Диагностика и принцип работы датчика абс. Как проверить датчик детонации Как проверить работает ли датчик

Исправность антиблокировочной системы тормозов – основа безопасной езды на автомобиле, особенно в условиях сложной дорожной обстановки. Если в процессе управления транспортным средством на приборной панели загорелся индикатор неисправности системы ABS, следует немедленно принять меры по ее устранению.

Даже, если один из датчиков АБС работает некорректно, это приводит к полному отказу антиблокировочной, противобуксовочной систем, неисправности системы курсовой устойчивости, если они установлены на автомобиле.

Диагностика системы ABS

Перед тем, как приступить к проверке датчика АБС, следует определить, какой из них не передает сигнал. Проще всего это сделать с помощью компьютерной диагностики.

Для автомобилей после 2000-х годов выпуска это не представляет труда. четко определяют какой из них не дает информации о состоянии вращательного движения колеса.

Но далеко не всегда эта информация свидетельствует о неисправности самого датчика. Наоборот, как правило, сам датчик АБС исправен, а неисправность заключается в проводке, идущей к нему либо считывающему устройству вращения колеса.

Принцип работы датчика АБС

Датчик ABS – электромагнитный. То есть в него встроены индуктивность и магнитный сердечник, которые реагируют на сигнал, поступающий при вращении колес.

Автолюбители со стажем знают, что при торможении на скользкой дороге на педаль тормоза следует нажимать прерывисто, чтобы исключить блокировку колес, следовательно, что может привести к неуправляемости автомобиля.

В принципе, такую функцию выполняет блок ABS. Он не дает заблокировать колеса. Если диагностика показала на неисправность датчика АБС, сначала следует убедиться в его работоспособности.

Конкретно компьютерная диагностика может показать неисправности «обрыв или короткое замыкание» или «отсутствие сигнала». И в том и в другом случае может быть виноват датчик ABS.

Как тестером проверить датчик АБС на работоспособность

Его работоспособность можно проверить с помощью мультиметра. Для этого необходимо перевести мультиметр в положение «диод». Почему? Большинство датчиков ABS в схеме имеют защиту в виде диода, последовательно включенного в цепь схемы. То есть обычная прозвонка может привести к неправильным сведениям.

Его необходимо «прозвонить» в обоих направлениях. Обычно сопротивление датчика АБС составляет от нескольких сотен Ом до 2 килоОм.

Однако, прозвонка датчика непосредственно от его разъема не дает полной информации о прохождении его сигнала до блока ABS.

Во многих случаях повреждение имеет кабель, соединяющий разъем датчика с блоком ABS. Особенно часто такие неисправности встречаются для датчиков ABS задних колес, так как длина кабеля может составлять более 3-х метров, и не всегда производители грамотно конструируют его трассировку.

В процессе ремонта систем ABS имеются случаи до трех переломов либо протираний кабелей датчиков антиблокировочной системы.

Для того, чтобы проверить датчик от блока управления ABS, необходимо найти в справочниках либо Интернете распиновку (подключение) разъема. Далее следует отсоединить разъем от блока и прозвонить датчики АБС непосредственно от контактов разъема, как показано на примере:

Еще раз напоминаем, вид разъема ABS и контакты датчиков для каждой модели автомобиля будет различен, следует пользоваться справочными данными. На блоках ABS (их легко найти под капотом по большому количеству подходящих к ним тормозным трубкам) обычно наносят их классификацию, например BOSCH 5.2.

Если в результате проверки мультиметром датчик АБС прозванивается в одном или обоих направлениях, это еще не свидетельство об его исправности.

Конструктивно он выполнен в виде катушки индуктивности, помещенной в магнитный сердечник. Катушка имеет большое количество (до нескольких тысяч) витков очень тонкого изолированного провода.

Часто внутрь датчика попадает влага, а это весьма вероятно, так как он расположен в наиболее подверженной коррозии зоне в непосредственной близости колес. Вода, особенно солевой раствор, могут вызвать межвитковые замыкания. В таком случае сопротивление обмотки изменится незначительно, а вот добротность падает в десятки раз. Это приводит к уменьшению уровня сигнала датчика АБС и его неработоспособности.

Очень часто в процессе эксплуатации, особенно после замены элементов ступицы, колес, начинает гореть лампочка неисправности ABS. отсутствие сигнала датчика АБС, например, правого переднего колеса.

Владелец производит его замену, основываясь на показания диагностики, но система ABS остается все равно неисправной. Иногда после удаления ошибки сканером, лампочка неисправности потухает, но стоит проехать несколько сотен метров, произвести пару торможений, загорается вновь.

Здесь дело не в датчике, а в конструктивных особенностях формирования сигнала (индуцирования) датчика вращения колес.

Конструктивные особенности

На рисунке выше был показан случай, когда в качестве индуцирующего элемента используется гребенчатое кольцо, располагающееся на ступице. Торец датчика находится в непосредственной близости от гребенки из магнитомягкого материала. Расстояние зазора обычно от 0,2 до 0,8 миллиметров.

Иногда в зону зазора попадает грязь, мелкие камешки. Это может привести к тому, что зазор увеличится (датчик оттолкнется, либо разрушится его наконечник). Сигнал резко уменьшится. Иногда к этому приводит даже засорение гребенки.

Поэтому перед заменой датчика следует почистить гребенку , лучше с использованием растворителя или дизтоплива (но не бензина, это может привести к возгоранию).

Затем с помощью щупа проконтролировать величину зазора, она должна быть не более 1 мм. Если нет набора щупов, можно визуально проверить, нет ли видимых разрушений элементов его конструкции. Для большей точности можно сравнить с его элементами противоположного колеса.

Если имеются разрушения металлической конструкции гребенки колеса, следует ее заменить.

В некоторых автомобилях индуцирующий элемент выполнен в виде резинового кольца, в которое вмонтированы магнитные вставки.

В процессе ремонта неопытные механики, не осознавая назначение этих колец, просто их не одевают, что приводит к неисправности системы ABS .

В настоящее время часто используются ленты, состоящие из микромагнитных элементов.

В процессе ремонта ступицы эту ленту иногда повреждают, даже не замечая этого. В таком случае датчик АБС также будет работать некорректно.

При замене подшипников ступицы следует обратить внимание, нет ли на нем индуцирующего кольца. На рисунке изображен подшипник с полуразрушенным кольцом. На уцелевшей части видны сегменты магнитных элементов.

При самостоятельном ремонте ступиц колес следует обязательно обращать внимание на конструктивные элементы, расположенные вблизи датчиков ABS.

С появлением новой тормозной системы повысилась безопасность автомобиля при экстренном торможении. Систему стали устанавливать в 70-х годах. В систему ABS входит блок управления, гидравлический блок, колесные тормозные механизмы и сенсорные датчики числа оборотов.

Основное устройство АБС – блок управления. Именно он принимает сигналы от сенсорных датчиков в виде числа оборотов колес и дает их оценку. Полученные данные анализируются и системой делается вывод о степени скольжения колес, об их замедлении или ускорении. Обработанная информация поступает в виде сигналов на магнитные клапаны гидравлического блока, который выполняет задачу управления.

От главного тормозного цилиндра (ГТЦ) поступает давление, обеспечивающее появление нажимного усилия в тормозных цилиндрах суппортов. Благодаря нажимному усилию тормозные колодки прижимаются к тормозным дискам. Независимо от ситуации и усилия нажатия водителем на педаль тормоза, давление в тормозной системе будет оптимальным.

Достоинства системы в том, что анализируется каждое колесо и выбирается оптимальное давление, тем самым препятствуя блокировке колес. Полное торможение происходит за счет давления в системе тормозного привода, регулируемое ABS.

В этом состоит принцип работы АБС. На машинах с задним и полным приводом стоит лишь один сенсорный датчик, который находится на дифференциале задней оси. Информация о возможности блокировки берется с ближайшего колеса, а команда о необходимом давлении передается всем колесам.

Устройство, управляющее магнитными клапанами, может работать в трех режимах:

  1. При открытом впускном клапане и закрытом выпускном, устройство не препятствует возрастанию давления.
  2. Впускной клапан получает соответствующий сигнал и остается закрытым, давление при этом не меняется.
  3. Выпускной клапан получает сигнал о снижении давления и открывается, при этом впускной клапан закрывается, а давление снижается, так как включается обратный клапан.

Благодаря этим режимам понижение и повышение давление происходит по ступенчатой системе. Если возникают проблемы, система АБС деактивируется, и тормозная система работает без ее участия. На приборной панели соответствующий индикатор выдает о проблемах с ABS.

Как проверить датчик АБС?

Если неисправен датчик abs, то он не передает системе нужные команды и автоблокировочная система перестает выполнять свои функции: при торможении происходит блокировка колес . Если на приборной панели загорелась надпись и не гаснет, то надо срочно обращаться в сервис.

Датчик индукционного типа представляет собой индукционную катушку, которая работает в паре с зубчатым металлическим диском, находящимся на ступице колеса. Часто причиной неисправности является обрыв провода. Именно эту неисправность мы определяем с помощью тестера, паяльника и пинов для ремонта.

Пины присоединяются на разъемы и тестером измеряется сопротивление датчика абс, которое должно находится в пределах, указанных в руководстве по эксплуатации. Если сопротивление стремится к нулю, то это говорит о наличии короткого замыкания. Если стремится к бесконечности, значит есть обрыв в цепи.

Затем проверяется колесо и проверяется сопротивление, оно должно меняться, в этом случае датчик исправен. Если при осмотре обнаружены обрывы, их надо починить. Разрывы надо соединять только с помощью пайки, а не скрутки, чтобы избежать новых разрывов, окисление и т.д. Каждое устройство имеет свою маркировку, цвет проводов и полярность. Надо придерживаться этих данных.

Если датчик поломан, надо выяснить, как снять датчик абс, и сделать его замену. При выборе прибора надо прежде всего ориентироваться на качество.

Для полной диагностики датчиков, надо не только проверить тестером контакты самого устройства, но следует также прозвонить всю его проводку. Одной из причин некорректной работы является нарушение целостности проводки. Если устройства работают исправно, то показатели сопротивления такие:

  • ножка – датчик абс передний правый (7 - 25 Ом);
  • уровень сопротивления изоляции – свыше 20 кОм;
  • ножка – датчик abs задний правый (6-24 Ом).

Многие автомобили имеют систему самодиагностики. В них на информационный экран выводятся коды ошибок, которые можно расшифровать с помощью инструкции по эксплуатации.

Какие могут быть неисправности?

Если слышится треск при нажатии на педаль тормоза, то это нормально. Такой звук появляется при работе модуляторов. При неисправной ABS индикатор на панели приборов после включения зажигания загорается и не гаснет, продолжает гореть при работающем двигателе.

Можно выделить четыре состояния неисправностей ABS:

1). При самотестировании обнаруживается ошибка и деактивируется ABS. Причиной может быть ошибка в блоке контролера или наличие обрывов в проводке датчика abs заднего правого, или любого другого. Не поступают сигналы измерения угловых скоростей.

2). ABS после включение успешно проходит самодиагностику и отключается. Причина может быть в обрыве проводов, окислении контактов, плохом соединении в местах контактов, обрыве провода питание, замыкании датчика на «массу».

3). После включения АБС проходит самодиагностику и обнаруживает ошибку, но продолжает работать. Это может происходить, если есть обрыв в одном из датчиков.

4). Информация об угловой скорости колеса поступает с дополнительного устройства. Причина этой неисправности может быть в разном давлении шин и рисунков протекторов. Если спущено одно колесо, или на одном колесе протектор более грубый, чем на остальных, то колесо будет притормаживать. Этот же эффект будет, если на машине установлены покрышки с разной степенью износа.

5). АБС не работает. Причина может быть в обрыве проводов, мог обломаться провод около датчика, износиться подшипники ступиц, имеется люфт или есть надломы ротора датчиков колеса.

Для исправления неполадок надо проверить люфт, давление в шинах, состояние ротора датчиков колеса (гребенки). Если гребенка имеет сколы, ее надо заменить. Сделать проверку состояния устройств и проводов, которые к ним подходят. Если эти меры не помогли, значит причина в электронике. В этом случае для точной диагностики надо получить код.

Система торможения современных автомобилей оборудована антиблокировочной системой, которая снижает тормозной путь и позволяет управлять автомобилем в режиме резкого сброса скорости. Чтобы проверить датчик АБС, можно воспользоваться тестером, осциллографом либо выполнить диагностику без приборов.

[ Скрыть ]

Признаки неисправности

Для контроля работы системы имеется световой индикатор желтого или оранжевого цвета. При нормальном состоянии в момент включения зажигания на комбинации приборов активируется лампа, затем проводится самодиагностика элементов системы и значок автоматически гаснет.

Признаки поломки элементов системы ABS:

  • включение контрольной лампы системы на ходу;
  • устойчивое блокирование колес при интенсивном торможении;
  • отсутствие звуков, свидетельствующих о работе АБС (вибрация педали тормоза);
  • появление в памяти электронной системы кодов ошибок, относящихся к АБС.

При проявлении признаков неисправности АБС эксплуатация автомобиля запрещается. Тормоза, рассчитанные на совместную работу с антиблокировочной системой, при ее отключении работают некорректно.

Причины неисправностей

В большинстве случаев причиной некорректной работы АБС является поломка одного или нескольких колесных датчиков. На автомобилях с пробегом могут разрушаться жгуты проводки. Из-за это сигнал от датчика становится нестабильным и фиксируется, как ошибка. Кроме этого, причиной является падение напряжения на клеммах батареи — при снижении до 10,5 В возможно отключение антиблокировочной системы.

Типы датчиков

На автомобилях встречаются два вида датчиков:

  • пассивный датчик, построенный на основе катушки;
  • активный датчик, использующий в работе эффект Холла.

Пассивный датчик включается после начала движения и считывает данные от зубчатого импульсного кольца. Прохождение зубца мимо прибора вызывает генерацию импульса тока, который считывается блоком управления. Датчики начинают работать на скорости выше 5 км/час и не реагируют на загрязнение.

Активный датчик состоит из электронных компонентов и постоянного магнита, который установлен на ступице. При вращении магнита в приборе возникает разница потенциалов, которая формируется в сигнал управления микросхемой. Затем информация подается на блок. Датчики подобной конструкции встречаются редко, ремонт их невозможен.

Диагностика системы ABS

Диагностика системы АБС выполняется подключением сканера. На автомобилях, выпущенных после 2000 года, используется сканер с протоколом OBD.

Самостоятельная диагностика АБС снята для канала «БортЖурнал Рено Меган».

Проверка датчиков ABS тестером

Владелец автомобиля может провести проверку состояния датчиков самостоятельно. Для этого потребуется несколько минут времени и простейший тестер. С целью проверки датчика мультиметром необходимо знать значение сопротивления исправной катушки. Измерение производится со снятием девайса или путем отсоединения штекерного разъема.

Самостоятельное тестирование проводится по алгоритму:

  1. Установить автомобиль на ровную площадку или подъемник. Обеспечить надежную фиксацию от случайного начала движения.
  2. Для облегчения доступа к датчику рекомендуется снять колесо.
  3. Провод прокладывается по колесной арке и подключается к общей проводке при помощи штекера, который необходимо аккуратно разъединить. Если штекер покрыт слоем грязи, то ее надо удалить и протереть колодки разъема чистой ветошью. Если проверяются датчики задних колес, соединительные штекеры расположены в салоне автомобиля. Для доступа к штекеру требуется откинуть подушку сидения и отогнуть ковролин. На некоторых машинах понадобится отогнуть шумоизоляционные маты, расположенные под ковролином.
  4. Переключить мультиметр в режим работы омметра.
  5. Подключить выводы датчика к щупам мультиметра и замерить сопротивление. Сравнить значение с нормативными, имеющимися в инструкции по эксплуатации. Если такой информации нет, то показания берутся из справочной литературы. Обычно считается нормальным сопротивление в пределах 0,5-2 кОм.
  6. Прозвонить жгут проводки датчика для проверки отсутствия короткого замыкания.
  7. Проверить работу датчика. Для этого вращают колесо и смотрят на показания омметра. В зависимости от частоты вращения сопротивление будет меняться.
  8. Перевести измерительный прибор в режим работы «вольтметр».
  9. Вращать колесо с частотой около 1 об/сек, при этом проверяется значение напряжения. По нормативам оно должно находиться в пределах 0,25-0,5 Вольта. С ростом числа оборотов напряжение увеличивается.
  10. Проверить по описанной выше процедуре все датчики. При этом надо помнить, что устройства на передней и задней оси отличаются по конструкции и имеют различное сопротивление.
Замер сопротивления мультиметром

По определенному значению сопротивления можно сделать вывод о состоянии датчика:

  • сопротивление ниже допустимого — неисправность датчика;
  • сопротивление близится или равно нулю — межвитковое замыкание в катушке датчика;
  • переменное сопротивление, меняющееся при изменении положения жгута проводки — обрывы жил внутри кабеля;
  • значение сопротивления стремится к бесконечности — обрывы проводки или катушки.

В случае когда значение сопротивления исправного датчика АБС узнать не удалось, требуется измерить остальные приборы. Устройство с параметрами, заметно отличающимися от остальных, скорее всего, и является причиной неисправности АБС.

Дополнительно следует провести проверку тестером целостности жгута проводки от штекера датчика до колодки на блоке управления:

  1. Отключить разъемы от датчиков и блока управления.
  2. Найти информацию о распиновке штекера блока управления. Распиновку можно искать по модели гидроблока, которая нанесена на идентификационной табличке корпуса.
  3. Прозвонить жгуты проводки.

Как проверить с помощью осциллографа и адаптера

Проверка с помощью осциллографа позволяет точнее протестировать датчик на работоспособность. Осциллограф показывает графики изменения сигнала, генерируемого устройством. Датчик может подавать импульсы, соответствующие нормативам, но амплитуда сигнала будет некорректной и станет причиной появления ошибки работы АБС. Проверка выполняется на автомобиле, без снятия датчика.

Для того чтобы проверить датчик АБС осциллографом, необходимо:

  1. Разъединить штекер датчика по аналогии с процедурой, применяемой при замере параметров тестером.
  2. Подключить осциллограф или осциллоскоп к пинам датчика.
  3. Начать вращать ступицу через колесо или иным методом с частотой 2-3 об/сек.
  4. Зафиксировать кривую колебаний сигнала.
  5. Провести аналогичную процедуру с датчиком, расположенным с другой стороны оси.

На исправность датчика указывают:

  • идентичная амплитуда колебаний сигналов датчиков, расположенных на левой и правой стороне одной оси;
  • равномерность кривой, без заметных боковых отклонений;
  • стабильность амплитуды по высоте, которая не должна превышать значения 0,5 вольта.

Другим способом измерения параметров является подключение ноутбука, оснащенного специальным адаптером. Устройство подключается к порту USB и передает сигналы в соответствующее программное обеспечение.

Образец осциллоскопа USB

Осциллоскоп и адаптер являются узкоспециализированными устройствами и в личном пользовании встречаются редко. Оборудование применяется в сервисных станциях.

Проверка датчика без приборов

Наиболее грубым способом проверки исправности датчика является тестирование магнитного поля, создаваемого при работе устройства. Для этого к датчику прикладывается стальной предмет, который должен притягиваться при включенном зажигании.

Возможен визуальный осмотр прибора на предмет наличия трещин корпуса или заметных разрывов и окислений на проводке. Рекомендуется осмотреть штекер и состояние контактов в нем, окисление является причиной ухудшения проводимости сигнала.

Как исправить проблемы

После проведения проверки приборами и определения неисправного узла можно приступить к ремонту. Некоторые владельцы ремонтируют датчики путем замены жгута проводки или перемотки катушки.

Поломка в датчике

Неисправный датчик пассивного типа можно отремонтировать самостоятельно:

  1. Снять датчик со ступицы. Болт крепления часто закисает, поэтому откручивать его следует аккуратно. Для снятия разрешено использовать жидкость типа WD40.
  2. Демонтировать защитный корпус катушки. Снятие выполняется пилкой. Распил следует делать предельно аккуратно, чтобы не повредить корпус и обмотку.
  3. Снять защитную пленку с обмотки, поддев ее острым ножом.
  4. Аккуратно смотать провод с катушки. В процессе снятия подтверждается версия об обрыве проводника. В результате останется пустой ферритовый сердечник, напоминающий по форме катушку для ниток.
  5. Намотать новую обмотку. В качестве проводника может использоваться медная проволока от катушек распространенных реле типа РЭС-8. Намотка может производиться при помощи дрели с плавной регулировкой оборотов. Следует быть осторожным, поскольку разрыв провода возвращает к началу работы. Рекомендуется наматывать проводник до верхнего уровня катушки.
  6. Проверить сопротивление. Большинство катушек имеет значение в пределах 0,9-1,2 кОм. Для уточнения рекомендуется произвести замер параметра на заведомо исправном датчике, расположенном на противоположной стороне оси. Корректировка сопротивления производится отматыванием излишка провода. Если показание мало, то потребуется применить другую проволоку или произвести повторную намотку. Зафиксировать проволоку от самораспускания при помощи скотча или иной клейкой ленты.
  7. Припаять к выводам катушки провода, служащие соединением обмотки со жгутом. Для выводов рекомендуется использовать многожильный кабель в изоляции, который имеет увеличенную прочность.
  8. Установить катушку в старый корпус. Если он получил значительные повреждения при разборке устройства, то катушку заливают эпоксидной смолой. Для этого деталь располагается в металлическом стакане подходящего размера, например, корпусе от конденсатора. Воздушный промежуток между катушкой и стаканом тщательно заливается смолой. При заливке желательно избежать больших воздушных пустот. После полного застывания смолы корпус снимается.
  9. Установить на место крепление датчика, зафиксировав его эпоксидной смолой. Провести визуальный осмотр изделия на предмет трещин и пустот в изоляции. Обнаруженные дефекты заливаются смолой.
  10. Разместить отремонтированный датчик на штатное место и провести проверку работоспособности системы ABS. При установке устройства может понадобиться доработка получившегося корпуса, которая производится напильником и наждачной бумагой. Установленный на месте датчик должен иметь зазор между катушкой и зубчатым кольцом в пределах 0,9-1,1 мм. При уменьшении зазора рекомендуется вывести его до нормативного путем установки прокладок.

Необходимо некоторое время поездить на автомобиле, проверяя работу тормозов на различной скорости. Бывают случаи, когда АБС самопроизвольно срабатывает при определенных оборотах колеса — обычно перед самой остановкой. Тогда потребуется провести поиск зазора, регулируя его прокладками или подтачивая корпус датчика.

Другим вариантом ремонта является установка доработанного датчика положения коленчатого вала от отечественных машин:

  1. Снять «родной» датчик и доработать корпус детали «донора». Чаще всего в этой роли выступает ДПКВ от двигателя ЗМЗ-406, имеющий сопротивление в пределах 800 Ом. При доработке следует стремиться обеспечить параллельное расположение сердечника с намотанной катушкой и зубчатого кольца, установленного на оси. Зазор между датчиком и кольцом должен находиться в пределах 0,2-0,3 мм.
  2. Протестировать работу устройства. На некоторых автомобилях японского производства возможно периодическое включение лампы АБС. Ситуацию исправляет изменение подсоединения контактов жгута.

Оба варианта ремонта датчика требуют от владельца усидчивости и умения работать различным инструментом. Если пользователь автомобиля сомневается в своих силах, то рекомендуется приобрести новое устройство или найти изделие на разборке машин.

Проблема в проводке

Если проблема потери работоспособности датчика кроется в проводке, то ее можно заменить:

  1. Открутить крепление датчика к ступице колеса.
  2. Отсоединить штекер провода.
  3. Снять датчик вместе с проводом. При этом потребуется демонтировать крепежные скобы, установленные на проводке.
  4. Произвести обмеры расстояний установки скоб. Рекомендуется нарисовать схему и сфотографировать заводское расположение креплений.
  5. Отрезать датчик от провода, оставив запас длины для пайки.
  6. Проверить целостность оставшегося на датчике кабеля. Если участок цел, то можно приступить к установке нового сегмента проводки.
  7. Снять со старого кабеля все защитные чехлы и крепления.
  8. Подобрать подходящий по внешнему диаметру и сечению провод.
  9. Установить на новый жгут снятые ранее элементы защиты и крепления. Для облегчения сборки рекомендуется использовать мыльный раствор.
  10. Припаять на место датчик и штекер.
  11. Тщательно изолировать место стыка. От герметичности соединения зависит точность работы и срок службы отремонтированной детали.
  12. Установить датчик на место, проверить работоспособность системы АБС, убедиться в отсутствии ошибок при функционировании.

Видео «Проверка датчиков АБС»

Проверка датчиков АБС продемонстрирована в видео, предоставленном каналом «1000 самоделок и советов».

За десять лет, которые ВАЗ выпускает автомобили с двигателями, работающими на впрыске топлива, разработчиками были внедрены каталитические анализаторы в выхлопную систему стандарта Евро II, импортные датчики были сменены на датчики отечественного производства, сменилась система управления с GM на Bosch. Вскоре планируется перейти на наиболее приближенную к мировым стандартам систему управления, соответствующую нормам Евро IV. В общем, причин для празднования победы предостаточно. Но насколько удобны для владельцев автомобилей впрысковые (инжекторные) двигатели?

Начнем с того, что беспокоит практически всех владельцев транспортных средств с подобными двигателями — это рывки при разгоне, подергивания и провалы, которые во многих случаях не отображаются сигналами ламп на приборной панели.

Первое, на что стоит обратить внимание это свечи зажигания. Как правило, причина заключается именно в них, поскольку низкокачественное топливо негативно влияет на продолжительность их работы. Практика показывает, что иногда свечи зажигания не «доживали» даже до трехсоткилометрового километража, поэтому покупка свечей с дорогостоящими платиновыми электродами ничего, кроме лишних денежных трат не принесет. Как ни странно, но идеальным вариантом станет приобретение свечей российского производства стоимостью около ста рублей. Но что делать, если замена свечей не привела к исправной работе автомобиля, а проверка всех узлов и давления топлива не выявили неполадок? Сотрудники некоторых гарантийных сервисов ТО в таком случае могут только развести руками. Тогда, следует обратить внимание на модуль зажигания, который у восьмиклапанных двигателей расположен на кронштейне в передней части блока цилиндров снизу, а у шестнадцатиклапанных под защитным кожухом наверху головки блока. Лучше всего модуль диагностируется с помощью мотортестера, который может вычислять сбои в модуле и снимать характеристику вторичного напряжения. В случае отсутствия данного тестера придется заменять узлы на новые или заведомо исправные, что приведет к устранению данного эффекта либо ничего не изменит, значит причина в другом.


Свечи после использования некачественного бензина

Если же троит двигатель, то неисправность модуля можно вычислить с помощью диагностического прибора, у которого есть функция контроля модуля зажигания. С его помощью можно проверить искру, не прибегая к прокручиванию коленвала. Также понадобится пробник на 25 кВ, стоимость которых колеблется от полутора тысяч рублей за отечественную модель, до шести тысяч за модель иностранного производства.

Еще один не менее распространенный эффект — это плавающие обороты на холостом ходу, когда стрелка тахометра колеблется от 850 до 1200 оборотов в минуту, который тоже не передает сигнал на индикаторную лампочку (check engine). Как правило, это вина датчика положения дроссельной заслонки (сокращенно ДПДЗ), которая расположена на патрубке. Хотя качество их со временем улучшается, однако автомобили со старыми датчиками весьма распространены. Впрочем, любой диагност имеет в своем резерве не единственный ДПДЗ, стоимость которого не превышает 150 рублей. Известно, что инжекторные двигатели заводятся без участия педали газа, но если с помощью нажатия на акселератор удается помочь стартеру, который безрезультатно крутит коленчатый вал, значит, виновником служит регулятор холостого хода. Это регулятор установлен рядом с ДПДЗ на дроссельном патрубке. Для начала можно попробовать промыть его жидкостями для очищения карбюратора или дроссельного патрубка, а если это не устранит дефект, то остается только заменить патрубок. Подобные регуляторы (правда, не всегда хорошего качества) можно приобрести как за 280 рублей (отечественный), так и за 1600 рублей — иностранного производства.

Датчик массового расхода воздуха

Датчик массового расхода может напомнить о себе где-то через год после начала эксплуатации автомобиля. Индикаторная лампочка опять же не дает о себе знать, а горячий двигатель плохо запускается, возрастает расход топлива и ухудшается разгон. Причиной всему этому может стать плохой контакт кузова автомобиля с «массой» ДМРВ, которая является общей для датчика температуры охлаждающей жидкости и ДПДЗ. Хотя восстановление контакта и займет большое количество времени, но результатом этого станет вернувшийся к норме расход топлива и общая нормализация работы двигателя. Если же все реанимационные мероприятия не дадут положительного результата, то рекомендуется приобрести новый датчик в заводской упаковке и с гарантией, чтобы избежать риска покупки бракованной продукции.

Если двигатель начинает работать неустойчиво, а при попытке тронуться с места возникает глубокий провал, то дело может быть в негерметичности соединения головки блока цилиндров с впускным коллектором. Индикаторная лампочка на панели может подать сигнал, если в системе имеется датчик кислорода. При расшифровке кода становится понятно, что нарушен состав топливовоздушной смеси, поскольку неучтенный воздух поступает в цилиндры двигателя в обход ДМРВ. Если стрелка спидометра вашего автомобиля показывает самопроизвольные отклонения в большом диапазоне при любой скорости, значит, самое время менять датчик скорости.

Главное внимание в системе управления надо уделять электрическим разъемам. Если вам не повезло с мастером в вашем автосервисе, то не исключена утеря уплотнительных колец разъемов, что влечет за собой попадание влаги в разъемы и показания счетчика будут искажены. Особенно стоит обратить внимание на самый чувствительный датчик — датчик кислорода. И не забывайте о топливном фильтре, ведь при его засоре может быть невозможна качественная диагностика, поэтому не стоит забывать о его своевременной замене.

Датчик положения коленвала — важный элемент автомобиля, синхронизирующий работу блока управления двигателем. При его повреждении синхронизация будет нарушена, что приведет к поломкам. Однако неисправность этого элемента трудно выявить самостоятельно, ведь для этого необходимы знания и соответствующие инструменты.

Хотя зачастую поломка этого элемента приводит к невозможности запуска двигателя, но это не всегда так. Если датчик коленвала неисправен, то он может существенно снижать эффективность работы автомобиля, нарушать синхронизацию подачи топлива, вызывать самопроизвольное изменение оборотов и многое другое.

Признаки неисправности датчика

Поломку датчика коленвала можно спутать с неполадками других механизмов автомобиля, в том числе, системы впрыска топлива или же блока, управляющего работой двигателя. Поэтому необходимо отличать характерные черты этого случая, ориентируясь на «симптомы» автомобиля. Среди распространенных признаком неполадок датчика коленвала отмечают:

  • самопроизвольное изменение динамики оборотов;
  • существенное снижение характеристик коленвала;
  • отсутствие устойчивости в оборотах на холостом ходу;
  • проблемы с запуском двигателя;
  • возможна детонация в двигателе при нагрузке.

Это лишь основные нюансы, свидетельствующие о поломке датчика коленвала. Их можно спутать с неполадками генератора или шкива привода ГРМ. Существует множество признаков поломки датчика, но большая часть из них индивидуальна и проявляется лишь в частных случаях.

Однако догадками ничего не добиться, при таких признаках стоит отвезти автомобиль в сервис или самостоятельно проверить состояние датчика коленвала. Хотя он довольно труднодоступен, использование инструкции позволит достаточно быстро добраться до него и проверить его работоспособность. Проверка довольно проста и дает точный результат, который сообщит об исправности устройства.

Подготовка датчика перед проверкой

Для проверки этого устройства применяется несколько способов. Наиболее простой из них — использование тестера или же мультиметра, что позволит определить состояние датчика коленвала по его характеристикам. Однако допускается и использование осциллографа, что чаще можно встретить в сервисных мастерских.

Перед тестом необходимо снять устройство с автомобиля. Это выполняется в следующем порядке:

  1. Отключается зажигание.
  2. Отключается разъем датчика.
  3. Снимается закрепляющий болт.
  4. Снимается само устройство.

Процедура снятия с креплений может отличаться в зависимости от автомобиля и метода фиксации.

Совет! Для снятия болта используется ключ на 10. Место труднодоступно, поэтому громоздкими инструментами туда не добраться.

В процессе снятия стоит произвести внешний осмотр устройства. Если поломка существенна, то заметить ее можно без какой-либо диагностики. Если датчик коленвала имеет сильные внешние повреждения или трещины, то его стоит заменить без дополнительных проверок.

Совет! В процессе снятия устройства лучше сделать отметки, определяющие его первоначальное положение. Это упростит его дальнейшую установку после тестирования.

После извлечения датчика необходимо тщательно очистить его от всех загрязнений. Перед дальнейшей проверкой контакты устройства должны быть чистыми, что позволит достоверно определить его работоспособность.

Проверка датчика мультиметром

Для первого метода диагностики нужно применить мультиметр или тестер. Достаточно лишь измерить сопротивление обмотки устройства, присоединив его к измерительной технике. Если обмотка была повреждена, то это скажется на показателях сопротивления.

Поскольку поврежденная катушка изменяет сопротивление датчика коленвала, такая проверка позволит определить ее состояние. Нужно установить необходимый диапазон и подключить щупы к выходам устройства.

После проверки стоит сверить полученные показания с оригинальными. Среднее сопротивление работоспособного датчика коленвала варьируется в пределах 550-750 Ом, но можно найти точное значение в технической инструкции к автомобилю. Там наверняка имеется точный показатель сопротивления.

Важно! Такая проверка недостоверна и не может гарантировать точный результат проверки. Однако она наиболее проста в исполнении, поэтому при наличии мультиметра это позволит определить существенные неполадки в устройстве.

Также существует второй метод определения работоспособности датчика коленвала. Он гораздо труднее, а для его проведения необходимо взять несколько устройств, среди них:

  • измеритель индуктивности;
  • вольтметр;
  • мегаомметр;
  • сетевой трансформатор.

Последние два устройства заменяются мультиметром, если тот поддерживает эти функции.

Необходимо проводить следующие измерения:

  1. Измерение сопротивления обмотки посредством омметра.
  2. Измерение индуктивности обмотки, используя измеритель индуктивности.
  3. Определение сопротивления изоляции, используя мегаомметр. Пустив напряжение в 500В, необходимо определить показатель сопротивления.

На основе полученных данных определяется состояние датчика коленвала. Каждый показатель имеет определенную норму, на которую стоит ориентироваться. Индуктивность обмотки варьируется в пределах 200-400 мГн, выход за эти рамки свидетельствует о неисправности устройства. Норма сопротивления обмотки ранее упоминалась и составляет 550-750 Ом.

При измерении сопротивления изоляции полученный показатель не должен превышать 20 Мом.

Эти данные позволят определить работоспособность устройства или наличие поломок, что приведет к его дальнейшей замене. Однако имеются и более точные способы диагностики, среди которых основной — проверка посредством осциллографа. Он применяется на профессиональных станциях технического обслуживания и обеспечивает полную диагностику этого элемента.

Важно! После диагностики устройства стоит проверить диск синхронизации на намагничивание. Если он получил лишний заряд, то стоит размагнитить его, используя трансформатор.

Если проверка не выявила проблемы с датчиком коленвала, то нужно установить его обратно. При этом стоит руководствоваться ранее оставленными метками. Важно оставить небольшое расстояние от датчика до диска, которое должно соответствовать значению в пределах 0,5-1,5 мм.

Проверка датчика на осциллографе

Для осуществления проверки датчика коленвала на осциллографе нет нужды снимать его с автомобиля. Такая диагностика позволяет увидеть сигналы в процессе работы, а не работоспособность отдельного устройства.

Для проверки необходимо сделать следующие шаги:

  1. Подключить черный зажим осциллографа к массе двигателя.
  2. Подключить пробник щупа параллельно выводу датчика.
  3. Второй разъем щупа подключается к выходу № 5 USB Autoscope II.

После этого, все подключения, необходимые для получения данных с автомобиля, будут завершены. Далее нужно запустить режим осциллограмма «Inductive_Crankshaft». Это обеспечит трансляцию сигнала в понятном виде.

Для начала диагностики нужно завести автомобиль, запустив двигатель. Если поломка вывела его из строя, то необходимо покрутить его стартером.

Если датчик коленвала не подает сигналов, тогда это явный признак его неисправности. Если же он рабочий, но полученные данные отличаются от нормы, то это свидетельствует о неисправности устройства. Диагностика посредством осциллографа позволит обнаружить проблемы датчика и системы впрыска, демонстрируя все неполадки в работе автомобиля в виде волн и импульсов.

Замена датчика

Этот элемент является одним из немногих, способных полностью вывести автомобиль из строя. Поэтому иногда необходима его быстрая замена, чтобы машина смогла продолжить свое движение. Для этого нужно новое устройство, стоимость которого относительно невысока, а также ключ на 10 или 12, что зависит от болта на креплении.

Процесс происходит в следующем порядке:

  1. Проводится отключение устройства от питания.
  2. Откручиваются все препятствия на пути (зачастую это защитные элементы).
  3. Откручивается болт крепления, фиксирующий устройство.
  4. Извлекается дефектное устройство и заменяется новым.
  5. Проводится сборка в обратном порядке.

Совет! Не стоит использовать громоздкие ключи, ведь месторасположение болта труднодоступно. Крупный инструмент попросту не сможет там провернуться.

Неисправность датчика положения коленвала — нечастая поломка, поэтому выявить ее самостоятельно достаточно трудно. Руководствуясь основными признаками, стоит проверить устройство посредством обычного мультиметра или других методов. Если же поломка подтвердилась, стоит заменить его. Узнать больше о проверке этого датчика можно из следующего видео, где показана его диагностика посредством мультиметра:

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: