Кто такие староверы? Староверы (старообрядцы).

Старообрядцы в своем противостоянии с духовенством и стремлении чтить традиции древнего православия нередко доходили до крайностей. Они не подчинялись властям, обвиняли Церковь в ереси и убивали себя в надежде на спасение.

Поповцы и беспоповцы

Раскол в Русской православной церкви в 1650-60-х гг., связанный с реформами патриарха Никона, поставил приверженцев старого обряда в трудное положение – в их рядах не оказалось ни одного епископа. Последним был Павел Коломенский, умерший в 1656 году и не оставивший после себя преемников.

По канонам Православная церковь без епископа существовать не может, ведь только он уполномочен назначать священников и диаконов. Когда из жизни ушли последние священники и диаконы дореформенного поставления, пути старообрядцев разошлись. Одна часть староверов решила, что можно прибегать к помощи священников отрекшихся от никоновской веры. Они стали охотно принимать покинувших своего епархиального епископа священников. Так появились «поповцы».

Другая часть староверов была убеждена, что после Раскола благодать полностью покинула Православную церковь и всё, что им осталось, так это смиренно ожидать Страшного суда. Отвергнувших священство старообрядцев стали называть «беспоповцами». Он селились преимущественно на необжитых берегах Белого моря, в Карелии, Нижегородских землях. Именно в среде беспоповцев впоследствии и появляются самые радикальные старообрядческие согласия и толки.

В ожидании Апокалипсиса

Ключевым элементом в идеологии старообрядчества стали эсхатологические мотивы. Многие толки староверов, ограждая себя от «антихристовой власти», из поколения в поколение существовали в ожидании скорого конца света. Наиболее радикальные течения и вовсе пытались его приблизить. Готовясь к последним дням, они копали пещеры, ложились в гробы, умирали голодной смертью, кидались в омут, сжигали себя целыми семьями и общинами.

За всю свою историю старообрядчество истребило десятки тысяч своих приверженцев. Знаток старообрядчества и сектантства Александр Пругавин попытался определить число раскольников погибших в огне. По его подсчетам только до 1772 года сгорели заживо около 10 000 человек.

Нетовцы (Спасово согласие)

Это одно из самых больших беспоповских согласий. Общая численность нетовцев на конец XX века достигала 100 тыс. человек, преимущественно проживающих в Саратовской, Нижегородской, Владимирской областях, а также в Среднем Поволжье.

Нетовцы (слово говорит само за себя) отрицают православные святыни, обряды и многие таинства, уповают исключительно на Спасителя, который «сам ведает как нас бедных спасти». На протяжении своего существования они старались избегать любых контактов с Православной церковью, особенно если это касалось обряда погребения. Покойников хоронили в лесу, овраге или за оградой кладбища.

Таинство крещения нетовцы все же не отвергли. Они признают возможным совершать обряд крещения в Православной церкви, толкуя это весьма своеобразно: «хотя и еретик крестил, да поп в ризах, а не простой мужик». Впрочем, более строгие течения обходятся самокрещением, а некоторые заменяют этот обряд простым надеванием креста на новорожденного.

Спасово согласие требует от своих последователей достаточно сурового аскетизма в быту. К примеру, под запретом употребление продуктов на дрожжах, с хмелем, не едят они и картофель. Существует табу на яркую и пеструю одежду. Поговорка гласит: «на ком рубаха пестра, значит, душа его антихристова сестра», или «что не пестринка, то слуга бесинка».

Среди нетовцев были широко распространены самоубийства в виде самосожжений.

Ды́рники

Это одно из наиболее радикальных ответвлений в спасовом согласии, не признающее никаких духовных наставников. Они не почитают «новописные» иконы потому, что без священства их некому освятить, а «старописные» – потому, что они были осквернены от обладания еретиками. Дырники не имеют специальных богослужебных помещений. Молитва происходит либо под открытым небом, либо в помещении через специальное отверстие строго на восток. Молиться через окно или стену для них грех. Небольшая группа дырников сейчас проживает в Центральной Сибири.

Поморское согласие

История поморского согласия берет свое начало в 1694 году, когда была основана мужская община на реке Выг. В 1723 году Выговская обитель прославилась составлением «Поморских ответов». Эта полемическая книга впоследствии стала апологетической основой для защиты всего старообрядчества.

Поморцы требуют от своих последователей полного разрыва с официальной церковью, а всех приходящих к ним из православия обязательно перекрещивают. От таинств не отказываются, но делят их на необходимые для спасения (крещение, покаяние и причащение) и остальные, без которых можно обойтись.

Серьезные разногласия в среде поморцев возникали по поводу брака. Со временем практичность восторжествовала. Благодаря введению брачного чина поморцы узаконили супружеские отношения, что привело к возможности законной передачи имущества по наследству.

В советские времена поморцы были самым многочисленным среди беспоповских согласий. Сегодня большие группы их последователей проживают в Вильнюсе, Риге и Москве.

Федосеевцы

В конце XVIII века в результате споров о надписи на кресте и о браке от поморского согласия отделились федосеевцы. В 1781 году Илья Ковылин (бывший крепостной князя Голицына) основал в Москве общину в районе Преображенского кладбища. Федосеевская община отличалась строгой дисциплиной и безоговорочным подчинением наставнику. Ее члены были обязаны соблюдать безбрачие и целомудрие.

Как и многие другие беспоповцы федосеевцы считают, что в мире больше нет благодати. «Всякую современную государственную власть мы расцениваем как сатанинскую, как ловушку антихриста», – говорят они. Из церковных таинств сохранены лишь крещение и евхаристия, которые совершаются мирянами. В силу непризнания православного священства федосеевцы практикуют сожитие без венчания.

Во время Великой Отечественной войны большое число федосеевцев сотрудничали с немецкими властями и активно противостояли Красной армии и партизанам.

Наиболее многочисленные группы федосеевцев проживают в Псковской, Новгородской, Ульяновской и Тюменской областях. Их общая численность около 200 тысяч человек.

Пастухово согласие

Зародилось в недрах поморского согласия, его основателем стал пастух Василий Степанов. В отличие от поморцев пастуховцы избегали всяческого общения с гражданскими властями. Отвергали деньги, паспорта и другие предметы с изображением государственного герба. Но во избежание разврата вынуждены были признать брак.

Крайняя степень неприятия внешнего мира накладывала на пастуховцев запрет на проживание в населенных пунктах, где находился хотя бы один государственный служащий, сторонник Православной церкви или представитель другого старообрядческого толка. Их нога никогда не ступала на каменные мостовые, как изобретения «века Антихриста».

Бегуны

В 1772 году в селе Сопелки близ Ярославля возник бегунский толк, как течение противостоящее «антихристовой власти». Основа учения бегунов – спасение от Антихриста, которого в отличие от большинства беспоповцев они воспринимали не как духовное явление, а как персонифицированную личность в облике Петра I.

Бегуны живут в ожидании «первого воскресения», когда Христос сразится с Антихристом. И «тогда наступит тысячелетнее царство Христа, Новый Иерусалим для жилища странников будет спущен с неба в то место, где моря несть к тому». Свою новую обитель бегуны видят около Каспийского моря, куда регулярно совершают паломничество.

Все бегуны «самокрещенцы», обязуются вести целомудренную жизнь, питаться только постной пищей. Они полностью отвергают брак, но при этом допускают блуд, считая его меньшим грехом.

Народная молва рассказывает о странном обычае бегунов, именуемом «красной смертью». Суть его в удушении умирающего красной подушкой с тем, чтобы он мученической смертью искупил не только свои грехи, но и грехи братьев по вере.

На протяжении столетий бегуны, преследуемые властью как «вредная секта» оставались малочисленной, разбросанной по глухим местам Сибири и Северного Урала группой.

Водяники

Водяники или старопоповцы принадлежат тем толкам, где полностью не отвергается священство. Они обличают староверов, принимающих священников за деньги, но признают переход духовного лица из православия в старообрядчество в случае, если священник отречется от «еретической веры».

Если член старопоповской общины заболел ему запрещено принимать лекарства. Суть лечения сводится исключительно к причащению богоявленской водой.

Воздыханцы

В 1870 году в Калуге башмачник Иван Ахлебинин основал общину, получившую позднее название воздыханцев. Члены данного толка отвергают любое внешнее поклонение богу, иконы, таинства и церковную иерархию, однако признают «толковые книги» – Евангелие, Деяния апостолов и Псалтырь.

Согласно верованиям воздыханцев сначала было царство Бога-отца, затем наступило царство Бога-сына, а спустя 8 тыс. лет от сотворения мира пришло царство Духа Святого. Эта доктрина нашла отражение в обрядах воздыханцев. На молитвенных собраниях они вместо крестного знамения воздыхают, поднимая глаза к небу и проводя по своему лицу рукой или платком.

Многие другие радикальные согласия и толки беспоповских староверов, существенно не отличаясь друг от друга, имеют лишь им присущие особенности. Так, последователи согласия разиней собравшись на молитву в день евхаристии, стоят раскрыв рот в ожидании, что их будут причащать ангелы.

Потемщики относятся к тем, кто признает обряд крещения, но совершают его только по ночам, как бы подражая Христу.

В Акулиновом согласии принято общежитие и безбрачие. Это служило неоднократным поводом для обвинения акулиновцев в разврате и свальном грехе.

Капитоновцы кшарского устава – сторонники радикальных подходов в самоубийстве за веру, участники массовых актов самосожжения.

Рябиновцы считают, что крест Христа состоял из кипариса, кедра и певга. Последнее дерево они связывают именно с рябиной, из которой и следует изготавливать крест.

При войнах, революциях религиозный фактор играет исключительную роль, потому что религиозная мотивация пронизывает самые глубины души человеческой. И, чем пристрастнее ее последователи в своих убеждениях, тем кровавее последствия. Революции в России в 1905-м, 1917 годах не стали исключением. Какое же имеют отношение к революциям и убийству России православные старообрядцы? Не громко ли сказано?

Первые мои знакомства со старообрядцами и с их святынями произвели на меня положительные, неизгладимые впечатления: набожность, строгость, аскетизм, многочасовые богослужения, смиренные поклоны, притягательная старина, трудолюбие, скрупулезность, аккуратность, некая мистичность. Надеюсь, что к большинству современных старообрядцев всё это и относится. Но каково было положение старообрядцев в период 1905 - 1917 гг. и в чем выражалось их участие в революциях?




Современные старообрядческие епископы

Оказывается, участие было самое что ни на есть прямое. О старообрядцах, о единоверцах — тех, которые присоединились к Русской Православной Церкви, — речь в статье идти не будет. Вам придется по-новому посмотреть на нашу историю, поэтому репродукции и картины я буду подписывать от лица старообрядцев.

Что собою представлял старообрядческий социум в Российской Империи?

О них однозначно можно сказать, что это была религия купечества.

В дореволюционной России наиболее богатыми и предприимчивыми людьми являлись старообрядцы. Будучи притесняемыми и гонимыми властями несколько столетий, имея крепкий общинный уклад, высокую нравственность и аскетизм, они создали свою, внутреннюю финансовую религиозно-коллективную империю. Оптимальным инструментом, позволяющим им максимально концентрировать как экономические, так и духовные ресурсы, стала знаменитая русская община; общинно-коллективистские (а не частнособственнические) отношения служили тем фундаментом, на котором строилась социальная жизнь старообрядцев.

На рубеже XX века в России существовали только три финансово состоятельные группы людей: старообрядцы (купцы и промышленники), иностранные бизнесмены и дворяне-помещики. Вдумайтесь, на долю старообрядцев приходилось более 60% всех частных капиталов Империи! А это значит, что финансово они влияли на всю экономику и политическую палитру страны. При этом численность самих старообрядцев всех существующих на то время толков, по разным подсчетам, составляла не более 2% от общего числа населения и 10-15% от численности русских в Империи.

Старообрядцы не являлись монолитным религиозным образованием, они делились на две группы: «поповцев» и «беспоповцев». Уже сами эти названия говорят о существовании или отсутствии в этих группах духовенства. Кроме того, внутри групп также происходили разделения и создавались различные толки, которые переплетались с разными сектами. За прошедшие века таких толков, с ужасными извращениями Евангельских истин, возникло не менее семидесяти.

Вероучение и отношение к обрядам внутри групп нередко были даже взаимоисключающие. Но всех староверов объединяла, на уровне вероучения и культа, лютая ненависть к Российской Православной Церкви и к властям, в частности, к дому Романовых, как к правителям антихриста. Для этой ненависти имелись объективные исторические причины - гонения за веру, социальное угнетение, запрет на проповедь и распространение своей религии. Под надуманными предлогами старообрядцев наказывали и отбирали у них имущество, отправляли в ссылку, закрывали и разрушали их храмы. Браки им разрешалось регистрировать (венчаться) только в храмах РПЦ, а это означало принудительное склонение в «веру антихриста».

Хозяйственно-управленческой модели, сформированной расколом, был брошен вызов в 50-е годы ХIХ века. Главный удар оказался направлен на купечество. Отныне попасть в купеческие гильдии могли только те, кто принадлежал к Синодальной Церкви (РПЦ) или единоверию; все русские купцы обязывались предоставить свидетельства об этом от православных священнослужителей. В случае отказа предприниматели переводились на временное гильдейское право сроком на один год. В результате всё староверческое купечество оказалось перед жёстким выбором: лишиться всего или поменять веру. Была альтернатива - вступить в единоверчество, сохраняя при этом старые обряды; большинство склонялось к последнему варианту.

В России тогда происходили старообрядческие бунты, которые позднее, во времена СССР, представляли как проявление классовой борьбы, умалчивая об их религиозной мотивации.

Лютой ненавистью ненавидели старообрядцы П.А. Столыпина за его реформаторскую деятельность, поэтому радовались его убийству. При всей успешности его реформ, новые цивилизационные вызовы урбанизации, такие как, например, переселение крестьян в Сибирь, разрушали устоявшийся общинный уклад старообрядцев. Кроме того, крестьяне-переселенцы составляли конкуренцию предприятиям и банкам старообрядцев тем, что из государственной казны им выплачивали ссуды и подъемные, выделяли бесплатные земельные участки и они успешно развивали свое хозяйство.

П.А. Столыпин держал на личном контроле вопрос о переводе старообрядцев — раскольников в единоверчество и достиг в этом успеха: подавляющая часть казаков — старообрядцев перешли в РПЦ или единоверие.


Убийство П.А. Столыпина

Но вот пришла долгожданная свобода - были приняты действенные меры «к устранению стеснений в области религии»: своим Указом от 17 апреля 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости» Государь Император Николай II уравнял права старообрядцев и православных христиан. С тех пор они перестали называться раскольниками. Это была вспышка процветания и развития старообрядцев вплоть до конца 20-х годов.

Организация старообрядцами революции 1905 года

В августе 1905 года в Нижнем Новгороде прошло закрытое «частное собрание старообрядцев», которое постановило, что дарованные старообрядцам свободы могут быть у них отняты. Было решено продолжить борьбу до появления в Государственной думе фракции старообрядцев с решающим голосом. Миллионер Рябушинский предложил создать для этого систему «разъездных пропагандистов».


Старообрядец миллионер Владимир Павлович Рябушинский подготавливал революционных агитаторов

Более 120 человек, финансируемые старообрядцами, разъехались по всем уголкам Российской империи с призывами к революции и социальной справедливости. Их главным лозунгом было: «Наступила свобода! Можно силой забирать землю у помещиков». В то же время, призывов об экспроприации фабрик и заводов, на 60% принадлежащих старообрядцам, конечно же, не звучало. Это объяснялось тем, что ими двигало вовсе не желание бороться за социальную справедливость, а то, что помещики являлись для них конкурентами. Имела значение и религиозная мотивация: ведь помещики и представители власти были православными, то есть, в глазах старообрядцев, еретиками — никонианами, новообрядцами — «слугами антихриста».

Почва для революции 1905 года подготавливалась старообрядцами давно. Так, в 1897 году в Замоскворечье ими были основаны «Пречистенские курсы», на которых всем желающим читали лекции о социализме и марксизме. К 1905 году на курсах обучалось уже 1500 человек. Естественно, эти профессиональные революционеры-агитаторы по вероисповеданию были раскольники — старообрядцы разного толка, недовольные «властью антихристовой». На курсах могло бы учиться и больше народа, но не позволяли размеры помещения. Впрочем, это оказалось делом поправимым. Знаменитый клан старообрядцев Морозовых внес 85 тысяч рублей на строительство трехэтажной марксистской школы, землю под которую выделила Городская дума в лице ее руководителя старообрядца Гучкова. На деньги того же старообрядца Саввы Морозова революционерами в 1905 году закупалось оружие.


Старообрядец купец Савва Морозов, на деньги которого закупалось оружие для братоубийства

Казалось бы, налицо противоречие: как глубоко верующие люди могли помогать противникам любой религии? Но на самом деле никакого противоречия не было! Старообрядцы боролись не с частной собственностью, а лишь с антихристовой, с их точки зрения, властью, используя марксистов в своих целях, тем самым взращивая зверя, который их же самих и пожрал.

Революция — дело доходное!

По стране прокатилась череда забастовок и бунтов. В качестве классического примера можно привести легендарный Ленский расстрел . Компанией «Лензолото» до начала беспорядков владели англичане, купцы-старообрядцы и барон Гинцбург. Акциями предприятия торговали на Лондонской, Парижской и Московской биржах. Протесты, начавшиеся после продажи в фабричном магазине гнилого мяса, закончились, как водится, народным бунтом. Затем последовали расстрел рабочих солдатами, массированная кампания в прессе, а также ряд гневных докладов в Думе, инициированные все теми же старообрядцами. Англичане были вынуждены уйти, акции же за копейки скупил старообрядец-миллионер Захарий Жданов, один из бывших владельцев «Лензолота», удачно продавший свой пакет акций незадолго до начала беспорядков. На сделке он выиграл 1,5 млн золотых рублей. Аналогичные, можно сказать рейдерские, захваты, проводимые с благой целью - лишить иностранцев права владения активами в Российской империи, — проходили повсеместно.

Февральская революция завершила дело, начатое в 1905 году: старообрядцы получили всю полноту власти. Более половины из 25 наиболее влиятельных купеческих родов Москвы были староверами: Авксентьевы, Бурышкины, Гучковы, Коноваловы, Морозовы, Прохоровы, Рябушинские, Солдатенковы, Третьяковы, Хлудовы. Власть в городе принадлежала старообрядцам. Они были гласными Московской городской думы, членами общественных комитетов, главенствовали на Московской бирже. Руководство крупнейшими оппозиционными буржуазными партиями — кадетов, октябристов и прогрессистов — осуществлялось все теми же людьми. Н.Д. Авксентьев, А.И. Гучков, А.И. Коновалов, С.Н. Третьяков заправляли и во Временном правительстве.

Старообрядческий социализм

Уже к началу XX века старообрядцы ввели на своих предприятиях высокие социальные стандарты: 9-часовой рабочий день, бесплатные общежития для рабочих, медицинские кабинеты, ясли-сад для детей, библиотеки. Для постройки собственных каменных домов выдавались беспроцентные ссуды. Собственная бесплатная больница была оборудована операционной, амбулаторией, аптекой и родильным домом. Имелись санаторий и богадельня для престарелых. Для молодежи существовали профтехучилища. Также назначалась пенсия в размере 25-50% от средней заработной платы. Так что высокие социальные стандарты в СССР были изобретением не коммунистов, а старообрядцев.

Неудивительно, что рабочие предприятий, которыми владели старообрядцы, во всем поддерживали своих хозяев. Во время баррикад, стачек, забастовок рабочим все равно оплачивали рабочий день. Баррикады во время революции 1905 года в Москве располагались по принадлежности к предприятиям старообрядцев. Баррикады Сокольнического и Рогожско-Симоновского районов находились в зоне влияния Преображенской и Рогожской старообрядческих общин. Крупные силы на революционную борьбу отрядили фабрика старообрядца Мамонтова и мебельная фабрика старообрядца Шмита. На Бутырском Валу стояли представители Рахмановской старообрядческой общины.


Стачки старообрядцы организовывали для борьбы с «антихристовой» властью

Купеческая элита решительно распрощалась со славянофильскими идеями о возможности развития на монархической основе. Купечество обратилось к радикальным элементам, которые концентрировались в кружках социал-демократов и социал-революционеров. Именно из такого кружка происходил Дмитрий Богров - убийца Столыпина. Это было предательство Святой Руси!

Начиная с 1905 года, по стране прокатилась волна убийств чиновников, губернаторов, глав городов. Революционеры делали свое дело - расшатывали страну.

Профессиональные революционеры и террористы были приняты на работу на предприятия промышленников-старообрядцев. В цехах их видели редко, а вот зарплату они получали исправно. Зарплата революционеров-слесарей колебалась от 80 до 150 рублей (достаточно крупные по тем временам деньги). Тех рабочих, кто возмущался, объявляли агентами полиции, прихвостнями царизма и увольняли, ведь предприятия были частными.


Старообрядческое пособничество террористам

Итак, исторические факты подтверждают, что в 1905 г. старообрядцы и их капитал принимали в революции самое активное участие.

Радость старообрядцев: Временное правительство и большевики 1917 года

Приход Временного правительства и отречение Царя с неистовым восторгом встретили все старообрядцы разного толка, особенно «древлеправославные поповцы».

Старообрядцы Егорьевска на своем собрании 17 апреля 1917 года приняли резолюцию, где отмечали, что «душевно радуются свержению мучительного гнета деспотической власти безответственного правительства, чуждого русскому духу — гнета, сковывавшего развитие духовных и материальных сил страны; радуются также и всем возвещенным свободам: слова, печати, личности».

В апреле 1917 года состоялся внеочередной съезд старообрядцев Белокриницкой иерархии. В его резолюции говорилось: «Полное отделение Церкви от государства и свобода религиозных групп, находящихся в России, послужат только ко благу, величию и процветанию свободной России».

Временное правительство объявило о намерении снять все ограничения с деятельности религиозных объединений. 14 июля 1917 года появилось соответствующее постановление «О свободе совести». Оно вызвало большую радость во всех старообрядческих согласиях; собрания общин и епархий выразили Временному правительству свою поддержку.

Осенью 1917 года Временное правительство пало, к власти пришли большевики, которые разогнали Учредительное собрание и установили диктатуру пролетариата.

Слово «большевик» очень нравилось старообрядцам. В общинном укладе старообрядцев существовала должность-положение «большак», что означало старший в семье, в доме, в сельской и в церковной общинах. Большаки решали важные общинные вопросы. Особенно большаки почитались у беспоповцев, у которых они играли роль религиозных лидеров, вместо священников. Трудно представить, что такое созвучие могло быть всего лишь совпадением, скорее всего, это была продуманная религиозная манипуляция закулисных революционеров.


Большевик-большак-старообрядец, художник Б. Кустодиев

Сейчас старообрядцы не хотят признавать свою ошибку - сознательное участие в кровавой революции, но именно на приход большевиков они возлагали свою надежду о новой эре Христа после правления «власти антихристовой».

Если посмотреть статистические данные о том, где в средней полосе России максимально поддержали большевиков, то это оказываются Владимирская (куда входил и г. Иваново), Костромская и Нижегородская губернии — края, в которых весьма густо селились как поповцы, так и беспоповцы разного толка.

Портреты немецких вождей большевиков вызывали у старообрядцев доверие — ведь у них были большие бороды! Для староверов это было важным. Красный цвет знамени ассоциировался с Красной Пасхой, и они вполне серьезно писали на революционных плакатах: «коммунистическая Пасха».


Участники революции имели религиозную мотивацию. Пасхальная открытка революционного периода.

Старообрядцы принимали самое активное участие в революции 1917 г. и поддерживали большевиков и лично Ленина. Обе стороны объединяла ненависть к дому Романовых. Достаточно посмотреть картины и плакаты революционной тематики, где действующими лицами являются бородатые мужики-старообрядцы: Владимира Серова «Ходоки у Ленина», Бориса Кустодиева «Большевик», его плакат «Заем свободы» и т.д.


Ходоки-старообрядцы у Ленина, художник В. Серов

Большую часть старообрядцев России составляли беспоповские толки. Беспоповцы пользовались в народе нравственным авторитетом. Пролетарские низы к концу XIX века приблизительно на 80% составляли старообрядцы-беспоповцы: возникавшие фабрики и заводы вбирали потоки староверов из Центра, с Поволжья и Урала, из северных районов. Каналы староверческих согласий (землячеств) выступали в роли своеобразных «кадровых служб». После революции 1917 г. именно из среды этих «сознательных рабочих» происходило рекрутирование новых народных партийных кадров, «ленинский призыв», «второе завоевание души рабочего класса» и т.д. Именно беспоповцы составили основу первого советского поколения управленцев, партработников и комиссаров.

Ленин и масоны, стоящие за ним, прекрасно знали религиозную подноготную России и манипулировали общественным сознанием, стравливая и убивая народ. Ленину нужны были те, кто ненавидел царизм и православие, и это были сектанты, старообрядцы.

Советская власть приглашала вернуться в страну всех, кто бежал от прежнего режима: «Рабоче-крестьянская революция сделала свое дело. Все те, кто боролся со старым миром, кто страдал от его тягот, сектанты и старообрядцы в их числе, — все должны быть участниками в творчестве новых форм жизни. И мы говорим сектантам и старообрядцам, где бы они ни жили на всей земле: добро пожаловать!»


Большак-большевик Бонч-Бруевич, он же старообрядец Семен Гвоздь личный друг Ленина

В 1921 году старообрядцы подписали с советской властью «Акт о лояльности». Характерным примером взаимодействия старообрядцев и революционеров может послужить судьба знаменитого большевика Бонч-Бруевича, личного друга Ленина. В конце 1890-х годов миллионер-старообрядец Прянишников помог Бонч-Бруевичу перебраться на Запад под псевдонимом Дядя Том. Одной из задач революционного агента стала переправка духоборов и молокан из России в Англию и США. В 1904 году неутомимый Дядя Том начал издавать за рубежом ряд журналов и периодическое издание «Рассвет», в котором выступал под псевдонимом Старообрядец Семен Гвоздь. Самое интересное, что сразу же после революции 1917 года Бонч-Бруевич активно помогал вернуться на родину многим сектантам, которым до этого помог покинуть пределы России, Ведь нужно было уничтожить православную Россию.


Казак-старообрядец, принявшие большевистские идеи

Старообрядческий красный террор

Но как все же могло так произойти, что у глубоко верующих людей, аскетов, ревнителей старины, желавших справедливости и правды, возникла такая ненависть, выразившаяся в человекоубийстве, разрушении и взрывах православных (не старообрядческих) храмов, сожжении икон, расстреле духовенства, доносах?

Старообрядцы и сектанты сформировали костяк советской власти. Поэтому весь комплекс антирелигиозных мер был заимствован ими у Синода Русской Православной Церкви, занимавшегося как раз борьбой с раскольниками, которая выражалась в разрушениях их храмов, лишении юридических прав и прав регистрации браков, доносы и казнях, ссылках, в том числе и на каторгу, и т.д. Но, кроме чувства мести, ими двигали еще и религиозные мотивы.

Все поповцы и беспоповцы считали официальную государственную Церковь лишенной благодати и служкой антихриста, так же, как и правящую Царскую династию. Поэтому ненависть к ним была на уровне вероучительных истин. Кратко коснусь некоторых из них.


Поругание «слуг» антихриста

Беспоповцы - это старообрядцы, отвергшие священников нового поставления, после реформ патриарха Никона. Они решили, что от последователей Никона нельзя принимать не только священства, но и крещения, поэтому всех приходящих к ним из новообрядческой церкви крестили заново. Таинства крещения и покаяния стали совершать простые миряне; проводили они и все церковные службы, кроме литургии. С течением времени у беспоповцев образовался особый чин наставников — миряне, избранные обществом для исполнения духовных служб и дел.

Древлеправославная поморская церковь - это течение беспоповцев. В ней Таинства крещения и исповеди также совершаются мирянами — духовными наставниками.

Аароновцы не признавали венчание, совершенное в православной церкви, требуя в этом случае развода или нового брака. Как и многие другие раскольники, они чурались паспортов, считая их «печатями антихриста».

Федосеевцы были убеждены в исторической испорченности Российского государства. Они верили, что наступило царство антихриста, отрицали моление за Царя на имя. Впоследствии учение федосеевцев восприняли поморцы. Во время Великой Отечественной войны федосеевцы проявили себя злостными коллаборационистами, сотрудничавшими с гитлеровской Германией.

Неплательщики отвергали богослужения, таинства и почитание святых. Они не совершали крестного знамения, не носили креста, не признавали постов. Молитвы им заменяли религиозные домашние беседы и чтения.

«Бегунами» называли тех, кто отвергал новое крещение, считал, что необходимо порвать все связи с обществом, уклониться от всех гражданских повинностей.

Самокрещенцы - старообрядцы крестили себя сами, без священников.

Средники , в отличие от других самокрещенцев, не признавали дни недели. По их мнению, когда во время Петра I перенесли празднование нового года с 1 сентября на 1 января, придворные ошиблись на 8 лет и передвинули дни недели. Таким образом, для них среда - это бывшее воскресенье.

Рябиновцы отказались молиться на иконы, где присутствовал кто-либо еще, кроме изображаемого образа. Они стали вырезать для молений восьмиконечные кресты из рябинового дерева без изображений и надписей. Кроме того, рябиновцы не признавали церковных таинств.

Дырники не почитали икон, молясь на дырки.

Пастухово согласие : его последователи осуждали пользование паспортами и деньгами с изображением императорского герба, которое они считали печатью антихриста. Новых сторонников своего учения перекрещивали.


Борьба с антихристовой «печатью»

Не́товское согласие (спасовцы): главная идея этого учения заключается в том, что в мире воцарился антихрист, благодать взята на небо, Церкви больше нет, таинства истреблены. Спасовцы произошли от стригольников, которые отвергали церковную иерархию. Последователи этого согласия делятся на староспасовцев и новоспасовцев, которые, в свою очередь, разделились на малоначальных и большеначальных.

А́ристовский толк: создан санкт-петербургским купцом Аристовым, который считал, что всякие отношения со светской властью, как, по его мнению, еретичествующей и служащей антихристу, незаконны. Вследствие этого истинный христианин должен избегать распоряжений власти и не относиться к ней ни в каком случае.

Некрещеные старообрядцы — самое радикальное направление старообрядчества, созданное в Васильсурском и Макарьевском уездах Нижегородской губернии. Его последователи дошли до того, что отрицали возможность осуществления таинства крещения даже мирянином (то есть беспоповским чином), поэтому представители этого согласия оставались вовсе без крещения, заменив его надеванием на новорожденного креста при чтении 50-го псалма.

Неокру́жники (противоокру́жники, раздо́рники) — часть приверженцев белокриницкого согласия (поповцев), не принявшая «Окружное послание Российских архипастырей Белокриницкой иерархии» 1862 года. Наибольшее возмущение у радикально настроенных членов белокриницкого согласия вызвали утверждения «Окружного послания» о том, что «господствующая ныне в России Церковь, равно и Греческая, верует не во иного Бога, но во единого с нами», что под именем «Иисус» Русская церковь исповедует того же «Исуса» и поэтому называющий «Иисуса» иным Богом, антихристом и т.п. есть богохульник. Противоокружники, напротив, утверждали, что в Русской и Греческой церквях царствует антихрист. Они настаивали на восьмиконечной форме креста и написании имени «Исус» на том основании, что Иисус Христос был рождён восемью годами позже Исуса. По своей сути, это было крайнее проявление беспоповского учения, проникшего в среду старообрядцев-поповцев, против которого и было направлено «Окружное послание».


Разрушение храмов «антихриста»

Итак, подведя итог вероучительных истин старообрядцев разных толков, можно прийти к выводу, что они были убеждены: ради воцарения эры свободы - эры Христа доносить на священников — еретиков никониан, расстреливать их, взрывать православные храмы и жечь иконы — святое и богоугодное дело, а не грех. И, чем больше будет уничтожено слуг антихриста, чем будет больше уничтожено-низвергнуто «печати антихриста» (царской символики), тем лучше!

Хочу оговориться, что, конечно, не все старообрядцы приняли большевистскую власть, но таких было меньшинство, это были, в основном, казаки-старобрядцы Сибири, Урала, Дальнего Востока, Дона, Терека. Для них именно власть большевиков и была властью антихриста.

Льготы от советской власти и дальнейшая судьба старообрядцев

За активное участие в деле революции старообрядцы имели некоторое временные льготы. Если красный террор сразу коснулся Русской Православной Церкви, начались расстрелы и разрушения ее храмов, то старообрядцы еще до конца 1920-х годов могли свободно открывать и строить свои храмы, иметь свои печатные издания. Но «медовый месяц» длился не долго, они также были уничтожены, как и РПЦ, хотя некоторые успели уехать. Миллионерам старообрядцам, которые были посмекалистей, советская власть разрешила вывести свои капиталы за рубеж.

В высшем руководстве СССР было много старообрядцев (по своему происхождению). Есть убедительные свидетельства того, что к ним относились Калинин, Ворошилов, Ногин, Шверник (настоящая фамилия - Шверников), Москвин, Ежов, Косарев, Постышев, Евдокимов, Зверев, Маленков, Булганин, Устинов, Суслов, Первухин, Громыко, Патоличев и многие другие. Немало героев Великой Отечественной войны также были из старообрядцев.

Пройдя через братоубийство, природа человека становится другой; вот и у многих староверов не осталось ничего от веры в Бога, одна только идеология. Бывшие старообрядцы стали строить советского человека, советское общество, советскую страну. Но при этом знаменитый советский ученый и фантаст, по происхождению старообрядец, Иван Ефремов описал в «Туманности Андромеды», «Часе быка» идеал высоконравственного советского человека. Эти идеальные представления, конечно же, черпались из христианства.

Интересные факты . Оказываться, Рим был прекрасно осведомлен о религиозной ситуации в России, у них были попытки на почве общей ненависти к РПЦ и дому Романовых заключить дружбу-унию со старообрядцами. Но, для старообрядцев иметь дело с бритобородыми еретиками это нонсенс. Но, тем не менее, римские папы выражали свою несказанную радость в связи братоубийственной революции, говорили: «железная метла Бога руками безбожников выметала православие с России для католической миссии в будущем».

Еще одна интересная тема раскрылась; внутрипартийные зачистки в руководстве СССР, когда расстреливали активных революционеров, так же имели религиозную идеологическую окраску. Это была борьба двух партий ленинцев-масонов и постправославных. Окончательную точку поставил в этом раздоре бывший семинарист товарищ И.В.Сталин, сказав: «Как Моисей вывел евреев из пустыни, так и я их выведу из аппарата компартии».

Нравственно-богословский вывод

Грехопадение — это первый раскол, это трагедия всего человечества, а далее в истории расколы, отступления от истин Божиих, приобретают разные извращенные формы.

Старообрядчество стремилось сохранить древнюю правдивую веру, древнее благочестие (аналогичные постулаты были у фарисеев, и в этом стремлении нет ничего плохого), но превратилось в те же самые фарисейство и законничество, которые и распяли Христа. История повторилась: «цедили комара», «сучок видели в чужом оке», а распяли Россию.

Христос у старообрядцев заменился на обряд Христа. Поэтому под благочестивой мотивацией появлялись бесчисленные толки, претендующие на истину в последней инстанции. Старообрядцы ненавидят друг друга лютой ненавистью (я имею в виду сторонников разных толков), ведь оказывается, что сородичи исказили веру. Господь еще в древности предупреждал о такой модели отношения к вере в Бога: «бойтесь фарисейской закваски».

По сути, старообрядцы волей или неволей стали соучастниками убийства России, стали ее палачами. Религиозные манипуляции как раз и были использованы в гражданской братоубийственной войне, и сами они оказались заложниками и жертвами этих манипуляций.

Сегодня Россия и Русская Православная Церковь вновь под разными предлогами начинают раскачивать, конечно же, с самыми благочестивыми намерениями. Это и та же борьба с антихристовыми печатями и кодами, с антихристовой властью, но при этом забывается самое главное - ценность единства Церкви Христовой. Технологии и модели религиозных манипуляций столетней дальности вновь были успешно применены в период современных цветных, майданных революций для стравливания людей друг с другом. Не пора ли делать выводы?

Сейчас нужно все же набраться смелости, нравственных сил, духовного мужества признать свои ошибки и просить прощения у Бога и России за свои преступления. Единственная возможность преодоления раскола для старообрядцев — это покаяние, возвращение в лоно Церкви Христовой. Такая форма, в виде единоверчества, весьма успешно существует, начиная с 1800 года.

Поместный собор Русской Православной Церкви Московского патриархата в 1971 году признал старые обряды равноблагодатными и снял те клятвы, которые были наложены на них. Но это было совершено де-юре, а де-факто с самого начала нашей господствующей Церкви она признавала святость древних обрядов. В 2000 году Синод РЗПЦ принес покаяние перед старообрядцами за причиненные им гонения.

Протоиерей Олег Трофимов, доктор богословия,
магистр религиоведения и философских наук

В России, так же как и в Европе, период раннего Средневековья характеризовался исключительной ролью христианской церкви. На развалинах Римской империи возник настоящий хаос – огромные территории были совершенно не организованы ни государственно, ни этнически, ни религиозно.

Готы, вандалы, остготы, вестготы, франки, гунны, англы, норманны путешествовали, основывали свои владения, потом теряли их и переезжали в другое место. Христианские институты выступали в качестве организаторов больших государственно-этнических образований. Церковь обладала связующей, цементирующей силой. Кроме того, монастыри сыграли немаловажную роль в освоении новых земель – монахи уходили в леса и болота и основывали на пустом месте благоустроенные жилые районы.

На востоке Европы положение было аналогичным. Христианство объединило Киевскую Русь, где ранее царил хаос славянских и финских племен. Наши предки оборонялись от степных народов, печенегов, потом противостояли татаро-монгольскому нашествию. Благодаря православной церкви вся неорганизованная масса держалась в подтянутом и дисциплинированном состоянии. Это было необходимо, потому что на Русь постоянно нападали. Страна то переживала оккупацию, то находилась в свирепой вассальной зависимости от Золотой Орды и Крымского ханства.

Тревожные симптомы

Есть такой общемировой закон в истории: когда религиозные организации сливаются с государством, становятся его частью и используют силовые методы государства в своих интересах, это приводит к самым тяжелым последствиям для самой Церкви. Начинается ее саморазложение. В Европе так и произошло. Когда она сложилась в систему крупных этнических государственных организаций, бешено пошли процессы внутреннего разложения.

И как попытки их преодолеть в рамках единой Церкви стали возникать ордены францисканцев, доминиканцев и т.д. Тем не менее к XIV–XV векам в первую очередь в верхушке католической церкви эти процессы гниения достигли угрожающих размеров. Они вызвали протестантские движения, которые привели к расколу, отделению Северной Европы от Рима, подрыву влияния римских пап. Даже там, где католическая церковь устояла, как во Франции, ей пришлось отступить, и она перестала быть хозяйкой положения.

Та же история случилась и у нас. К середине XVI века Московское государство отбилось от разрушительных внешних движений, в нем сформировалась система самодержавной власти. И при Иване Грозном начались важные процессы, в которых Церковь сыграла ключевую роль.

Глава православной церкви митрополит Филипп решительно и определенно выступил против безумной террористической политики царя, подав пример самоотверженного служения своей стране и вере, – и погиб. Затем, в период Смутного времени, когда государство страшно ослабло из-за царского террора, Церковь в лице митрополита Гермогена выступила с серьезной общенациональной миссией. И в последующие десятилетия моральный и политический авторитет Московской метрополии, ее руководства и самих церковных структур был высок.

Но уже к 40-м годам XVII века положение стабилизировалось, от внешних врагов удалось отбиться, начался экономический рост внутри страны, появились большие деньги. И тут вдруг обнаружилось, что слияние Церкви с государством начинает давать отрицательные результаты. Симптомы внутреннего разложения как в верхушке Церкви, так и в низшем ее звене становятся настолько серьезными, что появляются группы борцов, священнослужителей, которые требуют принятия решительных мер. Из этой среды выходит самый энергичный и одаренный представитель духовенства того времени – Никон, митрополит Новгородский. Он завоевывает положение предстоятеля митрополита Московского и затем патриарха Московского – главы православной церкви.

Эпоха перемен

Однако Никон не учел, что обстановка в стране кардинальным образом изменилась. Раньше таким выдающимся деятелям, как Сергий Радонежский, было позволено иметь свою точку зрения на самые острые государственные вопросы (например, отношения между князьями), занимать свою позицию, предлагать достаточно жесткие меры.

В силу необходимости Великий князь Московский мирился с этим. В период преодоления террористического разгрома, которому подверг Русь Иван Грозный, митрополит Филипп, а затем, в Смутные времена, и митрополит Гермоген могли повышать свой голос, обличать царя в самых страшных преступлениях. Но Филипп заплатил за это жизнью, а потом был канонизирован, Гермоген погиб, хоть и выступал как верховный лидер. Позже патриарх Филарет, отец первого Романова, стал, пожалуй, правителем страны при своем сыне, уступавшем ему в интеллектуальных и волевых качествах.

Но эти времена закончились, страна начала быстро развиваться, и Церковь должна была занять свое место. А Никон, который опирался на понимание отрицательных явлений, происходящих внутри Церкви, стремился стать таким же великим государем, как царь, и принимать свои решения. И здесь он столкнулся с серьезнейшим противником в лице Алексея Михайловича.

Для того чтобы реорганизовать церковное хозяйство, Никон прибегнул к той же мере, что и впоследствии Петр Первый, – решился навести порядок в богослужении, пригласил ученых греческих монахов, которые начали править книги. Он стал пересматривать и кое-какие обряды – и тут наткнулся на колоссальную оппозицию как в среде верующих, так и в самой Церкви. Был поставлен вопрос о том, что никакая власть не имеет права вторгаться в сферу духовной жизни народа, а внутренняя жизнь церковной общины должна стать автономной и не подлежать изменению, чистке. То есть встала прежняя проблема: что такое Церковь – часть государства или общественная организация? Ведь до Константина христианство было общественной организацией. А вот с государством складывались разные отношения, случались периоды по 30–40 лет, когда оно терпело христианство. Представителей духовенства не всегда преследовали и свирепо казнили. Иногда на их деятельность смотрели сквозь пальцы. А потом кто-нибудь из римских императоров, испугавшись их влияния, устраивал гонения. Но в целом до Константина христианство не являлось частью государства. И на этом оно заработало колоссальный авторитет.

За три столетия суровых лишений и борьбы, которые прошли со дня смерти Иисуса Христа до принятия христианства как государственной религии Константином, и появилась эта колоссальная сила, были отобраны люди, установлены традиции, созданы организации.

На Руси происходило то же самое. В первые столетия после принятия христианства, во времена внешних и внутренних войн, вера, храмы и обряды объединяли миллионы людей. И вдруг все это с легкостью по чьим-то приказам начало меняться, и возник раскол. Церковная верхушка подчинилась государству. Алексей Михайлович был достаточно тонким человеком и политически мыслил не примитивно. С помощью Никона он ударил по раскольникам, а потом убрал и самого Никона. По степени жестокости расправа над Никоном сравнима с той, что совершили над Аввакумом. Почему в самом начале царь поддержал Никона? Государство хотело взять Церковь в свои руки, и священнослужитель оказался для этого очень удобным орудием. Однако и Никон хотел стать хозяином, соправителем Руси, поэтому впоследствии царь устранил его вместе со всеми его амбициями.

К этому времени прошло 100 лет с момента ликвидации Византии. Поэтому вселенские патриархи не имели под собой никакой опоры, они получали серьезную денежную поддержку из Москвы. Столица оказывала помощь в трудные минуты, когда священнослужители собирались здесь по приказу царя, решали вопросы, осуждали раскол и утверждали снятие Никона со всех постов. Однако произошла неожиданная вещь. Значительная часть русского народа ушла в раскольники. Несмотря на преследования, носившие очень жестокий характер, миллионы людей держались за старую Церковь.

Сторонники раскола

Верхушка церковной иерархии сначала поддержала реформу Никона, а потом поддержала царя в его противодействии патриарху. Только один епископ примкнул к старообрядцам, но его следы быстро затерялись. Раскол возглавили протопоп Аввакум, Иван Неронов – те, кто вместе с Никоном требовали очищения Церкви, но все они были уничтожены. Алексей Михайлович понимал силу влияния Аввакума, много раз пытался с ним договориться, но тот оказался непреклонен: говорил, что все изменения – козни сатаны, и самым серьезным образом обличал царя. Аввакум обладал невероятным мужеством и выдержкой и собирал вокруг себя последователей.

Бесспорно, то была героическая эпоха в развитии нашего старообрядчества. Раскол поддерживался акциями протеста, вплоть до массовых самосожжений – правда, сейчас трудно определить, где раскольники сами себя сжигали, а где сжигали их. Алексея Михайловича это сильно удивляло, и государство было вынуждено признать, что, несмотря на репрессии, раскол сохранится на протяжении достаточно длительного времени. За Соловецкий монастырь, например, держались многие люди. Они никого не убивали (не было случая, чтобы они расправились с какой-нибудь карательной экспедицией), а сами принимали смерть за веру.

Из-за гонений старообрядцы уходили, но полностью их вытеснить не смогли. Даже из Москвы. Хотя большинство ушли на окраины – на юг, в брянские болота, или в пустые незаселенные места – Карелию, Нижний Новгород, Заволжье. Раскольники доходили и до Восточной Сибири, Турции, Польши, Болгарии, Румынии.

Единства у них не было. Они разделились на три крупных направления. Старообрядцы поповского согласия принимали священство и считали, что иерархия нужна, но у них не было епископа. Самая крайняя ветвь – беспоповцы отрицали государство вообще и его право на регулирование отношений в частности, в том числе брачно-семейных (они даже не записывали свои браки). А беглопоповцы – священники, служившие в молельнях в скитах по старым книгам и обрядам. Несмотря на многочисленные распри, все три направления продержались до начала XX века.

Как же старообрядцы все это выдерживали? Они уходили в веру целыми семьями, не прекращая свой род, создавали собственные организации, в первую очередь экономические, – и здесь сказывалось их преимущество как общественно организованной массы. Главным у старообрядцев был принцип добровольности, отсутствующий в государстве. Они могли выбирать между тремя направлениями или уйти в господствующую церковь.

В XIX веке государство создает компромиссную церковную организацию. В ней сохраняются старообрядческие обряды, но ее храмы входят в систему государственной церкви. У старообрядцев не могло быть и речи о частном накоплении, присвоении церковных сумм, о том, чтобы представители верхушки становились церковными князьями. Государство преследовало лидеров старообрядческих общин.

Лев Толстой в начале ХХ века даже добивался освобождения трех епископов, заключенных в церковную тюрьму в Суздале. Никакого обогащения или карьеры – наоборот, люди обрекали себя на мученичество. В то же время старообрядцы понимали, что надо работать, не валять дурака, не отлынивать, зарабатывать деньги, с помощью которых можно нормально жить и откупаться от властей. Благодаря этому они и выживали. Низовое священство государственной церкви жило небогато, часто просто бедно. Об этом даже Чернышевский писал. Поэтому, когда такому священнику давали деньги на составление официального отчета о том, сколько у него старообрядцев, тот свидетельствовал, что никаких старообрядцев нет, хотя сам прекрасно знал, и кто придерживается старой веры, и где они молятся, и как живут.

Иногда старообрядцы составляли очень серьезные организации. На реке Выг на северо-западе Карелии возник целый старообрядческий район. Люди освоили незаселенную территорию, вели сельское хозяйство, промыслы – и очень неплохо жили. Чтобы разорить Выгскую обитель и разогнать старообрядцев, потребовалось ввести туда воинские части. Эта обитель стала примером того, что можно жить даже в самых суровых условиях. Правда, не крупными объединениями, а небольшими коллективами.

Коммерческая жилка

Уже Петр смотрел на старообрядцев иначе, чем во времена своего отца. Кажется, именно ему принадлежит фраза: «Пусть платят двойную подать и крестятся хоть ногой». При Елизавете раскольников преследовали и казнили, а вот Екатерина проводила в этой сфере более мягкую политику. Так же как христиане в Римской империи превосходили обычных римлян своими трудовыми качествами, преданностью и дисциплиной, старообрядцы отличались от русских крестьян. И когда появилась возможность (а она появилась, потому что государство развивалось) и Екатерина разрешила крепостным заниматься коммерцией, то есть создавать сначала свои мастерские, а потом и фабрики, старообрядцы ею воспользовались. Они были к этому готовы – их мобилизационная способность превышала обычную в десятки раз. Они могли собрать нужных людей вокруг подходящего руководителя и достать деньги. У каждой общины были свои средства, даже у самой мелкой. Старообрядцы создавали предприятия, где была совершенно особая дисциплина. Руководители такой фабрики одновременно были лидерами самой общины и, чувствуя свою ответственность, придерживались определенных нравственных правил поведения: не пили, не курили, никакой распущенности, приветствовались справедливость и трудолюбие.

Руководители показывали нравственный пример. И общины в какой-то степени становились инкубаторами коммерческих дел. В этом смысле очень интересна история Рябушинских.

Они были обычными монастырскими крестьянами. Выполняли строительно-отделочные работы в Свято-Пафнутьевом монастыре, на окраине Боровска. Когда Екатерина освободила монастырских крестьян, превратив их в государственных, Рябушинские решили заняться коммерческой деятельностью и перешли в старообрядчество (изначально они были новой веры).

Что их привлекло? Дисциплина, нравственная атмосфера. Кроме того, они хотели попасть в среду, где легче себя проявить и преуспеть. Впрочем, вряд ли они это сделали из прагматичных соображений. Владимир Рябушинский в ХХ веке в эмиграции писал работы о великой силе старообрядческой религии. Однако переходивших в эту веру сразу начинали преследовать. Они не могли быть причислены к купеческой гильдии (только к обычному мещанскому сословию). Их сыновья попадали под рекрутские наборы, а они сами – под телесные наказания. В отличие от купцов, их можно было драть розгами.

В начале XIX века государству, которое чувствовало силу старообрядческого субэтноса, пришлось открыть для него какие-то лазейки. Так, оно позволило осваивать побережье Черного моря. И Павел Михайлович Рябушинский вместе со своим братом приехал с деньгами в небольшой поселок (нынешний Ейск), где они получили документы купцов первой гильдии. Скорее всего, это было при Александре, в период относительной свободы. Государство делало попытки ликвидировать раскол, надеялось, что старообрядцы потом сами как-нибудь растворятся. Но эти люди настолько решительно способствовали экономическому развитию страны, что рука не поднималась придавливать их на корню.

Становление старообрядцев как сверхуспешных экономических субъектов происходило так же, как и у Морозовых, о которых мы уже говорили. В этой среде по отношению к молодым ребятам, конечно, было больше жесткости, в 14–15 лет им уже приходилось вставать на ноги, составлять какой-то деловой план. Как правило, они уходили в город. Например, Рябушинские – два четырнадцатилетних парня – ушли в Москву и начали мелкую торговлю. Но они были так хорошо вышколены в своей семье, что очень быстро поднялись до положения купцов третьей гильдии.

В авангарде экономики

Из соображений безопасности старообрядцам было удобно жить малыми общинами, разрозненными группами, но особых экономических связей между ними не возникало. Они работали с людьми разных направлений, потому что в противном случае это привело бы к слишком серьезным ограничениям. Конечно, когда тот же Федор Гучков только создавал свой коллектив, он брал к себе единоверцев, но позже больше думал о том, как бы пригласить специалистов из Европы для окрашивания тканей, осваивания новых типов станков. Дело стало выше веры.

И у Морозовых в третьем поколении уже не обнаруживалось никакого предпочтения староверам. У самых твердых из них, Викуловичей, как раз работало больше всего англичан. Иногда общины помогали друг другу деньгами, но это не было системой. Представители самых разных скитов съезжались на Пасху в Рогожскую слободу – центр поповского согласия. Праздновали пасхальную неделю и уезжали с какими-то небольшими деньгами. У одного из старообрядцев, Большакова Тихона Федоровича, была своя лавочка, где он торговал кожаными изделиями – сапогами, конской упряжью. В то же время он собирал старообрядческие древности – книги, иконы, тексты – и помогал единоверцам. У потомков сохранились письма из женской обители за Волгой, где монахини благодарят его за оказанную денежную помощь в 3–5 рублей. Вот такие связи между старообрядцами существовали.

Сейчас нам – советским и постсоветским людям – невозможно понять, почему староверов не ликвидировали. Как, например, в период Ленина и Сталина, когда ликвидированы были все. Но государственных деятелей, начиная с Петра, всегда останавливали те или иные соображения. С одной стороны, раскол – это не дело. Но с другой – старообрядцы были непротивленцами, они не отвечали никакими восстаниями. Разве что соловецкие стрельцы отбивались, а остальные никогда не применяли силы, от них не исходило никакой угрозы. Староверы не имели связи с католическим или мусульманским миром. Они очень четко и твердо стояли на своих позициях, были хорошими работниками и надежными людьми. Православным священникам тоже хотелось жить, и они получали от староверов деньги. А губернаторы обращались к ним за помощью – провести дорогу, выполнить какое-нибудь крупное задание из Петербурга.

Старообрядцев можно сравнить с христианами в Римской империи. Их тоже все время порывались стереть с лица земли, но видели, что народ крепкий, ценный, рубить голов придется очень много, крови прольется невероятное количество… И к ним присматривались. Отмечали нравственную дисциплину, единство, сплоченность и то, как они постепенно внедряются во все сферы жизни. Но в Римской империи христиане не были в авангарде экономического развития. В отличие от старообрядцев, которые стали играть очень важную роль в развитии экономики.

Существовал «Банкирский дом братьев Рябушинских». Хоть он и не входил в двадцатку лидеров, но обладал большой надежностью, устойчивостью. Лучшими считались петербургские банки, имевшие огромное преимущество: они сидели рядом с госбюджетом. А бюджет был огромным – более 3 трлн рублей. Все это проходило через какие-то финансовые структуры, и петербургские банки получали проценты. А старообрядцы в финансовую верхушку так и не вошли. Хотя в какой-то момент в обществе они стали легальными людьми. Тимофея Морозова, например, приглашали в царский вагон, следовавший из Петербурга в Москву.

Деньги общины

Исторически старообрядцы не победили, но и не проиграли. Они устояли, удержались. Конечно, чтобы выжить в таких суровых условиях, им приходилось чуть ли не обожествлять свои догмы. Сейчас их молодежь, которая пользуется мобильными телефонами и остальными благами современной науки и техники, уже не может принимать эти жесткие правила. Лужков все-таки выделил старообрядцам деньги на реставрацию полуразрушенного Рогожского кладбища.

Когда-то оно было духовным центром староверов. Во время чумы 1770-х годов, когда треть Москвы вымерла, старообрядцы обратились к властям с просьбой, чтобы им отвели земли для захоронения умерших. И Екатерина разрешила. Поповцы получили территорию за Рогожской заставой, беспоповцы – в другом месте, и там возникли кладбища. А потом началась борьба – если людей закапывают, их надо отпевать. Власти не могли отказать в этом христианам, пусть даже «неправильным». А где отпевать? Строится часовня, а потом из нее делают храм. На старообрядцев пишут донос, приезжает генерал-губернатор.

В конце концов храм строят более низкий, вносят какие-то изменения, но он все равно появляется. А Рогожское кладбище – это центр всей старообрядческой России.

Состоятельные старообрядцы завещают все деньги общине. Так и идут накопления. И они уже не теряются. Никакая любовница из актрис или моделей после смерти такого человека ни копейки не получит. Все это останется внутри. В отличие от того, как бывает в светском обществе. Община поможет тебе нажить деньги – даст беспроцентный кредит, поспособствует в создании фабрики. Ты будешь иметь все это, но когда умрешь, капитал не уйдет вовне, какую-то его часть вложат в твое дело, а солидная часть пойдет в качестве пожертвования на храм.

Тимофей Саввич Морозов Церкви завещал не много, а вот его жена выстроила огромную колокольню на Рогожском кладбище, выделила крупную сумму на нынешний МГТУ им. Н. Э. Баумана.

Она жертвовала деньги Московскому университету и другим учреждениям, одаривала старообрядческую общину, хотя и не была сильно верующим человеком. Сами старообрядцы тоже давали деньги на больницы, учебные заведения, приюты, но община никогда не поглощала чьи-то капиталы. Старообрядцы жертвовали солидные суммы, но сами общины никакими финансовыми операциями не занимались. Все накопленные средства шли на благотворительные нужды внутри общины: призрение старых и малых, общежития, приюты.

Связи между членами общины были не такими уж сильными, но, конечно, свой мир они знали. Думаю, когда кому-то из Морозовых требовался хороший делец, он присматривал его среди своих. Но мог взять и не старообрядца. Когда у тебя на фабрике работают 200 человек, ты наберешь их среди единоверцев – это понятно. А когда 20 тыс., то формировать гигантские коллективы на конфессиональных началах просто смешно. Вопрос в том, сколько у тебя английских инженеров, немецких или русских.

Внешние связи

Есть убеждение, что одним из злокозненных и очень последовательных врагов России является Англия и что старообрядцы, в частности беспоповцы, для которых уже наступило царство Антихриста, становятся сторонниками англичан в деле развала российского государства, откачки экономических ресурсов или просто накопления экономической власти нужными людьми. Но это абсолютно нелепая теория.

Основа старообрядческой веры – исконное древнее православие, и его последователи не могли допустить даже мысли о сотрудничестве с католиками. Это полностью исключалось из-за идеологической несовместимости. Старообрядцы ведь потому и откололись, что государственное православие пошло на контакты с греками, а последних упрекали в том, что они заражены папизмом, католичеством. Исходные позиции старообрядцев – сугубо российские, поэтому любые внешнеполитические комбинации были исключены. Правда, они действительно в огромных количествах закупали у Англии хлопок и машины.

Поповцы в XVIII–XIX веках остались без иерархии и нуждались в священниках. Они нашли какого-то заштатного епископа в Боснии, но требовались особые процедуры, чтобы поставить его российским православным митрополитом. Старообрядцы перевезли его в австрийскую часть Польши и признали епископом над поповской общиной Рогожского кладбища. И в этом новом качестве тот начал посвящать в священники. Все это делалось на деньги Солдатенкова и Рахманова – богатейших московских старообрядцев, миллионеров. Но тут Николай I потребовал у императора Франца Иосифа ликвидировать этот новый центр старообрядчества. Митрополита Амвросия арестовали и выслали. Но он успел поставить епископов по России, и иерархия была восстановлена.

Постепенно происходила легализация старообрядцев, и они признали существующую реальность в России. Хоть и заняли круговую оборону и настаивали на двуперстном крестном знамении, но уже не выдвигали никаких обличительных манифестов. Государство де-факто допускало их деятельность, и они тоже изменили свое отношение к нему. Власти произвели серьезную реорганизацию: патриаршество убрали, Церковь сделали частью государственного аппарата.

Какое будущее ожидает старообрядцев? В каком-то виде это общественное движение сохранится. У них есть преимущество перед официальной Церковью и нет амбиций – они не претендуют на роль властителей духовной жизни русского народа. У старообрядцев свой мир, им нужно только, чтобы их не преследовали. У нас ведь много различных социальных групп. И старообрядцы – одна из них.

Большинство наркомов вокруг Сталина были старообрядцами

В школе меня учили, что Петр СТОЛЫПИН, чья 155-я годовщина со дня рождения отмечается в апреле, был палач и реакционер. Позже стали говорить, что лишь такой смелый и мудрый политик мог бы спасти Россию. Царский премьер-министр действительно был патриотом. Только, как и большевики, старался русский народ осчастливить насильно. Что, в частности, касается русского мужика, уникальность быта которого при внимательном рассмотрении просто потрясает.

Природа вложила в человека некоторые врожденные инстинкты, как то чувство голода, половое чувство и т.п. И одно из самых сильных чувств этого порядка - чувство собственности. Нельзя любить чужое наравне со своим и нельзя обхаживать, улучшать землю, находящуюся во временном пользовании, наравне со своею землею, - писал Столыпин .

Казалось бы, все логично. Целью Петра Аркадьевича было интегрировать крестьян в рыночную экономику, ликвидировав сельские общины, где, выражаясь современным языком, процветала уравниловка. С точки зрения нынешних рыночников-реформаторов, где все определяется выгодой, он был абсолютно прав. А вот с точки зрения справедливости в понимании русского землепашца - это еще большой вопрос!

Впрочем, все началось задолго до Столыпина.

Народ Божий

Император Николай I внимательно вчитывался в доклад некоего майора Третьего отделения Васильева . В 1838 году он по высочайшему повелению проводил инспекцию в 20 губерниях. Задача была поставлена четко: выявить влияние иностранных агентов, источников смуты. Нового восстания декабристов царь категорически не желал. Однако доверенный офицер докладывал, что обнаружил другой источник опасности. Староверы - вот в чьей среде «тлится дух дерзновеннейшего отвержения власти царя и гражданских законов».

Так называемые раскольники появились в конце XVII века, когда патриархНикон провел церковную реформу, чтобы привести церковные обряды в соответствие с греческими. Появились недовольные, случались бунты, самосожжения в знак протеста.

К XIX веку проблема, казалось, потеряла остроту. Согласно официальной переписи, староверов было всего два процента населения. Однако, как удалось выяснить по приказу Николая I, реальные цифры были занижены в десять раз. Раскольников в стране было не менее 20 миллионов человек. Каждый пятый! Они имели огромный нравственный авторитет и жили по своим удивительным правилам.

Раскольники вели хозяйство не для извлечения прибыли отдельными лицами и их семействами, а для укрепления институтов своей веры и поддержания своей общины - «народа Божия», - пишет профессор Александр Пыжиков .

Русские Ротшильды

Никакой аристократии. Любой крестьянин мог стать наставником или настоятелем, были бы к этому способности. Любой имел право заявить свои требования, и «обчество» было обязано их выслушать. При этом раскольники оперировали колоссальными капиталами. Но конкретного владельца у них не было! Действовал принцип: «Твоя собственность - это собственность твоей веры».

Ученый XIX века Дмитрий Шелехов с изумлением описывал свою встречу в старообрядческом Владимирском крае с «русскими Ротшильдами » - братьями Большаковыми . Те выдавали купцам заем без оформления какой-либо документации - «по совести». В присутствии Шелехова мужику в тулупе ссудили пять тысяч рублей с устным условием возврата денег через полгода. Когда ученый поинтересовался, не боятся ли банкиры обмана, те искренне удивились. И пояснили, что в их среде обманщик потеряет сразу все: «Глаз не показывай и не живи на свете, покинь здешнюю сторону и весь свой привычный промысел». Шелехов с восхищением писал: «Вот вам русская биржа и маклерство!.. Господа писатели о финансах и кредите! В совести ищите основание кредита, доверия, народной совестью и честью поднимайте доверие и кредит».

Деньги даром

А вот еще пример. В 40-х годах XIX века полиция заинтересовалась деятельностью Преображенского кладбища в Москве, которую контролировали «беспоповцы». Выяснилось, что погост вместе с хозяйственными строениями и больницей являлся финансовой артерией староверов. Здесь хранились капиталы наставников и попечителей, которые выделялись на открытие или расширение предприятий. Притом допускался не только беспроцентный кредит, но и безвозвратный! Если дело знаешь, людям пользу приносишь - не жалко. Но выкупить компанию в собственность управленец-старовер не мог. Это же готовый развитой социализм, уверенно шагающий к коммунизму! Только без советской бюрократии.

Но правительство такое государство в государстве категорически не устраивало. К 50-м годам XIX века было сделано все, чтобы его уничтожить. Раскольникам стали выдавать лишь временное членство в купеческой гильдии, побуждая сменить веру. Решения «обчества» о смене управленца без соответствующих процедур и бумаг, что староверы не практиковали в принципе, чиновниками не признавались. И такое поведение власти стало ее фатальной ошибкой.

Слесари с бомбами

В результате появился целый класс миллионеров из крестьянской среды, которые благодарить правительство за это не собирались. В 1897 году в Замоскворечье старообрядцами были основаны «Пречистенские курсы», на которых всем желающим читали лекции о... социализме. К 1905 году на курсах обучалось 1500 человек. Больше не помещалось в классы. Не беда: предприниматель-старообрядец Савва Морозов тут же внес 85 тысяч рублей на строительство 3-этажной марксистской школы.

Деньги рекой текли в карманы революционеров, которых для отвода глаз устраивали на предприятия промышленников-старообрядцев. В цехах их видели редко, но зарплату они получали исправно. Ежемесячный доход таких псевдослесарей колебался от 80 до 150 рублей (достаточно крупные по тем временам деньги). Тех рабочих, кто возмущался, объявляли агентами полиции и увольняли.

На революцию 1905 года в Москве, где свило «гнездо» старообрядческое купечество, средств и людей не жалели. К примеру, баррикады Сокольнического и Рогожско-Симоновского районов находились в зоне влияния Преображенской и Рогожской старообрядческих общин. На Бутырском Валу стояли представители Рахмановской старообрядческой общины. Много представителей было от фабрики старообрядца Мамонтова и мебельного завода старообрядца Шмидта .

Достижения московских раскольников впечатлили. Они добились, чтобы почту и телеграф, стратегическую по тем времена область, передали московскому купечеству. А итогом боевых действий в Москве стал перевод в местные банки огромных финансовых средств, «необходимых для восстановления нормальной экономической жизни».

Беспоповцы вождя

Так же щедро московские банкиры финансировали и Февральскую революцию, восприняв свержение царя как свою победу. Но тут опомнились лидеры большевиков, которым удалось перехватить инициативу. Октябрь 17-го уничтожил банкиров и миллионеров из раскольнической среды как класс. Что же, звезда приверженцев старой веры закатилась? Ничуть.

Пролетарские низы к концу XIX века приблизительно на 80 процентов составляли старообрядцы-беспоповцы. После революции 1917 года именно из среды этих «сознательных рабочих» происходило рекрутирование новых народных партийных кадров, - пишет Пыжиков.

Беспоповцы составили основу «сталинского» поколения управленцев и партработников, которое вытеснило «ленинскую гвардию» из власти.

Выходцами из старообрядческой среды были Михаил Калинин , Клим Ворошилов , Виктор Ногин , Николай Шверник (Шверников ), Иван Москвин , Николай Ежов , Александр Косарев , Павел Постышев , Георгий Маленков (лидер староверческого крыла партии в эпоху зрелого сталинизма), Николай Булганин , Дмитрий Устинов , Михаил Суслов , Михаил Первухин , Андрей Громыко , Николай Патоличев и многие другие.

К 1939 году из 139 членов ЦК 115 были новыми людьми. Значительная часть из них воспитывалась в семьях, где представления о правильной жизни перекликались с лозунгами большевиков. Не погоня за выгодой, не рыночная конкуренция, а жизнь по правде и справедливости, строительство «рая Божия на земле». Если бы психологию своего народа понимали его правители, включая Петра Аркадьевича Столыпина, русская история могла пойти бы по другому пути.

14 апреля 1682 г. ярким пламенем вспыхнул костер православной ин­квизиции, на котором был сожжен протопоп Аввакум, руководитель и идеолог религиозно-общественного движения на Руси, известного под названием раскола. Раскол в православной церкви послужил началом оформления одной из старейших русских религиозных сект - старообрядцев.

Старообрядчество явилось идеологической формой выражения клас­совых противоречий в XVII в. в связи с разрушением натурального хо­зяйства, ростом товарно-денежных отношений, усилением крепостниче­ского гнета. При царе Алексее Михайловиче был введен целый ряд новых законов, укрепивших власть крепостников, установлены новые порядки отбывания государственных повинностей и военной службы, подушная подать и т. п. Целью этих нововведений, проводившихся при поддержке патриарха русской православной церкви, было усиление самодержавия, а вместе с тем эксплуатации широких народных масс. Укреплялся союз церкви и самодержавия, создавалась более централизованная и крепкая церковная организация.

Новые законы вызвали недовольство в различных социальных сло­ях. В самой русской церкви давно назревал конфликт между верхушкой духовенства, утопавшей в роскоши, и рядовыми церковнослужителями,

озлобленными поборами, вымогательствами и жестокостью православной знати.

Церковная оппозиция встретила поддержку со стороны угнетаемых крепостническим государством масс, всех недовольных укреплением са­модержавия.

Несмотря на то что раскол отражал стихийный протест народных масс против усиления крепостничества и самодержавия, он уводил мас­сы от активной и сознательной борьбы, толкая их на путь религиозного фанатизма, ухода от мира, отрешения от земных интересов.

Поводом для раскола послужило решение патриарха Никона изме­нить некоторые обряды православия и исправить церковные книги по современным ему греческим источникам. Изменения эти были совершен­но несущественными. Так, до Никона крестились двумя пальцами, а он поставил креститься тремя, как крестились в то время в Греции. Имя Христа до этого произносили и писали через одно «и» - «Исус», почи­тали только восьмиконечный крест. Никон же велел писать «Иисус», почитать шестиконечный крест и т. п. Главные отличия заключаются, таким образом, лишь в обрядах. Вероучение же старообрядцев ничем от православного не отличалось.

Против патриарха выступила группа духовенства во, главе с прото­попом Аввакумом, недовольная изменениями в церковной жизни. Вдох­новителями раскольников с самого начала стали родовитые бояре и бо­гатые купцы, боровшиеся против всех нововведений, желавшие ограни­чить царскую власть. К расколу примкнули отстаивавшие свои старые феодальные привилегии торговцы, недовольные льготами купцам-ино­странцам. Основной силой этого движения стали крестьяне, выступавшие против жестокой эксплуатации, и городская беднота, обездоленная не­имоверными податями и налогами. Под религиозной оболочкой развер­нулась, таким образом, жестокая классовая борьба. Преследуемые властями, старообрядцы бежали на окраины Московского государства, на Урал, в леса Севера, на Дон. С середины XVIII в. идейное руководство расколом постепенно переходит в руки богатого купечества, которое использовало это религиозное движение для духовного порабощения трудящихся. Из силы враждебной старообрядчество превращается в си­лу, во многих отношениях полезную самодержавию. Со временем это движение распалось на два основных направления: поповцев и беспо­повцев. В поповщину отделилась та часть старообрядцев, которая по своим экономическим интересам была неразрывно связана с господствующим классом и ввиду этого готова была идти на компромисс с господствую­щей церковью. Для них вера без церкви или часовни и без попов была немыслима. Царскую власть они считали богоустановленной, молились за царя и требовали от всех верующих исполнения царских законов.

Поповцы со временем разделились на более мелкие направления и толки: единоверцы, беглопоповцы (лужково согласие, уставщина, перемазанцы и др.), белокриницкая иерархия, беловодская иерархия. Бес­поповцы - часть старообрядцев, непримиримо относившихся к господ­ствующей православной церкви и государству, в которых они видели воплощение антихриста. Они долго и тщетно ожидали второго прише­ствия Христа для уничтожения антихриста, ожидали скорого конца ми­ра, отказываясь от всякого сношения с никонианами, от попов, обособля­ясь, таким образом, от мира, в котором не видели своего места.

В XIX-XX вв. руководителями старообрядцев стали крупнейшие ка­питалисты: Гучков, ставший после Февральской революции военным ми­нистром Временного правительства, Рябушинский, грозивший задушить Октябрьскую революцию костлявой рукой голода, Рахманов, Сироткин, Щербаков. Беспоповщину возглавляли известные фабриканты Морозо­вы. Понятно, что все они активно включились в борьбу против Со­ветской власти, стараясь увлечь за собою и верующих. Старообрядческий архиепископ Мелентий, так же как и православный патриарх Ти­хон, призывал к вооруженной борьбе против большевиков.

Старообряд­ческие скиты (монастыри) долго служили пристанищем для контррево­люционеров.

Большинство старообрядцев впоследствии изменило отношение к Со­ветской власти. Они поняли, что враждебное отношение может только оттолкнуть от них оставшихся верующих.

Вред их учения и деятельности заключается во враждебном отноше­нии ко всему новому, возникающему в нашей жизни. Главари секты запрещают своей пастве ходить в театры, учиться грамоте, читать газе­ты и книги, смотреть кинофильмы. Они запрещают даже брить бороду, носить платье современного покроя, пить чай и кофе и т. п. Фанатизм некоторых из старообрядцев доходит до того, что они не едят из посуды, к которой прикасался человек другой веры. Всякий посторонний, верующий или неверующий, для них «поганый»: собьется с дороги, спро­сит, как выйти, - не скажут; попросит пить - не дадут, попросится погреться - не пустят в дом; дотронется до посуды - разобьют ее. Эти и многие аналогичные требования направлены на то, чтобы оторвать человека от той бурной, кипучей, творческой деятельности, которая на каждом шагу заставляет верующего задумываться над действительным смыслом жизни и уходить из темного царства старообрядческих сект к жизни, к свету.

Особые усилия главари старообрядчества направляют на то, чтобы оградить от влияния новой жизни молодежь, всячески ограничивая ее духовные интересы. Пережитки домостроевской морали в быту здесь можно встретить и в наши дни.

Старообрядчество - секта, заскорузлая в своей вражде к новому. Но, в отличие от других сект, она не занимается активно пропаган­дой своего учения. Пополняется она в основном за счет членов семей сектантов.

Но старообрядчество, как и другие секты, не выдерживает столкно­вения с советской действительностью. Молодежь все чаще, несмотря на запреты, бунтует против мертвящих традиций старой веры, число ста­рообрядцев неуклонно уменьшается. Сохраняется секта по преиму­ществу в глухих местах, отдаленных от промышленных и культурных центров.

Это, конечно, не значит, что старообрядчество исчезнет само собой, что оно не может принести вреда. Это религиозное течение, с его фана­тизмом, приверженностью к старому, враждебностью к новому, прино­сит большой вред. Именно поэтому борьба со старообрядчеством долж­на занимать важное место в антирелигиозной работе наших пропаган­дистов.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: