Бондарь александр алексеевич. Бондарь александр алексеевич Полковник бондарь александр николаевич 1945 год рождения



Б ондарь Александр Алексеевич – заместитель командира эскадрильи, штурман 866-го истребительного авиационного полка 288-й истребительной авиационной дивизии 17-й воздушной армии 3-го Украинского фронта, старший лейтенант.

Родился 2 сентября 1922 года в станице Змейская ныне Кировского района Республики Северная Осетия – Алания в семье казака. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1944 года. После окончания средней школы, в 1939 году поступил в Орджоникидзевский аэроклуб.

В Красной Армии с марта 1941 года. В 1942 году окончил Краснодарскую военную авиационную школу пилотов.

В боях Великой Отечественной войны с октября 1942 года. Воевал лётчиком, командиром звена и эскадрильи на Юго-Западном и 3-м Украинском фронтах. В боях был дважды ранен. Участвовал в операциях «Сатурн» и Харьковской, в том числе в воздушных боях в районах городов Старобельск, Изюм, в битве за Днепр в районе Запорожья, в Никопольской, Криворожской и Одесской операциях, в боях над Днестровским плацдармом, в Ясско-Кишинёвской и Будапештской операциях.

Штурман 866-го истребительного авиационного полка (288-я истребительная авиационная дивизия, 17-я воздушная армия, 3-й Украинский фронт) старший лейтенант А.А.Бондарь к июню 1944 года совершил 252 боевых вылета, в 48 воздушных боях сбил 15 самолётов противника.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленную при этом храбрость, мужество и героизм старшему лейтенанту Бондарю Александру Алексеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина (№17087) и медали «Золотая Звезда» (№3461).

Продолжал службу в своем полку, стал капитаном, командиром эскадрильи. Военную карьеру летчика едва не прервал несчастный случай. 4 апреля 1945 года случайным выстрелом из пистолета тяжело ранил в голову летчика Виталия Микрюкова , чей полк базировался на том же аэродроме Традсдорф (Австрия). Рана оказалась смертельной. 25 июня военным трибуналом 17-й воздушной армии Бондарь Александр Алексеевич был осужден по статье по 137 УК РСФСР и приговорен к 8 годам лишения свободы, военным трибуналом южной группы войск мера наказаняи был снижена до 3 лет. На основании ст. 1 п А Указа Президиума Верховного Совета СССР от 7 июля 1945 года об амнистии в связи с победой над гитлеровской Германией был освобожден от отбытия наказания.

Трибуналом было возбуждено ходатайство о лишении звания Героя и наград, которые сначала было поддержано Главной прокуратурой. Рассмотрение вопроса несколько раз откладывалось. В январе 1950 года, с учетом положительных характеристик с места службы, ходатайств командиров разных уровней, вплоть до главкома ВВС Жигарева, генеральным прокурором Сафоновым было дано новое заключении о сохранения звания и наград.

Продолжал службу в Военно-воздушных силах СССР на Дальнем Востоке. Во время службы осваивал реактивные самолёты, стал лётчиком 1-го класса. С 1958 года полковник А.А.Бондарь – в запасе.

Жил в городе Армавир Краснодарского края. Окончил школу машинистов тепловоза и долгое время трудился на железной дороге. Скончался 14 мая 1992 года. Похоронен в парке станицы Змейская Кировского района Республики Северная Осетия – Алания.

Полковник. Награждён орденами Ленина (19.08.1944), Красного Знамени (30.07.1943), Александра Невского (30.01.1944), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), 3 орденами Красной Звезды (22.02.1943, 30.12.1956, 23.01.1957), медалями.

Его именем названа улица в станице Змейская, на фасаде дома, в котором он жил, установлена мемориальная доска. В 2006 году имя Героя было присвоено Змейской средней общеобразовательной школе №1.

Герой Советского Союза Бондарь Александр Алексеевич. Родился 2 Сентября 1922 года в станице Змейская, ныне Кировского района Северо - Осетинской автономной республики. Окончил 7 классов неполной средней школы. С 1941 года в рядах Красной Армии. В 1942 году окончил Краснодарскую военную авиационную школу лётчиков и вскоре был направлен в действующую армию. С Января 1943 года сержант А. А. Бондарь на фронтах Великой Отечественной войны. К Июню 1944 года штурман 866-го истребительного авиационного полка (288-я истребительная авиационная дивизия, 17-я Воздушная армия, 3-й Украинский фронт) Старший лейтенант А. А. Бондарь совершил 252 боевых вылета, участвуя в 48 воздушных боях, лично сбил 15 самолётов противника. За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 Августа 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". К концу войны, летая на "Яках", выполнил 328 успешных боевых вылетов. В 70 воздушных боях лично сбил 18 самолётов противника. После войны Александр Алексеевич продолжил службу в ВВС. С 1958 года Полковник А. А. Бондарь - в запасе. Жил в городе Армавир (Краснодарский край), работал машинистом тепловоза. Умер 14 Мая 1992 года. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды (трижды); медалями. Его имя носит школа в станице Змейская. * * * Любой воздушный бой требует от лётчика отваги и мастерства. Но для боя с численно превосходящим противником ему ещё необходимы молниеносный расчёт и исключительное самообладание, необыкновенная храбрость, дерзость и готовность на самопожертвование. Летом 1941 года этого ещё не знал 18-летний Саша Бондарь из станицы Змейской. В самом начале войны он вместе с отцом и 2-мя братьями пришёл в Кировский райвоенкомат. Он тогда хотел лишь летать, биться с врагом в воздухе. И его желание удовлетворили. За год упорной учебы он взял всё, что могла дать ему лётная школа. В действующую армию Александр Бондарь попал в последних числах Октября 1942 года, когда отборные немецкие войска рвались к великой русской реке Волге в районе Сталинграда и к жизненным центрам Кавказа. Он был назначен лётчиком в 866-й истребительный авиационный полк, действовавший на Юго - Западном фронте. Войска фронта в то время сосредоточили свои усилия против фашистов, вклинившихся в нашу оборону севернее Сталинграда. Враг был ещё силён, он рвался вперёд. Советские войска должны были в оборонительных боях нанести максимальные потери наступавшему противнику, обескровить его, выиграть время для сосредоточения резервов и создания необходимых условий для перехода в контрнаступление. Лётчик - истребитель Александр Бондарь тогда выполнял самые разнообразные боевые задания - сопровождал штурмовики, которые наносили удары по немецкой пехоте и их танкам, прикрывал бомбардировщики, громившие органы управления, резервы и аэродромы врага, перехватывал вражеские самолёты, прикрывал районы сосредоточения наших резервов, вылетал на разведку, вёл наблюдение за действиями вражеских войск. Во время исторического контрнаступления советских войск, с берегов Волги Александр показал себя уже опытным лётчиком. Он неоднократно назначался ведущим пары, звена, эскадрильи. 15 Апреля 1943 года Лейтенант А. А. Бондарь получил задачу вести 6 истребителей на прикрытие бомбардировщиков. В районе Старобельска наши самолёты встретили 6 Ме-109 и 4 FW-190. Завязался бой. Группа Александра Бондаря благодаря грамотно организованному взаимодействию и товарищеской взаимной выручке сбила 3 вражеских самолета. Остальные машины поспешили скрыться. Сам А. А. Бондарь сбил в этом бою один неприятельский самолёт. Советские истребители вернулись на свою базу без потерь. В Августе того же года, когда после разгрома немецких войск под Курском войска Юго - Западного фронта перешли в наступление и, форсировав Северный Донец в районе Изюма, устремились на запад, разведка донесла, что навстречу нашим наступавшим войскам подходят 18 немецких бомбардировщиков под прикрытием Ме-109. Звено Старшего лейтенанта А. А. Бондаря вместе с другими истребителями патрулировало в прифронтовом районе. Противник не был допущен к цели. Советские лётчики в этой схватке сбили 5 вражеских самолётов. Сам командир звена уничтожил одного "Юнкерса". Через 2 дня после этого боя Александр Бондарь снова повёл 8 "Яков" на прикрытие наземных войск. В районе Изюма "ястребки" встретили несколько десятков "Юнкерсов", которые под прикрытием истребителей намеревались бомбить наши наступавшие соединения. Времени на размышление не было. И Старший лейтенант А. А. Бондарь принимает смелое решение. По его команде 2 пары завязали бой с вражескими истребителями, а остальные 2 пары напали на бомбардировщиков, оставшихся без прикрытия. Бой с численно превосходящим противником длился 50 минут. Он был организован настолько удачно и грамотно, что наблюдавший за ним командующий 17-й Воздушной армией генерал Судец лично поздравил Бондаря с блестящей победой. В самом деле, 8 советских истребителей сбили 5 самолётов противника, из них 2 были занесены в актив командира. Планы врага были сорваны. Наши самолёты без потерь вернулись на свой аэродром. Перечень подвигов Александра Алексеевича Бондаря можно было бы продолжить. Но, думается, достаточно сказать, что он участвовал в боях за Запорожье и Никополь, в районе Кривого Рога и Одессы, под Григорополем и Кишинёвом. И всюду командование восхищалось его "умелым почерком". До середины 1944 года Капитан А. А. Бондарь участвовал в 48 воздушных боях и всегда выходил победителем. Нет, это не было просто везением. Он никогда не шёл в бой очертя голову, хотя жгучая ненависть к врагу и не давала ему покоя. На это у него были веские основания. К тому времени он уже знал, что его отец и брат погибли в борьбе с фашистами, знал он и о том, что его родная станица Змейская была оккупирована и разграблена гитлеровцами. Перед каждым боем Александр Алексеевич разумно сопоставлял все плюсы и минусы, учитывал особенности погоды, прекрасно знал уязвимые места всех типов вражеских самолётов. В каждом конкретном бою он применял наивыгоднейший приём боя. В Мае 1944 года, когда советские войска, захватив плацдарм на западном берегу Днестра, вели тяжёлые бои по его удержанию и расширению, враг прилагал все усилия, чтобы ликвидировать этот плацдарм, сбросить наши войска в Днестр. Сухопутные войска противника обеспечивались массированными налётами авиации. В тот день, 10 Мая, над позициями наших частей неожиданно появились 30 FW-190 и 6 Ме-109. В воздухе барражировала группа истребителей под командованием Капитана А. А. Бондаря. Ему последовал немедленный приказ по радио: не подпустить вражескую авиацию к нашим наземным войскам. Капитан Бондарь должен был принять молниеносное решение. Он быстро направил одну пару истребителей для демонстрации фронтальной атаки, а сам с остальными 6 истребителями, набрав высоту, из-за облаков неожиданно напал на врага с фланга. В завязавшейся схватке было сбито 3 вражеских самолёта. При этом лично сам командир уничтожил одну фашистскую машину. Потеря 3-х самолётов в одно мгновение настолько расстроила боевые порядки врага, что его самолёты кинулись врассыпную. Задача была выполнена. Перед боями над Молдавией А. Бондарь уже был награждён орденом Красного Знамени, орденом Александра Невского, тремя орденами Красной Звезды и несколькими медалями. Командование авиационного полка, ходатайствуя о присвоении ему звания Героя Советского Союза, указывало: "Капитан Бондарь Александр Алексеевич за период с 30 Октября 1942 года по 20 Мая 1944 года произвёл 252 боевых вылета с налётом 265 часов, из них: на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков - 88 боевых вылетов, на прикрытие наземных войск - 122 боевых вылета, на разведку войск противника - 20 вылетов, на перехват вражеских самолётов - 22 боевых вылета. Он участвовал в 48 воздушных боях, в которых лично сбил 15 самолётов противника, в том числе: 4 бомбардировщика типа "Хш-129", "Ю-88", "Ю-87" и 11 истребителей типа "Ме-109" и "ФВ-190". Александр Бондарь одинаково уверенно летал на самолётах Як-1 и Як-9, в воздушных боях вёл себя хладнокровно и смело. Летая на боевые задания ведущим группы, своим личным примером показывал образцы смелости и находчивости, проявлял в боях разумную инициативу, являясь всегда примером для своих подчинённых. В Июне 1944 года командующий войсками 3-го Украинского фронта Генерал армии Ф. И. Толбухин поддержал ходатайство о присвоении Капитану Александру Алексеевичу Бондарю звания Героя Советского Союза, а 19 Августа 1944 года Президиум Верховного Совета Союза ССР присвоил ему это почётное звание. Александр Алексеевич Бондарь после исторической победы в Великой Отечественной войне продолжал служить в Советской Армии на Дальнем Востоке. В 1958 году, в звании Подполковника, уволился в запас.

Родился 2 Сентября 1922 года в станице Змейская, ныне Кировского района Северо - Осетинской автономной республики, в семье крестьянина. Окончил 7 классов неполной средней школы. С 1941 года в рядах Красной Армии. В 1942 году окончил Краснодарскую военную авиационную школу лётчиков и вскоре был направлен в действующую армию.

С Января 1943 года сержант А. А. Бондарь на фронтах Великой Отечественной войны.

К Июню 1944 года штурман 866-го истребительного авиационного полка (288-я истребительная авиационная дивизия, 17-я Воздушная армия, 3-й Украинский фронт) Старший лейтенант А. А. Бондарь совершил 252 боевых вылета, участвуя в 48 воздушных боях, лично сбил 15 самолётов противника.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 Августа 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

К концу войны, летая на "Яках", выполнил 328 успешных боевых вылетов. В 70 воздушных боях лично сбил 18 самолётов противника.

После войны Александр Алексеевич продолжил службу в ВВС. С 1958 года Полковник А. А. Бондарь - в запасе. Жил в городе Армавир (Краснодарский край), работал машинистом тепловоза. Умер 14 Мая 1992 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды (трижды); медалями. Его имя носит школа в станице Змейская.

* * *

Любой воздушный бой требует от лётчика отваги и мастерства. Но для боя с численно превосходящим противником ему ещё необходимы молниеносный расчёт и исключительное самообладание, необыкновенная храбрость, дерзость и готовность на самопожертвование.

Летом 1941 года этого ещё не знал 18-летний Саша Бондарь из станицы Змейской. В самом начале войны он вместе с отцом и 2-мя братьями пришёл в Кировский райвоенкомат. Он тогда хотел лишь летать, биться с врагом в воздухе. И его желание удовлетворили. За год упорной учебы он взял всё, что могла дать ему лётная школа.

В действующую армию Александр Бондарь попал в последних числах Октября 1942 года, когда отборные немецкие войска рвались к великой русской реке Волге в районе Сталинграда и к жизненным центрам Кавказа. Он был назначен лётчиком в 866-й истребительный авиационный полк, действовавший на Юго - Западном фронте. Войска фронта в то время сосредоточили свои усилия против фашистов, вклинившихся в нашу оборону севернее Сталинграда.

Враг был ещё силён, он рвался вперёд. Советские войска должны были в оборонительных боях нанести максимальные потери наступавшему противнику, обескровить его, выиграть время для сосредоточения резервов и создания необходимых условий для перехода в контрнаступление.

Лётчик - истребитель Александр Бондарь тогда выполнял самые разнообразные боевые задания - сопровождал штурмовики, которые наносили удары по немецкой пехоте и их танкам, прикрывал бомбардировщики, громившие органы управления, резервы и аэродромы врага, перехватывал вражеские самолёты, прикрывал районы сосредоточения наших резервов, вылетал на разведку, вёл наблюдение за действиями вражеских войск.

Во время исторического контрнаступления советских войск, с берегов Волги Александр показал себя уже опытным лётчиком. Он неоднократно назначался ведущим пары, звена, эскадрильи.

15 Апреля 1943 года Лейтенант А. А. Бондарь получил задачу вести 6 истребителей на прикрытие бомбардировщиков. В районе Старобельска наши самолёты встретили 6 Ме-109 и 4 FW-190. Завязался бой. Группа Александра Бондаря благодаря грамотно организованному взаимодействию и товарищеской взаимной выручке сбила 3 вражеских самолета. Остальные машины поспешили скрыться. Сам А. А. Бондарь сбил в этом бою один неприятельский самолёт. Советские истребители вернулись на свою базу без потерь.

В Августе того же года, когда после разгрома немецких войск под Курском войска Юго - Западного фронта перешли в наступление и, форсировав Северный Донец в районе Изюма, устремились на запад, разведка донесла, что навстречу нашим наступавшим войскам подходят 18 немецких бомбардировщиков под прикрытием Ме-109. Звено Старшего лейтенанта А. А. Бондаря вместе с другими истребителями патрулировало в прифронтовом районе. Противник не был допущен к цели. Советские лётчики в этой схватке сбили 5 вражеских самолётов. Сам командир звена уничтожил одного "Юнкерса".

Через 2 дня после этого боя Александр Бондарь снова повёл 8 "Яков" на прикрытие наземных войск. В районе Изюма "ястребки" встретили несколько десятков "Юнкерсов", которые под прикрытием истребителей намеревались бомбить наши наступавшие соединения. Времени на размышление не было. И Старший лейтенант А. А. Бондарь принимает смелое решение. По его команде 2 пары завязали бой с вражескими истребителями, а остальные 2 пары напали на бомбардировщиков, оставшихся без прикрытия. Бой с численно превосходящим противником длился 50 минут. Он был организован настолько удачно и грамотно, что наблюдавший за ним командующий 17-й Воздушной армией генерал Судец лично поздравил Бондаря с блестящей победой. В самом деле, 8 советских истребителей сбили 5 самолётов противника, из них 2 были занесены в актив командира. Планы врага были сорваны. Наши самолёты без потерь вернулись на свой аэродром.

Перечень подвигов Александра Алексеевича Бондаря можно было бы продолжить. Но, думается, достаточно сказать, что он участвовал в боях за Запорожье и Никополь, в районе Кривого Рога и Одессы, под Григорополем и Кишинёвом. И всюду командование восхищалось его "умелым почерком".

До середины 1944 года Капитан А. А. Бондарь участвовал в 48 воздушных боях и всегда выходил победителем. Нет, это не было просто везением. Он никогда не шёл в бой очертя голову, хотя жгучая ненависть к врагу и не давала ему покоя. На это у него были веские основания. К тому времени он уже знал, что его отец и брат погибли в борьбе с фашистами, знал он и о том, что его родная станица Змейская была оккупирована и разграблена гитлеровцами.

Перед каждым боем Александр Алексеевич разумно сопоставлял все плюсы и минусы, учитывал особенности погоды, прекрасно знал уязвимые места всех типов вражеских самолётов. В каждом конкретном бою он применял наивыгоднейший приём боя.

В Мае 1944 года, когда советские войска, захватив плацдарм на западном берегу Днестра, вели тяжёлые бои по его удержанию и расширению, враг прилагал все усилия, чтобы ликвидировать этот плацдарм, сбросить наши войска в Днестр. Сухопутные войска противника обеспечивались массированными налётами авиации. В тот день, 10 Мая, над позициями наших частей неожиданно появились 30 FW-190 и 6 Ме-109. В воздухе барражировала группа истребителей под командованием Капитана А. А. Бондаря. Ему последовал немедленный приказ по радио: не подпустить вражескую авиацию к нашим наземным войскам.

Капитан Бондарь должен был принять молниеносное решение. Он быстро направил одну пару истребителей для демонстрации фронтальной атаки, а сам с остальными 6 истребителями, набрав высоту, из-за облаков неожиданно напал на врага с фланга. В завязавшейся схватке было сбито 3 вражеских самолёта. При этом лично сам командир уничтожил одну фашистскую машину. Потеря 3-х самолётов в одно мгновение настолько расстроила боевые порядки врага, что его самолёты кинулись врассыпную. Задача была выполнена.

Перед боями над Молдавией А. Бондарь уже был награждён орденом Красного Знамени, орденом Александра Невского, тремя орденами Красной Звезды и несколькими медалями.

Командование авиационного полка, ходатайствуя о присвоении ему звания Героя Советского Союза, указывало:

"Капитан Бондарь Александр Алексеевич за период с 30 Октября 1942 года по 20 Мая 1944 года произвёл 252 боевых вылета с налётом 265 часов, из них: на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков - 88 боевых вылетов, на прикрытие наземных войск - 122 боевых вылета, на разведку войск противника - 20 вылетов, на перехват вражеских самолётов - 22 боевых вылета. Он участвовал в 48 воздушных боях, в которых лично сбил 15 самолётов противника, в том числе: 4 бомбардировщика типа "Хш-129", "Ю-88", "Ю-87" и 11 истребителей типа "Ме-109" и "ФВ-190".

Александр Бондарь одинаково уверенно летал на самолётах Як-1 и Як-9, в воздушных боях вёл себя хладнокровно и смело. Летая на боевые задания ведущим группы, своим личным примером показывал образцы смелости и находчивости, проявлял в боях разумную инициативу, являясь всегда примером для своих подчинённых.

В Июне 1944 года командующий войсками 3-го Украинского фронта Генерал армии Ф. И. Толбухин поддержал ходатайство о присвоении Капитану Александру Алексеевичу Бондарю звания Героя Советского Союза, а 19 Августа 1944 года Президиум Верховного Совета Союза ССР присвоил ему это почётное звание.

Александр Алексеевич Бондарь после исторической победы в Великой Отечественной войне продолжал служить в Советской Армии на Дальнем Востоке.

В 1958 году, в звании Подполковника, уволился в запас.

* * *

Список всех известных побед Капитана А. А. Бондаря:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов". Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т а Сбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
1 17.01.1943 г. 1 Ме-109 сев - вост. Лихой Як-7, Як-1,

Як-9, Як-3.

2 15.06.1943 г. 1 Ме-109 юж. Шульжинка
3 16.07.1943 г. 1 Hs-126 юж. Толоконное
4 20.07.1943 г. 1 FW-190 сев. Верхополье
5 22.08.1943 г. 1 Ju-87 Пашково
6 24.08.1943 г. 1 Ме-109 юж. Лисички
7 25.08.1943 г. 1 Ju-88 юж. Краснополье-2
8 10.10.1943 г. 1 Ме-109 вост. Грибовка
9 12.10.1943 г. 1 Ме-109 Мокрая
10 14.10.1943 г. 1 Ме-109 сев. Запорожье
11 30.11.1943 г. 1 Ju-88 юж. Марьевка
12 31.03.1944 г. 1 Ме-109 юж. Берцовка
13 10.05.1944 г. 1 Ме-109 сев - зап. Шерпены
14 17.05.1944 г. 1 Ме-109 юж. Финтиница
15 19.02.1945 г. 1 FW-190 вост. Либад
16 19.03.1945 г. 1 Ме-109 юго - зап. Надашдладань
17 21.03.1945 г. 1 Ме-109 Шиофок
18 03.04.1945 г. 1 FW-190 сев - зап. Брук

Всего сбитых самолётов - 18 + 0; боевых вылетов - 326; воздушных боёв - 70.

Дата рождения 2 сентября
Место рождения
  • Змейская , Кировский район , Северная Осетия , РСФСР
Дата смерти 14 мая (69 лет)
Место смерти
  • Армавир , Краснодарский край , Россия
Принадлежность СССР
Род войск Военно-воздушные силы
Годы службы -
Звание

Часть 866-й истребительный авиационный полк
Сражения/войны Великая Отечественная война
Награды и премии

Биография

К июню 1944 года Бондарь совершил 252 боевых вылета, принял участие в 48 воздушных боях, в которых сбил 15 вражеских самолётов .

К концу войны капитан А. А. Бондарь совершил 328 боевых вылетов, провёл 70 воздушных боёв, сбил лично 19 самолётов противника .

4 апреля 1945 года выстрелом из пистолета тяжело ранил в голову лётчика Героя Советского Союза Виталия Микрюкова , чей полк базировался на том же аэродроме Традсдорф (Австрия). Рана оказалась смертельной. 25 июня военным трибуналом 17-й воздушной армии Бондарь Александр Алексеевич был осуждён по статье по 137 УК РСФСР и приговорён к 8 годам лишения свободы, военным трибуналом южной группы войск мера наказания был снижена до 3 лет. На основании ст. 1 п А Указа Президиума Верховного Совета СССР от 7 июля 1945 года об амнистии в связи с победой над гитлеровской Германией был освобождён от отбытия наказания.

Трибуналом было возбуждено ходатайство о лишении звания Героя и наград, которые сначала было поддержано Главной прокуратурой. Рассмотрение вопроса несколько раз откладывалось. В январе 1950 года, с учётом положительных характеристик с места службы, ходатайств командиров разных уровней, вплоть до главкома ВВС Жигарева, генеральным прокурором Сафоновым было дано новое заключении о сохранения звания и наград.

Продолжил службу в Советской армии. Служил на Дальнем Востоке , осваивал реактивные самолёты, стал лётчиком 1-го класса. В 1958 году в звании полковника Бондарь был уволен в запас. Проживал в городе Армавире Краснодарского края . Окончил школу машинистов тепловоза, работал на железной дороге.

Лучшие лётчики 866-го истребительного авиаполка, 1945 г. Справа во втором ряду Середин Владимир Алексеевич, слева внизу Сырцов Дмитрий Дмитриевич, вверху второй справа Зиновьев Александр Алексеевич, в центре во втором ряду Бондарь Александр Алексеевич

Награды

Память

Примечания

Литература

  • Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов . - М. : Воениздат , 1987. - Т. 1 /Абаев - Любичев/. - 911 с. - 100 000 экз. - ISBN отс., Рег. № в РКП 87-95382.
288-я истребительная авиационная дивизия

288-я истребительная авиационная Павлоградско-Венская Краснознамённая ордена Суворова диви́зия (288-я иад) - соединение Военно-Воздушных сил (ВВС) Вооружённых Сил РККА, принимавшее участие в боевых действиях Великой Отечественной войны, переданная после распада СССР в состав ВВС Украины.

866-й истребительный авиационный полк

866-й истребительный авиационный Измаильский ордена Суворова полк (866-й иап) - воинская часть Военно-воздушных сил (ВВС) Вооружённых Сил РККА, принимавшая участие в боевых действиях Великой Отечественной войны.

Бондарь, Александр

Александр Бондарь:

Бондарь, Александр Алексеевич (1922-1992) - Герой Советского Союза.

Бондарь, Александр Аркадьевич (род. 1967) - советский и российский футболист и спортивный функционер.

Бондарь, Александр Афанасьевич (1916-1943) - Герой Советского Союза.

Бондарь, Александр Васильевич (род. 1952) - Герой Социалистического Труда.

Бондарь, Александр Викторович (род. 1972) - российский писатель и журналист, репортёр, собственный корреспондент.

Бондарь, Александр Евгеньевич (род. 1955) - российский физик.

Бондарь, Александр Игоревич (род. 1993) - украинский и российский спортсмен по прыжкам в воду.

Бондарь, Александр Николаевич (род. 1955) - украинский политик.

Бондарь, Александр Сергеевич (род. 1988) - российский спортсмен по стендовой стрельбе.

Бондарь, Александр Степанович (1943-2012) - основатель и первый директор Скаутского региона Евразии.

Бондарь (фамилия)

Бондарь - фамилия, происходит от названия профессии бондарь. Известные носители:

Бондарь, Александр:

Бондарь, Алексей:

Бондарь, Андрей Владимирович (род. 1974) - украинский поэт, переводчик и публицист, колумнист.

Бондарь, Антон Филиппович (1913-1997) - Герой Советского Союза.

Бондарь, Вадим:

Бондарь, Владимир:

Бондарь, Виктор Васильевич (род. 1975) - украинский политик, депутат Верховной Рады Украины 7-го созыва.

Бондарь, Георгий:

Бондарь, Григорий:

Бондарь, Дани (род. 1987) - израильский и российский футболист.

Бондарь, Иван:

Бондарь, Ксения Игоревна (род. 1990) - российская волейболистка.

Бондарь, Леонид Фаддеевич (в монашестве Леонтий; 1913-1999) - епископ Русской православной церкви, митрополит Оренбургский и Бузулукский.

Бондарь, Мария Михайловна (род. 1929) - Герой Социалистического Труда (1950).

Бондарь, Михаил Игнатьевич - полный кавалер ордена Славы.

Бондарь, Николай:

Бондарь, Пётр Николаевич (1885-1918) - эсер, делегат Всероссийского Учредительного собрания.

Бондарь, Римма Дмитриевна (1937-2011) - украинский советский археолог-античник.

Бондар, Роберта Линн (род. 1945) - канадская женщина-астронавт.

Бондарь, Сергей:

Бондарь, Яна Руслановна (род. 1991) - украинская биатлонистка.Ширяева, Нина Ильинична (урождённая Бондарь, 1922-2013) - советский офицер-танкист.

Змейская

Зме́йская (осет. Змейкæ) - станица в Кировском районе республики Северной Осетия-Алания. Административный центр муниципального образования «Змейское сельское поселение».

Середин, Владимир Алексеевич

Владимир Алексеевич Середин (9 февраля 1917, Борисоглебск, Тамбовская губерния - 6 апреля 1945) - штурман 866-го истребительного авиационного полка, капитан. Герой Советского Союза.

Список Героев Советского Союза (Северная Осетия)

Список Героев Советского Союза Северной Осетии (родившихся или живших в республике).

Список советских асов Великой Отечественной войны, одержавших 16-19 личных побед

Список советских асов Великой Отечественной войны, одержавших по 16 - 19 личных побед составлен на основании труда М. Ю. Быкова «Все Асы Сталина 1936-1953 гг.» (М., 2014). Данные по некоторым лётчикам откорректированы только в том случае, когда приведены обоснованные данные по иному количеству их побед.

Серым цветом выделены лётчики, погибшие в бою, пропавшие без вести, не вернувшиеся из боевых вылетов (кроме попавших в плен и вернувшихся из него после окончания войны), погибшие в авиакатастрофах и по другим причинам во время войны.

Сырцов, Дмитрий Дмитриевич

Дмитрий Дмитриевич Сырцов (1913, Юрюзань - 1985, Москва) - заместитель командира 866-го истребительного авиационного полка (288-я истребительная авиационная дивизия, 17-я воздушная армия, 3-й Украинский фронт), майор. Герой Советского Союза.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: