Когда камеры начнут штрафовать за осаго. Когда камеры начнут фиксировать отсутствие страховки осаго? Со скидками на осаго возникли проблемы

Уже 1 сентября камеры ГИБДД в Москве начнут в автоматическом режиме проверять наличие полиса ОСАГО у проезжающих по дорогам автомобилей. Ещё через три месяца (или даже ранее) камеры начнут автоматически выписывать всем выловленным нарушителям. О принятом решении сообщил сегодня директор Российского союза страховщиков (РСС) Е. Уфимцев.

Тем, кто ездит без ОСАГО грозит как минимум 400 рублей в день. Именно столько составляет штраф за отсутствие страховки при оплате в 20-дневный срок. В РСС обещают, что система не будет выписывать более одного письма счастья в день, хотя по словам господина Уфимцева ГИБДД настаивало на принципе “один проезд под камерой – один штраф”.

В ближайшее время дорожные камеры будут штрафовать за отсутствие ОСАГО

По заверениям страховщиков, откатав систему в Москве, её можно будет быстро перенести на другие регионы. Кроме того, представитель РСС подчеркнул, что каждый штраф на первом этапе будет перепроверяться дважды, чтобы избежать ложных наказаний для водителей, оформивших страховку в этот день.

Напомним, что впервые об автоматических штрафах за отсутствие ОСАГО по камерам . Тогда даже начали в тестовом режиме запускать система в Москве и Казани, но быстро поставили на паузу. Официальной причиной остановки эксперимента тогда были названы ошибки в синхронизации баз ГИБДД и РСА.

Хотя судя по скорости принятия непопулярных законов в этом июне, можно предполагать, что истинной причиной было желание отложить тотальный контроль за ОСАГО на период после парламентских и президентских выборов.

Пока не понятно, будет ли система просто проверять наличие действующего полиса ОСАГО по номеру машину или вдобовак сопостовлять регистрационные данных, указанные в ГИБДД и в РСА (те, что фигурируют в договоре со страховой компанией и вляют на стоимость страховки).

В противном случае можно ожидать массовых оформлений фиктивных полисов ОСАГО, заключенных с якобы жителями “дешёвых” регионах, где территориальный коэффицент мал и цены на ОСАГО низкие (например, Крым и некоторые кавказские республики). В любом случае, очевидно, что камера не сможет проверить, кто находится за рулем и для избежания автоматического штрафа достаточно офорить полис ОСАГО хотя бы на одного водителя.

В любом случае, законопослушные водители только выиграют от новой меры, так как растущее число машин без полисов (по разным оценкам по дорогам России передвигается от 2 до 4 миллионов таких автомобилей) уже стало серьезной проблемой. Всё чаще и чаще на автомобильных форумах появляются темы от пострадавших в ДТП не по своей вине автолюбителей. Они не могут взыскать компенсацию ни со страховой по ОСАГО (ввиду отсутствия полиса), ни с виновника (ввиду формального отсутствия у него доходов). Главное, чтобы система не выписывала ложные штрафы из-за ошибок

Важные факты из статьи

  1. По состоянию на 05 Июля 2019 года камеры видеофиксации за отсутствие ОСАГО не штрафуют.
  2. МВД сообщают, что когда схема будет налажена, проверка наличия страховки будет запущена.
  3. Но точная дата начала фиксации в Москве и регионах не сообщается.
  4. Проверять страховку и выписывать штрафы будут Автодории.

Новая инициатива по видеофиксации отсутствия ОСАГО совсем не новая. Но по сети информация начала обширно обсуждаться лишь с августа 2018 года. Тогда многие издания активно заговорили о том, что камеры начинают штрафовать за отсутствие страховки уже с 1 сентября. Затем о новом штрафе с камер фиксации, но только уже только в Москве за езду без ОСАГО заговорили с новыми датами: с 1 октября, другие источники – с 1 ноября 2018 года. Как обстоят дела с автофиксацией отсутствия полиса на сегодняшний день?

Штрафуют ли камеры за ОСАГО сегодня?

Нет. По состоянию на 05 Июля 2019 года нововведение ещё не появилось – мы ежедневно следим за ситуацией и своевременно обновим статью, когда это случится.

"Пруфы" для подтверждения этого просты: Вы не найдёте подлинной информации в интернете о случаях фиксации дорожными камерами ГИБДД отсутствия страховки ОСАГО. Под подлинной информацией мы подразумеваем наличие фото или сканов постановлений, вынесенных в автоматическом режиме, с конкретным указанием, что штраф вынесен именно за управление без полиса.

Обновление от 3 февраля 2019: запуск штрафов с камер за отсутствие страховки запланирован на 1 марта 2019 года. К этому времени ведомства планируют "очистить" базу данных полисов от ошибок и избежать неправомерных штрафов. Но далеко не факт, что эта дата также не отложится.

Но начало положено давно!

Тем временем, информация о новых штрафах с камер за ОСАГО далеко не новая – начало было положено ещё в далёком 2016 году, когда с данной инициативой впервые выступили ГИБДД совместно с РСА:

  • сначала одно популярное новостное издание сообщило, что камеры планировалось снабдить возможностью начать штрафовать за отсутствие страхового полиса ещё с 1 января 2016 года,
  • затем интернет облетели новости о начале фиксации ОСАГО с начала 2017 года,
  • потом аналогично с начала 2018,
  • а вот в 2018 начались бурные обсуждения якобы нового закона о штрафах с камер за ОСАГО, даты будущего начала назывались:
  • 1 сентября, затем перенеслось на 1 октября,
  • после на 1 ноября,
  • ныне речь идёт о начале фиксации комплексами отсутствия страховки с 1 января 2019 года, но называются и другие даты.

Когда заработает фиксация?

Очень скоро!

Главная проблема и сложность, по заявлению ГИБДД, заключается в настройке и интеграции баз данных двух важных составляющих для появления такой возможности у законодателей:

  • базы ГИБДД номеров автомобилей,
  • базы РСА по действующим страховым полисам.

О том, как это будет работать, мы поговорим ниже, здесь же отметим лишь то, что без объединения или интеграции этих двух баз камеры по части проверки ОСАГО не заработают.

Между тем, несмотря на обилие постоянных переносов начала фиксации камерами отсутствия полиса, официальный ответ МВД , актуальный на 05 Июля 2019 года, прост:

До завершения указанных работ [по объединению баз данных – прим. ред.] правоприменительная деятельность в автоматическом режиме по указанному составу административного правонарушения не осуществляется. Она будет начата по мере технической готовности информационных систем.

Это всё, что нужно знать о том, когда начнётся фиксация отсутствия страховки у водителей. То есть конкретной даты не называется. Но оговоримся ещё раз, что мы следим за актуальной информацией и обновим статью, когда это изменится.

Где будут стоять такие камеры?

Первоначально планировалось запустить эксперимент по проверке наличия ОСАГО у водителей камерами в Москве. При этом, речь идёт не обо всех комплексах фиксации и даже не определённых их видах, а об отдельных камерах на отдельных участках дорог.

Очевидно, что эти конкретные участки и адреса не сообщаются, иначе водители без ОСАГО просто не будут там ездить.

Какие камеры штрафуют?

На 05 Июля 2019 года известно, что штрафы за отсутствие ОСАГО будут выписывать только Автодории. Вот так они выглядят на дорогах:

Но и это в рамках эксперимента. Главное – наличие базы автомобилей без страховки. Всё остальное – дело техники. Ведь камеры автофиксации считывают лишь номера машин, а остальное делает программа, которую можно обновить, заменить, доработать.

Таким образом, в будущем за езду без ОСАГО будут штрафовать, возможно, и другие виды камер, кроме Автодорий, в том числе Крисы различных модификаций, Стрелки и другие.

Как штрафуют?

Чтобы проверить наличие договора страхования у водителя на дороге в автоматическом режиме, камера должна:

  1. сначала считать госномер машины,
  2. отправить информацию в некую программу для проверки,
  3. программа должна быть подключена к базе данных, которая, в свою очередь, черпает информацию из баз ГИБДД и РСА и сопоставляет госномер и договор страхования,
  4. если договора у водителя не оказалось, то программа выписывает штраф, который затем перепроверяется.

Если водитель попадётся несколько раз

В этом случае разработчики штрафов с камер за езду без ОСАГО обещали не более 1 штрафа в сутки. Но верить этой информации или нет, дело второе. По аналогии, за превышение скорости сейчас Автодории штрафуют столько раз, сколько автомобиль проедет под камерами – даже если сам факт превышения был один. Если Вы проедете под 3, к примеру, парами Автодорий, то и "писем счастья" придёт 3.

Таким образом, и за отсутствие страховки ОСАГО штрафы могут выписываться всеми камерами, под которыми водитель проедет.

Какой штраф?

По состоянию на 2019 год он составляет 800 рублей по части 2 статьи 12.37 КоАП.

Между тем, в ряде источников Вы найдёте информацию о 500 рублях именно в контексте новой возможности фиксации по камерам водителей без ОСАГО. Это не соответствует правде – 500 рублей по части отсутствия страховки налагается в двух случаях:

  • если Вы не вписаны в полис или ездите вне границ периода использования (не путать с просроченной страховкой),
  • если Вы забыли дома сам полис ОСАГО, но договор страхования у Вас есть.

Камеры будут проверять именно наличие договора страхования, а за его отсутствие предусмотрен штраф в размере именно 800 рублей.

В конце 2017-начале 2018 годов шло много разговоров о повышении данного штрафа до 5000 рублей. А в конце осени 2018 появилась информация о том, что штраф с 20 ноября вырастет до 8000 плюс будет предусмотрена эвакуация. Но все обозначенные новости являются фейком.

Наступило 1 сентября и многие ресурсы активно тиражируют информацию о том, что с 1 сентября начался «отлов» с помощью камер ездящих без страховки водителей. Будут ли штрафовать с камер за отсутствие ОСАГО?

Как сообщали ранее auto.vesti.ru , в столице пока что отказались от запуска пилотного проекта по автоматическому выявлению водителей, управляющих автомобилем, не застрахованным по ОСАГО.

По замыслу РСА и ГИБДД, те же самые камеры, которые фиксируют иные нарушения ПДД (превышение скорости или наезд на сплошную), должны были считывать номера всех без исключения проезжающих по городу машин. Затем, в ночь, когда нагрузка на комплекс была не столь велика, данные обрабатывались и все случаи отсутствия автомобиля в базе РСА еще раз должны были быть проверены инспектором.

Планировалось, что при «засветке» автомобиля сразу на несколько камер, на водителя выписывался лишь один штраф. Однако уже на следующие сутки ездящий без страховки водитель снова мог быть оштрафован в автоматическом режиме. Именно неясность того как часто и по какой статье можно и нужно штрафовать водителя послужили основной причиной отложения ввода в строй ужесточения контроля за наличием ОСАГО с 1 сентября 2018 года.

Все готово…. но еще не готово!

РСА и ГИБДД, подтвердив 100% техническую готовность, пока еще не готовы запускать автоматический контроль ОСАГО. Отсутствует надлежащая юридическая база, которая будет регламентировать критерий , а также, со слов представителей РСА, есть некоторые организационные тонкости.

Первоначально контроль за ОСАГО с помощью камер планировался еще на 2016 год, но затем был перенесен на 1 сентября 2018 года. И вновь проект переносится. Видимо до тех пор, пока законодательно не будет прописано, по какой статье и с какой частотой могут выписываться штрафы за отсутствие ОСАГО с камеры.

Пока еще есть время – вы можете

Контроль за наличием у водителя действующего полиса «автогражданки» должны взять на себя камеры автоматической фиксации нарушений - с такой идеей выступил первый зампред комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков. Это означает, что каждая камера, распознавшая номер автомобиля, на который не оформлено ОСАГО, будет фиксировать нарушение, после чего автовладельцу придет не один штраф, а несколько - в зависимости от того, сколько камер он встретил на своем пути. Например, для средней поездки по Москве это 10 камер. В итоге отсутствие полиса обойдется автовладельцу в 10х800=8000 рублей. Или 4000 рублей «со скидкой».

Такое предложение возникло не на пустом месте: сегодня от 4 до 6 млн автовладельцев ездят без полиса ОСАГО. Притом что общее количество автомобилей в России, которые еще могут ездить, равно примерно 40 млн, получается, что процент «отказников» составляет 12,5% и испытывает тенденцию к росту. Это начинает создавать проблемы на дорогах, так как в случае ДТП по вине водителя незастрахованного автомобиля получать компенсацию за причиненный ущерб придется в обычном судебном порядке. Это долго, дорого и приводит, как правило, к тому, что взыскать деньги с должника оказывается невозможно - просто потому, что у него их нет.

В погоне за полисом

Хотя депутат высказал здравую идею, реализовывать ее без обеспечения 100%-й доступности полисов во всех регионах нельзя. Ведь многие автовладельцы ездят без полиса не потому, что они не хотят его приобретать, а потому, что им его не продают или продают, но с навязанными дополнительными услугами, которые резко удорожают стоимость ОСАГО.

В связи с этим возникают вопросы о справедливости наказания. Разберем несколько типичных ситуаций:

1. Автовладельцу отказывают в продаже полиса. А потом, когда он несолоно хлебавши выезжает за пределы офиса страховой компании, ему присылают штраф за отсутствие полиса. Почему наказывают автовладельца, где тут его вина?

2. Автовладелец купил полис, однако данные от страховой компании в базу данных РСА пришли с задержкой. В результате за то время, пока этой информации не было, автовладелец ездил как бы без полиса и получил много штрафов. Теперь он должен тратить время на обжалование постановлений. Разве тут есть вина автовладельца?

3. Автовладелец купил автомобиль, у него есть 10 дней на постановку его на учет. Как ему доехать до офиса страховой компании на этом автомобиле, не получив штраф за отсутствие полиса?

Электронное ОСАГО тоже не спасает, так как страховые компании научились отказывать клиенту. Например, в капче на сайте вдруг появляются нечитаемые символы . Или полис предлагают приобрести без скидки за безаварийную езду, так как якобы нет связи с базой данных РСА. Или происходит ошибка в обработке данных, вроде как они неправильные, для выяснения автовладельцу предлагают приехать в офис страховой компании. Для таких случаев был придуман сервис «Е-гарант», который должен был в случае нежелания страховой компании оформлять ОСАГО позволить сделать это на сайте РСА, однако и он, удивительным образом, в «токсичных» регионах начал работать со сбоями .

Даже в Москве есть проблема доступности полисов ОСАГО, например, для автомобилей такси. Понятно почему: аварийность такси экономического класса очень высокая из-за массового привлечения низкоквалифицированных водителей из числа трудовых мигрантов. Очень часто такие водители просто не знают русского языка, не говоря уже о каких-то там правилах дорожного движения. Конечно, страховые компании, понимая, что проданный полис на машину такси с очень высокой долей вероятности принесет им убытки в течение страхового периода, стараются всеми правдами или неправдами в продаже такого полиса отказать.

Отдельно хочу обратить внимание, что обжаловать штрафы с камер на текущий момент практически невозможно ввиду фактической для этого частного случая (ст 1.5 КоАП РФ). Процедура обжалования штрафов с камер находится еще в прошлом веке и осуществляется индивидуально по каждому постановлению и только по месту совершения административного правонарушения. Единой удобной электронной системы обработки жалоб на постановления с камер не существует.

Автострахование как госуслуга

В результате реализации идеи депутата Вячеслава Лысакова на неподготовленной почве, без обеспечения 100%-й доступности полисов и изменения процедуры обжалования штрафов с камер, множество людей (буквально миллионы) окажутся без вины виноватыми и даже в случае сбоев баз данных не смогут доказать собственную невиновность ввиду фактического отсутствия процедуры обжалования штрафов. Однако это предложение прекрасно ложится в концепцию . Напомню, что только в Москве планируется собрать в текущем году 26,8 млрд рублей штрафов.

Что же делать? Я предлагаю начать с создания механизма продажи полисов ОСАГО через Портал госуслуг. Это логично, так как данный вид страхования обязательный, то есть фактически является разновидностью государственной услуги, исполнение которой передано частным компаниям.

Вторым шагом должна являться поправка в 1.5 КоАП РФ, чтобы презумпция невиновности отменялась только для возможности выписывания штрафа собственнику. Далее надо создать возможность обжалования штрафов тоже через Портал госуслуг «в один клик». И только потом можно начинать выписывать штрафы за отсутствие полиса ОСАГО с помощью камер автоматической фиксации нарушений. Если провести все предложенные мной подготовительные мероприятия, то наказаны будут только те автовладельцы, которые сознательно не купили полис при наличии такой возможности. То есть наказание в этом случае будет не только неотвратимым, но и справедливым.

Союз автостраховщиков заявил о том, что с 1 сентября не будут штрафовать автомобилистов за отсутствие ОСАГО.

В РСА сообщили что сейчас еще есть много правовых вопросов в данном проекте. ГИБДД и руководство Москвы между собою еще не договорилось кого нужно будет привлекать к уголовной ответственности – водителя или собственника авто, а также какая будет сумма штрафа. Однако, также существует версия что проект пересмотрят из-за того, что скоро будут выборы мэра Москвы. Сразу после выборов правительство Москвы предприимчиво начнет заниматься этим вопросом.

ГИБДД не будет штрафовать за езду без ОСАГО с помощью видеонаблюдения в сентябре

Внедрения проекта по проверке наличия полиса ОСАГО с помощью видеонаблюдения, который должен был начать работать в сентябре 2018 года, откладывается. Об этом рассказал исполнительный директор Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев.

Еще в 2016 году планировалось что ГИБДД с помощью видеокамеры будет следить у кого есть полис, и тогда будут их штрафовать, если у них не будет ОСАГО. После этого внедрение данного проекта неоднократно переносилось. Теперь же объявили, что проект должен запустится 1 сентября. Однако и эта дата начала работы камер теперь сорвана. Проверка ОСАГО обязана будет реализовываться по госномеру авто в базе АИС ОСАГО.

«Существует некий замедляющий фактор, потому что до конца власти еще не решили, по какой статье и в каком размере будет рассчитываться штраф. Это одна из проблем, которая на данный момент считается неким тормозом», - пояснил Уфимцев.

Также он сказал, что со стороны РСА было сделано все необходимое для начала работы этой технологии и что страховщики давно к этому уже готовы.

«Мяч на стороне уже московского правительства, потому что их задача сразу же запустить и начать работать за данным проектом», — добавил Уфимцев.

Сколько раз подряд штрафовать за езду без ОСАГО

Правительство Москвы решило перенести введение штрафов с помощью камеры, если в владельца авто нету полиса ОСАГО.

Сотрудники ГИБДД не будут выставлять штрафы за езду без функционирующего ОСАГО, если обнаружат это с помощью камер видеонаблюдения. Выяснилось, что правительство до сих пор не решило, как именно будет штрафовать людей и как часто будет это делать. Так как каждый комплекс будет записывать, кто ездил без полиса, а значит ГИБДД будет готовить решение о штрафе.

При этом в Российском союзе автостраховщиков (РСА) сообщили о полной готовности к изменениям и доступе к базе АИС РСА, где сохраняются данные обо всех работающих полисах.

Планировалось, что сначала в качестве эксперимента камеры будут записывать езду без ОСАГО в Москве, а затем в Татарстане.

Какой штраф за отсутствие ОСАГО

На сегодняшний день штраф за отсутствие страховки составляет 800 рублей по части 2 статьи 12.37 КоАП. На него есть скидка 50% (оплатить можно 400 рублей) на протяжении первых 20 дней со дня принятия решения о штрафе. В случае, если ГИБДД отправит письмо о нарушении позже этого срока, то Конституционный суд решил, что этот срок можно возобновить.

Кроме этого штрафа, больше никаких уголовных ответственностей не предусмотрено. Также у этого штрафа нет повторности нарушения.

Возможная недоработка по внедрению проекта по проверке наличия полиса ОСАГО

Сейчас многих автолюбителей интересует, что же делать если автомобиль куплен недавно. Так как ФЗ "Об ОСАГО" разрешает ездить на автомобиле около 10 дней без оформления полиса. Нигде в официальных источниках об этом не сообщается. Также не рассказывается и о том, смогут ли камеры видеонаблюдения определить такой автомобиль.

Да и неосуществимо это, ведь факт изменения владельца регламентируется только соглашением купли-продажи, о котором на протяжении первых 10 дней может быть неизвестно ни страховщикам, ни ГИБДД, так как контракт заключается в бумажной форме между клиентом и торговцем и только при регистрации предоставляется в ГИБДД, его даже нотариально заверять не нужно.

Скорее всего, единый выход – обжаловать такой штраф с камеры за страховку уже после его вынесения на основании этого же договора.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: