядку:
Весело шагать,
весело шагать.
Руки поднимать,
руки опускать.
Руки поднимать,
руки опускать.
Приседать и вставать.
приседать и вставать.
Прыгать и скакать,
прыгать и скакать.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: